Рефераты

Положения Президента РФ в системе органов государственной власти

Положения Президента РФ в системе органов государственной власти

Содержание

Введение

1. Положения Президента РФ в системе органов государственной власти

1.1 Понятие главы государства

1.2 Конституционный статус Президента РФ

1.3 Основные функции Президента РФ

2. Полномочия Президента РФ

2.1 Компетенция Президента РФ

2.2 Правовые акты Президента РФ

3. Администрация Президента РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Президент входит в систему федеральных органов государственной власти, занимая в ней особое место. Президент не включен напрямую ни в одну из ветвей власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Конституцией РФ закреплена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда РФ и др.

В осуществлении своих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти РФ, ставило бы исполнительную власть над законодательной. Имела значение и необходимость в условиях федерации, действия принципа разделения властей обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти на всех уровнях.

1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти

1.1 Понятие главы государства

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальные, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или стоять как бы вне основных властей.

Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом конституции и осуществлять . высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

1.2 Конституционный статус Президента РФ

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.

В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган - Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.

По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью.

Совершенно неосновательны поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей в смене конституционной формулы как стремлении наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт четырех десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтверждается и опытом первого президентства в Российской Федерации.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, * интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо . общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, вероятно, будет решен вопрос о его иммунитете отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них. Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках этот пост иногда существует (США), а иногда его нет (Франция). В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах выполняет вице-президент.

1.3 Основные функции Президента РФ

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

в установленном Конституцией РФ порядке принимает
меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не. соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная" власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т. д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, нов наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует свою конституционную функцию, хотя и сформулированную в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе - самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д. в большей мере под силу Президенту, В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом субъектами безопасности.

В этом Законе закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т.е. минуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, обеспечивающей безопасность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службой, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой правительственной связи и информации, обеспечения безопасности средств связи и, информации и др. Эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственная техническая комиссия, Федеральная служба железнодорожных войск, Государственная фельдъегерская служба).

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопасности и задачи по обеспечению национальной безопасности.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

2. Полномочия Президента РФ

2.1 Компетенция Президента РФ

Президент в соответствии с Конституцией РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности.

Составляющий одну из основ конституционного строя Российской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо не являющийся выборным орган государственной власти был обязан своим «рождением» только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ в формировании федеральных органов государственной власти участвуют и Президент, и Федеральное Собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц с согласия парламента, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

Президент определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти; сам непосредственно руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти в рамках своих конституционных полномочий.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. Назначает же судей и Генерального прокурора Совет Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102; ч. 1 ст. 128 Конституции РФ). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

Подобный порядок формирования федеральных органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.

С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции РФ). Президент назначает пять членов (третью часть) Центральной избирательной комиссии, в числе других субъектов может вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека.

Полномочия Президента связаны не только с формированием государственных органов, но и с различными формами участия в их деятельности.

На Президента Конституцией РФ возложен и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Так, он назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.

Президент подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции и нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. По данному основанию Президент возвращал в палаты ряд актов.

Президент вносит законопроекты в Государственную Думу; он наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ нормативных актов, предусмотренных в ст. 125 Конституции, о толковании Конституции. Он также имеет право наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции РФ, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

С целью определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента было утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе. Им определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией РФ должности, и проч. Полномочные представители Президента имеются в обеих палатах Федерального Собрания, а также в Конституционном Суде РФ.

Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти.

Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому действовавшая ранее конституционная норма о том, что он «руководит деятельностью Совета Министров», не воспринята в Конституции 1993 г. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции РФ).

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и некоторых других, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия.

Согласно с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. о том, какие конкретно исполнительные органы будут действовать. В рамках проводимой в настоящее время в России административной реформы Президент произвел качественные изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. были установлены следующие виды исполнительных органов: федеральные министерства; федеральные службы и федеральные агентства и конкретизированы пределы полномочий каждого вида указанных органов, их взаимоотношения. В результате значительно сокращено количество министерств, пирамида исполнительной власти выглядит иначе.

В соответствии со своими конституционными полномочиями Президент осуществляет руководство деятельностью пятью министерствами, с подведомственными им федеральными службами и агентствами, а также семью федеральными службами и агентствами непосредственно. Остальные федеральные министерства, федеральные службы и агентства относятся к ведению Правительства (10 министерств и около 50 федеральных служб и агентств, частью которых руководит Правительство непосредственно).

Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 78) осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Важной предпосылкой успешной реализации этой задачи является конституционное установление, согласно которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в стране (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Деятельность Президента, Правительства, других федеральных органов исполнительной власти строится на строгом учете принципов федерализма, обеспечения конституционно закрепленной сферы их самостоятельности. Не случайно в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ так определены параметры единства системы исполнительной власти в Российской Федерации - оно касается сферы полномочий Российской Федерации (они указаны в ст. 71 Конституции РФ) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В сферу совместных полномочий; которые закреплены за субъектами Федерации, а также их исключительных полномочий (ст. 73 Конституции РФ) федеральные органы вторгаться не могут - здесь субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Эти начала и должны определять взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти.

В обеспечении Президентом осуществления полномочий федеральной власти на всей территории Российской Федерации ответственная роль принадлежит полномочным представителям Президента в федеральных округах. Институт полномочных представителей за все время функционирования в России Президента претерпел определенные изменения. Первоначально была учреждена должность полномочного представителя в субъекте Федерации, затем - полномочные представители в регионе (охватывающем несколько субъектов). Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. было произведено изменение и учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе1. Этим же Указом было утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Необходимость указанного преобразования обусловлена потребностями создания лучших условий для реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и контроля за исполнением их решений.

Образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом и ему подчинен. По своему статусу представитель является должностным лицом, представляющим Президента в федеральном округе, обеспечивающим в нем реализацию его полномочий. Полномочный представитель и его заместители - федеральные государственные служащие входят в состав Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются Руководителем Администрации.

В задачи полномочного представителя входит организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемой Президентом; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента и регулярное представление ему докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Полномочный представитель координирует деятельность федеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами субъектов Федерации; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов; осуществляет контроль за исполнением федеральных законов; согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента.

Властными, административными полномочиями представитель не наделен. Однако он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента, ход реализации федеральных программ; имеет право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе.

Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации осуществляет оперативное руководство деятельностью полномочных представителей.

В обеспечении тесной постоянной связи Президента с субъектами Федерации важную роль играет Государственный совет Российской Федерации. Он был образован в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания. Ранее в него входили по должности главы законодательных и главы исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. По действующему закону членами Совета Федерации являются избираемые законодательными (представительными) органами субъектов Федерации и назначаемые высшим должностным лицом (главой исполнительного органа государственной власти) представители, работающие в Совете Федерации на постоянной основе. С целью обеспечения активного участия в решении общефедеральных проблем субъектов Федерации и был образован Государственный Совет. Его образование вызвано и необходимостью обеспечить наиболее эффективный учет интересов и потребностей субъектов Федерации.

Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено Положение о Государственном Совете Российской Федерации.

По своему статусу Государственный Совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающееся взаимоотношений Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту.

По предложению Президента Совет рассматривает проекты указов, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов; оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета.

В состав Государственного Совета входят председатель и члены - на общественных началах.

Председателем Совета является Президент, членами - по должностям высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации.

Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного Совета из семи его членов. Его состав определяется Президентом, причем ротация состава осуществляется один раз в полгода.

Учреждена и должность Секретаря Государственного Совета. На общественных началах им является один из заместителей руководителя Администрации Президента. Секретарь не входит в состав Государственного Совета. Решения Совета принимаются путем достижения консенсуса в ходе обсуждения. По решению председателя может проводиться голосование.

Государственный Совет заседает один раз в квартал, а Президиум - один раз в месяц. Государственный Совет может создавать постоянные и временные рабочие группы для разработки каких-либо проблем и внесения предложений по их решению.

Характеризуя полномочия Президента по отношению к органам исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина - до решения этого вопроса соответствующим судом. Так, указами Президента РФ от 9 сентября 2000 г. были приостановлены действия указов Президента Республики Адыгея от 30 мая 1994 г. «О мерах по ограничению миграции в Республику Адыгея» и от 22 августа 1996 г. «Об административной ответственности за нарушения установленного порядка приобретения права на место жительства, порядка пребывания и права регистрации в Республике Адыгея» как противоречащие Конституции и законодательству РФ; Указом от 11 июня 2000 г. было приостановлено действие постановления губернатора Тверской области от 28 сентября 1999 г. «О тарифах на электрическую энергию для населения области» в связи с тем, что оно издано в нарушение федерального закона. В подобных случаях Президент предлагает отменить такого рода акты.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ).

В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 4 июля 2003 г.), Президент управомочен своим указом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации об устранении установленных решением суда нарушений Конституции РФ и федеральных законов. Если в течение трех месяцев со дня предупреждения решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта.

Президент вправе в предусмотренных Федеральным законом случаях отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа).

Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ.

Президент утверждает военную доктрину Российской Федерации; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Аппарат Совета Безопасности - самостоятельное подразделение Администрации Президента - имеет статус управления Президента.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения.

Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий; осуществление помилования.

Указом Президента РФ от 6 января 1999 г. утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации. Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Управление Президента по государственным наградам и Комиссию по государственным наградам.

Система наград постоянно пополняется. На декабрь 2000 г. система государственных наград включала в себя 14 орденов, 18 медалей, три знака отличия и 68 почетных званий.

Конституцией РФ к полномочиям Президента отнесено право назначения всероссийского референдума.

2.2 Правовые акты Президента РФ

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

сама формула «не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам» отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ постановления Правительства издаются «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации»;

в отношении указов Президента в Конституции РФ не предусмотрена их отмена. Соответствие указов Конституции и федеральным законам может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства;

указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г.

Издание указов и распоряжений - основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде РФ.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ указами Президента осуществляется включение в ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов Федерации.

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальным считается их опубликование в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Порядок опубликования определяется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

3. Администрация Президента РФ

Для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию, что закреплено на конституционном уровне (п. «и» ст. 83). Ее статус, структура, задачи и организация деятельности регулируются Положением об Администрации Президента Российской Федерации, утверждаемым указом Президента.

Администрация по своему правовому статусу является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента и осуществляющим контроль за исполнением его решений.

В рамках проводимой в стране административной реформы претерпела реорганизацию и Администрация Президента. Это нашло выражение в Положении об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 5 апреля 2004 г.1 В состав Администрации входят Руководитель Администрации; два заместителя Руководителя Администрации - помощники Президента; помощники Президента; пресс-секретарь Президента; руководитель протокола Президента; полномочные представители Президента РФ в федеральных округах; советники Президента; полномочные представители Президента в Совете Федерации Федерального Собрания, в Государственной Думе, Конституционном Суде РФ; старшие референты; референты Президента и иные должностные лица, а также управления Президента и иные самостоятельные подразделения Администрации.

В число самостоятельных подразделений входят: Аппарат Совета Безопасности; Аппарат советников Президента; Государственно-правовое управление Президента; Канцелярия Президента (на правах управления); Контрольное управление Президента; Референтура Президента (на правах управления) и другие подразделения (всего числом 18).

Большую роль в эффективном осуществлении Президентом своих полномочий играют многочисленные совещательные и консультативные органы, образуемые Президентом из специалистов соответствующих отраслей и действующие на общественных началах. Так, при Президенте действует Комиссия по правам человека, Совет по культуре и искусству, Совет по науке и высоким технологиям, Совет по борьбе с коррупцией, Совет по взаимодействию с общественными объединениями и многие другие.

Для обеспечения деятельности Президента Администрация создает все необходимые организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента РФ с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

При Президенте образуются и действуют большое число консультативных органов (комиссий, советов), осуществляющих предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений для Президента в соответствии с установленной компетенцией.

Заключение

Но надо не забывать, что по прежнему многое зависит от главы государства, и то как он поведет дальнейшую политику во многом предопределит состояние страны в целом. Да, много говорится о наделении президента чересчур огромными полномочиями. Но я хочу заметить, что история Россия показывает, что сильный лидер с огромной властью может вывести нашу страну из любого кризиса. Поэтому я считаю, что это если и надо говорить об уменьшении власти Президента то это должно быть личное мнение других, хотя и оно имеет право на жизнь. А если говорить о возможности злоупотребления властью Президентом РФ, то это зависит от конкретной личности, от чистоты помыслов. Сегодняшний Президент В.В. Путин, я считаю является примером для истории России и может, вскоре занять место наравне с Петром I. После 70-летнего застоя вызванного правлением верхушки лидеров коммунистической партии сегодняшнему человеку, я думаю приятно видеть сравнительного молодого, полного сил главу государства. Чего стоит пример общения В.В. Путина с гражданами РФ в Прямом эфире. Наблюдаются огромные тенденции сближения Президента РФ с гражданами России. Наконец лидер нашего государства действительно может называться избранным с согласия всего народа и представителем всего государства.

Список литературы

1. Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин «Конституционное право России». Москва, «ЮРИСТЪ», 2005.

2. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации». 4-е издание, Москва, «НОРМА», 2003.

3. И.И. Радченко «Президент в конституционном строе Российской Федерации». Москва, 2000.


© 2010 Современные рефераты