Рефераты

Понятие и сущность государства

Понятие и сущность государства

Понятие государства. Плюрализм взглядов

В науке нет единого подхода к понятию государства. Существуют следующие определения:

Государство - это организация политической власти на определенной территории, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Аристотель считал что Государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан.

Цицерон полагал, что Государство - это союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Шершеневич считал, что Государство - это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории.

Гумплович. Государство - это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка.

Государство - организация политической власти страны.

В современной науке, понятие государства определяется через его признаки:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на принятие общеобязательных, юридических актов

Суверенитет

Наличие казны

Исходя из этих признаков государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая аппаратом управления, принуждения и государственной казной.

Понятие и сущность государства

Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

Определить сущность государства - значит установить чьим интересам оно служит.

Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:

1. Классовый подход

Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.

2. Общесоциальный подход

Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.

Сущность и роль государства

Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

Определить сущность государства - это значит определить чьим интересам оно служит.

Какова сущность государства, таковы и его цели, задачи. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По содержанию: выступать средством социального компромисса. По форме: быть правовым.

Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:

1. Классовый подход

Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.

2. Общесоциальный подход

Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.

Роль государства заключает в том, что бы служить обществу (Государство - управляет обществом).

Для достижения этой цели государство должно:

1) В своей деятельности учитывать интересы общества. Разрешать возникающие противоречия и конфликты, служить средством согласия и компромисса.

2) Быть правовым, т.е. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случая и принуждение.

3) Защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни. Поддерживать социально не защищенные слои общества (инвалиды, пенсионеры).

4) Обеспечивать безопасность общества от внутренних и внешних угроз.

Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться друг другу.

Признаки государства

Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

1) Публичная политическая власть - это власть, выделенная из общества (осуществляется профессиональным аппаратом) и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя (в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной). Публичная власть действует от имени всего общества, являясь его официальным представителем.

2) Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, классы. Выступая в роли арбитра между этими группами, классами государство регулирует их отношения. И это означает политику.

3) Аппарат управления и принуждения.

4) Нередко аппарат управления вместе с аппаратом принуждения называют публичной властью.

5) Для аппарата управления характерны следующие черты:

1. Специально предназначен для управления обществом.

2. Обладает властными полномочиями, вплоть до применения принуждения.

3. Имеет право принимать обязательные для исполнения всеми акты.

4. Существует особый слой людей, для которых работа в аппарата служит профессией (органы законодательной власти; органы управления (исполнительной власти);судебные органы; органы прокуратуры; некоторые иные государственные органы.)

Аппарат принуждения состоит из отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также из всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей).

6) Территориальная организация населения / власти (Разделение населения по территориальным единицам (территориальный признак)) означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства.

7) Составными частями территории государства являются следующие территории и приравненные к ним объекты.

1. Сухопутная территория, в том числе: земля; недра земли; анклавы(Калининград) - это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией других государств и не имеющая береговой линии.

2. Водная территория: реки; озера; искусственные водохранилища; внутренние моря; территориальные воды - граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива.

3. Воздушная территория: атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства. 100-110 км над землей

4. Объекты, приравненные к территории государства: космические корабли и станции, дипломатические представительства (посольства и консульства), военные базы, судна в открытом море, самолеты в полете. Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства.

В государственно организованном обществе население разделяется по административно территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

8) Такими единицами могут быть:

административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве;

государственные образования, например республики в составе РФ;

национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ);

9) Монопольное право на издание правовых актов

Т.е. исключительные полномочия в сфере правотворчества: право принимать, изменять, дополнять, отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство по средствам общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

10) Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими странами.

11) Казна состоит из налогов и обязательных платежей, а так же государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас. Казна обеспечивает содержание гос. аппарата, развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества.

Территориальная организация населения как признак государства

Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

Территориальная организация населения / власти (Разделение населения по территориальным единицам (территориальный признак)) означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства.

Составными частями территории государства являются следующие территории и приравненные к ним объекты.

1. Сухопутная территория, в том числе: земля; недра земли; анклавы(Калининград) - это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией других государств и не имеющая береговой линии.

2. Водная территория: реки; озера; искусственные водохранилища; внутренние моря; территориальные воды - граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива.

3. Воздушная территория: атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства. 100-110 км над землей

4. Объекты, приравненные к территории государства: космические корабли и станции, дипломатические представительства (посольства и консульства), военные базы, судна в открытом море, самолеты в полете.

Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства. В государственно организованном обществе население разделяется по административно территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами. Такими единицами могут быть:

административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве;

государственные образования, например республики в составе РФ;

национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ);

Суверенитет государства

Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими странами.

Из этого понятия вытекают внутренний и внешний суверенитет.

Внутренний суверенитет - верховенство гос. власти внутри страны

Внешний суверенитет - равноправие на международной арене, сотрудничество с другими государствами

Верховенство государственной власти проявляется в ее способности самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций.

Независимость государства на международной арене выражается в способности государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

Следует отметить, что в мире всегда существовали и продолжают существовать государства с формальным, или ограниченным, суверенитетом.

Формальный суверенитет - провозглашается, но реально не осуществляется.

Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния и давления на данное государство других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Есть два варианта частичного ограничения суверенитета принудительное ограничение суверенитета и добровольное ограничение суверенитета.

Принудительный суверенитет - обладает побежденное государство (Япония).

Ограниченный суверенитет - государство вступает в международные союзы и организации, тем самым добровольно ограничивает свой суверенитет (создание Федерации).

Существует понятие суверенитет нации - это право нации на самоопределение.

Типология государств

Марченко предлагает следующее определение:

Тип государства и права - совокупность основных черт, свойственных государствам и правовым системам определенной общественно-экономической формации, выражающих их классовую сущность, содержание и социально-классовое значение.

Типология государств - это их классификация по типу. В настоящие время в юридической литературе применяются два подходя к типологии государств - формационный (-экономические признаки) и цивилизационный (-культурные и др. признаки).

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации

Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций:

Первобытно-общинная (безгосударственная)

Власть носит общественный характер. Кочевой образ жизни.

Рабовладельческая

Экономическую основу рабовладельческого государства составляет частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.

Феодальная

Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений феодалов и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Эксплуатация осуществлялась путем взимания феодальной ренты (три основных формы: отработочная рента (барщина); натуральная рента (натуральный оброк); денежная рента (денежный оброк).

Капиталистическая

Капиталистическое государство и право появились в результате буржуазных революций.

Экономической основой буржуазного государства стали капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной.

Социалистическая

Общественно-экономическая формация с преобладанием общественной собственности на средства производства.

Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Недостатки формационного подхода:

1. Основан на материале европейский стран. Не учитывает своеобразие развития и специфику государственной организации Восточных государств, которые не укладываются в рамки формационной теории;

2. Развитие обществ и государств происходит закономерно, т.е. одна формация сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу: все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.

3. Не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

Другой подход - цивилизационный подход учитывает не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.)

Экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга.

Представитель Уолт Ростоу

Он создал теорию стадий экономического роста. Согласно этой теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий.

1) Традиционное общество, при котором приобладает с/х

2) Переходное общество при котором идет переход от с/х к промышленности (обрабатывающей)

3) Период взлета научнотехнической революции

4) Созревающее общество

5) Общество достигшее высокого уровня потребления

На 5й стадии возникает гос ударство всеобщего благоденствия.

Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

Представитель Тойнби

Цивилизация - это относительное устойчивое состояние общества отличающеяся общностью религиозных, национальных, культурных признаков.

Имеет значение охват территории, населения, продолжнительность существования.

Типологию государств не разработал, но выделял такие цивилизации, как Египетская, Китайская, Западная, Проваславная

Представитель Лазарев

Выделял следующие цивилизации

1. Восточные и Западные, промежуточные

2. Древние, средневековые, современные

3. С/х, промышленные, научнотехнические

4. Доиндусстриальные, индустриальные, постиндустриальные

В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному подходу.

В литературе выделяют первичные (государство + религия; Древнеегипетская, Шумерская) и вторичные цивилизации (государство надстройка; западноевропейская, восточноевропейская). Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Государства в первичных цивилизациях являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем связь государства с религией в единый политико-религиозный комплекс. (древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.)

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. (западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.)

Другие типологии государства.

Государства не редко подразделяют на демократические и не демократические. Данный критерий позволяет выделить светские (Религиозные государства отделены от государства и не могут вмешиваться в его дела), клерикальные (Та или иная религия имеет статус Государственной и как следствие осуществляет сотрудничество с государством. Может иметь свое представительство в гос. органах. Слияние церкви и государства не происходит), теократические (Государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии), атеистические государства (Религиозные организации преследуются властями).

Плюрализм взглядов на происхождение государства

Патриархальная теория: Аристотель / главный патриарх - старший в роде

Теологическая теория: Фома Аквинский / т. Двух мечей

Договорная теория: Томас Гоббс, Локк, Руссо / договор народа / правитель

Теория насилия или военная теория: Людвиг Тумилович / закрепление власти народа победителя над побежденным

Ирригационная теория: Виттфогель / государство возникает на берегах рек, население увеличивается, нужны каналы, а что бы их строить людям нужен правитель

Историко-материалистическая теория: Маркс, Энгельс / Переход от варварства к цивилизации. Весь исторический процесс рассматривался ими с точки зрения экономики и как следствие классовой борьбы.

Демографическая: Государство возникает, когда численность населения и плотность проживания не может оставаться без контроля.

См. листок и книги!

Договорная теория происхождения государства

Основоположником договорной теории происхождения государства и права считают древнегреческого философа Эпикура. Также в числе видных представителей данной теории можно назвать: Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка, Шарля-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Жака.

Краеугольным камнем данной теории является идея об общественном договоре. Люди, которые когда-то находились в своем естественно-природном состоянии, договорились о том, чтобы передать часть своих прав и обязанностей другому субъекту - государству. Таким образом, люди, не бывшие никогда в государственном состоянии, мало еще связанные между собой элементарными формами общения, сразу, по соглашению, актом сознательной воли образуют государство.

Среди представителей договорной теории существуют разногласия по вопросу о том, что послужило импульсом для того резкого перехода от состояния изолированности к государственному. В частности высказывались следующие противоположные точки зрения о предпосылках такого перехода:

1) желание осуществить природную склонность к общению, общежитию (Гуго Гроций);

2) желание устранить природную враждебность друг к другу (Томас Гоббс).

3) желание достичь общего согласия и защиты своих прав (Жан Жак Руссо)

Т.е. мы видим, что создатели договорной теории считали, что государству предшествовало некое естественное состояние людей.

Естественное состояние общества - это:

1) состояние войны всех против всех (Томас Гоббс)

2) золотой век человечества, т.к. этот период характеризуется наличием у людей естественных прав (права на жизнь, право на свободу передвижения, право на счастье). Однако для достижения общего согласия и для защиты своих прав люди заключают между собой договор, в силу которого часть своих прав и обязанностей они передают государству, которое, в свою очередь, берет на себя защиту интересов людей и обеспечение общественного порядка. (Жан Жак Руссо)

Джон Локк выделял следующие недостатки естественного состояния общества:

1) нет постоянного, определенного, известного для всех закона;

2) нет судей, которые могли бы разрешать конфликты;

3) соответственно, нет и силы, которая могла бы обеспечивать исполнение судебных решений;

4) не обеспечено право собственности.

Джон Локк считал, что переход от естественного состояния к государственному совершается одним актом. Известный теоретик права Пуффендорф считал, что переход от естественного состояния к состоянию государственности осуществляется двойным актом:

актом соединения; актом подчинения.

Представители договорной теории придерживаются точки зрения, что если государство основано волею людей, то именно и только на этой воле держится государственное устройство и управление. Граждане вправе направлять деятельность государства в своих интересах. Никакие исторические катаклизмы не могут воспрепятствовать данному логическому выводу.

До государства человек жил в естественном состоянии, пользуясь естественными правами. Вступая в государство, человек рассчитывает на лучшее состояние, на лучшее положение, а поэтому государство, определяя юридическое положение гражданина, не может опуститься ниже уровня его естественных прав, которые вследствие этого для государства неприкосновенны. Данной точки зрения придерживался, в частности, джон Локк.

Однако возможен и другой вывод. Так, Жан Жак Руссо исходил из того, что каждый человек, вступая в государство, передает в общее достояние и ставит под высшее руководство всеобщей воли свою личность и свои силы, поэтому государство как общая воля может по своему усмотрению устроить быт гражданина так, как найдет это лучшим, не считаясь ни с какими обычаями и традициями.

Договорная теория происхождения государства в настоящее время совершенно дискредитирована. Против нее был выдвинут ряд возражений, подрывающих ее состоятельность.

Материалистическая теория происхождения государства

В настоящее время историко-материалистическое объяснение причин и процессов происхождения государства и права является наиболее аргументированной позицией в научном отношении.

Согласно этой версии государство есть закономерный результат, продукт исторической эволюции общества. Общество рассматривается как исторически развивающаяся система отношений между людьми. Любое общество нуждается в урегулировании отношений между людьми, поскольку в противном случае оно не может наладить даже самый простой способ производства средств существования.

С развитием общества, с усложнением хозяйства и иной деятельности людей значение урегулированности отношений возрастало. Люди не могут существовать без того, чтобы постоянно осуществлять саморегуляцию. Регулирование означает, что человеческое поведение обуславливается определенными рамками, целенаправленно регулируется.

Люди осуществляют саморегуляцию либо с помощью т.н. индивидуальных речевых акций (например, угроза в отношении лица, физическое воздействие, изгнание кого-либо из племени, позднее - это приказы об увольнении и т.п.), либо с помощью т.н. нормативного регулирования

Суть последнего заключается в упорядочивании поведения людей с помощью правил поведения, адресованных персонально неопределенному кругу лиц.

История свидетельствует о том, что общество не может осуществлять саморегуляцию без того, чтобы в определенных случаях не прибегать к принуждению. Осуществлять принуждение и добиваться на этой основе социальной урегулированности могут лишь те субъекты, те члены общества, которые обладают властью. Власть можно определить как фактическую способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на поведение других людей. осуществление власти - постоянный фактор общественной жизни.

Исторические факты говорят о том, что появлению государства, государственно-организованному обществу предшествовала родовая организация власти, первобытнообщинный строй.

Основой организации общества как целого был род, или родовая община, т.е. объединение людей по кровному родству, а также по общности имущества и родовой деятельности. Совместная деятельность, общая собственность объяснялись условиями выживания людей.

Единственным субъектом власти был род в целом. В качестве основного органа власти выступали родовые собрания, на которых принимались все совместные важные решения. Частично властные функции выполняли старейшины, которые выбирались из авторитетов. Род характеризовался значительным единством, т.к. внутри рода еще не существовало различных общественных интересов и стремлений.

В качестве правил поведения, норм, выступали обычаи - исторически сложившиеся стереотипы поведения людей, продиктованные природой, общественной необходимостью и вошедшие в привычку в результате длительного выполнения и многократного повторения.

Процесс возникновения государства и права органически связан с разложением первобытнообщинного строя, а государство и право появились как закономерный результат внутреннего развития общества, и они пришли на смену, соответственно, родовой организации общества и обычаям.

Рассмотрим, с какими причинами это связано.

Рост производительности труда за счет совершенствования орудий труда.

Возникновение товарообмена за счет избыточного продукта (который носил неравноценный и случайный характер).

Отдельные семьи, позже - отдельные лица, получают возможность сосредотачивать в своих руках материальные ценности - возникновение имущественного неравенства между людьми (чего раньше не было), которое сочеталось с неравенством общественного статуса, общественных функций, - резкое усложнение государственной и всей общественной жизни.

В результате потребовалось выделение особого слоя людей, которые осуществляли бы только управленческие функции.

Постепенно общество стало кардинально другим. Если раньше оно не знало социального расслоения, не знало различие социальных интересов внутри себя, то теперь общество характеризуется социальным неравенством, противоречивыми интересами внутри себя.

В условиях резко усложнившейся хозяйственной жизни остро проявилась потребность в жестком централизованном управлении, в наличии постоянно действующего слоя управленцев, осуществляющих контроль за производственным процессом, распределением материальных благ в этой связи наделенных властными полномочиями.

С одной стороны, в связи с острым социальным и имущественным расслоением, с появлением различных социальных интересов и в связи с явным преобладанием (экономическим и духовным) родоплеменной аристократии, крупных собственников над другими социальными группами проявила себя потребность в таком социальном регулировании, в основе которого лежит уже не авторитет, а возможность органического, систематичного принуждения, адресованного, главным образом, всем зависимым, несвободным, неимущим, рабам и т.д.

Постепенно из общества выделяется разряд людей, который на постоянной основе занимается управлением и принуждением и в этой связи - осуществлением власти.

Общественная власть постепенно утрачивает свой непосредственно общественный характер и в большой степени сосредотачивается в руках родоплеменной аристократии, военных вождей, крупных собственников, которые теперь опираются на военную дружину, а не на всеобщее вооружение, как это было раньше. На каком-то этапе должность вождя племени перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Его личные функции резко возрастают. Таким образом, возникают основы монархической государственной власти.

Понятие и принципы правового государства

Правовое государство - это организация политической власти, которая содействует наиболее полной защите прав и свобод человека и при этом связывает возможный приоритет власти.

Правовое государство - это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство.

Признаки правового государства:

1. Господство права во всех сферах жизни общества (Верховенство права)

2. Незыблемость, Гарантированность, Реальность прав и свобод человека и гражданина

3. Взаимная ответственность личности и государства (Связывание произвола властей)

4. Принцип разделения властей

Господство права во всех сферах жизни общества или верховенство права предполагает:

1) правовую организацию государственной власти (создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона)

2) правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. (По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей).

3) ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

4) верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов (поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно, что бы конституционные нормы имели непосредственное действие)

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.

Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты