Рефераты

Ответственность за преступления террористической направленности по уголовному российскому законодательству

бщественная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (см.: Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности").

Объективная сторона терроризма состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; либо в угрозе совершения указанных действий. Взрыв, поджог и иные действия - это способы совершения преступления. Иные действия - это общеопасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге (затопление объектов жизнеобеспечения населения, повреждение линий электропередачи, обвалы, блокирование транспортных коммуникаций, распространение отравляющих веществ и т.д.).

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч.1 ст. 205 УК РФ, когда они создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий либо с момента объективизации угрозы совершения подобных действий, т.е. для оконченного состава терроризма не требуется фактического наступления указанных последствий. В случае их наступления при наличии умысла содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, а при неосторожной вине - с учетом характера последствий возможна квалификация по ч.3 ст. 205 УК РФ.

Опасность гибели людей означает, что эти действия угрожали хотя бы одному человеку. Значительный имущественный ущерб определяется с учетом стоимости и значимости материальных ценностей, материального и финансового положения потерпевших. Иные общественно опасные последствия означают причинение вреда здоровью людей, возникновение паники, страха, массовых беспорядков, ухудшение экологической обстановки в регионе, поток беженцев, дезорганизацию нормальной деятельности органов государственной власти и т.д.

Угроза совершения указанных террористических действий должна вызывать у граждан и органов власти обоснованное опасение ее осуществления. Угроза может быть выражена устно, письменно, по телефону, с помощью иных технических средств.

Субъективная сторона терроризма характеризуется прямым умыслом и специальной целью воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 14 лет

Квалифицированный состав (ч.2 ст. 205 УК РФ) характеризуется совершением тех же деяний: группой лиц по предварительному сговору п. "в". (см. комментарий к ч.2 ст.35 УК РФ); с применением огнестрельного оружия - п. "в" (см. комментарии к ст.162, 222 УК).

Под применением огнестрельного оружия следует понимать производство стрельбы, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности совершения акта терроризма другим способом.

К особо квалифицированному составу терроризма ч.3 ст. 205 УК РФ относит деяния, совершенные: организованной группой (ч.3 ст.35 УК); если они повлекли по неосторожности смерть человека (ст.109 УК) или иные тяжкие последствия; если они сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения (ст.220 УК РФ) либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

К иным тяжким последствиям могут относиться:

· причинение тяжкого вреда здоровью,

· вывод из строя на продолжительное время объектов жизнеобеспечения, работы транспорта,

· крупный материальный ущерб и т.д. См.: Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. А.И. Рагора. М.: Проспект. 2008. С. 392.

Умышленное причинение смерти потерпевшему при терроризме влечет квалификацию по совокупности преступлений: ст. 205 и 105 УК РФ.

Объекты атомной энергетики - это ядерные установки (атомные станции, сооружения и комплексы с ядерными реакторами, установки и устройства с ядерными зарядами, предназначенные для использования в мирных целях), а также пункты хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.

Примечание к ст. 205 УК РФ предусматривает условия освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма в случае его позитивного постпреступного поведения: если оно способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом и если при этом в его действиях не содержится иного состава преступления.

2.2 Содействие террористической деятельности

В связи внесенными изменениями в УК РФ в 2006 году уголовное законодательство предусматривает ст. 205№ содействие террористической деятельности. Согласно данной статье склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 "террористический акт", 206 "захват заложника", 208 "организация незаконного вооружённого формирования", 211 "угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 277 "посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля", 278 "насильственный захват власти или насильственное удержание власти", 279 "вооружённый мятеж" и 360 "нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой" Уголовного Кодекса РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма карается уголовным законом.

Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 205№, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Включение комментируемой статьи в УК РФ обусловлено ратификацией Россией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, а внесение в нее изменений - принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (СЗ РФ. 2006. №2 11. Ст.146). В действующей редакции эта статья относит к преступлениям террористического характера не только деяния, предусмотренные ст. 205, 206, 208, 211, 277 и 360 УК, но также насильственный захват власти (ст.278 УК РФ) и вооруженный мятеж (ст.279 УК РФ).

Объект анализируемого преступления, как и всех преступлений террористического характера, - общественная безопасность.

Объективная сторона содействия террористической деятельности характеризуется альтернативно любым из следующих действий:

1) склонение лица к совершению хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ;

2) вербовка лица для совершения хотя бы одного из перечисленных преступлений;

3) иное вовлечение лица в совершение любого из перечисленных преступлений;

4) вооружение хотя бы одного лица для совершения любого из перечисленных деяний;

5) подготовка лица к совершению хотя бы одного из указанных преступлений;

6) финансирование терроризма.

Склонение лица к совершению преступления террористического характера заключается в психическом или физическом воздействии на другое лицо с целью возбуждения у него желания совершить одно или несколько преступлений из числа предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277,278,279 и 360 УК РФ. Если результатом физического воздействия стало причинение тяжкого вреда здоровью, то склонение к совершению преступления террористического характера необходимо дополнительно квалифицировать по ст.111 УК РФ.

Вербовка для совершения преступления террористического характера подразумевает деятельность по привлечению одного или нескольких лиц к участию в совершении хотя бы одного из преступлений, перечисленных в ч.1 ст. 205№ УК РФ, посредством обещания денежного либо иного вознаграждения. Вербовка может заключаться в подыскании, агитации, записи желающих, их направлении к месту обучения либо намеченного объекта террористического акта и т.п. См.: Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. А.И. Рагора. М.: Проспект. 2008. С. 393.

Иное вовлечение лица в совершение преступления террористического характера охватывает привлечение хотя бы одного лица к совместному совершению любого из преступлений, перечисленных в ч.1 ст. 205№ УК РФ, с обещанием вознаграждения либо без такового.

Под вооружением лиц для совершения преступления террористического характера понимается предоставление оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, комплектующих деталей вооружения для их использования при совершении хотя бы одного из преступлений, перечисленных в ч.1 ст. 205№ УК РФ.

Подготовка лица к совершению преступления террористического характера включает действия по обучению приемам обращения с оружием и рукопашного боя, методам осуществления террористических акций, способам воздействия на органы власти или международные организации при совершении актов терроризма, захвате заложников, угоне самолетов и т.д., а также психологическую обработку будущих террористов с целью выработки у них требуемых качеств. См.: Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. А.И. Рагора. М.: Проспект. 2008. С. 394.

Финансирование терроризма в соответствии с Примечанием 1 к ст. 205№ УК РФ означает предоставление или сбор средств (для оплаты "работы" террористов, вербовщиков, инструкторов, расходов по созданию баз и лагерей террористов, по приобретению оружия, боеприпасов, иного вооружения, транспортных средств и т.д.) либо оказание финансовых услуг (открытие счетов в банках, совершение финансовых операций для обеспечения нужд террористов и т.п.) С осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211,277,278,279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Преступление признается оконченным с момента совершения любого действия, образующего объективную сторону преступления. При этом не имеет значения, совершило ли реально склоняемое, вербуемое или вовлекаемое лицо преступление террористического характера. Вооружение, подготовка лица к совершению преступления террористического характера, а также финансирование терроризма содержат состав оконченного преступления с первого же акта этих видов деятельности.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным субъективным признаком склонения, вербовки, иного вовлечения, вооружения и подготовки является специальная цель совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ.

Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет.

Квалифицированный вид анализируемого преступления характеризуется совершением преступления лицом с использованием своего служебного положения.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 205№ УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное этой статьей, освобождается от уголовной ответственности в силу деятельного раскаяния, которое выразилось в своевременном сообщении органам власти либо ином содействии предотвращению, либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, при условии, что в совершенных этим лицом действиях не содержится иного состава преступления.

2.3 Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

Статья 205І УК РФ публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма включена в УК в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Объективная сторона данного преступления характеризуется альтернативно любым из двух действий:

а) публичные призывы к осуществлению террористической деятельности,

б) публичное оправдание терроризма.

Под публичными призывами к осуществлению терроризма следует понимать призывы к совершению преступлений террористического характера, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, высказанные публично, т.е. в присутствии значительного количества людей (на собрании, митинге, в стихийно собравшейся толпе и т.п.).

Публичное оправдание терроризма в соответствии с примечанием к ст. 205І УК означает публичное заявление виновного о том, что он считает идеологию и практику терроризма правильными и поэтому заслуживающими поддержки (политической, финансовой, организационной и т.д.) и подражания. Публичное оправдание терроризма представляет завуалированную форму призывов к осуществлению актов терроризма. См.: Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. А.И. Рагора. М.: Проспект. 2008. С. 395.

Публичные призывы к осуществлению актов терроризма содержит состав оконченного преступления с момента первого публичного высказывания, в котором содержится агитация за совершение любого из преступлений террористического характера.

Состав оконченного публичного оправдания терроризма содержит первое же публичное выступление виновного, в котором он заявляет о признании идеологии и практики терроризма правильными и заслуживающими поддержки и подражания.

Анализируемые деяния с субъективной стороны характеризуются прямым умыслом.

Ответственность по комментируемой статье УК наступает с 16 лет.

Квалифицированный вид данного преступления характеризуется публичными призывами к осуществлению террористической деятельности или публичным оправданием терроризма с использованием средств массовой информации (телевидения, радио, периодической печати, Интернета и т.п.).

2.4 Ответственность за терроризм по УК РФ

Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ от 01 июля 1994 года (ст.213.3 УК РСФСР). А ранее была уголовная ответственность только за захват заложников, которая установлена в 1987 году (ст.126 УК РСФСР). Это многообъектное преступление, поскольку посягает на жизнь и здоровье граждан, на имущество, на общественную безопасность и нормальное функционирование органов власти. Устрашающее воздействие терроризма часто обращено к широкому и порой неопределенному кругу людей, даже к населению целых городов и административных районов или микрорайонов, а также к конкретным должностным лицам и органам власти, наделенным правом принимать организационные, управленческие, судебные или иные решения. Указанное воздействие может быть адресовано религиозным, политическим, общественным деятелям, деятелям культуры; в расчете на желаемую реакцию оно может осуществляться в отношении представителей деловых кругов, лиц, занятых в производстве и торговле, наконец, в отношении членов других преступных организаций. Так, сейчас терроризм достаточно часто применяется при вымогательстве, хотя далеко не всегда официально фиксируется в таком качестве.

Включение в уголовный кодекс специального состава преступления - терроризма - представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением. До 1994 г. уголовная ответственность предусматривалась только за убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства, с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью.

Напомним ещё раз что, террористический акт по уголовному кодексу РФ - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Наказывается данное преступление лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет (ч.1 ст. 205 УК РФ).

Те же деяния, совершенные: группой лиц по предварительному сговору и (или) с применением огнестрельного оружия, наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет (ч.2 ст. 205 УК РФ).

Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 205 УК РФ, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы. Как видим, законодатель ужесточил данное наказание вплоть до пожизненного лишения свободы, хотя до 2004 года это преступление наказывалось лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Ст. 205, ч.1 УК РФ состоит как бы из двух частей: в первой перечислены те действия, которые создают "опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий"; во второй содержится указание на угрозу совершения указанных действий. Это вторая форма терроризма. Ее реальность определяется тем, способна ли угроза вызвать у отдельного человека, группы людей или властей опасения, что она будет осуществлена, а ущерб, который будет нанесен определенными действиями, - значимым. И здесь должно действовать устрашение, а сама угроза может быть выражена устно, письменно, или другим способом, в частности с использованием современных технических средств связи. Не имеет значения, была ли угроза высказана открыто или анонимно, широкому кругу людей или одному человеку, например, служащему государственного учреждения по телефону.

Оценивая уголовно - правовое значение угрозы для квалификации конкретных действий как терроризма, необходимо видеть различие между угрозой при терроризме и угрозой убийством или причинением тяжких телесных повреждений (ст.119), угрозой в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст.296), угрозой применения насилия в отношении представителя власти (ст.318). Различия можно обнаружить как в характере самих действий, их масштабах, так и особенно в целях поступков.

Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков.

В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Совершение тяжких или особо тяжких преступлений не является отличительным признаком преступных сообществ (преступных организаций), поскольку такого рода преступления могут совершать и группы другого типа. Главная отличительная черта преступного сообщества (преступной организации) это масштабность действий, длительность функционирования, организованность, налаженный механизм управления, замаскированность, даже глубокая конспирация, неуловимость, способность влиять на крупные социальные, политические, экономический решения, тесная связь, иногда подпольная, с государственными, политическими, общественными, финансовыми организациями и их деятелями.

Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в п.3 ст. 205 последствиям. Естественно, что неосторожно может быть нанесен и нетяжкий ущерб - в этом случае ответственность должна наступать по ч.1 или по ч.2 ст. 205 УК РФ.

Освещая уголовно - правовой аспект борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на такой вопрос как ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).

Терроризм ведет к дестабилизации в обществе, создает атмосферу страха, нарушает деятельность предприятий, организаций и учреждений. Явление это породило и "шутников" - лиц, делающих ложные сообщения о подготовке акта терроризма. Такие действия не единичны. О них постоянно сообщается в средствах массовой информации.

Приведём несколько примеров. Так было заведено уголовное дело по обвинению учащихся 9-го класса 2-й Санкт - Петербургской гимназии И. и А.

Четырнадцатилетние девочки, не желая посещать занятия в гимназии и достоверно зная, что после заведомо ложного сообщения занятия будут отменены, не менее 18 раз сообщали по телефонам администрации гимназии, а также службам "01", "02", "03" о заложенном в гимназии взрывном устройстве. В результате этого вышеуказанным учреждениям и организациям был причинен ущерб на сумму свыше 64 тыс. руб. Прокурором Санкт - Петербурга предъявлен иск к родителям несовершеннолетних о возмещении ущерба.

Судебная практика показывает, что в большинстве заведомо ложных сообщений об актах терроризма виновные сообщают о заложенных взрывных устройствах на станциях метро, вокзалах, в спортивных и концертных комплексах, учебных заведениях, жилых домах и отделах милиции.

Так, Козлов, впоследствии осужденный на один год лишения свободы условно, позвонил по телефону "02" и сделал заведомо ложное сообщение о заложенной бомбе в подземном переходе станций метро "Достоевская" и "Владимирская". Молотов был задержан работниками милиции на станции метро "Чернышевская" и после проверки документов отпущен. Приехав домой и, употребив спиртные напитки, позвонил в дежурную часть ГУВД и сообщил о заложенной в вестибюле станции метро "Чернышевская" бомбе. Находившийся в состоянии алкогольного опьянения Полушкин, позвонив в дежурную часть ГУВД, сообщил о готовящемся взрыве во Дворце спорта "СКА" во время проведения хоккейного матча. Ранее судимый Любищев, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, три раза звонил в дежурную часть ГУВД и делал заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве на Витебском вокзале. Преступник осужден на один год лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Находившаяся в состоянии алкогольного опьянения Березина по телефону "02" сообщила ложные сведения о готовящемся взрыве 5-го отдела милиции. Осуждена на 9 месяцев лишения свободы условно. Столярова, позвонив из квартиры по "02", сообщила о заминировании Петродворцового РУВД. Осуждена на один год лишения свободы условно.

Ложное сообщение об акте терроризма травмирует людей в той же степени, как и правдивое. Такие сообщения зачастую вызывают необходимость эвакуации из помещений людей, приостанавливают трудовые процессы, ведут к прекращению работы транспорта, учебы в школах, вузах, порождают материальные и трудовые издержки. В связи с этим в Уголовном кодексе РФ установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).

Наказывается данное преступление штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Рассматриваемое деяние состоит в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. К "иным действиям" можно отнести, к примеру, разрушение плотины, моста, заражение радиоактивными изотопами водоемов, жилых массивов, пассажирского транспорта.

