татья 4. Условия признания авторского права 1. Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных возникает в силу их создания. Для признания и осуществления авторского права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей. 2. Правообладатель для оповещения о своих правах может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ или базы данных, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов: буквы С в окружности или в круглых скобках (c); наименования (имени) правообладателя; года первого выпуска программы для ЭВМ или базы данных в свет. Статья 5. Aвторское право на базу данных 1. Авторское право на базу данных, состоящую из материалов, не являющихся объектами авторского права, принадлежит лицам, создавшим базу данных. 2. Авторское право на базу данных признается при условии соблюдения авторского права на каждое из произведений, включенных в эту базу данных. 3. Авторское право на каждое из произведений, включенных в базу данных, сохраняется. Эти произведения могут использоваться независимо от такой базы данных. 4. Авторское право на базу данных не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и организацию произведений и материалов, входящих в эту базу данных. Статья 6. Срок действия авторского права 1. Авторское право действует с момента создания программы для ЭВМ или базы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. 2. Срок окончания действия авторского права на программу для ЭВМ и базу данных, созданные в составе, исчисляется со времени смерти последнего автора, пережившего других соавторов. 3. Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных, выпущенные анонимно или под псевдонимом, действует с момента их выпуска в свет в течение 50 лет. Если автор программы для ЭВМ или базы данных, выпущенных в свет анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение указанного срока или принятый автором псевдоним не оставляет сомнений в его личности, то применяется срок охраны, предусмотренный пунктом 1 данной статьи. 4. Личные права автора на программу для ЭВМ или базу данных охраняются бессрочно. Статья 7. Сфера действия настоящего Закона Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных, впервые выпущенные в свет на территории Российской Федерации либо не выпущенные в свет, но находящиеся на ее территории в какой-либо объективной форме, действует на территории Российской Федерации. Оно признается за автором, его наследниками или иными правопреемниками автора независимо от гражданства. Авторское право признается также за гражданами Российской Федерации, программа для ЭВМ или база данных которых выпущена в свет или находится в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства, или за их правопреемниками. За другими лицами авторское право на программу для ЭВМ или базу данных, впервые выпущенные в свет или находящиеся в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства, признается в соответствии с международными договорами Росийской Федерации. Глава 2. Исключительные авторские праваСтатья 8. Авторство 1. Автором программы для ЭВМ или базы данных признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого они созданы. Если программа для ЭВМ или база данных созданы совместной творческой деятельностью двух и более физических лиц, то независимо от того, состоит программа для ЭВМ или база данных из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, или является неделимой, каждое из этих лиц признается автором такой программы для ЭВМ или базы данных. 2. В случае, если части программы для ЭВМ или базы данных имеют самостоятельное значение, каждый из авторов имеет право авторства на созданную им часть. Статья 9. Личные права Автору программы для ЭВМ или базы данных независимо от его имущественных прав принадлежат следующие личные права: право авторства - то есть право считаться автором программы для ЭВМ или базы данных; право на имя - то есть право определять форму указания имени автора в программе для ЭВМ или базе данных: под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно; право на неприкосновенность (целостность) - то есть право на защиту как самой программы для ЭВМ или базы данных, так и их названий от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора. Статья 10. Имущественные права Автору программы для ЭВМ или базы данных или иному правообладателю принадлежит исключительное право осуществлять и (или) разрешать осуществление следующих действий: выпуск в свет программы для ЭВМ или базы данных; воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных (полное или частичное) в любой форме, любыми способами; распространение программы для ЭВМ или базы данных; модификацию программы для ЭВМ или базы данных, в том числе перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой; иное использование программы для ЭВМ или базы данных. Статья 11. Передача имущественных прав 1. Имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору. Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора. 2. Имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных переходят по наследству в установленном законом порядке. Статья 12. Имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей 1. Имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. 2. Порядок выплаты и размер вознаграждения устанавливаются договором между автором и работодателем. Статья 13. Право на регистрацию 1. Правообладатель всех имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных непосредственно или через своего представителя в течение срока действия авторского права может по своему желанию зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных путем подачи заявки в Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем (далее - Агентство). 2. Заявка на официальную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (далее - заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или одной базе данных. Заявка на регистрацию должна содержать: заявление на официальную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и их местонахождения (местожительства); депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат; документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора в установленном размере или основания для освобождения от уплаты регистрационного сбора, а также для уменьшения его размера; Правила оформления заявки на регистрацию определяет Агентство. 3. После поступления заявки на регистрацию Агентство проверяет наличие необходимых документов и их соответствие требованиям, изложенным в пункте 2 данной статьи. При положительном результате проверки Агентство вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство об официальной регистрации публикует сведения о зарегистрированных программах для ЭВМ и базах данных в официальном бюллетене Агентства. По запросу Агентства или по собственной инициативе заявитель вправе до публикации сведений в официальном бюллетене дополнять, уточнять и исправлять материалы заявки. 4. Порядок официальной регистрации, формы свидетельств об официальной регистрации, состав указываемых в них данных устанавливаются Агентством. Агентством также определяется перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене. 5. Договор о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных подлежит регистрации в Агентстве. Договоры о передаче имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных могут быть зарегистрированы в Агентстве по соглашению сторон. 6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, считаются достоверными до тех пор, пока не доказано обратное.<> Ответственность за достоверность указанных сведений несет заявитель.br 7. За осуществление действий, связанных с официальной регистрацией программ для ЭВМ и баз данных, договоров, и публикацию сведений взимаются регистрационные сборы. Размеры, сроки уплаты регистрационных сборов, а также основания для освобождения от их уплаты или уменьшения их размеров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Глава 3. Использование программ для ЭВМ и баз данныхСтатья 14. Использование программы для ЭВМ или базы данных по договору с правообладателем 1. Использование программы для ЭВМ или базы данных третьими лицами (пользователями) осуществляется на основании договора с правообладателем, за исключением случаев, указанных в статье 16 настоящего Закона. 2. Договор на использование программы для ЭВМ или базы данных заключается в письменной форме. 3. При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных. Статья 15. Свободное воспроизведение и адаптация программы для ЭВМ или базы данных
1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения дополнительного разрешения правообладателя осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ, а также исправление явных ошибок. Запись и хранение в памяти ЭВМ допускаются в отношении одной ЭВМ или одного пользователя в сети, если иное не предусмотрено договором с правообладателем.
2. В изъятие из положений абзаца третьего статьи 10 настоящего Закона лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения:
осуществлять адаптацию программы для ЭВМ или базы данных; изготавливать или поручать изготовление копии программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и при необходимости (в случае, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригодным для использования) для замены правомерно приобретенного экземпляра. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если дальнейшее использование этой программы для ЭВМ или базы данных перестает быть правомерным.
3. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения декомпилировать или поручать декомпилирование программы для ЭВМ с тем, чтобы изучать кодирование и структуру этой программы при следующих условиях:
информация, необходимая для взаимодействия независимо разработанной данным лицом программы для ЭВМ с другими программами, недоступна из других источников;
информация, полученная в результате этого декомпилирования, может использоваться лишь для организации взаимодействия независимо разработанной данным лицом программы для ЭВМ с другими программами, а не для составления новой программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ или для осуществления любого другого действия, нарушающего авторское право; декомпилирование осуществляется в отношении только тех частей программы для ЭВМ, которые необходимы для организации такого взаимодействия.
Статья 16. Свободная перепродажа экземпляра программы для ЭВМ или базы данных
Перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения.
Глава 4. Защита прав
Статья 17. Нарушение авторского права. Контрафактные экземпляры программы для ЭВМ или базы данных
1. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона в отношении исключительных прав правообладателей, в том числе ввозит в Российскую Федерацию экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторского права.
2. Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права.
3. Контрафактными являются также экземпляры охраняемой в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимых в Российскую Федерацию из государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом.
Статья 18. Защита прав на программу для ЭВМ и базу данных
1. Автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:
признания прав;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения причиненных убытков, в размер которых включается сумма доходов, неправомерно полученных нарушителем; выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме от 5000-кратного до 50000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в случаях нарушения с целью извлечения прибыли вместо возмещения убытков; помимо возмещения убытков или выплаты компенсации по усмотрению суда или арбитражного суда может быть взыскан штраф в размере десяти процентов от суммы, присужденной судом или арбитражным судом в пользу истца, в доход республиканского бюджета Российской Федерации; принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.
2. За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или третейский суд.
3. Суд или арбитражный суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении либо о передаче их в доход республиканского бюджета Российской Федерации либо истцу по его просьбе в счет возмещения убытков.
Статья 19. Арест контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных
На экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные, воспроизведенные, распространенные, проданные, ввезенные или иным образом использованные либо предназначенные для использования в нарушение прав автором программы для ЭВМ или базы данных и иных правообладателей, может быть наложен арест в порядке, установленном законом.
Статья 20. Иные формы ответственности
Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.
1.2. Правовые основы и перспективы развития информационных технологий
В наше время информация, в силу особенности своих характерных черт, становится центральным элементом в экономике. Изобретение и стремительное развитие компьютеров и информационных технологий как средств, методов и инструментов обработки информации и pаботы с ней ускорило развитие научно-технического прогресса, который привел к новым открытиям и разработкам и которые, в свою очередь, играют заметную роль почти во всех областях жизни общества.
В наше время информация, в силу особенности своих характерных черт, становится центральным элементом в экономике 1. Изобретение и стремительное развитие компьютеров и информационных технологий как средств, методов и инструментов обработки информации и pаботы с ней ускорило развитие научно-технического прогресса, который привел к новым открытиям и разработкам и которые, в свою очередь, играют заметную роль почти во всех областях жизни общества. Они используются как при исследовании Космоса,так и при изучении глубоководного дна Мирового океана. Их применение в хозяйственной деятельности также дает заметный экономический эффект 2. С их помощью или с использованием средств телекоммуникации расстояния и время передачи информации между странами. и континентами почти исчезли. Более того, при весьма усиливающемся эффекте информатизации общества дальнейшее развитие информационных технологий, как отмечают ученые, станет одним из признаков информационного века 3.
Вместе с тем в правовом контексте, понятие “информация” является достаточно новым, хотя попытки охарактеризовать его были сделаны почти четверть века назад 4 . Ныне в юридической науке дается толкование информации как “используемые данные, представленные в форме, пригодной для передачи и обработки” 5
Применение информационных технологий также, порождает вопросы в отношении регулирования, их использования в различных отраслях. Так, программное обеспечение, которое по в законодательству является объектом авторского права 6, может паставляться на электронных магнитных носителях в качестве товара. При этом может возникнуть вопрос - какой отраслью права будут регулироваться взаимоотношения между продавцом (в случае иителлектуальной собственности-лицензиар) и покупателем (лицензиат)? Договорным правом илиправом интеллектуальной собственности? Другие вопросы включают inter а1ia проблемы юдисдикации. по отношению к сайтам на сети Интернет, которые тем или иным ооразом причинили ущеро конечному пользователю, но в то же время находятся на территории другого государства.
Далее, возникают и вопросы правовой квалификации компьютерных преступлений. Достаточно важными являются, также вопросы использования информационных технологий в сфере образования и ее правовой регламентации.
Очевидно, что этот перечень взаимоотношений, права и информационных технологий далеко не исчерпан; полнота освещения всех аспектов данной проблемы выходит за пределы настоящей статьи. Здесь предпринимается попытка осветить основные процессы развития современных информационных технологий, их использования в правовой практике, а также дать оценку на перспективу.
Исходя из этого, нами будут вкратце освещены такие темы, как: охрана программного обеспечения как объекта интеллектуальной собственности, телекоммуникации и сети (Интернет); использование информационных технологий в законотворчестве (или информатизация процесса законотворчества), образовании, уголовном процессе (проведение компьютерных экспертиз); применение информационных технологий при осуществлении предпринимательской деятельности хэлектрон- ная коммерция); злоупотребление компьютерными технологиями.
1.Нормативно-правовая база регулирования использования информационных технологий. В настоящее время правовое регулирование информационных технологий осуществляется различными отраслями права. Законодательство Республики Узбекистан содержит более 20 нормативно-правовых актов, имеющих отношение к информационным технологиям. Среди них можно выделить Законы Республики Узбекистан “Об информатизации” (1993), “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” (1994), “О связи” (1992), “О телекоммуникациях” (1999), “О гарантиях и свободе доступа к информации” (1997), Положение “О порядке и правилах создания, внедрения и эксплуатации локальных, ведомственных, региональных и других информационно-вычислительных сетей на территори республики”, Постановления Кабинета Министров “О мерах по совершенствованию информационного обеспечения привлечения иностранных инвестиций” от 06.01. 1998г., “О программе модернизации и развития Национальной сети передачи данных Республики Узбекистан на период 1999 - 2003 годы” № 193 от 22. 04. 1999 г., “О создании Национальной сети передачи данных и упорядочении доступа к мировым информационным сетям” № 52 от 05.02. 1999 г., Положение “О порядке подготовки и распространения информационных ресурсов Республики Узбекистан на сети передачи данных, включая Интернет” (приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 137 от 26. 03. 1С99 г.) и др. 7.
2. Программное обеспечение (информационные технологии) kaк объект права интеллектуальной собственности. Программное обеспечение как один из видов информационных технологий и информации может подвергаться копированию, размножению и распространению практически без затрат. В то же время, принимая во внимание затраты, ко торые несут производители программного обеспечения на разработки конкурентоспособных, а порой и уникальных программ, становится очевидной важность обеспечения права собственности и ее защиты.
Концепция, которая определяет права собственности на информацию, определена в национальном законодательстве, а именно в Законе “Об информатизации”, в ст. 23: “Информация как продукт деятельности государственных органов, юридических и физических лиц, может быть объектом материальной или интеллектуальной собственности” 8.
В настоящее время программное обеспечение является объектом авторского права 9. Вместе с тем защита программного обеспечения может осуществляться и другими отраслями права интеллектуальной собственности. Так, в качестве одного из видов защиты может выступать коммерческая тайна или защита нераскрытой информации от незаконного использования. В этом случае при поставке программного обеспечения вместе с компьютерами с покупателем в договорном порядке оговаривается вопрос о запрете передачи информации, которая содержится в программах, третьим лицам. Такой способ защиты часто использовался на начальных этапах развития компьютерных технологий, когда сами компьютеры были дорогими, не имели массового распространения и имели только специализированное программное обеспечение, которое в основном поставлялось с самими компьютерами.
Другой вид защиты - патентная охрана программного обеспечения 10. Патентное право предоставляет охрану идеям, реализованным в том или ином изобретении, в отличие от авторского права, которое охраняет только само выражение идей.
В законодательстве понятие изобретения не определено, но следует отметить, что, согласно ст. 5 Закона “Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах”, “алгоритмы и программы для электронно-вычислительных машин не признаются изобретениями”. Тоесть компьютерная технология или ее отдельная часть, представленная как способ выполнения той или иной операции, оформленная в виде изобретения или устройства и отвечающая всем условиям патентоспособности, согласно ст. 5 того же Закона, может быть запатентована.
Таким образом, программное обеспечение может быть объектом защиты трех различных отраслей права интеллектуальной собственности. Сама программа как выражение идей может быть защищена авторским правом и коммерческой тайной. Отдельные же идеи, которые могут быть квалифицированы как изобретения, могут быть защищены патентным правом.
В то же время в мировой практике наблюдается тенденция конвергенции использования защиты программного обеспечения. Во-первых, производители компьютерных программ почти сразу и автоматически получают защиту авторского права, Далее, отдельные технические части могут быть определены как изобретения и могут получить патентно - правовую охрану. И в-третьих, в связи с техническими особенностями, затрудняющими распознавание и чтение идей в том или ином программном обеспечении и при использовании договорных методов ограничения на распространение информации, оно может также быть защищено как коммерческая тайна. Такая тройственная природа защиты имеет свои правовые последствия и часто подвергается в академических кругах 11.
3. Информационные технологии в законотворчестве. Использование информационных средств в процессе законотворчества, как и в праве вообще, непосредственно связано с отдельным видом информации, которую можно охарактеризовать как правовую информацию. Она, как определяется в теоретической титературе, представляет собой “сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащихся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения вопросов правотворчества, правопреминительной деятельности, защиты прав и свобод личности” 12.
Информационные технологии как средства работы с правовой информацией используются для ее сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, предоставления и использования 13.
4. Телекоммуникации и сети (Интернет). Вопросы, связанные с взаимодействием права и информационных технологий в области сетей и телекоммуникаций, имеют главным образом для аспекта. Первый аспект касается проблем правового регулирования в данной области. Другим аспектом охватываются вопросы использования возможностей, которые предоставляются информационными технологиями, в правовойпрактике.
Бурное развитие международной информационной сети Интернет выдвинуло проблему правового регулирования в данной среде. Ныне международная информационная сеть достигла такого уровня развития, и в такой степени способна оказывать воздействие на жизнь общества, что это предполагает соответствующее регулирование деятельности, связанной с Интернетом.
Вопросы, касающиеся правового охвата деятельности в сети Интернет, в основном связаны с :
Обеспечением свободного подключения к сети Интернет и обмена Инвформацией; Определением и распределением адресного и доменного пространства в сети; Ответственностью компаний, обеспечивающих подключение к сети Интернет, за нарушения авторских прав, осуществленных их пользователями; Юрисдикцией судов по спорам, возникающим в сети Интернет; Осуществлением электронной коммерции;
Обеспечением информационной безопасности, в том числе предотвращением несанкционированного доступа к информациям, разрушения информации, хранящейся в базах данных.
Другим аспектом взаимодействия права и информационных технологий можно считать использование возможностей сети интернет в правовых целях 14. Создание мировой информационной сети Интернет позволило обеспечить доступ миллионов людей к обширным банкам информации по широкому кругу вопросов. В частности, активно используются информационные базы данных, способные содержать и содержащие огромное количество информации, которая может быть выдана в любой момент по соответствующему запросу.
Кроме того, эти же базы данных служат информационной основой для экспертных систем, которые анализируют различные ситуации хсвоеобразные юридические казусы) и на основе имеющейся информации, знаний и опыта выдают различные правовые варианты решения тех или иных проблем. Но работу только с информационными базами данных (и их обработку) нельзя считать исключительной сферой применения и использования информационных технологий в праве. Они служат также незаменимым и подчас самым быстрым и эффективным способом связи, передачи необходимых сообщений и выполнения другой оперативной работы. В этом отношении Интернет как средство хили способ) быстрого получения и передачи различной информации вышел на передний план в области использования информационных технологий, что подтверждается его быстрым развитием, использованием самых передовых технологий и все возрастающим интересом общества к нему.
Специфика права предполагает собой:
получение быстрого доступа к ресурсам, имеющимся в Интернете, в частности доступа в электронные библиотеки и базы данных -- LEXIS/ NEXIS, Westlaw, Еuгореаn Union legislation (official, journals), официальные ресурсы правительств различных стран, международных организаций и др.; способ быстрого обмена оперативной информацией, которая подчас является очень срочной и важной;
возможность обмена мнениями с коллегами или другими лицами без каких-либо временных или пространственных ограничений и возможность непосредственного общения через каналы связи с различными пользователями из любых регионов мира;
проведение юридических консультаций в режиме реального времени; использование информационных ресурсов для преподавания и получения образования в юриспруденции; и т. д.
Вместе с тем следует отметить, что использование информационных технологий, в частности сети Интернет; в правовой практике все еще достаточно ограничено. Оно ограничивается использованием различных юридических информационных систем, содержащих нормативно - правовые документы, а в Интернете подчас не существует какой-либо системы, содержащей полноценные правовые (юридические) ресурсы и ссылки на таковые 15. В области образования не существует никаких полноценных информационных ресурсов в отношении права в Республике Узбекистан. И вообще развитие Интернет-технологий и их правовая регламентация в Республике Узбекистан находятся пока на начальном этапе.
5. Компьютерные преступления и уголовно-правовые аспекты борьбы с ними. Сегодня, наряду с традиционными направлениями их деятельности, органам правосудия, прокуратуры, оперативным работникам приходится сталкиваться с новыми видами преступлений, связанных с использованием информационных технологий. Массовое распространение получило и компьютерное пиратство -- один из видов компьютерных преступлений 16.
Ныне компьютерные преступления стали достаточно серьезной yгрозой для общества. И хотя некоторые журналисты склонны считать, что ее важность немного преувеличена средствами массовой информации, они явно ошибаются, ибо, как и все виды противоправных действий, такие преступления несут в себе немалую угрозу для людей, при- чем степень этой угрозы в нашем обществе до конца еще не осознана и оценена. Но даже тот незначительный опыт, который имеется в этой области в Узбекистане, а тем более опыт развитых стран, со всей очевидностью свидетельствует о несомненной уязвимости любого общества перед лицом этой опасности. Тем более, что компьютерная преступность не знает государственных границ, и преступник способен угрожать информационным системам, расположенным практически в любой точке мира.
Зарубежные специалисты в области уголовного права и криминалистики обратили внимание на общественно опасные деяния в области использования информационных технологий с момента их зарождения в 70-х годах ХХ в. В связи с их высокой опасностью меры юридического воздействия на такие деяния разрабатывались в последние десятилeтия и уже реализованы в законодательстве зарубежных стран. Так, в 1986 г. конгресс США принял закон “O мошенничествах и злоупотреблениях, осуществляемых с помощью компьютеров”, в Великобритании в 1990 г. вступил в силу закон “О злоупотреблениях компьютерами”17.
Но разнообразие компьютерных преступлений настолько велико, что на сегодняшний день в законодательстве хи теории права) не выработано единого понятия компьютерного преступления и единого подхода к такому виду правонарушений, не разработана система, которая бы исчерпывающим образом описывала и отображала все многообразие действий и последствий, возникающих в результате неправомерного пользования информационными технологиями (и ЭВМ).
Надо обратить внимание на уголовное законодательство в области компьютерных преступлений. Уголовные санкции еще не обеспечивают надежной защиты от компьютерной преступности, поскольку в существующих законах отсутствует четкая классификация компьютерных преступлений, а может, и потому, что сложность толкования и применения статей этих законов ограничивает действия правоохранительных органов. Таким образом, в целях обеспечения единого правового подхода для сокращения и предотвращения компьютерных преступлений законодателям следует осуществлять планомерную работу не только по выработке правовых норм, но и соответствующих санкций, создавая при этом необходимый правовой механизм обеспечения деятельности правоохранительных органов.
Поэтому можно считать закономерным появление в Части особенной действующего Уголовного кодекса Республики Узбекистан специальных норм, где предусмотрена ответственность за совершение компьютерных преступлений. Введение соответствующих статей в УК РУз свидетельствует о стремлении законодателя не только обеспечить уголовно-правовое регулирование новой сферы общественных отношений, но и путем введения угрозы уголовного наказания максимально снизить негативные издержки неправомерного или недобросовестного обращения с информационными технологиями и ЭВМ.
Уголовный кодекс Республики Узбекистан, предусматривает такие составы компьютерных преступлений, как хищения путем присвоения и растраты с использованием средств компьютерной техники (п. “г” ч. 3 ст. 167), мошенничество с использованием средств компьютерной техники (п. “в” ч. 3 ст. 168), кража, совершенная с несанкционированным проникновением в компьютерную систему (п. “в” ч. 3 ст. 169), нарушение правил информатизации хст. 174), незаконное собирание, разглашение или использование информации (ст. 191), дискредитация конкурента (ст. 192).
Наряду с этим возникают вопросы: как оценивать соответствующие статьи УК РУз, а также их практическую эффективность? Хотя действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений с применением компьютерной техники, на практике таких дел возбуждено крайне мало. Одним из условий существования латентности компьютерных преступлений является недостаточная организационная и методическая подготовка сотрудников правоохранительных органов.
Для ведения эффективной борьбы с такой категорией преступников необходимо наличие научно-методической подготовки специалистов-криминалистов со специализацией и знаниями в области оценки, раскрытия и расследования компьютерных правонарушений и экспертного исследования доказательств этих правонарушений. Незначительный срок существования соответствующих статей УК РУз и еще не отработанная практика их применения не позволяют сегодня вести речь об их эффективности. Сначала надо создать условия для использования действующего уголовного закона, а затем уже делать выводы о целесообразности внесения в него каких-либо изменений. Хотелось бы отметить, что постоянное модифицирование законодательных положений далеко не всегда оказывает желаемое воздействие на состояние правопорядка. Вносимые изменения должны иметь под собой четко проработанные и обоснованные доктрины, в противном случае трансформацией законодательных норм они лишь осложняют их исполнение и применение и не соответствуют принципу стабильности законодательства.
Осознавая важность решения этой проблемы, хотелось бы предложить введение специального курса под названием “Уголовно-правовые проблемы квалификации компьютерных преступлений”, на котором слушатели не только могли бы овладеть методикой и техникой взаимодействия с информационными технологиями, но и правильно квалифицировать этот вид правонарушений. Тем самым будет создана и активно разрабатываться и pазвиться научно-методическая база для обучения студентов и сотрудников правоохранительных органов борьбе с такими правонарушениями. А вместе с тем. будет создана возможность для глубокого изучения и предоставления эффективных рекомендаций законодателям в целях обеспечения адекватного механизма для Успешной борьбы с компьютерными преступлениями.
Стремительное развитие информационных, технологий влечет за собой появление и широкое распространение как' новых явлений, так и усовершенствованных старых методов и т. д. При этом, как свидетельствует практический опыт, право не всегда успевает за быстротой технического прогресса. Как уже отмечалось, остается, еще достаточно много областей, которым предстоит получить сво1о правовую peгламентацию.
Требуют решения и вопросы антимонопольного регулирования владельцев драв интеллектуальной собственности; защиты прав потребителей при использовании информационных технологий; криптографии и защиты технологий двойного назначения; использования информационных технологий в процессе; проблемы трансферта компьютерных технологий использования информационных технологий в правовом образования, да и само определение понятия “право информационных технологий ” как отдельной отрасли права, регулирующей вид отношений с участием информационных технологий. Таким образом, имеется большой массив работы для деятелей правовой сферы. Для ученых, исследователей -- это систематизация и разработка теоретической и методологической баз для изучения указанных вопросов. В частности, представляются целесообразными создание исследовательского центра по изучению взаимодействия права и информационных технологий; разработка и внедрение специализированных курсов по отдельным дисциплинам, например “Право информационных технологий”, “Компьютерные правонарушения” и др.
Для законодателей -- это разработка новых законопроектов, регламентирующих вопросы использования информационных технологий, стандартизации отношений в области информационных технологий, и определение государственной политики в данной сфере. Другой немаловажной задачей является определение и разработка национальной концепции дальнейшей информатизации республики и стимулирования развития информационных технологий. И хотя в этом направлении уже сделаны первые шаги путем принятия Законов “Об информатизации”, “О телекоммуникациях” и других нормативно-правовых актов, многое еще предстоит осмыслить и воплотить в конкретных проектах.
Далее, по мере расширения использования информационных технологий в хозяйственной деятельности, появится большой объем работ и для практикующих юристов, в плане разработки различных договоров, объектами которых будут информационные технологии: и для судей, которым, по всей вероятности, придется решать “головоломки”, возникающие из споров с использованием информационных технологий. Другой немаловажный аспект этого вопроса -- возможный рост правонарушений с использованием информационных технологий и, как следствие, увеличение объема работы для сотрудников правоохранительных органов.
При всем этом очевидна необходимость формирования и развития благоприятного правового климата, стимулирующего создание, использование и дальнейшее развитие информационных технологий в Узбекистане, что будет способствовать успешному и динамическому развитию нашей страны в новом информационном веке.
1 В частности, если рассматривать информацию как один из видов продукта или объекта (нематериального происхождения), то одной, из характерных, черт информации является ее почти неограниченная способность к распространению. При этом традиционные концепции экономики, предусматривающие ограниченность ресурсов, уже не могут быть применены. См. Arrow K. The Economics of information in the Computer Age: А..Twenty-Year View. MIT Press, 1979.