Потребительский кооператив как разновидность некоммерческой организации
Глава 2. Гражданско-правовой статус потребительских кооперативов
2.1. Создание и прекращение потребительских кооперативов
Под созданием потребительского кооператива как субъекта права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание ему статуса юридического лица.
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, явочный, разрешительный, нормативно-явочный.[41]В литературе существуют и другие подходы к определению способов создания юридических лиц[42], однако в самом общем виде они вписываются в два основных вида - разрешительный и нормативно-явочный.
С 13 июля 1994 г. (даты официального опубликования) государственная регистрация потребительских кооперативов осуществлялась в соответствии Указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 г. Действие данного документа распространялось и на некоммерческие организации, которым было предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, а следовательно, и на потребительские кооперативы.
В настоящее время в России основным способом образования потребительских кооперативов, как и большинства иных юридических лиц, является нормативно-явочный, исключающий наличие предварительного разрешения со стороны публичных органов власти или иных лиц.
ГК не предусматривает специальных норм, регламентирующих отношения по созданию отдельных видов кооперативов. Эти вопросы нашли отражение в отдельных законах о потребительских кооперативах.
По общему правилу потребительский кооператив создается инициативной группой, которая подготавливает необходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) собрание членов кооператива. На общем (учредительном) собрании утверждаются документы, регламентирующие деятельность кооператива, и избираются органы управления кооперативом.
Центральной фигурой на стадии создания потребительского общества является учредительное собрание, которое принимает решение о создании потребительского общества и вступлении в союз, утверждает список пайщиков, устав потребительского общества и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля: совет потребительского общества, его председателя; ревизионную комиссию потребительского общества; иные органы управления, предусмотренные уставом потребительского общества. Решение учредительного собрания потребительского общества оформляется протоколом.
КПКГ создается инициативной группой, которая подготавливает необходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) собрание членов кооператива. Как и в потребительском обществе, на общем (учредительном) собрании утверждаются документы, регламентирующие деятельность кооператива, и избираются органы управления кооперативом.
Для создания СПоК граждане и юридические лица, изъявившие желание его создать, формируют организационный комитет, который может устанавливать размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных расходов по образованию кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива. Норма о формировании организационного комитета и объеме подготовительных мероприятий имеет диспозитивный характер. Целью его создания является стремление как можно лучше организовать новый потребительский кооператив.
Вопрос о приеме в члены, утверждении устава, избрании органов управления СПоК решает общее собрание. Основной задачей организационного собрания является принятие решения о создании самого кооператива. Закрепленные в ст.20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» полномочия относятся к исключительной компетенции общего собрания, и решения по ним должны приниматься квалифицированным большинством голосов.
Следует подчеркнуть, что в литературе существует позиция, согласно которой на организационном общем собрании решение о создании кооператива должно приниматься единогласно, так же, как и утверждение устава, поскольку устав, представляемый затем на государственную регистрацию, подписывается всеми участниками общего организационного собрания.[43]
ГК связывает моментвозникновения юридического лица с фактом его государственной регистрации. Регистрация потребительских кооперативов, как и других юридических лиц, традиционно являлась средством контроля за законностью их создания и учета со стороны государства.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в двух случаях: а) если на регистрацию не представлены необходимые для государственной регистрации документы; б) если документы представлены в ненадлежащий государственный орган. Однако это не значит, что в российском законодательстве закреплен уведомительный принцип регистрации, поскольку существует сама процедура регистрации.
Из содержания ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» можно выделить два режима регистрации: специальный и общий. Так, в соответствии со ст. 10 Закона для отельных видов юридических лиц установлен специальный порядок регистрации. Соответственно, наряду со специальным, существует и общий порядок регистрации. Общий порядок устанавливается во всех нормах ГК и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регулирующих отношения по регистрации. Специальные нормы - это нормы, закрепленные в законах об отдельных юридических лицах.
Закон не указывает, к каким конкретно юридическим лицам применяется специальный режим, а говорит об отдельных видах юридических лиц.
Ю.В. Алексеев разделяет понятия «отдельный вид» юридического лица и «организационно-правовая форма» считая, что вид юридического лица является составной частью организационно-правовой формы. Отсюда делается вывод, что специальный порядок регистрации возможно установить в отношении отдельных видов государственных и иных учреждений, отдельных видов форм хозяйственных товариществ и обществ и т.п.[44]
Государственная регистрация потребительских кооперативов осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством о регистрации юридических лиц. В законодательстве нет четких требований к перечню документов, необходимых для представления в регистрирующий орган при регистрации кооперативов.
Общим условием регистрации следует признать соответствие учредительных документов специфическим признакам данной организационно-правовой формы. В отдельных законах о потребительских кооперативах закреплены нормы, предусматривающие особенности их регистрации. Так, при регистрации сельскохозяйственного кооператива к заявлению о государственной регистрации необходимо приложить: протокол общего организационного собрания членов о создании кооператива об утверждении его устава и о составе правления кооператива, подписанный председателем и секретарем данного собрания; устав кооператива, подписанный членами - участниками общего организационного собрания с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, мест жительства, серий и номеров паспортов или заменяющих их документов. (Ст.9 Закона «О сельскохозяйственной регистрации»).
Ст. 52 ГК определяет виды учредительных документов и общие требования к их содержанию. Так, в учредительных документах некоммерческих организаций, в том числе и потребительских кооперативов, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
По общему правилу, учредительным документом любого вида потребительского кооператива является устав, который утверждается учредителями. Однако необходимо отметить, что подготовке устава потребительского кооператива и его утверждению порою предшествует длительная работа по согласованию порядка работы, разъяснению сущности кооперативной формы и т.п. В учредительном договоре будущие члены кооператива могут закрепить широкий спектр вопросов, не противоречащих действующему законодательству.
Устав потребительского кооператива служит юридической основой, обеспечивающей участие кооператива в правоотношениях.В случае возникновения споров в данных отношениях правоприменительные органы наряду с положениями законодательных и иных нормативных актов основываются на нормах устава конкретного кооператива.
ГК предусматривает необходимость закрепления в уставе потребительского кооператива как общих положений, предусмотренных в п. 2 ст.50. ГК, так и специальных сведений, закрепленных в п.2 ст.116 ГК. Общие положения устава потребительского кооператива должны содержать: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели деятельности.
Специальными сведениями устава потребительского кооператива являются: условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков (п.2 ст.116 ГК).
В законах об отдельных видах кооперативов предусмотрены специфические требования к содержанию устава. Так, для КПКГ предусматривается порядок возврата члену КПКГ при выходе из кооператива денежной стоимости доли имущества кооператива, соответствующей доле его паевого взноса в сумме паевых взносов членов кооператива; условия и порядок получения займов членами кооператива; порядок проведения очередных и внеочередных внешних проверок финансовой деятельности кооператива.
Более детально вопрос о специальных сведениях в уставе закреплен в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.: срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива; размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены; условия образования и использования резервного фонда; порядок распределения прибыли и убытков кооператива; условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного названным Федеральным законом; состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов и т.д.
Деятельность потребительского кооператива прекращается путем реорганизации или ликвидации. Реорганизация потребительского кооператива представляет собой переход прав и обязанностей либо их части к новым субъектам права. При реорганизации происходит изменение правового статуса потребительского кооператива путем правопреемства.
Реорганизация потребительского кооператива может быть осуществлена, как правило, по инициативе его учредителей (участников) путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. В случаях, установленных законом, реорганизация потребительского кооператива в форме разделения или выделения из его состава одного или несколько юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Следует отметить, что в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (п.2 ст.41) реорганизация сельскохозяйственного кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по решению суда. Реорганизация по решению уполномоченных государственных органов не предусмотрена.
Государственный орган в своем решении указывает срок реорганизации. Учредители (участники) или уполномоченный орган потребительского кооператива обязаны осуществить реорганизацию в указанный срок. В случае нарушения этого правила суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего для проведения реорганизации. С этого момента к внешнему управляющему переходят полномочия по управлению делами потребительского кооператива: выступать от имени реорганизуемого потребительского кооператива в суде, составлять разделительный баланс и передавать его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающими в результате реорганизации лиц.
Утверждение судом названных документов служит основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При слиянии потребительского кооператива права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении потребительского кооператива к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении потребительского кооператива его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава потребительского кооператива одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании потребительского кооператива в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Для потребительских обществ закон предусматривает возхможность реорганизации на основе решения общего собрания потребительского общества и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Исключение составляет преобразование, которое осуществляется по единогласному решению всех пайщиков потребительского общества.
Реорганизация КПКГ осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Органом, правомочным принимать решение о реорганизации КПКГ, является общее собрание его членов.
В ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» вместо преобразования закреплен такой способ реорганизации некоммерческого объединения граждан, как изменение организационно-правовой формы (п.1 ст.39). С таким подходом законодателя трудно согласиться, поскольку в ГК такого способа реорганизации не предусмотрено.
Решение о реорганизации принимается общим собранием. Члены реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь создаваемого некоммерческого объединения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.
Для реорганизации жилищных и жилищно-строительных кооперативов действует общий порядок реорганизации потребительских кооперативов на основе соответствующих норм ГК.
Обязательными документами при реорганизации юридического лица являются передаточный акт и разделительный баланс (ст.59 ГК), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.[45]В них содержатся сведения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
В судебной практике правильно подчеркивается, что сам по себе факт составления передаточного акта не означает признание юридического лица реорганизованным.[46]
Процедура реорганизации юридического лица завершается его регистрацией в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (Ст. 16 Закона).
Под ликвидацией потребительского кооператива следует понимать самостоятельный способ его прекращения без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
ГК предусматривает два способа ликвидации юридического лица, которые применимы и для потребительских кооперативов: добровольный и принудительный (ст. 61 ГК). Добровольный порядок ликвидации юридического лица может быть осуществлен в случае принятия решения об этом его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Решение о ликвидации потребительского кооператива относится к исключительной компетенции общего собрания такого кооператива. О принятом решении необходимо сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит сведения о том, что кооператив находится в процессе ликвидации.
После принятия общим собранием потребительского общества решения о ликвидации потребительского общества совет потребительского общества незамедлительно в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию потребительских кооперативов.
Органом КПКГ и потребительского общества, правомочным принять решение о добровольной ликвидации, является общее собрание членов эгих кооперативов.
Основанием для добровольного прекращения потребительского кооператива могут являться самые различные факторы. Некоторые из них называет ГК, например, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано; признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Принудительный порядок ликвидации потребительского кооператива осуществляется по решению суда. Основанием подобной ликвидации являются случаи допущения при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях. Данный перечень не является исчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК, например ст. 25 и 65 о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). Следует учесть, что основания принудительной ликвидации закрепляются только в ГК и нигде более.
Так, арбитражная практика к грубым нарушениям законодательства относит неисполнение потребительским кооперативом требований налоговой инспекции о предоставлении бухгалтерской отчетности и об устранении нарушений налогового законодательства.[47]В ряде случаев арбитражный суд необходимым условием признания потребительского кооператива несостоятельным за нарушение налогового законодательства считает наличие факта осуществления хозяйственной деятельности (п.2 ст. 61 ГК). Непредставление истцом в суд соответствующих доказательств явилось основанием для отказа в иске о ликвидации потребительских кооперативов.[48]
Функции по непосредственной ликвидации потребительского кооператива могут быть возложены судом на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
Потребительский кооператив может быть ликвидирован также вследствие признания его банкротом, если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Возможность признания банкротом потребительского кооператива представляется целесообразной, т.к. они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, способную оказать негативное воздействие на их кредиторов. Неприменение к потребительскому кооперативу процедур банкротства не просто снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с несостоятельной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самого потребительского кооператива - должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.
Ликвидация потребительского кооператива носит публичный характер. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати данные о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (ст.62 ГК).
Формой выражения деятельности ликвидационной комиссии является составление промежуточного ликвидационного баланса после окончания срока для предъявления кредиторами требований. Ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого потребительского кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
При ликвидации СОДПК в промежуточном ликвидационном балансе, кроме того, указываются сведения о наличии земли.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Имущество потребительского общества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. Имущество его неделимого фонда разделу не подлежит и передается другому (другим) потребительскому обществу (потребительским обществам) на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества.
Имущество КПКГ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами КПКГ в соответствии с их паевыми взносами.
В СПоК, кроме этого, в первую очередь выплачивается стоимость паевых взносов ассоциированных членов. Затем членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паевых взносов. Оставшиеся денежные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорционально их обязательным паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива.
Имеющиеся у СПоК объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива иным сельскохозяйственным организациям в порядке, предусмотренном ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В частности, не подлежат разделу объекты производственной инфраструктуры (мастерские, гаражи, сушилки, зернотока, склады и другие), услугами которых пользовались все члены (участники) реорганизуемой сельскохозяйственной организации.
Сведения о ликвидации либо о прекращении существования кооператива вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.
2.2. Имущественные отношения в потребительских кооперативах
Потребительский кооператив как собственник наделен широким спектром прав в отношении принадлежащего ему имущества. Основные ограничения этих прав связаны лишь с совершением действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц. А в отношении природных ресурсов право собственности осуществляется в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), если это не наносит ущерба окружающей среде.
Собственность потребительских кооперативов традиционно ассоциируется с обобществлением имущества лиц, вступающих в кооператив.[49]
По действующему гражданскому законодательству потребительский кооператив как юридическое лицо является самостоятельным субъектом права собственности.
Насколько оправдана такая конструкция в современных условиях для потребительских кооперативов? В коммерческих организациях такой подход вполне уместен, поскольку контрагентами являются третьи лица, интересы которых должны быть обеспечены наличием у них имущества для погашения потенциальных долгов перед кредиторами. В них традиционно происходит навязывание его членам воли большинства. В кооперативе все равны, у каждого есть один голос. Этим кооператив обеспечивает свободное и демократическое осуществление своей хозяйственной и иной деятельности. Потребительский кооператив взаимодействует преимущественно со своими членами кооператива, пайщиками. Иные лица могут попадать в сферу его деятельности в виде исключения. Поэтому нет опасений, что кооператив будет являться нестабильным контрагентом. Необходимо учитывать, что потребительский кооператив это самостоятельный вид юридического лица, собственность которого возникает при непосредственном участии его членов.
Так, в гаражно-строительном кооперативе его члены объединяют имущественные паевые взносы. Паевой взнос в таком кооперативе выступает в форме строительства гаража в установленном месте. В процессе строительства гаража член данного кооператива продолжает осуществлять господство над строительными материалами. Он их приобретает и применяет для возведения гаража. Окончание строительства гаража предполагает его использование по усмотрению члена кооператива. Следуя современной трактовке правового положения юридического лица, строящийся гараж (т.е. строительные материалы) является собственностью потребительского кооператива. Однако хозяйственное господство над этими материалами осуществляет непосредственно сам пайщик. Каким же образом строительные материалы, приобретенные собственником и применяемые для строительства, становятся собственностью кооператива? Близкая ситуация складывается и с земельными участками СПоК. Внесенный в такой кооператив земельный пай зачастую эксплуатируется самим пайщиком. В случае выхода пайщика из кооператива возврату подлежит, как правило, тот же земельный участок.
По моему мнению строительные материалы, используемые членом ГСК для строительства гаражного строения и само возведенное гаражное строение принадлежат члену кооператива на праве собственности, а не самому кооперативу. Если признать, что собственником строительных материалов и самого гаража является кооператив, то прекращение членства в ГСК влечет утрату права члена кооператива на гаражное строение.
Основными источниками возникновения права собственности потребительского кооператива являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценные бумаги и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Более детально правовой режим объектов права собственности потребительских кооперативов закреплен в отдельных законах о потребительских кооперативах. В этом смысле заслуживает поддержки вывод Н.Д.Егорова, что к объектам права собственности кооперативов следует относить имущество, соответствующее целям деятельности кооперативных организаций, кроме объектов исключительной собственности государства, а также тот круг объектов права собственности, который закреплен в их уставах.[50]
Действующее законодательство не устанавливает каких-либо количественных или стоимостных ограничений имущества потребительских кооперативов. Исключение из этого правила могут быть предусмотрены в федеральном законе, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п.2 ст.213 ГК).
В собственности потребительского кооператива не могут находиться вещи, изъятые из оборота и ограниченные в обороте, перечень которых должен быть закреплен в законе (ст. 129 ГК). Традиционно к данной категории относят вещи, составляющие исключительную собственность государства, и объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ.
К категории вещей, ограниченных в обороте, относятся вещи, которые могут принадлежать лишь определенным лицам, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Гражданский оборот таких вещей определяется в порядке, установленном законом. К таким объектам можно отнести оружие, сильнодействующие яды, летательные аппараты, валютные ценности, памятники истории и культуры и др.
Если в собственности потребительского кооператива оказалось имущество, которое не может ему принадлежать в силу закона, это имущество должно быть отчуждено в течение года с момента возникновения права собственности на имущество или в установленный законом иной срок.
Основу объектов права собственности потребительских кооперативов составляет паевой и иные фонды. Паевой взнос как основная часть паевого фонда в большинстве случаев определяет размерпая. В литературе и в законодательстве нет единства в определении правовой природы пая кооператива. По справедливому мнению Е.А.Суханова, пай члена кооператива, как и доля участника общества или товарищества, представляет собой право требования, распространяющегося на все имущество кооператива, а не только на паевой фонд. Пай определяет размер выплат выходящему участнику. Оплата пая вновь принимаемым членом кооператива предполагает оплату соответствующей части имущества кооператива, а не только первоначального паевого взноса.[51]Аналогичную позицию занимает и В.В.Чубаров.[52]
В потребительском обществе традиционно выделяются три вида фондов: паевой, резервный, неделимый. Паевой фонд образуется из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него. Образование паевого фонда обусловлено природой потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность за счет средств его членов.
Резервный фонд потребительского общества предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств. Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом потребительского общества.
Неделимый фонд потребительского общества составляет часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит распределению между пайщиками. Порядок формирования и использования неделимого фонда определяется уставом потребительского общества.
Закон не ограничивает перечень видов фондов. Потребительское общество вправе формировать и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества.
Паевые взносы учитываются в стоимостном выражении. При внесении в счет паевого взноса лицом, вступившим в кооператив, земельных участков, земельных и имущественных долей и иного имущества либо имущественных прав денежная оценка паевых взносов производится правлением кооператива и утверждается общим собранием членов кооператива.
Решением общего собрания членов кооператива размер паевого фонда кооператива может быть увеличен или уменьшен, но такой размер не должен превышать размера чистых активов кооператива. В противном случае паевой фонд кооператива уменьшается на указанную разницу путем пропорционального сокращения обязательных паевых взносов и приращенных паев членов кооператива. Увеличение размера паевого фонда осуществляется путем увеличения размера обязательных паевых взносов или за счет прироста приращенных паев.
Имущество КПКГ образуется за счет паевых взносов его членов, доходов КПКГ от осуществляемой им деятельности, а также за счет спонсорских взносов, благотворительных пожертвований и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В состав имущества КПКГ не входят личные сбережения членов КПКГ, привлекаемые в фонд финансовой взаимопомощи. Личные сбережения составляют денежные средства, переданные КПКГ на основании договора для использования в соответствии с целями деятельности кредитного потребительского кооператива граждан.
В КПКГ в обязательном порядке создается фонд финансовой взаимопомощи, который состоит из денежных средств и является источником займов, предоставляемых его членам.
В составе фонда финансовой взаимопомощи может выделяться часть, предназначенная для выдачи займов на предпринимательские цели.
В КПКГ обязательно должен быть сформирован резервный фонд для обеспечения непредвиденных расходов. По инициативе его членов допускается также создание страхового фонда, предназначенного для покрытия возможных убытков от деятельности кооператива. Размеры обоих фондов утверждаются общим собранием членов кооператива.
Имущественная основа жилищного кооператива формируется из следующих источников: а) вступительные взносы членов кооператива; б) паевые взносы; в) взносы на содержание и эксплуатацию дома (домов); г) прочие поступления.
По решению общего собрания ЖК может образовывать специальные фонды, расходуемые на цели, соответствующие предусмотренным в уставе задачам кооператива. Порядок образования и расходования этих фондов определяется общим собранием членов кооператива.
2.3. Органы управления в потребительских кооперативах
Как и любое другое юридическое лицо, потребительский кооператив приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п.1 ст. 53 ГК), которые являются составной частью потребительского кооператива.
Специфика органов управления в потребительском кооперативе, в отличие от коммерческих организаций, выражается в активном влиянии его членов на все стороны деятельности.
Состав и компетенция органов потребительского кооператива определяются федеральными законами, иными правовыми актами (Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ) и уставами.
Порядок назначения или избрания органов потребительского кооператива определяется федеральным законом и учредительными документами. Акты Президента и Правительства, акты субъектов РФ и муниципальных органов здесь неприменимы.
Состав и компетенции органов управления потребительским кооперативом и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, является обязательной частью устава потребительского кооператива (п.2 ст. 116 ГК).
Специфика органов управления и контроля закреплена в отдельных законах о потребительских кооперативах.
Структура органов управления потребительского общества включает общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества (п.1 ст. 15 Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах») в Российской Федерации».
Высшим (волеобразующим) органом потребительского общества является общее собрание, которое обладает наибольшим объемом правомочий. Оно вправе решать любые вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.
К исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся наиболее важные вопросы, такие как: принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений; определение основных направлений деятельности общества; избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание; определение размеров вступительного и паевого взносов; исключение пайщиков из потребительского общества; решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них; избрание представителей потребительских обществ союза; выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза и др.
В потребительское общество входят пайщики, проживающие на определенной территории. В том случае, когда количество пайщиков нескольких населенных пунктов велико, то в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка.
К компетенции названного собрания относятся вопросы деятельности потребительского общества и кооперативного участка, а также избирание уполномоченных в порядке и по нормам представительства, определяемым уставом потребительского общества.
Компетенция общего собрания уполномоченных потребительского общества тождественна полномочиям общего собрания пайщиков потребительского общества.
В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет потребительского общества. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определяет совет потребительского общества как представительный орган.
Основными функциями совета потребительского общества является управление потребительским обществом, представление интересов пайщиков потребительского общества, защита их прав. Совет подотчетен его общему собранию и не может осуществлять правомочий, относящихся к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества.
Совет включает председателя и членов совета потребительского общества, которые избираются сроком на пять лет из числа пайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительской кооперации.
Председатель потребительского общества действует от имени потребительского общества, как правило, на общественных началах без специальной на то доверенности. В его компетенцию входит представление интересов общества; издание распоряжений и дача указаний, обязательных для исполнения всеми работниками потребительского общества.
Члены совета всегда действуют на общественных началах. Количественный состав совета определяется общим собранием потребительского общества. В основной состав совета должны входить пайщики, не связанные трудовыми отношениями с обществом.
Компетенция совета потребительского общества, порядок принятия председателем совета и его заместителями решений и порядок их оформления, а также вопросы, решения по которым председатель совета и его заместители вправе принимать единолично, определяются уставом потребительского общества.
Для пайщиков деятельность совета потребительского общества должна иметь открытый характер. Они вправе участвовать в его заседаниях. Совет потребительского общества не реже, чем один раз в год, отчитывается перед общим собранием потребительского общества.
Компетенция члена совета определяется советом потребительского общества.
Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества, которое создается в потребительском обществе для руководства его хозяйственной деятельностью, назначается советом потребительского общества, и подотчетно совету потребительского общества.
В компетенцию правления потребительского общества входят вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества и исключительной компетенции совета потребительского общества.
Председатель правления потребительского общества без доверенности действует от имени потребительского общества, издает распоряжения и дает указания в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества. Правление потребительского общества несет ответственность за хозяйственную деятельность потребительского общества. Распределение обязанностей между членами правления потребительского общества осуществляется правлением.
Внутри потребительского общества создается контролирующий орган - ревизионная комиссия. В соответствии со ст. 20 Закона в компетенцию ревизионной комиссии входит контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями. В свою очередь, ревизионная комиссия подотчетна общему собранию потребительского общества.
Органами КПКГ являются общее собрание его членов, правление, ревизионная комиссия и директор. Данный перечень органов не является исчерпывающим, поскольку ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» предусматривает, что в кооперативе могут быть созданы комитет по займам и (или) иные органы в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом.
В отличие от потребительского общества, у КПКГ нет совета. В периоды между общими собраниями руководство его деятельностью осуществляет правление. Председатель правления и его члены избираются общим собранием членов тайным голосованием.
Для председателя и членов правления КПКГ существуют ограничения в занятии должности в органах кооператива. Председатель и члены его правления не могут занимать должность директора, не могут быть членами ревизионной комиссии и членами комитета по займам. В то же время член правления может совмещать свою деятельность в правлении с работой по трудовому договору (контракту).
Профессиональным органом КПКГ является комитет по займам, который принимает решения о выдаче займов и порядке их возврата в соответствии с принципами, установленными общим собранием членов. Он избирается общим собранием членов исключительно тайным голосованием и является обязательным, если число членов более ста человек.
Директор КПКГ является исполнительным органом, который назначается и отстраняется от должности общим собранием членов, а в период между общими собраниями членов правлением с обязательным утверждением на ближайшем очередном общем собрании. Директор является основной фигурой, через которого приобретаются и осуществляются гражданские права и обязанности и который действует от имени КПКГ. Он может принимать на работу в кооператив по трудовому договору (контракту).
Успешная деятельность КПКГ требует профессионального подхода к достижению цели кооператива. Именно поэтому директор не обязательно должен быть членом кооператива.
Определенную специфику имеет структура органов управления СПоК. К органам управления СПоК относится: общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и (или) председатель кооператива, наблюдательный совет кооператива.
Высшим органом управления СПоК является общее собрание членов кооператива, которое полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива, в том числе отменять или подтверждать решения правления кооператива и наблюдательного совета кооператива.
Правление кооператива как исполнительный орган осуществляет текущее руководство его деятельностью и представляет кооператив в хозяйственных и иных отношениях. Оно подотчетно наблюдательному совету кооператива и общему собранию членов кооператива.
Традиционно в органах управления СПоК основной фигурой является его председатель. Он может быть избран на основе устава кооператива из числа членов кооператива, который становится одновременно председателем правления кооператива.
Наблюдательный совет - это независимый орган кооператива, осуществляющий контроль за деятельностью правления кооператива. Закон запрещает членам наблюдательного совета кооператива получать какое-либо вознаграждение по результатам деятельности кооператива. Наблюдательный совет кооператива, как правило, состоит из трех человек, если уставом не предусмотрено иное. Расходы, понесенные ими при выполнении своих полномочий, возмещаются на основании решения общего собрания членов кооператива. Член наблюдательного совета кооператива не может одновременно быть членом правления кооператива либо председателем кооператива.
Наблюдательный совет кооператива имеет следующие права: требовать от правления отчет о его деятельности, а также ознакомиться с документацией кооператива; проверять состояние кассы кооператива, наличие ценных бумаг, торговых документов; проводить инвентаризацию; давать заключения по заявлениям с просьбами о приеме в члены кооператива и о выходе из членов кооператива; созывать общее собрание членов кооператива; представлять кооперативы по спорам, связанным с предъявлением иска кооператива к членам правления; давать согласие на предоставление кредита члену правления кооператива; временно, до решения общего собрания членов кооператива приостанавливать полномочия членов правления кооператива и принимать на себя осуществление их полномочий.
Органами управления садоводческим, огородническим или дачным потребительским кооперативом (СОДПК) являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
Высшим органом управления СОДПК является общее собрание его членов, которое может проходить в форме собрания уполномоченных. Уполномоченные избираются из числа членов СОДПК в соответствии с уставом и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам СОДПК.
Исполнительным органом СОДПК является правление, которое подотчетно общему собранию его членов (собранию уполномоченных).
Количество членов правления определяется общим собранием членов (собранием уполномоченных).
Правление СОДПК осуществляет текущие вопросы деятельности кооператива. Оно не вправе принимать решения, которые касаются вопросов, отнесенных ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и уставом такого объединения к компетенции общего собрания его членов (собрания уполномоченных).
Правление СОДПК возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года. Его полномочия определяются названным законом и уставом кооператива. В случае несогласия председателя с решением правления он вправе обжаловать данное решение общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных).
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью СОДПК, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор).
В состав комиссии входят члены кооператива, избранные из числа членов кооператива общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек сроком на два года. Не может быть членом комиссии председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).
Правовой основой деятельности ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов СОДПК (собранием уполномоченных). Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов такого объединения.
Подводя краткий итог по параграфу, следует отметить, что органы потребительского кооператива являются основным инструментом приобретения для себя гражданских прав и исполнения обязанностей. Органы потребительского кооператива формируют и выражают его волю, а также осуществляют текущее руководство деятельностью.
В начале 90-х гг. прошлого века происходило лавинообразное преобразование потребительских обществ в коммерческие организации, в результате чего нарушались права пайщиков. Поэтому большое значение имеют нормы законодательства о компетенции и ответственности органов управления и контроля в потребительских кооперативах.
Основополагающим началом в управлении всех видов потребительских кооперативов является соблюдение общепризнанных кооперативных принципов и ценностей.
Заключение
Российская кооперация переживает период своего возрождения. Специфическая сфера экономики требует адекватного правового регулирования.Определение оптимальных способов гражданско-правового регулировании потребительской кооперации должно основываться на общих теоретических подходах к сущности всех видов, форм и типов кооперативов.
Продолжительный период отечественная кооперация существовала в рамках административно-командной системы. Потребительская кооперация выполняла ряд государственных функций. Это противоречило сущности кооперативов как независимых и автономных организаций. На начальном этапе переходного периода в экономике, российское законодательство было направлено на приоритетное правовое обеспечение деятельности хозяйственных обществ и товариществ. Необходимость совершенствования законодательства о кооперативах принижалась. В результате многие кооперативы распались, либо реорганизовались в иную организационно-правовую форму.
Многозначное толкование правового определения «кооперация» наносит вред правовому регулированию кооперации, а соответственно и развитию кооперативного движения. Определения понятия «кооперация» должно учитывать отечественный опыт развития кооперации, а так же основываться на кооперативных принципах, ценностях и этических нормах. К кооперативным принципам относятся: добровольность и открытое членство; демократический членский контроль; экономическое участие членов; автономия и независимость; образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; забота об обществе.
На этой основе, кооператив можно определить как автономную и независимую организацию, занимающуюся общественно полезной деятельностью, основанной на добровольном и открытом членстве, демократическом контроле, межкооперативном сотрудничестве для достижения хозяйственных, общественных и потребительских целей.
В РФ ни в одном из действующих законов о кооперативах не закреплены принципы кооперации. В ряде случаев Законы о потребительских кооперативах ограничивают волю учредителей, тем самым стесняют будущую деятельность кооператива.
Таким образом, действующее законодательство о кооперативах не способствует объединению кооперативного движения, что противоречит основополагающему принципу кооперации - принципу сотрудничества между кооперативами.Решение обозначенной проблемы можно осуществить путем внесения изменений в действующий ГК и проведения кодификации законодательства о кооперативах.
Кооперативы являются инструментом достижения цели поддержки и удовлетворения прав и потребностей своих членов. Поэтому кооперативы не следует относить к некоммерческим или коммерческим организациям. Они занимают самостоятельное место в системе юридических лиц. Хозяйственные (предпринимательские) функции выполняют коммерческие организации, общественные организации преследуют нематериальные цели. Кооперативы, используя различные формы деятельности, добиваются удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов и характеризуются следующими основными чертами: добровольной основой образования; удовлетворением общих социальных и культурных потребностей и устремлений своих членов; совместным владением предприятием; контролем на основе демократических принципов. Соответственно деление кооперативов в российском законодательстве на производственные (коммерческие) и потребительские (некоммерческие) не отвечает интересам единого правового обеспечения кооперативных отношений.
Кооперативные банки являются неотъемлемой частью кооперативного сектора экономики в индустриально-развитых странах и занимают высокие позиции по размеру собственного капитала и широте операций. Аналогичные организации существовали и в дореволюционной России, прекратив свое существование в условиях административно-командной системы. В действующем Российском законодательстве критерии кредитной организации явно сужены. ГК и ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. (с изменениями от 31 июля 1998 г. не предусматривает возможность создания кооперативных банков. Это тормозит развитие как непосредственно кредитной кооперации, так и кооперации в целом.
Список использованной литературы
Нормативные акты и судебная практика.
1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 21 октября 1994 г. (ред. от 06.04.2011) // Правовая система «Гарант».
3. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 декабря 1995 г. (ред. от 07.02.2011) // Правовая система «Гарант».
4. Гражданский кодекс РФ. Часть третья. Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 ноября 2001 г. (ред. от 30.06.2008) // Правовая система «Гарант».
5. Жилищный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года (в ред. от 18.07.2011) // Правовая система «Гарант».
6. Федеральный Закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. (в ред. от 01.07.2011)// Правовая система «Гарант».
7. Федеральный Закон РФ «О производственных кооперативах» от 8 мая 1995 г. (в ред. от 19.07.2009)// Правовая система «Гарант».
8. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. (в ред. от 11.07.2011) // Правовая система «Гарант».
9. Федеральный Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. (в ред. от 18.07.2011)// Правовая система «Гарант».
10. Федеральный Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. (в ред. 21.03.2002) // Правовая система «Гарант».
11. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. (в ред. от 01.07.2011)// Правовая система «Гарант».
12. Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18 июля 2009 г. // Правовая система «Гарант».
13. Распоряжение мэра Москвы от 21 декабря 1994 г. № 628-РМ // Вестник мэрии Москвы, 1995. №2. СЗ.// Правовая система «Гарант».
14. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ «Об обращении взыскания на имущество учреждения» от 14 июля 1999 г. // Правовая система «Гарант».
15. Архив арбитражного суда Калужской области. Дело № А23 - 2926/01А - 15282.)// Правовая система «Гарант».
16. Архив Арбитражного суда Воронежской области. Дело № А14-2060-00/95/15 от 14 сентября 2000 г.// Правовая система «Гарант».
Научная литература и материалы периодической печати.
1. Т. Е. Абова Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики // Государство и право. 1988. № 8.
2. Т.Е. Абова Правовое регулирование кооперативного движения на современном этапе // Законодательная среда и развитие кооперативного сектора в странах СНГ. Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 7-8 мая 2002). // Правовая система «Гарант».
3. В. Александров, А. Зырянов, В. Рыбаков О гражданской правосубъектности потребительских обществ и союзов // Хозяйство и право. № 4. 2008. С.12.
4. B.C. Анохин Предпринимательское право. М., 1999.
5. Э. Беднова Международные кооперативные принципы и российский закон о производственных кооперативах // Российская юстиция. 2008. №1.
6. А.Р.Бернвальд, A.B. Цихоцкий Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск, 1993.
7. Бойченко Т.А. Права и обязанности работодателя: особенности // Справочник кадровика. 2007.№8.
8. С.Н. Братусь Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.
9. С.Н. Братусь Субъекты гражданского права. М., 1950.
10. И.Н.Буздалов Возрождение кооперации. М., 1990.
11. Б.Б. Воронин Тезисы выступления // Сущность и роль кооперации в национальной экономике. Парламентские слушания. Выпуск I. (5-6 декабря 2002 г.). М., 2003. С.285. 387 С.45.
12. С.И. Вильнянский Лекции по советскому гражданскому праву. Часть первая. Харьков, 1958.
13. О.И. Гарцев Как нам обустроить себя. Кредитная кооперация в России: опыт и перспективы. М., 2009.
14. Д.Н. Двугрошев Потребности пайщиков потребительской кооперации. Белгород, 2007.
15. Гражданский кодекс РФ. 4.1. Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т.Е.Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П.Мозолин. МЛ 2006.
16. Гражданское право: в 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. Е.А.Суханов. 2-е изд., пере-раб. идоп.М., 2009.
17. И.Д. Грачев С.В. Смолянский Производственные кооперативы как альтернатива или зачем надо создавать производственные кооперативы // Производственные кооперативы: новый старт - новые возможности. Как реализовать закон о производственных кооперативах. М., 2008.
18. В.П. Грибанов Юридические лица, М., 1961.
19. A.C. Григорян, М.И. Лопаткин Ленинский кооперативный план и потребительская кооперация. М., 1983.
20. Н.Д. Егоров Гражданское право как отрасль права // Гражданское право. Том I. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. М., 2008.
21. И.В. Елисеев // Гражданское право. Т.1. Учебник. Издание восьмое / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К Толстого. М., 2008.
22. В. Закиров Цель деятельность кредитных кооперативов // Хозяйство и право. 2008. №7.
23. И.В. Захаров Потребительская кооперация России в условиях трансформации экономических отношений, М., 1994
24. И.В. Захаров, В.П. Масленников, A.B. Соболев Кооперативные принципы и практика кооперативных организаций в России. М., 2005.
25. П. Кауфман Теория потребительской кооперации. (Классика российской цивилистики). М., 2010.
26. О.П. Кашковский О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2007. № 5.
27. О. Конт Система позитивной политики. 4.1. Родоначальники позитивизма. Третья тетрадь. СПб., 1912.
28. Кооперативная собственность при социализме: возможность и перспективы развития. Сборник обзоров / Под ред. М.Е. Товмосян М., 1989.
29. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. О.Н. Садикова М., 2006.
30. К.В. Кекуатов Сравнительный текст русских проектов закона о кооперативных товариществах. (Классика российской цивилистики). М., 2010.
31. М.И. Клеандров Правовые основы деятельности потребительской кооперации. М., 1980.
32. М.И. Кулагин Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Кулагин М.И. Избранные труды. М., 2008.
33. М.И. Кулагин Предпринимательство и право: опыт запада. Избранные труды. М, 2008.
34. В.И. Ленин О потребительской кооперации. Соч. изд. 4. Т.32. С.348.
35. К.Маркс, Ф. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.
36. A.A. Николаев Теория и практика кооперативного движения. Издание второе. I том. Выпуск 1. (Классика российской цивилистики). М., 2010.
37. А.П. Макаренко Теория и история кооперативного движения. М., 2009.
38. Я.М. Миколенко Право кооперативной собственности в СССР. М., 1961.
39. Б.В. Муравьев Договор с участием инвесторов в строительстве // Законодательство. М., 1999. № 6.
40. В.А. Мусин, И.Л. Соболевский Индивидуальная и кооперативная трудовая деятельность: правовое регулирование. Л., 1989.
41. В.А. Рахмилович Основные теории юридического лица и вопрос о его сущности // Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2009.
42. А.П. Сергеев. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2008.
43. Г.С. Скачкова Договоры о труде в сфере кооперации. М., 2009.
44. П.В. Степанов Корпоративные отношения в гражданском праве // Законодательство. 2007. №6. С. 19.
45. Е.А. Суханов Предисловие к книге Н.В. Козловой «Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории». М., 2009.
46. Е.А. Суханов Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве // Хозяйство и право. 1997.№1.
47. М.В. Телюкина Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (к ст.31).М., 2007.
48. Л.Е. Теплова Основы потребительской кооперации. М., 2007.
49. Ю.К. Толстой Право собственности юридических лиц // Гражданское право. Том.1. Учебник. Издание восьмое, переработанное и дополненное / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2007.
50. М. Туган-Барановский Экономическая природа кооперативов и их классификация. Курсы по кооперации. Т.1. (Классика российской цивилистики). М., 2010.
51. Б.Н. Хвостов Теория кооперации. М., 1982.
52. Г.В. Шевченко Правовой статус кредитных кооперативов // Сборник материалов второй межрегионатьной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития потребительской кооперации». Сборник материалов. С. 111. Ставрополь, 2007.
53. Г.Ф. Шершеневич Курс торгового права Т.1. Введение. Торговые деятели. (Классика российской цивилистики). М., 2010.
54. Т.С. Шохина Проблемы права собственности потребительской кооперации СССР. Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1979.
55. Э. Якоб Хозяйственная теория кооперации. (Классика российской цивилистики). М., 2010.
[1]См.: Бернвальд А.Р., Цихоцкий A.B. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск, 1993. С.153
[2]См.: Николаев A.A. Теория и практика кооперативного движения. Издание второе. I том. Выпуск 1. Петроград, 1919. С. 11.
[3]См..: Кооперативная собственность при социализме: возможность и перспективы развития. Сборник обзоров / Под ред. М.Е. Товмосян М., 1989. С.52.
[4]См.: Федеральный Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. (в ред. 21.03.2002) // Правовая система «Гарант»
[5]Конт О. Система позитивной политики. 4.1. Родоначальники позитивизма. Третья тетрадь. СПб., 1912. С. 17-22
[6]К.Маркс, Ф. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. С.337.
[7]Ленин В.И. О потребительской кооперации. Соч. изд. 4. Т.32. С.348.
[8]Буздалов И.Н. Возрождение кооперации. М., 1990.
[9]См.:Миколенко Я.М. Право кооперативной собственности в СССР. М., 1961. С.64.
[10]Беднова Э. Международные кооперативные принципы и российский закон о производственных кооперативах // Российская юстиция. 2008. №1. С.28.
[11]См.: Кекуатов К.В. Сравнительный текст русских проектов закона о кооперативных товариществах. СПб., 1915. С.15.
[12]См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права Т.1. Введение. Торговые деятели. (Классика российской цивилистики). М., 2010.С.ЗЗ.
[13]См.: Туган-Барановский М. Экономическая природа кооперативов и их классификация. Курсы по кооперации. Т.1. 1912. С.3-11.
[14]См.: Кауфман П. Теория потребительской кооперации. СПб., 1912. С.32.
[15]Собрание Узаконений и Распоряжений Правительства. 1917. Отд. I. № 72. Ст. 414.
[16]См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С.115.
[17]См.: Абова Т.Е. Правовое регулирование кооперативного движения на современном этапе // Законодательная среда и развитие кооперативного сектора в странах СНГ. Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 7-8 мая 2002). // Правовая система «Гарант».
[18]См.: Суханов Е.А. Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве // Хозяйство и право. 1997.№1. С.98.
[19]См.: Содействие развитию кооперативов. Доклад V (1) // Материалы 89 сессии Международной конференции труда. // Правовая система «Гарант».
[20]См.: Елисеев И.В. // Гражданское право. Т.1. Учебник. Издание восьмое / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К Толстого. М., 2008. С. 202.
[21]См.: Шохина Т.С. Проблемы права собственности потребительской кооперации СССР. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1979. С.8.
[22]См.: Кашковский О.П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2007. № 5. С. 14-19.
[23]См.: Анохин B.C. Указ. соч. С.54.
[24]См.: Абова Т. Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики // Государство и право. 1988. № 8. С.71-81.
[25]См.: Беднова Е. Международные кооперативные принципы и российский Закон о производственных кооперативах // Российская юстиция. 2008. С.28-29
[26]См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий ( к ст. 116) / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкимн, В.П. Мозолин. М., 2006. С.194.
[27]См.: Грачев И.Д. Смолянский СВ. Производственные кооперативы как альтернатива или зачем надо создавать производственные кооперативы // Производственные кооперативы: новый старт - новые возможности. Как реализовать закон о производственных кооперативах. М., 2008. С. 12.
[28]См.: Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации. М., 2007. С.12-15.
[29]См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина, В.П. Мозолина М., 2006. С. 199.
[30]См.: Григорян A.C., Лопаткин М.И. Ленинский кооперативный план и потребительская кооперация. М., 1983. С.31.
[31]См.: Клеандров М.И. Правовые основы деятельности потребительской кооперации. М., 1980. С.4-5.
[32]Архив Арбитражного суда Воронежской области. Дело № А14-2060-00/95/15 от 14 сентября 2000 г.
[33]См.: Якоб Э. Хозяйственная теория кооперации. Петроград, 1919. С.136.
[34]См.: Кулишер И.М. Обзор русского и иностранного законодательства о кооперативных товариществах. СПб., 1906. С.220
[35]См.: Николаев A.A. Указ. соч. СЗ
[36]См.: Хвостов Б.Н. Теория кооперации. М., 1982. С98-101.
[37]См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. О.Н. Садикова М., 2006.С.156.
[38]См.: Захаров И.В, Масленников В.П., Соболев A.B. Кооперативные принципы и практика кооперативных организаций в России. М., 2005. С. 19.
[39]См.: Григорьев В.А., Смолянский СВ. Перспективы создания и развития производственных кооперативов в системе жилищно-коммунального хозяйства // Производственные кооперативы: новый старт - новые возможности. Как реализовать закон о производственных кооперативах. Информационный бюллетень. М., 1998. С.63.
[40]См.: Толстой Ю.К. Право собственности юридических лиц // Гражданское право. Том.1. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2007. С.506.
[41]См.:Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2008. С. 157-159.
[42]См.: Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. М., 2002. С. 19-23. Правовое положение коммерческой организации: Учебное и научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2001. С. 107.
[43]См.:Галиновская Е.А., Минина Е.Л., Панкратов И.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» / Отв. ред. Е.Л. Минина. М., 1997 . С. 127.
[44]См.:Алексеев Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц». (Комм, к ст. 10). М., 2002.
[45]См.: Комментарий к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Издание третье, переработанное и дополненное (к ст. 14) / Под ред. Б.М. Гонгало, П.В.Крашенинникова. М., 2007.
[46]См.: Архив Арбитражного суда Красноярского края. Дело № АЗЗ-1654/97 // Правовая система «Гарант».
[47] См.: Архив Арбитражного суда Липецкой области: дело № А36-149/8-01 от 15 августа 2001 г.; дело № A3 б-127/8-01 от 1 августа 2001 г.; дело № 219/12 от 13 января 2000 г. // Правовая система «Гарант»
[48]См.: Архив Арбитражного суда Воронежской области: дело № Ф14-8537-03/235/16 от 9 декабря 2003 г.; дело № Ф14-7898-03/149/20 от 11 ноября 2003 г. // Правовая система «Гарант»
[49]См.: Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование экономических отношений. Л., 1986. С.89.
[50]См.: Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование экономических отношений. Л., 1986. С.90.
[51]См.: Гражданское право: В 2 т. Том I. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С.528.
[52]См.: Чубаров В.В. Право собственности и другие вещные права // Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2001.С.396.