Для наличия состава преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, требуется, чтобы сообщение об акте терроризма было заведомо ложным, т.е. таким, которое не соответствует фактическим обстоятельствам. Оно может быть передано по телефону, письмом, через посредника. Сообщения передаются в разные адреса: непосредственно в учреждение, организацию, на предприятие, на дом, в правоохранительные органы и органы власти. Чаще всего звонят в милицию из телефона-автомата. Но для раскрытия преступлений, совершенных таким способом, особых помех нет: имеется аппаратура, которая все фиксирует. Антитеррористические группы обычно очень быстро пребывают на место, откуда раздался звонок, задерживают всех подозреваемых и там же проводят проверку по записанному на пленку голосу.

Это преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что сообщает явно ложные сведения об акте терроризма и желает сделать это. При этом виновный заранее знает, что сообщает именно ложные сведения.

Важным признаком состава преступления является мотив. Им нередко выступают хулиганские побуждения. В судебной практике хулиганскими побуждениями принято считать внутреннюю потребность, не вызванную внешними обстоятельствами, причинить зло, напакостить, заставить людей испытать страх, тревогу, возмущение, утвердиться в своем самомнении и глазах других "неординарной личностью" путем совершения действий, направленных против всего общества. Хулиганские действия совершаются обычно без внешнего повода, Вместе с тем наличие в действиях хулиганского мотива имеет место и тогда, когда они совершены по ничтожному поводу. Например, нежеланию участвовать в учебном процессе, работе, в связи со стремлением причинить руководству неприятности по службе.

Субъектом преступления является лицо, достигшее четырнадцати лет.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма тесно примыкает к хулиганству (ст.213 УК РФ), Последнее также посягает на общественный порядок и имеет тот же мотив, что и ложное сообщение об акте терроризма. Отличаются они характером действий. Хулиганство состоит в действиях, сопряженных с применением насилия к гражданам или угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. При хулиганстве насилие обычно проявляется в нанесении ударов, избиении, причинении легкого вреда здоровью, связывании. Угроза насилием выражается в обещании причинить физический вред потерпевшему.

Уничтожение чужого имущества - это приведение его в полную негодность, например сожжение. Повреждение имущество предполагает приведение его в такое состояние, при котором использование по назначению без ремонта невозможно.

Для хулиганства, таким образом, характерно физическое воздействие на человека и предметы материального мира с причинением им вреда. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма содержит лишь угрозу причинения им вреда, да и то ложную.

Уголовная ответственность за хулиганство (по ч.1 ст.213 УК РФ) наступает с 14, так же как и за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

К заведомо ложному сообщению об акте терроризма примыкает и угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ). В последнем случае угроза носит реальный характер, хотя чаще всего виновный не намеревается привести ее в исполнение.

Ложное же сообщение об акте терроризма полностью исключают приведение угрозы в исполнение. Если за выражением угрозы убийством и т.п. следуют какие-то действия по ее реализации, например, виновный бросается за оружием, берет в руки нож, камень, веревку, то налицо уже другое преступление - приготовление к убийству или причинению тяжкого вреда здоровью, а в некоторых случаях - покушение на совершение преступления.

Различаются указанные преступления тем, что ложное сообщение об акте терроризма совершается анонимно, Угроза убийством - открытое преступление. Первое направлено на запугивание больших масс людей, второе - конкретного человека. Различны и мотивы: у заведомо ложного сообщения об акте терроризма мотивом являются хулиганские побуждения; при угрозе убийством - личные: месть, ревность, зависть и т.п.11 См.: Кудаев А. Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма //Российская юстиция. 2005. № 10. С. 8.

Существует еще одно преступление, тесно переплетенное с терроризмом, на которое хотелось бы обратить внимание. Это - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ).

Это одно из наиболее опасных преступлений, поскольку оно способно дестабилизировать политическую обстановку в стране, обострить социальные, политические, государственные и экономические противоречия. Не случайно, такие террористические акты использовались и в прошлом, и в настоящем.

