Рефераты

Понятие и состав земель лесного фонда в Республике Беларусь

Понятие и состав земель лесного фонда в Республике Беларусь

10

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Земли лесного фонда - одна из значительных по площади категорий земель в Республике Беларусь. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Лесами покрыто более одной трети территории Республики Беларусь. На душу населения приходится 0,72 гектара лесных площадей и до 103 кубических метров запасов спелой древесины. Это значительно превышает соответствующие показатели большинства промышленно развитых стран Западной Европы1.

Лесной кодекс Республики Беларусь дает определение ряда понятий, имеющих важное значение для усвоения правового регулирования использования и охраны лесов и земель лесного фонда. Среди них - понятия «лес», «государственный лесной фонд», «лесопользование» и ряд других.

Лес - совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, надпочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях (ст. 1 ЛК Республики Беларусь).

ЛК Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. включает в понятие государственного лесного фонда земли, на которых произрастают леса. Все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом (лесные и нелесные земли), об разуют государственный лесной фонд. Границы государственного лесного фонда определяются путем отграничения земель государственного лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определенном нормативными актами Республики Беларусь (ст. 4 ЛК). В отличие от ранее действовавшего законодательства, ЛК Республики Беларусь 2000 года не предусматривает выделения в лесном фонде колхозных лесов. На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2000 г. № 2039 «О мерах по дальнейшему упорядочению ведения лесного хозяйства в лесах республики»1 облисполкомам, райисполкомам, горисполкомам поручено изъять у колхозов земли, покрытые лесом, и земли, не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления, а также расположенные в границах передаваемых участков нелесные земли. Они предоставлены в пользование лесохозяйственным организациям Министерства лесного хозяйства или по предложению Министерства лесного хозяйства иным организациям, имеющим право ведения лесохозяйства лесной фонд не входят:

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность, в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

Земли, занятые указанными деревьями, их группами, а также иной древесно-кустарниковой растительностью не включаются и в состав земель лесного фонда.

Легальное определение понятия земель лесного фонда дано в Кодексе о земле. В силу ст. 125 данного закона, к землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом (вырубки, гари, прогалины и др.), но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Земли лесного фонда выполняют важные экономические и экологические функции. Они являются главным средством производства в лесном хозяйстве, позволяют воспроизводить как лесные, так и иные ресурсы, поддерживают экологический баланс, служат резервом для расширения хозяйственной деятельности, непосредственно не связанной с использованием лесов (сельского хозяйства, транспорта и других отраслей).

Отношения, связанные с использованием и охраной этих земель, урегулированы как земельным, так и лесным законодательством.

Нормы о землях лесного фонда содержатся в Кодексе о земле (ст. 125-126), а также в Лесном кодексе (ст. 6, 27-30 и др.).

Внутренняя структура земель лесного фонда закреплена в законодательстве.

Состав земель государственного лесного фонда образуют лесные и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах государственного лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 6 ЛК Республики Беларусь).

Леса в Республике Беларусь и земли лесного фонда являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции в интересах граждан и в общегосударственных интересах. При этом учитываются средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, рекреационные и иные функции лесов. Участки государственного лесного фонда могут быть предоставлены в аренду лесопользователям.

В Республике Беларусь государственное управление в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (ч. 1 ст. 10 Лесного кодекса).

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением государственного лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми функциями производятся деление государственного лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства и пользования участками государственного лесного фонда, а также порядок изъятия земель государственного лесного фонда для государственных и общественных нужд. В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса в государственном лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.

К первой группе лесов относятся:

леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения);

леса особо ценных участков государственного лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;

водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов);

защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других на селенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковой части зеленых зон, леса первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса).

Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).

В лесах обеих групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования. Среди них - почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.

Следует учитывать, что как отнесение лесов к группам и категориям защитности, так и перевод их из одной группы или категории защитности в другую, а также выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования производятся на основании материалов лесоустройства или специальных научных исследований. При этом учитываются выполняемые ими функции, место положение лесов и проводится соответствующее эколого-экономическое обоснование. Одновременно определяются границы участков государственного лесного фонда по каждой группе лесов и категории защитности.

Земли государственного лесного фонда в первую очередь используются для ведения лесного хозяйства. Перевод данных земель в другие категории для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Участки государственного лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям для использования лесных ресурсов и извлечения полезных свойств леса, про ведения научных экспериментов и наблюдений и в других целях. Предоставление участков государственного лесного фонда может производиться как с их изъятием у владельцев, так и без изъятия. Кроме того, один и тот же участок государственного лесного фонда может быть предоставлен в пользование нескольким лесопользователям для осуществления разных видов лесопользования. При этом для каждого лесопользования устанавливаются соответствующие условия. Есть особенности изъятия и предоставления участков государственного лесного фонда в зависимости от группы лесов и категории защитности.

Изъятие и предоставление земель государственного лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению - Правительства Республики Беларусь.

Изъятие и предоставление земель государственного лесного фонда, занимаемых лесами второй группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляются по решению областных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с Министерством ле ного хозяйства Республики Беларусь.

По иному решаются вопросы перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием государственным лесным фондом. Перевод осуществляется:

в лесах первой группы - по решению Комитета лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь, согласованному с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

в лесах второй группы - по решению Комитета лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь;

на участках государственного лесного фонда, переданных в аренду, при строительстве лесопользователем лесовозных дорог, срок действия которых более двух лет, воз ведении лесопользователем на срок лесопользования строений и сооружений, пунктов хранения древесины - в вышеуказанном порядке.

В решении о таком переводе указываются местонахождение участка государственного лесного фонда, его площадь, цель и срок, на который осуществляется перевод, перечень разрешенных к выполнению работ на данном участке, мероприятия по рекультивации этого участка после ис течения срока перевода (ст. 28 ЛК Республики Беларусь).

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами вправе самостоятельно решать вопросы перевода нелесных земель, включая пахотные, сенокосные, пастбищные и другие нелесные земли, по миновании в них надобности в лесные земли. Цель их дальнейшего использования - лесоразведение.

Если возникла необходимость в изъятии земельных участков, занятых лесом, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, органы, принимающие решения об изъятии, одновременно решают вопрос о сохранении или вырубке леса и порядке использования получаемой при этом древесины.

Участки государственного лесного фонда могут быть предоставлены в аренду для осуществления таких видов лесопользования, как:

заготовка древесины;

заготовка живицы;

заготовка второстепенных лесных ресурсов;

побочное лесопользование;

пользование участками государственного лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства;

пользование участками государственного лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целей.

Порядок такой аренды изложен в Положении об аренде участков государственного лесного фонда, утвержденном Постановлением Комитета лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь от 6.12.2001 г. № 191.

Законодательно запрещена аренда участков государственного лесного фонда на территории государственных природных заповедников, особо защитных участков, иных участков, где лесопользование несовместимо с их целевым назначением, а также субаренда участков государственного лесного фонда, их выкуп и передача в собственность арендатора.

Участки государственного лесного фонда предоставляются в аренду сроком от одного года до пятнадцати лет. Размер участка государственного лесного фонда, предоставляемого в аренду, определяется арендодателем по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами с учетом интересов местного населения. Такая аренда является платной. Арендодателями являются юридические лица, ведущие лесное хозяйство. Арендаторами участков государственного лесного фонда могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные. Порядок участия иностранных юридических и физических лиц в аренде участков государственного лесного фонда определяется законодательством Республики Беларусь.

Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, если этот вид деятельности подлежит лицензированию.

Передача участков государственного лесного фонда в аренду оформляется договором аренды между арендодателем и арендатором на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с территориальными органами лесного хозяйства и Комитетом лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь или по результатам лесных аукционов, проводимых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, совместно с местными исполнительными и распорядительными органами. Передача в аренду участков государственного лесного фонда, расположенного в пограничной поло се, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Особенности правового режима земель лесного фонда и порядок их использования определяются нормами, регулирующими лесопользование.

Право лесопользования может быть рассмотрено в не скольких значениях. В качестве объективного права право лесопользования представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей, основания их возникновения, изменения и прекращения. В качестве субъективного права под лесопользованием имеют в виду совокупность прав и обязанностей лесопользователей.

Лесной кодекс Республики Беларусь устанавливает принципы лесопользования (ст. 35), виды лесопользования (ст. 36), сроки лесопользования (ст. 37). Им регламентированы вопросы лицензирования деятельности по использованию государственного лесного фонда и лесной сертификации (ст. 38), порядок предоставления участков государственного лесного фонда для осуществления лесопользовния (ст. 40-41), права и обязанности лесопользователей (ст. 46-48), случаи ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования (ст. 49) и др.

В целях рационального использования, охраны, защиты лесов они передаются юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство. Это - лесхозы Комитета лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь, лесхозы и лесничества Министерства обороны Республики Беларусь, экспериментальные лесные базы Национальной академии наук Республики Беларусь, государственные природоохранные учреждения, управляющие заповедниками и национальными парками, лесохозяйственные предприятия Управления делами Президента Республики Беларусь и Минское лесопарковое хозяйство.

В соответствии со ст. 40 ЛК Республики Беларусь право пользования участками государственного лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования данными участками, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного биле та.

Принятие решений о предоставлении участков государственного лесного фонда в пользование может осуществляться по результатам лесных аукционов.

По общему правилу осуществление лесопользования, за исключением случаев общедоступного пребывания в лесах граждан, допускается только на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Они выдаются юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. Основаниями для выдачи данных документов являются:

решение компетентного органа о предоставлении участков государственного лесного фонда в пользование;

договор аренды;

протокол о результатах аукциона на осуществление лесопользования;

договор безвозмездного пользования;

лицензия (по лицензируемым видам деятельности).

Отграничение участков государственного лесного фон да, передаваемых в пользование, в натуре производится юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. При этом должны быть учтены интересы населения и требования охраны окружающей среды.

Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах; сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья населения и улучшения состояния окружающей среды;

обеспечения условий для воспроизводства лесов;

платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных Лесным кодексом);

соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки.

В силу ст. 36 Лесного кодекса в государственном лес ном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:

заготовка древесины;

заготовка живицы;

заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);

побочное лесопользование. К нему отнесены: заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, выпас скота и другие виды побочного лесопользования;

пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

пользование участками государственного лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;

пользование участками государственного лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях.

Участки лесного фонда могут предоставляться для постоянного или временного лесопользования. Постоянным признается пользование участками государственного лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования без установления срока пользования. Временное пользование может быть краткосрочным - до одного года и долгосрочным - до пятнадцати лет. Конкретные сроки предоставления участков государственного лесного фонда для осуществления временного лесопользования устанавливаются органом, принимающим решение о предоставлении участка государственного лесного фонда для осуществления лесопользования.

В случае необходимости выше названные сроки могут быть продлены органом, принявшим решение о предоставлении участка государственного лесного фонда для осуществления лесопользования.

Во временное пользование участки государственного лесного фонда предоставляются для:

охотничьих угодий;

заготовки пищевой продукции и дикоросов;

заготовки лекарственных растений, технического сырья;

заготовки сосновой живицы;

других целей.

Следует учитывать, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять заготовку древесины, живицы, древесных соков и других лесных ресурсов на основании лицензий. Они выдаются Министерством лесного хозяйства и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В рамках национальной системы сертификации осуществляется лесная сертификация. Лесопользователям выдаются соответствующие документы: лесной сертификат, знаки лесной сертификации.

Вопросы предоставления участков государственного лесного фонда для осуществления лесопользования урегулированы Лесным кодексом (гл. 11).

Право лесопользования возникает на основании решений органов государственного управления, договора аренды участка государственного лесного фонда, договора без возмездного пользования такими участками, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Участки государственного лесного фонда могут предоставляться в пользование по результатам лесных аукционов. Они проводятся юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, совместно с местными исполнительными и распорядительными органами. Для осуществления одного или нескольких видов лесопользования участки государственного лесного фонда могут быть предоставлены в аренду лесопользователям.

При осуществлении лесопользования лесопользователи имеют право:

получать информацию об участках государственно го лесного фонда, передаваемых им в пользование;

осуществлять пользование государственным лесным фондом в пределах тех объемов, видов и сроков, которые указаны в документах на лесопользование;

в установленном порядке по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, прокладывать на срок лесопользования дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить строения и сооружения, связанные с пользованием предоставленными участками государственного лесного фонда;

иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства Республики Беларусь (ст. 46 Лесного кодекса).

Лесопользователи обязаны:

использовать участки государственного лесного фонда в соответствии с целями, для которых они предоставлены;

соблюдать условия договора аренды участка государственного лесного фонда, а также требования, изложенные в лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете;

вести работы, заготовку и сбор лесных ресурсов способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, повреждение и уничтожение древостоев и отдельных деревьев, подроста и подлеска, иной растительности и исключающими или ограничивающими негативное воздействие лесопользования на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

проводить противопожарные мероприятия на участках, предоставленных в пользование;

не оставлять недорубов и заготовленную древесину в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки;

проводить очистку лесосеки от порубочных оста ков в соответствии с требованиями, изложенными в лесорубочном билете или ордере;

приводить земли государственного лесного фонда в состояние, пригодное для лесовосстановления или иного целевого использования, и осуществлять сдачу участков государственного лесного фонда после завершения на них работ юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство;

проводить лесовосстановительные мероприятия;

возмещать убытки лесохозяйственного производства;

своевременно вносить плату за лесопользование;

выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Республики Беларусь (ст. 47 Лесного кодекса).

Следует учитывать, что самовольно занятые земельные участки земель государственного лесного фонда возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Приведение земельных участков земель государственного лесного фонда в пригодное для использования состояние, включая снос строений, производится за счет юридических лиц, включая иностранных, самовольно занявших эти участки.

Возврат самовольно занятого земельного участка земель государственного лесного фонда производится по решению городского (городов областного подчинения и го рода Минска), районного исполнительного и распорядительного органа или суда.

При изъятии для государственных и общественных нужд земель государственного лесного фонда землепользователю возмещаются в полном объеме убытки, связанные с этим изъятием.

Право пользования участками государственного лесного фонда может быть ограничено или приостановлено Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь или его территориальными органами, другими уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции, а также юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь. Среди таких случаев - нарушение лесопользователем требований, изложенных в лесорубочном билете (ордере), специальном разрешении (лицензии), нарушение требований лесного и природоохранного законодательства и др.

Право лесопользования прекращается в случаях, на званных в ст. 50 ЛК Республики Беларусь, в том числе при отказе лесопользователя от права пользования на основании письменного заявления, изъятия в установленном по рядке земель государственного лесного фонда для государственных и общественных нужд. В последнем случае лесопользователю может быть разрешено осуществлять лесопользование на других участках. Порядок прекращения права лесопользования урегулирован ст. 51 ЛК Республики Беларусь.

Заготовка древесины в лесах осуществляется при рубках главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях, и при рубках промежуточного пользования. Это - рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные. Они связаны с выруб кой малоценных лесов, их обновлением и переформированием. Кроме того, осуществляются прочие рубки: санитарные, по расчистке лесных площадей для строительства трубопроводов, дорог, линий электропередачи и связи и других работах.

Заготовка древесины осуществляется в соответствии с Правилами рубок леса. Порядок отвода лесосек и передачи их лесопользователям для заготовки древесины, иные условия отпуска древесины на корню в лесах Республики Беларусь утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2002 г. № 3831.

Законодательством установлены способы и виды рубок в зависимости от групп и категорий защитности лесов. Особое внимание уделено охране лесов, расположенных на территории национальных парков, памятников природы республиканского значения, особо охраняемых участков лесного фонда, которые имеют генетическое, научное и историко-культурное значение, санитарно-гигиенических и оздоровительных и некоторых других лесов первой группы. В них не проводятся рубки главного пользования.

На особо защитных участках леса могут быть полностью или частично запрещено применение любых рубок.

Предоставление участков государственного лесного фонда для заготовки древесины в порядке проведения рубок главного пользования и других рубок осуществляется на основании решения Комитета лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь (ч. 5 ст. 41 ЛК Республики Беларусь).

Порядок заготовки живицы, заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования установлен Лесным кодексом Республики Беларусь (ст. 58-59) и Правилами, которые утверждает Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Так, Правилами заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденными постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20.03.2001 г. № 4, установлен порядок осуществления следующих видов лесопользования:

заготовки второстепенных лесных ресурсов (пней, веток деревьев, новогодних елок, еловой серки, луба, коры);

побочного лесопользования (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, дикорастущих растений и их частей, сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев).

Для заготовки живицы участки государственного лесного фонда предоставляются на основании решений Министерства лесного хозяйства. Пользование сельскохозяйственными угодьями государственного лесного фонда возможно на основании решения районных исполнительных и распорядительных органов.

Участки государственного лесного фонда могут быть использованы для нужд охотничьего хозяйства.

Особенности предоставления и использования лесных участков для этих целей следующие. Во-первых, такие участки предоставляются на условиях аренды (исключение сделано для юридических лиц, ведущих лесное хозяйство). Во-вторых, решение о предоставлении лесных участков для охотничьих нужд принимают местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. В-третьих, договор об аренде участков государственного лесного фонда в этих случаях заключается на срок не менее десяти лет (ст. 60 ЛК Республики Беларусь). И, наконец, в четвертых, порядок такого пользования регламентирован и законодательством Республики Беларусь об охране и использовании животного мира.

Особый порядок установлен для использования участков государственного лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2001 г. № 1047 утвержден Порядок предоставления участков государственного лесного фонда юридическим лицам для осуществления лесопользования в научно-исследовательских и учебно-опытных целях и пользования этими участками1.

Для этих целей участки лесного фонда предоставляются юридическим лицам, основной деятельностью которых является проведение научно-исследовательских и учебно-опытных работ как с правом ведения лесного хозяйства, так и без такового. В первом случае участки лесного фонда предоставляются на основании решения Совета Министров Республики Беларусь. Предварительно эти участки изымаются у юридических лиц, ведущих лесное хозяйство. Во втором случае предоставление участков лесного фонда производится на основании решения Министерства лесного хозяйства и во временное пользование: краткосрочное или долгосрочное. При этом с юридическим лицом заключается договор безвозмездного пользования. В нем указываются: срок пользования, права и обязанности юридического лица, виды работ, которые оно обязано проводить при пользовании участками, и иное.

На участках государственного лесного фонда, используемых в выше указанных целях, могут быть ограничены или запрещены другие виды лесопользовании, если они не совместимы с целями проведения научно-исследовательских работ и учебно-опытного процесса.

Для осуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях участки лесного фонда предоставляются на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов по представлению юридического лица, ведущего лесное хозяйство. Эти органы устанавливают правила пользования участками государственного лесного фонда для названных целей.

На участках лесного фонда лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству, культурно-бытовому обслуживанию населения. Они обязаны принимать меры по сохранению лесов и природных ландшафтов, по соблюдению правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.

Лесной кодекс Республики Беларусь в главе 19 (ст. 63-68) содержит нормы, которыми установлены особенности лесопользования и ведения лесного хозяйства на особо охраняемых природных территориях; в городских, курортных лесах и лесопарковых частях зеленых зон; на участках государственного лесного фонда, предоставленных для нужд обороны; в пограничной зоне и пограничной полосе; на полосах отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; на участках государственного лесного фонда, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.


© 2010 Современные рефераты