Разрешать юридические дела, т. е. споры о праве и иные правовые вопросы, в государстве могут различные органы, наделённые таким правом. Существование системы органов, осуществляющих разрешение юридических дел, порождает необходимость в разграничении компетенции между ними. Данная проблема решается посредством института подведомственности юридических дел, который получил широкое развитие в процессуальном праве.
В соответствии со статьёй 1 ХПК подведомственность -- разграничение компетенции по разрешению споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, общими судами, хозяйственными судами, международными арбитражными (третейскими судами), органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел, иными органами и организациями.
В настоящее время классификация видов подведомственности проводится по различным критериям:
1. В зависимости от органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных дел, различают подведомственность дел судам (общим, хозяйственным), административным органам, третейским, товарищеским судам.
2. В зависимости от характера дел выделяют подведомственность следующих дел: искового производства, особого производства, приказного производства.
3. В зависимости от характера норм, регулирующих подведомственность, различают подведомственность общую, установленную статьёй 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (ГПК) и статьёй 39 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, и специальную, устанавливаемую на основе применения законодательных актов в виде исключения из общих правил, а также статьи 47 ХПК.
К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, относятся споры:
о разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность заключения которого предусмотрена законодательством;
разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора;
изменении или расторжении договора;
невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств;
признании права, в том числе права собственности;
истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
возмещении убытков;
об иных делах в соответствии с законодательством.
Хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства разрешает возникающие из административных и иных публичных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности:
-- о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, в котором затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
-- обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
-- взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пени, предусмотренной законодательством, если иной порядок их взыскания не установлен законодательными актами;
-- признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
-- возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
-- отказе в выдаче (продлении срока действия) специального разрешения (лицензии);
-- иные дела, рассмотрение которых законодательными актами отнесено к компетенции хозяйственного суда.
Основными критериями разграничения компетенции между юрисдикционными органами являются субъектный состав и характер спора, которые при определении подведомственности конкретного дела должны учитываться в совокупности. Поэтому когда, например, гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (по требованиям, возникающим из причинения вреда имуществу, которое не предназначалось для использования в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, из авторского и изобретательского права, семейных, жилищных отношений и др.), оно подлежит рассмотрению в общем суде (равно как дела по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, осуществляемой гражданином, не имеющим свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя).
Спор, который по своей сути является экономическим (в сфере предпринимательской или хозяйственной (экономической) деятельности), возникший к тому же между юридическими лицами, одно из которых может быть государственным органом, несмотря на субъектный состав и характер правоотношения, подведомственен общему суду, если об этом указывается в акте законодательства.
Дела, в которых сторонами или одной из них являются индивидуальные предприниматели и спор не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, подведомственны общим судам.
В случаях, предусмотренных актами законодательства, хозяйственным судам подведомственны дела с участием коллективных образований (организаций), не являющихся юридическими лицами, и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В частности, хозяйственные суды рассматривают дела по заявлениям:
-- трудовых коллективов, когда спор связан с устранением препятствий для создания юридического лица -- коммерческой организации, основанной на негосударственной форме собственности;
-- гражданина в связи с отказом в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо уклонением от регистрации в установленный срок, а также в других случаях, когда регистрация является обязательной;
-- граждан-учредителей по поводу отказа в государственной регистрации юридического лица -- коммерческой организации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок;
-- гражданина -- кредитора юридического лица или его наследников об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (статьи 9, 23 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве»).
В соответствии со статьёй 47 ХПК к специальной подведомственности хозяйственных судов относятся дела:
об экономической несостоятельности (банкротстве);
по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей;
по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ и товариществ, возникающим при осуществлении деятельности этими обществами и товариществами, за исключением трудовых споров;
о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Подведомственность в зависимости от количества органов, наделённых правом разрешать юридические дела одной и той же категории, может быть разделена на единичную и множественную.
Единичная (исключительная) подведомственность предусматривает возможность рассмотрения определённой категории дел какими-либо одними указанными в законе органа ми (судами, административными органами и др.), исключая возможность обращения за разрешением дела в какой-либо другой орган. Например, дела об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя или юридического лица, за исключением казённого предприятия, рассматриваются только в хозяйственном суде, а дела о лишении родительских прав (статья 80 Кодекса о браке и семье) -- исключительно в общем суде.
В отличие от единичной множественная подведомственность допускает возможность рассмотрения дел несколькими различными юрисдикционными органами.
В свою очередь, множественная подведомственность в зависимости от установленного законодателем способа выбора именно того органа, который должен рассмотреть конкретное дело, может быть поделена на альтернативную, договорную, императивную, условную.
Альтернативной называют подведомственность, допускающую разрешение юридического дела в одном из нескольких указанных в законе юрисдикционных органов (судах, административных органах, нотариате и др.) по выбору истца (заявителя) независимо от мнения другой стороны.
Договорной является подведомственность, в соответствии с которой дела помимо указанного в законе органа, имеющего право на их разрешение, могут быть по взаимному согласию сторон разрешаться другим органом. Так, в соответствии со статьёй 40 ХПК стороны могут заключить письменное соглашение о передаче подведомственного хозяйственному суду спора на рассмотрение третейского суда.
Договорная подведомственность более демократична по сравнению с альтернативной, поскольку позволяет учесть интересы не только истца в выборе приемлемой формы защиты, но и ответчика.
Условной считается подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении определённого, предусмотренного законом условия. Например, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии (статья 751 Гражданского кодекса (ГК)). Условием обращения в хозяйственный суд является наличие письменного соглашения сторон о передаче преддоговорного спора на разрешение хозяйственного суда (за исключением случаев, когда заключение договора для одной из сторон является обязательным в силу статьи 415 ГК). При отсутствии письменного соглашения дело неподведомственно хозяйственному суду.
Разновидностью условной является императивная подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению несколькими юрисдикционными органами в определённой законом последовательности, т. е. рассмотрение дела внесудебным органом является обязательным условием рассмотрения его судом.
Следует учитывать и то обстоятельство, что если законодательным актом предусмотрена возможность рассмотрения дела несколькими органами в определённой последовательности, то каждый орган вправе рассматривать его лишь после того, как оно будет предварительно рассмотрено другими.
Для императивной подведомственности свойственны следующие признаки: во-первых, она имеет место лишь в тех случаях, когда последовательное рассмотрение дела двумя или более юрисдикционными органами предусмотрено законодательными актами; во-вторых, такое последовательное разрешение установлено как обязательное.
Императивную подведомственность следует отграничивать от случаев, когда законом предусматривается внесудебное урегулирование спора самими участниками спорного правоотношения. Так, при предъявлении претензии к перевозчику досудебное урегулирование спора осуществляется самими сторонами по договору перевозки, а не юрисдикционным органом (статья 751 ГК).
Кроме указанных видов подведомственности есть так называемая смешанная подведомственность. Смешанной подведомственностью может быть подведомственность, сочетающая признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.
В юридической литературе выделяют также конкурирующую подведомственность. При конкурирующей подведомственности конкретное дело может быть разрешено каждым из нескольких указанных в законе юрисдикционных органов.
При определении подведомственности следует учитывать, что согласно части второй статьи 38 (ГПК) при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие -- хозяйственному суду, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства.
Споры о подведомственности дел не допускаются в силу требований статьи 41 ГПК, в соответствии с которой вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос о его отмене перед вышестоящим судом. В случае несогласия судьи общего или хозяйственного суда с определением о подведомственности спора он вправе поставить вопрос о его отмене перед соответствующим вышестоящим судом. Следует также подчеркнуть, что вопросы разграничения подведомственности между ветвями судебной власти нашли свое отражение в совместном постановлении Пленумов Верховного суда и ВХС Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами».
Несоблюдение правил подведомственности в соответствии со статьёй 164 ХПК влечёт отказ в принятии искового заявления.
Существование различных видов подведомственности позволяет государству активно и вместе с тем гибко воздействовать на правоприменительный процесс.
Подсудность дел хозяйственному суду
При возбуждении хозяйственных дел (принятии заявлений судьёй) важно правильно определить как подведомственность дела, так и его подсудность. Так, условием возникновения хозяйственного процесса по конкретному спору является решение судьёй двусторонней задачи:
а) относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность);
б) какой конкретно суд обязан рассматривать данное дело (подсудность).
Необходимо различать термины «подведомственность» и «подсудность», которые являются смежными понятиями, но в то же время имеют существенные отличия.
Подсудность -- относимость дела, подведомственного хозяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстанции. В юридической литературе различают два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (местную).
Общее правило родовой подсудности сформулировано в статье 48 ХПК. Родовая подсудность даёт возможность определить, какого уровня хозяйственный суд вправе рассматривать то или иное дело. Поскольку критерием родовой подсудности является род дела (или предмет спора), то она и получила название родовой (или предметной) подсудности. При помощи родовой подсудности законодатель разграничил компетенцию между хозяйственными судами и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь по подведомственным им спорам.
В соответствии с действующим законодательством к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь относятся:
дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
дела, связанные с государственными секретами;
дела об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь;
когда одной из сторон в споре является республиканский государственный орган;
иные дела, отнесённые законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
В соответствии со статьёй 48 ХПК Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело.
Наряду с категорией спора, влияющего на определение подсудности, важное значение имеет и определение территории, на которой действует тот или иной хозяйственный суд, правомочный разрешать конкретное дело. При помощи территориального признака можно определить, какому из хозяйственных судов одного уровня подсудно данное дело. Поэтому такую подсудность принято называть территориальной.
В отличие от родовой территориальная подсудность является основой разграничения компетенции однородных хозяйственных судов, принадлежащих к одному и тому же звену системы. Статьёй 49 ХПК установлено, что иск предъявляется в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства ответчика. Следует учитывать, что в соответствии со статьёй 50 ГК местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в учредительных документах, а местом жительства индивидуального предпринимателя признаётся тот населённый пункт, где он постоянно или преимущественно проживает (статья 19 ГК).
Исключением из общего правила территориальной подсудности являются следующие случаи:
-- иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по местонахождению обособленного подразделения юридического лица;
-- встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.
При определении подсудности следует иметь в виду, что Высший Хозяйственный Суд при наличии объективных причин (невозможности рассмотрения дела в одном из хозяйственных судов ввиду оснований для отвода всему составу хозяйственного суда (статья 34 ХПК), необходимости распределения нагрузки между хозяйственными судами областей и г. Минска и т. п.) вправе передать любое дело или дела, а также исковые заявления, заявления, жалобы или протесты из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд.
При передаче конкретного дела из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд выносится определение в соответствии со статьёй 53 ХПК, которое подписывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь или одним из его заместителей.
Вопрос о передаче на рассмотрение из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд в отношении отдельных сторон или отдельных категорий дел исковых заявлений и заявлений разрешается Пленумом или Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В постановлении Пленума или Президиума ВХС по данному вопросу должны быть указаны обстоятельства, которые послужили основанием для принятия соответствующего решения, и порядок направления дел, исковых заявлений и заявлений из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд.
Наряду с территориальной и родовой выделяют также подсудность по выбору истца, исключительную подсудность, договорную подсудность и подсудность по связи дел.
Подсудность по выбору истца представляет собой такой вид подсудности, когда право выбора суда, на рассмотрение которому передаётся спор, принадлежит истцу.
Истец имеет право выбора подсудности в следующих случаях:
-- иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по местонахождению либо месту жительства одного из ответчиков;
-- иск к ответчику, местонахождение или место жительства которого не известны, может быть предъявлен в хозяйственный суд по местонахождению его имущества либо по его последнему известному местонахождению или месту жительства в Республике Беларусь;
-- иск к ответчику о возмещении вреда, причинённого имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в хозяйственный суд по месту причинения вреда;
-- иск к ответчику, который является индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по местонахождению имущества ответчика в Республике Беларусь;
-- иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора.
В рассматриваемом виде подсудности применяются дис-позитивные нормы, однако в ряде случаев при определении подсудности применяются жёсткие правовые предписания. Императивные нормы составляют основу исключительной подсудности, которая допускает рассмотрение дел только прямо указанным в законе судом.
По правилам исключительной подсудности в хозяйственный суд по местонахождению недвижимого имущества предъявляются иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество.
Помимо споров о недвижимом имуществе конкретный суд определён также в следующих случаях:
-- иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации;
-- иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по местонахождению перевозчика;
-- иски (заявления) к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по местонахождению истца (заявителя), если иное не предусмотрено действующим законодательством;
-- заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения права на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по местонахождению недвижимого имущества;
-- заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по местонахождению должника;
-- заявления о признании недействительным постановления, о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйственный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель;
-- ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
-- заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, подаются в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства должника либо по местонахождению имущества должника, если местонахождение или место жительства его не известны;
-- заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства должника, а если местонахождение или место жительства должника не известны, -- в хозяйственный суд по местонахождению его имущества;
-- жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении подаются в хозяйственный суд по местонахождению соответствующих государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или иного органа, должностному лицу которого в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия;
-- заявления по спорам между юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющегося ответчиком.
Исключительная подсудность введена законодателем с учётом особенностей отдельных категорий дел с целью максимального приближения к суду объекта спора или местонахождения необходимых для рассмотрения дела доказательств.
В ряде случаев подсудность может быть определена по взаимному соглашению сторон с учётом обеспечения их интересов (договорная подсудность). Однако следует учитывать, что стороны не могут изменить при этом родовую или исключительную территориальную подсудность. Соглашение о договорной подсудности должно быть заключено до возбуждения производства по делу хозяйственным судом. Указанное соглашение, как правило, заключается в письменной форме, причём не имеет значения, заключено оно отдельно или предусмотрено как одно из условий какого-либо договора.
В гражданском и хозяйственном процессе выделяется ещё один вид подсудности -- подсудность по связи дел. Подсудность по связи дел состоит в том, что независимо от территории спор подлежит разбирательству в суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск (статья 49 ХПК). Следует учитывать, что императивность указанного правила исключает использование общей территориальной, альтернативной, договорной и даже исключительной подсудности. В силу подсудности встречного иска может изменяться и родовая подсудность, но лишь при условии, что первоначальный иск был принят вышестоящим судом к своему рассмотрению.
В целях обеспечения прав и законных интересов участников хозяйственного процесса законодательством предусмотрена возможность передачи дел из одного хозяйственного суда в другой.
Хозяйственный суд передаёт дело на рассмотрение другого хозяйственного суда, если:
1) при рассмотрении дела в этом хозяйственном суде установлено, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
2) после отвода одного или нескольких судей хозяйственного суда их замена в этом хозяйственном суде становится невозможной;
3) ответчик, местонахождение или место жительства которого были не известны ранее, заявил ходатайство о передаче дела в хозяйственный суд по его местонахождению или месту жительства;
4) обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хозяйственным судом по местонахождению большинства доказательств;
5) одной из сторон в споре является этот же хозяйственный суд;
6) рассмотрение дела в этом хозяйственном суде невозможно по иным объективным причинам.
О передаче дела на рассмотрение другому хозяйственному суду выносится определение с указанием мотивов и оснований, по которым суд передаёт дело.
Дело из одного суда в другой суд передаётся после вступления в законную силу определения, т. е. по истечении срока на обжалование и на опротестование этого определения. Все разногласия, возникающие по подсудности дела, разрешаются Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь после поступления соответствующего заявления от заинтересованного хозяйственного суда.