Уголовный кодекс содержит прямое указание на цели подобного террористического акта: прекращение государственной или иной политической деятельности государственного или общественного деятеля либо месть за такую деятельность. Для сравнения можно отметить, что в ст.66 УК РСФСР (1960 г.) целью террористического акта называлась несколько иная, но весьма сходная цель - подрыв или ослабление Советской власти, а в ст.67 ("Террористический акт против представителя иностранного государства") - провокация войны или международных отношений. В действующем уголовном кодексе говориться о мести лишь за соответствующую государственную или общественную деятельность. Помимо целей чрезвычайно важно обратить внимание на мотив (или мотивы) террористического акта против государственного или общественного деятеля.

Ст.66 УК РСФСР предусматривала уголовную ответственность за убийство или нанесение тяжкого телесного повреждения не только государственному или общественному деятелю, но и представителю власти. Это было достаточно обоснованно, поскольку не только представители власти ранга государственного деятеля могут подвергаться террору, но и иные служащие государственных учреждений. Иными словами технического секретаря какой-нибудь областной администрации или сотрудника отдела писем центрального министерства могут лишить жизни только потому, что они олицетворяют ненавистное учреждение.

Сейчас посягательство на жизнь таких лиц (при условии установления соответствующего мотива) может быть квалифицированно как терроризм.

Террористический акт считается оконченным в момент начала посягательства, а не в момент причинения смерти потерпевшему. Причинение тяжкого вреда здоровью не может быть квалифицированно по ст.277 УК РФ, в которой говориться о посягательстве на жизнь. Посягать же на жизнь можно лишь путем убийства. Даже тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, не есть посягательство на саму жизнь. Это именно вред здоровью, пусть и очень тяжкий, а не уничтожение жизни.

Ст.66 УК РСФСР раздельно предусматривала ответственность за убийство и за тяжкое телесное повреждение, причиненное государственному или общественному деятелю или представителю власти. Думается, что так было правильно, поскольку разница между убийством и тяжким вредом здоровью огромна, даже при том, что иногда причинение подобного вреда полностью исключает какую-либо работу государственного или общественного деятеля. Учитывая указанную разницу, ее и отразили в санкциях за соответствующие деяния. Причинение тяжкого вреда здоровью государственного или общественного деятеля, особенно такого, который полностью лишает его работоспособности, способности решать привычные государственные или общественные задачи, тоже представляет большую опасность для общества. Поэтому представляется целесообразным установить уголовную ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью государственного или общественного деятеля в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности или мести за такую деятельность.

В диспозиции ст.277 УК РФ указаны цели такого преступления - прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо месть за такую деятельность. Этот признак носит обязательный характер.

Следовательно, если происходит посягательство на жизнь видного общественного деятеля не за его политическую деятельность или не из мести, данное посягательство нельзя будет квалифицировать в качестве террористического акта. Указание в законе на "иную политическую деятельность" всякий раз требует точного установления того, была ли она политической или нет.

Это преступление может быть совершено только с прямым умыслом - лицо осознает, что его деяние направлено на лишение жизни государственного или общественного деятеля, предвидит наступление таких последствий и желает их.11 Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование. М.: Приор. 2001 С. 287-292. Наказывается такое преступление лишением свободы на срок от 12 до 20 лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Законодатель устанавливает ответственность за ст. 205№ содействие террористической деятельности в виде лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Если данное преступление совершенно лицом с использованием своего служебного положения, то наказывается оно лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ч.1 ст. 205І УК РФ) наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Те же деяния, т.е. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации (ч.1 ст. 205І УК РФ), наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Законодательством предусматривается система мер по предотвращению терроризма. В их числе имеются и непосредственно уголовно-правовые меры. В соответствии со ст.31 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности при добровольном отказе от совершения любого преступления, в том числе и терроризма.

Добровольный отказ от преступления - это прекращение приготовления к нему или прекращение самих неоконченных преступных действий, если лицо осознало возможность доведения преступления до конца.

Условиями освобождения от ответственности при добровольном отказе являются:

добровольность и окончательность отказа от совершения преступления;

совершение лишь таких действий, которые не образуют состава другого преступления;

осознание лицом объективной возможности довести преступление до конца.

Добровольный отказ от совершения преступления в соучастии имеет свои особенности, поскольку преступный результат является последствием совокупных действий даже тех лиц, которые "внесли" в преступный результат лишь интеллектуальный вклад.

Законодатель выделяет подстрекателей преступления, предъявляя им более значительные по объему требования, в случае их добровольного отказа. Так, в силу ч.4 ст.31 УК РФ они освобождаются лишь при условии, если своевременным сообщением органам власти или иным способом сумели предотвратить доведение преступления до конца его исполнителем.

Пособник также должен предпринять все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление, совершению которого он способствовал.

Условия освобождения, в соответствии со ст.31 УК РФ, полностью распространяются и на терроризм.

Если терроризм носит индивидуальный характер, то применяются ч.ч.1-3 ст.31 УК РФ; если терроризм групповой (по предварительному сговору или организованной группой) - ч.ч.4,5 ст.31 УК РФ.

Вводя в примечание к ст. 205 УК РФ особые основания освобождения от наказания, законодатель стремится использовать дополнительные меры предотвращения террористических актов. Применение этого положения закона возможно при наличии трех условий:

1) лицо участвовало лишь в подготовке акта терроризма;

2) лицо своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению терроризма (не обязательно предотвратило его);

3) если в действиях такого лица не содержится признаков иного преступления.

Самое значительное отличие добровольного отказа от особых оснований освобождения от ответственности заключается в том, что освобождение лица, участвующего в подготовке теракта, согласно примечанию к ст. 205 УК РФ, возможно как при добровольном, так и вынужденном "сотрудничестве" террориста с органами власти или в выполнении других, предупреждающих теракт действий.

Спорным в юридической литературе остается вопрос о том, возможно ли освобождение от ответственности, если террористом уже совершено другое преступление.

В Комментарии к ст. 205 УК РФ под редакцией Н.Ф. Кузнецовой говорится о том, что допустимо освобождение от ответственности за терроризм, а виновный отвечает лишь за второе преступление См.: Кузнецова Н.Ф. Комментарий к УК РФ. М.: Норма. 2007. С. 156.

Другие авторы, напротив, считают, что если террорист совершил второе преступление, то освобождение от ответственности за терроризм в соответствии с примечанием к ст. 205 УК РФ вообще невозможно См.: Например, Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Издательство «Щит-М». 2001. С. 201..

Представляется, что вопрос следует решать дифференцировано: если лицо добровольно отказалось от акта терроризма и способствовало его предотвращению, но совершило другое преступление, то оно отвечает лишь за это второе преступление. Если лицо вынужденно способствовало предотвращению терроризма (например, будучи задержанным), совершив до того другое преступление, то оно не может быть освобождено от ответственности ни за терроризм, ни за другое преступление.

Заключение

Под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения. При этом, цели террористов могут быть различными: религиозными, политическими, экономическими и т.д.

Терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед правовыми, социальными методами разрешения конфликтов в обществе.

Терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха и беспомощности, которое подавляет в свою очередь позитивную активность личности. Как и всякое иное действие, направленное на причинение смерти, и даже в большей степени, чем другие действия такого рода, терроризм обесценивает человеческую жизнь.

Терроризм - это глобальная угроза. С ним трудно, если вообще возможно справиться усилиями одного государства, с ним можно бороться только общими усилиями. Заметна динамика роста числа террористических групп в современном мире. Если в 80-е годы их было от 500 до 800, то сейчас число доходит до 1000. Наметилась тенденция: террористические группы все реже берут ответственность за теракты. Анонимность террористов создаёт у людей чувство беззащитности перед этой угрозой. Для эффективной борьбы с терроризмом необходимо развивать систему взаимодействия спецслужб, общими усилиями перекрывать каналы финансирования и вооружения террористов, добиваться ликвидации их баз, а также разъяснять человечеству, что терроризм - одна из самых страшных угроз современности и бороться с ним надо самыми жесткими мерами.

Противодействие терроризму должно рассматриваться всеми цивилизованными странами в качестве одной из основных общегосударственных задач. Важнейшие направления деятельности в этой сфере: совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между федеральными органами, оказание максимального давления на страны, поддерживающие терроризм, увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, и их технической оснащенности.

Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы: как уже говорилось выше, универсального термина объясняющего феномен терроризма не существует. Как нет и единства мнений по поводу времени возникновения терроризма. Однако, что касается терминологии надо сказать, что терроризм многолик, отсюда и сложности в его трактовке. Терминология терроризма зачастую зависит от ряда факторов: это и хронологические и географические рамки, в которых происходит данное явление. Но, в чём сходятся многие исследователи (историки, политологи, философы, социологи и т.д.), терроризм - это практика устрашения противника путём физического насилия, вплоть до его уничтожения. Надо отметить, что это тщательно спланированное действие или попытка действия, реализуемое, как правило, группой людей, с помощью оружия, направленное против мирных граждан для осуществления своих целей (политических, религиозных и т.д.) и находящее отражение в средствах массовой информации.

Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов. Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий всех государств на высшем уровне, создание сети международных организаций. Для осуществления эффективных действий по борьбе с терроризмом необходима также выработка его единых международно-правовых понятий, точной правовой характеристики этого вида преступления.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс РФ. М: Норма-М. 2008.

2. Федеральный закон РФ от 03.07.1998 г "О борьбе с терроризмом" № 130 - ФЗ (в редакции от 03.07.2005 г.)

3. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 153-ФЗ "О противодействии терроризму".

4. Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ - "Бюллетень международных договоров" № 10 за 2002 г.

5. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии".

6. Указ Президента Российской Федерации № 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпола" от 30.07.1996 г.

7. Постановление Правительства РФ № 1302 от 6 ноября 1998 г. "О Федеральной антитеррористической комиссии"

8. Постановление Правительства РФ № 6 от 12 января 2007 г. "Об утверждении правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом".

9. Международная конвенция "О борьбе с бомбовым терроризмом" от 15.12.1997 г.

10. Международная конвенция "О борьбе с финансированием терроризма" от 10.01.2000 г.

11. Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.)

12. Конвенция о предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств, 1971 г.)

13. Конвенция о физической защите ядерного материала (МАГАТЭ, 1980 г.)

14. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (ИКАО, 1990 г.)

15. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.)

Научная и специальная литература:

16. Александер И. "Терроризм: теория и практика". М.: Юстиц. Информ. 2007.

17. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Приор. 2001.

18. Будницкий ОВ. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология. М., 2004.

19. Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. 2002.

20. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2005.

21. Жаринов.В. Терроризм и террористы. Минск: Харвест. 2001.

22. Иорданов М. Дело № 666. Террор. Махачкала: Юпитер. 2002.

23. Кабанов П.А. Политический терроризм: криминологическая характеристика и меры сдерживания. Нижнекаменск: ИПЦ "Гузель". 2006.

24. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. А.И. Рагора. М.: Проспект. 2008.

25. Корчагин А.Г., Иванов А.М. Сравнительное исследование коррупционных и служебных преступлений. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 2005.

26. Кудаев А. Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма // Российская юстиция. 2005. № 10.

27. Кузнецова Н.Ф. Комментарий к УК РФ. М.: Норма. 2007.

28. Литвинов Н.Д. Антигосударственный терроризм: понятие и виды (историко-криминологический аспект). // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. М., 2005.

29. Лунеев В.В. Организованная преступность и терроризм в условиях глобализации. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.: "Междунар. Отношения". 2006.

30. Лутовинов В., Морозов Ю. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку // ОБЖ. 2006. № 9.

31. Микеев А.К. Технологический терроризм - современная реальность. // Терроризм: современные аспекты. СПб. науч. статей. М., 2005.

32. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы (О международном терроризме) // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3.

33. Наумов А.В. Терроризм. М.: Юстиц. Информ. 2006.

34. Овчинникова Г.В. Терроризм: Серия "Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе" / Науч. редактор проф. Б.В. Волженкин. СПб., 1998.

35. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер. 2002.

36. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Издательство "Щит-М". 2001.

37. Сердюк Л.В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование. / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. С.П. Щербы. М.: ООО Изд-во "Юрлитинформ". 2004.

38. Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2005.

39. Шабалин В.А. Политика и преступность. // Государство и право. 2002. № 4.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты