1. Общая характеристика платежей за землю в Республике Беларусь
2. Земельный налог
3. Арендная плата за земельный участок
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве и является базисом для размещения производительных сил.
В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйствах. Эти свойства земли получили свое отражение в правовых нормах определенных категорий земель в соответствии с их целевым назначением.
Ценность земли как ресурса заключается в том, что земля может выступать как средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как определенная территория и в других качествах.
Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, земле пользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Размер платы за землю зависит от качества и месторасположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.
Целью платы за землю является обеспечение экономические методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.
Вышесказанное определяет актуальность настоящей курсовой работы, целью которой является исследование существующих платежей за землю в Республике Беларусь, определение их роли и значения в жизни общества и государства, рассмотрение отдельных видов таких платежей.
Объектом исследования являются правовые отношения между субъектами хозяйствования и государством, возникающие в процессе пользования первыми землями, на праве пользования, владения, либо собственности.
Предмет исследования - нормативно-правовая база, регулирующая порядок землепользования и землевладения в Республике Беларусь.
Анализ проблем, связанных с регулированием отношений в области внесения платежей за землю, будет происходить через толкование норм материальных и процессуальных отраслей права (метод исследования).
Представляется необходимым решение следующих задач:
1) определить сущность и значение платежей за землю;
2) установить особенности уплаты платежей за землю в Республике Беларусь;
3) дать общую характеристику платежей за землю;
4) рассмотреть вопросы отдельных видов платежей за землю: земельного налога и арендной платы;
5) на основе полученных данных выработать ряд рациональных предложений по поводу совершенствования земельного и налогового законодательства с целью повышения эффективности землепользования в Республике Беларусь.
В работе использованы тексты нормативных актов, комментарии к ним, а также учебная и монографическая литература, касающаяся вопросов взимания платежей за землю в Республике Беларусь на современном этапе. Использованы теоретические исследования виднейших специалистов в области земельного права: Бакиновской О.А., Микулича А.В., Лещиловского П.В., Догиля Л.Ф. и других. Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и практике деятельности органов местного управления и самоуправления.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Практическая значимость работы состоит в том, что рассматривается вопрос эффективности государственных мер, предпринимаемых государством в ходе проведения земельной реформы в Республике Беларусь, на современном этапе с целью повышения уровня эффективности использования земельных ресурсов в стране. На основании изучения практики деятельности в этом направлении органов местного управления и самоуправления предпринята попытка выработки наиболее эффективных мероприятий в области платы земельных платежей.
Общая характеристика платежей за землю в Республике Беларусь
Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств. Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий. При исчислении платы за использование природных ресурсов следует рассматривать два принципа экономической оценки ресурсов.
Первый - это "затратный принцип", когда величина оценки природных ресурсов связывается с общественно необходимыми затратами на их выявление, освоение и воспроизводство. Наиболее последовательно затратная концепция была сформирована академиком С.Г.Струмилиным, по выражению которого освоенные блага природы приобретают цену своего освоения, а эти цены вполне определяются общественной стоимостью затрат по освоению таких благ [14, с. 217].
Эта концепция основывается на том очевидном факте, что в настоящее время практически нет природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот без предшествующих этому затрат. Однако она обладает рядом недостатков, делающих ее неприменимой для определения цены природных ресурсов. Во-первых, получаемая величина выражает их стоимость уже после приложения к ним определенных трудозатрат, без учета стоимости природных ресурсов, пребывающих в естественном состоянии. Во-вторых, затраты на освоение и охрану экономически менее эффективного природного ресурса (низкокачественного, труднодоступного), как правило, больше, чем на более эффективные. Таким образом, получается, что объект, обладающий большей потребительной стоимостью, имеет меньшую цену. А ведь это явное противоречие. И в-третьих, управляющая роль цены заключается в том, чтобы оценить величину общественно оправданных затрат на вовлечение природного ресурса в хозяйственный оборот или расширение его эксплуатации. Согласно же "затратному" принципу цена будет определяться по затратам и тем самым оправдываются любые, даже самые неэффективные вложения в его освоение и охрану [13, с. 112].
Альтернативой затратной концепции является "результативный принцип" определения цены природных ресурсов, которая определяется экономическим эффектом от их использования, безотносительно к прошлым затратам на освоение этих ресурсов, что в конечном итоге, является признанием дифференциальной ренты как основы экономических оценок [14, с. 219].
Рассмотрение такого вопроса как плата за землю мне бы хотелось начать с истории развития как земельных отношений вообще, так и платы за землю в частности.
Вообще, земельные отношения зародились очень и очень давно, ещё в эпоху Средневековья, когда только зарождались товарно-денежные отношения. Более-менее быстрое развитие земельные отношения получили в XVIII-XIX веках. Здесь стоит отметить, что в Российской империи, в состав которой в указанный период времени входили и белорусские земли эти отношения развивались весьма быстро и хаотично.
В то время в России можно было усмотреть как феодальные, так и капиталистические отношения. Существовало множество форм собственности и землевладения и правовое регулирование земель зачастую находившихся по соседству, но принадлежащих разным ведомствам, происходило разными отраслями права. Так, например, земли казарм, транспорта и крепостей регулировались нормами административного или полицейского законодательства; церковные, монастырские, удельные и частновладельческие, нормами феодально-сословного права, а вот купчие и городские, нормами гражданского права. На этом этапе исторического развития можно было сказать, что плата за землю касалась более или менее состоятельных слоев населения, да и только в той её части, где дело касалось уплаты суммы, при покупке или продаже земли.
Но положение резко изменилось после провозглашения манифеста 19 февраля 1861 году, в котором было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землёй. В это время крестьяне можно сказать, узнали, что такое плата за землю, потому что они получили землю не в собственность, а только в пользование, хотя оно и было пожизненным. Крестьяне работали на земле и продолжали платить помещику как раз ту самую плату за землю, кто деньгами, кто продуктами, а кто и трудом на помещика, только за то чтобы остаться на своей земле.
Спустя полвека Россия стала более развитой в правовом смысле страной, и крестьяне, которые работали на земле как сообща (общиной), так и единолично, стали осознавать, что земля нужна им в собственность. Этот факт дал бы сразу же огромный стимул, и для повышения плодородия земли, и повышения эффективности ее использования. Так земельные отношения в России к началу двадцатого столетия стали приобретать иную окраску и перерождаться в качественно иные [13, с. 114].
Однако, развитие земельных правоотношений, несколько приостановилось на период существования Советского Союза, в рамках которого земля была объявлена исключительной собственностью государства и пользование ею колхозниками осуществлялось на бесплатной основе. Здесь отпала необходимость в совершенствовании правовой базы, регулирующей вопросы платы за землю. Этим фактом и объясняется нынешняя отсталость как белорусской правовой системы, так и российской в области регулирования общественных отношений в сфере платежей за землю.
Так как наше государство перешло на качественно новые отношения, то изменились и земельные отношения и появились различные нововведения в них. Одно из них - плата за землю.
Цель введения платы за землю оправдана. Это и стимулирование рационального использования земли, и развитие населенных пунктов, и, наконец, создание специальных фондов для финансирования мероприятий по повышению плодородия земли и другие мероприятия [14, с. 204].
Действующее законодательство Республики Беларусь определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налог, арендная плата [11, с. 37].
В соответствии со ст. 32 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23.07.2008г. № 425-З пользование земельными участками в Республике Беларусь является платным. Формами платы за пользование земельными участками являются земельный налог или арендная плата.
За пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством.
За пользование земельными участками, предоставленными в аренду, уплачивается арендная плата.
Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, определяется договором аренды земельного участка.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь [4, ст. 32].
Таким образом, рассмотрение такого вопроса как плата за землю можно начать с земельного налога и арендной платы как наиболее часто встречающиеся в земельных отношениях.
Земельный налог это определенная сумма, которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные участки, которые находятся в пользовании на правах аренды.
Хотелось бы отметить один факт, что предприятия, объединения, организации и учреждения, а также другие субъекты земельных правоотношений должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу площади в расчёте за год, и этот размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельности. Это является большим упущением и здесь нужен другой подход [13, с. 172].
Например, на мой взгляд, наиболее эффективным было бы проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и на основании полученных данных, исходя и уровня эффективности использования земли применять в качестве налоговой базы земельного налога коэффициент, величина которого зависела бы как раз от уровня этого использования.
Земельным налогом и арендной платой облагаются практически все земельные участки, находящиеся как в аренде, так и собственности у граждан и юридических лиц. Это и сельскохозяйственные угодья, земельные участки, наделы и участки для жилищного и дачного строительства. Как выше было отмечено земельный налог взимается с общей площади и не важно занята ли земля, какими либо постройками или нет. А вот такой вопрос, как взимание платы за землю с нескольких пользователей или собственников на мой взгляд урегулирован в достаточной степени. Так, например, за земли находящиеся в раздельном пользовании у нескольких граждан или юридических лиц земельный налог начисляется каждому в отдельности в пропорции той площади, которая находится в пользовании у каждого их них. Но если земля находится в общей собственности нескольких лиц, будь то граждане или юридические лица, то земельный налог начисляется каждому из собственников отдельно, но уже соразмерно их доли на эту площадь.
Сейчас не для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом экологическом положении и это прослеживается практически во всех странах [11, с. 8]. И тут особую роль играет плата за землю, имеется в виду та ее часть, которая идет в бюджет страны. Очевиден также и тот факт, что на финансирование различных мероприятий по землеустройству нужны деньги. А средства на эти нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще, так как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой то в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что земельная отрасль сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться.
Теперь можно коснуться такого вопроса как нормативная цена земли. Эта тема самая продуманная и доработанная в институте “плата за землю”. Если обратиться к действующему законодательству то там мы найдем определение нормативной цены земли.
Итак, нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость земельного участка определенного качества и местоположения. Данный показатель введен для обеспечения экономического регулирования земельных правоотношений при передаче земельных участков в собственность или залог. Право устанавливать нормативные цены принадлежит Совету Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь [12, с. 36].
При этом, районные, поселковые, сельские исполнительные комитеты при передаче земельных участков, предоставленных гражданам Республики Беларусь для ведения личного подсобного хозяйства, в частную собственность по ходатайству граждан могут понижать нормативные цены на эти земельные участки, но не более чем на 50% в зависимости от их мелиоративного состояния, каменистости, уклона.
Районные и городские исполнительные комитеты могут понижать или повышать нормативные цены на передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь земельные участки в городах, но не более чем в два раза, в зависимости от оценки территории городов, произведенной на основе генерального плана, и обеспеченности земельного участка инженерными коммуникациями, его близости к центру города, объектам культурно-бытового назначения, ландшафтной ценности территории, состояния окружающей среды, санитарно-гигиенических условий [12, с. 37].
За земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, взимается плата, за исключением случаев, предусмотренных действующим земельным законодательством [4, ст. 31].
Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность граждан Республики Беларусь, частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусь по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставляемых по результатам аукциона.
При предоставлении земельных участков в частную собственность по результатам аукциона их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже кадастровой стоимости.
За равноценные земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, находившихся в частной собственности, плата не взимается.
По обоснованной просьбе гражданина Республики Беларусь, негосударственного юридического лица Республики Беларусь государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, предоставившие земельные участки в частную собственность, имеют право принять решение о предоставлении рассрочки внесения платы (ее части) за земельные участки, но не более чем на два года, за исключением случаев предоставления земельных участков в частную собственность по результатам аукциона. Размер платы (ее части) за земельные участки в случае предоставления рассрочки ее внесения корректируется указанными государственными органами, предоставившими земельные участки в частную собственность, в соответствии с законодательством [13, с. 116].
Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок по их возмездному отчуждению устанавливается в соответствующих договорах и не может быть ниже кадастровой стоимости этих земельных участков на момент совершения сделок [11, с. 16].
Выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд производится по их кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
За право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых в аренду без проведения аукциона, вносится плата, определенная на основании кадастровой стоимости данных участков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Порядок определения размера платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых без проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых в аренду по результатам аукциона, определяется по результатам аукциона и не может быть ниже начальной цены права заключения договоров аренды земельных участков, определенной на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициентов в зависимости от срока их аренды, установленных Советом Министров Республики Беларусь для определения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых без проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков [18, с. 116].
По обоснованной просьбе граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, предоставившие земельные участки в аренду для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, в том числе по результатам аукциона, имеют право принять решение о предоставлении рассрочки внесения платы (ее части) за право заключения договоров аренды земельных участков. Размер платы (ее части) за земельный участок в случае предоставления рассрочки ее внесения корректируется указанными исполнительными комитетами, предоставившими земельный участок в аренду, в соответствии с законодательством.
Не взимается плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых:
- государственным органам, иным государственным организациям (за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций) - для осуществления их задач и функций, предусмотренных законодательством;
- сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям - для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также подсобного сельского хозяйства;
- научным организациям, учреждениям образования - для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;
- государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям соответствующих исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, - для ведения лесного хозяйства;
- религиозным организациям, иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - для строительства культовых строений и мест погребения;
- в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, гражданам Республики Беларусь - для строительства и (или) обслуживания жилых домов;
- гражданам Республики Беларусь - для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов (ремесел), огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;
- отдельным категориям граждан Республики Беларусь для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей;
- садоводческим товариществам, гражданам Республики Беларусь - для ведения коллективного садоводства;
- гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, если по условиям отвода земельного участка требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен намеченного к изъятию и предоставлению этим лицам);
- гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - при обращении за оформлением документов, удостоверяющих право на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании капитальные строения (здания, сооружения);
- иным лицам в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь [4, ст. 31].
Арендаторы земельных участков, находящихся в государственной собственности, до предоставления арендуемых земельных участков в субаренду, передачи своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков другим лицам, передачи права заключения договора аренды земельного участка, на которых отсутствуют капитальные строения (здания, сооружения), в залог и внесения его в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ обязаны внести плату за право заключения договора аренды земельного участка, если за это право плата не взималась.
Можно сказать, что нормативная цена земли в современном законодательстве появилась благодаря тому, что разрешили продавать землю в собственность. Но ее нельзя рассматривать, как самостоятельный институт, так как она теснейшим образом связана с земельным налогом [12, с. 38].
Такой вывод можно сделать даже исходя из того, что нормативная цена земли предусматривает льготный размер, составляющий 5-кратный размер земельного налога на этот, конкретно определенный земельный участок.
Таким образом, анализируя ситуацию в сфере платежей за землю можно сделать вывод, что в настоящее время эти правоотношения получили толчок к своему развитию и ввиду постоянно повышающейся цены на земельные ресурсы, надо думать, значение качественного уровня регулирования этого вопроса будет принимать все больший статус, поскольку именно введению платы за землю государство обязано повышением уровня ее использования [12, с. 37].
Факт свидетельствует о низком уровне компетенции законодателей, которые за 19-летнюю историю самостоятельного государства Республики Беларусь не смогли выработать эффективный и простой способ определения размеров платежей за землю и порядка их уплаты [17, с. 42].
Переход нашего государства по сути дела на капиталистический уклад жизни и рыночную экономику должен придать особую окраску нормативной цены земли и понадобиться введение новых, особых коэффициентов или процентных ставок при продаже земли и определении ее цены. Например: при продаже земельного участка разным слоям населения (с разным достатком и разным социальным статусом, для разных социальных нужд) цена на один и тот же участок может быть разной. Кроме того, возможен дифференцированный подход при предоставлении земельного участка в зависимости от цели его использования. Коммерческая земля должна быть намного дороже социальной. Сейчас в законодательстве применяются аналогичные коэффициенты по таким критериям, как социальный статус города или наличие курорта в данной местности. Учитывая тот факт, что работа в этом направлении продолжается - стоит ожидать в ближайшее время очередных изменений.
Земельный налог
В соответствии со ст. 32 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23.07.2008г. № 425-З пользование земельными участками в Республике Беларусь является платным. Формами платы за пользование земельными участками являются земельный налог или арендная плата.
За пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством [4, ст. 32].
В настоящее время правоотношения, связанные с уплатой земельного налога регулируются нормами Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, вступившей в законную силу с 01.01.2010 года [5, гл. 18]. Введение данного правового акта в законную силу повлекло за собой признание утратившими силу ряда правовых актов, ранее регулирующих отношения в области платы за землю:
- Закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года «О платежах за землю» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 3, ст. 49);
- Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 года «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 3, ст. 57; Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 7, ст. 89) и ряда других актов [6, ст. 5].
Введение в действие такого нормативно-правового акта, следует предполагать, приведет к упрощению системы всего налогового законодательства страны, в том числе и упорядочило нормы, касающиеся уплаты земельного налога.
Теперь, именно в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенной его части) содержатся все нормы, касающиеся любого и республиканских и местных налогов. Именно здесь определены налоговые базы, объекты налогообложения, круг плательщиков налогов и лиц, имеющих право на определенные льготы.
Земельному налогу посвящена гл. 18 Налогового кодекса Республики Беларусь «Земельный налог» (ст.ст.192-203).
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность [12, с. 48].
Физические лица, которым предоставлены служебные земельные наделы, признаются плательщиками, если указанные наделы предоставлены им районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда с изъятием у лесохозяйственных организаций.
За земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, плательщиком признается крестьянское (фермерское) хозяйство.
Отсутствие у организаций или физических лиц документов, либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания этих организаций или физических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются [5, ст. 192].
Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:
- в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц;
- в собственности, постоянном или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) организаций.
Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. При этом налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года в отношении:
- земельного участка, предоставленного для одной цели, - в размере его кадастровой стоимости;
- земельного участка, предоставленного для нескольких целей, для которых в предусмотрены разные ставки земельного налога, (Приложение А)- в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;
- земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых предусмотрены разные ставки земельного налога, - в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;
- доли в праве на земельный участок, предоставленный для одной цели, - в размере кадастровой стоимости земельного участка, соответствующей доле в праве на земельный участок. При этом налоговая база и сумма земельного налога для каждого из плательщиков определяются соразмерно их долям в праве на земельный участок.
Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением согласно действующему законодательству (Приложение В).
Налоговая база земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, а также в других случаях, предусмотренных настоящей главой, при наличии кадастровой оценки определяется по площади и баллу кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств [13, с. 104].
Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для:
- сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;
- земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;
- земельных участков, предоставленных гражданам в садоводческих товариществах и дачных кооперативах, расположенных за пределами населенных пунктов, для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, при кадастровой стоимости этих земельных участков менее 15 000 000 белорусских рублей за гектар;
- земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;
- земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы [5, ст. 195].
Налоговым периодом земельного налога признается календарный год [5, ст. 202].
Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога.
Основаниями для исчисления земельного налога являются:
- государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
- сведения о наличии земель (в том числе сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения (площадь, функциональное использование и целевое назначение земельного участка), представляемые областными, Минской городской землеустроительными и геодезическими службами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);
- сведения о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению [5, ст. 202].
Действующим законодательством предусмотрены льготы по земельному налогу для отдельных категорий граждан и отдельных категорий земель. Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (ст. 194) от земельного налога освобождаются:
1) земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы Республики Беларусь по суше, а при необходимости - по берегу белорусской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта и предназначенная для обозначения и содержания Государственной границы Республики Беларусь, строительства инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, размещения техники и вооружения;
2) земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;
3) земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель), опытные поля, используемые для научной деятельности;
4) земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), а также полоса отвода;
5) земельные участки, предоставленные государственным эксплуатационно-строительным организациям и занятые прибрежными полосами, которые являются природными территориями, подлежащими специальной охране;
6) земельные участки, переданные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период производства строительных и ремонтно-эксплуатационных работ;
7) земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета на возмещение убытков от этой деятельности, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций и детско-юношеских спортивных школ независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности;
8) земельные участки аэроклубов, содержащихся за счет средств бюджета, а также земельные участки, занятые аэродромами, посадочными площадками, аэропортами и объектами единой системы организации воздушного движения;
9) сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, земли других категорий земель, предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства, а также земли, на которых расположены захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
10) земли общего пользования населенных пунктов;
11) земельные участки, занятые кладбищами;
12) земли лесного фонда (за исключением земель, предоставленных для ведения сельского хозяйства, и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйства);
13) земли водного фонда (за исключением земель, предоставленных для ведения сельского хозяйства и другой предпринимательской деятельности);
14) земельные участки, занятые спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;
15) земельные участки, предоставленные в пользование республиканским унитарным производственным предприятиям исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;
16) земельные участки, предоставленные в пользование Академии управления при Президенте Республики Беларусь, учреждениям образования потребительской кооперации, а также учреждениям образования Национального банка Республики Беларусь;
17) земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов - на период их строительства;
18) земельные участки бюджетных организаций, религиозных организаций;
19) земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов;
20) земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния на период, предусмотренный проектом производства работ;
21) земельные участки, занятые объектами и установками по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
22) земельные участки общественных объединений инвалидов (их частных унитарных предприятий и учреждений), занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства;
23) земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания многоквартирных жилых домов, строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан, если они являются жилищно-строительными кооперативами, гаражными кооперативами, кооперативами, осуществляющими эксплуатацию автомобильных стоянок, в части площади земель, приходящейся на граждан, имеющих право на льготы по земельному налогу. При этом расчет площади земель, приходящейся на граждан, имеющих право на льготы по земельному налогу производится:
- пропорционально занимаемым в доме площадям квартир (изолированных жилых помещений), принадлежащих таким гражданам;
- пропорционально площади, занимаемой гаражами, местами автомобильных стоянок таких граждан в общей площади земельного участка;
24) земельные участки, предоставленные военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;
25) земельные участки, предоставленные пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы и другим нетрудоспособным гражданам, - при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся по месту постоянного проживания согласно данным похозяйственного учета или домовых книг.
Если земельные участки, предоставленные указанным категориям граждан, расположены не по месту их постоянного проживания и предоставлены им для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного и гаражного строительства, освобождение от земельного налога таких земельных участков (кроме земельных участков, предоставленных им для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме, расположенных в населенном пункте по месту их постоянного проживания) производится независимо от наличия трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся по месту постоянного проживания согласно данным похозяйственного учета, домовых книг и (или) сведениям уполномоченного органа.
При этом не учитываются (при наличии подтверждающих документов) в составе трудоспособных лиц физические лица:
- постоянно проживающие в сельской местности и работающие в организациях, расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, в производящих сельскохозяйственную продукцию филиалах или иных обособленных подразделениях организаций, приобретших в порядке, установленном законодательными актами в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса, права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, а также в организациях здравоохранения, культуры, системы образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности;
- числящиеся по месту постоянного проживания согласно данным похозяйственного учета, домовых книг и (или) сведениям уполномоченного органа, но временно не проживающие военнослужащие срочной военной службы, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
- эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года, переселившимся в сельские населенные пункты, в первые три года после принятия решения о предоставлении им земельных участков;
- постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение;
27) земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей);
28) земли запаса.
Освобождения от земельного налога, предусмотренные вышеуказанными основаниями, не распространяются на земельные участки:
А) предоставленные лицам, если они используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или для установки объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности;
Б) предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.
Освобождение от земельного налога предоставляется с месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу исчисление и уплата земельного налога производятся начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права [5, ст. 194].
Действующим законодательством, а именно Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрены различные ставки для исчисления земельного налога в зависимости от категории предоставляемого земельного участка.
Размеры соответствующих ставок определяются ст.ст. 196-201 данного нормативно-правового акта и различаются для земель сельскохозяйственного назначения (ст. 196), для земель населенных пунктов (ст. 197), для земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов (ст. 198), для земель лесного фонда (ст. 199), для земель водного фонда (ст. 200), для земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (ст. 201). При этом для их исчисления применяются соответствующие приложения к Кодексу.
Уплата земельного налога производится:
- организациями (за исключением садоводческих товариществ) - в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября - в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога;
- садоводческими товариществами - ежегодно не позднее 22 августа;
- физическими лицами - не позднее 15 ноября. В случае вручения извещения налоговыми органами по истечении указанного срока уплаты земельный налог уплачивается физическими лицами не позднее тридцати дней со дня вручения им извещения [5, ст. 202].
Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
В настоящее время уплата землепользователями земельного налога видится как необходимость, поскольку его уплата предусматривает заинтересованность землепользователя в повышении качества его земельного участка [17, с. 44], использование его для полезных целей, что, в свою очередь, уменьшает риск бесполезного простоя земли - одного из ценнейших природных ресурсов.
Арендная плата за земельный участок
В юридической литературе подчеркивается, что право как частной, так и государственной собственности не имеет абсолютного характера. Это означает, что государство не может осуществить правомочия собственника, не учитывая интересов других государств, а в ряде случаев - и иных земельных собственников, владельцев и пользователей земли [15, с. 97].
Ранее действовавшее законодательство не допускало аренды земли и других средств производства. Существование аренды было невозможным в условиях монополизма государства в отношении земли, других средств производства. Реформация общественных отношений способствовала созданию условий для эффективного использования земли, природных ресурсов и имущества, усилению заинтересованности в развитии производства, более полному удовлетворению социальных потребностей, появлению новых форм использования земли. Одной из них является аренда земли [14, с. 221].
Аренду земли можно рассматривать как институт права и как право субъективное [12, с. 74].
Арендные отношения - самостоятельный вид земельных отношений.
Аренда земли - это и один из видов обязательств и обязательственных правоотношений. Как институт права аренда представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения по аренде земли, т.е. основанному на договоре срочному возмездному владению и пользованию ею. Основные положения законодательства по аренде земли закреплены в Гражданском кодексе (глава 34), Кодексе Республики Беларусь о земле, Законе об аренде (1990г.), Примерном договоре аренды земли и других нормативных актах.
В соответствии со ст. 17 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23.07.2008г. № 425-З земельные участки могут предоставляться в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам.
Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией [12, с. 74].
Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, могут являться также администрации свободных экономических зон в случае предоставления земельных участков резидентам соответствующих свободных экономических зон в границах данных зон с осуществлением при необходимости перевода земельных участков из одних категорий в другие, в том числе с заключением договоров аренды этих земельных участков, если эти права делегированы соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией, предусмотренной земельным законодательством.
Граждане, негосударственные юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности, могут являться арендодателями этих земельных участков при условии соблюдения их целевого назначения.
Сроки и иные условия аренды земельного участка определяются договором аренды земельного участка. Срок аренды земельного участка для ведения сельского хозяйства не может быть менее десяти лет. Срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и (или) обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и (или) эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений). Предоставление земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок. Срок аренды земельного участка не должен превышать девяноста девяти лет.
Типовая форма договора аренды земельного участка утверждается Советом Министров Республики Беларусь [4, ст. 17].
За пользование земельными участками, предоставленными в аренду, уплачивается арендная плата.
Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, определяется договором аренды земельного участка.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь [4, ст. 32].
Аренду земли следует относить к одному из видов пользования землей. Аренда земли отличается от постоянного пользования землей:
- она характеризуется срочностью. По общему правилу сроки аренды определяются договором. Сроки аренды земельных участков не должны превышать 99 лет. Аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования начинает свой отсчет от 10-и лет;
- является платным видом землепользования; возмездный характер арендных отношений требует установления арендной платы за пользование земельной недвижимостью;
- землепользователь получает землю от государства на условиях пользования; арендатор может пользоваться землей, арендованной как у государства, так и у ее частного собственника, владельца и другого пользователя;
- землепользователи получают государственные акты на земельные участки; арендные отношения оформляются договором, в котором арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды является двусторонним, возмездным, консенсуальным.
Для договора аренды важное значение имеет установление арендной платы. Она может быть определена в целом за земельный участок или за каждое из угодий в виде платежей, вносимых периодически или единовременно; в виде твердых платежей; в качестве арендной платы разрешено устанавливать определенный объем услуг арендатора арендодателю или обязанность арендатора передать арендодателю обусловленную договором вещь в собственность или в аренду, возложить на него затраты по улучшению земельного участка. Арендная плата может устанавливаться и в виде доли продукции, плодов или доходов, полученных в результате использования земли.
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Арендатор вправе потребовать уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились [12, с. 75].
В случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного ее внесения. Арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд. Арендная плата включает кроме ренты еще амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал. Если собственник земли сделал какие-то улучшения, то он должен и возместить стоимость этих сооружений, и получить процент на затраченный капитал (ведь он мог положить капитал в банк и спокойно жить, получая проценты). Строительство зданий и сооружений на земле, затраты, связанные с улучшением плодородия, развитие инфраструктуры приводят к тому, что в структуре арендной платы все большую долю составляют амортизация и процент на капитальные вложения - «рента разбухает». Происходит это потому, что земельный собственник стремиться учесть эти вложения, поднимая арендную плату.
Чем короче контракт, тем быстрее можно поднять арендную плату, мотивируя это улучшенными качествами земли или развитой инфраструктурой хозяйства. Поэтому арендаторы стремятся осуществлять такие вложения, которые полностью окупятся за период аренды. Отсюда известная противоположность интересов. Собственники земли стремятся сократить сроки аренды, а арендаторы стремятся ее увеличить. Не случайно, что в Западной Европе сложилась традиция сдачи земли под постройки сроком на 99 лет. За этот период стоимость могла быть целиком списана, а само здание приходило в полную негодность [13, с. 101].
Следует признать, что подобная практика аренды земли получила свое закрепление и в праве Республики Беларусь. Здесь также установлены минимальные и максимальные сроки аренды земли некоторых категорий (но не всех), что способствует стабилизации на рынке земли в государстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Земля должна принадлежать тому, кто на ней работает. Как ни парадоксально это звучит, но сегодня, в наших условиях, нет другого способа, реализовать этот справедливый принцип, кроме частной собственности на землю. Впрочем, дело не в самой частной собственности, а в тех правовых нормах, в которых она вводится и развивается. Частная собственность на землю - это меч обоюдоострый. Если не принять надежных ограничительных мер, не направить процессы в нужное русло, все может закончиться криминальной скупкой земли чиновниками и богатыми людьми, «освобождением» крестьян от земли и превращением в батраков, обслуживающих новых помещиков и земельных баронов. Надо ввести частную собственность на землю, но сделать это так, чтобы выиграл от этого только тот, кто работает на земле.
Человек должен обладать правом собственности на землю, правом пользования, владения и распоряжения ей. Только в этом случае он может использовать землю так, как он хочет: свободно продавать и покупать, не испрашивая разрешения от чиновника, дарить и завещать по наследству, брать кредиты под залог земли. В этом и состоит свобода собственника. Эта экономическая свобода необходима для постоянного повышения эффективности производства за счет автоматической регуляции рынка, за счет свободной конкуренции. В то же время, земля - это всенародное достояние. Она не создана ни трудом, ни капиталом. Она дана природой. Она принадлежит всем, живущим на Земле, в стране в равной мере. Нет ли здесь противоречия? Нет. Частная собственность на землю - это лишь способ использования земли. Она может служить и крупным земельным владельцам и трудовому крестьянству.
Земельная реформа, так или иначе, уже в самое ближайшее время должна получить активное развитие. Обратного пути нет.
Для успешного проведения реформ необходимо на данном этапе усовершенствовать законодательную базу. Это касается в первую очередь совершенствования Кодекса Республики Беларусь о земле относительно положений о платежах за землю. Ставка земельного налога должна быть повышена, что станет стимулом для более эффективного использования земель.
На мой взгляд, плата за землю в будущем останется насущной и актуальной темой и можно предположить, будет дорабатываться, и подвергнется дальнейшему развитию, а возможно и введению каких-либо нововведений, а также возможно и ужесточение мер к злостным нарушителям режима землепользования и нецелесообразному использованию земель.
И в силу этого можно выделить ряд причин, исходя из которых, можно сделать вывод о тенденциях развития платы за землю.
Первая причина состоит в том, что в последнее время большое развитие получило так называемое садово-огородническое и фермерское движение, а значит появились и люди, которые воспользовались этой возможностью для своих корыстных целей. Они нецелесообразно используют предоставленную им землю и тем самым ухудшают ее качество, а то и полностью разрушают ее плодородный слой. Поэтому, можно сказать, что в ближайшее время плата за землю будет применяться как стимулятор для более рационального и целесообразного использования земли.
Вторая причина это появившийся интерес иностранных фирм к земле в Республике Беларусь. И появилась возможность получить немалый доход для страны, от сдачи в аренду земли иностранным фирмам. И здесь, наверное, стоит предположить, что это будет придавать плате за землю окраску некой экономической меры и немаловажного пункта в бюджете страны.
Третья причина заключается в ухудшающейся экологической обстановке, как в мире, так и у нас в стране.
Последней причиной развития платы за землю является вопрос о земле, как частной собственности.
Переход от социализма к рыночной экономике изменил все, в том числе и земельно-правовые отношения. Буквально за последние четыре года была принята масса указов, постановлений президента и правительства, однако вопрос землепользования остается до конца не урегулирован.
И в заключении хотелось бы сказать, что плата за землю довольно молодая тема и некоторые слои населения вообще не слышали о таком понятии, и для них в диковинку то, что надо платить за использование земли. Поэтому надо не только развивать эту тему, но и заниматься поднятием правовой грамотности населения. Заинтересовывать людей, заставлять их быть не только паразитами при использовании природных ресурсов, но и быть созидателями на земле.
Список использованной литературы
1. Конституция Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г. - Мн.: Амалфея, 2006.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь №218-З от 07 декабря 1998 года в редакции Закона от 20.06.2008г. №347-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 157, 2/1444).
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 года №238-З в редакции Закона от 21.07.2008г. №417-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1514).
4. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 года №425-З.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З.
6. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения».
7. Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества» от 22.07.2002 года №133-З в редакции Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 378-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 2/1475).
8. Закон Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан» от 11.11.2002 года №149-З.
9. Закон Республики Беларусь «Об ипотеке» от 20.06.2008 года №345-З.
10. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2книгах. Кн.1 /отв. ред. В.Ф. Чигир. Мн .: Амалфея, 2000.
11. Агропромышленный комплекс (2001). - Минск, Белполиграф, Управления делами Президента Республики Беларусь.
14. Гусев Р.К. Земельное право: Уч. пособие/ Московская Государственная Юридическая Академия - М.: Контракт, 2000.
15. Крассов О.И. Земельное право: Учеб. для студентов вузов. - М.: Юристъ, 2000.
16. Лещиловский П.В., Догиль Л.Ф., Тонкович В.С. Экономика предприятий и отраслей АПК. - Минск: БГЭУ, 2001.
17. Микулич А.В. Мотивационный механизм в АПК. - Мн.: БГЭУ, 2001.
18. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000.
19. Улюкаев В.Х. Земельное право: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Былина, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ставки земельного налога на земельные участки, расположенные в населенных пунктах, а также за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов
(в процентах)
Категории населенных пунктов
Ставки земельного налога по видам функционального использования земельных участков
общественно-деловая зона для размещения
жилая многоквар- тирная зона
жилая усадебная зона
производст- венная зона
рекреа- ционная зона
автомобильных заправочных и газонаполни- тельных станций
иных объектов
Город Минск
3
0,36
0,015
0,05
1,0
1
Областные центры (кроме г. Минска)
3
0,35
0,017
0,08
1,1
1
Города с населением:
свыше 100 тыс. жителей
3
0,5
0,019
0,08
1,1
1
от 50 до 100 тыс. жителей
3
0,55
0,022
0,08
1,1
1
до 50 тыс. жителей
3
0,6
0,025
0,09
1,2
1
Поселки городского типа
3
0,6
0,04
0,15
1,5
1
Сельские населенные пункты
3
8,5
0,58
0,32
12,0
1
Земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов
3
8,5
0,65
0,35
12,0
1
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон)
Функциональное использование земельных участков
Целевое назначение земельных участков
Общественно-деловая зона
Земельные участки для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок
Жилая многоквартирная зона
Земельные участки для размещения объектов многоквартирной жилой застройки
Жилая усадебная зона
Земельные участки для размещения объектов усадебной жилой застройки (строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства), гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, ведения коллективного садоводства и огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных
Производственная зона
Земельные участки для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, заготовок и сбыта продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей
Рекреационная зона
Земельные участки для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения