Плата за негативное воздействие на окружающую среду по законодательству России
Плата за негативное воздействие на окружающую среду по законодательству России
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет параллельного образования и экстерната
Кафедра гражданского права и процесса
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Плата за негативное воздействие на окружающую среду позаконодательству России
Научный руководитель
доцент Воронцова О.В.
Исполнитель
Студент 456 группы
Соломатина С.В.
Сыктывкар 2010
Содержание
Введение
Глава 1 Правовое регулирование платности за негативное воздействие на окружающую среду
§1 Цели и предмет правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия на окружающую среду
§2 Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду
Глава 2 Плата за негативное воздействие по отдельным природным ресурсам
§1 Плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками
§2 Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты
§3 Плата за размещение отходов производства и потребления
Глава 3 Правовые проблемы, возникающие при осуществлении платности за негативное воздействие на окружающую среду
Заключение
Список использованных источников
ВведениеАктуальность. Увеличение объёмов производства, усиление негативного воздействия на окружающую среду, сокращение запасов природных ресурсов создают угрозу экологической безопасности стран и регионов, препятствуют их устойчивому социально - экономическому развитию, соблюдению принципов прав человека на благоприятную среду, платности природопользования и возмещения вреда.Процесс загрязнения окружающей среды занимает ведущее место среди проблем, которые характеризуют наше общество на современном этапе его развития, данный вопрос неразрывно связан с необходимостью совершенствования законодательства в этой области. Проблема четкой фиксации прав и обязанностей природопользователей в этой связи является весьма актуальной, особенно в части определения видов платежей за негативное воздействие, их размера и порядка уплаты.Развитие современной экономики в значительной степени определяется влиянием эколого-экономических регулирующих механизмов. Одним из важных регулирующих механизмов в России является плата за негативное воздействие на окружающую среду. Суть этого механизма государственного регулирования состоит в экономическом принуждении ограничения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователей и, наоборот, в экономическом поощрении и предоставлении льгот природопользователям, вкладывающим средства в природоохранные технологии и добивающимся снижения выбросов, сбросов и размещения отходов.В российском законодательстве имеется целый ряд неурегулированных положений, прямо или косвенно связанных с платой за негативное воздействие. К ним, например, относятся вопросы взимания платы за так называемый сброс на рельеф местности, за размещение отходов производства и потребления.Кроме того, в настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, которые не достаточны ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях.Степень изученности темы. Проблемы правого регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду не получили в научной литературе достаточно широкого и полного освещения, что прежде всего связано с относительной новизной данного института для современного экологического законодательства. Основное внимание уделено проблеме определения правовой природы данных платежей, в частности в работах М.М. Бринчука, Т.В. Петровой, А.А. Костина.Теоретическую основу работы составили исследования таких ученых, как А.А. Ялбулганов, А.С. Шестерюк, Т.В. Петрова, Л.Е. Бандорин, М.М. Бринчук, Н.А. Лунина, А.А. Костин, и других авторов. Эмпирическую основу работы составляет судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, ведомственные акты и методические указания, носящие рекомендательный характер.Объект исследования - общественные отношения, возникающие при осуществлении платности негативного воздействия на окружающую среду.Предметом данного исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду.Итак, цель данной дипломной работы - выявить проблемы правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду, выдвинуть предложения по совершенствованию законодательства по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.Исходя из поставленной цели, необходимо решение следующих задач:1. определить цели и предмет правового регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду;2. проанализировать правовые основы регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду;3. систематизировать нормы права, регулирующие взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду;4. исследовать правовой механизм взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;5. провести сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, регулирующие взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду;6. выявить особенности взимания платы за негативное воздействие на отдельные виды природных ресурсов.В работе использованы такие методы научного исследования как сравнительно-правовой и системный. Сравнительно-правовой метод использовался для сопоставления правовых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах. Системный метод включает комплексный анализ существующих правовых норм, регулирующих отношения в сфере платности негативного воздействия на окружающую среду, установление их взаимосвязи.Структура и содержание дипломной работы. Цель и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, состоящей из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы. Во ведении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень исследованности в научной литературе, определяется цель, задачи, объект и предмет исследования, показана структура работы. Первая глава посвящена исследованию предмета и целей правого регулирования, системе нормативных правовых актов, регламентирующих взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду. Вторая глава посвящена анализу действующего отечественного законодательства, особенностям взимания платы за негативное воздействие по отдельным видам природных ресурсов. В третьей главе отражены проблемы правоприменительной деятельности, возникающей при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду. В заключении сформулированы основные выводы, предложения законодателю по решению возникающих в правоприменительной практике проблем по вопросу платности за негативное воздействие на окружающую среду. Библиография включает 53 источника.Глава 1 Правовое регулирование платности за негативное воздействие на окружающую среду§1 Цели и предмет правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия на окружающую среду
Одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования, в соответствии с которым негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с законодательством об охране окружающей среды платность негативного воздействия на окружающую среду преследует достижение ряда целей. Во-первых, указанная плата является источником пополнения федерального и местных бюджетов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.
Статья 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Российская газета. 2002. 12 января. (далее - Закон об охране окружающей среды) относит установление платы за негативное воздействие на окружающую среду к числу методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды определены виды негативного воздействия на окружающую среду и установлено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
· сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
· загрязнение недр, почв;
· размещение отходов производства и потребления;
· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
· иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Предметом правового регулирования являются правоотношения, возникающие при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности.
В статье 1 Закона об охране окружающей среды дается определение негативного воздействия на окружающую среду как воздействия хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Для регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду предусмотрены нормирование в области охраны окружающей среды и нормативы допустимого воздействия. Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) являются основой для оценки воздействия на окружающую среду, расчета платежей.
Некоторые исследователи конкретизируют понятие негативного воздействия, обозначая его как любое антропогенное воздействие, приводящее к отрицательным изменениям окружающей природной среды (во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей) Природоресурсные платежи / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова. М.: Кнорус, 2004. С. 208..
Условием для возникновения обязанности по уплате платы за такое воздействие является факт осуществления деятельности, негативно воздействующей на окружающую среду и ее компоненты.
Таким образом, указанная плата рассматривается как регулятивный механизм, стимулирующий природоохранную деятельность природопользователей вне зависимости от вида осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности.
§2 Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы за негативное воздействие на окружающую средуПорядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время Постановлениями Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия: Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 // Российская газета. 1992. 16 сентября. (далее - Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632) и от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления: Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 // Российская газета. 2003. 21 июня (далее - Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344) выделяют три вида негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, а именно:· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;· сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;· размещение отходов производства и потребления.Следует подчеркнуть, что указанные виды негативного воздействия, за которые взимается плата, не охватывают все перечисленные в действующем законодательстве виды негативного воздействия. Так, в Законе об охране окружающей среды к видам негативного воздействия отнесены, например, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Однако механизмы взимания платы за данные виды негативного воздействия в настоящее время не установлены.Согласно действующему законодательству внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4 статьи 16 Закона об охране окружающей среды). Как отмечает А.С. Шестерюк Шестерюк А.С. Основные тенденции и направления развития законодательства об охране окружающей среды РФ // Экологическое право. 2004. № 4. С. 20 - 25. данное положение является существенной гарантией эффективности природозащитного механизма, так как суммы платежей не могут в полной мере восполнить ущерб, нанесенный окружающей среде. Кроме того, данные платежи не оказывают стимулирующего воздействия на хозяйствующие субъекты в части внедрения ими более «чистых» установок, поскольку суммы несопоставимо малы по сравнению с возможными затратами на новые технологии.Вопросы, связанные с платой за негативное воздействие на окружающую среду, на территории Российской Федерации регулируются, помимо указанных выше закона и постановлений Правительства РФ, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утверждены Минприроды РФ 26 января 1993 г.. Этот документ в настоящее время несколько устарел, но сохраняет свою юридическую силу в части, не противоречащей действующему законодательству.Вопрос о том, кто является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду, в действующем российском законодательстве не имеет четкого и однозначного ответа. Закон об охране окружающей среды содержит лишь косвенное упоминание о плательщиках как о субъектах хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.Пределы действия правового механизма взимания платы за негативное воздействие по кругу лиц конкретизируются Постановлением Правительства от 28.08.1992 № 632, которым установлено, что Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы) распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.Следует отметить наличие несогласованности норм Закона об охране окружающей среды, устанавливающих субъектов платы за негативное воздействие, а также конкретизирующих данные нормы массива подзаконных актов с положениями иных законодательных актов, регулирующих отдельные виды негативного воздействия.Например, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Об охране атмосферного воздуха : Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Российская газета. 1999. 13 мая. (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух взимается с физических и юридических лиц, а в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Об отходах производства и потребления : Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Российская газета. 1998. 30 июня. (далее - Закон об отходах) плата за размещение отходов взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.Порядок заполнения и представления Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (в ред. Приказа Ростехандзора от 27.03.2008 № 182) «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду : Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 31. .В соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного Кодекса РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 12 августа. плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым доходам бюджетов и распределяется по следующим нормативам: 20 % - в федеральный бюджет, 40 % - в бюджет субъекта РФ, 40 % - в местный бюджет. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.Сроки уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду: Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 30. не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.Неуплата платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки или невнесение ее в не полном объеме наказывается в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 31 декабря. наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50000 до 100000 руб.
Следует отметить, что судебными решениями отдельные положения нормативных актов, регламентирующих правовой режим платы за негативное воздействие на окружающую среду, были признаны недействующими.
Решением Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 12.02.2003 № ГКПИ03-49 «О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»: Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ03-49 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 3. пункт 2 указанного Постановления, согласно которому Министерство экологии и природных ресурсов РФ (далее - Минприроды РФ) принимало базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, признан недействующим. Впоследствии нормативы платы и коэффициенты были установлены Постановлением Правительства от 12.06.2003 № 344.
В 2009 году признаны недействующими отдельные положения Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. Постановлением Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) от 14.05.2009 № 8-П По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3. положение подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, которым Правительство РФ предоставило органам исполнительной власти субъектов РФ право по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, признано не соответствующим Конституции РФ.
Также оспаривалась в судебном порядке законность Инструктивно-методических указаний по взиманию платы. Решением Верховного Суда РФ от 13.11.2007 № ГКПИ07-1000 О признании частично недействующим пункта 4.7 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ 26.01.1993: Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2007 № ГКПИ07-1000 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2008. № 5. ч. 2. признан частично недействующим пункт 4.7 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ от 26.01.1993, согласно которому был введен коэффициент, учитывающий место размещения отходов, не установленный Правительством РФ. Минприроды РФ вышло за пределы предоставленных полномочий, установив дополнительные коэффициенты при размещении отходов: в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий - коэффициент 5; менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов - коэффициент 3.
Таким образом, судебная практика свидетельствует о значительных проблемах в правовом регулировании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Необходимо отметить, что по сей день отсутствует четкое нормативно-правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как отмечает Н.А. Лунина Лунина Н.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как финансово-правовая мера обеспечения природоохранной (экологической) функции российского государства // Вестник ВГУ. Серия Право. 2008. № 2. С. 224 - 236., действующее законодательство в этой сфере фрагментарно, отсутствует нормативный правовой акт, в полной мере решающий все вопросы, связанные со взиманием данных платежей.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отсутствие единой, четкой и непротиворечивой системы нормативных правовых актов, регулирующих плату за негативное воздействие на окружающую среду, приводит к возникновению правовой неопределенности, что не согласуется с целями платы за негативное воздействие, а также общими принципами установления и взимания данных платежей.
Глава 2 Плата за негативное воздействие по отдельным природным ресурсамКак уже отмечалось, действующим законодательством РФ установлен порядок взимания платы за следующие виды негативного воздействия:· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;· сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;· размещение отходов производства и потребления.Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются нормативы платы для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Применение нормативов платы, установленных Постановлением от 12.06.2003 № 344, к иным загрязняющим веществам, не внесенным в указанное Постановление, но обладающим схожими характеристиками, неправомерно.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 плата взимается за:
· загрязнение в пределах допустимых нормативов;
· загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
· сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
В соответствии с вышеназванным Постановлением, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды сверхлимитным является загрязнение, в случаях:
· отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов;
· превышения установленных лимитов выбросов, сбросов, размещения отходов, а также при их отсутствии - превышение предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов.
Согласно пункту 5 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением от 28.08.1992 № 632, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента к соответствующим нормативам платы за загрязнение в пределах установленных лимитов.
Кроме того, к нормативам платы применяются поправочные коэффициенты, установленные Постановлением от 12.06.2003 № 344:
· коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы, дифференцированы по экономическим районам Российской Федерации и бассейнам рек и морей. Общероссийским классификатором экономических регионов Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95. : Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.12.1995 № 640 // М., ИПК Издательство стандартов, 1999. установлены перечни особо охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (разделы 10.1 и 10.2).
Также федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год к нормативам платы устанавливается коэффициент, учитывающий инфляцию. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ // Парламентская газета. 2009. 08 декабря. нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2010 году с коэффициентом соответственно 1,79 и 1,46.
При этом при применении коэффициентов к нормативам платы необходимо руководствоваться следующим:
· для нормативов платы, установленных Постановлением Правительства РФ № 344 (в редакции 2003 года) для веществ и групп веществ, по которым Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344: Постановление Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 // Российская газета. 2005. 12 июля. не изменены нормативы платы, - использовать коэффициент 1,79;
· для нормативов платы для веществ и групп веществ, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410, - использовать коэффициент 1,46.
Ниже рассмотрим особенности взимания платы за каждый из видов негативного воздействия на отдельные природные ресурсы.
§1 Плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источникамиИсточниками загрязнения атмосферного воздуха могут являться различные машины, механизмы, оборудование, технологические процессы и иные объекты. Например, к таким источникам относятся: котельная, автомобиль, сварочный аппарат, резервуар с нефтепродуктами, пруд биологической очистки сточных вод, свалка отходов и многие другие.В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.По ГОСТ 30772-2001 ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. Введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст. М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. выбросы - газопылевые вещества, подлежащие выводу (выбросу в атмосферу) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке отходящих технологических газов и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.В общем случае под выбросом следует понимать поступление в атмосферный воздух газообразных, аэрозольных, пылеобразных веществ от стационарных и передвижных источников. Среди стационарных источников выбросов различают организованные и неорганизованные источники. К организованным источникам относятся источники, выбросы от которых поступают в атмосферный воздух через специальные технические устройства, например трубу. Одним из основных критериев отнесения источников к организованным является возможность определения для них мощности (в граммах в секунду) и объема (в тоннах в год) выброса по каждому загрязняющему веществу контрольно-аналитическими методами, т.е. с помощью специальных приборов и оборудования. Для неорганизованных источников скорость и объем выброса определяются, как правило, расчетными методами.Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 № 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007: Приказ Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 // Документы и комментарии. 2007. 10 декабря. определено, что в случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду. Также следует учитывать, что обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.Согласно Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.Также плательщик производит уплату платы отдельно по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным транспортным средствам, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования).Применительно к передвижным объектам данный подход обусловлен тем, что в настоящее время нормативными правовыми актами не установлен порядок определения объема негативного воздействия, оказываемого на конкретной территории, в зависимости от количества времени перемещения соответствующего объекта.Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам (объектам) негативного воздействия на окружающую среду. Так, нормативы платы для стационарных источников установлены за тонну загрязняющего вещества, выброс которого был произведен (в зависимости от вида), а для передвижных - за 1 единицу измерения (тонна, тысяча куб. метров) в зависимости от вида израсходованного топлива.Нормативы платы по каждому загрязняющему веществу для стационарных источников (объектов) негативного воздействия также дифференцируются в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (в пределах ПДВ) и в пределах установленных лимитов (в пределах ВСВ).Закон об охране атмосферного воздуха в статье 1 дает следующие определения.Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.Временно согласованный выброс (ВСВ) - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.Вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.Также следует учитывать, что Постановлением от 12.06.2003 № 344 к нормативам платы установлен дополнительный коэффициент 1,2 за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов.В целях применения данного коэффициента для стационарных источников (объектов) негативного воздействия, расположенных за чертой города, для определения объекта платы, применяется Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 // Российская газета. 2008. 09 февраля., согласно которому источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.Иначе говоря, при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятие должно применять дополнительный коэффициент 1,2 к нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов, осуществляемые стационарными источниками, в случае, когда вклад предприятия в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.Для передвижных источников (объектов) негативного воздействия коэффициент 1,2 применяется, если место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного источника (объекта) (при отсутствии такового - место нахождения владельца) находится в пределах черты города.Таким образом, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяется путем умножения соответствующих нормативов платы с учетом установленных поправочных коэффициентов на массы фактических выбросов по каждому загрязняющему веществу или виду топлива и суммирования полученных произведений.§2 Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объектыВ соответствии со статьей 1 Водного кодекса РФ Водный кодекс Российской Федерации. Принят 03 июня 2006 г. // Российская газета. 2006. 08 июня. под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.К поверхностным водным объектам относятся, например, моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.Под термином сброс понимается, например, поступление в водные объекты со сточными водами загрязняющих веществ, которые ухудшают качество воды, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.Согласно статье 1 Водного кодекса сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.ГОСТ 30772-2001 определяет сбросы как жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.