Рефераты

Плата за природопользование

p align="left">Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые, добытые из недр на предоставленном в пользование участке недр. По своему происхождению согласно статье 336 НК РФ выделяются три типа полезных ископаемых:

- добытые на территории РФ;

- добытые за пределами территории РФ, в том числе на участках недр, которые находятся под юрисдикцией РФ (континентальный шельф РФ и исключительная экономическая зона РФ) либо арендованы у иностранных государств или используются на основании международного договора;

- извлеченные из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Это имеет место в том случае, когда на извлечение полезных ископаемых из отходов в установленном порядке выдана отдельная лицензия.

Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ). Именно за отдельно взятый месяц налогоплательщик должен определить налоговую базу и рассчитать сумму налога.

Статья 338 НК РФ и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ устанавливают два вида налоговой базы - стоимость добытого полезного ископаемого и количество добытого полезного ископаемого. Как количество налоговая база определяется по нефти, природному и попутному газу. В отношении нефти такая норма действует до конца 2006 г., а с 1 января 2007 г. налоговой базой при добыче этого вида углеводородного сырья будет его стоимость. По остальным видам полезных ископаемых налоговая база представляет собой стоимостную оценку добытого полезного ископаемого. Стоимость добытых полезных ископаемых является результатом перемножения количества добытых полезных ископаемых и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Налоговую базу налогоплательщик должен определять самостоятельно на основании первичных документов по учету добычи полезных ископаемых, форм геологической отчетности, а также регистров по учету доходов от реализации добытых полезных ископаемых и затрат на добычу. Если налогоплательщик добывает несколько видов полезных ископаемых, расчет налоговой базы производится в отношении каждого полезного ископаемого. Например, при разработке месторождения нефти, рудного сырья может производиться и добыча песка строительного, используемого в технологических целях. Налоговая база в данном случае определяется отдельно в отношении нефти, руд и песка. По попутным компонентам также отдельно должна определяться налоговая база. При этом не обязательно, чтобы в лицензии было отражено наличие в недрах попутных компонентов. В частности, уплату НДПИ нужно производить при извлечении попутного серебра в ходе разработки месторождений золота. Добытое полезное ископаемое может облагаться НДПИ по различным налоговым ставкам, например, по нулевой ставке и по полной ставке либо по полной ставке с применением понижающего коэффициента 0,7. В этом случае нужно обеспечить раздельное исчисление налоговой базы по указанным критериям.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ были внесены некоторые изменения в порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В частности, внесено уточнение в порядок определения количества добытых полезных ископаемых (пункт 1 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации), также ссключено использование прямого метода учета добытой нефти при расчете НДПИ на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, по выработанным месторождениям и при добыче сверхвязкой нефти, предполагается оставить только косвенный метод учета добытого полезного ископаемого (пункт 1 подпункты 8, 9 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, повышена необлагаемая налогом на добычу полезных ископаемых минимальная цена на нефть, применяемая при расчете коэффициента Кц, с 9 до 15 долларов США (пункт 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 343 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому полезному ископаемому, добытому в этом периоде, в том числе и по попутным компонентам. Налог исчисляется перемножением двух показателей - налоговой базы и налоговой ставки, в том числе и нулевой. При наличии права на применение понижающего коэффициента 0,7 полученный результат дополнительно умножается на этот коэффициент.

Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, которые:

- добыты из недр (отходов, потерь) в соответствующем налоговом периоде, то есть в отношении которых завершен весь комплекс технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Кроме того, полезные ископаемые должны быть доставлены до склада готовой продукции;

- заключены в минеральном сырье, добытом из недр и реализованном (использованном на собственные нужды) в налоговом периоде.

Уплата налога производится по месту нахождения каждого участка недр.

Существуют также регулярные и иные платежи при пользовании недрами, земельный налог, плата за пользование водными объектами и водный налог. Их характеристика будет дана в следующем параграфе.

§ 3 Плата за отдельные виды природопользования (землепользование, водопользование, недропользование)

Система платежей при пользовании недрами, установленная Законом "О недрах" с 1 января 2002 г., включает:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами;

- плату за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий.

Вышеуказанные платежи не относятся к налогам и сборам, поскольку введены не Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами, а законодательством о недропользовании. Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок исчисления и уплаты разовых платежей за пользование недрами установлен статьей 40 Закона "О недрах". Разовые платежи, именуемые также бонусами, уплачиваются при наступлении определенных событий, как правило, при выходе организации на проектную мощность.

Стартовые размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от суммы НДПИ в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. А окончательный размер бонусов устанавливается по результатам конкурса или аукциона на предоставление права пользования недрами и отражается в лицензии на пользование недрами.

Информация для бухгалтера о величине, порядке и сроках уплаты разовых платежей содержится в лицензии на пользование недрами. Сведениями о проектной и фактической мощности располагают планово-экономическая и геологическая службы организации.

Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (часть в редакции, введенной в действие с 7 мая 2008 года Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ).

Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке (часть дополнена с 3 августа 2008 года Федеральным законом от 18 июля 2008 г. № 120-ФЗ).

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции (ст. 41 Закона «О недрах»).

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов (ст. 42 Закона «О недрах»).

Объектом обложения регулярными платежами за пользование недрами является предоставленное пользователю недр исключительное право на следующие виды деятельности:

- поиск и оценка месторождений полезных ископаемых,

- разведка полезных ископаемых,

- строительство и эксплуатация подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых. Исключение составляют инженерные сооружения неглубокого залегания (до 5 метров), используемые по целевому назначению;

- геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых.

Сразу оговоримся, что за право на геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регулярные платежи не вносятся. Причина - в отсутствии установленных Законом "О недрах" ставок регулярных платежей по данному виду работ.

Регулярные платежи за пользование недрами также не взимаются:

- за пользование недрами для регионального геологического изучения;

- за пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

- за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию. Условием освобождения от платежей является проведение разведочных работ в границах горного отвода, который предоставлен пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

- за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

База для исчисления платежей определяется видом пользования недрами: при проведении поисково-оценочных и разведочных работ облагается соответствующая площадь участка недр, при размещении продукции облагается вместимость хранилища. Все необходимые для расчета данные содержатся в лицензиях на право пользования недрами, в проектной документации, в ежегодных планах горных работ.

Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

С 2008 года законодательно закреплена налоговая ставка земельного налога в размере, не превышающем 0,3%, в отношении земельных участков не только предоставленных, но и приобретенных для жилищного строительства.

Кроме того, четко определено, с какого момента применяются повышающие коэффициенты при исчислении налога с земельных участков, приобретенных (предоставленных) под жилищное строительство. Так, коэффициент 2 применяется в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до регистрации прав на построенный объект недвижимости. Если строительство продолжается свыше трех лет, то в этот период применяется повышающий коэффициент 4. По земельным участкам, выделенным физическому лицу под индивидуальную застройку, на которых не закончено строительство, коэффициент 2 применяется по истечении 10 лет с даты регистрации прав на землю.

Вопросы пользования водными ресурсами в РФ регулируются Водным кодексом РФ. Вопросы взимания и определения водного налога регулируются Налоговым кодексом РФ главой 25.2. При этом следует учитывать, что нормы главы 25.2 "Водный налог" основаны, главным образом, на положениях Водного кодекса, действовавшего на момент вступления в силу указанной главы, и Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах". В связи с изменившимися с 1 января 2008 года условиями пользования поверхностными водными объектами понятия главы 25.2 Налогового кодекса следует рассматривать и применять при осуществлении пользования поверхностными водными объектами на основании соответствующих лицензий, выданных до вступления в силу данных изменений в Водный кодекс. В данном случае водопользование осуществляется на основании норм законодательства, действовавшего на момент выдачи указанных лицензий, т.е. на основании Водного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, принятых в его развитие, действовавших до указанной даты. При этом указанные нормы применяются в течение всего срока действия лицензий на водопользование (до срока окончания их действия) или до момента переоформления лицензий в порядке, установленном Водным кодексом.

Статья 338.8 Налогового кодекса РФ изложена с учетом норм налогового законодательства, в соответствии с которыми участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица.

Кроме того, в статье соблюдена норма Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование. Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Для собственных нужд водопользователь - гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации, а для осуществления предпринимательской деятельности - только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации. Водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации.

Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей получения специальных лицензий на водопользование, не являются плательщиками водного налога.

Согласно пункту 2 ст. 338.8 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие изменений Водного кодекса РФ в 2007 году.

С 1 января 2007 года право пользования водными объектами возникает не на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, а на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользования в рамках гражданских правоотношений, предусматривающих взимание за водопользование платы неналогового характера. При этом следует отметить, что согласно статье 20 Водного кодекса взимание платы за пользование водными объектами предусмотрено только в тех случаях, когда водопользование осуществляется на основании договора на водопользование. При осуществлении водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование плата не взимается.

При осуществлении водопользования, подлежащего на основании соответствующих нормативных правовых актов, налогообложению водным налогом, объектами налогообложения признаются такие виды водопользования, как:

- забор воды из водных объектов;

- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (ст. 339.9 Налогового кодекса РФ).

Четыре объекта налогообложения определяют четыре налоговые базы: объем воды, забранной из водного объекта, площадь предоставленного водного пространства, количество произведенной электроэнергии и производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава.

При заборе воды объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется, исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производительности технических средств, объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления. Таким образом, исключается расширительное толкование соответствующей законодательной нормы. При этом необходимо отметить, что при определении налоговой базы объем забранной воды не уменьшается на потери воды при ее заборе и транспортировке. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

При исчислении водного налога по окончании налогового периода налогоплательщик в соответствии со статьей 333.13 Налогового кодекса РФ должен самостоятельно исчислить налог, а именно: определить налоговую базу и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. При различных видах пользования одним и тем же водным объектом водный налог должен исчисляться по соответствующим ставкам, установленным за каждый вид водопользования. Таким образом, порядок исчисления суммы водного налога достаточно прост.

В заключение второй главы курсового исследования были сделаны следующие выводы:

1) налоговая система РФ предусматривает обязательность уплаты следующих платежей за пользование природными ресурсами: плата за землю, налог на добычу полезных ископаемых, платежи при пользовании недрами, водный налог, платежи за пользование лесным фондом, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, плата за негативное воздействие на окружающую среду;

2) ресурсные платежи, в которые входят: налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог); водный налог; земельный налог (местный налог), носят компенсационный характер.

Глава 3. Отличие платы за природопользование от платы за негативное воздействие на окружающую среду

Термин "плата за негативное воздействие на окружающую среду" нашел свое закрепление в российском законодательстве сравнительно недавно - в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". При этом в новом Законе не упоминается о платежах за пользование природными ресурсами, несмотря на то, что легальная дефиниция использования природных ресурсов отнесена статьей 1 Закона к основным понятиям. Более того, именно платежи за пользование природными ресурсами отнесены Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам (подпункт. "и" п. 1 ст. 19). Если допустить, что плата за негативное воздействие теперь представляет собой самостоятельный вид публично-правового платежа, не упомянутого в базовом законодательном акте о налогах и сборах, то встает вопрос о правомерности ее взимания. Согласно ст. 18 Закона органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления. А статья 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливает недвусмысленный запрет на взимание налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет или внебюджетный фонд, не установленных статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Значительно более формализованный терминологический аппарат обновленного природоохранного законодательства позволяет достаточно точно определить те границы, в пределах которых имеются правовые основания для взимания платы за негативное воздействие. Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативное воздействие на окружающую среду в общем виде можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой разновидность природопользования. При этом использование природных ресурсов включает в себя все виды воздействия на природные ресурсы в процессе хозяйственной и иной деятельности - как собственно негативное, так и иные виды воздействия (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Все предусмотренные Законом виды негативного воздействия, так или иначе, связаны с понятиями "загрязнение окружающей среды", "загрязняющее вещество", определения которых также содержатся в общих положениях Закона. Согласно ст. 1 загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Для определения пределов и степени негативного воздействия используется такие инструменты природоохранного законодательства, как нормативы допустимого воздействия, нормативы и лимиты допустимых выбросов и сбросов, нормативы предельно-допустимых концентраций. Все они связаны с конечной целью введения ограничений - с сохранением и поддержанием качества окружающей среды, ее благоприятного состояния.

Таким образом, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" не предусмотрено, как это было ранее, взимание платы за деятельность, не приводящую к ухудшению состояния окружающей среды. Сохранился лишь принцип платности природопользования (ст. 3), сами же виды платы за природопользование закреплены иными федеральными законами.

Как видим, деление природоресурсных платежей на два блока по существу сохранилось, однако если ранее такое разделение можно было провести в рамках одного законодательного акта, то теперь оно явствует из совокупности законов, относящихся к отрасли экологического законодательства.

В связи с этим стоит вспомнить о намерении законодателя ввести некий общий экологический налог. По всей видимости, он предполагался не как налог на пользование различными природными ресурсами (по модели земельного налога или водного налога), а как платеж, взимаемый в связи с ухудшением экологической ситуации в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Статьей 13 Налогового кодекса РФ экологический налог отнесен к федеральным налогам, взимаемым на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем, пока указанную статью можно отнести к числу мертворожденных норм: с момента принятия Части первой НК РФ она до сих пор не введена в действие, в то время как в Государственную Думу РФ вносился не один законопроект, предусматривающий модификацию предусмотренных действующим законодательством экологических платежей.

Стоит заметить, что во многих странах мира экологические налоги взимаются на протяжении достаточно длительного периода времени. В России же, судя по недавнему опыту разрешения вопроса относительно юридической квалификации платы за загрязнение окружающей среды, еще до конца не определились, должна ли существовать эта плата в форме налога, сбора (фискального сбора), либо исключительно как административный штраф или компенсационный платеж, взимаемый в форме возмещения ущерба в рамках гражданско-правовых отношений.

Разграничение понятий налога и неналогового платежа приобретает в современных условиях принципиально важный характер. Это и предотвращение перетекания налогов в неналоговые платежи, и ограничение объема самих неналоговых платежей; они, как и налоги, также имеют предел изъятия, превышение которого ведет к распаду хозяйствующего субъекта либо подавляет деловую активность физического лица.

Заключение

Понятие экономического механизма природопользования формулируется в литературе с позиций обеспечения экологической безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что, безусловно, является его приоритетными задачами.

Вместе с тем регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере природопользования, обеспечение условий для вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды включают в себя: разработку государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработку федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ; поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

Налоговая система РФ предусматривает обязательность уплаты следующих платежей за пользование природными ресурсами: плата за землю, налог на добычу полезных ископаемых, платежи при пользовании недрами, водный налог, платежи за пользование лесным фондом, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Список использованной литературы

1. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7ФЗ «Об охране окружающей среды». Система Гарант. 2006.

2. Бельский К.С. Основы налогового права. // Гражданское право. 2006. № 1.

3. Борисов А.Н. Комментарий главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». // Гражданин и право. 2002. № 7/8.

4. Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 2004.

5. В СФ предлагают ускорить разработку и принятие законов в сфере окружающей среды // Экология производства. 2008. № 4.

6. Веденин Е.Н. Экологическое право: учебник. М.: Проспект, 2008.

7. Вершило Н.Д. Правовые основы взимания платежей за природопользование // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 3.

8. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

9. Гаврилова Н.А.??О земельном налоге. // Налоговый вестник. 2006. № 2.

10. Гражданское право. / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Норма, 2007.

11. Гражданское право. / Под ред. В.А. Белова. М.: Юрайтиздат, 2007.

12. Гражданское право. / Под ред. Л.Ю. Грудцына. М.: ЭКСМО, 2007.

13. Гражданское право. / Под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева. М.: Юрист, 2007.

14. Гражданское право. / Под ред. М.Я. Шиминовой. М.: Книжный мир, 2007.

15. Гуев А.Н. Комментарий к налоговому кодексу РФ. М.: Экзамен, 2006.

16. Дегтев А.В. Земля - объект земельных и гражданских правоотношений. // Право и экономика. 2005. № 8.

17. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.

18. Еналеева И.Д. Налоговое право России. Учебник. М.: Юрист, 2008.

19. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

20. Комментарий к Водному кодексу РФ. / Под ред. С.А. Боголюбова и др. - М.: Юстицинформ, 2007.

21. Комментарий к главе 25.2. ч. 2 Налогового кодекса РФ «Водный налог» / Под ред. И.К. Золотарева. - М.: Проспект, 2008.

22. Комментарий к гражданскому кодексу РФ. Ч. 2 / Под ред. Е.Ю. Валявина и др. М.: ТК Велби, 2006.

23. Комментарий к гражданскому кодексу РФ. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ТК Велби Проспект, 2006.

24. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006.

25. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» / Под ред. О.А. Ляпина, А.В. Колоколов, И.В. Свечникова, С.А. Кощеев. М.: Юстицинформ, 2006.

26. Кудашкин А.В. Жилищное право: Учебник. М.: Изд-во РОД "За права военнослужащих", 2005.

27. Кузьмин Г.В. Земельный налог. Особенности исчисления и уплаты. М.: "Вершина", 2006 .

28. Лихачев Г.Д. Гражданское право. М.: Юстицинформ, 2006.

29. Ляпина О.А. Правовое регулирование платы за природные ресурсы в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

30. Мирпочоев Д.А. Налоговая политика в условиях переходной экономики // Проблемы экономики. 2006. № 6.

31. Мочерный С.В., Некрасов В.В. Основы организации предпринимательской деятельности. Учебник для вузов. М.: ПРИОР, 2004.

32. Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение. М.: КноРус, 2007.

33. Общие вопросы налогообложения. // ИАС «Консалтинг стандарт». 2007. № 1.

34. Основы налогообложения. Уч. пособие/ Л. И. Гончаренко, Д. К. Грунина, Мельникова Н. П. М.: ФА, 2003.

35. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. - М.: МЦФЭР, 2006.

36. Петрова Т.В. Проблемы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды: Автореф. дисс. доктора юрид. наук. - М.: Высшая школа, 2000.

37. Петрунин В.В. Закон о Федеральном бюджете на 2006 г. и другие нормативно-правовые акты о платежах за пользование природными ресурсами. // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. № 3.

38. Пинская М. Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: «Палеотип», 2006.

39. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. М.: Юрид. лит-ра, 2003

40. Правовое регулирование природоресурсных платежей: учебное пособие для вузов. / Под ред. А.А. Ялбулганов, П.В. Евдокимов, А.С. Емельянов и др. М.: Юстицинформ, 2007.

41. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юрид. лит-ра, 2003.

42. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юрид. лит-ра, 2003.

43. Природоресурсные платежи. / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: КеорРус, 2004.

44. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

45. Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебное пособие. М.: Юрид. лит-ра, 2006.

46. Федеральные налоги и сборы с организаций: Учебник / Под ред. Павловой Л.П., Гончаренко Л.И. М.: Статус-Кво, 2006.

47. Экологический менеджмент предприятия: Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Белова. М.: Логос, 2006.

48. Экологическое право: Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Издательство "Экзамен", 2003.

49. Экологическое право. / Под ред. Б.В. Ерофеев. - М.: ИНФРА-М, 2007.

50. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами. М.: Статус-Кво, 2005.

Нормативные акты. Постановления высших судебных органов

1. Конституция РФ (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля 2006 г., 13 мая 2008 г., // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (ВК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 14 июля 2008 г., 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

4. Земельный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 г. №. 141-ФЗ // Российская газета. 2008. 25 июля.

5. Лесной кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 г. № 143-ФЗ) // Российская газета. 2008. 25 июля.

6. Налоговый кодекс РФ (с изм. от 30 июня 2008 г.) // Российская газета. 2008. 2 июля.

7. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ» // Российская газета. 2008. 27 июля.

8. Федеральный закон от 18 июля 2008 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О континентальном шельфе РФ» и отдельные законодательные акты // СЗ РФ. 2008. № 29 (ч.1) Ст. 3420.

9. Федеральный закон РФ от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 19 июля.

10. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности» // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1941.

11. Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ ««О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 29 июля.

12. Федеральный закон от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2174.

13. Федеральный закон от 10 января 2002 н. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 14.07.2008 г.) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 113.

14. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 7 июля 2003 г., 7 мая, 29 июля, 18, 20, 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3429.

15. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

16. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3825.

17. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

18. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.

19. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 15 апреля 2006 г., 18 июля 2008 г.) // Российская газета. 1992. 5 мая. № 102.

20. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 11. Ст. 527.

21. Постановление Правительства РФ от 12 июля 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" // СЗ РФ. 2003. № 25. Ст. 2528.

22. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 135.

23. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" // СЗ РФ. 1992. № 10. Ст. 726.

24. Приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 г. № 182 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» // Российская газета. 2008. 1 апреля.

25. Письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» // Система Гарант, 2007.

26. Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 25 декабря. № 24.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты