Полномочия, структура и организация деятельности судов общей юрисдикции
p align="left">Президиум областного суда:
- утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам,
- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики,
- заслушивает отчеты председателей коллегий о деятельности коллегий,
- рассматривает вопросы деятельности аппарата суда,
- оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства.
Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума.
Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет основную работу по руководству структурных подразделений суда, а также аппарата суда.
Председатель является и судьей, поэтому он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих по первой инстанции и в кассационном порядке. Законом председателю предоставлено право вносить протесты в порядке надзора в президиум областного суда.
Организационные полномочия председателя областного суда следующие:
- он руководит организацией работы судебных коллегий, распределяя судей по коллегиям;
- руководит работой аппарата суда;
- созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
- представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ;
- распределяет обязанности между заместителями председателя;
- организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата;
- организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
- вносит представления в организации и учреждения об устранении нарушений закона;
- ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб.
В организационные обязанности председателя входит и утверждение планов работы суда, подготовка отчетов о проделанной работе, ведение кадрами аппарата суда.
В отсутствие председателя его обязанности выполняет один из заместителей.
Работу в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам осуществляют председатели этих коллегий. Они образуют составы суда для рассмотрения дел, распределяют дела между судьями. Судьи, осуществляющие кассационное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоящего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствовать их быстрейшему устранению.
Аппарат краевого, областного и другого равного им суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю. В него входят секретари, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанта, архивариус, инспектора.
Структурно в областном и другом равном ему суде действуют канцелярия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспедиция, секретариат. В областном суде имеется группа консультантов, которые занимаются изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. Жалобы и дела они докладывают председателю, который на основе доклада либо вносит протест в порядке надзора, либо отказывает в его принесении.
Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции; несут ответственность за правильное и полное изложение всех действий и решений суда, действий участников процесса; проводят работу по подготовке дела к слушанию: рассылают повестки, обеспечивают вручение копии обвинительного заключения подсудимому и т.п.; обеспечивают подготовку к рассмотрению уголовных и гражданских дел, поступивших в областной и равный ему суд в кассационном порядке; обеспечивают подготовку гражданских и уголовных дел к рассмотрению в порядке надзора на заседании президиума; уведомляют о дне рассмотрения; ведут протокол заседания.
Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, заполняют карточки. Все секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом, который руководит их работой и контролирует ее.
1.3Мировыесудьиирайонный суд
Мировые судьи, являясь судьями субъектов РФ, входят в единую судебную систему России, финансируется из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества на них распространяется и на Закон «О статусе судей в Российской Федерации»
Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территории закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда. Количество судебных участков может быть равно (или больше) числу районных судов, т.е. территория одного судебного района может быть разделена на несколько судебных участков. Количество и границы судебных участков внутри одного района определяются также решением органа законодательной власти. Он также должен решить вопрос о необходимости введения этого института. Практически решение данного вопроса зависит от многих факторов: нагрузки районных судей, реальной возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (помещения, оплата труда технических работников, финансирования почтовых, транспортных и других расходов).
В соответствии с законом на мировых судей возлагаются обязанности, единые для всех судей России осуществлять правосудие, точно и неукоснительно соблюдая требования Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, материальных и процессуальных законов, не допускать в своей судебной деятельности и вне ее поступков, несовместимых с высоким звание представителя судебной власти; не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, равно как и не проводить в своей деятельности установки этих партий; не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой.
При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральным законами. Свои решения они выносят от имени Российской Федерации, и эти решения являются актами правосудия, т.е. носят общеобязательный характер. Лишь при рассмотрении дел об административных правонарушениях мировые судьи, при отсутствии федеральных правил, могут прибегать к правилам, установленным субъектом РФ, но в пределах КоАП РФ Закон РФ «О статусе судей в РФ» Федеральный Закон «О статусе судей» от14.04.1993.№4791-1, с посл, измен, и допол Постановлением Конституционного Суда, от 31.01.2008 №2-П
Количество участков, а следовательно, и число должностей мировых судей, устанавливается федеральным законодательством по представлению субъектов РФ. Мировые судьи так же, как и федеральным законодательством по представлению субъектов РФ. Мировые судьи так же, как и федеральные, являются независимыми и неприкосновенными.
Субъект РФ, а точнее его законодательный орган решает вопросы, связанные с наделением мирового судьи полномочиями, определением границ участков, на которые должна, распространятся деятельность конкретных мировых судей, выделением помещений для размещения мировых судей. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона РФ «О мировых судьях» общее количество мировых судей и судебных участков определяется из расчета численности населения. Один участок может обслуживать территорию, на которой проживает от 15 до 30 тысяч человек. Решение о количестве участков в конкретном субъекте РФ должно оформляться специальным федеральным законом, издаваемым по законодательной инициативе соответствующего субъекта, согласованной с Верховным судом, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом. В настоящее время на территории РФ действует такой ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах РФ» Федеральный Закон « Об общем числе Мировых судей , и количестве участков в субъектах РФ» от 29.12.1999.№218-ФЗ,ред. от 03.12.2008. опубл. «Российская Газета» 09.12.2008
Всего по стране в настоящее время действует около 7000 участков мировых судей. Что касается процедуры судебного разбирательства мировых судей. То она регламентирована УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ. Эти кодексы достаточно четко прописывают участников, сроки, процессуальный порядок и оформление всего судебного разбирательства, а также виды и порядок принятия решений мировым судьей по уголовным, гражданским и административным делам.
Мировой судья рассматривает дела единолично. Мировой суд, как уже говорилось выше, является судом первой инстанции. Он рассматривает:
- уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы.
- дела о выдаче судебного приказа.
- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.
- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества.
- иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка.
- дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другими недвижимым имуществом.
- дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции КоАП.
Но также, мировой суд может выступать и в качестве «вышестоящей» судебной инстанции при пересмотре своих же собственных решений по гражданским делам в связи с вновь открывшимся обстоятельствами.
В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона «О судебной системе Российской Федерации» районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.
При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе»).
Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.
Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона «о судебной системе РФ» районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Федеральный Конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996.№1 ФКЗ, от 15.12.2001 №5 ФКЗ, от 04.07.2003 №3-ФКЗ, от 05.04.2005 №3-ФКЗ,опуб «Российская Газета» 09.04.2005
Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Наделение районного суда контрольными функциями по отношению к мировым судьям повышает оперативность судопроизводства, упрощает порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.
Кроме того, районные суды разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 - 334 ГПК РФ).
1.4 Военный суд
Необходимость создания военных судов, особенности их организации и деятельности обусловлены спецификой Вооруженных Сил как военной организации, предназначенной для вооруженной защиты Отечества, целостности и неприкосновенности территории Российского государства, действующей на началах воинской дисциплины и уставного порядка, принципах единоначалия и строгого воинского подчинения.
Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов. В настоящее время действуют военные суды гарнизонов и приравненные к ним военные суды, военные суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, в которых предусмотрена военная службах Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2008 года.
Порядок организации и принципы деятельности военных судов регламентируются Законом «О военных судах Российской Федерации». В соответствии со ст. 1 данного Закона военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военных судов, численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ Федеральный Конституционный Закон «О Военных судах Российской федерации» от 23 июня 1999 г с изменениями и дополнениями от 4 декабря 2006 г.
Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:
К подсудности военных судов относятся:
- гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
- дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;
- дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.
Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Они также рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
Военные суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизонные военные суды, второе (среднее) звено - окружные (флотские) военные суды, а высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в состав которого входит Военная коллегия.
Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд в первой инстанции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и окружного (флотского) военного суда. Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Он рассматривает также жалобы на действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокурора по находящимся у них в производстве делам в отношении военнослужащих и лиц, проходивших военные сборы.
Гарнизонный военный суд состоит из председателя и судей. Судьи назначаются Президентом РФ, срок их полномочий не ограничен. Гражданские и административные дела рассматриваются как коллегиально, так и единолично судьей (в случаях, если срок наказания за преступления не превышает пяти лет лишения свободы).
Возглавляет гарнизонный военный суд председатель, у которого имеются заместители. Председатель гарнизонного военного суда, помимо непосредственного участия в рассмотрении дел, организует деятельность суда, распределяет обязанности между судьями, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления. Заместитель председателя гарнизонного военного суда также участвует в рассмотрении дел и замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия.
Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.
В качестве суда первой инстанции окружной (флотский) суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
В качестве кассационной инстанции окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу.
В порядке надзора окружные (флотские) военные суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений гарнизонных военных судов, вступивших в законную силу, а также определений окружного (флотского) военного суда, принятых им во второй инстанции.
В состав окружного (флотского) суда входят председатель, его заместители и судьи. Дела окружным военным судом рассматриваются в следующем составе:
- гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией, состоящей из трех судей;
- уголовные дела рассматриваются коллегией, состоящей из трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей, либо судьей единолично.
В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.
Президиум окружного (флотского) военного суда образуют председатель, его заместители - председатели судебных коллегий и (или) судебных составов. Заседания Президиума возможны лишь при наличии более половины его членов. Президиум рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения гарнизонного военного суда, вступившие в силу, а также определения и постановления окружного (флотского) военного суда, принятые им во второй инстанции. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет их численность.
Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда действуют в качестве судов первой и кассационной инстанций.
Руководит работой окружного (флотского) военного суда председатель. Он организует деятельность суда, созывает заседания президиума и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления. Кроме того, председатель приносит протесты на приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) судом.
Заместители председателя окружного (флотского) суда организуют работу соответствующей судебной коллегии или судебного состава, замещают председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия, но правом принесения представлений не обладают.
Военная коллегия Верховного Суда РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.
В первой инстанции Военная коллегия рассматривает:
- гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
- уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, дела особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Федеральный Конституционный Закон «О Военных судах Российской федерации» 20 мая 1999 г в ред. От 04.12.2006 г №5-ФКЗ
В качестве суда второй (кассационной) инстанции Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и представлениям на приговоры, определения и постановления окружных (флотских) судов, не вступившие в законную силу.
В порядке надзора Военная коллегия рассматривает дела по представлениям прокурора, а так же по надзорным жалобам на решения всех военных судов, вступившие в законную силу. Приговоры, определения и постановления самой Военной коллегии, не вступившие в силу, могут быть отменены или изменены кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Вступившие же в силу приговоры, определения и постановления Военной коллегии могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ.
Военная коллегия состоит из военных судей. Дела рассматриваются ей в следующем составе:
- в первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией из трех судей, а уголовные дела - коллегией, состоящей из трех судей, либо судей и коллегией присяжных заседателей, либо судьей единолично;
- дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;
- дела по представлениям на решения, приговоры, определения военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.
Возглавляет Военную коллегию председатель, который по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания. Он имеет право приносить представления в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) судов на решения, определения и приговоры военных судов, вступившие в силу, а также в Президиум Верховного Суда РФ - на решения, приговоры и определения Военной коллегии, вступившие в законную силу. Он же руководит работой Военной коллегии, контролирует работу ее аппарата. Председатель Военной коллегии имеет заместителя, который осуществляет полномочия председателя во время его отсутствия, за исключением принесения представлений.
В аппаратах военных судов установлены должности помощников председателя суда, помощников судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных и ведущих специалистов, специалистов 1 и 2 категории, специалистов. Указанным работникам присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим присваиваются также и воинские звания. При военных судах учреждена также должность администратора суда. Администратор военного суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует охрану здания и другого имущества военного суда, работу средств связи. Правоохранительные органы;/Учебник/ под ред. Э.П. Григониса. - СПб 2007
Администратор военного суда назначается на должность и освобождается от нее начальником соответствующего подразделения Судебного департамента.
Финансирование военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение военных судов транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями и охраной производится соответствующими подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
Статус судей военных судов определяется, прежде всего, Конституцией РФ, Законами РФ «О судебной системе» и «О статусе судей в Российской Федерации». Однако, учитывая то, что судьи военных судов состоят на военной службе, на них распространяется действие Закона «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положения Закона «О военных судах РФ». Судьи военного суда не могут быть переведены в другой суд без их согласия, они могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Судьям, достигшим этого предельного возраста, срок военной службы может быть продлен на срок до 10 лет Председателем Верховного Суда РФ, но не свыше достижения ими возраста 65 лет Федеральный Закон « О Воинской обязанности и военной службе», от 28.031998 г. №53-ФЗ; в ред. от 28.04 2009.
Военные суды Российской Федерации, являясь органами судебной власти в Вооруженных Силах, осуществляя в них правосудие, призваны в соответствии со своей компетенцией защищать права и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные Конституцией РФ и другими российскими законами, а также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы.
2. НосителиСудебнойвластив судахобщейюрисдикции
2.1 Актуальные вопросы статуса судей судов общей юрисдикции в Российской Федерации
Особая роль суда, как органа судебной власти в современном правовом государстве, предопределяет высокие требования к лицам, которым доверяется осуществление судебной власти на профессиональной основе. Даже формальные требования к кандидатам на судейские должности являются наиболее жесткими по сравнению с условиями занятия иных государственных должностей. При этом в современном российском законодательстве большое внимание уделяется обеспечению правовых гарантий надлежащего осуществления судьей своих полномочий, и, в первую очередь, обеспечению реальной независимости судей. В конечном счете, эффективность работы судов по обеспечению законности и правопорядка, охране конституционного строя и защите прав и законных интересов физических и юридических лиц во многом определяется тем положением, которое судьи занимают в обществе.
Положения законодательства, устанавливающие основы статуса судей в России, имеют определяющее значение для становления действительно независимой и авторитетной судебной власти. Именно поэтому В.М. Савицкий называл Закон РФ «О статусе судей» «первым и основополагающим для практической реализации судебной реформы в Российской Федерации».
Взаимосвязь судоустройственных и процессуальных вопросов с вопросами, касающимися правового положения судей, а также необходимость их комплексного рассмотрения ощущается и законодателем - неслучайно в ФКЗ «О судебной системе» включена глава 2 «Основы статуса судей в Российской Федерации».
Применительно к рассматриваемым в моей работе вопросам организации и деятельности судов общей юрисдикции, анализ некоторых вопросов, касающихся статуса судей, также представляется необходимым. Несмотря на провозглашенное ст. 2 Закона РФ «О статусе судей» единство статуса судей, некоторые особенности правового положения судей различных ветвей судебной власти все же существуют. Более того, определенная специфика правого положения имеется даже среди судей судов, входящих в систему судов общей юрисдикции. Таким образом, рассмотрение некоторых вопросов статуса судей судов общей юрисдикции представляется вполне оправданным исходя из особенностей их правового положения и наличия ряда вопросов, актуальных в первую очередь именно для судов общей юрисдикции.
Независимость судей и ее гарантии. В литературе совершенно справедливо указывается, что «независимость судей - главное условие существования в стране самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан». Совершенствование системы гарантий независимости судей названо законодателем в числе важнейших направлений судебной реформы. В ходе работы над реализацией Концепции судебной реформы было сделано много важных шагов на пути к обеспечению действительной независимости судей. В то же время не прекращаются дискуссии о формах и методах обеспечения независимости судей, о гарантиях независимости.
Статья 120 Конституции РФ закрепляет принцип независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Более широкое определения принципа независимости судей содержится в ч. 2 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе»: «Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону» Федеральный Конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996. №1 ФКЗ, от 15.12.2001 №5 ФКЗ, от 04.07.2003 №3-ФКЗ, от 05.04.2005 №3-ФКЗ, опуб «Российская Газета» 09.04.2005. Большим достоинством приведенной формулировки является то, что принцип независимости судей прямо распространяется и на представителей народа, участвующих в отправлении правосудия.
Конституционный принцип независимости судей и подчинения их только Конституции и закону является в настоящее время центральным элементом статуса судей. Все остальные составляющие правового положения судей, по сути, направлены на реализацию гарантий принципа независимости (хотя некоторые из них и выделяются в качестве самостоятельных принципов правосудия).
К числу гарантий независимости судей обычно относят:
- установленную процессуальным законодательством процедуру осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам (тайна совещания судей, раздельные коллегии в суде присяжных);
- установленный законодательством порядок наделения судей полномочиями;
- принцип несменяемости судей;
- обеспечение неприкосновенности судей;
установление достойного уровня материального обеспечения судей и финансирования судов в целом.
Применительно к статусу судей судов общей юрисдикции ограничимся рассмотрением следующих вопросов: о порядке наделения судей полномочиями, о принципе несменяемости и о принципе неприкосновенности судей.
Требования, предъявляемые к судьям. Общие (базовые) требования к судьям сформулированы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, которые достигли возраста 25 лет, имеют высшее юридическое образование и стаж работы по специальности 5 лет Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.)(с учетом поправок, внесенных законами РФ поправках к Конституции РФ) от 30.12.1993.№6 -ФКЗ от 30.12.2008, №7 - ФКЗ..
Среди этих требований наличие российского гражданства и достижение возраста 25 лет являются традиционными для России - они содержались еще в Законе РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 27 октября 1960 г. Интересно, что в советский период наличие юридического образования не являлось обязательным условием для занятия должности судьи, и хотя на практике к концу семидесятых годов судей с высшим юридическим образованием было более 95 процентов, предложения правоведов законодательно установить требование обязательного наличия у судей высшего юридического образования было реализовано только в 1989 году - с принятием Закона СССР от 4 августа 1989 г. «О статусе судей в СССР».
Сходная ситуация сложилась и с вопросом о наличии опыта работы по юридической специальности - необходимость для кандидата в судьи иметь определенный стаж, но соответствующая норма появилась в законодательстве спустя почти двадцать лет - в том же Законе «О статусе судей с СССР» указывалось, что кандидат в судьи должен иметь стаж работы по юридической специальности «не менее двух лет». Удивительно, но с распадом Союза ССР это требование применительно к судьям районных судов исчезло из российского законодательства и вновь появилось только после принятия Конституции РФ (Закон РФ «О статусе судей» указывает, стаж работы в качестве обязательного требования только по отношению к кандидатам на должности судей вышестоящих судов - 5 лет для судей второго звена и 10 лет - для судей Верховного Суда РФ) Федеральный Закон «О статусе судей» от14.04.1993.№4791-1, с послед, измен, и допол Постановлением Конституционного Суда, от 31.01.2008 №2-П.
Требование наличия большего стажа работы у судей вышестоящих судов вполне логично, поскольку больший стаж предполагает и более высокую квалификацию судьи. В России, однако, в настоящее время складывается алогичная ситуация - пятилетний стаж работы требуется и для кандидатов в мировые судьи, и для кандидатов в судьи районных судов, и для кандидатов в судьи судов субъектов Российской Федерации. При таком подходе нет формальных оснований предполагать, что судья, проверяющий законность принятого по делу решения, окажется действительно более опытным и квалифицированным специалистом, чем его коллега, вынесший это решение в нижестоящем суде.
Установленные Конституцией РФ базовые требования к судьям являются формальными основаниями для занятия должности судьи и направлены на то, чтобы обеспечить минимальные гарантии наличия у судьи достаточных знаний, а также жизненного и профессионального опыта. Дополнительные, по сравнению с установленными ст. 119 Конституции РФ, требования к судьям судов Российской Федерации могут быть установлены только федеральным законом. Среди таких требований, установленных Законом РФ «О статусе судей», можно выделить необходимость для всех кандидатов в судьи сдавать квалификационный экзамен; повышенный возрастной ценз для кандидатов в судьи вышестоящих судов; отсутствие поступков, умаляющих авторитет судебной власти и порочащих достоинство судьи; уже упомянутое выше требование 10-летнего стажа работы по специальности для судьи Верховного Суда РФ; обычный для государственных служащих запрет заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать занимаемую должность с любой иной оплачиваемой работой (кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности); запрет быть депутатом представительных органов, принадлежать к политическим партиям и движениям.
ФКЗ «О военных судах» устанавливает дополнительные требования к судьям военных судов: кандидат на эту должность должен иметь офицерское звание и заключить контракт о прохождении военной службы. Можно говорить о том, что требования к судьям военных судов с принятием этого закона были повышены, поскольку в соответствии с ранее действовавшим Положением о военных трибуналах от судей военных судов требовалось только состоять на действительной военной службе.
Порядок наделения полномочиями судей федеральных судов общей юрисдикции. Хотя в действующем законодательстве (в первую очередь в Конституции РФ, Законе РФ «О статусе судей» и ФКЗ «О судебной системе») порядок наделения полномочиями судей федеральных судов общей юрисдикции изложен достаточно подробно, многие вопросы по-прежнему остаются предметом дискуссий.
За время реформ порядок наделения судей полномочиями менялся неоднократно. Основой сложившегося в советский период порядка наделения судей полномочиями являлся принцип выборности судей всех судов, причем судьи районных (городских) народных судов избирались непосредственно населением соответствующего административного образования, судьи вышестоящих судов избирались советами народных депутатов соответствующего уровня, в том числе и Верховный Суд СССР, который избирался Верховным Советом СССР.
С началом перестройки была сделана попытка усилить независимость судей путем изменения порядка их избрания - в 1988 году были приняты поправки к Конституции СССР, а в 1989 г. - принят союзный Закон «О статусе судей в СССР», в соответствии с которыми был введен порядок выборов всех судей вышестоящими советами народных депутатов, кроме судей Верховного Суда и судей судов автономных округов и областей, которые избирались советами одного с ними уровня - соответственно Верховным Советом РСФСР и Советами народных депутатов автономного округа или автономной области. Позже этот порядок получил закрепление и в Законе РФ «О статусе судей» (ст. 6).