Б) санкритское «ведение», «знание», ритуальные книги ариев II тыс. до н. э.
Б) - верный ответ.
2. Либерализм - это:
A) идейно - политическое «культурное течение, опирающееся на идею
традиции и преемственности в общественно - политической и культурной
жизни.
Б) движение за светское общество;
B) идейное и общественно - политическое течение, провозгласившее принцип политических, общественных и экономических свобод.
Г) идеология, защищающая свободы и права личности.
Г) - верный ответ
3. «Салическая правда» - это:
коллекция франкских монет времён Хлодвина;
Б) сборник народных обычаев Франков;
хранилище рукописей;
Г) сборник законов Франков.
Б)-верный ответ.
4. Родоначальником утопического социализма нового временно является:
A) Т. Мор;
Б) Т. Компанелла;
B) Ф. Аквинский.
А) - верный ответ.
5. Автор программного документа Северного общества «Конституции»:
А) Н.М. Муравьёв;
Б) П.И. Пестель.
А)- верный ответ.
2. Политическая программа В.Мономаха.
Великий князь Владимир Всеволодович Мономах (1053- 1125). Годы правления 1113- 1125.
После смерти Святополка Изяславича киевляне на военном совете звали на престол самого достойного из русских князей, Владимира Мономаха. Мономах согласился только тогда, когда убедился, что даже Святославичи, имевшие право на престол как дети более старшего сына Ярослава, ратуют за него.
Никто из русских князей дотатарского периода после Ярослава Мудрого не имел такой долгой благодарной памяти русского народа, как Владимир Мономах, выделяющийся из всех государственным умом, сильной волей и энергичной деятельностью. В те далекие годы Древняя Русь, истерзанная междоусобной борьбой своих князей и частыми набегами иноземных кочующих соседей, нуждалась в личности, которая, с одной стороны, смогла бы установить порядок и согласие между князьями, с другой -объединила бы их усилия в борьбе с иноземцами, Ближе всех к идеалу такой личности подходил Владимир Мономах.
Отец Владимира, Всеволод, был любимым сыном Ярослава Мудрого, а мать - дочерью греческого императора Константина Мономаха, от которого Владимир унаследо-вание прозвище Мономах. Еще в годы правления отца Всеволода и Святополка II Владимир многое сделал для утверждения согласия на Руси и защиты ее границ от внешних захватчиков. Остается сожалеть, что престол он получил только в 60 лет. Отчизна, вероятно, не понесла бы столь ощутимых потерь, если бы он возглавил государство раньше. Время его правления было самым цветущим в истории древней Киевской Руси. Удельные князья, чувствуя сильную руку великого князя, не устраивали кровавых распрей между собой, а если и возникали отдельные междуусобицы, Владимир Мономах находил и умение, и волю их уладить.
Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси, он сумел объединить до 3/4 территории древнего государства.
Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались.
Участвуя за свою долгую жизнь во многих памятных походах, Владимир Мономах так прославил свое имя, что оно, по выражению летописцев, « гремело в мире, и страны соседственные трепетали онаго».
При Мономахе усилился международный авторитет Руси.
В русскую историю Мономах вошел и как создатель законов. При нем в свод законов Ярослава «Русская Правда» были внесены дополнения и изменения. Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, ввел меры по охране имущественных прав купечества, регламентировал переход в холопство. Устав который не покушался на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и «закупов». Большое место в этом законодательстве Мономах уделил именно правовому положению «закупов», что говорит о том, что закупничество стало очень распостраненным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.
Ко времени правления Владимира Мономаха относится составление нашей первоначальной летописи игуменом Сильвестром, который соединил в один свод летописей существовавшие прежде предания, а также сказания о событиях, написанных самим Сильвестором.
Во времена Мономаха многое из греческой литературы было переведено на славянский язык, он также построил много церквей и монастырей.
Достойно внимания и « Поучение своим детям» или так называемая Духовная, в которой Мономах рассказывает о себе и дает советы детям: « О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас , но благоденствия. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам на время…
Не убивайте ни правого , ни виноватого; жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога: утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых, ибо все умрем…чтите старых людей, как отцов, любите юных как братьев».
З.Политические и правовые учения в Древнем Риме.
Древний Рим. Цицерон.
Философские и политические взгляды Цицерона в основном электичны, на них сказалось влияние Платона, Аристотеля и других античных авторов. Для Цицерона основная цель и задача науки- воспитание гражданина, полезного государству.
Мировоззрение Цицерона близко к пантеизму: природа и бог у него то сливаются воедино, то дополняют друг друга, они предстают основными субстанциями, к которым мыслитель постоянно апеллирует.
Первичной основой политического мира, непосредственно связанной с богом, природой и разумом , является по Цицерону, справедливость. Справедливость у Цицерона имеет отчетливый общественный характер, направлена на установление гармонии в обществе.
В рассуждениях о происхождении государства Цицерон близок к Аристотелю: государство возникает в силу общественной природы человека, люди объединяются, подчиняясь требованию разума жить сообща. Важную роль в появлении государства играет природное желание человека продолжить свой род.
По Цицерону, « государство есть достояние народа», народ же, по его мнению, это « не любое собрание людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Благополучие народа является залогом крепкого и разумного государства. Одно из главных условий стабильности государства - строгое соблюдение религиозных обрядов и поддержание уважения к богам. Другим основанием прочности государства является наличие общего для всех интереса, подчинение индивидуальных целей общему благу.
Для Цицерона государство - это высшая социальная ценность, своеобразный «земной бог», требующий поклонения и жертв.
Много внимания Цицерон уделяет форме государства. Цицерон различает царскую власть ( монархию), власть оптиматов (аристократию), и власть народа (демократию).Все эти простые формы, сего точки зрения, заслуживают одобрения: царская власть привлекает благоволением, власть оптиматов- мудростью, власть народа- свободой. Вместе с тем данные формы государства, по Цицерону, несовершенны, так как не предусматривают « ступеней общественного положения»; каждая форма дает преимущества какой- либо одной группе граждан, забывая об интересах других. Следствием такого положения дел является отсутствие в государстве равновесия и устойчивости.
Лучшей формой государства Цицерон считает смешанное устройство, возникающее в результате слияния трех простых форм. Такое сочетание должно обеспечить по Цицерону, « великое равенство», свободу и прочность государства. Разрабатывая свой политический идеал, Цицерон имел в виду прежде всего римское государство; он рассчитывал, что смешенное устройство позволит Риму существовать вечно и обеспечит ему стабильное процветание. Предложенная Цицероном модель - не плод чистого умозрения, в известном смысле она была воплощена в республиканском Риме.
Цицерон- представитель теории естественного права. Так же, как и государство, право, по его мнению, коренится в боге, природе и разуме.
Среди определений закона, который дает Цицерон, выделяются два. Первое сформулировано так: « Истинный закон- это разумное положение, соответствующее природе, распостраняющееся на всех людей , постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает…» И второе : «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего - природой, с которой образуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных людей».
Существенный признак закона Цицерон усматривает в том, что он « принят и установлен для всех». Режим законности для него - одна из величайших ценностей; не насилие, а закон должен лежать в основе государственной жизни.
Строже других законов Цицерон призывает соблюдать право войны. По его мнению, война есть звериный способ разрешать споры и прибегать к нему надо только тогда, когда устранить конфликт нельзя путем переговоров. Всегда следует заботиться о сохранении мира, который не таил бы в себе коварных замыслов будущей войны.
Используемая литература:
1.О.В.Мартышина. История политических и правовых учений. Учебник, М, 2004 г.
2.А.Кулюгин. Энциклопедия Российских царей. М, 2001.
3.Л.М.Куликов. Основы социологии и политологии, Учебное пособие, М, 2000
4.Б.Н.Чичерин. Философия права, СПб, 1998.
5.К.С.Гаджиев. Политическая наука, Учебник, М, 1996.
6. Л.П.Борисов. Политология. Учебное пособие, М, 1996 г.