Рефераты

Ответственность за вред, причиненный актами власти

p align="left">По мнению А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого данное определение должностного лица нельзя считать общеотраслевым. «Применительно к исследуемому деликту под должностными лицами более правильно понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе или не подчиненным. Иными словами, речь идет лишь о тех служащих, которые обычно именуют представителями власти в узком смысле этого понятия. Типичными представителями служащих такого рода, являются работники милиции, налоговой полиции, прокуратуры, таможни, представители различных инспекций и т. д.». Гражданское право. Учебник. Часть II. /под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого, М.,1997, с. 718

Третье специальное условие - должностное лицо обладает правом на принятие актов власти лишь при исполнении служебных обязанностей. Служебные обязанности должностных лиц определяются законодательством, актами, определяющими компетенцию соответствующих органов государства и муниципального образований, и должностным положением самого работника.

Рассмотренные особенности характерны для причинения вреда как актами управления, так актами правоохранительных органов и судов. Однако, наряду с этим каждый из указанных случаев обладает некоторыми особыми чертами, которые должны быть рассмотрены более подробно.

Глава 2. Ответственность за вред, причиненный актами власти.

§1 Ответственность за вред, причиненный актами управления.

Регулирование последствий причинения вреда государственными органами и их должностными лицами в истории своего развития прошло ряд этапов, каждый из которых отличался созданием более широких гарантий охраны прав граждан и юридических лиц.

Так в ГК 1922 г. было предусмотрено, что вред, причиненный должностными лицами учреждений при исполнении ими служебных обязанностей, возмещается лишь в случаях, если это предусмотрено законодательством.

В дальнейшем Основы гражданского законодательства 1961 г. и ГК 1964 г. изменили существующее положение. Был установлен совершенно иной по сравнению с ГК 1922 г. принцип: вред, причиненный гражданину неправильными служебными действиями должностных лиц в сфере административного управления, подлежат возмещению соответствующим учреждением на общих основаниях, если иное не было установлено законом. Для ответственности за вред, причиненный юридическими лицами старый порядок: такая ответственность могла наступить лишь в порядке, установленном законом. Сам ГК такой ответственности не предусматривал.

Ст. 1069 Кодекса, в отличии от ГК 1964 г. и Основ 1991 г., устанавливает единый режим ответственности за действие государственных органов и органов местного самоуправления, вне зависимости от того, идет ли речь об издании правовых актов или о незаконных действий в области административного управления. И в том, и в другом случае причиненный вред возмещается не самим причинителям непосредственно, а за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Если по ГК 1964 г. основополагающими условием для применения норм ответственности за вред, причиненный государственными и общественными организациями и их должностными лицами, достаточным было совершение действий в области административного управления, то новый ГК выдвинул еще одно условие - причинителем в таких обязательствах могут выступать только государственные органы и их должностные лица. Под государственными органами в данном случае следует поминать органы государственной власти, названные в ст. 10 Конституции (органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ), а также представительные и исполнительные органы местного самоуправления (см. 12 Конституции РФ).

Ст. 53 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами. В связи с этим правило ГК 1964 г. - ответственность за вред возлагается непосредственно на ту организацию, работником которой был принят незаконный акт управления - противоречит Конституции РФ. Ст. 1069 ГК РФ ввела новое правило - вред, причиненный незаконными актами управления, возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ, или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Основанием наступления ответственности по ст. 1069 ГК является причинения вреда вследствие незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц.

Законодательством РФ гражданину предоставлено два способа обжаловать незаконность действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц.

Подача жалобы в вышестоящие в порядке подчиненности государственные органы, органы местного самоуправления их должностным лицам.

Обращение с жалобой в суд.

Вышестоящие в порядке подчиненности органы, объединения, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течении 1 месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Это право закреплено в ст. 46 Конституции РФ.

Правовое регулирование судебного обжалования действий (бездействий), принимаемых по отношению к гражданам в области управления, имеет в РФ свою историю, несмотря на относительно краткое время существования данного правового института.

С 1 января 1988 г. по 1 июня 1990 г. применялся Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан», а с 1 июня 1990 г. - Закон СССР от2 ноября 1989 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного самоуправления и должностных лиц, ущемляющих права граждан». Судебная практика убедила, что Закон от 30 июня 1987 г. оказался «не работающим», поскольку не позволял гражданам обжаловать в суд действия коллегиальных органов, чаще всего нарушавших права граждан. Более поздний Закон СССР от 2ноября 1989 г. предоставил право гражданам обжаловать действия не только должностных лиц, но коллегиальных органов, но только в сфере управления. Важным юридическим актом в области защиты прав человека явилось принятие 5сентября 1991 года Съездом народных депутатов СССР «Декларация прав человека». Она применялась как закон прямого действия с 17 сентября 1991 г. В ст.22 Декларации было закреплено право каждого на судебное обжалование незаконных действий должностных лиц государственных органов и общественных организаций. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» расширил круг субъектов, чьи действия могут быть обжалованы в судебном порядке. А в связи с изменениями и дополнениями в этот Закон ФЗ от 14 декабря 1995 г., появилась возможность обжалования действий всех государственных служащих. Кроме того, закреплено и право обжаловать бездействия указанных субъектов.

Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ п. 10 от 21.12.93 г. «Орассмотрении судами жалобы на правомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы отказ соответствующих органов в исправлении записи о национальности в паспорте, отказ в выдаче визы на выезд за грвницу, решение государственных органов или органов местного самоуправления об установлении ограничений ны вывоз товаров за пределы административно-территориальной единицы, об установлении дополнительных пошлин и сборов, решения общих собраний общественных организаций и объединений, жилищно-строительных кооперативов, акционерных обществ, профессиональных организаций, а также их органов управления и должностных лиц.

Так сотрудник ОВД вправе обжаловать в суд наложенное на него дисциплинарное взыскание.

В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан «капитан милиции Лыков обжаловал в суд приказ начальника линейного отдела внутренних дел (ЛОВД) в порту г. Саратова о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора.

Определением Октябрьского районного народного суда г. Саратова (оставленного без изменения судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда) производство по делу было прекращено по мотиву его неподведомственности суду.

Заместитель председателя Верховного Суда РФ поставил вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 16.09.94 г. удовлетворила по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 41 Положения о службе в ОВД РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ № 4202-1 от 23.12.92 г., сотрудник ОВД в праве обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел РФ, а в установленных Законом и настоящим Положением случаях - и в суд. Каких бы то ни было ограничений права работника ОВД на судебное обжалование наложенного на него дисциплинарного взыскания ни Положением о службе в ОВД, ни Закон РСФСР от 18.04.91 г. «О милиции» не устанавливают. В ст. ст. 27, 39 Закона РСФСР «О милиции» предусмотрен судебный порядок обжалования любых действий сотрудников милиции.

Ссылка судебной комиссии областного суда на ст.66 Положения о службе в ОВД как на норму, устанавливает обязательный предварительный порядок рассмотрения дела и применимую к данному делу, неправильна, т. к. названная норма не является основание для прекращения производства по делу в соответствии с п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР. Кроме того, предварительный внесудебный порядок разрешения спора в ст. 66 Положения установлен для строго ограниченного круга дел, к которому дело о признании незаконным дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора не относится.

При указанных обстоятельствах судебные постановления не может быть признано законными и обоснованными и подлежат отмене, как противоречащие конституционному принципу о судебной защите прав граждан. БВС РФ, 1995, №4, с. 3

Так же в суд могут быть обжалованы решения полномочного органа в регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ либо о принадлежности к гражданству РФ, отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и другие действия или бездействия, на нарушающий ее порядок рассмотрения дел о гражданстве (ст. ст. 46, 47 Закона РФ от 28.11.91 г. «О гражданстве РФ» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 17.06.93 г.). Ведомости РФ, 1992 г., №6, ст.243; 1993 г., №29, ст. 1112

В соответствии со ст. 4 Закона от 27 апреля 1994 г., п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 г. обращения гражданина с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не лишает его права на обращение в суд с аналогичной жалобой, если вышестоящим в порядке подчинения органом или должностным лицом в удовлетворении жалобы было отказано полностью или частично или когда гражданин не получил ответа в течение месяца со дня подачи жалобы вышестоящему органу или должностному лицу.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица.

Так, например, отказ судьи в принятии жалобы гражданина на неправомерные действия должностного лица в виду неподсудности дела этому суду признан противоречащий закону.

Определение судьи Коптевского муниципального суда Северного административного округа г. Москвы Перчанкину отказано в принятии жалобы на действия начальника Тимирязевского отделения Управления труда и занятости Северного административного округа г. Москвы, отказавшего в регистрации его в качестве безработного.

Заместитель Председателя Верховного Суда в протесте поставил вопрос об отмене судебных определений.

Президиум Московского городского суда 16 апреля 1998 г. протест удовлетворил, указав следующее.

Отказывая Перчанкину в принятии жалобы на основании п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР, судьи исходя из того, что заявителем не соблюдены правила о подсудности спора, т.к. Темирязевское отделение Управления труда и занятости не юридическое лицо, все вопросы, связанные с регистрацией безработных, решаются Управлением труда и занятости Северного административного округа г. Москвы, куда и следовало заявителю обратится за защитой своего права.

С такими доводами согласились и кассационная инстанция Московского юридического суда.

Между тем, как видно из материалов дела, отказ в принятии жалобы противоречит требованиям закона.

Согласно ст. 46 Конституции РФ, ст. ст. 1, 3, 4 Закона РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. ФЗ от 14.12.95 г.) гражданами могут быть обжалованы в суд любые нарушения их права и свободы действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций или должностных лиц, кроме действий (решений) проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых предусмотренный порядок судебного обжалования.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица.

Как указано в жалобе, Перчанкин обжаловал действия начальника Тимирязевского отделения управления труда и занятости и, следовательно, в соответствии с упомянутым Законом в праве был обратиться за защитой своего нарушенного права в суд по месту нахождения данного должностного лица, т. е. в Коптевский муниципальный суд Северного административного округа г. Москвы. Отказ судью в принятии жалобы повлек ограничения, предусмотренные ст. ст. 46, 47 Конституции РФ право гражданина на судебную защиту и на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. БВС РФ, 1998, №11, с 8

Закон РФ от 27.04.93 г. в ст. 5 устанавливает сроки обращения в суд с жалобой:

3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Причем пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Так, например, решением Верховного Суда субъекта РФ отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным правового акта по основанию пропуска срока для обращения с жалобой в суд, установленного ст. 2395 ГПК РСФСР, ст. 5 Закона РФ от 27.04.93 года Судебной комиссией по гражданским делам Верховного Суда РФ это решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.

К. обжалует нормативные правовые акты, которые сроком действия во времени не ограничены и рассчитаны на неоднократное их применение, что в каждом случае затрагивает права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых этими актами. Поскольку нормативными актами гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течении всего периода действия данного акта, то срок для обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня вступления акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав. БВС РФ,1998, №9 с.9

Жалоба гражданина на действия государственных органов органов местного самоуправления и их должностных лиц рассматриваются судом по правилам гражданского судопроизводства и оплачивается государственной пошлиной в установленном Законом РФ «О государственной пошлине» размером.

Учитывая требования ст. 126 ГПК РСФСР к форме и содержанию подаваемого заявления, в жалобе, в частности должно быть указано, какие действия обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями, подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия.

Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок с момента ее подачи. В соответствии с ч. 2 ст. 232 и ч. 1 ст. 2396 ГПК РСФСР жалоба рассматривается судом коллегиально. Однако она может быть рассмотрена судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого. При этом суд обязан спросить мнение всех лиц участвующих в деле, а не только лица, подавшего жалобу относительно их согласия на единоличное рассмотрение дела и отразить их мнение в протоколе судебного заседания.

В судебной практике возникают трудности рассмотрения и разрешения дел в случае, когда общественное объединение либо государственный орган, чьи действия обжалуются, ликвидированы, реорганизованы, либо должностное лицо в прежней должности уже не работает.

В данной ситуации суд должен принимать меры к привлечению к участию в деле правопреемников, к компетенции, которых относятся восстановление нарушенных прав и свобод.

Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, действие которого обжалуется, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего органа (организации), компетенции которой относятся восстановление нарушенных прав и свобод гражданина (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 г.).

Если суд признает, что в действии (бездействии) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица не было нарушения права гражданина, предоставленного ему Конституцией РФ и другими законами, и эти действия полностью соответствуют закону, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Однако, если суд установит нарушение прав и свобод гражданина, гарантированные ему Конституцией РФ, другими законодательными актами, он своим решением обязывать соответствующий орган государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения или должностное лицо своими действиями исправить в полном объеме допущенное нарушени.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, а так же гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданинну не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает мары предусмотренный законодательством РФ (ст. 8 Закона РФ от 27.04.93 г.).

На сегодняшний день можно указать две правовые нормы, применяемые в качестве мер, гарантирующих исполнение решения суда: ст. 4 Закона СССР от 2.11.89 г. «Об ответственности за неуважение к суду» и аналогичная норма, которая содержится в ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».

Так, злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а так же служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а ровно воспрепятствование их исполнению - наказываются штрафом в размере от 200 до 400 ММОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 315 УК РФ).

Однако говорить о полной реализации конституционного права на судебную защиту в этой сфере было бы преждевременно. До настоящего времени не устранены ряд неточностей в Законе от 27.04.93 г., противоречия в практике его применения, что вызывает сложности при принятии жалоб к судебному рассмотрению, определение сторон участников процесса, разрешения жалоб по существу.

Рассматривая жалобы граждан, суды руководствуются нормами гражданского, жилищного, финансового и другого права.

В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (ст. ст. 2,124 ГК РФ). От их имени в суде выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления. Однако в ст. 1 Закона от24.03.93 г. как субъекты обжалования они не указаны. Не являются эти субъекты и сторонами в гражданском процессе согласно ст. 33 ГПК РСФСР. Данное положение врят ли можно признать обоснованным, было бы правильным дополнить указанным кругом объектов обжалования закон РФ от 27.04.93 г.

Ст. 3 Закона от 27.04.93 содержит 2 исключения из общей нормы права на судебное обжалование. Так, не могут быть обжалованы в суд действия (решения) проверка которых отнесена законам к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а так же действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Если говорить о первом исключении, то оно соответствует ст. 46 Конституции РФ.

А второе исключение (его изложение в законе) вызывает ряд разногласий и противоречий в практике применения.

Так, например, в порядке Закона РФ от 27.04.93 г. не могут быть обжалованы решение, определение, приговор суда, т. к. такой порядок предусмотрен гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Однако этими нормами не охватывается весь перечень судебных документов и действий.

Так, согласно точке зрения Н.Примова, значительный материальный и моральный вред причиняется гражданину неправомерными действиями прокурора, следователя, дознавателя, судьи, судебного исполнителя: необоснованное прекращение уголовных дел; заволокичивание обращений граждан о совершении в отношении них преступных действий; необоснованное задержание и водворение в места содержания задержанных; волокита в судах и т. п. Судебный порядок обжалования вышеуказанных действий работников правоохранительных органов не предусмотрен, что является нарушением ст. ст. 18, 46 Конституции РФ (Российская конституция, 1996, № 3).

«Иной порядок судебного обжалования», о котором говорит ст.3 Закона от 27.04.93 г. законодательством в отношении вышеуказанных действий работников правоохранительных органов непредусмотрен.

С учетов внесенных в Закон от27.04.93 г. изменений и дополнений от 14.12.95 г. появился новый субъект обжалования - государственный служащий.

На сегодняшний день нет еще норм федерального законодательства, регулирующего административную ответственность должностных лиц, государственных служащих за принятие незаконных актов, нарушающих права и свободы граждан, а также устанавливающего процессуальный порядок ее применения судом.

Поэтому можно сказать, что данное положение вносит декларативный характер. Возможность же отреагировать на незаконность действий указанных лиц вынесением судом представления об увольнении не носит обязательного характера для органов, в чьем подчинении находится должностное лицо. Таким образом, практическое применение нормы Закона об ответственности должностных лиц и государственных служащих весьма проблематично итребует своего законодательного разрешения. Так же в ст. 2 Закона от27.04.93 г. внесено дополнение, касающееся сферы обжалования. К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы граждан. Официальной информацией считаются сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод граждан и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действие (принявших решения) с установленным авторством данной информации, если она принимается судом, как основание для совершения действий (принятия решений).

В ч.1 ст. 2 Закона регламентируется право обжалования »представления информации»., в ч.4 ст. 2 Закона - самой информации, а в ч.5 ст. 7 Закона есть указание на «представление искаженной информации», в связи с чем возникает право на возмещение убытков и морального вреда.

Нечеткость формулировок в указанных нормах, касающихся информации, приводит к трудностям в их применении при разрешении жалоб по существу. Желательно, чтобы Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснение по этому вопросу.

Согласно точки зрения О. Журавлевой, указание в законе на «установленное авторство» информации может помешать правильному и своевременному постановлению решения по жалобе. В конституционной норме, гарантирующей обжалование любого действия и любого орган в суд, такой оговорки нет (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, предвидя возможную ответственность за издание и (или) представления несоответствующей информации, должностное лицо, государственный служащий, видимо будет всячески уклоняться от обозначения своего личного авторства. Это породит дополнительные споры, вовлечение в процесс новых лиц и волокиту в рассмотрении жалобы по существу. Поэтому было бы правильным исключить указания на «установленное авторство» обжалуемой информации из текста Закона от 27.04.93 г. О.Журавлева, Обжалование в суд незаконных действий и решений: как повысить его эффективность./ Российская юстиция; 1998, №1, с. 27.

Статья 1069 ГК, называя в качестве основания наступления ответственности за причиненный вред, незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, выделяет среди этих действий издание акта, несоответствующего закону или иному правовому акту.

Тем самым разграничивается совершение государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами актов ненормативного характера (индивидуальные акты в области административного управления) и издание нормативных актов. Для возложения имущественной ответственности за вред, причиненный актами как ненормативного, так и нормативного характера, необходимо, чтобы соответствующие акты были признаны недействительными. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт признается недействительным решением суда (суды общей юрисдикции и арбитражные суды). Признание ненормативного акта недействительным и возмещение причиненного в связи с его совершением вреда производится в одном процессе.

Нормативный акт, т.е. акты устанавливающие «правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение», могут признаваться недействительными в случаях, предусмотренных законом. Такие акты чаще признаются недействительными по требованию прокурора, которые руководствуются при этом Законом РФ от 17.01.92 г. «О прокуратуре РФ» в редакции Закона от 17.11.95 г., постановлением Пленума Верховного Суда РФ 27.04.93 г. п.5 (с последующими изменениями и дополнениями) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правового акта противоречащим закону» и от 21.12.93 г. п. 10 (с последующими изменениями и дополнениями) «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия нарушающие права и свободы граждан».

В п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 г. приведен примерный перечень юридических актов, классифицированных по субъекту их принятия, которые могут рассматриваться судами по заявлениям прокуроров.

Так, судам, в частности, подведомственны рассмотрения заявления прокуроров о признании противоречащие закону правовых актов принятых представительными органами власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления и местной администрацией, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, общественными, политическими организациями и движениями, должностными лицами.

В перечне не указаны акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, но это вовсе не означает, что прокуроры не вправе оспорить их в судебном порядке.

Так, согласно ст. ст. 1, 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура как единое федеральная централизованная система осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории всей страны, в том числе представительными (законодательными) и исполнительными органами власти всех субъектов РФ. В случае принятия этими органами незаконного акта прокурор или его заместитель в соответствии с их полномочиями обязаны принять все необходимые меры для устранения нарушения требований права, в том числе и путем обращения в суд с заявленьем о признании такого акта недействительным (ст. ст. 22, 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Согласно п. 3 постановления Пленума от 27.04.93 г. дело, возбужденное по заявлению прокурора, поданному в порядке ст. 41 ГПК РСФСР и п. 3 ст. 31 Закона РФ «О прокуратуре РФ» в интересах конкретного лица, рассматривается судом с обязательным участием этого лица, в исковом производстве, если имеется спор о праве гражданском, котором указанное лицо в силу ч. 2ст. 33 ГПК РСФСР участвует в качестве истца, а лицо, нарушившее его права, - в качестве ответчика; либо как жалоба на действия органа власти, управления, должностного лица, если этим действием, совершенным в сфере административно-правовых отношений, нарушаются права гражданина, но спора о праве не возникает (п. 2 ст.231, ст. ст. 2391, 2398 ГПК РСФСР, Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Судья не в праве отказать в принятии заявления прокурора по тем мотивам, что:

А) опротестован правовой акт в орган или должностному лицу, издавшие этот акт, прокурор уже использовал один из установленных законом способов реагирования на такой акт, т. е. Закон РФ «О прокуратуре РФ» предоставляет ему право по своему усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств обратиться в суд непосредственно или предварительного опротестования акта в орган, либо должностному лицу, которые издали этот акт, если иное не предусмотрено другими законами;

В) до обращения в суд правовой акт не был опротестован прокурором в орган или должностному лицу, издавшие этот акт, т. к. Закон РФ «О прокуратуре РФ» не предусматривает обязательного предварительного оспаривания противоречащего закону правового акта.

Так, определение судьи областного суда отказано в принятии заявления прокурору по п. 2 ч. 1 ст. 129 ГПК РСФСР из-за несоблюдения установленного п. 2 ст. 61 Закона РФ от 5.03.92 г. «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» порядка предварительного внесудебного разрешения дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила данное определение и направила заявление прокурора в тот же суд для рассмотрения по существу ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», принятым позже Законом РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации «прокурору предоставлено право обращения по своему выбору либо в орган и должностному лицу, издавшим оспариваемый нормативный акт либо в суд. Законные основания для отказа в принятии данного заявления к рассмотрению. БВС РФ, 1998, п. 9, с. 5

Правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленных им законом компетенций или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции РФ, других законов, указов, распоряжений Президента РФ, решений представительных органов власти краев, областей и т. д.).отсутствовали1. .

Резомотивная часть решения по делу о признании правового акта противоречащим закону должна содержать вывод суда об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании правового акта недействительным.

В случае удовлетворения заявления суду не следует обязывать орган или должностное лицо отменить признанный недействительным правовой акт, поскольку признание такого акта недействительным по мотивам противоречия закону означает, что он не порождает правовых последствий со дня издания, о чем целесообразно указать в резомотивной части решения. В некоторых случаях суд в резомативной части решения вправе обязать редакцию средства массовой информации опубликовать в установленный судом срок сообщения о принятом решении, если признанный недействительным правовой акт ранее был опубликован данными СМИ (ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Решение по делу по заявлению прокурора о признании правового акта противоречащим закону может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке, за исключением специально предусмотренных законом случаев (например, ст. 17 Закона РСФСР «О выборах главы администрации», в силу которой решение суда по делу о признании недействительным решения избирательной комиссии является окончательным).

Наряду с гражданами и прокурорами субъектами оспаривания нормативного акта в суд могут выступать и организации. Здесь возникает определенные трудности.

Так, в настоящие время нет федерального закона, который бы мог содержать прямое указание о праве организации обжаловать в суд нормативные акты органов государственной власти автономных округов и республик в составе РФ.

В отношение те других субъектов РФ право организаций на судебное обжалование нормативных актов их органов государственной власти вытекает из положений ст. 60 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации».

Однако, согласно ч. 4 ст. 5 Конституции России, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Исключение из юридических федеральных судов дел о признании нормативных актов государственных органов отдельных субъектов РФ недействительными по заявлению организаций нарушало бы конституционное положение.

Противоречило бы такое исключение и требованиям ст. ст. 3, 4 ГПК РСФСР о праве организаций на судебную защиту по подведомственному суду дулу.

В ч.3 ст. 116 ГПК РСФСР установлена подсудность Верховному Суду РФ дел об оспаривании нормативных федеральных министерств, касающихся прав и свобод граждан. А так как граждане и организации имеют равные права на судебную защиту, Верховный Суд стал принимать к своему производству и рассмотрению такие дела и по заявлениям организаций. Это положение было подтверждено и ст. 23 ФЗ от 17.12.97 г. «О правительстве РФ» (в редакции Федерального конституционного закона от 31.12.97 г.), предусмотревшей право на судебное обжалование нормативного акта Правительства не только для граждан, но и для организаций.

Признание актов «не подлежащими применению» в связи с противоречием Конституции РФ осуществляется и Конституционным Судом.

Так, согласно ст. 125 Конституции РФ, ст. 3 Закона РФ «О конституционном Суде РФ» от 24.06.94 г. Конституционный Суд РФ по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции России нормативных актов федерального уровня и нормативных актов субъектов РФ. К первой группе относятся федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; со второй - конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

Граждане и организации также могут быть инициаторами разрешения дела Конституционным Судом РФ путем подачи ими жалобы на нарушение конституционных прав граждан законом, который был применен по конкретному делу.

Таким образом, основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обнаруживающаяся неопределенность в вопросах о том, соответствует ли Конституции РФ нормативный акт.

Согласно ч. 3 ст. 2398 ГПК РСФСР с момента вступления в законную силу решения суда о признании индивидуального или нормативного акта либо отдельной его части незаконным, этот акт или его отдельная часть считается недействующими, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГК РФ влечет восстановление или защиту нарушенного права.

§2 Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда.

Особым случаем ответственности за вред, причиненный государственными органами, выступает ответственность органов дознания, предварительного следствия и суда.

Институт возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями данных органов власти, развивался непоследовательно. Общие принципы ответственности органов государственной власти за нарушение законов были сформулированы в постановлении IX Всероссийского съезда Советов от 1921 года. В нем говорилось: «Строгая ответственность органов и агентов власти и граждан за нарушение созданных советской властью законов и защищаемого ей порядка должна идти рядом с усилением гарантии личности и имущества граждан». В первом Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. в ст. 407 было закреплено положение об ответственности государственных учреждений за вред, причиненный неправильными служебными действиями их должностных лиц (эта ответственность предусматривалась лишь в случаях, особо указанных законом).

В соответствии со ст. 407 ГК РСФСР (1922 г.), постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.03.27 г. было установлено, что потерпевшие имущественный ущерб от незаконной реквизиции или конфискации в праве требовать его компенсации с учреждений, должностными лицами которые эти действия были совершены. На основании дополнительно принятой ст. 407-а ГК РСФСР на учреждения возлагалась ответственность за действия должностных лиц, не обеспечивающих сохранность изъятого или сданного в государственные учреждения имущества граждан. Циркуляром Наркомата юстиции, Наркомата внутренних дел и Прокуратуры СССР от 5.12.36 г. предусматривалось, что гражданину, впоследствии реабилитированному, полностью возместятся суммы, удержанные из его заработка в процессе исполнения приговора. Однако перечисленными специальными нормативными актами предусматривалась ответственность не за виды вреда, причиненного гражданину неправильными действиями должностных лиц органов государственной власти, и не в полном размере. В них не разграничивались виды и субъекты ответственности в зависимости от органа государственной власти, причинившего вред.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты