Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
51
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Академия государственного и муниципального управления
при Президенте РТ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра государственного управления социально-экономическими процессами
Курсовая работа
По дисциплине «государственная служба и кадровая политика»
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
Выполнила: студентка III курса
группы 1063, СуляймановаА.Г.
Проверил: к. ист.н., доц. Суслов А.Ю.
Казань 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Правовая база и принципы профессионального развития государственных служащих
Глава 2. Организация профессионального развития государственных гражданских служащих
Глава 3. Совершенствование системы профессионального обучения государственных служащих в России и опыт зарубежных стран
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Вопрос профессионального развития государственных служащих является одним из ключевых в системе государственной службы и кадровой политики. В условиях кардинального реформирования системы государственного и муниципального управления Российской Федерации требование профессионального развития и образования государственных служащих становится особенно актуальным. Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной, деловой и моральной подготовки.
Недостаточность профессионализма и компетентности служащих современного государственного аппарата признана официально. Об этом свидетельствует и практика государственного управления. Значительной части наших чиновников еще не достает ни опыта службы, ни соответствующих знаний и умений. Зачастую они не обладают правовой, социально-экономической, управленческой: подготовкой, необходимой для служебной деятельности. Все это обуславливает не только теоретическую, но и практическую значимость проблемы Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2007. - С. 488.
В связи с этим, целью моей курсовой работы является изучение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, анализ законодательных и иных нормативных правовых источников, регулирующих дополнительное профессиональное образование государственных служащих Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
Ш определить правовое и теоретическое содержание основных понятий сферы профессионального образования государственных служащих;
Ш выявить и изучить основы правового регулирования и организации профессиональной подготовки государственных служащих в Российской Федерации;
Ш изучить особенности профессиональной подготовки государственных служащих и проанализировать основные направления совершенствования системы профессиональной подготовки государственных служащих РФ;
Ш рассмотреть зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных служащих.
Методологической базой исследования выступает совокупность научных принципов, методов и приемов познания социальных процессов и отношений. В частности, использовались структурно-функциональный, институциональный и диалектический методы исследования функционирования социально-правовых систем. Анализ законодательства, изучение правоприменительной практики, обобщение организационного опыта, выработка предложений и выводов осуществлялись на основе системного, логического, сравнительно-правового, историко-правового, юридического, социологического методов познания.
Проблемы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Российской Федерации до настоящего времени практически не получили в отечественной научной литературе всесторонней разработки, хотя целый ряд ученых-юристов признают, что эта проблема требует всестороннего исследования и правового анализа.
Следует констатировать возросшее в последние годы внимание со стороны ученых различных отраслей науки к проблемам профессионального обучения государственных служащих. Опубликованные социологические, политологические, социально-психологические, историко-философские и иные исследования Демидова Ф. Д., Игнатова В. Г., Нечипоренко Н. С., Яблоковой Е.А и др. в совокупности позволяют составить наукоемкое, комплексное, интегративное представление о проблеме кадрового обеспечения государственного управления.
Для изучения и решение поставленной цели необходимо провести исследование литературы по данной тематике. Разработку вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, представленных в данной курсовой работе я осуществила на основе трудов отечественных ученых и специалистов, по вопросам профессиональной подготовки государственных служащих в России, таких как, Черепанов В.В., где систематизирован и обобщен учебный и научный материал, раскрывающий основы теории кадровой политики. Аверин А.Н, где рассмотрены проблемы подготовки кадров в российской системе профессионального образования, основное внимание уделено анализу высшего и послевузовского профессионального образования, подготовки управленческих кадров. В основе работ Барцица И.Н., Яблоковой Е.А и др.
Использовала нормативно-правовые документы: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. (с изменениями на 25.12.2008), Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г., Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 261 от 10 марта 2009 г. и др.
Я считаю, что профессиональная подготовка в органах государственной власти и муниципального управления является важным условием в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, т.к. от профессионализма государственных и муниципальных служащих зависит развитие страны.
Глава 1. Правовая база и принципы профессионального развития служащих
Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности.
Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития государственных служащих.
Федеральным законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий: О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004. № 79-ФЗ (с изменениями на 25.12.2008). Ст. 15 им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004. № 79-ФЗ (с изменениями на 25.12.2008). Ст. 14 На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих.
Следовательно, систематическая профессиональная подготовка и переподготовка является юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.
В существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.
Сама государственная служба считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо от замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам подготовка, переподготовка и Повышение квалификации органически «встроены» в систему прохождения государственной службы. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: учебный курс. - М.: Дело и Сервис, 2004. - С. 57
Говоря о правовой базе, следует сказать, что в настоящее время профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих регулируются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, основными из которых являются:
· Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями на 25.12.2008), (ст. 61 - 63);
· Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 года № 1474 « О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 06.12.2007);
· Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474;
· Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих » (с изменениями от 27.11.2008).
Указанные акты предусматривают организационно-правовые формы профессиональной подготовки государственных служащих, порядок, периодичность, сроки и условия профессионального обучения и затрагивают некоторые другие вопросы.
Ведущее место в системе профессионального образования государственных служащих принадлежит Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В этих ведущих учебных заведениях проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификаций государственные служащие федеральных государственных органов, а также государственные служащие государственных органов субъектов РФ.
Особо важная роль в подготовке государственных служащих исполнительной власти Республики Татарстан принадлежит Институту государственной службы при Президенте Республики Татарстан, правопреемник Республиканского Центра подготовки переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, с 1996 г. выполнявшего задачи учебного заведения дополнительного профессионального образования работников органов государственной власти и управления Республики Татарстан. 28 июля 2007 г. Указом Президента Республики Татарстан на основании решения коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан был переименован в Академию государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан. Официальный сайт Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан. http://igs.tatar.ru
Именно перед образовательными учреждениями - Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также региональными академиями государственной службы - ставиться задача организации качественного процесса подготовки и переподготовки кадров, разработки программ их систематического обучения Яблокова Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 10.
В соответствии с указом Президента Академия является Республиканским высшим учебным заведением по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих. На Академию возложены функции учебно-методического, научно-исследовательского и информационно-аналитического центра в области государственной и муниципальной службы в Республике Татарстан.
Характер и тип профессионального развития государственных служащих определяются тем, какие принципы мы заложим в это процесс. Принципы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих могут быть разделены на три группы:
1) общегражданские;
2) профессиональные;
3) внутрикорпоративные.
Общегражданские принципы предполагают:
· развитие повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфических этических качеств, таких, как гражданский долг, верность интересам государственной службы;
· внедрение в поведение чиновников навыков мотивирующего воздействия на окружающих;
· честность и неподверженность коррупционным воздействиям. Профессиональные принципы включают:
· наличие специальных знаний в области права, политологии, социологии, экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного государственного управления;
· умение использовать эти знания;
· непрерывность и гибкость профессионального образования служащих;
· системность и систематичность профессионального образования работников госаппарата.
Внутрикорпоративные принципы предполагают:
· привитие навыков управленческой работы, в том числе лидерских качеств;
· солидарность, взаимодействие и взаимоподдержка на государственной службе;
· повышение социального статуса и имиджа государственной службы, чести и достоинства государственного служащего. Яблокова Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 10
Названные принципы, будучи структурированными, предполагают комплекс практических мер, направленных на организацию процесса профессионального развития, кадров государственного управления.
Практика показывает, что в современной системе профессионального образования государственных служащих России имеется немало «узких мест».
Общими недостатками системы профессионального развития и образования работников государственного аппарата выступают:
1) отсутствие конкуренции государственных и негосударственных образовательных учреждений за право получения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих;
2) полная подчиненность образовательных учреждений, своим заказчикам, их ведомственная зависимость от них: это обеспечивает быструю реакцию на ведомственные требования, но сковывает, инициативу образовательных учреждений;
3) широкое и не всегда оправданное привлечение чиновников-практиков для участия в образовательных программах в качестве преподавателей;
4) оторванность системы дополнительного профессионального образования чиновников от федеральной системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством образования и науки РФ: следствие этого --мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавание общегуманитарных дисциплин, что снижает ценность повышения квалификаций;
5) проблемы с качеством разработки правовой базы профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации чиновников: фрагментарность регулирования и юридическая неопределенность многих понятий профессионального развития государственных служащих (например, какое образование следует считать высшим образованием по специализации государственных должностей, какое образование считается равноценным и какое требуется дополнительное профессиональное образование и др.). Это со всей очевидностью выдвигают задачу подготовки и принятия федерального закона «О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих», основное назначение которого -- сделать профессиональное обучение государственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всех категорий государственных служащих, создать единую организационную и правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;
6) формирование образовательной системы, призванной проводить профессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы, затруднено по причинам слишком долго поиска решений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственного управления. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2007. - С. 491
Для решения этих проблем требуется реализация комплекса мер правового, организационного, финансово экономического и учебно-методического характера.
Насущным вопросом является расширение правового статуса государственных служащих, их прав и ответственности в части повышения своей квалификации. Поскольку повышение квалификации включено в круг служебных обязанностей руководители специалистов, значит, для этих категорий работников данная обязанность носит правовой характер. Следовательно, ее невыполнение при определенных условиях может повлечь за собой неблагоприятные для работника юридические последствия. В то же время успешно и добросовестно исполняющим должностные обязанности государственным служащим должна быть предоставлена возможность выбора формы профессионального развития. Отказ государственного служащего без уважительных причин от повышения профессионального уровня следует рассматривать как нарушение служебной дисциплины, сопровождающееся соответствующими правовыми последствиями вплоть до освобождения от должности.
Глава 2. Организация профессионального развития государственных гражданских служащих
В настоящее время подготовка квалифицированных профессиональных управленческих кадров и ее научно-методическое обеспечение является важным направлением государственной политики Российской Федерации. Возрастает потребность общества в подготовленных, квалифицированных кадрах, специалистах нового поколения, способных решать самые сложные задачи в сложных и противоречивых социально-экономических, социокультурных, политических, духовных условиях. Ведь для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, необходимо иметь профессионально подготовленные для этих целей кадры и именно от их профессиональных знаний и практического опыта будет зависить уровень государственного управления.
Эффективная система подготовки собственных управленческих кадров для нашей республики имеет особенное значение, так как идет становление государственности Татарстана значит, нужны высококвалифицированные кадры, соответствующие этой высокой, чрезвычайно сложной задаче. Мальцев Г.В. Государственная служба в России: проблемы становления / Государственная служба в Российской Федерация: концепция, опыт, проблемы - М., 2002. - С. 34
Основная проблема заключается в том, что обостряется противоречие между устаревшими стереотипами управленческой деятельности и требованиями современного этапа развития общества. Каждый работник органов управления должен постоянно обновлять и углублять свои профессиональные знания на основе непрерывного образования. В этой связи важной задачей является обеспечение единства профессионального и личностного развития будущего специалиста, что требует реализации концепции программно-целевого, личностно-ориентированного обучения, разработки системы обучения, направленной на подготовку специалиста к решению профессиональных задач с опорой на достижения современной науки, с использованием новых методов и технологий работы с кадрами. Яблокова Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 11
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:
1) профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
2) профессиональная переподготовка государственных служащих;
3) повышение квалификации государственных служащих;
4) стажировка государственных служащих. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004. № 79-ФЗ (с изменениями на 25.12.2008)
Организация подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений, по разработке и реализации учебных планов и программ.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих представляет собой специально организуемую систему обучения государственных служащих, направленная на получение специальности по профилю профессиональной деятельности в сфере государственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы. - М.: Изд-во РАГС, 2008. -
С. 44
Под профессиональной подготовкой кадров государственной службы имеется в виду процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы.
Система подготовки государственных служащих строится на основе прогнозирования потребности в кадрах специалистов государственной службы, учета требований к ним в соответствии с профессионально - квалифицированными характеристиками должностей. По данным исследований 2006 г., 71,5 % опрошенных государственных служащих в последние 5 лет проходили подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Магомедов К. О., Турчинов А. И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика: Информационно - аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2001 - 2006 гг. Ульяновск, 2007
Под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органов государственной власти. Наряду с фундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы государственные служащие твердо знали свои задачи, функции, права и обязанности по замещаемой должности, способы и средства ее исполнения.
Государственный служащий, владеющий профессиональными знаниями, всегда готов к решению служебных задач, которые включают:
· реализацию основных направлений государственной административной политики и решение задач социальной политики;
· правовое регулирование социально-экономических процессов в отраслях и сферах государственной деятельности на основе законодательства об управлении, разграничении компетенции и функций государственных органов;
· анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласования различных интересов, определение причин и упреждение социальных конфликтов;
· организацию выполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверки исполнения этих решений, обеспечение контроля за ходом их выполнения;
· выработку стратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласно должностному регламенту. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2007. - С. 494
Под умениями на государственной службе понимаются профессиональные знания государственного служащего, воплощенные, решение конкретных служебных, задач в соответствии с замещаем должностью. Например, умение государственного служащего вникнуть в суть управленческой ситуации, проанализировать ее и пре дожить законное и целесообразнее решение.
Под навыками на государственной службе понимаются, умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени. Навыки приобретаются в процессе практической служебной деятельности в условиях типичных управленческих ситуаций. Они позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты.
Итак, профессиональные знания, умения и навыки - показатели профессионализма государственного служащего. Они определяют профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего, его способность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях.
Профессиональная подготовка для государственной службы осуществляется на основании договора на обучение. Заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке установленном указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. В рамках указанного договора, а также по согласованию образовательного учреждения профессионального образования с государственным органом в этом государственном органе осуществляются практика и, стажировка обучающихся.
Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом. Координация подготовки кадров осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой.
Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских государственных служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органов.
Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определена и классифицирована система дополнительного профессионального образованиягосударственных служащих. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает:
· профессиональную переподготовку;
· повышение квалификации;
· стажировку. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004. № 79-ФЗ (с изменениями на 25.12.2008). Ст. 62
Профессиональная переподготовка, повышение квалификаций и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы с периодичностью не реже одного раза в три года.
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификаций или стажировку являются:
1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
3) результаты аттестации гражданского служащего. Игнатов В. Г. Государственная гражданская служба. Учебник. 2- изд. доп. И перераб. - М. ИКЦ « МарТ»; Ростов на Дону: Изд. центр « МарТ», 2005. - С. 384
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.
Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется как непосредственно в государственных органах, так и в иных организациях. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование, в том числе пройти стажировку, за рубежом Российской Федерации.
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляется с отрывом, частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.
Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом законодательством.
Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.
Гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или, стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования.
Под профессиональной переподготовкой государственных служащих понимается получение дополнительных к базовому высшему образованию новых знаний, позволяющих присвоить служащему новую специализацию и (или) квалификацию.
Профессиональная переподготовка госслужащих осуществляется на основе договоров, заключаемых государственными органами с соответствующими образовательными учреждениями. Формы и методы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением, в котором осуществляется обучение, в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями государственных органов на основании заключенных договоров.
Законодательно установлены следующие формы профессиональной переподготовки государственных служащих:
· от шести месяцев до года без отрыва от выполнения должностных обязанностей;
· от трех до шести месяцев с отрывом от выполнения должностных обязанностей. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие - М.: Дашко и К, 2005. - С. 45
Освоение дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки завершается экзаменом и защитой дипломной работы (государственной итоговой аттестацией). Государственные служащие, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. В рамках профессиональной переподготовки возможно получение государственным служащим новой специальности или квалификации на базе имеющегося профессионального образования.
На профессиональную переподготовку направляются, как правило, государственные служащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей, либо замещающие определенную государственную должность, но не имеющие соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности. В этом случае период обучения государственного служащего определяется индивидуально.
Конкретные сроки и формы профессиональной переподготовки государственного служащего определяются руководителем государственного органа. На период профпереподготовки за государственными служащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности.
Следует считать, что направление на переподготовку не влечет обязанности государственного органа и права государственного служащего требовать:
· назначения на более высокую государственную должность;
· назначения на государственную должность иного профиля;
· приема на государственную службу (например, государственного служащего, уволенного из государственного органа в связи с реорганизационными процедурами). Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2007. - С. 497
Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний государственных служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий.
Повышение квалификации осуществляется при появлении у государственного служащего дополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей служебной деятельности государственного служащего. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы. - М.: Изд-во РАГС, 2008. -
С. 46
Повышение квалификации государственного служащего, находящегося в кадровом резерве на замещение должности государственной службы, осуществляется с его согласия в установленном порядке.
Разные цели повышения квалификации государственных служащих обусловливают различные формы их обучения.
Повышение квалификации государственного служащего может осуществляться непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, а также в организации (в том числе за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.
Основными формами повышения квалификации являются:
· краткосрочное (72 часа) тематическое обучение по вопросам конкретной служебной деятельности (например, изучение порядка ведения реестра юридических лиц, порядка подготовки юридических актов и т.д.), которое проводится по месту службы государственного служащего;
· тематически проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
· среднесрочное (от 72 до 100 часов) тематическое обучение (проблемные семинары) в образовательной учреждений для решения конкретных вопросов по профилю служебной деятельности. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы. - М.: Изд-во РАГС, 2008. -
С. 47
По итогам повышения квалификации госслужащему выдаются свидетельство или удостоверение без присвоения новой специализации или квалификации.
Отдельный и важный вопрос - дополнительное профессиональное образование для лиц, впервые принятых на государственную службу. Обучение государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, имеет целью приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональной служебной деятельности, ускорения адаптации к ее условиям и закрепления на замещаемой должности. При этом должны учитываться специфические особенности профессиональной деятельности в соответствующем государственном органе.
Профессиональная подготовка впервые принятых на государственную службу должна учитывать следующие факторы:
· задачи и критерии эффективности в соответствующей сфере государственной деятельности;
· модели организации соответствующей государственной деятельности;
· правовые и политические взаимоотношения сотрудников государственных органов;
· методы и средства управления в условиях ограничений, обусловленных разделением властей, публичностью процесса принятия решений, давлением политической борьбы на функционирование; государственных органов, и другие обстоятельства.
Основными задачами, решаемыми при обучении государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, являются:
· выявление недостающих для эффективного исполнения обязанностей по должности государственной службы знаний, умений и навыков (степени подготовки) государственных служащих;
· организация соответственно полученным данным учебного процесса по программам дополнительного профессионального образования;
· определение уровня подготовки обучаемых после получения ими дополнительного профессионального образования.
Требования к уровню профессиональной подготовки государственных служащих дифференцируются в зависимости от замещаемой государственной должности. Утверждены стандарты профессиональных знаний, умений и навыков (образовательные стандарты) для государственных служащих, замещающих младшие, старшие и ведущие государственные должности.