Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
p align="left">2.5 Арбитражный суд в делах о несостоятельности
Дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом (ст. 6, 32 Закона о банкротстве).
Законодатель наделяет арбитражный суд полномочиями организационного и контрольного характера.
Полномочия организационного характера представляют собой совокупность действий арбитражного суда, осуществляемых в рамках подготовки и проведения судебного разбирательства.
В частности, арбитражный суд принимает заявление о признании должника банкротом при соблюдении требований, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве, отказывает в принятии заявления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве.
В рамках подготовительных мероприятий арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Помимо этого арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (п. 3 ст. 50 Закона).
Одним из полномочий судьи на данном этапе является также принятие мер для примирения сторон, что не может служить основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.
При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, принять меры по обеспечению требований кредиторов, как-то: наложение ареста на имущество, запрещение должнику и другим лицам совершать определенные действия и т.д.
Одной из мер по обеспечению требований кредиторов является право арбитражного суда обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности, иное имущество должника на хранение третьим лицам.
В ходе всего судебного разбирательства арбитражный суд должен не допустить недобросовестные действия сторон в ущерб интересам друг друга. В связи с этим Закон о банкротстве наделяет арбитражный суд существенными полномочиями по осуществлению контроля за законностью действий участников процесса о несостоятельности. Так, арбитражный суд проверяет обоснованность возражений должника по требованиям кредиторов (ст. 47), освобождает внешнего управляющего от исполнения обязанностей (ст. 97), признает недействительными определенные сделки должника (ст. 103), отстраняет арбитражного управляющего от исполнения обязанностей (ст. 98, 145) и т.д.
Арбитражный суд рассматривает заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов, а также разрешает разногласия между ними. В частности, арбитражный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности (ст. 66).
2.6 Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
Проведение государственной политики по предупреждению банкротства и обеспечению реализации мер, предусмотренных Законом о банкротстве, возложено на регулирующий орган. В настоящее время таким органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России).
Среди функций государственного органа по финансовому оздоровлению и банкротству можно выделить две основные группы направлений его деятельности. С одной стороны, функции по обеспечению реализации процедур банкротства, а с другой, функции, направленные на финансовое оздоровление неплатежеспособных организаций.
Первостепенной задачей ФСФО является создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства, издание обязательных разъяснений по вопросам реализации этих процедур.
Не менее важной является функция контроля за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих законодательства РФ. ФСФО России является тем органом, который участвует в организации системы подготовки арбитражных управляющих, утверждает единую программу их подготовки.
В соответствии с новым Законом о банкротстве уполномоченные органы представляют интересы Российской Федерации как кредитора в процессе о несостоятельности. В соответствии с законодательством данная служба уполномочена представлять в арбитражном суде интересы РФ по денежным обязательствам и обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды при решении вопроса о несостоятельности (банкротстве) организаций.
Другая группа функций государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению -- функции, направленные на оздоровление неплатежеспособных организаций. К числу этих функций можно отнести, в частности, функции по проведению учета и анализа платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций по представлению предложений в Правительство РФ по их финансовому оздоровлению и др.
Глава ЙЙЙ. Процедуры несостоятельности (банкротства)
Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры.
Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.
Следует заметить, что действующий Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру -- финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.
3.1 Восстановительные процедуры
Помимо вышеназванных процедур Законом о банкротстве установлена возможность осуществления мер по предупреждению банкротства -- восстановительные процедуры.
Мероприятия по предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства, но их своевременное применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положения должника.
В действующем Законе о банкротстве восстановительные процедуры Подразделяются на два вида -- досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать достижением законодателя объединение различных по содержанию и целям процедур в одну группу. Ведь восстановительные процедуры -- это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.
Характер мероприятий досудебной и судебной санации существенно различается.
Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Следует признать, что в целом Закон о банкротстве 2002 г., как и ранее действовавший Закон 1998 г., лишь очертил рамки правового регулирования отношений, связанных с предотвращением банкротства. В частности; в Законе не регламентируется ни порядок проведения санации и привлечения инвесторов, ни порядок оформления соглашения о санации. К тому же Закон никак не ограничивает срока проведения санации и не устанавливает никаких гарантий от возбуждения дела о банкротстве в период ее проведения.
Суть судебной санации (финансового оздоровления и внешнего управления) заключается в проведении восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда в рамках уже возбужденного дела о банкротстве (ст. 2 Закона).
3.2 Наблюдение
Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона).
По российскому Закону о банкротстве процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой, является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой, сохранить его имущество.
Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредитора либо уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит в определенной степени исключить возможность необоснованного ограничения прав должника, которое допускалось ранее действовавшим Законом о банкротстве.
Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. К их числу можно отнести:
1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного Законом о банкротстве: с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;
2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника;
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника;
4) запрещаются удовлетворение требований участника должника -- юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом, из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.
Выполнение основной задачи процедуры наблюдения -- обеспечении сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела возлагается на временного управляющего.
Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям -- во-первых, это контроль за действиями руководства должника; во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.
Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, которые продолжают осуществлять свои полномочия.
Вместе с тем временному управляющему предоставлено право в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (п. 1 ст. 66).
В целях защиты интересов кредиторов и сохранности имущества должника Закон наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, он вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т. д.;
Временный управляющий имеет также право получать любую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций.
Одной из основных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. В процессе наблюдения временный управляющий на основе детального анализа финансового состояния должен представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
При проведении наблюдения, как правило, осуществляется анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника.
Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является установление размера требований кредиторов.
Установление размера требований кредиторов необходимо главные образом для определения числа голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов. Размер требований устанавливается на основании заявлении кредиторов, предъявляемых ими в течение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным.
Закон о банкротстве не содержит указаний относительно формы и содержания предъявляемых кредитором требований. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что требование кредитора оформляется в свободной, но обязательно письменной форме с указанием долга по денежным обязательствам и обязательным платежам
Впоследствии процесс установления требований кредиторов не отнесенных первоначально к числу установленных, может быть осуществлен двояким образом: во-первых, путем рассмотрения требований самим должником; во-вторых, путем рассмотрения требования арбитражным судом в случае наличия возражений должника.
Обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кредиторов также возложена законодателем на временного управляющего.
Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности (банкротстве), должен провести первое собрание кредиторов как минимум за десять дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона).
Управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.
Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:
1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
4) о заключении мирового соглашения;
5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава и т.д. (ст. 73 Закона).
С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
3.3 Финансовое оздоровление
Процедура финансового оздоровления является совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Она осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника -- унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника. Размер такого обеспечения должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.
Однако следует заметить, что арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.
Закон устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами: во-первых, графиком погашения задолженности должно предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления, во-вторых, требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры, в-третьих, требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления, в-четвертых, погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. Вместе с тем в качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Кроме того, исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п. 1 ст. 79 Закона).
С моментом введения финансового оздоровления Закон связывает наступление определенных правовых последствий:
* отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
* аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
* запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
* запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и т.д. (ст. 81).
В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Закона).
Вместе с тем Закон устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К их числу следует отнести сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д. (п. 4 ст. 82).
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон устанавливает общие требования к порядку выдвижения и утверждения его кандидатуры (ст. 45).
Особенности данной процедуры банкротства накладывают отпечаток на специфику прав и обязанностей административного управляющего. В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по сохранности имущества должника, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства, и т.д. Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.
Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника -- унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 84 Закона) в соответствии с графиком погашения задолженности. С даты его утверждения возникает одностороннее обязательство должника погасить свою задолженность перед кредиторами в установленные сроки.
Следует обратить внимание на тот факт, что в случае неисполнения должником графика погашения задолженности в течение более пяти дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении должником обязательств. Впоследствии требования этих лиц погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди (п. 4 ст. 89 Закона).
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан также:
* вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;
* созывать собрания кредиторов;
* предоставлять на рассмотрение собранию (комитету) кредиторов информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления;
* осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.
Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. На основании такого отчета административный управляющий составляет заключение и направляет его кредиторам и в арбитражный суд.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
* определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
* определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
* решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
3.4 Внешнее управление
Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев, причем по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.
С моментом введения внешнего управления связан ряд правовых последствий:
* руководитель должника отстраняется от занимаемой должности: внешний управляющий заменяет руководителя должника, при этом он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности;
* прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника -- унитарного предприятия; более того, на них возлагается обязанность по передаче внешнему управляющему бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей, штампов, материальных и иных ценностей;
* снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, причем аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в силу прямого указания Закона;
* аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению должником принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.
Закон о банкротстве 2002 г. четко определяет, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Кроме того, закрепляются еще несколько важных положений в отношении введения моратория:
* мораторий распространяется и на начисление неустойки (штрафов, пени), на иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также проценты, подлежащие уплате; вместо этого производится начисление процентов в порядке и размерах, которые Предусмотрены ст. 395 ГК РФ;
* мораторий не распространяется на денежные обязательства, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления;
* мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространится на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется также на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (п. 5 СТ. 95 Закона).
Внешний управляющий в отличие от временного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия Всех органов управления юридического лица, в том числе -- и по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст. 101 Закона).
Помимо этого в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы: а) осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника; б) связанные с выполнением мероприятии в рамках процедуры внешнего управления.
Так, к первой группе следует отнести полномочия внешнего управляющего по самостоятельному распоряжению имуществом должника (с ограничениями, установленными ст. 101, 104 Закона), по проведению инвентаризации, по ведению бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности.
Ко второй группе относятся, в частности, полномочия внешнего управляющего, связанные с формированием и ведением реестра требований кредиторов. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда.
Помимо этого внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Такой отказ, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст. 450 ГК РФ).
Закон о банкротстве (п. 2 ст. 102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника:
а) договор не исполнен сторонами полностью или частично;
б) исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
в) договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.
Одной из основных обязанностей внешнего управляющего во внешнем управлении является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. В течение одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов (п. 1 ст. 106 Закона).
В зависимости от оснований прекращения внешнего управления (восстановление платежеспособности, установление невозможности ее восстановления или окончание установленного срока внешнего управления) внешний управляющий предлагает собранию кредиторов принять одно из следующих решений:
* о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
* о заключении мирового соглашения;
* о продлении установленного срока внешнего управления;
* о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий по восстановлению платежеспособности должника как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления могут осуществляться: перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника), закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования, исполнение обязательств должника собственником имущества должника -- унитарного предприятия учредителями (участниками) должника или третьими лицами, продажа предприятия должника и т.д. (ст. 109 Закона).
В число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, законодатель включает продажу предприятия должника (ст. 110).
Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.
По общему правилу, продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона, однако возможны и исключения, например, продажа градообразующей организации производится путем проведения конкурса (ст. 175).
Результаты проведения торгов отражаются в протоколе, который имеет силу договора. При проведении конкурса, кроме протокола, заключается также договор купли-продажи предприятия, в котором в обязательном порядке должны содержаться сведения о составе и стоимости имущества, включенного в состав предприятия.
Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем через десять дней с даты подведения итогов торгов обязаны подписать договор купли-продажи предприятия.
Планом внешнего управления в число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, может быть включена уступка прав требования должника. Данная мера может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов (ст. 112).
Законом о банкротстве регламентируется также порядок предоставления финансовой помощи должнику. Реализация данного положения обеспечивается путем закрепления в Законе (ст. 113) возможности одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов собственником имущества должника -- унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами.
Одним из наиболее эффективных способов восстановления платежеспособности должника является признание арбитражным судом сделок должника недействительными по заявлению внешнего управляющего.
Закон о банкротстве (ст. 103 Закона) четко закрепляет, в каких случаях сделки, совершенные должником, могут быть признаны недействительными:
1) если сделка совершена с заинтересованным лицом и в результате ее исполнения кредиторам были или могут быть причинены убытки;
2) если сделка заключена или совершена с отдельным кредитором и лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, которые предшествовали подаче такого заявления, и влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;
3) если сделка совершена должником -- юридическим лицом после возбуждения дела о банкротстве или в течение шести месяцев, которые предшествовали подаче такого заявления, и связана с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе должника участнику должника в связи с его выходом из состава участников.
Закон о банкротстве предусматривает также в качестве мер по восстановлению платежеспособности должника замещение его активов, проводимого путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ (ст. 115 Закона).
Замещение активов должника может быть включено в план внешнего управления в качестве меры по восстановлению платежеспособности только на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок, а также при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
В целях восстановления платежеспособности должника может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника -- акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций на основании ходатайства органа управления должника (ст. 114 Закона). Дополнительная эмиссия акций должника может проводиться только по закрытой подписке, при этом срок размещения не может превышать трех месяцев. Кроме того, проспектом эмиссии оплата дополнительных обыкновенных акций должна предусматриваться только денежными средствами.
3.5 Конкурсное производство
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.
Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, однако арбитражный суд вправе продлить его еще на шесть месяцев (п. ст. 124 Закона).
Закон о банкротстве четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства (ст. 126 Закона), которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.
Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей.
Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.
В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.
В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его Имущества в пользование третьим лицам.
В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом.
В-шестых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника, а также иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.
В-седьмых, введение процедуры конкурсного производства влечет назначение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ.
Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом.
Помимо общих для всех арбитражных управляющих функций конкурсный управляющий осуществляет ряд полномочий, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного производства.
Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства законодатель наделяет его рядом правомочий, которые можно разделить на четыре группы:
1) правомочия по распоряжению имуществом предприятия-должника;
2) правомочия по формированию конкурсной массы;
3) правомочия по распределению конкурсной массы;
4) иные правомочия при проведении конкурсного производства.
Говоря о первой группе прав, следует заметить, что с момента назначения арбитражным судом конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления предприятием-должником. Конкурсный управляющий становится единственным полномочным представителем всего имущества должника, которое наводится на балансе предприятия или у третьих лиц к моменту открытия конкурсного производства. Более того, ранее действовавшие органы правления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего должны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.
Вместе с тем следует отметить, что полномочия конкурсного управляющего всегда шире, чем полномочия органов управления должника, поскольку конкурсный управляющий не ограничен положениями, которые установлены уставом должника для его руководителей.
Законодатель предоставляет также конкурсному управляющему право принять все необходимые меры, вплоть до обращения в арбитражный суд от имени должника, для защиты его интересов в тех правоотношениях, в которых он является кредитором (конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и т.д.).
Одним из основных этапов конкурсного производства является формирование конкурсной массы.
В связи с этим в группу наиболее важных правомочий конкурсного управляющего включаются права, связанные с формированием конкурсной массы.
Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства.
Таким образом, конкурсная масса состоит из двух относительно обособленных частей, в первую из которых включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства.
Следует заметить, что не все имущество должника включается в конкурсную массу: в нее включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Прежде всего, изымается имущество, находящееся в пользовании должника, но не принадлежащее ему:
а) арендованное имущество или находящееся у должника на ответственном хранении;
б) личное имущество работников предприятия, кроме имущественных вкладов участников юридических лиц.
Из оставшегося имущества исключается изъятое из оборота имущество, имущественные права, связанные с личностью должника, в той числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществления определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное Законом о банкротстве (п. 2 ст. 131).
К последнему Закон относит жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для данного региона (ст. 132).
Действующий Закон относит социально значимые объекты к имуществу, изъятому из оборота. В случае неисполнения собственником та кого имущества обязанности по его передаче по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего последний осуществляет продажу указанных объектов путем проведения торгов в форме конкурса (ст. 132). Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу. Вместе с тем после проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем этих объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
Конкурсный управляющий обладает также полномочиями, направленными на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, а также иными полномочиями, направленными на увеличение конкурсной массы, в частности: на предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником (ст. 166--181 ГК РФ), об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником (гл. 29 ГК РФ), и др.
Формируя конкурсную массу, конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. При проведении инвентаризации устанавливается фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств организации.
Инвентаризация имущества должника является основанием для проведения оценки имущества должника, под которой следует понимать определение стоимости принадлежащего ему имущества. Для этого конкурсный управляющий вправе привлекать независимых оценщиков ииных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов.
Ликвидационная стоимость объекта -- это денежная сумма, которую продавец может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов (на практике обычно определяется на основе рыночной стоимости активов за вычетом расходов, связанных с подготовкой к реализации и реализацией данных активов в рамках конкурсного производства).
Заключительным этапом формирования конкурсной массы является разделение имеющегося у должника имущества на лоты, их реализация и аккумулирование полученных денежных средств на единственном счете должника.
Возможна продажа предприятия как единого имущественного комплекса, когда отчуждаются все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. При этом покупатель приобретает предприятие в чистом виде, без долгов.
Параллельно процессу формирования конкурсной массы осуществляется процесс выявления требований кредиторов, подлежащих удовлетворению из денежных средств, полученных от продажи имущества должника.
Конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов переданный ему соответственно временным, административным или внешним управляющим.
Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности. По истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается.
После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной действующим законодательством (ст. 64 ГК РФ, ст. 134 Закона о банкротстве). В отличие от очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренной ГК РФ, Законом о банкротстве закрепляются так называемые внеочередные расходы. Перечень требований, удовлетворяемых вне очереди, детализирован в п. 1 ст. 134 Закона: это судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, реестродержателю, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, а также требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, и т.д.
Задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства, также удовлетворяется вне очереди. Новеллой действующего Закона о банкротстве является отнесение к группе внеочередных расходов на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных и (или) экологических катастроф в случае прекращения деятельности организации должника или ее структурных подразделений.
После указанных внеочередных расходов погашаются требования кредиторов в порядке очереди, установленной Законом о банкротстве.
Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, ст. 135 Закона о банкротстве), а также компенсация морального вреда.
Во вторую очередь осуществляются расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам. При этом должны быть учтены:
1) непогашенная задолженность должника по оплате труда на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
2) задолженность по заработной плате, образовавшаяся после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до фактического увольнения работника;
3) выходные пособия и компенсация за неиспользованные отпуска в соответствии с трудовым законодательством.
К третьей очереди отнесены требования других кредиторов (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов). В составе требований кредиторов третьей очереди учитываются также требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Такие требования удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает только три очереди удовлетворения требований кредиторов, из чего следует, что все остальные требования, не подпадающие под определенные законом очереди, должны удовлетворяться в порядке их поступления. К таким требованиям, в частности, относятся;
* требования учредителей и участников должника;
* требования по начисленным, но не выплаченным дивидендам.
Рассмотрев порядок удовлетворения требований кредиторов, следует отметить ряд важных положений.
Во-первых, требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением; требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника.
Во-вторых, при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
В-третьих, требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований, подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В-четвертых, требования кредиторов первой и второй очередей, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. При этом удовлетворение требований кредиторов соответствующих очередей приостанавливается.
В-пятых, требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. К числу погашенных относятся также требования кредиторов, которые были отклонены конкурсным управляющим и не оспорены кредиторами или которые были признаны арбитражным судом необоснованными.
В-шестых, кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника. Данное требование может быть предъявлено в срок, установленный Законом о банкротстве.
Конкурсное производство завершается после окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Конкурсное производство считается завершенным с момента внесения указанной записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
3.6 Мировое соглашение
Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.
Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку прав требования должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., является, безусловно, наиболее желательным для должника способом окончания дела о банкротстве.
Сторонами мирового соглашения являются должник, а также конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным на совершение данного действия лицом.
Закон о банкротстве 2002 г. допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. Речь идет о лицах, принимающих на себя часть обязательств должника либо обеспечивающих исполнение этих обязательств.
Содержание мирового соглашения определяется характером тех договоренностей, которые были достигнуты между должником и кредиторами, а в некоторых случаях -- и третьими лицами.
Мировое соглашение содержит положения двух видов. Во-первых, положения, которые в обязательном порядке должны найти отражение в мировом соглашении (существенные условия), и положения, которые могут быть включены в соглашение по усмотрению сторон (дополнительные условия). К числу существенных условий относятся следующие: размер, порядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга и т.д. (п. 1 ст. 156 Закона). В дополнительных условиях должна содержаться информация о способах выплаты долга, его реструктуризации или замены на какие-либо другие права.
Для вступления в силу мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом (ст. 158 Закона). Основным обязательным условием, при соблюдении которого арбитражный суд утверждает мировое соглашение, является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей.
Закон устанавливает различные основания отказа в утверждении мирового соглашения (ст. 160 Закона). Их можно разделить на три типа: несоблюдение установленного порядка заключения мирового соглашения, несоответствие мирового соглашения требованиям других законов и иных нормативных актов, нарушение Прав третьих лиц.
Законом предусматривается отмена определения об утверждении мирового соглашения. По общему правилу, требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону о банкротстве, считаются погашенными. Кредиторы, требования которых были удовлетворены на условиях, предусматривающих их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения (ст. 163 Закона).
Условия мирового соглашения об удовлетворении требований одних кредиторов предпочтительно перед другими кредиторами являются незаконными.
Мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом, вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в его заключении, с момента вынесения судом соответствующего определения.
Заключение
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
При определении наличия признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам. Денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства. Предметной особенностью является уплата кредитору должником денежной суммы.
Состав и размер денежных обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Несостоятельными могут быть признаны: все юридические лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций); граждане - зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, незарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Согласно положениям Закона о несостоятельности в отношении должника могут быть введены следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производства, мировое соглашение.
Процедура наблюдения вводиться по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Новой для действующего законодательства является процедура финансового оздоровления, которая вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеются ходатайство учредителей должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а так же третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.
В рамках внешнего управления может быть осуществлен комплекс восстановительных мероприятий экономического, организационного, информационного и иного характера.
Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования уполномоченных органов, предъявляются только в рамках конкурсного производства.
Новеллой действующего Закона о банкротстве является положение, согласно которому требования кредиторов теперь удовлетворяются в рамках трех очередей, причем требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
2. Гражданский кодекс РФ - часть первая
3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ
4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
6. Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий и топливно-энергетического комплекса»
7. Постатейный комментарий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». / Под ред. В.В. Витрянского. М., 1998.
8. Постатейны комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. М. В. Телюкина. - Изд-во «Статут», 2003
9. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие / под ред. С. А. Карелина. - Волтерс Клувер, 2006
10. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве): Учебно-практическое пособие / под ред. В. А. Химичева. - Волтерс Клувер, 2006
11. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. Ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2006