Рефераты

Порядок возбуждения и расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей

клонение от уплаты налогов, в том числе и таможенных платежей, предусмотренное в законодательстве США как уголовное преступление, отличается от легитимного, законного снижения налоговых платежей. Уклонение от уплаты налогов в уголовном праве США - это умышленное, намеренное невыполнение обязанностей по уплате в части или полностью федерального налога, известного налогоплательщику, совершенное путем обмана, мошенничества, либо искажения.

По мнению юристов США, равномерного и постоянного применения такого закона ожидать не следует; что касается действий, совершенных путем обмана, то они труднодоказуемы. Уклонение от уплаты таможенных налогов, квалифицируемое в праве США как преступление, отличается от избежания налогов (tax avoidance), под которым принято понимать разумное налоговое планирование, что вполне допустимо по законодательству США. Дела об уклонении от уплаты таможенных платежей представляют особую сложность для правоохранительных органов. Во многих случаях различие между честным и неправильным толкованием положений налогового права и мошенничеством очень тонкое, и решение по этим вопросам принадлежит налоговым судам. Необходимо доказать умысел на совершение подобного правонарушения, без умысла деяние не признается преступным. Нарушения налогового законодательства могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Но так как доказать умысел на налоговое мошенничество (что делает дело уголовным) довольно сложно, большинство дел по налоговым деликтам решается в гражданских судах. В арсенале налогового права США присутствует презумпция вины налогоплательщика. Незадекларированная по рассеянности драгоценность будет рассматриваться как контрабанда. Однако санкция предусматривается, как правило, менее жесткая, чем при аналогичном умышленном правонарушении. Институт презумпции вины налогоплательщика не распространяется на уголовные правоотношения.

Политика борьбы с таможенно-налоговыми преступлениями в США связана с двумя приоритетными направлениями. С одной стороны, в США соотношение налоговых деликтов, наказуемых в уголовном порядке и в гражданско-правовом, по оценкам отдельных исследователей, выражается так: на одно уголовное дело об умышленном уклонении от уплаты таможенных налогов приходится около 10 дел об уклонении от уплаты таможенных налогов, наказанных в гражданско-правовом порядке, где таможенная служба не посчитала необходимым возбудить уголовное дело из-за сложности доказывания умысла. С другой стороны, проблема связана с повышением эффективности общего предупреждения налоговых деликтов. Эта проблема напрямую зависит от развития налогового контроля как меры предупреждения таможенно-налоговых правонарушений. Современными методами налогового контроля в развитых странах считаются лояльные методы, направленные на помощь юридическим и физическим лицам с целью организовать правильное осуществление налоговой отчетности. Это операции по оказанию помощи (а не проверки) в организации учета, что значительно сокращает расходы налоговых служб, так как они в большей части не встречают сопротивления налогоплательщиков.

Жесткость санкций за таможенно-налоговые правонарушения в законодательстве США достигается использованием такого уголовного наказания, как тюремное заключение, но и "эффективным" применением штрафных санкций, способных вызвать ощутимые материальные последствия для правонарушителя. Так, за недоплату налогов из-за несоблюдения правил, Кодекс о внутренних доходах предусматривает комбинированный штраф: 5% от неуплаченной суммы плюс 50% от суммы, которую налогоплательщик получил бы в случае помещения этих денег в банк, исходя из стандартных банковских ставок. Вторая часть штрафной санкции нацелена на обеспечение действенности наказания и избежание профанации штрафного воздействия. Нередко абсолютный размер уплачиваемых штрафов несоизмеримо мал по сравнению с потенциальным доходом, могущим быть полученным в случае выгодного вложения неуплаченных налогов. Прямая зависимость размера штрафа к результатам возможной капитализации налоговых сумм - это надежный метод предотвратить ситуацию, когда налогоплательщику выгоднее не платить налог, а вкладывать "сэкономленные" средства в оборот и получать доходы, намного порядков превышающие размеры установленных законом санкций. Таким образом, акцент в санкциях по таможенно-налоговым преступлениям США смещён от наказаний в виде лишения свободы к наказаниям в виде конфискации имущества, которые осуществляются в административном и в уголовном порядке.

