УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯБЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Факультет непрерывного и дистанционного обучения
Специальность: информационные технологии и управление в технических системах
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫПРАВА»
Вариант№4
Бойчука Вячеслава Анатольевича
Группа №702421
зачётная книжка №702421-04
Электронный адрес: beychik@mail.ru
Минск 2010
Содержание
1. Основные положения о государстве и праве
2. Гражданское право и гражданские правоотношения
3. Основные положения трудового права (понятие, предмет, метод, субъекты трудового права)
4. Иные меры уголовной ответственности
1. Основные положения о государстве и праве
Следует особое внимание обратить на тот факт, что «Общая теория государства и права» является общетеоретической политико-правовой наукой, изучающей закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и социальное назначение, которая вырабатывает общие юридические категории и понятия.
Существует большое количество теорий, которые отождествляют государство и право. И действительно, правовое регулирование общественных отношений можно представить без государства, например, в форме, правовых обычаев. В то же время невозможно представить себе государства без права.
Согласно традиционной теории, государство как социальное единство состоит из трех элементов: территории, населения и государственной власти. В современной теории права обязательными элементами государства признаются суверенитет и право. Все эти элементы могут определяться только юридически, т.е. их можно понять лишь как существующий правопорядок.
Изучение государства начинается с выяснения понятия «государство». Существует множество определений государства.
На низшей ступени познания, а также на уровне обыденного сознания используются конкретно-эмперические понятия и определения государства. Они конструируются следующим образом. Государство представляется как некая реальность, действительность, как конкретно существующее или существовавшее государство, как чувственно-представляемое явление. Человек мысленно представляет определенную территорию, народ, систему государственных учреждений. Конкретно-эмпирические определения складываются из набора случайных признаков. Каждый человек имеет определенное представление о государстве. Как правило, оно складывается из набора отдельных признаков:
?географических - определенная территория;
?этнографических - особенности быта, нравов, материальной и духовной культуры какого-либо народа, общности его естественного происхождения;
?политико-правовых - особый аппарат насилия и принуждения;
?экономических - степени обобществления средств производства, развития производительных сил.
Вместе с тем взятый в отдельности каждый из названных признаков или даже случайно подобранная совокупность этих признаков не дают полного и правильного знания о том, что есть государство, чем оно отличается от общества, от других социально-политических структур, административно-территориальных образований, различных региональных союзов и политических образований.
Вторую группу определений государства составляют абстрактно-формальные или формально-логические определения. Они построены по законам формальной логики. Такие определения называют классическими, поскольку они были подробно описаны древними логиками (Аристотель считал это определение универсальным). Определение через род и видовое отличие включает в себя два действия: выбор понятия, являющегося родовым, и перечисление существенных признаков, которыми данный предмет или явление отличается от других предметов или явлений.
Третью группу определений составляют философские определения государства, которые представляют собой определение идеального государства.
Например, И.А.Ильин определяет государство так: «Государство по своей основной идее есть духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и властно утверждающим естественно право в братском, солидарном сотрудничестве». При этом он подчеркивает, что исторически известные государства не попадают под это определение, что противоречие между идеей государства и ее исторически воплощением разрешается по мере постепенного воспитания правосознания народа.
Примеры определений государства:
? «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношения господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие»;
· «Государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти»;
· «Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны, располагает для этого специальным аппаратом принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом».
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается силой государственного принуждения. В данном определении указаны следующие признаки позитивного права:
· нормативность;
· системность;
· формальная определенность;
· общеобязательный характер норм права.
Взгляд на то, что право обладает свойством нормативности, настолько является общепризнанным, что практически не подвергается критике и какому-либо сомнению. Однако само понимание нормативности весьма различно. Большинство авторов смешивает понятия «нормативность» и «норма». Дело в том, что позитивное право, обладая свойством нормативности, состоит не только из правовых норм. Различного рода индивидуальные предписания родового характера составляют существенную часть позитивного права. Любая социальная норма обладает свойством нормативности, т.е. способностью при помощи общих правил регулировать общественные отношения. Вместе с тем, не всякое нормативное явление предполагает наличие правовой нормы. Юридические факты, решения судов по конкретным делам, распоряжения должностных лиц также обладают свойством нормативности как составная часть тех или иных правовых отношений. Понятие «норма» и «нормативность» имеют разную этимологическую основу: норма (от лат. norma) - правило, образец; нормативный (от лат. normatio) - упорядочение. Таким образом, понятие «нормативность» шире понятия «норма». Нормативность - это более всеобъемлющий по сравнению с юридической нормой способ упорядочения общественных отношений. Свойство нормативности указывает на такое качество позитивного права, как регулирование общественных отношений, создание особого порядка в обществе и государстве, который называют правовым. Таким образом, позитивное право включает в себя не только юридические нормы, но и правовые отношения, правопорядка и другие компоненты.
Зачет заключается в том, что вы отвечаете на вопросы по Вашей контрольной работе. Вы уверены, что сможете осознанно ответить по этому вопросу? Может лучше Вам взять учебник, где написано проще о том, что такое государство, каких форм оно бывает, какие функции выполняет и что такое право.
2. Гражданское право и гражданские правоотношения
государство право гражданский уголовный
Гражданское право - это совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественные (товарно-денежные) отношения, связанные с имущественными, личные неимущественные отношения и личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.
Отграничение гражданского права от смежных отраслей права. Подчеркивая тождество и неразрывную связь гражданского права с другими отраслями права, нельзя не указать и на их отличительные особенности. Их отграничение производится по предмету правового регулирования и обусловленного предметом методу правового регулирования. Методом правового регулирования гражданского права, как известно, является юридическое равенство сторон, исключающее подчиненность их друг другу.
Если проводить отграничения от административного (в том числе финансового, налогового, бюджетного) права, то для отношений, являющихся предметом этого права, характерно властное подчинение одной стороны другой, т.е. исключается юридическое равенство этих отношений.
Отличие гражданского права от трудового права состоит в том, что процесс труда работника регламентирован Правилами внутреннего трудового распорядка (например, временем прибытия на работу и убытия с работы, изготовлением установленного количества деталей и т.д.). Если же взять, к примеру, выполнение работы по гражданско-правовому договору подряда, то здесь подрядчик сохраняет положение самостоятельно хозяйствующего субъекта. Важным моментом здесь является результат труда, представленный к оговоренному сторонами сроку.
Имеются отличия между гражданским правом и семейным правом. Предметом семейного права выступают отношения, вытекающие из брака, родства, усыновления (удочерения) и т.д. Ведь, к примеру, при вступлении в брак выбор фамилии, места жительства, работы зависит от воли каждого из вступающих в брак. Поэтому здесь личные отношения являются решающими, а имущественные подчиненными.
Имеются отличия гражданского права и от других отраслей права. Например, предметом конституционного права является правовое регулирование отношений, связанных с национально -государственным устройством, осуществлением функций власти в области политической, экономической и социальной жизни общества. Предметом регулирования аграрного права являются отношения сельскохозяйственных предприятий, связанные с выращиванием (производством) и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Граждане и юридические лица, осуществляя, к примеру, предпринимательскую деятельность, постоянно вступают в отношения, регулируемые нормами гражданского права. В своей повседневной жизни граждане, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в отношения, регулируемые гражданским правом. Следуя на работу в общественном транспорте, мы вступаем в отношения с транспортной организацией, которые регламентируются договором перевозки и т.д.
Отношения, которые регулируются нормами гражданского права, возникают и между самими гражданами. Это хорошо прослеживается при заключении договоров дарения, займа и др.
Возникают отношения, регулируемые нормами гражданского права, и между предприятиями, организациями в процессе различных видов деятельности, например, сбыта продукции, закупки сырья, осуществления расчетов по ним и т.д. Все эти отношения регулируются нормами гражданского права и в конечном итоге перерастают в гражданские правоотношения.
Гражданско-правовыми нормами регулируются не только имущественные, но и личные неимущественные отношения: право на имя, авторство, честь, достоинство, деловая репутация лиц, если о них распространяются сведения, не соответствующие действительности.
Таким образом, круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, весьма обширен. Государство, регулируя эти отношения, воздействует на них путем подчинения их участников государственной воле, выраженной в нормах права. Подвергаясь воздействию гражданско-правовых норм, эти общественные отношения приобретают юридический характер, становятся гражданско-правовыми, т.е. участники гражданских правоотношений выступают как носители определенных прав и обязанностей. Поскольку в гражданско-правовых нормах выражена воля государства, то гражданские правоотношения воспроизводят эту волю. Вместе с тем, в большинстве, они возникают по воле их участников (например, при заключении договора) либо по воле одного из них (например, при выдаче доверенности, наследовании). Регулирование этих отношений приобретает, таким образом, характер правового отношения.
Следовательно, гражданские правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.
Таким образом, гражданское правоотношение представляет собой особую разновидность общественных отношений, основанную на нормах гражданского законодательства. Складываются эти отношения в процессе деятельности граждан и организаций по поводу имущественных и неимущественных отношений. Основанием возникновения такого рода правоотношений являются определенные факты, направленные на правовой результат (возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений). Участники складывающихся отношений независимы и самостоятельны в выборе контрагента, выступают в качестве юридически равных носителей прав и обязанностей на этом довольно широком правовом поле.
3. Основные положения трудового права( понятие, предмет, метод, субъекты трудового права)
Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность человека. Труд - это сознательная волевая деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей путем воздействия на предметы окружающей их природы.
Право человека на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права является не только показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, эффективность его экономики.
В зависимости от экономического положения участников совместного труда (т.е. отношения к средствам производства), различают две разновидноститруда:
самостоятельный труд (труд собственников)
наемный труд (труд несобственников)
Существует также смешанная форма, которая предполагает труд собственников и несобственников. Свое право на труд граждане могут реализовать в самых различных формах, но чаще применяется наемный труд.
В настоящее время трудовое право является одной из отраслей белорусского национального права. Трудовому праву присущи следующие характерные черты:
это самостоятельная отрасль права, т.к. обладает своими специфическими предметом и методом правового регулирования;
является одной из важнейших отраслей права, регулирующей трудовые отношения наемных работников, в которые вступает большинство населения республики. Поэтому нормы трудового права непосредственно затрагивают жизненно важные права и интересы значительной части граждан;
это одна из сложнейших отраслей права, т.к. трудовая деятельность наемных работников является очень многообразной, что связано с различиями в производственных условиях, наличием большого числа профессий, специальностей, должностей рабочих и служащих. Все это обуславливает существование обширного законодательства в данной сфере общественных отношений, в том числе отраслевого и локального, действующего в масштабах соответственно отдельных отраслей и отдельных предприятий, учреждений, организаций (нанимателей);
имеет широкую сферу действия (ст.ст. 3, 4, 5 ТК РБ), т.е. нормы трудового права применяются в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор (на предприятиях, в учреждениях, организациях, обществах, товариществах, кооперативах независимо от наименования и форм собственности (их объединениях и обособленных подразделениях), у предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, граждан, которым законодательством предоставлено право заключения трудового договора с работниками);
это очень динамичная отрасль права, ее нормы постоянно изменяются и дополняются, поскольку непрерывно изменяются общественные отношения, им регулируемые.
Таким образом, трудовое право - это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений.
Из общей теории права известно, что деление права на отрасли и институты, т.е. группировка однородных норм, осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования.
Предмет, метод, основные принципы трудового права Республики Беларусь, его функции и тенденции развития определяются нормами трудового законодательства и отражают его суть.
Предметом трудового праваявляются трудовые отношения и иные связанные с ними отношения.
Трудовые отношения - это общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления личного труда гражданина, включенного в трудовой коллектив организации, за определенное вознаграждение с подчинением установленному распорядку. Отличительные признаки трудовых отношений: носят личный характер;
строятся на возмездных началах;
имеют, как правило, длящийся характер - не прекращаются после выполнения работы;
касаются выполнения определенного рода работы (квалификация, специальность);
как правило, предполагают включение работника в определенную систему организации труда, существующую у нанимателя;
- предполагают подчинение работника нанимателю;
предполагают обязательное социальное страхование.
К иным отношениям, связанным с трудовыми, относятся (ст.4 ТК):
профессиональная подготовка работников на производстве;
деятельность профсоюзов и объединений нанимателей;
ведение коллективных переговоров;
взаимоотношения между работниками (их представителями) и нанимателями;
обеспечение занятости;
контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде;
государственное социальное страхование;
рассмотрение трудовых споров.
Метод трудового права показывает, как и какими правовыми приемами и средствами осуществляется регулирование общественно-трудовых отношений. Сущность метода трудового права характеризуют его элементы:
характер установления норм трудового права и условий труда.
Специфичным является сочетание централизованного и локального регулирования.
Посредством централизованногорегулирования устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников. В этом регулировании принимают участие центральные (включая и отраслевые) органы государственной власти и государственного управления. Принятые в результате централизованного регулирования нормативные акты могут носить как директивный (обязательный), так и рекомендательный характер.
С помощью локальногоправового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени в организациях, льготы и преимущества работникам из фондов предприятия, графики отпусков.
сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования.
Договорной способ регулирования означает, что установленное на основе договора отношение, как правило, не может быть изменено без взаимного согласия сторон.
Рекомендательный способ регулирования предполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового права.
Договорной и рекомендательный способы на практике нередко сочетаются с государственно-властным (императивным) способом регулирования (меры дисциплинарной ответственности, материальной ответственности, увольнение по определенным в законе основаниям).
Участие в регулировании общественных отношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов.
Способы защиты и обеспечения выполнения трудовых обязанностей.
Специфика их состоит в специальном порядке рассмотрения трудовых споров (с участием органов, образуемых в организациях - КТС) и в своеобразии правовых средств принуждения правонарушителей к надлежащему исполнению трудовых обязанностей (посредством институтов дисциплины труда, ответственности работников и материальной ответственности работников и нанимателей).
Основная роль трудового права - это урегулирование своими нормами поведения людей в процессе труда на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период развития, охраняло труд работников, способствовало улучшению их условий труда и быта, укрепляло социальное партнерство.
Цели, задачи и функции трудового права РБ тесно взаимосвязаны. Они отражают интересы общества, государства, а также работников и нанимателей.
Каждая отрасль права (законодательства) имеет свои социальные задачи (цели). Задачами трудового права являются (ст.2 ТК):
регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Функции трудового права - это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства, к ним относятся:
Социальная функция - в нормах по обеспечению занятости, реализации свободы труда.
Защитная функция выражается в установлении уровня условий труда, разрешения трудовых споров и т.п.
Хозяйственная, производственная функция проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качественной и производительной работы и т.д.
Воспитательная функция - нормы о поощрениях ответственности
Функция развития производственной демократии - в нормах о праве работников на участие в управлении предприятием, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов.
Под принципами трудового правапонимаются основополагающие идеи, определяющие содержание и направление развития трудового права в целом и его отдельных институтов.
Право выступает в виде конкретных установлений (предписание, запрет, дозволение), а норма права - поведение людей и организаций в различных жизненных ситуациях. А для реализации и правильного применения конкретных норм права недостаточно знать их содержание. Отсюда вытекает роль принципов:
? отражают содержание всей системы норм трудового права, помогая понять смысл и связь с экономикой и моралью общества;
? направляют развитие трудового законодательства и помогают в применении норм права;
? служат одним из оснований объединения отдельных норм в систему;
? определяют положение субъектов;
Большинство ученых определяют принципы как систему:
принципы права в целом (законности, демократизма, защиты прав человека);
отраслевые - связаны хотя бы с одним из институтов (принцип свободы труда связан с принципом трудовой договор)
Принципы правовых институтов - ближе других к конкретным нормам.
Одна группа принципов вытекает из другой.
? свобода труда;
? обеспечение права на труд на основе равенства возможностей при запрещении дискриминации в занятости;
? обеспечение права на охрану здоровья (условия трудового договора, надзор, контроль);
? обеспечение права на вознаграждение за труд - в зависимости от личного вклада, качества;
? обеспечение права на отдых;
? признание права на индивидуальные и коллективные трудовые споры;
? содействие профессиональному развитию работника на производстве, подготовке кадров;
? признание права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы;
? участие объединений работников и нанимателей в регулировании трудовых и связанных с ними отношений.
Сфера действия трудового права(ст.ст. .3-6 ТК РБ) распространяется на регулирование отношений всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций МОТ, участницей которых является Республика Беларусь.
Ст.5 ТК устанавливает особенности применения ТК РБ к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий граждан: Трудовой кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников (военнослужащих, служащих государственного аппарата и др.) в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус.
В соответствии со ст.6 ТК не подпадают под действие ТК РБ отношения по поводу осуществления:
обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений;
обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством.
К регулированию общественных отношений, связанных с трудом, причастны несколько отраслей права: гражданское, административное и право социального обеспечения. Они являются смежными с трудовым, т.к. их предмет и метод имеют определенное сходство с предметом и методом трудового права. Это часто затрудняет выяснение истинной правовой природы фактических правоотношений и влечет за собой нарушение закона в правоприменительной практике.
Для того, чтобы гражданин мог быть участником трудовых правоотношений, он должен обладать специфическим правовым статусом - обладать трудовой правосубъектностью, т.е. способностью иметь трудовые права и обязанности, приобретать своими действиями права и создавать обязанности, а также способностью нести самостоятельную юридическую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.
Правосубъектность состоит из двух элементов: правоспособности и дееспособности. Если в гражданском праве правоспособность может существовать при отсутствии дееспособности, то в трудовом праве правоспособность неразделимо связана с дееспособностью. В трудовом правоотношении гражданин, как правило, признается правоспособным и дееспособным одновременно. Кроме того, в гражданском праве правоспособность возникает с момента рождения, а полная дееспособность - с 18 лет, то трудовая право и дееспособность наступают с возраста, установленного трудовым законодательством.
Ст.21 ТК Республики Беларусь предусмотрено, что трудовые договоры могут заключаться с лицами, достигшими 16-летнего возраста. С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет. Несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним (ст.273 ТК).
+При поступлении на работу на определенные должности или для выполнения определенных работ необходимо обладать дополнительной специальной правоспособностью, под которой следует понимать наличие у лица специального, признанного в установленном порядке права занимать определенные должности. Так, для занятия определенных должностей допускаются лишь лица, имеющие специальные дипломы, свидетельства, удостоверения, подтверждающие наличие специального образования либо специальной профессиональной подготовки (например, для врача - диплом о соответствующем медицинском образовании, для шофера - удостоверение на право вождения автомашины и т.п.).
Трудовую правосубьектность гражданин может реализовать путем заключения трудового договора с конкретным нанимателем. Возникновение трудовых правоотношений означает, что физическое лицо становится работником и в связи с этим приобретает трудовые права и возлагает на себя трудовые обязанности.
4. Иные меры уголовной ответственности
Уголовная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности и устанавливается в целях обеспечения правовой запрещенности совершения преступных деяний. Она возлагается (может возлагаться) только на лицо в случае совершения им преступления. Между преступлением и уголовной ответственностью существует правовая взаимосвязь: только совершение преступления (виновное совершение запрещенного уголовным законом деяния) является правовым основанием привлечения конкретного лица к уголовной ответственности. совершившее преступление лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности и претерпеть неблагоприятные для него меры ее воздействия, а суд и уголовно-исполнительные органы государства соответственно имеют право возложить на преступника уголовную ответственность и обязаны обеспечить ее реализацию в пределах и в порядке, предусмотренных уголовным и уголовно-исполнительным законом.
Уголовная ответственность, как и другие виды юридической ответственности, возлагается на лицо только после совершения преступления и поэтому имеет ретроспективный характер, применяется в отношении лица, которое реализовало свою личностную (субъективную) свободу вопреки правовому запрету и, несмотря на угрозу уголовной ответственности, совершило преступление.
В отношении преступника уголовная ответственность приобретает и правовой, и государственно-принудительный характер. Государственное принуждение это специфическое правовое воздействие, которое основано на организованной силе государства. Однако не всякое государственное принуждение, основанное на праве, является уголовной (юридической) ответственностью. Уголовная ответственность, как и иные виды юридической ответственности, выражается в принуждении преступника на основе публичного осуждения его как виновного в преступлении к претерпеванию неблагоприятных последствий личностного и имущественного характера, которые установлены санкцией уголовно-правовой нормы. Поэтому принудительное лечение лица, которое совершило преступление в состоянии вменяемости, но после этого заболело психическим заболеванием, является формой государственного принуждения, но не может рассматриваться как проявление уголовной ответственности. Уголовная ответственность выражается не просто в государственном принуждении преступника, а в принуждении к претерпеванию неблагоприятных (штрафных по своему содержанию) для него последствий, предусмотренных санкцией уголовного закона. Поэтому с позиций общей теории права уголовную ответственность можно определить как основанное на государственном принуждении применение предусмотренной уголовным законом штрафной санкции в отношении преступника за совершенное преступление.
Субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо, которое достигло определенного законом возраста и своим деянием совершило преступление. Уголовная ответственность своими мерами непосредственно воздействует на лицо, совершившее преступление, в том числе и в тех случаях, когда она сопровождается ограничениями имущественных прав осужденного (например, в случае назначения наказания в виде штрафа или конфискации имущества). По своей функциональной направленности она носит штрафной характер и этим отличается от гражданской правовой ответственности, которая, прежде всего, выполняет компенсационную функцию. Привлечение лица к уголовной ответственности не исключает возможности гражданско-правовой ответственности за причиненный преступлением вред, в том числе моральный (ч.3 ст.44 УК).
Применение уголовной ответственности связано с возложением на преступника достаточно суровых неблагоприятных для его правового и физического состояния мер воздействия, которые имеют длящийся характер. В этом также проявляется одна из ее особенностей, обусловленная функциональным назначением и содержанием уголовного права.
Возложение уголовной ответственности исключительная прерогатива суда. Процессуальный порядок возложения уголовной ответственности и условия ее реализации исчерпывающе регламентируются соответственно нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Однако сущность, содержание и пределы уголовной ответственности определяются нормами уголовного права. «Уголовная ответственность, -- гласит ч.1 ст.44 УК, -- выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом». Данное определение достаточно полно и системно определяет содержание уголовной ответственности в его статическом состоянии. В динамике содержание уголовной ответственности проявляется как процесс реализации мер возложенной на осужденного ответственности в конкретной ее форме.
Ваш вопрос: «Иные меры уголовной ответственности», значит только про эти меры и надо рассказывать, без вступлений и предысторий.
Уголовная ответственность в виде установленной уголовным законом системы мер воздействия на лицо, совершившее преступление, начинается с акта осуждения по приговору суда лица в качестве преступника. Вынесение обвинительного приговора с процессуальной стороны определяет процедуру и момент возложения уголовной ответственности, а с материальной момент осуждения лица в качестве преступника на основе применения уголовно-правовой санкции. Осуждение по приговору суда лица в качестве преступника есть не только отрицательная правовая оценка личностного статуса осужденного. Актом осуждения для осужденного устанавливается особое правовое состояние, вводится режим его принудительной подверженности мерам уголовной ответственности. В статье 45 УК сказано: «Осуждение лица за совершенное им преступление создает правовое состояние судимости, заключающееся в возможности применения к осужденному наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с приговором суда и настоящим Кодексом». Состояние осуждения (судимости) лица в качестве преступника возникает со дня вступления в законную силу приговора при условии, что он не был отменен в установленном законом порядке, и продолжается вплоть до погашения или снятия судимости. В течение срока осуждения (судимости) осужденный в той или иной степени претерпевает неблагоприятные последствия применения мер возложенной на него уголовной ответственности. С погашением или снятием судимости уголовная ответственность прекращается полностью и окончательно.
Согласно статье 77 если при назначении наказания в виде лишения свободы на срок до пяти лет лицу, впервые осуждаемому к лишению свободы, суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершившего преступление, личность виновного и иные обстоятельства дела, придет к убеждению, что цели уголовной ответственности могут быть достигнуты без отбывания назначенного наказания посредством возложения на осужденного определенной обязанности и контроля за его поведением, он может применить отсрочку исполнения назначенного наказания на срок от одного года до двух лет. Суд может в этих случаях отсрочить и исполнение дополнительных наказаний. Отсрочка исполнения наказания не может быть назначена лицу, осуждаемому за тяжкое преступление, за исключением лица, совершившего тяжкое преступление в возрасте до восемнадцати лет, а также мужчин, достигших возраста шестидесяти, и женщин, достигших возраста пятидесяти пяти лет, или за особо тяжкое преступление, а равно иностранному гражданину и не проживающему постоянно в Республике Беларусь лицу без гражданства.
В течение срока отсрочки исполнение наказания за осуждение осуществляется профилактическое наблюдение и на него возлагается обязанности, предусмотренные частью второй статьей 81, если судом для осужденного не были установлены более строгие обязанности, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.
При отсрочке исполнения наказания суд может обязать осужденного принести извинение потерпевшему, в определенный срок устранить причиненный вред, поступить на работу или учебу, пройти курс лечения от хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, не менять места жительства без согласия органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, не выезжать по личным делам на срок более одного месяца за пределы района(города) места жительства, периодически являться в этот орган для регистрации, находятся после наступления определенного времени по месту жительства, не посещать определенные места.
Если осужденный, в отношении которого исполнение наказания отсрочено, несмотря на официальные предупреждения, не выполняет возложенные на него судом обязанности либо неоднократно нарушил общественный порядок, за что к нему дважды были применены меры административного взыскания, то по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, а также по ходатайству лица, которому было поручено наблюдение за осужденным, суд может отменить отсрочку исполнения и направить осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором.
По истечении срока отсрочки исполнения наказания суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, или по заявлению осужденного в зависимости от его поведения в течение установленного судом срока отсрочки исполнения наказания может принять следующие решения:
1. освободить осужденного от назначенного по приговору суда наказания, если в период отсрочки осужденный законопослушным поведением доказал свое исправление. В этом случае осужденный освобождается от отбывания дополнительных наказаний;
2. продлить отсрочку исполнения наказания не более одного раза в пределах от шести месяцев до одного года или заменить лишения свободы более мягким наказанием, если осужденный в период отсрочки проявил стремления к законопослушному поведению, но не в полной мере доказал свое исправление;
3. направить осужденного для отбывания, назначенного по приговору суда наказание, если осужденный в период отсрочки не проявлял стремления к законопослушному поведению.
В случае совершения осужденным в период отсрочки исполнения наказания нового умышленного преступления, а равно преступления по неосторожности, за которое он осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 73.
Согласно статье 78 если при назначении наказания лицу, впервые осуждаемому за совершение преступление к лишению свободы на срок до пяти лет или к направлению в дисциплинарную воинскую часть, суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и иные обстоятельства дела, придет к убеждению, что цели уголовной ответственности могут быть достигнуты без отбывания назначенного наказания посредством осуществления контроля за поведением осужденного, он может постановить об условном неприменении назначенного наказания с обязательным указанием в приговоре мотивов принятия решения. В этом случае суд постановляет не приводить в исполнение назначенного наказания, если в течение определенного судом испытательного срока осужденный не совершит новое преступление и будет выполнять возложенные на него судом обязанности.
Испытательный срок назначается продолжительностью от одного года до трех лет.
Условное неприменение наказания не может быть назначено лицу, осуждаемому за тяжкое преступление, за исключением лица, совершившего такое преступление в возрасте до 18 лет, а также мужчин, достигших возраста шестидесяти лет, и женщин, достигших возраста пятидесяти пяти лет, или за особо тяжкое преступление, а равно иностранному гражданину и не проживающему постоянно в Республике Беларусь лицу без гражданства.
При условном неприменении наказания могут быть назначены дополнительные наказания. Отбывание дополнительного наказания, назначенного на определенный срок, прекращается с истечением испытательного срока.
В течение испытательного срока за осужденным осуществляется профилактическое наблюдение и на него возлагаются обязанности, предусмотренные частью второй статьей 81. При необходимости суд может также возложить на осужденного обязанность принести извинение потерпевшему, в определенный срок устранить причиненный вред, поступить на работу или учебу, пройти курс лечения от хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания.
В случае совершения осужденным с условным неприменением наказания в течение испытательного срока нового умышленного преступления, а равно преступления по неосторожности, за которого он осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 73. Лицу, которое было осуждено с условным неприменением наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть и совершило новое преступление в течение испытательного срока, но после увольнения в запас из Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь, наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть заменяется лишением свободы на тот же срок.
ЛИТЕРАТУРА
1.Уголовный кодекс Республики Беларусь. 9 июня 1999г.№273-3; текст по составлению на 10 февраля 2009г. - Минск: Амалфея, 2009. - 352с.
2.Важенкова Т.Н. Трудовое право. Часть I: Курс лекций._ Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 196с.
3. Гражданское право /под ред. Т.Н. Пунько, М.Н.Кулак.- Минск, 2002
4. Основы права / Под ред. К.Л. Томашевского. Минск, 2007
5. Основы права / Под ред. Г.Б. Шишко. Минск: БГЭУ, 2006
7. Основы права : курс лекций / А.Т. Широков, Д.Е. Тагунов - 2-е изд., доп. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 303 с