Рефераты

Понятие транспортных обязательств

Понятие транспортных обязательств

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I Понятие транспортных обязательств

II Источники правового регулирования

III Обязательство по перевозке грузов

3.1 Характеристика договора грузовой перевозки

3.2 Права и обязанности сторон в обязательствах по перевозке грузов

3.3 Ответственность сторон по перевозке грузов

3.4 Договор фрахтования

3.5 Договор организации перевозок

IV Обязательства по перевозке пассажиров и багажа

4.1 Перевозка пассажиров и перевозка багажа

4.2 Ответственность сторон

V Договор транспортной экспедиции

5.1 Права и обязанности сторон

5.2 Ответственность по договору транспортной экспедиции

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт - это одна из сфер, которая характеризуется повышенной степенью техногенности, технической оснащенности, стратегическим значением для обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Поэтому отношения перевозки традиционно рассматриваются в контексте транспортного права, характеризующегося наличием в ее составе большого количества норм технического характера. Договорные обязательства перевозки рассматриваются через призму тех норм которые определяют само понятие транспорта, устанавливают стандарты, организационные предпосылки на государственное регулирование транспорта и его деятельности. В настоящее время государственное управление транспортом нацелена на решение следующих задач:

- защита интересов РК в области транспорта

- осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области транспорта

- разработка проектов законодательных и иных актов, стандартов, норм определяющих правовой и нормативных статус всех видов транспорта, независимо от форм собственности

- разработка концепций и государственных программ развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики

- контроль за соблюдение прав потребителей транспортных услуг

- разработка прогнозов и своевременное обеспечение потребностей государственных нужд республики и население в перевозках

- координация работы и осуществления функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса РК.

Исходя из этих целей, государство будет создавать организационные предпосылки для заключения договоров перевозки, создавать транспортную инфраструктуру.

Строительство вокзалов, портов пристаней, аэропортов, пешеходных мостов и тоннелей пассажирских платформ и иных объектов по транспортному обслуживанию населения осуществляется за счет республиканского и местного бюджетов, наряду с финансированием его местными предпринимателями. Такая деятельность будет иметь немаловажное значение для осуществления перевозок.

I. ПОНЯТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два объекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке.

Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Однако не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводят к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, оно должно быть товарным и строится на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т.д.) не порождают обязательства перевозки.

Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся "на" и "в" самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте и т.д.).

В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому.

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуется уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги.

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств.

Транспортными называются обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

Непосредственно цели функционирования транспорта, которыми являются обеспечение бесперебойного перемещения грузов, людей в разные регионы страны, внутри населенных пунктов, за пределы государства достигаются с помощью договора перевозки, которая в свою очередь имеет ряд разновидностей и тесно связанными с ним договорами, обеспечивающими процесс перевозок. Договор в этой связи является одним из правовых инструментов, обеспечивающих возникновение и реализацию отношений перевозки, соответствующую дисциплину их участников и т.д.

Действующим законодательством выделяются следующие разновидности транспортных договоров:

- договор перевозки груза

- договор перевозки пассажира (багажа)

- договор фрахтование чартера

- договор организации перевозок

- договор между транспортным организациями

- договор на перевозку общего пользования

- договор транспортной экспедиции

Существует несколько видов транспорта, выделение которых необходимо по причинам объективного характера, их особенности, сфера применения обуславливает особенности эксплуатации и существенно влияет на содержание договоров заключаемых на перевозке тем или иным из них.

Транспорт РК - это зарегистрированный на ее территории:

- железнодорожный

- автомобильный

- морской

- внутренний водный

- воздушный

- городской электрический.

Все перечисленные виды транспорта образуют систему транспорта РК.

II. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Общие условия перевозки и иных транспортных договоров определяются непосредственно Гражданским кодексом Республики Казахстан, в нем им посвящены главы 34 и 35 (ст. ст. 688-714). Однако большое значение имеют и иные законодательные и нормативные акты. Это связано с тем, что в процессе осуществления перевозок должны соблюдаться большое количество специальных требований технологического характера по безопасности и др., которые являются обязательными для всех участников транспортных отношений. Однако в данное время четко зафиксировано требование невмешательства государства в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а значит и в их договорную практику. Пределы государственного регулирования деятельности транспорта указаны в специальном транспортном законодательстве.

Важное значение имеет также обеспечение в целом единых параметров перевозки для потребителей услуг перевозчиков. Для унификации правового регулирования и этой области принят Закон "О транспорте Республики Казахстан" от 21 сентября 1994 года. В нем наряду с нормами, регулирующими отношения публичного характера, связанного с деятельностью транспорта в Республике Казахстан, имеются и такие нормы (общего характера), которые непосредственно регулируют гражданско-правовые отношения. Смешение публичных и частных норм -характерный признак и других транспортно-правовых актов. Это однако не означает, что в данном случае необходимо говорить о договоре, имеющем какие-то административно-правовые "вкрапления", но и не учитывать их абсолютно тоже нельзя. Сфера функционирования некоторых видов транспорта отнесена к естественным монополиям, поэтому к их деятельности применим и Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях" от 9 июля 1998 года.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта определяются и специальным законодательством.

В РК принят и действует Закон РК от 8 декабря 2001 года № 266-11 "О железнодорожном транспорте", также действует Временный Устав железных дорог РК от 18 января 1996 года в части не противоречащий Закон "О железнодорожном транспорте".

Закон определяет права, обязанности и ответственность железных дорог, юридических и физических лиц, а также экспедиторских и иных предприятий, действующих от их имени, а также предприятий других видов транспорта, участвующих в перевозках в прямом смешанном сообщении1. Приняты и действуют Временные правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан (кроме международных рейсов), утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 10 апреля 1995 года № 78. Кроме того, осуществление перевозок воздушным транспортом регламентируется Правилами осуществления нерегулярных авиаперевозок на международных и внутренних воздушных линиях Республики Казахстан, утвержденными совместным приказом Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан от 12 октября 1999 года № 36, Министра обороны Республики Казахстан от 14 октября 1999 года№ 170. Перевозки грузов и багажа водным транспортом регламентируются Временными правилами перевозок пассажиров и багажа речным транспортом Республики Казахстан, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и автомобильный транспорт организуют систему прямых смешанных сообщений (ст. 12 Закона РК "О транспорте в Республике Казахстан").

Казахстан от 25 апреля 1995 года № 89. К деятельности юридических лиц и граждан, занимающихся грузовыми перевозками для населения, применимы правила бытового обслуживания населения. В Республике Казахстан, утвержденные Постановлением Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 20 сентября 1996 года № 9/7. Кроме того, имеет значение также Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (УВВТ), утвержденный Советом Министров СССР 15 октября. Применим также Устав автомобильного транспорта Казахской ССР (УАT), утвержденный постановлением Совета Министров КазССР от 18 июня 1970 г. Последние два из перечисленных актов законодательства действуют на территории РК с учетом правил, предусмотренных п.2 ст.З ГК1. Через территорию Республики Казахстан железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым межгосударственных сообщений могут, осуществляться транзитные перевозки грузов и пассажиров. Они осуществляются в соответствии с законодательством республики, а также международными соглашениями и договорами Республики Казахстан.

III ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

3.1 Характеристика договора грузовой перевозки

Наиболее типичные черты договора перевозки являются в договоре в договоре перевозки грузов. По своей юридической природе он является реальным договором, перевозчик обязуется доставить в пункт назначения вверенный груз. Таким образом, заключение договора перевозки требует совершения сторонами определенных действий, которые можно оценить в качестве предпосылок договора перевозки. В некоторых случаях грузоотправитель, заинтересованный в перевозке, подает заявку (заказ). Перевозчик обязан предоставить транспортные средства, имеющие сертификат (соответственно они должны быть исправными). Грузоотправитель должен подать груз к перевозке. В соответствии с Законом железных дорог Республики Казахстан, железные дороги и грузоотправители (грузополучатели) могут заключать краткосрочные и долгосрочные договоры (контракты) на перевозки грузов (статья 8). Юридическая природа долгосрочных договоров перевозки является достаточно спорной. Речь идет о договоре, об организации перевозок, который регламентирован статьей 692 ГК РК. Он применяется тогда, когда имеют место, длительный систематические перевозки. Договор об организации перевозок является консенсуальным, поскольку перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять грузы к перевозке в обусловленном объеме. Как нам представляется речь, идет все-таки об особенной разновидности предварительного договора. Законодатель же применил формулировку, имеющую двойственное содержание. Долгосрочный договор по своей сути будет не чем иным, как соглашением заключать в будущем основные договора перевозки на условиях, предусмотренных предварительным договором (ст. 309 ГК РК). Несмотря на то, что это предварительный договор, учитывая важность интересов перевозчиков и грузоотправителей, степень его обязательности для сторон должна быть выше. Все проблемные вопросы, связанные с этим высказыванием, естественно, охватить нельзя, стоит лишь отметить, что договор об организации перевозок в современных условиях выступает как альтернатива административному акту планирования. Вместе с тем он имеет важное значение для определения прав и обязанностей сторон в непосредственно заключаемом договоре перевозки. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки.

Договор перевозки взаимный и возмездный договор, эти его характеристики будут видны при дальнейшем рассмотрении его элементов среди них отдельно содержание договора перевозки грузов. Законодательство предъявляет строгие требования в форме договора перевозки (грузов). Он оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренными законодательными актами о транспорте. В товарно-транспортной накладной (накладной, коносаменте) содержится информация об основных условиях договора. Ее форма (других перевозочных документов) разрабатывается Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

Таким образом, можно говорить о том, что договора перевозки заключаются в особой формулярной письменной форме. Специфика договоров перевозки о том, что многие права и обязанности их участников регламентированы непосредственно нормативными актами.

Договор перевозки в целом носит публичный характер. Согласно статьи 3 Закона "О железнодорожном транспорте" перевозчик не вправе отказывать физическим и юридическим лицам в перевозке, за исключением случаев, предусмотренных транспортными кодексами (уставами) Республики Казахстан.

Стороны договора перевозки

Одной стороной договора перевозки грузов является перевозчик -юридическое лицо или физическое лицо. Юридическое лицо, перевозчик, это зачастую транспортное (специализированное) предприятие, хотя в его качестве могут выступать и другие организации. Транспортные предприятия занимаются хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. Для нормального осуществления перевозок немаловажное значение будут иметь все перечисленные виды деятельности. Перевозчик определяется как лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почту за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение или лицензию, выданную в установленном порядке. В соответствии сор статьей 9 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О лицензировании" от 17 апреля 1995 года перевозка пассажиров и грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным и автомобильным транспортом подлежит лицензированию. Клиент (грузоотправитель, грузополучатель), то есть потребитель услуг транспорта - это физическое или юридическое лицо. Клиентом может быть и государство. Грузоотправителем может быть как владелец груза, так и лицо, которому он доверен к отправке. Личность грузоотправителя и грузополучателя в некоторых случаях может совпадать. В большинстве случаев грузополучателями выступают кредиторы по гражданско-правовым договорам поставки, субъекты, получающие имущество в соответствии с административным актом распределения имущества. По договору перевозки пассажиров клиентом выступает всегда физическое лицо, которое приобрело билет на тот или иной вид транспорта или заключило устный договор перевозки.

Предмет договора перевозки

Предметом договора перевозки является услуга, предоставляемая перевозчиком. Сам договор перевозки является, по сути, договором об оказании услуг, и поэтому в его регламентации в некоторой мере надо учитывать и общие нормы о возмездном оказании услуг. Услуга (услуги), оказываемые на транспорте, не имеют какую-либо овеществленную форму, и их потребление происходит сразу при оказании. Транспортная услуга заключается в пространственном перемещении грузов (пассажира) и в этом качестве носит товарный характер. В целом наличие отдельного предмета обязательства и в данном случае есть основа юридической конструкции договора перевозки.

Провозная плата

За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, которая устанавливается соглашением сторон. Свободная договорная цена применяется при автомобильных перевозках, воздушных перевозках, перевозках водным транспортом. Перевозчики при этом руководствуются собственными расценками, тарифами.

Централизованно установленные тарифы применяются при перевозках грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования, а также железнодорожным транспортом. В соответствии со ст. 12 Закона тарифы на перевозку грузов, пассажиров и багажа на всех видах сообщения железных дорог, за исключением грузового местного и пассажирского пригородного, являются регулируемыми. Регулируемые тарифы и сборы устанавливаются Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и малого бизнеса по предложению Министерства транспорта и коммуникаций. Тарифы и порядок перевозки грузов, пассажиров и багажа, грузобагажа и почты по новостроящимся линиям устанавливаются железной дорогой по договору с предприятием, осуществляющим строительство и финансирование данной линии. При перевозках пассажиров в пригородном сообщении тарифы устанавливаются органами исполнительной власти областей и городов Астаны и Алматы. Если при этом затраты железной дороги не возмещаются, разница между установленным и расчетным (определяемыми исходя из необходимых затрат) тарифами, возмещается ей за счет соответствующего местного бюджета. Централизованно устанавливаются не только непосредственные расценки на железнодорожную перевозку, но и на некоторые другие дополнительные услуги, оказание которых регламентируется статьей 16 ВУЖД. Данные услуги оказывают непосредственное влияние на права и обязанности пассажиров и грузоотправителей, грузополучателей. Тарифы и сборы за те или иные операции, не перечисленные в ст. 16 ВУЖД, за услуги, оказываемые пассажирам в поездах (за исключение предоставления постельного белья) и на вокзалах, за дополнительные работы и услуги, выполняемые по заявкам пассажиров и грузовладельцев, являются свободными и устанавливаются железными дорогами.

Закон Республики Казахстан "О транспорте" определяет общие основы взаимоотношений перевозчика и клиента. При перевозке грузов, пассажиров и багажа и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан предоставлять транспортные средства, имеющие сертификат. Такое требование, безусловно, является одной из важных предпосылок надлежащего исполнения обязательств по перевозке.

Предусматривается возмещение ущерба, нанесенного клиенту и третьим лицам, в том числе и потерей времени, в денежном эквиваленте. Особое место при этом отводится возмещению ущерба, вызванного смертью пассажира или повреждению здоровью пассажира. При осуществлении пассажирских перевозок требуется обеспечивать безопасность пассажира, создавать для него необходимые удобства и условия обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, -своевременную перевозку и сохранность его багажа. В процессе перевозок должна обеспечиваться безопасность движения. Клиент не должен быть ограничен в свободе выбора транспорта на рынке транспортных услуг. Перевозчик обязан получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату, соблюдать требования государственных и местных представительных и исполнительных органов на осуществление социально важных и оборонных перевозок (если при этом цены на такие перевозки не покрывают транспортные расходы, то должна быть осуществлена соответствующая компенсационная дотация). За исключение регулируемых перевозок перевозчик вправе свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования.

Правовое положение клиента по всем видам перевозок характеризуется предоставлением ему возможностей (прав) требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком, оспаривать соответствие уровня качества перевозки ее сертификату, требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе потерь времени в денежном эквиваленте. Клиент обязан и сам соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком. Он также должен выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие груза его сертификату, выполнять правила перевозок, представлять грузы и багаж в подготовленном для транспортировки виде.

3.2 Права и обязанности сторон в обязательствах по перевозке грузов

При исполнении договора перевозки грузов перевозчик обязан подать транспортное средство в состоянии пригодном для перевозки соответствующего груза. Таким образом, перевозчик сам определяет тип транспортного средства, которое необходимо в той или ином случае. Оно подается очищенным от остатков груза и мусора, со снятыми реквизитами, а в необходимых случаях промытым, продезинфицированным. Грузоотправитель подает груз к отправке (перевозке) с соблюдением ряда требований. Часть из них носит общий характер и применима для всех случаев перевозок. Общие требования распространяются на количество и наименование груза, определение его веса, тары и упаковки. Также они касаются маркировки и объявления ценности. Специальные требования связаны с особым характером груза, принимаемого к перевозке или вида транспорта, на котором предъявляются те или иные требования. Так, в соответствии со статьей ст. 31 пункт 4 Закона "О железнодорожных перевозках" грузоотправители и грузополучатели, отправляющие и получающие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, ядовитые и другие опасные грузы, равно как и железные дороги, обязаны гарантировать безопасность их перевозки, иметь средства и мобильные подразделения необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случае их возникновения при перевозке этих грузов.

Ввиду того, что железнодорожные перевозки в Казахстане являются наиболее распространенными, рассмотрим права и обязанности сторон, возникающие при подаче и принятии грузов к перевозке, применительно к ним.

Перевозчик заранее уведомляет грузоотправителя о подаче транспортного средства. Так, о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя работник станции уведомляет грузоотправителя не позднее, чем за два часа до подачи вагонов.

Подготовка цистерн и бункерных полувагонов для нефтебитума, под налив нефтегрузов производится железной дорогой или грузоотправителем по договору за счет дороги, а специализированных (кроме цистерн общесетевого парка) арендованных, собственных цистерн -грузоотправителем.

Определение пригодности подвижного состава и подготовка в коммерческом отношении для перевозки данного груза производится: вагонов - грузоотправителем, если погрузка производится его средствами, или железной дорогой, если погрузка производится средствами железной дороги;

контейнеров, цистерн и бункерных полувагонов грузоотправителем. Железная дорога при подаче на подъездной путь груженых вагонов определяет их техническую пригодность под погрузку определенного рода груза в порядке сдвоенных операций.

Погрузка грузов в вагоны и автомобили, а также выгрузка из них производится:

а) железной дорогой в местах общего пользования. За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взимает с грузоотправителя, грузополучателя сбор по свободным тарифам;

б) грузоотправителем и грузополучателем на местах не общего пользования, а также на местах общего пользования опасных и скоропортящихся грузов, сырых животных продуктов, тяжеловесных (свыше 0,5 тонны в одном месте) и негабаритных грузов, которые должны следовать в сопровождении проводников грузоотправителей и грузополучателей. Таким образом, риски, связанные с правильной погрузкой перечисленных видов грузов, возлагаются непосредственно на грузоотправителей и грузополучателей.

Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособления и материалы должны быть предоставлены грузополучателями. Отдельные перевозочные приспособления (хлебные и овощные щиты) и средства пакетирования (поддоны, стропы, стяжки) могут предоставляться железной дорогой на договорных условиях, со взысканием соответствующих сборов. Установка этих приспособлений и материалов при погрузке и снятии их при выгрузке производится грузоотправителем, грузополучателем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производятся погрузка и выгрузка. Об установленных приспособлениях грузоотправитель указывает в накладной, что впоследствии (при возникновении споров) позволит оценить степень надлежащего выполнения своих обязанностей по погрузке стороной грузоотправителем. Ответственность за техническое состояние приспособлений (за исключением тех, которые предоставлены железной дорогой)несут грузоотправители.

Погрузка, осуществляемая механизированным и немеханизированным способами должна быть завершена в установленные сроки. При превышении этих сроков сторона, чьей обязанностью является погрузка, несет ответственность за просрочку.

Как уже отмечалось выше, перевозка грузов осуществляется также в контейнерах. Для перевозки грузов применяются контейнеры, отвечающие требованиям стандартов и принадлежащие железным дорогам, в том числе иностранным предприятиям, организациям, морским и речным пароходствам, портам. Перечень грузов, перевозка которых в контейнерах запрещается, устанавливается Правилами перевозок грузов.

Контейнеры делятся на универсальные и специальные. В универсальных контейнерах можно перевозить различные грузы. Однако в них запрещается перевозить зловонные грузы и грузы, сильно загрязняющие стены и пол контейнера, а также стружку и лом черных и цветных металлов. Вес отдельных грузовых мест, предъявляемых к перевозке не должен превышать 120 кг. Это ограничение не распространяется на домашние вещи. Специальные контейнеры предназначаются для перевозки определенных видов индустриальных и продовольственных грузов, требующих особых условий при транспортировке (например, черепица, стекло, опасные грузы и др.). Стороны договора перевозки грузов (в первую очередь грузоотправитель, поскольку загрузка контейнеров проводится его силами), должны учитывать предназначение контейнеров.

При предъявлении к перевозке грузов в железнодорожной накладной должна быть определена их масса, по трафарету, стандарту или путем взвешивания. Допускается определение массы расчетным путем, условно, по обмеру грузов, погрузка которых до полной вместимости подвижного состава не может повлечь его перегруз сверх допустимой грузоподъемности. Железная дорога определяет массу груза в тех случаях, когда погрузка осуществляется в местах общего пользования. Во всех случаях, когда погрузка осуществляется грузоотправителем, определение массы груза производится им. Независимо от того, кем осуществлялась погрузка, определение массы груза по трафарету, стандарту, расчетным путем, по обмеру или условно производится грузоотправителем.

После окончания загрузки вагоны и контейнеры должны быть опломбированы пломбами железной дороги, если груз был погружен железной дорогой. Если груз был погружен грузоотправителем, портом, пристанью то вагон (контейнер) пломбируется пломбами грузоотправителя, порта или пристани. Перевозка некоторых грузов, в частности перевозимых навалом, насыпью, допускается без пломбирования.

Независимо от того, что пломбирование осуществляется грузоотправителем, снабжение грузоотправителей (грузополучателей) пломбами, пломбировочными тисками, запорными устройствами, устройствами для их снятия, плашками, проволокой для пломбирования вагонов и контейнеров производится железной дорогой за плату.

При предъявлении к перевозке груза грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную или комплект перевозочных документов. Кроме накладной при приеме груза к перевозке станцией отправления составляется дорожная ведомость, которая вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. Бланк дорожной ведомости расположен на трех листах, все они имеют одинаковый номер, соответствующий номеру накладной. Первый лист включает в себя дорожную ведомость. Второй лист состоит из корешка дорожной накладной, третий представляет собой квитанцию в приеме груза к перевозке. В подтверждение приема груза к перевозке железная дорога обязана представить в накладной календарный штемпель и выдать квитанцию грузоотправителю.

Грузоотправитель или лицо, действующее от его имени, несут ответственность за правильность сведений, внесенных в накладную, а также за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в накладной. Железная дорога имеет право проверять правильность этих сведений, а также производить проверку массы груза, указываемой грузоотправителем путем выборочного взвешивания.

Законодательством установлен исключительный перечень оснований, при которых перевозчик, если соблюдены все требования, предъявляемые к грузу, вправе отказаться от приема грузов к перевозке. Перевозка при этом становится невозможной по объективным для сторон договора причинам. Погрузка грузов для отправки его в определенных направлениях может быть временно запрещена в исключительных случаях по указанию Министра транспорта и коммуникаций на основании предложения начальника железной дороги. Об этом извещается Правительство Республики Казахстан. Когда имеют место явления стихийного характера, происходят крушения, аварии, умышленное блокирование транспортных коммуникаций, а также если объявляется карантин, погрузка грузов может быть временно ограничена или прекращена распоряжением начальника железной дороги. Об этом уведомляет министр транспорта и коммуникаций, он устанавливает срок, на который ограничивается или прекращается погрузка и движение поездов на определенных участках железных дорог. Указанный срок доводится до сведения всех начальников железных дорог. Наличие такого рода обстоятельств служит основанием для освобождения перевозчика от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке. Восполнение недогрузов, которые образовались в связи с запрещением или ограничением погрузки, осуществляется в следующие периоды.

Порядок расчетов за перевозки грузов.

Грузоотправитель и грузополучатель обязаны в соответствии с договором произвести оплату услуг перевозчика. Причитающиеся платежи вносятся плательщиками наличными деньгами, путем безналичных расчетов на основе чеков, посредством платежных поручений. Для определенных грузополучателей и грузоотправителей может быть предусмотрен иной порядок расчетов. Порядок расчетов при этом может быть установлен Министерством транспорта или коммуникаций, которое в свою очередь руководствуется законодательством, регулирующим кредитные и расчетные отношения.

Законодательством (ст. 699 КГ РК) предусмотрено право грузоотправителя (иного лица) по распоряжению грузом. Грузоотправитель или владелец товарораспорядительного документа на груз могут потребовать от перевозчика прекращения перевозки или возвращения груза либо сделать другое распоряжение в отношении груза. Перевозчик в данном случае вправе требовать оплаты за уже произведенную перевозку, а также возмещения иных расходов в связи со сделанным распоряжением. После того, как груз прибыл в место назначения, грузоотправитель теряет указанные права по распоряжению грузом. При железнодорожных перевозках предусматривается возможность переадресовки грузов. Под переадресовкой понимается изменение грузополучателя или станции назначения груза, принятого к перевозке. Железная дорога производит переадресовку по заявлению грузоотправителя или грузополучателя, организация, по заявлению которой произведено, изменение является ответственной перед первоначальным адресатом за последствия этого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным и фактическим грузополучателями. Следующей обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему груза в установленные сроки. Сроки доставки груза по договору железнодорожной перевозки грузов не устанавливаются, как в других договорах произвольно, а определяются централизованно, поскольку выполнение обязанности перевозчика по доставке груза зависит не только от желаний сторон, а тех условий, в которых осуществляется перевозка (пропускной способности дороги, установленной скорости движения поездов, количества и времени остановок в пути и т.д.). Груз считается доставленным в срок, если он выгружен на станции назначения средствами железной дороги или если вагон, контейнер с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. По другим видам перевозки грузов срок может не устанавливаться законодательно, в таких случаях стороны вправе предусмотреть его в договоре. Если же сроки доставки грузов не определены законодательно и не определены в договоре, доставка должна быть произведена в разумный срок (ст. 698 ГК РК).

Груз выдается железной дорогой обычно без проверки его состояния. На станции назначения проверка состояния, массы и количества мест производиться, если для этого имеются основания, предусмотренные в законодательстве. Речь идет о случаях предполагаемой недостачи, порчи, гибели груза. Например, груз прибыл в неисправном вагоне, контейнере или в вагоне, контейнере с поврежденными пломбами или пломбами попутных станций, груз прибыл на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб с признаками недостачи, порчи или повреждения. Основания предполагать порчу груза будут иметься в том случае, если скоропортящийся груз прибыл с нарушение срока доставки или температурного режима в рефрижераторных вагонах. Как определенная мера для профилактики возможных в будущем претензий со стороны грузополучателя проверка количества груза применяется тогда, когда груз выгружен железной дорогой в местах общего пользования. В таком случае, проверка будет напоминать прием-передачу груза, с момента которой грузополучатель должен принять зависящие от него меры для того, чтобы груз был вывезен, под угрозой утраты или повреждения груза в месте его выгрузки, по независящим от перевозчика основаниям. Масса груза считается соответствующей указанной в провозных документах, в том случае, когда масса груза при взвешивании меньше, расхождение не превышает нормы естественной убыли и предельного (допустимого) расхождения в определении веса нетто. Когда обнаруживается излишек массы, в расчет берется процент допустимого расхождения в определении веса нетто.

Проверка массы груза при его выдаче, осуществляется способом, аналогичным способу ее определения при погрузке данного груза. То есть, возможно, условное определение массы. Однако если у железной дороги на станции назначения и у грузополучателя отсутствуют весы, то грузы, перевозимые навалом и насыпью, выдаются без проверки массы.

В случаях, когда проверка груза не является обязанностью железной дороги, она может участвовать в определении массы, количества мест, состояния груза на договорной основе. При этом будет взиматься сбор по свободным тарифам.

3.3 Ответственность сторон по перевозке грузов

Общие основания ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов, равно как и по другим договорам перевозок, основываются на действии статьи 701 ГК РК. Также как и за нарушение других договорных обязательств при неисполнении или неисполнении обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, которая предусматривается Гражданским кодексом, законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами, а также непосредственно договором перевозки грузов.

По общему правилу по договорам перевозки также являются недействительными соглашения, направленные на ограничение или устранение установленной законодательными актами ответственности. Возможность соглашений об этом также должна предусматриваться законодательными актами о транспорте.

Ответственность может наступать за невыполнение плана перевозок (имеется в виду план, основанный на договоре об организации перевозок). Такая ответственность предусматривается только для железнодорожных перевозок. По остальным нормативными актами, регулирующими перевозки ответственность может предусматриваться в самих договорах перевозок или договоров об организации перевозок. Статьей 73 Закона «О железнодорожных перевозках» за невыполнение плана перевозок обеими сторонами договора предусматривается имущественная ответственность в виде штрафа. Нарушение плана перевозок со стороны перевозчика будет выражаться в неподаче, несвоевременной подаче транспортных средств. Грузоотправитель несет ответственность за невыполнение плана перевозок в случаях:

- неиспользования поданных под погрузку вагонов и контейнеров;

- отказа от предусмотренных планом вагонов и контейнеров;

- неиспользования вагонов и контейнеров, простаивающих на станции в ожидании подачи под погрузку и выгрузку по вине грузоотправителя. Ответственность грузоотправителя наступает в этих случаях независимо от того, что план перевозок в целом выполнен. Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность и за невыполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке, если заявки грузоотправителя в отношении них были приняты железной дорогой.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты