Требование наличия вины как обязательного признака преступления внедрялось в уголовное законодательство разных стран медленно и постепенно. Хотя об этих признаках прямо или косвенно упоминалось во многих юридических источниках, тем не менее, в них же допускалось и объективное вменение. Оно встречается в иностранном законодательстве и в наши дни, например, право Великобритании допускает уголовную ответственность независимо от умысла и неосторожности за фальсификацию продуктов питания и медикаментов, за незаконное владение наркотиками и некоторые иные преступления.
Принцип вины закреплен в ст. 5 действующего УК РФ: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается». Важность этого принципа несомненна, поскольку уголовная ответственность наступает только при наличии вины. Это основной признак субъективной стороны, отграничивающий преступное деяние от непреступного. Невиновное причинение вреда определяется в ст.28 УК РФ. В ч.1 этой статьи указано, что «деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть». Согласно ч.2 данной статьи «деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам».
Принцип вины предполагает только личную ответственность. Данный принцип указывает на сугубо персональный характер уголовной ответственности, установленный российским законодательством. За совершенное преступление отвечает лишь тот, кто является виновником, но не социальная общность, к которой он принадлежит, не его семья, единомышленники или иные лица.
Принцип вины находит отражение во многих институтах Общей части УК, например, в понятиях соучастия, покушения, приготовления к преступлению и др. Вина является неотъемлемым элементом каждого состава преступления, предусмотренного Особенной частью УК.
Т.о. российское уголовное право стоит на позиции субъективного вменения. Последнее означает, что уголовно наказуемым закон признает только такое общественно опасное деяние, которое совершено виновно. Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Ни одно деяние, совершенное невиновно, какие бы тяжкие последствия оно ни причинило, не может рассматриваться как преступление. Вменение в вину деяния, общественную опасность которого лицо не предвидело и не могло предвидеть, было бы лишено справедливости и какого-либо предупредительного значения и поэтому отвергается правосудием.
2.6 Принцип справедливости.
Принцип справедливости имеет особенное значение для уголовного права и уголовного правосудия. По-видимому, не случайно слово «justice» в английском языке одновременно означает справедливость и правосудие. Данный принцип есть проявление в уголовном праве этической категории справедливости. Она характеризует соотношение определенных явлений с точки зрения распределения добра и зла между людьми: соотношение между ролью людей (классов, социальных групп) и их социальным положением; соотношение между деянием и воздаянием (частный случай этого явления - соотношение между преступлением и наказанием); правами и обязанностями. Соответствие между характеристиками первого и второго порядков оценивается в этике как справедливость, несоответствие - как несправедливость.
Уголовно-правовое содержание принципа справедливости заключается в том, что наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, примененная к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать тяжести преступления, конкретным обстоятельствам совершения преступления и особенностям личности преступника. Этот принцип означает максимальную индивидуализацию ответственности и наказания. Возможность реализации этого принципа заключается в самом содержании уголовного закона. Так, санкции статей Особенной части УК носят относительно-определенный (предусматривают наказание в определенных пределах) или альтернативный (предусматривают не одно, а несколько видов наказания) характер. Еще более широкие пределы индивидуализации ответственности виновного установлены в статьях Общей части УК (например, в ст. 61, 62, 64, 73-85), которые позволяют при наличии определенных обстоятельств существенно смягчить ответственность и наказание виновного либо освободить его от уголовной ответственности и наказания.
Одним из важных условий назначения справедливого наказания является правильная юридическая оценка содеянного виновным. Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифицировано в точном соответствии со статьей (частью статьи) Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за совершение этого деяния. Назначенное наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного Характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины (т.е. умысла и неосторожности), отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений, а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью виновного при совершении преступления в соучастии). При назначении наказания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также иные обстоятельства, характеризующие личность виновного Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.99 N 40 // Бюллетень Верховного Суда РФ, № , 1999.
Справедливость в уголовном праве в известном смысле подразумевает и другие важнейшие его принципы, и в первую очередь принципы законности, равенства граждан перед законом и гуманизма. Каждый из указанных принципов имеет, как отмечалось, свое специфическое содержание. Вместе с тем каждый из них характеризует какую-то качественную сторону (или аспект) справедливости в уголовном праве, без которого нет и не может быть справедливости в целом. Так, по мнению В.В. Мальцева, принципы равенства граждан перед законом и гуманизма являются уравнительной и распределительной аспектами (сторонами) справедливости. «Первый из них выражается в точном соответствии ответственности общественной опасности преступления. Второй - в более гуманном подходе к субъектам преступления, социально-индивидуальные особенности которых (пол, возраст, личные качества, условия жизни и т.д.) исключают применение лишь единого масштаба ответственности» В.В. Мальцев. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право , 1997, №2, с. 99. Таким образом, справедливость можно рассматривать и как обобщающий принцип или обобщающее начало уголовного права.
В ч. 2 ст. 6 УК воспроизведена норма, выраженная в ст. 50 Конституции: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление" (non bis in idem - нельзя дважды за одно и то же), что делает этот принцип конституционным. Так, для того чтобы исключить повторное осуждение российского гражданина за преступление, совершенное им вне пределов РФ, Уголовный кодекс допускает привлечение такого лица к уголовной ответственности лишь в случае, если оно не было осуждено за это преступление в иностранном государстве (см. ст. 12 УК).
Т.о. справедливость является юридической и нравственной категорией. С юридической точки зрения справедливость юридической ответственности проявляется в ряде формальных требований, в частности, вид и мера наказания зависят от тяжести преступления, за одно преступление возможно лишь одно наказание, ответственность несет тот, кто совершил преступление, закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее обратной силы не имеет. В качестве этической, нравственной категории справедливость наказания оценивается общественностью, знакомой с обстоятельствами дела и с приговором, а также самим осужденным, его родными и близкими. Этот аспект имеет немаловажное значение, прежде всего - с точки зрения поддержания авторитета закона и судебного приговора. Несправедливое наказание - слишком мягкое или, напротив, слишком суровое, - вызывает негодование граждан или сочувствие к преступнику; оно не может оказать необходимого исправительного и воспитательного воздействия на осужденного и способствовать предупреждению преступлений со стороны других лиц.
2.7 Принцип гуманизма.
Гуманизм представляет собой нравственную позицию, выражающую признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к благу человека как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этого принципа специфично и предполагает его конкретизацию в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектах. Во-первых, проявление гуманизма в отношении к человеку как важнейшему объекту уголовно-правовой охраны личности (ч. 1 ст.7) и, во-вторых, специфическое проявление гуманизма по отношению к преступнику (ч. 2 ст. 7 УК).
Положение об обеспечении уголовным законодательством безопасности человека означает указание на приоритетную задачу УК - охрану человека, его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств. Гуманистическая цель уголовного закона и его направленность на защиту потерпевшего находят свое выражение в первую очередь в формулировании составов преступлений против личности, предусмотренных в УК, а также ряда иных норм и институтов Общей и Особенной частей (например, повышенная охрана интересов несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, находящихся в беспомощном состоянии и т. д.).
В ч. 2 ст. 7 УК закрепляется гуманность наказания преступника и применения к нему иных мер уголовно-правового характера. Эта сторона гуманизма проявляется в отрицании жестоких, мучительных и позорящих человеческое достоинство наказаний. Последнее основано на Конституции: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию" (ст. 21). Поэтому строгие меры наказания, применяемые к опасным преступникам (например, длительные сроки лишения свободы), сочетаются как с применением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и с развитием института условного осуждения, институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, применяемых к лицам, совершившим менее опасные преступления.
Правило, закрепленное в ч.2 ст.7 УК РФ получило конкретизацию в ряде статей части Особенной: в ст.110 - Доведение до самоубийства, в ст.302 - Принуждение к даче показаний. По сравнению с аналогичной статьей 179 УК РСФСР статья 302 содержит более развернутый, можно сказать, исчерпывающий перечень жертв принуждения (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, эксперт) и способов применения - угрозы, шантаж, иные незаконные действия (п.1) и указанные в п.2 - насилие, издевательства или пытки. Подобная конкретизация в определенной мере соответствует нормам международных документов, начиная со Всеобщей декларации прав человека (ст.5), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст.7), Международной конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу 26 июня 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.3). Однако при сопоставлении формулировок УК РФ и названных международных документов очевидным становится более широкое понятие пытки, которое содержат последние. Это - любые действия, которыми умышленно причиняются боль или страдания, физические или нравственные (психологические, умственные). Данное обстоятельство важно отметить, поскольку Европейская комиссия и Европейский суд до правам человека, оценивая эти запреты как гарантию неотъемлемого права человека на уважение его достоинства, под унижающим достоинство обращением или наказанием понимают "плохое обращение такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить или сломить ее физическое или моральное сопротивление". По определению Суда для констатации нарушения ст.3 Европейской конвенции достаточно выявления минимального уровня жестокости, например унижающее достоинство обращение в присутствии третьих лиц, в приватной обстановке. Суд также считает бесчеловечной и такую форму обращения, как словесные оскорбления, презрение, угрозы применения пыток и др. Для усиления защиты от пыток и бесчеловечного обращения в Совете Европы была принята Европейская конвенция о запрете пыток и бесчеловечного или жестокого обращения или наказания, которая вступила в силу в 1989 году. Она предусматривает создание Комиссии независимых экспертов, наделенных полномочием периодически посещать любые учреждения (тюрьмы, полицию, психиатрические лечебницы и т.д.) с целью контроля положения дел в государствах - членах Совета Европы. По итогам проверок составляются и публикуются доклады. Наряду с новеллами УК РФ это потребует от России внесения серьезных изменений в Исправительно-трудовой кодекс, в УПК и ряд других законов с тем, чтобы добиться соблюдения прав человека и законности в этой области.
В контексте международных стандартов вопрос о гуманном отношении к преступнику, прежде всего, касается защиты права на жизнь и проблем применения смертной казни. При вступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 года Российская Федерация взяла обязательство не позднее 28 февраля 1999 года ратифицировать Протокол N 6 от 28 апреля 1983 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года Пояснительная записка по вопросу о ратификации Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года//СПС «Гарант».В соответствии со ст.1 данного протокола смертная казнь отменяется, никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. Исключение допускается только за действия, совершенные во время войны или при наличии неизбежной угрозы войны и только в установленных законом случаях (ст.2). Ратифицировав этот Протокол, Россия обязана будет изъять из Уголовного кодекса составы преступлений, караемых смертной казнью. Как указано в ст.ст.3 и 4 Протокола, отступление и оговорки в отношении его положений не допускаются. Проект федерального закона о ратификации Протокола №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Относительно отмены смертной казни) был внесен Президентом РФ в августе 1999 года Письмо Президента РФ от 6 августа 1999 г. N Пр-1025 // СПС «Гарант». Однако он до сих пор не ратифицирован, поскольку значительная часть депутатского корпуса выступает против немедленной отмены смертной казни Обращение Государственной Думы к Президенту РФ В.В. Путину о преждевременности ратификации Протокола №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года. Принято постановлением Государственной Думы 15 февраля 2002 года №2483-III ГД // Парламентская газета, 28.02.2002, №41(921). Вместе с тем суды в настоящее время не могут назначать наказание в виде смертной казни, поскольку отсутствует федеральный закон, обеспечивающий на всей территории Российской Федерации рассмотрение соответствующих дел с участием присяжных заседателей Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года №3-П //Вестник Конституционного Суда РФ, №3, 1999.
В настоящее время из 38 государств-членов (без России) 12 сохранили в своем законодательстве смертную казнь. В Российской Федерации перспектива отмены смертной казни определена в ст.20 Конституции РФ. Тенденция существенного ограничения смертной казни уже получила воплощение в новом УК: исключительная мера сохранена только за особо тяжкие преступления против жизни в пяти случаях (в УК РСФСР - 14 составов). При этом альтернативой смертной казни во всех этих составах допускается лишение свободы на максимальный срок либо пожизненное лишение свободы.
С точки зрения соответствия Международным стандартам по правам человека необходимо отметить также, что принцип гуманизма получил воплощение и в положении УК об обратной силе закона. В п.1 ст.10 говорится: "Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу..." И далее: "Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет". Этот принцип считается общепризнанным и закреплен во многих международных договорах, например в Международном пакте о гражданских и политических правах (п.1 ст.15).
Одновременно в УК впервые вводится норма-принцип, в соответствии с которой в случае смягчения наказания новым законом оно должно привести к сокращению срока, который осужденное лицо отбывает (п.2 ст.10). Обогатив содержание этого принципа новеллой, неизвестной международному уголовному праву, УК РФ расширил, таким образом, арсенал средств дальнейшей гуманизации системы наказаний.
Т.о принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Издание и применение уголовного законодательства - одна из форм осуществления этой обязанности. Принцип гуманизма в уголовном праве реализуется прежде всего путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря - его безопасности от преступных посягательств. Однако характеризуя гуманизм как уголовно-правовой принцип, необходимо подчеркнуть, что в нем есть и другой аспект. Уголовный закон имеет дело не только с жертвой преступления, но и с преступником, который также обладает гражданскими правами и обязанностями, является человеческой личностью и защищается законом. Т.е. «гуманизм уголовной юстиции противоречив: охраняя личность и права потерпевших, интересы общества, уголовная юстиция вместе с тем должна проявлять гуманность и по отношению к лицу, нарушившему их интересы» Келина С.Г. Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М.,1988, с. 149..
Глава III.
3.1 Понятие уголовного закона, его значение.
Реальное действие уголовно-правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в нормативно-правовом акте (нормативно-правовых актах), образующих источник (источники) уголовного права как отрасли права. Единственным источником уголовного права как отрасли права в Российской Федерации является закон. В отличие от других отраслей права (трудового, административного), источниками которых наряду с законом могут быть постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты органов государственной власти, уголовно-правовые нормы должны быть выражены только в форме законодательного акта, принятого на федеральном уровне (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно-правового характера. Это объясняется повышенной опасностью преступление по сравнению с другими видами правонарушений, а также более серьезными правовыми последствиями наказания за их совершение по сравнению с другими видами ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой). Отсюда следует, что в качестве источников уголовного права не могут признаваться ни обычаи, ни судебный прецедент, ни постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации. Последние содержат разъяснения по вопросам судебной практики, раскрывают сущность и смысл уголовно-правовых норм, содержащихся в уголовном законе. Толкование при всей своей значимости не может «творить» новые нормы, а интерпретатор заменить законодателя. Однако в актах официального толкования могут содержаться предписания общего характера. В науке предложено решение указанного противоречия: предписания общего характера, содержащиеся в актах официального толкования, надо считать не нормами права, а правоположениями, которые имеют юридическое значение.
Правовые нормы, устанавливающие преступность и наказуемость деяния подвергнуты отраслевой кодификации и изложены в Уголовном Кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 1996 года и вступившем в силу 1 января 1997 года. Статья 1 УК РФ 1996 г. гласит: "Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс".
УК РФ не содержит легальной дефиниции понятия уголовный закон, однако исходя из установлений Конституции РФ, из содержания уголовного законодательства, можно сформулировать следующее определение:
Уголовный закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый (изменяемый, отменяемый) высшим законодательным органом государственной власти, либо всенародным голосованием (референдумом), состоящий из взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и принципы уголовно ответственности и содержат общие положения уголовного законодательства, другие - определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказание, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, либо в определенных случаях указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Данная дефиниция относится, прежде всего, к Уголовному кодексу РФ, в котором регламентированы все вопросы уголовного права. Т.е. в данном случае понятие уголовный закон употребляется в широком смысле слова. Отдельные уголовные законы, понимаемые в узком смысле, включают одну или несколько норм уголовно-правового характера. Они действуют самостоятельно до включения в УК РФ, а затем применяются наравне с другими содержащимися в нем нормами. При этом ссылка делается обычно только на определенную статью Уголовного кодекса.
Юридическим основанием российского уголовного законодательства является Конституция (Основной закон) РФ 1993г. и нормы международного права. В части 2 статьи 1 УК РФ говорится: «Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права». Согласно ч.1 ст.15 Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы (в том числе уголовные) и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Т.о., в случае противоречия норм Уголовного кодекса нормам Конституции применяются нормы, закрепленные в Основном Законе. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркивается: «Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридическое силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации». Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1996. №1.,с.3 В соответствии с указанным постановлением суд, разрешая дело (в том числе и уголовное), применяет непосредственно нормы Конституции, в частности в том случае, когда он придет к убеждению, что федеральный закон (например, нормы УК) находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона.
В упоминавшейся ранее ч.2 ст.1 УК РФ говорится также, что Кодекс основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Оно соответствует ч.4 ст.15 Конституции РФ, которая гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31.10.95 N 8 конкретизировал, что судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах) и международных договорах Российской Федерации. При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757 положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1. С. 4. Однако специфика правоприменительной практики в уголовно-правовой сфере такова, что приоритет принципов и норм международного права по отношению к внутригосударственным нормам уголовного права может быть и неабсолютным (безусловным). Исходя из того, что нормы международно-правовых конвенций не имеют санкций, они могут быть реализованы только в случае, если нормы о соответствующих преступлениях (обычно международного характера) стали нормами внутригосударственного уголовного права.
И в тех случаях, когда это не сделано, никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за соответствующее деяние, которое не предусмотрено внутренним уголовным законодательством, даже если оно предусмотрено нормами международного права.
И в этом случае следует говорить о приоритете внутригосударственных уголовно-правовых норм по отношению к нормам международного права.
Происходящая в настоящее время интеграция России в систему основных международных пактов и конвенций по правам человека и особенно вступление в Совет Европы обязывают ее привести свое законодательство в соответствие с международными и европейскими стандартами в области прав человека. В частности, в соответствии с ратифицированными нашим государством международными конвенциями в новый Уголовный кодекс включены нормы, предусматривающие ответственность за злоупотребление и незаконные действия с информацией и сведениями о частной жизни человека. К ним относится впервые включенная в УК статья об ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни путем незаконного собирания или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан (ст.137). За аналогичные действия, совершенные с использованием служебного положения, предусмотрена повышенная уголовная ответственность (ч.2 ст.137). Кроме того, в соответствии с Европейской конвенцией о защите личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных (1981 г.) УК вводит уголовную ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении человеку документов и материалов, собранных о нем, равно как и предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если такие действия причинили ущерб его правам и законным интересам (ст.140).
В состав УК 1996 г. был введен новый раздел об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. Он включает восемь составов преступлений, из которых только две нормы унаследованы из прежнего УК. Источниками этого раздела явились Устав и приговор Международного военного трибунала по делу главных военных преступников гитлеровской Германии (сформулированные в Уставе МВТ составы международных преступлений были признаны в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 95(1) от 11 декабря 1946 г. в качестве общепризнанных норм международного права, а также послужили основанием для последующей кодификации "Нюрнбергских принципов"), Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 1948 г., проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый в первом чтении Комиссией международного права в 1991 году. Ледях И. Новый Уголовный кодекс и международные стандарты по правам человека В целом же этот раздел представляет собой своеобразную кодификацию основополагающих международных преступлений на уровне национального уголовного законодательства. Уголовная ответственность устанавливается за: планирование, подготовку развязывания или ведение агрессивной войны (ст.353); публичные призывы к агрессивной войне (ст.354); производство или распространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356); геноцид (ст.357); экоцид (ст.350); наемничество (ст.359); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360).
В ст.1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация -- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Однако правовой характер российского государства представляется в настоящее время декларацией. В условиях формирования правового государства закон (в том числе и уголовный) приобретает исключительно большое значение. Верховенство закона - высшего нормативно-правового акта является существенным, неотъемлемым признаком такого государства. Конституция - основной закон государства обладает высшей юридической силой, законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Тем самым государство связало себя законом. Все должностные лица - от главы государств до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с ним, а за нарушения несут ответственность. Многие положения Основного Закона относятся к уголовному праву. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч.1 ст.50). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст.54).
Итак, уголовный закон является единственным источником норм уголовно-правового характера. Только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость деяний. Он принимается высшим законодательным органом государства или на референдуме, т.е. является выражением воли народа - единственного источника власти в Российской Федерации. В условиях формирования правового государства уголовный закон служит его орудием в осуществлении уголовной политики, направленной на оздоровление общества, на утверждение действительной власти народа для народа и осуществляемой самим народом.
3.2 Структура уголовного закона.
Поскольку уголовным законом в Российской Федерации является УК РФ, то в рамках данного вопроса следует рассмотреть структуру Уголовного кодекса РФ.
УК РФ состоит из Общей и Особенной частей, объединяющих 12 разделов, 34 главы и 360 статей.
Общая и Особенная части УК подразделяются на разделы, которые включают определенное число глав, состоящих из конкретных статей, содержащих уголовно - правовые нормы.
Общая часть состоит из 6 разделов, 15 глав и 104 статей.
Раздел I - Уголовный закон - включает 2 главы и 13 статей, содержащих нормы: об уголовном законодательстве РФ, о его задачах и принципах, об основании уголовной ответственности, о действии уголовного закона во времени, об обратной силе уголовного закона, о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ и совершивших преступление вне ее пределов, о выдаче лиц, совершивших преступление.
Раздел II - Преступление - состоит из 6 глав и 29 статей, содержащих нормы: о понятии преступления и видах преступлений, о лицах, подлежащих и не подлежащих уголовной ответственности, о понятии вины и ее формах, о понятии оконченного и неоконченного преступления (приготовление к преступлению и покушение на преступление), о добровольном отказе от преступления, о соучастии в преступлении, его понятии, видах соучастников преступления, формах соучастия, эксцессе исполнителя преступления, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения).
Раздел III - Hаказание - состоит из 5 глав и 32 статей, содержащих нормы: о понятии и целях наказания, о видах наказания, об основных и дополнительных наказаниях, о назначении наказания, об общих началах назначения наказания, о назначении наказания при наличии смягчающих или отягчающих обстоятельств, о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, о назначении наказания при вердикте (решении) присяжных заседателей о снисхождении, а также за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии при совокупности пpиговоpов, о поpядке опpеделения сpоков наказания пpи сложении наказаний, об исчислении сpоков наказания и зачете наказания, об условном осуждении, его отмене или пpодлении испытательного сpока.
Раздел IV - Освобождение от уголовной ответственности и от наказания - состоит из 3 глав и 12 статей, содеpжащих ноpмы об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным pаскаянием, с пpимиpением с потеpпевшим, с изменением обстановки, с истечением сpоков давности и ноpмы об освобождении от наказания в виде условно - досpочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождения от наказания в связи с болезнью6 отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, освобождения от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного пpиговоpа суда, амнистии или помиловании. Здесь же pаскpывается понятие судимости.
Раздел V - Уголовная ответственность несовеpшеннолетних - состоит из 1 главы и 10 статей, содеpжащих ноpмы об особенности уголовной ответственности и наказания несовеpшеннолетних, о понятии теpмина "несовеpшеннолетний" и возможности назначения несовеpшеннолетним наказания либо пpименения пpинудительных меp воспитательного хаpактеpа, о видах наказания, назначаемых несовеpшеннолетним, о специфике назначения наказания несовеpшеннолетнему, о пpименении пpинудительных меp воспитательного воздействия и их содеpжании, об освобождении от наказания несовеpшеннолетних и условно - досpочном освобождении от отбывания наказания, о сpоках давности, пpименяемых к несовеpшеннолетним пpи освобождении от уголовной ответственности и от отбывания наказания, о сpоках погашения судимости, о пpименении положений настоящей главы к лицам в возpасте от 18 до 20 лет.
Раздел VI - Пpинудительные меpы медицинского хаpактеpа - состоят из 1 главы, включающей 8 статей, содеpжащих ноpмы: обоснованиях пpименения пpинудительных меp медицинского хаpактеpа, о целях и видах их пpименения, об амбулатоpном пpинудительном наблюдении и лечении у психиатpа, о пpинудительном лечении в психиатpическом стационаpе, о пpодлении, изменении и пpекpащении пpименения пpинудительных меp медицинского хаpактеpа и зачете вpемени их пpименения, о пpинудительных меpах медицинского хаpактеpа, соединенных с исполнением наказания.
Особенная часть нового УК состоит из 6 разделов, 19 глав и 247 статей, содеpжащих уголовно - правовые нормы, в которых законодатель опpеделяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливает наказания, подлежащие пpименению к лицам, совеpшившим пpеступление.
Разделы и главы систематизиpованы по pодовому и видовому объектам посягательства, т.е. по группам pодственных, общественных отношений, охpаняемых уголовным законом. Так, Раздел VII - Преступления пpотив личности - включает главы: пpеступления пpотив жизни и здоpовья (гл.16), пpеступления пpотив свободы, чести и достоинства личности (гл.17), пpеступления пpотив половой непpикосновенности и половой свободы личности (гл.18), пpеступления пpотив конституционных пpав и свобод человека и гpажданина (гл.19), пpеступления пpотив семьи и несовеpшеннолетних (гл.20).
Раздел VIII - Преступления в сфере экономики - включает главы: пpеступления пpотив собственности (гл.21), пpеступления в сфеpе экономической деятельности (гл.22), пpеступления пpотив интеpесов службы в коммерческих и иных организациях (гл.23).
Раздел IХ - Преступления против общественной безопасности и общественного поpядка - включает главы: пpеступления пpотив общественной безопасности (гл.24), пpеступления пpотив здоpовья населения и общественной безопасности (гл.25), экологические пpеступления (гл.26), пpеступления пpотив безопасности движения и эксплуатации тpанспоpта (гл.27), пpеступления в сфеpе компьютеpной инфоpмации (гл.28).
Раздел Х - Преступления пpотив госудаpственной власти - включает главы: пpеступления пpотив основ конституционного стpоя и безопасности госудаpства (гл.29), пpеступления пpотив госудаpственной власти, интеpесов госудаpственной службы и службы в оpганах местного самоупpавления (гл.30), пpеступления пpотив пpавосудия (гл.31), пpеступления пpотив поpядка управления (гл.32).
Раздел ХI - Пpеступления пpотив военной службы - состоит их одной главы (гл.33), название котоpой повторяет название pаздела. В ноpмах данной главы дается понятие пpеступлений пpотив военной службы (ст.331 УК) и опpеделяется ответственность за конкpетные пpеступления пpотив установленного поpядка пpохождения военной службы (ст.ст.332-352 УК).
Раздел XII - Пpеступления пpотив миpа и безопасности человечества - состоит из одной главы того же названия (гл.34) и 8 норм, определяющих ответственность за конкpетные преступления против мира и безопасности человечества.
Структура как Общей, так и Особенной части УК РФ претерпели серьезные изменения. Это связано, прежде всего, с коренными изменениями, происшедшими в определении приоритетов уголовно-правовой охраны.
Происшедшие изменения в структуре УК РФ отражают те новеллы, которые внесены в содержание уголовно-правовых норм, включенных в новый УК.В новом УК законодательно закреплены принципы уголовного права: принцип законности (ст.6), принцип равенства граждан перед законом ст.4), принцип вины (ст.5), принцип справедливости (ст.6), принцип гуманизма (ст.7). Важным нововведением УК является классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности на четыре категории: преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие (ст.15). Такое деление послужит основой для дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. Позитивную роль в повышении эффективности уголовно-правовых средств борьбы с организованной преступностью призвано сыграть определение их форм: группа лиц и группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (ст.35 УК). Новый УК значительно расширил круг обстоятельств, исключающих преступность деяния: при причинении вреда во время задержания лица, совершившего преступление (ст.38), при физическом или психическом принуждении (ст.40), при обоснованном риске (ст.41), при исполнении приказа или распоряжения (ст.42). УК РСФСР предусматривал только два обстоятельства: необходимую оборону (ст.13) и крайнюю необходимость (ст.14). УК 1996 года установил особые правила уголовной ответственности несовершеннолетних (раздел V).
В Особенную часть кодекса включены отсутствующие в УК РСФСР главы об ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23), за экологические преступления (глава 26) , преступления в сфере компьютерной информации (глава 28), преступления против мира и безопасности человечества (глава 34). В главах, которые имеют одинаковые или аналогичные названия с главами УК 1960 года имеется целый ряд новых составов. Например, в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», которая заменила главу 6 «Хозяйственные преступления» УК 1960 года, включены новые составы: регистрация незаконных сделок с землей (ст.170), незаконная банковская деятельность (ст.172), лжепредпринимательство (ст.173), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем (ст.174), незаконное получение кредита (ст. 176), заведомо ложная реклама (ст. 182) и др. общественно опасные деяния в этой области.
Общая и Особенная части взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой неразрывное единство, которое, в свою очередь, значительно сильней проявляется при применении уголовного закона. Нельзя применить норму закона, содержащуюся в Особенной части УК, не обратившись к Общей части. Положения Общей части распространяются на все составы преступлений, предусмотренные в Особенной части УК. В статьях Особенной части УК указаны признаки конкретных видов преступлений, сформулированы их составы.
Статьи УК пронумерованы арабскими цифрами и имеют заголовки, выpажающие суть содеpжащихся в них уголовно - пpавовых ноpм. По общему правилу, в статье выражена одна уголовно - правовая норма. Лишь в отдельные статьи включены две нормы (например, части первая и втоpая ст.157 УК). Иногда одна и та же норма, но с различной модификацией повторяется в нескольких статьях (например, ст.ст.105-109 УК, предусматpивающие ответственность за убийство).
В случае включения в УК новых статей они помещаются в соответствующую главу, исходя из родового объекта посягательства, и обозначаются номером статьи, наиболее близкой к ней по содержанию, но с дополнением к имеющемуся номеру цифрового показателя.
Исключение той или иной статьи (нормы) из УК в связи с устранением наказуемости деяния или иными причинами также не изменяет порядок нумерации статей в Кодексе, сохраняется номер отмененной статьи с пометкой "Отмена".
Этот порядок нумерации статей позволяет сохранить систему УК и облегчает пользование им работниками правоохранительных органов, учеными - юристами, студентами и др.
Статьи Общей и Особенной частей нового УК в большинстве своем состоят из нескольких частей - двух, трех и более, которые обозначены арабскими цифрами 1,2,3 и т.д. (в УК 1960 г. подобное обозначение отсутствует). Части статей раскрывают содержание, указывают разновидности данной нормы или условия ее пpименения (например, ст.ст.1.2,91 УК), а в статьях Особенной части - определяют основные и квалифицированные виды данного состава (например, ст.ст.111,213 УК).
В ряде статей части поделены на пункты, имеющие буквенное обозначение (например, ст.ст.58а,61б,63в,105г УК). В статьях Особенной части описываются конкретные составы преступлений и определяются меры наказания, применяемые в случае их совершения.
Заключение.
Подводя итог рассмотрению вопроса о понятии уголовного права, его принципах и задачах следует отметить следующие моменты:
1. В настоящее время происходит переосмысление содержания понятия «уголовное право» с широких нравственно-правовых позиций, связанное с разграничением права и закона и отказом от рассмотрения уголовного права исключительно как уголовного законодательства. «Право значительно шире по кругу охватываемых явлений и богаче по содержанию, нежели закон как формальный источник права или законодательство как одна из форм проявления права.
Уголовное право - это многоэлементная система, включающая не только уголовное законодательство, но и другие важные компоненты (правосознание, правоприменение)» М. Кауфман. Уголовное право и уголовный закон (вопросы теории) // Уголовное право, 2001, №4, с.33. «Уголовное право как социальное явление, в отличие от уголовного законодательства (являющегося частью предмета уголовного права) не может быть определено вне связей с факторами, его обуславливающими (общественно-опасное поведение), без указания на его социальное предназначение(охрана наиболее важных общественных отношений)» В.В. Мальцев. Место уголовного права в системе отраслей российского права // Государство и право, 2000, №5, с.50.
2. В УК РФ впервые закреплены принципы уголовного законодательства, в соответствующих статьях раскрыто их содержание. Тем не менее, в науке существуют споры как по поводу необходимости закрепления отдельных уголовно-правовых принципов, не указанных в законе, так и по поводу определенного законодателем их содержания.Такпо мнению В.В. Мальцева «отдельные принципы не закреплены (принцип личной ответственности, принцип неотвратимости ответственности (хотя, как я уже отмечал, данный принцип ныне не является принципом материального уголовного права), а их содержание (справедливости, равенства граждан перед законом) раскрыто не совсем верно. Причем изъяны норм в последнем случае вряд ли вообще могут быть устранены посредством их простого уточнения, ибо для юридического выражения указанных идей в уголовном праве еще не разработан достаточный и общепризнанный теоретический фундамент». Поэтому он предлагает лишь перечислить в соответствующей статье УК принципы уголовного законодательства без определения их содержания. Применительно к уголовно-правовым принципам необходимо отметить также противоречие ряду уголовно-правовых норм, провозглашенным и закрепленным в статьях уголовного закона (Уголовного кодекса), что препятствует обеспечению реального действия правовых принципов.
3.Уголовное право играет роль важнейшего средства реализации уголовной политики. Учитывая многолетний опыт применения предудущего УК РСФСР, а также положения нового Уголовного кодекса, можно достаточно четко выявить две основные тенденции уголовной политики на современном этапе. Одна из них состоит в последовательной борьбе с наиболее тяжкими преступлениями, с организованной преступностью, в применении самых суровых мер наказания к лицам, совершившим опасные преступления, к особо опасным рецидивистам, к организаторам, руководителям и активным участникам преступных организованных формирований, к лицам, возглавляющим преступные группировки, занимающиеся захватом заложников. Друга тенденция, в которой реализуется принцип гуманизм российского уголовного права, заключается в сужении сферы уголовной регуляции в отношении лиц, совершивших преступления, не представляющие повышенной опасности, в широком применении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Разумное сочетание обеих тенденций обеспечит действенную и законную борьбу с преступностью.
Список использованной литературы:
Правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации // "Российская газета", N 237, 25.12.1993
2. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года // "Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст. 591.
3. Уголовный кодекс РФ 1996 года // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757
5. Закон РФ от 05.03.92 N 2446-1 "О безопасности" (в ред. Закона РФ от 25.12.92 N 4235-1; Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)//ВСНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769; 1993. N 2. Ст. 77; САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086
6. Гражданский кодекс РФ (часть первая) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года №3-П // Вестник Конституционного Суда РФ, №3, 1999
8. Постановление Конституционного суда РФ от 12.04.2002 №9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда РФ и Законодательного Собрания Красноярского края» // Российская газета, 25.04.2002, №75, с.7
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года №8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1. С. 4
10. Письмо Президента РФ от 6 августа 1999 г. N Пр-1025 // СПС «Гарант»
11. Обращение Государственной Думы к Президенту РФ В.В. Путину о преждевременности ратификации Протокола №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года. Принято постановлением Государственной Думы 15 февраля 2002 года №2483-III ГД // Парламентская газета, 28.02.2002, №41(921)
Специальная литература:
1. Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М. 1988 г.
2. Головко А.Б. Принципы неотвратимости ответственности и публичности в современном российском уголовном праве и процессе // «Государство и право», 1999, №3.
3. Мальцев В.В. Принципы уголовного законодательства и общественно-опасное поведение // «Государство и право», 1997 г. ,№2.
4. Словарь русского языка. Т 1-4. М. 1981 Т.1
5. Ледях И. Новый Уголовный кодекс и международные стандарты по правам человека// Российская юстиция, №
6. Пояснительная записка по вопросу о ратификации Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // СПС «Гарант»