1.1. Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет 6
1.2. Основные принципы гражданства 7
1.3. Особый институт двойного и почетного гражданства 11
2. Основания и порядок приобретения гражданства Российской
Федерации 17
3. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей
и недееспособных лиц 23
4. Прекращение гражданства 25
5. Правовое регулирование решения вопросов о
гражданстве Российской Федерации 27
Заключение 31
Список использованной литературы 34
ВведениеБез лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также зашита его государством, где бы он ни находился. Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие (conditio sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип равенства. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года. До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы СССР "О гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года "О порядке введения в действие Закона СССР" "О гражданстве СССР" и другие нормативные акты. Сейчас на основе Закона "О гражданстве Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от 27 декабря 1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации. Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах. Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства. Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя. Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах. Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства. Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью. 1. Общие положения по гражданствуВ Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов - Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Основы правового статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. То есть гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступивший в силу с 6 февраля 1992 года и дополненный затем рядом нормативных актов. До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались "подданными". Декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23(10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование - "гражданин Российской Федерации" 1.1. Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 летТак как гражданство подразумевает под собой определенные права и обязанности то по действующей Конституции "гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет". Гражданин Российской Федерации вступает в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни, и отсюда вытекают его определенные соответственные права и обязанности. Возможность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности соответствует положению действующего законодательства о наступлении Гражданского совершеннолетия с достижения 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 летнего возраста. Дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять следующие права: заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельно и ответственность за свои действия. Гражданство, сам факт его, человек приобретает с рождения, но те условия, которые вытекают из гражданства, то есть те права и обязанности, которые человека делают полноправным гражданином, наступают с 18 лет, но при этом в Законе сделано исключение. В тех случаях, когда в соответствии с законодательством допускается вступление в брак до достижения 18-летнего возраста, гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Возраст гражданского совершеннолетия может не совпадать с возможностью осуществлять политические права, которые приобретаются на основании других статей Конституции и избирательных законов. Например, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации по достижении им 21 года, а для избрания президентом необходимо достичь возраста 35 лет. Гражданское совершеннолетие не совпадает с трудовым, которое определено трудовым законодательством. Дееспособность не является естественным свойством человека. Возраст гражданского совершеннолетия определяется законом и отличается в разных правовых системах. В последнее время за рубежом наблюдаются тенденции снижению этого возраста. Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин осознает значение и предвидит последствия своих действий, в том числе и негативные, которые связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением взятых на себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного опыта, поэтому закон связывает наступление дееспособности в полном объеме не только с достижением определенного возраста, но и психологическим здоровьем. По мнению многих ученых, наступление совершеннолетия должно быть на более позднем этапе развития человека, его психологии, но возраст 18 лет закреплен в Конституции Российской Федерации, и споры по этой проблеме носят закрытый характер. 1.2. Основные принципы гражданства
Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности. 80-е годы во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация оснований приема в гражданство, нарду с этим снимаются ограничения, и расширяется объем прав иностранцев.
В скандинавских странах (за исключением Финляндии) по законам о гражданстве конца 70-х начала 80-х годов иностранцам предоставляются некоторые политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года, пользуется активным и пассивным избирательным правом при выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения мнений. Однако свободы собраний и объединений предоставляются только гражданам.
Демократический принцип провозглашения в действующей Конституции является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству".
Хотя высылка российских граждан за пределы России как мера уголовного наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике даже в 70-е годы были случаи принудительной высылки российских граждан за пределы России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета высылки давало властям возможность действовать произвольно.
Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России, полностью соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну (ч. 2 ст.27).
Запрещение высылки российского гражданина другому государству, под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случаях, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину.
Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или международным договором, но в настоящей нынешней Конституции никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству.
Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая конституция, не было принято, и международные договоры, заключенные Россией выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого просто выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (пока не вступила в силу).
Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.
Кроме того, в Законе о Гражданстве говорится о том, что "никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство". Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека. Так уже выше упомянутая Всеобща декларация прав человека в статье 15 устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен гражданства; в Международной Конвенции о сокращении безгражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое лишение делает его апатридом (ст.8 п.1); в ст. 3 Дополнительного протокола N 4 к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства, гражданином которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо упомянутых источников в конституциях многих государств (ФРГ, ст.16, Испания, ст.II п.2) и законах о гражданстве (Англия, закон о гражданстве 1985 года).
Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем самым привел наше законодательство в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Попутно заметим, что следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: определении на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.
Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под защитой государства не только на территории самого государства, но и за его пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и тому подобное.
Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международным договорам Российской Федерации, международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан.
Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, а функции консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года. Действует также Консульский устав 1976 года. Россией заключены и многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.
К функциям дипломатического представительства относятся, в частности, защита интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Посольство может консультировать своих граждан по возникающим у них вопросам делать запросы по поводу защиты интересов граждан, заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания. Консул ведет учет постоянно и временно прибывающих в его консульском округе российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в гражданстве России и проживающих вне её пределов, принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе несовершеннолетними российскими гражданами, к охране имущества, оставшегося после смерти российского гражданина и так далее. Консул следит, чтобы в отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина соблюдались законы государства пребывания и международные договоры, заключенные Россией с этим государством; обязан посещать российских граждан, находящихся в местах заключения. Он вправе представлять российских граждан в судах и других учреждениях представлять российских граждан в судах и других учреждениях страны пребывания. Консул выдает российским гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на выезд в Россию.
Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, не приводят к положительным результатам, для защиты интересов своих граждан Российской Федерации могут быть предприняты и иные вытекающие из международного права шаги.
Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. В Законе о гражданстве Российской Федерации поощряется гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, и не препятствует приобретению ими иного гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за её пределами, по которым гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, не прекращает российского гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, но если один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
1.3. Особый институт двойного и почетного гражданства
Кроме этих принципов в институте гражданства существует принцип двойного гражданства.
Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать гражданству своего мужа"
До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 года.
Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:
- если такую возможность предусматривает федеральный закон
- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.
Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.
Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России лишь, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.
Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства". Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.
Всё это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.
Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющие доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в статье 1 действующего в России Закона " О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 года, не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы.
Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства.
Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её территории лиц.
В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право участвовать в референдумах и т.п.)
Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом Законе о правовом положении иностранных граждан от 24 июня 1981 года, в частности, в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной и уголовной ответственности.
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных кораблей и самолетов и т.п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности, он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы, а значит и российские граждане. В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан, в отличие от других иностранцев, то есть носит дискриминационный характер, правительством России могут быть установлены, в соответствии со ст.3 Закона о правовом положении иностранных граждан, реторсии.
Двойное гражданство проверяется компетентными органами. В связи со скандалом вокруг назначения заместителем Секретаря Совета Безопасность Российской Федерации Березовского и его двойного гражданства Государственная "Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила поручить Министерству внутренних дел Российской Федерации проверить наличие двойного гражданства у граждан Российской Федерации, занимающих государственные должности ; дать согласие на проверку наличия двойного гражданства у депутатов Государственной Думы, предложить Министерству внутренних дел Российской Федерации сообщить о результатах проверки в Государственную Думу до 1 апреля 1997 года.
Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
При Президенте существует комиссия по вопросам гражданства, которая подготавливает документы для рассмотрения и подписи Президенту.
Принцип почетного гражданства закреплен в статье 8: "лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом, может быть с его согласия предоставлено почетное гражданство Российской Федерации". За заслуги в области науки и техники, охране здоровья населения, в области экономики, финансовой деятельности, искусства, в области культуры и других, почетное гражданство Российской Федерации предоставляется Президентом и, кроме того, по Положению о почетном гражданстве Российской Федерации, почетные граждане пользуются правами граждан Российской Федерации.
При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства.
А если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые содержатся в Законе о гражданстве, применяются правила, этого договора.
В отношении каждого человека, гражданство которого юридически оформляется такими документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, каковыми являются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица
В 1997 году вышло постановление Правительства Российской Федерации об учреждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории страны и за её пределами. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Таким образом, рассмотрев общие положения Закона о гражданстве, мы рассмотрели основные и наиболее важные принципы, связанные с гражданством. Они исходят из признания общечеловеческих ценностей, означают признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
2. Основания и порядок приобретения гражданства
Российской Федерации
Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны.
Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.
В Законе о гражданстве Российской Федерации устанавливается, что гражданство приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора (оптации); ж) по иным основаниям, предусмотренным данным законом.
Перечень оснований отличается от устанавливаемых прежним союзным законодательством.
При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в поставе Российской Федерации, международные договора Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельства, с которым связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.
А теперь более подробно стоит рассмотреть основания приобретения гражданства.
В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Отсутствие оговорки о возможности заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации означало бы нарушение прав человека, принудительное зачисление лица в корпус граждан Российской Федерации вопреки его представлениям о своем гражданстве, не расходящемся о правовыми установлениями по этому вопросу.
Кроме того, гражданами Российской Федерации считают бывших граждан Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (6 февраля 1992 года), не имеющих подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания, и продолжающих проживать на территории Российской Федерации на законных основаниях. Оформление документов и принадлежности к гражданству производится при их личном волеизъявлении.
Для решения вопросов, связанных с приобретением гражданства в порядке регистрации, восстановления в гражданстве,, имеет значение порядок определения гражданства лиц, родившихся 30 декабря 1922 года и позднее утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации.
По постановлению Верховного Совета Российской Федерации распространить действие части первой статьи 13 Закона о гражданстве на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих учебу в учебных), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу и Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территории других государств, в том числе в составе Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.
Признание гражданства как форма его приобретения - процесс, завершающийся в основном в день вступления в силу Закона, реализующийся одноактно. В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со стороны, приобрели гражданство Российской Федерации лица, составляющие подавляющую часть граждан Российской Федерации.
Главным постоянно действующим основанием получения гражданства является его приобретение по рождению. Это следствие того, что приобретение гражданства зависит от принципов: "право крови" -jus sanginis, то есть C Учетом гражданства родителей, и "право почвы" - jus soli, то есть зависимости от места рождения.
Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.
При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.
Принцип "права почвы" применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории Российской Федерации детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории Российской Федерации от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства. В случаях обнаружения хотя бы одного из родителей, опекунов или попечителя гражданство этого ребенка можно изменить согласно Закону.
Закон Российской Федерации о гражданстве установил и такое новое основание как "приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации". В общем регистрация является упрощенным порядком приобретения гражданства, т.к. не связанная со сложных процедурами. Регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел.
В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретается лицами, у которых супруг, либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; лицами, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели другое гражданство по рождению, в течение 5 лет по достижению 18-летнего возраста; дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей Российской Федерации, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста; граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании, приобретет и гражданство Российской Федерации. Но Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что этот пункт в Законе о гражданстве Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку неопределенность содержания данной нормы и её понимание в правоприменительной практике не исключает распространения процедуры приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц, состоявших в гражданстве Российской Федерации по рождению.
Кроме выше перечисленных лиц путем регистрации гражданство приобретают лица без гражданства, на день вступления в силу Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших или входящих в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение 1 года после вступления в силу закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояло в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Рассмотренные выше основания приобретения гражданства Российской Федерации связаны с наличием особых условий для этого. Они касаются, так или иначе, форм причастности в настоящем или прошлом к российскому гражданству.
Следующим основанием является прием в гражданство. Таким правом может воспользоваться дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации. Этот человек может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, зыка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства - 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением с ходатайством. Значительно ниже аналогичных сроков в других республиках (10 лет - в Молдавии) или западных странах (Швейцария - 12 лет, Дания - 7 лет и.д.).
В современных условиях международных конфликтов и постоянно нарастающего в России потока беженцев, гуманным представляется и правило сокращения вдвое установленных сроков применительно к беженцам. В Дании, например, беженцы, апатриды приобретают такое право через 4 года. Следует отметить, что условие приема в гражданство сформулировано в Законе на широкой демократической основе. Так, для беженцев, признаваемых таковыми Законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, сроки оседлости сокращаются вдвое.
Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца.
Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство, посредством сокращения установленных для проживания сроков вплоть до полного снятия этих требований. Таковыми являются: состояние в гражданстве бывшего СССР - в прошлом; усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации; наличие достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в её возрождении, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; получение убежища на территории Российской Федерации; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению.
Вместе с тем, предусмотрены и основания, при наличии которых отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации. Это относится к тем лицам, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; состоят в партиях и организациях, деятельность которых не совместима с конституционными принципами Российской Федерации, осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы на действия, преследуемые по законам Российской Федерации.
Основанием приобретения гражданства является также "восстановление в гражданстве Российской Федерации".
В первые послевоенные годы (1946-1947 годы) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории отдельных стран.
В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации: лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста.
Бывшие граждане Российской. Советской Федеративной Социалистической Республики, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации. Так по Указу Президента Российской Федерации считают восстановленными в гражданстве Российской Федерации бывших граждан Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, выехавших за пределы России до 6 февраля 1992 года, утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся на постоянное место жительства в Россию поле 6 февраля 1992 года.
Гражданство Российской Федерации может приобретаться в результате выбора гражданства (оптации).
При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.
Лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория.
К иным основаниям приобретения гражданства относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и другое.
3. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц.
В Законе о гражданстве Российской Федерации специальная глава посвящена регулированию гражданства детей и водителей, опекунов и попечителей; гражданства недееспособных лиц. Изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве максимально полно учитывает интересы ребенка. Следует принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства у детей, и в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.
В качестве общих положений устанавливается, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. Для этих детей для изменения гражданства согласия родителей не требуется.
Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство, то соответственно изменяется гражданство детей.
В случаях если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории Российской Федерации ребенка, над которым установлена опека или попечительство гражданин Российской Федерации, выходит из гражданства Российской Федерации и при этом не участвует в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Российской Федерации.
Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии согласия другого родителя.
В случаях, если гражданство Российской Федерации у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство Российской Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.
На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении.
Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеет иное гражданство, то по их ходатайству гражданство у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.
В случаях, если ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, усыновляется гражданами Российской Федерации, супругами - ребенок становится гражданином Российской Федерации. Если же ребенок усыновляется супругами, один из которых состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, то он становится гражданином Российской Федерации. А ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой состоит в ином гражданстве, становится гражданином Российской Федерации по соглашению усыновления. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином Российской Федерации, если он проживает на территории Российской Федерации или если в ином случае он остается либо становится лицом без гражданства.
Споры между родителями, опекунами или попечителями о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка недееспособного.
4. Прекращение гражданства.
Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям. Главными являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; и по иным основаниям.
Выход из гражданства Российской Федерации является наиболее важным основанием его прекращения.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствием препятствий предусмотренных законом.
В прежнем союзном законодательстве предусматривалось только одно основание для выхода из гражданства - лишь по ходатайству лица.
Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом. Существуют также такие обстоятельства, которые исключают возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является так же отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.
Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведения и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, сто гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.
Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5 лет после приема.
5. Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве Российской Федерации.
Реализация рассмотренных выше норм об основаниях прекращения и изменения гражданства Российской Федерации требует правового регулирования.
Механизму реализации посвящена значительная часть Закона о гражданстве Российской Федерации. На его основе принято "Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденное Указом Президента Российской Федерации. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.
Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.
Такими органами являются: Президент Российской Федерации, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство Внутренних Дел Российской Федерации, Министерство Иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Конституция устанавливает, что "Президент решает" вопросы гражданства Российской Федерации".
Закон о гражданстве раскрывает полномочия Президента. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, разрешение на выход из гражданства, разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства, отмена решения о приеме в гражданство, предоставление почетного гражданства.
По всем этим вопросам Президент издает указы. Подготовительную работу ведут все другие государственные органы.
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации - образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского государства.
Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми её членами, участвовавшими в заседании.
При рассмотрении ходатайств и представлений комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. Комиссия учитывает мнение компетентных органов республики, если дело касается гражданства, затрагивающего интересы республик в составе Российской Федерации. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство Внутренних Дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Президента Российской Федерации. Полномочия Министерства иностранных Дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации имеют компетенцию, аналогичную Министерству внутренних дел. Но к их функциям прибавляется ведение учета граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Производство по делам о гражданстве также освещено в Законе. В этой части Закона определяются порядок, подача, форма, порядок оформления, сроки подачи и оформления, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации.
Заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие консульские учреждения, или дипломатические представительства.
Ходатайства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел. Заявления и ходатайства подаются в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на приобретение: прекращение, сохранение или изменение гражданства должно иметь письменную форму. Подпись под документами удостоверяется нотариально. Если заявитель не может подписать заявление или ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись.
Оформление заявления ли ходатайства производится органом внутренних дел по месту жительства при личном обращении заявителя, или через дипломатические представительства и консульские учреждения. При наличии надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатические представительства, консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению их ходатайству, переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством должна быть удовлетворена нотариально.
При подаче заявления или ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица освобождаются от уплаты госпошлины полностью или частично в порядке, установленном законом Российской Федерации.
Органы внутренних дел, либо дипломатические представительства выносят свое мотивированное заключение, а при необходимости составляют представления, которые направляются в Комиссию по вопросам гражданства Российской Федерации.
Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать 6 месяцев, а ходатайств - 9.
Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть, по просьбе заявителя, восстановлен в Комиссии по вопросам гражданства Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочными органами или издания указа Президента Российской Федерации.
Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, возлагается на Министерство внутренних дел и его соответствующие органы, а в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
Лицам, которые приобрели гражданство, выдается удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а в консульствах - паспорта гражданина Российской Федерации с соответствующей отметкой. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Контроль за исполнением решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется комиссией при Президенте и другими полномочными органами в соответствии с их компетенцией. Решение полномочного органа в отказе от регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы в месячный срок в суде.
Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке в порядке подчиненности должностному лицу, либо в суде. Лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных лиц в дипломатических представительствах или консульствах.
ЗаключениеРассмотрев вышеизложенные принципы гражданства Российской Федерации, основания для приобретения, изменения или прекращения гражданства, органы, регулирующие решение вопросов, связанных с гражданством, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство. Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности. В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик. Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными нормами о правах человека. Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе - права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось. Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования. По-разному этот вопрос решается в бывших союзных республиках. В большинстве (Киргизия, Азербайджан, Молдова, Эстония, Литва) двойное гражданство не допускается. Украина и Беларусь, напротив, его признают, а Грузия оставляет вопрос открытым. Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического, демографического и политического развития, а равно и национально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной и демократической. Тем самым юридически утверждается принцип непрерывности российского гражданства, его открытости для всех сограждан, разбросанных волею судеб по белу свету, и всех желающих приобщиться к её духовному, культурным и человеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией. В этом отношении подчеркнем и особо важное значение, которое имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд. Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав человека. Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства. Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее исторически - политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящем. Не на должном уровне развиты связи, регулирующие вопросы гражданства со странами ближнего и дальнего зарубежья, что может повлечь за собой нарушение статьи 61 части 2 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров. Итак, гражданство является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека. Список использованной литературы1. Закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, N 1948-1, с изменениями от 17 июня 1993 года, N 5206-1. - М., Дом Советов, 1993. 2. Инструкция Министерства внутренних дел РФ от 30 июня 1994 года, N 330. - М., Дом Советов, 1994. 3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. - М., Центральная избирательная комиссия РФ. - 1993. 4. Ледых И. Комментарий закона 0 гражданстве РФ. //Советская юстиция. - 1992. -N 9.- с. 16-18. 5. Марышев Н.И. Комментарий к статье 62 Конституции РФ. //Право и экономика. - 1994. -N 23-24. 13-16: 6. Марышев Н.И. Комментарий к статье 61 Конституции РФ. //Право и экономика. - 1994. -N 23-24. 10-12;
7. Масевич М.Г Комментарий к статье 60 Конституции РФ. //Право и экономика. - 1994. - N 23-24. - c. 6-9.
8. Основы Конституции РФ: практическое пособие / под. ред. В.П. Тишина. Т.; Оригинал, - 1995.
9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 февраля 1997 года О проверке наличия двойного гражданства у гражданства у граждан РФ, занимающих государственные должности" //Собрание законодательства РФ. - 1997.- N 1029. - N.181.
10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 марта 1997 года "Об утверждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ" //Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 8, N 298. -С.53.
11. Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 1997 года "Об учреждении состава Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ" //Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 9, N 941.-С. 106.
12. Сукало А.Е. Комментарий к статье 6 Конституции РФ. //Право и экономика. - 1994. - с 9-10. - с. 5-7.
13. Сырых В.М. Основы правоведения - М., Былина. - 1996. - с.53.