После развала СССР возникла необходимость объединения республик, ранее находившихся в СССР, в Союз Независимых Государств (СНГ). Одна из идей СНГ - это создание единого правового пространства. Отношения сторон оформлены в виде многосторонних и двусторонних договоров стран СНГ. Это касается и таможенного законодательства Актуальность анализа состояния развития таможенно-налогового законодательства в странах СНГ определяется необходимостью совершенствования как общего правового режима в рамках СНГ, так и законодательных и нормативных актов стран СНГ в целях обеспечения единого рынка, устранения противоречий, касающихся финансов и инвестиций. Правовая система стран содружества находится под влиянием постоянно меняющихся факторов экономического развития и представляет собой комплекс во многом схожих норм, имеющих одинаковые преимущества и недостатки.

В настоящее время наиболее тесное экономическое сотрудничество осуществляется между таможенным союзом, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Действующая система налогообложения в этих странах отражает начальный этап оформления таможенного регулирования, как одного из важнейших инструментов государственного управления экономикой в условиях рынка. Несмотря на схожесть регулирования основ организации налоговой системы, таможенных платежей, таможенных органов, серьезным препятствием в согласовании таможенно-налогового законодательства являются отдельные различия в правовой регламентации общих принципов налогообложения, налоговых обязательств, объектов налогообложения, правового положения налогоплательщиков, таможенных органов, ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Такие различия связаны с особенностями развития таможенного и других отраслей законодательства, разными подходами к использованию зарубежного опыта, спецификой формирования таможенных и налоговых отношений.

Большинство таможенных и налоговых законов России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана находятся в стадии переработки и изменения с учетом новых внешних и внутренних экономических условий. В условиях налоговых реформ и поиска приемлемой модели налогообложения в странах таможенного союза большое значение приобретает координация законотворческой деятельности. По мнению руководства ГТК России, необходимо модернизировать технологии таможенного контроля, создавать центры документального оформления, унифицировать таможенное законодательство стран СНГ. В 1998 г. страны, входящие в Таможенный союз, должны представить свои предложения по дальнейшему развитию отношений и приступить к согласованию таможенных законодательств. Остро стоит и проблема унификации уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Отсутствие единого подхода в уголовной политике в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей, по нашему мнению, дополнительный криминогенный фактор.

К настоящему времени только Россия и Казахстан пошли на кардинальное изменение уголовного закона, адаптировав его к рыночным преобразованиям. В Приложении 2 приводится сравнительная таблица этих норм.

Из анализа норм, предусматривающих уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, следует, что наиболее передовым является УК Казахстана, вступившей в силу с 1 января 1998 г. Как видно из сравнения норм, предусматривающих уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей России и Республики Казахстан, УК Республики Казахстан устанавливает помимо неоднократности следующие квалифицирующие признаки:

уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов должностным лицом с использованием своего служебного положения;

уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

Это выгодно отличает данную норму от аналогичной нормы в УК России. Недостатком ст.214 УК Республики Казахстан, по нашему мнению, является отсутствие конфискации неправомерных доходов хотя бы в виде дополнительного наказания.

Необходимо отметить, что какой бы не была схема законодательного регулирования преступлений, самым главным всегда является грамотно построенное расследование уголовного дела.

2. Расследование преступлений связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей

2.1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей

Объект преступления в теории уголовного права - это охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые направлено общественно опасное деяние и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда. Объект - неотъемлемый элемент каждого преступного деяния, указывающего на его содержание, характер и степень общественной опасности. Различаются общий, родовой (видовой) и непосредственный объекты. Подобная классификация позволяет установить направленность конкретных преступных посягательств, а значит, конкретизировать, против какого вида общественных отношений направлено данное опасное деяние и каким общественным отношениям оно причиняет ущерб. Говоря об уклонении от уплаты таможенных платежей, необходимо определить, какие же именно общественные отношения составляют их родовой и непосредственный объекты. В соответствии с новым уголовным законодательством рассматриваемое преступление отнесено к категории преступлений в сфере экономической деятельности.

В Уголовном кодексе Республики Казахстан имеется всего лишь одна статья, которая пресекает таможенные преступления и называется она - "Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов" (ст.214 УК РК). Целью, данной статьи, является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.

Уклонение от уплаты таможенных сборов и платежей может выражаться:

в заявлении ложных сведений, повлекших неуплату таможенных платежей (таможенной пошлины, налогов и сборов);

в предоставлении подложных финансовых документов, подтверждающих факт либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

в отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;

в нарушении сроков уплаты таможенных платежей. Таможенными платежами являются таможенная пошлина, налоги (акциз, НДС), таможенные сборы за выдачу лицензии, плата. Для квалификации противоправных деяний не имеет значения, юридическое или физическое лицо было необоснованно освобождено от таможенных платежей, либо не уплатило их в установленный срок.

Как было отмечено ранее, к таможенным платежам относятся платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан и в иных предусмотренных законом случаях. К ним относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами и за возобновление действия лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалистов по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестатов, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах, сборы за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ТК Республики Казахстан и таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам.

В настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети всех налоговых поступлений в республиканский бюджет. В этой связи уголовно-правовая охрана интересов государства в части их уплаты является весьма актуальной.

Раскрывая суть поставленной темы дипломной работы необходимо проанализировать элементы состава преступления исследуемого преступления.

Объект преступления. Таковым признается установленный государством порядок взимания налогов как составной части его финансовой системы.

Предметом преступления являются таможенные платежи, которые полежат уплате в установленном порядке при перемещении товаров и иных транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан и в иных предусмотренных нормативно-правовыми актами случаях. Причем неуплаченные таможенные платежи признаются предметом преступления лишь в том случае, если имеют крупные размеры, т.е. когда их сумма превышает одну тысячу минимальных размеров труда.

Уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться: в непредставлении документов для исчисления платежей или уничтожения их, а в включении в документы для исчисления платежей искаженных данных, а также сокрытие других объектов налогообложения, повлекших за собой неуплату таможенных платежей.

Объективная сторона преступления. Характеризуется как совершением действий, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, так и бездействием - неуплатой таможенных платежей в установленные сроки, и выражается, как правило:

в заявлении в документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для неуплаты (как полной, так и частичной) таможенных платежей;

в предоставлении таможенным органам ненадлежащих финансовых документов, подтверждающих факт уплаты или являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

в отзыве плательщиком платежных документов на перечисление банком денежных средств на счета таможенных органов;

в сокрытии плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных платежей;

в нарушении сроков уплаты таможенных платежей.

Для привлечения лица к ответственности за совершение данного преступления не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось данное лицо. Важно лишь, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера. Причем, если эта сумма образовалась в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для привлечения лица к ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов таможенных платежей охватывалась единым умыслом виновного.

Преступление признается оконченным с момента истечения установленного срока уплаты таможенных платежей.

Добровольная уплата таможенных платежей после истечения срока платежа является добровольным отказом от совершения преступления.

Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, совершенное неоднократно, с использованием служебного положения или группой лиц по предварительному сговору, является отягчающим обстоятельством данного состава преступления; уклонение, совершенное организованной группой или в особо крупном размере, - особо отягчающим обстоятельством.

Субъект преступления. Таковым может быть любое вменяемое достигшее 16-летнего возраста лицо, обязанное в соответствии с таможенным законодательством уплатить таможенные платежи.

Лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства и которым было известно об этом в момент приобретения таких товаров или транспортных средств, подлежат ответственности за соучастие в совершении данного преступления.

Обязанность уплаты таможенных платежей возложена на декларанта. Если лицо, перемещающее товары через таможенную границу, не является декларантом, то оно несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей. Поэтому не исключается также уголовная ответственность и перевозчика товаров.

Сговор декларанта и перевозчика на уклонение от уплаты таможенных платежей влечет ответственность обоих по этой статье Уголовного кодекса.

Уклонением от уплаты может быть не только полное невнесение к установленный срок всей суммы платежа, но и частичная уплата, если истек предусмотренный законом срок их уплаты.

Закон допускает в исключительных случаях возможность отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей. Она не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

При отсрочке (рассрочке) уплаты таможенных платежей уклонением следует считать невнесение соответствующих платежей в крупном размере по истечении двух месяцев со дня отсрочки (рассрочки).

Субъективная сторона преступления. Характеризуется умышленной формы вины: лицо сознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности состава преступления не образует, но при этом влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил, в соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. № 155-II.

Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Иная ответственность установлена за квалифицированный вид уклонения от уплаты таможенных платежей, т.е. когда оно совершено либо:

неоднократно, когда, во-первых, каждый из вменяемых субъекту эпизодов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере представляет самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом, во-вторых, когда за ранее совершенное преступление лицо не было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость не была погашена или снята;

должностным лицом с использованием своего служебного положения;

группой лиц по предварительному сговору или преступным сообществом (преступной организацией).

При наличии хотя бы одного из указанных выше признаков уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается уже по-другому: либо штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

В процессе расследования таможенных преступлений необходимо доказывать, что имело место событие правонарушения. В доказательство этого события правонарушения необходимо определять место, способ, время, иные обстоятельства нарушения норм таможенного законодательства. Кроме того, подлежит доказыванию виновность лица (как должностного лица, так и физического лица), привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.

Необходимо доказывать обстоятельства, могущие влиять на степень и характер ответственности лица, которого привлекают к ответственности. При производстве по делу о таможенных преступления необходимо исследовать причины и условия, которые способствовали совершению нарушения правил, закрепленных в таможенном законодательстве. Это требование законодательства вполне справедливое, так как выявление этих причин и условий - эта уже первая ступень на пути ликвидации причин, которые привели к этим правонарушениям. В дальнейшем должностное лицо таможенного органа обязано принять меры к устранению этих причин и условий.

Производящее дознание по делу о таможенных преступления должностное лицо оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению. А чтобы сложилось внутреннее убеждение в виновности или невиновности привлекаемого к ответственности лица, должностному лицу необходимо собрать все доказательства. Решение по делу о нарушениях таможенных правил должно выноситься на основе строгого соблюдения законов Республики Казахстан.

Официальная доказательственная сила этих фактических данных появляется тогда, когда они получают закрепление в составляемых должностным лицом протоколах о таможенных преступления, в объяснениях свидетелей, в заключении экспертов, в конкретных письменных документах и вещественных доказательствах.

К числу доказательств вины или невиновности следует отнести объяснение привлекаемого к ответственности лица, которое оно вправе написать. Но давать объяснения оно не обязано. Тогда его вина или невиновность доказывается другими доказательствами по делу. Объяснение такого лица проверяется и оценивается так же, как и другие доказательства.

Свидетельские объяснения, сделанные письменно и заверенные подписью свидетеля, также являются доказательством по делу. Если свидетель не может указать на источник своей осведомленности, то его объяснения не будут иметь доказательственной силы.

Эксперта приглашают и просят провести экспертизу тогда, когда для разрешения того или иного вопроса требуются специальные знания. Экспертизу эксперты проводят в таможенных лабораториях, им содействуют другие специалисты в иных экспертных учреждениях. Должностное лицо, у кого в производстве находится дело о таможенных преступлениях, вправе обратиться в любое экспертное учреждение с соответствующим запросом, в которых формулируются вопросы, необходимые для решения дела по существу. Нужно иметь в виду, что перед экспертом нужно ставить такие вопросы, которые находились бы в пределах его специальных познаний.

Вещественные доказательства, приобщаемые к делу, должны храниться надлежащим образом и до конца разрешения дела о таможенных преступлениях. Если вещественные доказательства громоздки, то их помещают на специальных площадках (помещениях) и к делу прилагают справку о наименовании этих вещественных доказательств с указанием того, где они находятся.

Если вещественные доказательства не представляют ценности и не могут быть использованы, их уничтожают, оформив это соответствующим актом.

К вещественным доказательствам можно отнести: "товары и транспортные средства, являвшиеся непосредственными объектами такого правонарушения; товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Республики Казахстан, с сокрытием товаров и предметов, являвшихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; документы и средства идентификации, использованные для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан; иные предметы, сохранившие на себе следы правонарушения либо могущие служить средством к обнаружению нарушения таможенных правил и выявлению лиц, совершивших правонарушение, а также установлению фактических обстоятельств дела" (статья 323 Закона "О таможенном деле").

Если должностное лицо таможенного органа вынесло решение о возбуждении уголовного дела, то вещественные доказательства оно передает в орган Государственного следственного комитета либо иной следственный орган.

Если вещественное доказательство является громоздким и в силу этого передать его вместе с делом не представляется возможным, то должностное лицо информирует орган предварительного следствия, в каком помещении, в каком состоянии находится это вещественное доказательство.

Письменные документы также являются доказательствами по делу. Таковыми могут быть акты, справки, отчеты, письменные сообщения по разным каналам связи, которые имеют отношение к расследуемому, рассматриваемому делу. Письменные доказательства всегда приобщаются к делу. Иногда документы сами могут стать вещественными доказательствами по делу.

Таким образом, выяснили, что преступления связанные с уклонением от таможенных сборов и платежей наносят огромный ущерб государственному бюджету. Учитывая тот факт, что на каждой таможенной границе совершаются подобные преступления ежедневно, суммы не поступившие в бюджет составляют более 50% от сумм уплаченных. Далее рассмотрим данные по таможенного комитета по г. Семей.

2.2 Анализ поступления таможенных сборов и платежей в бюджет г. Семей

Таможенные и иные налоги - это часть национального дохода, мобилизуемая во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Таможенная служба Республики Казахстан в настоящее время находится в тяжелых условиях. Если, главная функция таможни РК является фискальная правоохранительная, для других государств с более развитой экономикой фискальная функция отходит на второй план. Так с помощью отлаженной налоговой машины сбор пошлин и платежей идет автоматически. 2005 год был ознаменован важнейшими изменениями, связанными в целом пересмотром места и роли таможенных органов в системе государственного регулирования внешней торговли.

Законодательная база отвечает всем требованиям, разработана Концепция развития до 2007 года, приняты ряд важных документов.

Таможенные сборы и платежи создаются за счет внешнеэкономических отношений Республики Казахстан. Поэтому для анализа их поступления в бюджет г. Семей исследуем внешнеэкономические отношения Республики Казахстан в регионе. Это исследование связано с процессами глубоких экономических реформ происходящими в Республике и должно рассматриваться в неразрывной связи.

В 2005 году г. Семей импортировал продукцию, включая импорт совместных предприятий и товаров по товарообменным операциям на 35,01 млн. долларов США. Причем значительная доля импорта 96,3%, это товары поступившие в область по товарообменным операциям.

Внешнеторговый оборот за 2006 год по области составил, включая "челночную торговлю", 131% по сравнению с 2005 годом.

В объеме экспорта важнейших видов продукции значительное место занимают рыбная продукция. Основная часть внешнеторгового оборота г. Семей приходится на страны ближнего зарубежья. Экспортные поставки из г. Семей в страны ближнего зарубежья за анализируемый период возросли на 2,2 раза.

В товарной структуре импорта преобладают закупки машин, оборудования и транспортных средств 22%, пластмассы и изделия из них 20,3%, неблагородные металлы и изделия из них 15,8%.

Выполнение фискальных функции, остается приоритетным направлением таможенных органов, поскольку таможенные платежи и налоги, взимание которых возложено на таможенные органы, являются одним из существенных источников пополнения государственного бюджета Республики. В доход государственного бюджета в 2005 году внесено 38 миллиардов 200 миллионов тенге, что на 5 миллиардов больше, чем в 2001 году.

В условиях непростой экономической ситуации таможенные органы являются важнейшим рычагом системы государственного управления, ответственным за исполнение доходной части бюджета г. Семей.

Для понимания важности таможенного контроля и анализа работы таможенных органов необходимо провести анализ таможенных поступлений в бюджет.

Анализ налоговых поступлений (за 2005-2007 г. г) показывает не только результат работы таможенных и налоговых органов, но и экономическое положение данного региона. От планирования и исполнения таможенных поступлений по регионам зависит исполнение доходной части государственного бюджета.

Анализируя поступления таможенных сборов и платежей в бюджет г. Семей, можно рассмотреть данные, указанные в Приложении 3. здесь можно отметить следующее, таможенные платежи составляют основной доход в бюджет г. Семей и носит почти стабильный характер. Снижение на 1% в 2005 г. связано с увеличением количества преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов.

Для предупреждения подобных преступлений важно предотвратить типичные ошибки, встречающиеся в работе по проведению предварительного изучения документов, согласований "технологических схем" декларирования, предъявления и пропуска грузов.

Как следует из Приложения 3, основное место в бюджете занимают косвенные налоги, куда и входят таможенные сборы и платежи.

В условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования таможенные платежи как вид налогов играют важную роль в системе государственных доходов.

Основной проблемой в современных условиях для нынешнего состояния является определение стратегии развития таможенных служб. В течении 2005 года Таможенным комитетом проводилась работа по упрощению процедур таможенного оформления, достижения прозрачности при оформлении товаров и транспортных средств. С ноября 2000 года утвержден и действует порядок при котором таможенное оформление документов необходимых для целей таможенного оформления, производится в течении одного рабочего дня. Любое таможенное оформление сверх этого срока производится только с письменного разрешения руководителя таможенного органа.

Исходя из современных условий и анализа нынешнего состояния и возможности таможенных органов основная стратегия будет направлена на развитие таможенной системы. Проект целевой программы развития таможенных органов на 2005-2007 годы предусматривает, введение таможенной администрации на качественно новый уровень, будут внедрены современные таможенные технологии, компьютеризация, будут решаться проблемы о едином коммуникационном пространстве, совершенствование структуры и инфрастуктуры таможенной системы.

При анализе поступлений таможенных сборов и платежей выявляются причины их не уплаты, принимаются меры по их решению. Так как не уплата может быть не только умышленным, но и является следствием незнания плательщика тех или иных аспектов налогообложения.

Таким образом, целью таможенных органов является не только наказания при нарушении таможенного и налогового законодательства, а недопущение, т.е. предотвращение нарушения.

На современном этапе по г. Семей совершаются таможенные преступления, связанные с уклонением от уплаты сборов и платежей, но деятельность правоохранительных органов не остается не замеченной. Ниже проанализируем количественные показатели выявления и пресечения подобных преступлений.

2.3 Анализ выявления и пресечения преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей по г. Семей за 2005-2007 г.

Проблема своевременного выявления и раскрытия этих преступлений одна из наиболее сложных и социально важных при обеспечении законности и правопорядка. Несвоевременное выявление и раскрытие одновременно является причиной роста экономической преступности, поскольку безнаказанность порождает новые опасные преступления, если они длительное время не раскрываются или остаются нераскрытыми.

Установив те или иные отклонения, нарушения, следует выяснять причину их возникновения - явились ли они следствием стечения обстоятельств или непрофессионализма, или здесь просматриваются умышленные действия по подготовке и совершению преступлений.

К примеру, анализируя правоохранительные действия таможенных органов в Семей регионе за 2005-2007 гг., можно наблюдать рост выявленных преступлений в сфере таможенных преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей. Таможенными органами за исследуемый период возбуждено 378 уголовных дел. В течение данного периода пресечены попытки незаконного перевоза 1423 тонн лома металла на сумму 14,5 миллионов тенге, конфисковано в доход государственного бюджета 1378 тысяч литров спирта на 149 миллионов тенге.

Если рассматривать статистику выявленных и пресеченных преступлений на таможенной границе в Семей регионе, то можно увидеть следующую картину. За период 2005-2007 г. возбуждено 3291 уголовных дел, среди которых удельный вес преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей составляет минимальное количество.

Исследуя показатели, указанные в Приложении Г, необходимо отметить, что все виды преступлений на таможенной границе имеют тенденцию возрастания, это, прежде всего, связано с повышением оборотов денежных средств большинства коммерческих предприятий и с увеличением таможенных сборов и платежей на границе.

Относительно удельного веса совершения преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов за период 2005-2007 гг. необходимо отметить, что наблюдаются различные показатели в течение трех лет. Так в 2004 г. он составлял 13,3%, и уже в 2005 г. - 9,3%, здесь мы видим снижение удельного веса, что связано с резким повышением количества других таможенных преступлений (например, экономическая контрабанда: 2004 г. - 255, 2005 г. - 532, 2006 г. - 759). Но уже в 2006 г. удельный вес начинает расти и составляет 12,4%, это связано со снижением удельного веса преступлений связанных с оборотом наркотических средств - 2005 г. - 31,4%, 2004 г. - 24,5%.

Подобные колебания удельного веса преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов главным образом связано с их своевременным выявлением и пресечением сотрудниками правоохранительных органов.

Основой правильной организации работы по раннему обнаружению признаков таможенных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей являются:

жесткое осуществление таможенного контроля на всех этапах декларирования и предъявления грузов, строгое соблюдение технологии таможенных процедур, действующих правил;

регулярность, систематичность информационно-аналитической работы, охват всех источников информации и "перекрестный" сопоставительный анализ имеющихся данных, в целях выявления фактов правонарушений, установления тенденций по динамике, структуре, способам правонарушений и преступлений;

учет систематических правонарушений, совершаемых участниками ВЭД, в том числе организаций, осуществляющих декларирование, выступающих гарантами уплаты таможенных платежей, организаций - таможенных брокеров, перевозчиков и других с широким применением данных о фактах отказа в регистрации или правонарушений при регистрации; сведений, характеризующих эти организации, полученных от правоохранительных органов (прокуратура, МВД, суды, органы федеральной службы налоговой полиции), а также государственных налоговых служб;

устойчивое взаимодействие и регулярный обмен оперативной информацией о готовящихся и совершенных противоправных деяниях с другими правоохранительными органами; реализация совместных мероприятий по выявлению или по расследованию правонарушения:

своевременность проведения первоначальных мероприятий по проверке признаков правонарушений и другие.

Рассмотренные выше элементы оптимальной технологии работы тесно взаимосвязаны, каждый из них важен, незаменим и подлежит исполнению.

Значение информационно-аналитической работы в борьбе с правонарушениями требует развернутого обоснования, но ее ведение на должном уровне в правоохранительных органах продолжает оставаться актуальной проблемой.

Информационно-аналитическая работа включает в себя систематический сбор, накопление сведений и их анализ. Источниками информации, содержащей сведения о признаках подготавливаемого или совершенного мошенничества, могут быть самыми разнообразными. Это традиционные гласные источники информации, такие как:

материалы средств массовой информации (печать, телевидение, выступления официальных должностных лиц органов государственной власти и управления и т.п.)

предложения в рекламных изданиях, например, предприятий, осуществляющих растамаживание грузов и якобы имеющих определенные льготы по уплате таможенных платежей;

заявления, сообщения граждан и должностных лиц предприятий, организаций.

Большую помощь в выявлении возможных правонарушений оказывает надежность технологии системы таможенного контроля в регионе. Хорошая постановка работы по отработке и согласованию технологических схем декларирования и предъявления грузов таможне неизбежно ставит участников ВЭД и декларантов перед необходимостью до поступления грузов представить таможенному органу различные документы по внешнеторговым операциям, а тем самым открывается реальная возможность обнаружения различных нарушений, включая и их криминальные формы.

Сопоставление различной документации обнаруживает отсутствующие документы, недостающие сведения, многочисленные взаимные несоответствия данных, зафиксированных в представленных и дополнительно полученных документах и пр.

Разведывательно-поисковая работа оперативных сотрудников по установлению признаков преступлений осуществляется по трем основным направлениям:

выявление лиц, замышляющих или подготавливающих совершение преступления;

выявление хозяйствующих субъектов, характер деятельности которых указывает на возможное совершение преступления, квалифицируемого по ст.214 УК РК;

обнаружение фактов, свидетельствующих о подготовке к совершению или совершение уклонения от уплаты таможенных платежей.

Получение информации в отношении конкретного лица является традиционным основанием для последующего осуществления оперативно-розыскных мероприятий по её проверке. Основными поисковыми признаками такого лица, могут являться сведения:

из его биографии;

из его образа жизни;

о характере его действий.

Сведения из биографии проверяемого лица или данные о его репутации могут указывать на возможную причастность проверяемого к совершению мошеннических операций. Такими данными могут являться, например:

наличие судимости за корыстные преступления;

вхождение в круг связей осужденных, особенно действующих в составе организованных преступных групп;

недоказанность причастности к совершению уклонения от уплаты таможенных платежей по ранее законченным расследованием уголовным делам или прекращенным оперативным разработкам.

Информация об образе жизни проверяемого лица в большинстве случаев носит косвенный характер и только в совокупности с другими данными может указывать на причастность лица к совершению преступлений по уклонению от уплаты таможенных платежей. Несмотря на это, она должна приниматься во внимание в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Наиболее точной информацией, указывающей на причастность лица к совершению мошенничества или его подготовку к этому преступлению является информация о его настоящей деятельности. Это могут быть сведения, например:

об обращении ранее судимых с предложениями к коммерческим фирмам об оказании услуг по растамаживанию товаров;

о систематических фактах продажи автомашин (чаше иномарок) по ценам ниже рыночных, поиске оптовых покупателей иномарок и т.п.;

о серьезно высказанных намерениях совершить ложный экспорт или ложный транзит товаров или о представившихся для этого возможностях;

о наличии, приобретении или изготовлении различных поддельных или фальсифицированных штампов, печатей, бланков предприятий и организаций, а также таможенных органов;

о поиске в таможенных органах лиц, могущих осуществить растамаживание товара с неполной уплатой таможенных платежей за определенное вознаграждение, незаконный пропуск автомашин через таможенную границу и др.

Естественно, что преступные намерения или действия мошенники тщательно скрывают. Однако в своей совокупности даже случайные, отрывочные, неподтвержденные данные из разных источников могут достаточно убедительно указывать на возможную причастность лица к подготовке или совершению преступления.

В практике оперативно-розыскной деятельности может поступить информация о причастности к проведению противоправных операций по уклонению от уплаты таможенных платежей не конкретного физического лица, которого ещё предстоит установить, а целого коммерческого предприятия.

Основными поисковыми признаками такой фирмы могут являться сведения как о самом предприятии, так и о характере его деятельности.

Информацией, указывающей на возможную причастность данной фирмы к проведению таких операций является, например:

недостатки и нарушения, связанные с регистрацией предприятия, от имени которого совершаются или планируются коммерческие сделки, открытием банками незарегистрированных в налоговых инспекциях счетов юридических лиц (возможно и с целью уклонения от уплаты налогов);

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты