Рефераты

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

32

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1.Дисциплинарная ответственность как разновидность юридической ответственности

1.1 Общие положения о дисциплинарной ответственности

1.2 Правовые основы дисциплинарной ответственности в России

Глава 2. Характеристика дисциплинарной ответственности

2.1 Поощрения и дисциплинарные взыскания

2.2 Привлечение к дисциплинарной ответственности

Заключение

Список нормативных актов и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Важным показателем постоянной боевой готовности вооруженных сил является твердая воинская дисциплина. В современных условиях роль дисциплины и организованности всего личного состава значительно возросла. «Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу» Корякин В.М. Юридический справочник военнослужащего-контрактника (для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту). Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - "За права военнослужащих", 2006 г..

Более того, отметим, что проблема неуставных взаимоотношений военнослужащих в России существует уже много лет. Однако именно сейчас, а точнее в последнее десятилетие, она приобрела настолько острый характер, что, пожалуй, не осталось ни одного призывника, ни одной матери призывающегося на военную службу молодого человека, которые не боялись бы предстоящей военной службы из-за связанной с ней реальной возможности подвергнуться неуставным посягательствам. Эта проблема волнует не только призывников и их матерей (о чем убедительно свидетельствуют социологические опросы, а также многочисленные факты уклонений от призыва на военную службу и от самой службы в процессе ее прохождения), но и основную часть общества (неуставные отношения, как правило, занимают центральное место в обсуждении жизнедеятельности армии и флота в средствах массовой информации, производя при этом немалый общественный резонанс), и даже структуры государственной власти (данная проблема давно уже вышла за пределы Министерства обороны Российской Федерации и периодически поднимается в выступлениях Президента Российской Федерации). Корень указанной проблемы лежит прежде всего в недисциплинированности военнослужащих, нежелании их следовать установленным правилам.

Объект: исследуемые правоотношения в сфере выполнения обязанностей военнослужащими, соблюдению воинской дисциплины, применения командирами поощрений и дисциплинарных взысканий.

Предмет: исследуемое законодательство, регулирующее военно-служебные отношения, а конкретно, регулирование института дисциплинарной ответственности.

Цель курсовой работы: исследовать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Задачи курсовой работы:

1 Рассмотреть общие положения о дисциплинарной ответственности.

2 Охарактеризовать правовые основы дисциплинарной ответственности в России.

3 Описать поощрения и дисциплинарные взыскания.

4 Выявить привлечение к дисциплинарной ответственности через характеристику служебного разбирательства.

Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:

1. Дисциплинарная ответственность является разновидностью юридической ответственности.

2. Служебное разбирательство непременный атрибут привлечения к дисциплинарной ответственности.

Глава 1. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1.1 Общие положения о дисциплинарной ответственности

Правовое положение (статус) военнослужащих наряду с правами и свободами включает в себя также обязанности и юридическую ответственность.

Юридическая ответственность - «это меры правового принуждения за совершенные правонарушения, содержащие для правонарушителей неблагоприятные последствия и применяемые к ним компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном государством порядке» Зателепин О.К. Юридическая ответственность военнослужащих (материалы для проведения занятий по правовой подготовке)//Право в Вооруженных Силах, 2005, N 10.

Основанием юридической ответственности является «правонарушение, т.е. виновно совершенное деликтоспособным лицом общественно опасное (вредоносное) деяние, запрещенное правом под угрозой применении мер принуждения» Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002.. Правонарушения подразделяют на преступления и проступки (гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные).

Структуру правонарушения раскрывает понятие состава правонарушения, представляющего собой «совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих поведение лица как правонарушение» Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002.. Состав любого правонарушения включает следующие элементы:

- объект правонарушения;

- объективная сторона правонарушения;

- субъект правонарушения;

- субъективная сторона правонарушения.

Отсутствие в поведении лица одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.

Юридическая ответственность может быть разделена на виды:

а) дисциплинарная;

б) административно-правовая;

в) материальная;

г) гражданско-правовая;

д) уголовно-правовая.

Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, установленной для граждан Российской Федерации, на общих основаниях, но с учетом особенностей своего правового положения (статуса). В ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ определено, что «военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность» Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.

Дисциплинарная ответственность возлагается на военнослужащих за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка.

Административная ответственность заключается в применении к военнослужащим за совершение отдельных административных правонарушений административных наказаний на общих основаниях. В установленных административным законодательством случаях военнослужащие за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

Материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы.

Гражданско-правовая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Уголовная ответственность применяется к военнослужащим за совершение преступлений. По общему правилу за совершенное правонарушение военнослужащие должны привлекаться к одному виду ответственности. Однако законодательство в ряде случаев допускает применение к военнослужащему нескольких видов юридической ответственности за одно правонарушение. Например, военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности.

Юридическая ответственность военнослужащих наряду с общими свойствами юридической ответственности в целом характеризуется рядом особенностей:

- юридическая ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими в сфере военно-служебных отношений;

- юридическая ответственность военнослужащих отличается большим кругом составов правонарушений в силу большего числа юридических ограничений, налагаемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан;

- в отношении военнослужащих применяется, как правило, более строгая по сравнению с другими гражданами юридическая ответственность за совершение аналогичных правонарушений, отличающаяся специфическими мерами;

- законодательство предоставляет командирам (начальникам) «специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации» Военное право: Учебник. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - М.: За права военнослужащих, 2004..

Наиболее подробно рассмотрим понятие дисциплинарной ответственности военнослужащих.

"Строгость", по мнению Д.Н. Ушакова, означает «быть очень требовательным, взыскательным, требующим точного исполнения чего-нибудь, не допускающим снисхождения, попустительства» Титов А.В. Некоторые вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушения воинской дисциплины//Право в Вооруженных Силах, 2007, N 12. В свою очередь, по мнению автора, «строгое соблюдение военнослужащим соответствующих порядка и правил предполагает неуклонное исполнение им своих обязанностей исключительно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним законами, приказами командиров (начальников)» Там же. Так, например, со всеми категориями военнослужащих, задержанных за невыполнение воинского приветствия и нарушения правил ношения военной формы одежды, военный комендант гарнизона в соответствии со ст. 25 УГ и КС ВС РФ обязан организовывать занятия по строевой подготовке и изучению уставов.

"Точность", по мнению Д.Н. Ушакова, означает «быть истинным, действительным, таким, как на самом деле, всецело совпадающим с образцом, совершенно верным» Там же. По смыслу приведенного определения под "точным соблюдением" военнослужащим соответствующих порядка и правил следует понимать тщательное выполнение им задач согласно их формулировке (постановке) или приведенным образцом. Так, например, военнослужащий, получивший приказ о выполнении боевой задачи, в соответствии со ст. 40 УВС ВС РФ обязан выполнить его беспрекословно. Но для того чтобы приказ был точно выполнен, необходимо его точно отдать. Для этого командир (начальник) обязан его сформулировать ясно, чтобы он не допускал двоякого толкования и не вызывал сомнения у подчиненного.

Порядок - состояние благоустройства и налаженности, правильность в расположении чего-нибудь, путь в осуществлении чего-нибудь. Соблюдение определенного «порядка» военнослужащими означает, систематичность и последовательность, а также способ и метод выполняемых ими действий. В качестве примера можно привести порядок действий начальника караула при вызове караула «в ружье» или порядок действий командира (начальника) при проведении занятий по строевой подготовке.

Определение «правил» не столь однозначно, как определения выше рассмотренных понятий. Под "правилами" понимаются предложения, выражающие при определенных условиях разрешение или требование совершить некоторый поступок или воздержаться от совершения некоторого поступка. Одновременно с этим "правила" рассматриваются и как форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности. По мнению автора, последнее определение в наибольшей степени отражает сущность "правил", соблюдаемых военнослужащими. В качестве примера можно привести правила внутреннего распорядка, правила воинского приветствия, правила движения строя, правила ношения военной формы одежды, которые изложены в нормативных правовых актах (соответственно в УВС ВС РФ, СУ ВС РФ).

Важным показателем постоянной боевой готовности вооруженных сил является твердая воинская дисциплина. В современных условиях роль дисциплины и организованности всего личного состава значительно возросла. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Дисциплинарная ответственность военнослужащих является одним из важнейших средств укрепления воинской дисциплины.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих представляет собой предусмотренные военным законодательством меры дисциплинарного взыскания, применяемые к военнослужащим за совершение воинских дисциплинарных проступков. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируются Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинские дисциплинарные проступки выражаются в «виновном, противоправном нарушении военнослужащими воинской дисциплины или общественного порядка, влекущем применение дисциплинарных взысканий» Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.

Состав воинского дисциплинарного проступка включает традиционные для всех правонарушений элементы.

Объектом воинского дисциплинарного проступка являются военно-служебные отношения, регулирующие порядок соблюдения военнослужащими воинской дисциплины. Под воинской дисциплиной понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Особенность этих отношений заключается в регламентации ими не только служебного поведения военнослужащих, но и в ряде случаев поведения их вне службы. Так, правила воинской дисциплины распространяются и на поведение военнослужащих в общественных местах во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест). В соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ за нарушение таких правил общественного порядка военнослужащие должны привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка в самом общем виде заключается в действии или бездействии, выражающихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении военнослужащим возложенных на него обязанностей военной службы. Однако в дисциплинарном законодательстве, в отличие, например, от уголовного или административного, отсутствует исчерпывающий перечень воинских дисциплинарных проступков и соответственно описание их объективной стороны. В ДУ ВС РФ содержатся лишь виды (по существу, названия) грубых дисциплинарных проступков военнослужащих. Например, самовольная отлучка, опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения, опоздание или самовольный уход со службы, нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства, исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др. Таким образом, дисциплинарными проступками признаются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка независимо от того, в какой форме они совершены, каким способом и т.д.

Субъектом воинского дисциплинарного проступка являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту). Правила воинской дисциплины распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, - при ношении ими этой формы одежды. С учетом реализации принципа личной ответственности ДУ ВС РФ устанавливает, что «командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными. Привлечение к дисциплинарной ответственности командиров возможно только в тех случаях, когда они скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц» Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.

Субъективную сторону воинского дисциплинарного проступка составляет вина военнослужащего в форме умысла или неосторожности. Мотивы и цель могут быть любыми и не имеют значения для правовой квалификации содеянного.

Таким образом, под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается разновидность юридической ответственностью заключающаяся в обязанности военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за вышеуказанные нарушения (воинские дисциплинарные проступки),

1.2 Правовые основы дисциплинарной ответственности военнослужащих в России

Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, установленной для граждан Российской Федерации, на общих основаниях, но с учетом особенностей своего правового положения (статуса). Для наступления юридической ответственности необходимо наличие двух оснований - нормативного и фактического. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются правовые нормы, предусматривающие ее наступление в том или ином случае. Фактическим основанием юридической ответственности является конкретное виновное противоправное деяние (правонарушение). Юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.

Согласно ст.28.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих» права военнослужащего, который привлекается к дисциплинарной ответственности заключаются в «праве давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности» Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

В качестве защитника к участию в производстве по материалам, о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Права военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, принимающего участие в судебном рассмотрении указанных материалов, устанавливаются Федеральным законом от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста". Данный федеральный закон также устанавливает порядок применения военными судами к военнослужащим дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста.

Установленный этим Федеральным законом порядок применения к военнослужащим дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста распространяется также на граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы. Этот порядок применения к военнослужащим дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста не распространяется на военнослужащих, отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Согласно указанному закону «материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда в течение трех суток со дня их поступления в гарнизонный военный суд» Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 49 (часть I) ст. 5089.

Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда в день их поступления в гарнизонный военный суд в случае, если военнослужащий, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, задержан или находится под дисциплинарным арестом.

По результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке судья гарнизонного военного суда принимает одно из следующих решений:

1) о назначении дисциплинарного ареста;

2) об отказе в назначении дисциплинарного ареста и о возвращении указанных материалов командиру воинской части (должностному лицу гарнизона), направившему в гарнизонный военный суд указанные материалы, для применения иной меры дисциплинарного воздействия, чем дисциплинарный арест, в случаях, если:

· к военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест;

· к военнослужащему может быть применена иная мера дисциплинарного воздействия, чем дисциплинарный арест, исходя из обстоятельств совершения грубого дисциплинарного проступка, его последствий, формы вины и личности военнослужащего.

3) о прекращении производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке в случаях:

· если имеется одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего;

· передачи указанных материалов руководителю военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, если в действии (бездействии) военнослужащего содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и решение об освобождении военнослужащего от уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке не принято.

Решение судьи гарнизонного военного суда оформляется постановлением. «Решение судьи гарнизонного военного суда не препятствует повторному рассмотрению судьей гарнизонного военного суда материалов о грубом дисциплинарном проступке, если по указанным материалам принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено» Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 49 (часть I) ст. 5089.

Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб).

Дисциплинарным уставом руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. Действие Дисциплинарного устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы. Положениями Дисциплинарного устава во взаимоотношениях с военнослужащими руководствуются лица гражданского персонала, замещающие воинские должности.

Таким образом, правовую основу дисциплинарной ответственности военнослужащих в России составляет Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" а также Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. На мой взгляд, указанные нормативно-правовые акты исчерпывающе регулируют, рассматриваемые правоотношения. В целом, можно сказать, что военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, установленной для граждан Российской Федерации, на общих основаниях, но с учетом особенностей своего правового положения (статуса). Для наступления юридической ответственности необходимо наличие двух оснований - нормативного и фактического.

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

2.1 Поощрения и дисциплинарные взыскания

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Дисциплинарная ответственность военнослужащих является одним из важнейших средств укрепления воинской дисциплины.

Как отмечалось раннее, основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируются Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Дисциплинарное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий. Все применяемые к военнослужащим дисциплинарные взыскания разделяются на общие и специальные виды.

Специальные виды дисциплинарных взысканий применяются только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу (солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры), а также от формы прохождения ими военной службы (по призыву или по контракту):

1) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег - для солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву;

2) назначение вне очереди в наряд на работу - для солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву;

3) лишение нагрудного знака отличника - для солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

4) досрочное увольнение в запас - для солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, прапорщиков и мичманов, офицеров (от заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей 1 ранга, им соответствующих и ниже);

5) снижение в должности - для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, прапорщиков и мичманов, офицеров (в том числе высших);

6) снижение в воинском звании на одну ступень - для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву;

7) снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность - для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву;

8) предупреждение о неполном служебном соответствии - для прапорщиков и мичманов, офицеров (в том числе высших).

Особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является дифференциация объема прав командиров (начальников) по наложению дисциплинарных взысканий. По этому основанию можно выделить 10 категорий командиров (начальников):

1) командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты (команды);

2) командир взвода (группы);

3) командир роты (корабля 4 ранга);

4) командир батальона (корабля 3 ранга);

5) командир полка (корабля 1 ранга);

6) командир дивизии и командир корпуса (эскадры);

7) командующей армией (флотилией);

8) командующий войсками округа, фронта, группой войск, флотом;

9) заместители Министра обороны, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;

10) Министр обороны Российской Федерации.

«Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью» Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.

Таким образом, дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

Важным инструментом поддержания здоровой атмосферы в коллективе, а также высокого уровня воинской дисциплины являются поощрения, как форма стимулирования прохождения службы и средство формирования позитивных установок.

К военнослужащим могут применяться следующие виды поощрений:

· снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;

· объявление благодарности;

· сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях;

· награждение грамотой, ценным подарком или деньгами;

· награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части;

· присвоение рядовым (матросам) воинского звания ефрейтора (старшего матроса);

· досрочное присвоение очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

· присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

· награждение нагрудным знаком отличника;

· занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии отличившегося военнослужащего;

· награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

В зависимости от субъекта поощрения подразделяются на:

1. Поощрения, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам.

2. Поощрения, применяемые к прапорщикам и мичманам.

3. Поощрения, применяемые к офицерам.

Так, например, к офицерам применяются следующие поощрения:

а) снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;

б) объявление благодарности;

в) награждение грамотой, ценным (в том числе именным) подарком или деньгами;

г) занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся офицеров;

д) досрочное присвоение очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

е) присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга;

ж) награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

Помимо всего прочего, «в военных образовательных учреждениях профессионального образования, кроме поощрений, применяется также занесение на Доску почета фамилий слушателей и курсантов, окончивших военное образовательное учреждение высшего профессионального образования с медалью «За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» или получивших по окончании военного образовательного учреждения среднего профессионального образования диплом с отличием» Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.

Командиры могут применять поощрения как в отношении отдельного военнослужащего, так и в отношении всего личного состава воинской части (подразделения). За одно отличие военнослужащий может быть поощрен только один раз. При определении вида поощрения принимаются во внимание характер заслуг, усердие и отличия военнослужащего, а также прежнее отношение его к военной службе.

Таким образом, поощрения являются не только важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины, но основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является.

2.2 Привлечение к дисциплинарной ответственности

В ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что «в контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта» Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475. К таким условиям согласно п. 3 ст. 32 указанного Закона относится «обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определенного срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, а также требования воинской дисциплины» Там же.

Нормативным правовым актом, определяющим сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб в период прохождения военной службы, является Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" «военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами» Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.

К военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться только те дисциплинарные взыскания, которые определены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности.

Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство. Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом, военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде. Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено следующее:

- событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

- лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

- вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

- данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

- наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

- обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

- обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

- характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

- причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

- другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

«Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения» Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части. Командир воинской части принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола. При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру воинской части для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

«Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.

В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трех суток.

Если в ходе разбирательства выяснится, что дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством Российской Федерации возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если «дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка» Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, входящему в состав суточного наряда (несущему боевое дежурство), за дисциплинарный проступок, совершенный им во время несения службы, осуществляется после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим.

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, находящемуся в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений осуществляются после его вытрезвления. В этом случае к военнослужащему может быть применено задержание, после чего принимается решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

Запрещается за один и тот же дисциплинарный проступок применять несколько дисциплинарных взысканий, или соединять одно взыскание с другим, или применять взыскание ко всему личному составу подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника).

Ходатайство оформляется в форме рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке.

Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность.

Вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти.

Вышестоящий командир (начальник) имеет право отменить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), если сочтет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка, и применить более строгое дисциплинарное взыскание.

Военнослужащий, к которому применено дисциплинарное взыскание за совершенное правонарушение, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.

Таким образом, форма проведения разбирательства зависит не от самого факта совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, а в каждом конкретном случае определяется командиром (начальником) с учетом объема и сложности задач по установлению конкретных обстоятельств проступка.

Установленный Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации порядок проведения разбирательства не противоречит нормам Федерального закона "О статусе военнослужащих", а сама регламентация этой процедуры в Дисциплинарном уставе, утвержденном Президентом Российской Федерации в рамках его компетенции, не противоречит правовой природе данного документа.

Военнослужащий, кроме того, в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", гл. 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 83 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации вправе оспорить незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в суде.

Таким образом, служебное разбирательство является важной процессуальной формой обеспечивающей принятию соответствующих мер дисциплинарной ответственности. Отмечу, что о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка принимает решение Командир воинской части, он же назначает ответственного за его проведение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе мною был исследован порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и ДУ ВС РФ.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за вышеуказанные нарушения (воинские дисциплинарные проступки).

Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению.

Сущность воинской дисциплины сформулирована в ст. 1 ДУ ВС РФ: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)» Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: "За права военнослужащих", 2000.

Требования воинской дисциплины в обобщенном виде изложены в ст. 3 ДУ ВС РФ. Они, как известно, полностью не совпадают с требованиями законности, обращенными к военнослужащим. Воинская дисциплина предусматривает для военнослужащих необходимость соблюдать ряд требований морального характера: беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы; быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу; дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств и др. За невыполнение указанных требований не наступает юридическая, в том числе дисциплинарная, ответственность, и, следовательно, эти требования не могут считаться правовыми, хотя они и содержатся в правовых актах, которыми являются общевоинские уставы. Однако при квалификации некоторых проступков военнослужащих, совершенных в плане несоблюдения тех или иных требований ст. 3 ДУ ВС РФ, при решении вопроса о том, морального или правового они характера, необходимо исходить из того, в чем именно проявилось несоблюдение указанных требований.

Дисциплинарное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий. Все применяемые к военнослужащим дисциплинарные взыскания разделяются на общие и специальные виды.

К общим дисциплинарным взысканиям относятся те их виды, которые применяются ко всем военнослужащим. Это выговор и строгий выговор.

Специальные виды дисциплинарных взысканий применяются только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу (солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры), а также от формы прохождения ими военной службы (по призыву или по контракту).

По положениям, выносимым на защиту:

1. Дисциплинарная ответственность является разновидностью юридической ответственности.

Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, установленной для граждан Российской Федерации, на общих основаниях, но с учетом особенностей своего правового положения (статуса). В ст.28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ определено, что «военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность» Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.

2. Служебное разбирательство непременный атрибут привлечения к дисциплинарной ответственности.

Согласно ст. 81 Дисциплинарного Устава Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство. Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993г.

2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.

3. Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста"// Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 49 (часть I) ст. 5089.

4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475.

5. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.

Комментарии к нормативным актам:

1. Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: "За права военнослужащих", 2000.

2. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". - 4-е изд., перераб. и доп. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - "За права военнослужащих", 2005 г.

Учебная и научная литература:

1. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск, 1985.

2. Военное право: Учебник. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - М.: За права военнослужащих, 2004.

3. Корякин В.М. Юридический справочник военнослужащего-контрактника (для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту). Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - "За права военнослужащих", 2006 г.

4. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.

5. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002.

6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002.

Периодическая печать:

1. Зателепин О.К. Юридическая ответственность военнослужащих (материалы для проведения занятий по правовой подготовке)// Право в Вооруженных Силах, 2005, N 10.

2. Гаврюшенко П.И. Проведение разбирательства при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка// Право в Вооруженных Силах, 2008, N 4.

3. Титов А.В. Некоторые вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушения воинской дисциплины// Право в Вооруженных Силах, 2007, N 12.

4. Корякин В.М. Последствия применения дисциплинарного ареста к военнослужащему// Право в Вооруженных Силах, 2007, N 3.

5. Гаврюшенко П.И. Проведение разбирательства при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка// Право в Вооруженных Силах, 2008, N 4.


© 2010 Современные рефераты