Передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность
p align="left">Подписанное Соглашение, в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 15.07.1995 № 101-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года № 1083 «Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта передачи ведомственного жилищного фонда». Комаров О.В. Проект передачи ведомственного жилищного фонда [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.fer.ru
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года № 1083 было установлено, что из общей суммы займа МБРР в 300 млн.долл. США средства в размере 290 млн.долл. США предоставляются администрациям городов-участников Проекта на платной, срочной и возвратной основе. Погашение и обслуживание части займа в размере 10 млн.долл. США осуществлялось за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе.
Конкурсный отбор городов для участия в Проекте проводился в 1995 году под контролем Межведомственной рабочей группы по подготовке Проекта. Данная рабочая группа была образована приказом Министра экономики Российской Федерации Е.Г.Ясина от 10 мая 1995 года №33 Там же. и включала в себя представителей Минэкономики России, Минфина России, Минстроя России, Аппарата Правительства Российской Федерации и Госкомимущества России. Список потенциальных участников был составлен на основе предложений министерств и ведомств, с учетом мнения миссии МБРР. Критериями оценки городов выступали показатели в области передачи ведомственного жилищного фонда, конкурсного обслуживания жилья, повышения уровня оплаты жилья за счет населения и создания системы адресной поддержки малообеспеченных семей, формирования товариществ собственников жилья и т.п.
По результатам конкурса для участия в проекте были отобраны шесть городов: Рязань, Владимир, Петрозаводск (Республика Карелия), Волхов (Ленинградская область), Оренбург и Новочеркасск (Ростовская область). В июне 1996 года из-за отказа Ростовской области выступить гарантом г.Новочеркасска по обслуживанию и возврату субзайма указанный город был исключен из списка участников Проекта и заменен на г.Череповец (Вологодская область), который ранее имел статус резервного города по Проекту.
В октябре 1996г. были подписаны Договоры субзаймов между Минфином России, Минэкономики России, Администрациями городов-участников Проекта и Администрациями Субъектов Федерации, на территории которых находятся эти города. Одновременно были подписаны Договоры поручительства между Минфином России и упомянутыми Субъектами Федерации. Комаров О.В. Проект передачи ведомственного жилищного фонда [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.fer.ru
Основные финансовые условия предоставления субзаймов выглядели так:
на использованные и непогашенные средства субзайма начисляются проценты, исходя из устанавливаемой Всемирным банком плавающей процентной ставки на основе 6-месячной ставки LIBOR для доллара США (составляет около 5-7% годовых) с добавлением маржи Минфина в размере 1,5% годовых;
на неиспользованные (зарезервированные) средства субзайма начисляется комиссия за обязательство, исходя из ставки 0,25% годовых;
в течение льготного периода, который продолжался до 15 ноября 2002г., субзаемщики каждые полгода (15 ноября и 15 мая) платят только указанные выше проценты и комиссию;
погашение основного долга, равного сумме использованных средств, происходит в период с 15 ноября 2002г. до 15 мая 2010г. шестнадцатью равными полугодовыми долями;
при задержке субзаемщиками платежей процентов, комиссии за обязательство и основного долга Минфин начисляет пени и может увеличить маржу до 2% годовых.
Помимо обслуживания субзайма, софинансирование Проекта из бюджета города включает выплату налогов и таможенных пошлин при выполнении контрактов, а также финансирование деятельности местной группы реализации проекта (МГРП).
Для управления Проектом и контролем за использованием средств, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года №582-р был образован ФРП - Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (свидетельство о регистрации №ЮР-29). Комаров О.В. Проект передачи ведомственного жилищного фонда [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.fer.ru Участниками Фонда являются Минфин России, Минэкономики России, Центральный банк России, Минстрой России и ряд других федеральных министерств. Учредителями Фонда являются: Национальный Фонд жилищной реформы, Международный центр социально-экономических реформ «Леонтьевский центр» и Сбербанк России.
Для исполнения функций по управлению средствами займа между Минфином России, Минэкономики России и ФРП 16 июля 1997 года был заключен Договор поручения. По этому Договору в функции ФРП входит координация работы с администрациями участвующих городов, организация закупок и осуществление процедур расходования средств займа.
Для координации работ по Проекту был создан Комитет по управлению Проектом, возглавляемый в настоящее время Первым заместителем Председателя Госстроя России С.И.Кругликом и включающий представителей Минфина, Минэкономики и Госстроя России.
Целевое использование средств займа периодически проверяется Счетной Палатой РФ, а финансовая отчетность ФРП ежегодно аудируется независимыми аудиторами (последние два года эту работу проводит фирма «Эрнст энд Янг», входящая в «большую пятерку» ведущих аудиторских фирм мира).
Заем вступил в силу 18 ноября 1996 года. Величины субзаймов городов-участников составляли в то время следующие величины:
Оренбург - 69,8 млн.долл. Комаров О.В. Проект передачи ведомственного жилищного фонда [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.fer.ru
С учетом ухудшения финансового состояния ряда городов-участников Проекта вследствие финансового кризиса 1998г. Межведомственная комиссия (МВК) Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями под председательством Первого заместителя Правительства Российской Федерации В.Б.Христенко 22 сентября 1999г. приняла решение о проведении реструктуризации займа, суть которой состояла в сокращении общего размера займа, уменьшении размеров ряда субзаймов и включении в состав участников Проекта двух новых городов с общим размером субзаймов до 60 млн.долл. Там же.
На основе этого решения с 12 ноября 1999г. общий размер займа был сокращен до 276,8 млн. долларов, а с 7 сентября 2000г. - до 256,4 млн. долларов. С 14 февраля 2000г. уменьшились размеры субзаймов Петрозаводска (до 23,5 млн.долл.), Волхова (до 4,5 млн.долл.) и Рязани (36,8 млн.долл.), а с 1 сентября 2000г. - Владимира (до 19,6 млн.долл.). Там же.
На основе решения МВК и с учетом проведенного ФРП анализа кредитоспособности четырех городов: Ярославля, Тольятти, Саратова и Ижевска, - Минфин России провел дополнительные переговоры с Администрациями указанных городов и Администрациями соответствующих Субъектов Федерации и согласился включить в Проект города Саратов и Ижевск, предоставив им субзаймы в размере 35 и 25 млн.долл. соответственно. Комаров О.В. Проект передачи ведомственного жилищного фонда [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.fer.ru Договоры субзаймов по Саратову и Ижевску были подписаны 14 февраля 2000г., однако выполнение всех условий по вступлению их в силу было выполнено Саратовом лишь 25 октября 2000г., а Ижевском - 25 декабря 2000г. Там же.
По состоянию на 1 апреля 2001г. в рамках Проекта было заключено контрактов на общую сумму, эквивалентную 70,1 млн.долл. Выполнено работ на общую сумму, эквивалентную 36,9 млн.долл. Там же.
В рамках программы по устройству узлов коммерческого учета в 424 жилых зданиях гг. Петрозаводска, Волхова, Череповца, Владимира, Рязани и Оренбурга были сданы в эксплуатацию пункты учета тепла и воды, оснащенные ультразвуковыми или индукционными теплосчетчиками, механическими или индукционными счетчиками воды и различным вспомогательным оборудованием (задвижками, фильтрами, термометрами, манометрами и др.).
Завершены работы по устройству 104 узлов учета тепла в центральных тепловых пунктах (ЦТП) и тепловых камерах гг.Петрозаводска, Волхова, Владимира и Оренбурга. Там же.
Завершены работы по переоборудованию 76 многоквартирных жилых зданий гг.Петрозаводска, Волхова, Череповца, Владимира, Рязани и Оренбурга с целью энерго- и водосбережения, включающие: Там же.
модернизацию индивидуальных тепловых пунктов путем установки современного оборудования (теплообменников, насосов, контроллеров и др.), замену, ремонт и балансировку трубопроводов и стояков систем отопления и водоснабжения, что в совокупности позволяет автоматически регулировать потребление тепла в зависимости от температуры наружного воздуха и обеспечивать равномерное и устойчивое снабжение всех квартир теплом и горячей водой;
работы по снижению тепловых потерь, включая наружное утепление стен (фасадов, торцов и арок), тепло- и гидроизоляцию крыш и технических чердаков, утепление полов первых этажей, ремонт окон и дверей в квартирах и подъездах, заделку межпанельных швов, изоляцию трубопроводов систем отопления и водоснабжения;
мероприятия по экономному использованию воды и нормализации ее подачи в квартиры, включая установку подкачивающих насосов, замену стояков, ремонт туалетов, установку смесительных кранов и душевых головок с экономичным расходом воды, установку приборов поквартирного учета воды.
В настоящее время выполняются контракты по проведению аналогичных работ еще на 418 многоквартирных зданиях. Комаров О.В. Проект передачи ведомственного жилищного фонда [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.fer.ru
Мониторинг инвестиционных контрактов осуществляется МГРП при помощи российско-германского консорциума «Генинжконсалт-Обермайер». Консорциум также принимает участие в подготовке документов для проведения торгов по всем инвестиционным направлениям Проекта. При обследовании объектов, разработке проектной документации и подготовке технических спецификаций консорциум использует субподрядчиков, среди которых московский филиал австрийской проектной фирмы «КЕЧО энд Кампани ГмбХ», проектные институты городов-участников Проекта, а также гг.Москвы и Санкт-Петербурга. Там же.
С 1997г. в рамках Проекта осуществляется программа измерений для оценки эффекта от переоборудования зданий и инженерной инфраструктуры вне зданий. В частности, в настоящее время на 153 зданиях ведутся комплексные измерения потребления тепла, воды и температуры воздуха в квартирах. Комаров О.В. Проект передачи ведомственного жилищного фонда [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.fer.ru
Анализ полученных данных показал, что экономия денежных средств при оплате по приборам коммерческого учета составляет: за тепло - от 5 до 14%; за воду - до 13%; за природный газ - от 20 до 36%. Там же.
Переоборудование системы теплоснабжения зданий ведет к снижению потребления тепла на 4-24% (в зависимости от схемы теплоснабжения и набора проведенных мероприятий) при одновременной нормализации температуры воздуха в квартирах на уровне 20-22С и температуры горячей воды на уровне 55С. При этом за счет, более точной настройки установленного оборудования возможно дополнительно сэкономить еще 4-5% тепла. Там же.
Комплексное переоборудование зданий, включающее наружное утепление стен, позволяет снизить потребление тепла примерно на 35%.
Мероприятия по модернизации системы водоснабжения приводят к снижению объема потребляемой воды на 10-15%, а при одновременной установке в квартирах приборов учета воды - на 25-30%. Там же.
Важным направлением реализации Проекта являлось формирование механизма аккумуляции средств для возврата субзаймов. Источниками таких средств являются, во-первых, эффекты от реализации Проекта, среди которых:
положительная разница между нормативным и фактическим потреблением тепла, воды и газа в жилых зданиях, определяемая по приборам коммерческого учета;
положительная разница между нормативным и фактическим потреблением тепла в ЦТП и тепловых камерах, определяемая по приборам коммерческого учета;
снижение потребления тепла, воды и газа жилыми зданиями после их переоборудования;
снижение издержек на производство тепла после модернизации котельных;
снижение издержек на транспортировку тепла после модернизации ЦТП и трубопроводов системы районного теплоснабжения;
снижение издержек в теплоснабжении и ЖКХ за счет развития конкуренции.
Источниками возврата оставшейся части субзаймов, а также оплаты процентов по субзаймам могут являться средства муниципального бюджета, бюджета Субъекта Федерации, а также внебюждетные средства, формирующиеся, например, за счет введения инвестиционной составляющей в тарифы на тепловую энергию.
Для формирования механизма аккумуляции средств Администрациям городов-участников Проекта необходимо провести целый комплекс организационных, юридических, финансовых, технических и иных мероприятий, среди которых: передача оборудования, приобретенного в рамках Проекта, в хозяйственное ведение или оперативное управление соответствующим муниципальным организациям, или в аренду иным организациям; перевод договорных отношений с поставщиками тепла, воды и газа на расчеты с учетом показаний приборов коммерческого учета; совершенствование схем платежей населения; совершенствование бюджетного планирования и т.д.
Глава 2.Управление муниципальным имуществом на примере г. Лангепас
2.1.Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Лангепас
Согласно положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Лангепас: Решение №200 от 25 апреля 1991 года (с изм. и доп. от 12 мая 2003) // Звезда Лангепаса. 15 мая. 2003. (далее по тексту Комитет) является структурным подразделением администрации города Лангепаса. Он отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Комитет осуществляет права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности от имени муниципального образования.
В своей деятельности Комитет подотчетен главе города Лангепаса и заместителю главы города Лангепаса, курирующему деятельность Комитета.
Комитет является юридическим лицом, имеет штампы и круглую печать со своим наименованием и изображением герба Российской Федерации, расчетный и иные счета в банках, обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам в соответствием действующим законодательством, выступает в суде общей юрисдикции, арбитражном суде от своего имени. Как юридическое лицо Комитет в праве приобретать имущественные и связанные с ними неимущественные права и нести обязанности.
Комитет осуществляет взаимодействие с органами власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, со структурными подразделениями администрации города Лангепаса, муниципальными организациями по вопросам компетенции Комитета.
Комитет может принять в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, исполнение полномочий делегируемых комитету департаментом государственной собственности Ханты - Мансийского автономного округа-Югры, другими полномочными структурами.
В своей деятельности комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, Устав (Основной закон) Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 1995 года (с изм. от 20 июля 2007 года) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www. admkhmao. ru законодательством Российской Федерации и Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, Уставом города Лангепаса, Устав города окружного значения Лангепас: Решение № 59 от 4 июля 2005г. // Звезда Лангепаса. 20 июля. 2005. № 97. решениями Думы города Лангепаса и настоящим Положением. Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Лангепас: Решение №200 от 25 апреля 1991 года (с изм. и доп. от 12 мая 2003) // Звезда Лангепаса. 15 мая. 2003.
Местонахождение комитета: Российская Федерация, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, город Лангепас, улица Ленина дом 35.
Почтовый адрес: 628672, улица Ленина, дом 35, город Лангепас, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область.
Основными целями управления муниципальным имуществом являются:
1) укрепление материально-финансовой основы города Лангепаса;
2) преумножение и улучшение муниципальной собственности, используемой для социально-экономического развития города Лангепаса;
3) создание условий эффективного использования муниципального имущества;
4) привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории муниципального образования город Лангепаса;
5) организация единообразного порядка управления муниципальным имуществом;
6) обеспечение обязательств городского округа по гражданско-правовым сделкам.
Основными задачами комитета, обусловленными его назначением, являются:
1. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом, муниципальными организациями, акциями, долями, вкладами хозяйственных обществ находящимися в муниципальной собственности.
2. Усиление управляющих, координирующих и контрольных функций комитета в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.
3. Реализация политики администрации города Лангепаса в области приватизации муниципального имущества.
4. Учет, техническая инвентаризация муниципального имущества, недвижимости и иных объектов.
5. Подготовка документов для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество с ним в установленном законом порядке.
6. Регулирование вопросов землепользования.
7. Управление и распоряжение муниципальной казной города Лангепаса от имени муниципального образования города Лангепаса.
8. Представление интересов города Лангепаса и защита его имущественных прав в делах своей компетенции перед юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации и за ее пределами, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
В целях выполнения возложенных на него задач Комитет в установленном порядке осуществляет функции: общего характера; функции по формированию, учету и технической инвентаризации муниципальной собственности, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними в установленном законом порядке; управления муниципальным имуществом; по распоряжению муниципальным имуществом; управления муниципальными предприятиями и учреждениями; по вопросам приватизации жилищного фонда и отчуждения муниципального имущества; по делам о несостоятельности (банкротстве); по вопросам управления муниципальной Казной города Лангепаса; осуществляет бюджетный (бухгалтерский) учет, а также все операции, связанные с указанным имуществом; функции в области землепользования.
Комитет вправе осуществлять также иные функции и иметь иные полномочия согласно нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
Права и обязанности комитета.
Для выполнения возложенных на него задач и функций комитет имеет право:
1. Совершать все предусмотренные законодательством и другими нормативными правовыми актами действия, заключать сделки и договоры.
2. Представлять интересы города Лангепаса и осуществлять защиту его имущественных прав в пределах своей компетенции перед юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации и за ее пределами, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
3. Проводить выявление имущества и определение долей участия (вкладов, акций) муниципальной собственности в имуществе (капитале) юридических лиц иных организационно-правовых форм и граждан в установленном законодательством порядке.
4. Изымать неправомерно отчужденное, излишнее, не используемое либо используемое не по целевому назначению или с нарушением установленного законодательством порядка имущество предприятий, учреждений и организаций муниципальной собственности, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, в соответствии с действующим законодательством.
5. Направлять муниципальным и иным организациям обязательные к исполнению требования (предписания) по вопросам, относящимся к компетенции комитета.
6. Давать разъяснения по применению нормативных правовых актов по вопросам, которые попадают под действие настоящего положения.
7. Осуществлять иные действия, направленные на выполнение своих задач, реализацию полномочий и осуществления функций.
Комитет обязан отчитываться о результатах своей деятельности перед главой города Лангепаса, думой города Лангепаса не реже двух раз в год. Вести учет муниципального имущества, сделок с ними и заключенных договоров. Также он должен осуществлять контроль за целевым использованием муниципальными организациями, а также иными юридическими и физическими лицами переданного им муниципального имущества и осуществлять иные действия, непосредственно вытекающие из положения о комитете, не вмешиваясь при этом в хозяйственную и оперативно-управленческую деятельность организаций, за исключением случаев, определенных действующим законодательством и положением о Комитете.
Место Комитета в организационной структуре Администрации города Лангепас представлено в виде схемы (см. приложение).
Комитет осуществляет формирование и ведение реестра. Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Лангепаса: Решение №210 от 15 мая 1991 года (с изм. и доп. от 23 июля 2004) // Звезда Лангепаса. 28 июля. 2004.
Форма ведения реестра определяется Комитетом и корректируется по мере необходимости. Организационные и технические решения по вопросам формирования и ведения реестра являются обязательными для всех структурных подразделений администрации города Лангепаса, муниципальных предприятий и учреждений.
Комитет имеет право:
1) запрашивать и получать необходимую для ведения реестра муниципальной собственности информацию;
2) контролировать достоверность предоставленных данных об объектах муниципальной собственности.
Комитет обязан:
1) информировать Главу города о структурных подразделениях администрации города Лангепаса, муниципальных предприятиях и учреждениях, уклоняющихся от представления информации, необходимой для ведения реестра, либо искажающих ее;
2) своевременно и качественно вносить информацию и изменения в реестр муниципальной собственности.
Пользователями реестра являются: работники Комитета, органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, налоговые, статистические, правоохранительные органы, организации, ответственные за учет объектов недвижимого имущества, иные заинтересованные юридические и физические лица. Ст. 26 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Лангепаса: Решение №210 от 15 мая 1991 года (с изм. и доп. от 23 июля 2004) // Звезда Лангепаса. 28 июля. 2004.
Отдел реестра является структурным подразделением Комитета. Собственником реестра муниципальной собственности (далее реестр) является город Лангепас. Комитет осуществляет владение и пользование реестром, а также реализует полномочия распоряжения им в пределах, установленных Положением и правовыми актами Главы города. Финансирование работ по ведению реестра осуществляется за счет средств бюджета города Лангепаса.
Под реестром понимается муниципальная информационная система, построенная на единых методологических и программно-технических принципах базы данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них, подлежащие учету в реестре муниципальной собственности.
Ведение реестра должно обеспечивать решение следующих задач:
1) анализ состояния имущества, экономической и социальной эффективности его использования по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в интересах населения муниципального образования города Лангепаса;
2) оперативное решение вопросов приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и программой приватизации муниципального имущества, утверждаемой решением Думы города Лангепаса;
3) информационно-справочное обеспечение по вопросам использования муниципальной собственности и реализации прав собственника на нее;
4) обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности государственных органов власти, органов местного самоуправления, других юридических лиц и граждан при возникновении гражданских правоотношений с этими объектами.
Муниципальное имущество подлежит обязательному учету в реестре.
Ведение реестра осуществляется путем учета имущества:
1) закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями и структурными подразделениями администрации города Лангепаса.
2) казны муниципального образования.
Совершение сделок с объектами муниципальной собственности возможно только после включения их в реестр в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Выписка из реестра и (или) свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество являются документами, подтверждающими право муниципальной собственности на указанное в выписке или свидетельстве имущество.
Оригиналы свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество и оригиналы правоустанавливающих документов на каждый объект муниципальной собственности хранятся в Комитете, а именно:
1) разрешение на ввод в эксплуатацию;
2) акт приемки законченного строительством объекта;
3) постановление Главы о присвоении адреса (почтового);
4) технические паспорта на здания и помещения;
5) кадастровый план земельного участка.
Все муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре, с присвоением каждому объекту индивидуального (реестрового) номера. Имущество стоимостью 1000 (тысяча рублей) и менее закреплению в реестре не подлежит.
Реестр включает в себя следующие разделы:
1) юридические лица (муниципальные предприятия, учреждения и иные организации с участием муниципального образования);
2) муниципальное имущество в оперативном управлении и хозяйственном ведении;
4) имущество муниципальной казны;
3) инвестиции (акции, доли, паи).
Раздел реестра «Юридические лица» содержит сведения, идентифицирующие данное юридическое лицо, информацию о действующих, реорганизованных и ликвидированных муниципальных предприятиях и учреждениях.
Раздел реестра «Муниципальное имущество в оперативном управлении и хозяйственном ведении», содержит сведения о нежилых зданиях и помещениях, инженерных сетях и иных сооружениях, транспортных средствах (включая инженерно-строительную технику), машинах и оборудовании, производственном и хозяйственном инвентаре, библиотечных фондах, составляющих муниципальную собственность и информацию о балансодержателях указанных объектов.
Раздел реестра «Имущество муниципальной казны» содержит сведения о нежилых зданиях и помещениях, инженерных сетях и иных сооружениях, транспортных средствах (включая инженерно-строительную технику), машинах и оборудовании, производственном и хозяйственном инвентаре, библиотечных фондах, включенных в состав казны муниципального образования, информацию о пользователях, арендаторах, лицах ответственных за сохранность указанного имущества.
Раздел реестра «Инвестиции» содержит сведения об акционерных обществах с долей муниципального образования в уставном капитале, с указанием долей в денежном и количественном выражении.
Ведение реестра предполагает:
1) включение объекта учета в реестр, с присвоением реестрового номера;
2) внесение в реестр изменений о состоянии объекта учета;
3) исключение объекта учета из реестра.
Включение в реестр объектов недвижимости и транспортных средств осуществляется на основании приказа председателя Комитета. Это означает внесение в реестр сведений, идентифицирующих объект муниципальной собственности, а также сведений об объектах муниципальной собственности, переданных во владение, пользование, распоряжение юридическим или физическим лицам.
Разрешается внесение изменений в реестр, которые производятся при изменении состояния (стоимостного, технического) объектов учета, при движении муниципального имущества, изменении организационно-правовой формы юридического лица, его прав по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
В связи с изменением собственника объекта учета, в том числе приватизации, ликвидации объекта, списании имущества, производится исключение объектов из реестра, оно осуществляется на основании приказа председателя Комитета путем внесения соответствующей записи в реестр в целях прекращения осуществления учета и контроля за данным объектом. Реестровый номер, присвоенный объекту муниципальной собственности, исключенному из реестра, в дальнейшем другим объектам не присваивается.
Реестр строится по функционально-отраслевому принципу, который учитывается при включении объектов учета и закреплении их за балансодержателями, пользователями, владельцами. Ведение реестра осуществляется в информационной программе «Реестр муниципальной собственности города Лангепаса».
Автоматизированное сопровождение реестра организует Комитет, который в том числе осуществляет:
1) методическое, организационное и программное обеспечение работ по ведению реестра;
2) организацию защиты информации, содержащейся в реестре.
По вопросам ведения реестра Комитет имеет право разрабатывать инструкции, давать указания и разъяснения другим структурным подразделениям администрации города Лангепаса, муниципальным предприятиям и учреждениям.
Контроль за эффективным использованием, сохранностью муниципального имущества, поступлением сборов от передачи муниципального имущества в пользование осуществляет Комитет совместно с органами администрации города.
Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом осуществляет Дума города.
Автор считает, что еще необходимо рассмотреть вопросы обеспечения платными коммунальными услугами жилищных зданий муниципального фонда. Коммунальные услуги включают в себя затраты на тепло- и водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора и рассчитываются по нормативам потребления исходя из экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности, установленного для потребителей. Предоставлением данных услуг в г. Лангепас занимается Лангепаское городское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального комплекса» (далее по тексту ЛГ МУП «УК ЖКК»).
Для выполнения работ по качественному содержанию, ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг служба Заказчика посредством проведения конкурсов заключает договоры с подрядными организациями. На сегодняшний день это пять муниципальных предприятий, выполняющих следующие функции:
выработка тепловой энергии и подача её потребителям;
добыча артезианской воды, подготовка ее и подача для нужд населения, а также хозяйственных и промышленных объектов;
сбор, перекачка и очистка хозяйственно-бытовых сточных вод от этих объектов;
эксплуатация, ремонт и наладка теплотехнического и специального оборудования, автотехники;
эксплуатация и ремонт электрооборудования и оборудования КИПиА;
оказание сантехнических услуг;
оказание материально-технического снабжения;
выполнение строительно-монтажных работ систем тепловодоснабжения и водоотведения;
оказание транспортных услуг.
Важнейшим элементом в формировании рынка жилищных услуг является служба заказчика, функции которой в г. Лангепас исполняет ЛГ МУП «УК ЖКК» (далее по тексту Служба заказчика). Она призвана отражать интересы собственника жилищного фонда и потребителя жилищно-коммунальных услуг и заниматься повышением эффективности функционирования муниципальной инфраструктуры.
Служба заказчика обеспечивает:
необходимое состояние жилищного фонда, принятого в управление от собственника (КУМИ Администрации г. Лангепас) в соответствии с установленными требованиями для достижения уровня, определенного государственными стандартами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
выполнение регламентных работ по текущей эксплуатации жилых зданий и инженерных сетей, обеспечив качество их проведения;
выбор на конкурсной основе подрядчиков для заключения договоров на выполнение работ и поставку ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг;
осуществление системы контроля за выполнением договоров.
Создание службы заказчика позволило снизить расходы муниципалитета, направленные на содержание жилищного фонда и выстроить напрямую отношения между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
В функционировании жилищного хозяйства г. Лангепас наметились основные приоритеты развития:
обеспечение устойчивости и надежности функционирования объектов жилищного фонда, повышение жизнеобеспечения населения;
обеспечение доступности жилищных услуг надлежащего качества;
создание эффективного механизма капитальных вложений и привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
развитие здоровой конкуренции в ЖКХ как основного пути повышения эффективности производства ЖКУ;
повышение инвестиционной привлекательности отрасли и создание устойчивых источников финансирования эффективных инвестиционных проектов в ЖКХ.
Далее рассмотрим более подробно некоторые виды предоставляемых услуг.
Системы водоснабжения и водоотведения
Основным источником водоснабжения в жилищно-коммунальном комплексе г. Лангепас являются подземные воды. На конец 2007 года в городе задействованы водозаборные сооружения общей производительностью 25,3 тыс.м3/сут. Отчетные материалы работы ЛГ МУП «УК ЖКК» за 2006 - 2007 гг. // Звезда Лангпаса. - № 32. - 5 февраля 2008. - С.2.
Мощность водоочистных сооружений на конец 2007 года составила 8,75 тыс.м3/сут. Пропущено через очистные сооружения в 2007 году 1537,3 тыс.м3 воды, что составляет 56% от общего количества использованной воды. Там же. С.2.
На данный момент обеспеченность населения города системами центрального водоснабжения составляет 99 %. Общая протяженность водопроводных сетей - 112,3 км, в том числе ветхих - 3,3 км. Ежегодно производится замена ветхих сетей. Так в 2006 году было заменено 4,2 км сетей, в 2007 году - 3,9 км. Применение современных материалов и новых технологий увеличивает срок службы и надежность эксплуатации сетей.
На конец 2007 года обеспеченность населения города системами централизованного водоотведения составляет 95 %. Мощность канализационных очистных сооружений составляет 8,9 тыс.м3/сут. Пропущено через очистные сооружения в 2006 году 1706,3 тыс.м3 стоков, что составляет 89 % от общего количества сточных вод. На данный момент в городе действует 76,6 км канализационных сетей (с учетом магистральных и внутриквартальных сетей). Там же. С. 3.
Проводимые в г. Лангепас мероприятия по капитальному ремонту систем водоснабжения и водоотведения призваны повысить инвестиционную привлекательность отрасли коммунального хозяйства и подготовить почву для привлечения устойчивых источников финансирования эффективных инвестиционных проектов в ЖКХ.
Системы теплоснабжения
Теплоснабжение является одним из важнейших параметров, определяющих уровень жизни людей, их самочувствие и жизнедеятельность. Оно обеспечивает комфортность проживания населения в жилищном фонде.
Число установленных котлов - 13 единиц, из них 6 котлов работают на газообразном топливе. Годовое потребление топлива котельной за 2007 год составило: нефти - 17580,2 тн, газа - 55712 тыс.м3. Отчетные материалы работы ЛГ МУП «УК ЖКК» за 2006 - 2007 гг. // Звезда Лангпаса. - № 32. - 5 февраля 2008. С. 3.
На данный момент обеспеченность населения района системами центрального теплоснабжения составляет 99 %. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исполнении - 161,5 км, в том числе ветхих - 18,8 км. За 2006-2007 гг. произведена замена 10,4 км тепловых сетей с применением прогрессивных технологий.
В последние два года на ряде ЦТП установлены регуляторы подачи теплоносителя, что позволило экономить 75 тыс.руб./год; установка на электродвигателях сетевых насосов девяти частотно-регулируемых электроприводов позволило экономить 200 тыс.руб./год. Там же. С. 4
В целях снижения расходов тепловой энергии и нерациональных затрат на ее производство в г. Лангепас активно проводится политика приборного учета. Весь объем вырабатываемой, реализуемой и потребляемой тепловой энергии подлежит обязательному учету с использованием технических средств. Для этих целей из бюджета района ежегодно выделяются денежные средства.