Рефераты

Права человека и их обеспечение обществом

p align="left">Исследование показало, что решение выявленных проблем, осложненных суровыми климатическими условиями проживания возможно при условии госу-дарственного вмешательства по выполнению гарантий жителей Севера.

Выводы по первой главе.

В условиях перехода к рынку, безработицы, происходит резкий рост социальной дифференциации, ставятся под угрозу социальные права граж-дан.

Как известно, социальная справедливость - это один из главных критериев жизнеобеспеченности экономической системы. Поэтому основным направлением социально-экономической политики государства является достижение социальной справедливости и социального равенства. А это значит предотвращение дальнейшего снижения жизненного уровня россиян вследствие введения системы регулярного определения расценок оплаты труда, пенсионного обеспечения и на этой основе - размеров заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. А для того, чтобы дальнейшее развитие рыночных отношений не вызвало снижения социальной защищенности граждан, необходимо на уровне государства проводить упреждающие меры, направленные на смягчение этой ситуации, создание системы социальной защищенности граждан, обеспечение их прав.

ГЛАВА II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РЕГИОНЕ.

Совокупность социальных служб, исторически сформировавшаяся в Норильском промышленном регионе, достаточно вариативна и включает несколько десятков профессиональных учреждений, решающих социально-педагогические, медицинские, правовые, психологические, социокультурные и коммуникативные проблемы человека.

Сферы компетенции каждой структуры четко обозначены и организационно разделены. Однако надо констатировать, что в нашем изолированном от «материка» регионе есть все предпосылки для согласованного их взаимодействия.

И это не случайно, ибо каждый житель региона - реальный или потенциальный клиент социальных служб.

Перечень социальных услуг постоянно расширяется. Клиентами становятся все новые и новые разводящиеся семьи, беженцы, безработные, вдовы, сироты, малообеспеченные, престарелые, душевнобольные, вернувшиеся из мест заключения, отчаявшиеся подростки и их родители,

инвалиды, алкоголи-ки, наркоманы и другие люди, попавшие в наше трудное время в число соци-альных аутсайдеров.

Мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы духовной жизни общества, семьи, отдельного человека объективно стимулируют созда-ние региональной модели социальных служб.

Мировая практика социальной работы подтверждает, что наиболее эф-фективная социальная помощь, которая оказывается не разрозненными учреж-дениями, поэтому при структурировании системы социальных служб в регионе учитывается, прежде всего, межведомственный, целостный подход.

§ 1. Организационная структура служб социальной защиты человека в ЕМО «город Норильск».

В Норильском промышленном регионе существует и развивается сеть со-циальных служб, многие из которых имеют свои филиалы в Талнахе и Кайеркане [2,1].

Координатором всех государственных социальных структур в Нориль-ском промышленном регионе является администрация города. При админист-рации в 2002 году создано 6 Департаментов: 1) по строительству и архитектуре; 2) городскому хозяйству и снабжению; 3) образованию; 4) по вопросам культуры, спорта и молодежной политике; 5) социальной политике и охраны здоровья; 6) лекарственного обеспечения. Эта система полностью себя оправдала, поскольку происходит централизация финансовых потоков бюджета и оптимизация численности управленческого звена. Только при создании в 2001 году Департамента здравоохранения было сокращено 30 управленческих мест [3,2]. Кроме этого, в структуру адми-нистрации включены Центр занятости населения.

Судьбы детей из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, сирот и беспризорных мало кого оставляют равнодушными. Ребятишками занимаются многие городские ведомственные организации. Но в начале 2001 года был создан межведомствееный координационный совет (МКС), который объединил усилия комиссии по делам несовершеннолетних, управлений социальной защиты и образования, молодежных комитетов, центра занятости населения, учреждений здравоохранения и управления внутренних дел Норильска [5, 2].

Помимо этих служб работой с неблагополучными семьями и подростками занимается Центр внешкольной работы. Социальные педагоги Центра внешкольной работы занимаются составлением социальной картины микрорайонов городов НПР, создают условия для досуговой деятельности, оказывают социальную помощь населению, формируют вместе с населением микрорайона социальный заказ для возможного включение его в планы развития города [16,10].

В школах с неблагополучными семьями и подростками занимаются социальные педагоги и психологи.

При администрации города создан Департамент по социальной политике, в который входят: Управление социальной защиты населения, МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения единого муниципального образования «город Норильск», Центр социально-педагогической реабилитации детей и подростков инвалидов «Виктория», которые занимаются вопросами социальной защищенности населения.

Управление социальной защиты населения оказывает материальную поддержку малоимущим гражданам и малообеспе-ченным семьям. Разработанная Администрацией города целевая програм-ма по социальной поддержке малоимущих слоев населения в Норильском промышленном регионе предоставляет ряд льгот для малообеспеченных семей, пенсионеров, инвалидов, воинов-афганцев, матерей-одиночек в медицинском обслуживании,жилищных, коммунальных, транспортных услугах.

Государственные реформы последних лет значительно ухудшили жизнь многих. Но наиболее сильно они ударили по жителям северных регионов. Тарифы на авиаперевозки набирают высоту со скоростью самолетов последнего поколения. Так же стремительно растут цены на продукты и товары первой необходимости. Поездки на солнечный «материк» для неработающих пенсионеров и инвалидов стали неосуществимой мечтой. Федеральный закон «О Северах» гарантирует «дорогу» неработающим северянам, но механизм реализации соответствующих статей до сих пор не разработан.

Пытаясь помочь населению преодолеть трудности социально-экономического характера, норильская администрация всегда выплачивала неработающим пенсионерам материальную помощь, поддерживала малообеспеченные семьи. Но эти эпизодические выплаты не могли изменить ситуацию в целом. Поэтому в 1998 году было решено разработать ряд социальных программ, которые позволяли бы реально влиять на социально-экономическое положение малообеспеченного населения. Первая такая программа заработала в 1999 году. И уже на протяжении четырех лет Норильский Городской Совет по представлению администрации выделяет на социальные нужды малообеспеченных граждан весомую часть бюджетного пирога.

Адресатами программ были и остаются неработающие пенсионеры, инвалиды, ветераны ВОВ, реабилитированные граждане, дети-инвалиды, участники боевых действий члены малообеспеченных семей.

Уровень малообеспеченности, установленный Краевым комитетом по труду в июле 2002 годы составил 3238,1 рублей. Большинство неработающих пенсионеров и малообеспеченных семей Норильска не дотягивают до этой цифры, и нормальные жизненные условия на Крайнем Севере становятся для них недоступными.

В 1999 году были утверждены три социальные программы объемом финансирования 6,4 миллиона рублей, в 2000 году - восемь программ, стоимость которых составляла уже 53,1 миллиона рублей. В 2001 году на семь социальных программ была выделена рекордная сумма - 217,1 миллиона. К сожалению, в связи с бюджетными проблемами в 2002 году все местные социальные программы были объединены в одну, а сумма финансирования составила 116,7 миллиона. Некоторые дорогостоящие мероприятия, например оплата проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха, стали менее масштабными.

На протяжении четырех лет программы претерпевали различные изменения, чаще пополнялись новыми видами социальной помощи, необходимость которых была продиктована изменяющимися условиями жизни. Однако есть и такие виды, что включаются в программу ежегодно, к ним относятся: оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, оплата дорогостоящего лечения, организация оздоровительного отдыха, оказание помощи при выезде на новое место жительства, проведение социально-значимых, реабилитационно-спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Необходимо заметить, что даже такая финансовая поддержка местного бюджета не позволяет неработающим пенсионерам и инвалидам преодолеть черту бедности. Все более очевидным становится, что для улучшения социально-экономического положения этих людей необходимо всемерно способствовать им в обустройстве жизни на «материке». Поэтому по сравнению с тем же периодом 2001 года за 6 месяцев 2002-го затраты на оказание помощи при выезде возросли в 2,2 раза. А число покинувших Норильск за счет средств социальной программы увеличилось в 1,5 раза. Кроме неработающих пенсионеров и инвалидов помощь при выезде оказывается детям-сиротам, выезжающим под опеку родственников, гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, и лицам без определенного места жительства [4,6].

Комплексный центр социального обслуживания населения открылся в городе Талнахе в октябре 2000 года.

На 2003 год в Комплексный центр входят следующие отделения:

1. отделение милосердия;

2. отделение временного проживания;

3. социальный приют для несовершеннолетних;

4. отделение социального обслуживания на дому;

5. специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому;

6. консультативное отделение и срочного социального обслуживания;

7. отделение психолого-педагогической помощи;

8. организационно-методическое отделение.

Отделение милосердие создано для временного проживания (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, частично или полностью, утратившим способность к самообслуживанию, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью и страдающими тяжелыми заболеваниями.

Одновременно в отделении милосердия могут находится 25 человек. В 2002 году обслужено 44 человека. Из них: инвалидов 1 группы - 26 чел.; инвалидов 2 группы - 9 чел., инвалидов 3 группы - 1 чел., неработающий пенсионеры - 8 чел.

Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов предназначено для предоставления на срок до 6 месяцев и постоянно, гражданам пожилого возраста и инвалидам полностью или

частично сохранивших способность к самообслуживанию и свободному передвижению и временно нуждающиеся в уходе, а также гражданам из их числа, проживающих в семьях, члены которых по объективным причинам (болезнь, убытие в командировку или отпуск и так далее) временно не могут осуществлять за ними уход, предоставление благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, при необходимости медицинской помощи, а также организации их питания и досуга.

Одновременно в отделении временного проживания может проживать 25 человек. В 2002 году было обслужено 57 человек. Из них: инвалидов 1 группы - 18 человек; инвалидов 2 группы - 15 человек; инвалидов 3 группы - 2 человека; неработающих пенсионеров - 22 человека.

Так как число брошенных детей растет год от года. Тревожная статистика соци-ального сиротства поставила город перед необходимостью незамедлительного открытия приюта для детей, который и был создан при Комплексном центре. Целью создания приюта является обеспечение временного проживания и содержания детей и подростков в возрасте от 3-х до 18 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи государства.

В приюте созданы условия, приближенные к домашним, способствующие оздоровлению, психологической реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально-неблагоприятном положении.

Содержание воспитанников осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Приют рассчитан на 35 детей. Здесь дети получают кроме временного проживания и бесплатного питания - консультации специали-стов (психиатра, психолога, нарколога, юриста, педагога), необходи-мую социальную защиту, медицинскую помощь, их обеспечивают необходимой одеждой и обувью, создают условия для учебы и отдыха.

Приют содействует органам опеки и попечительства в устройстве воспитанников приюта в детские дома, интернатные учреждения, возвращению к родителям или лицам, их заменяющим.

Отделение социального обслуживания на дому создано для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней помощи на дому.

В НПР такие отделения есть во всех городах.

В г. Талнахе на обслуживании состоят 72 человека, их обслуживают 9 социальных работников.

В г. Норильске (включая Кайеркан) на обслуживании состоят 176 человек, их обслуживают 22 социальных работников.

Специализированное отделение медико-социального обслуживания на дому создано для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями, в т.ч. онкологическими в поздних стадиях течения, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому.

На обслуживании в отделении находятся 60 человек, их обслуживают 12 социальных работников и 6 медицинских сестер.

Отделение психолого-педагогической помощи семье, детям, женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации создано с целью:

· повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения;

· оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состояния или подвергшимся психофизическому насилию;

· помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;

· содействия гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

· помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей;

· ознакомления с особенностями психологии детского возраста.

В отделении работают главный специалист, специалисты по социальной работе, социальный педагог, психолог, социальные работники.

Консультативное отделение и срочного социального обслуживания включает в себя следующие услуги:

· предоставление малообеспеченным гражданам, неработающим пенсионерам и инвалидам талонов на горячее питание;

· обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

· оказание юридической помощи в целях защиты прав граждан;

· содействие в восстановлении документов;

· содействие в восстановлении жилья.

Помимо этих услуг срочное отделение занимается такой категорией граждан, как лица без определенного места жительства (БОМЖ). Согласно целевой социальной программы Администрации г. Норильска срочное отделение по личному заявлению лица БОМЖ вывозят их на «материк» к родственникам.

В Комплексном центре также открыта социальная столовая, где по талонам кормят бесплатными комплексными обедами. Есть социальная парикмахерская, обслуживающая малообеспеченных граждан, неработающих пенсионеров, инвалидов.

Помимо городских служб, занимающихся проблемами социальной заши-ты и помощи населению, существуют подобные службы при Норильском горно-металлургическом комбинате. В рамках действующих в Норильской горной компании социальных программ «Шесть пенсий», «Материнское право», «Пожизненная профессиональная пенсия» в 2002 году заключили договоры более 1,5 тысячи человек. Всего же за период реализации участниками программ стали более 10 тысяч работников. Расходы компании на социальные нужды в 2002 году составили 1,2 млрд. рублей. Ежегодно около 22 тысяч работников отправляются на отдых и лечение в ведомственные и вневедомственные оздоровительные учреждения.

В 2002 году не только выполнены обязательства по приему молодежи в компанию, но, исходя из объективных потребностей производства, перевыполнены. На постоянные рабочие места принято 878 молодых людей.

Продолжается проведение структурных преобразований: перевод работников с сокращаемых рабочих мест коммунальных подразделений ПО «Норильскбыт», УДДУ. Ни один человек не был оставлен на улице, трудовая судьба каждого решалась индивидуально: все, кто имел востребованную в профильном производстве профессию и квалификацию, были переведены в подразделения филиала, других трудоустроили на вновь созданные рабочие места вне компании, а желающие уволиться получили солидную единовременную материальную помощь и смогли выехать на «материк».

В 2002 году был разработан и реализуется целый блок социальных программ, таких, как единовременная материальная помощь увольняющимся

работникам ПО «Норильскгеология», СРСТ ПО «Норильскбыт» и другие. В сентябре, октябре 2002 года были введены в действие две новые программы - «Рабочая смена» и «Стажер» [14,3].

Цель программы «Рабочая смена» - привлечение в производственные подразделения ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» квалифицированных молодых рабочих, прошедших конкурсный отбор и профессиональную подготовку на учебных рабочих местах в структурных подразделениях компании. Программа рассчитана на молодых рабочих в возрасте до 26 лет [11,2].

Программа «Стажер рассчитана на выпускников ВУЗов и ССУЗов в возрасте до 28 лет. Ее цель - привлечение для работы в подразделениях компании наиболее перспективных молодых людей, успешно прошедших профессиональную стажировку в максимально приближенных к реальному производству условиях, на должностях стажеров, руководителей и специалистов структурных подразделений ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» [12,3].

Со 2 декабря 2002 года стартовала новая социальная программа «Корпоративная солидарная пенсия».

Суть программы рассчитанной на каждого трудящегося компании, такова: три процента от зарплаты работника перечисляются в негосударственный пенсионный фонд, где эти средства постепенно накапливаются. В свою очередь, «Норильский никель» формирует встречный корпоративный капитал, который будет составлять приблизительно 1 миллион 200 тысяч рублей. Когда работник выйдет на заслуженный отдых, дополнительно к государственной пенсии он ежемесячно будет получать до 4,5 тысяч рублей [13,1].

Среди прочих социальных проблем в регионе в последние годы особенно остро встала проблема трудоустройства, профессиональной ориентации и подготовки кадров, безработицы. Эти вопросы находятся в поле деятельности городского Центра занятости населения.

Именно здесь находится основной банк данных о вакансиях на предприятиях региона, осуществляется регистрация граждан, не имеющих работы, ока-зывается им материальная поддержка и содействие в трудоустройстве, переобу-чении. В связи с тем, что эти же проблемы существуют у подростков и молоде-жи, при центре занятости создано отделение профориентации и консультирова-ния подростков и молодежи, которое оказывает помощь школам по трудоуст-ройству подростков. Кроме этого отделение по мере обращения подростков производит их трудоустройство, направляет на обучение или переобучение по определенным специальностям. В отделении работают профконсультанты, пси-холог. Ими разработаны методики определения склонностей подростков к той или иной сфере деятельности [2,4].

На октябрь 2002 года численность официально зарегистрированных безработных в Норильском Промышленном районе составляет 2,9% от числа трудоспособного населения территории.

Существующая номенклатура медицинских, профилактических и лечеб-ных учреждений, уровень их технической оснащенности и кадрового обеспече-ния в состоянии сегодня удовлетворить спрос населения на медицинские услу-ги. Организует их деятельность и руководит ею Департамент лекарственного обеспечения населения, который функционирует в системе администрации города.

В регионе есть 1000-коечная больница в Оганере, две женских консульта-ции, три медсанчасти, лаборатория полярной медицины, стоматологические по-ликлиники для взрослых и отдельно для детей, станция скорой медицинской помощи, Центр государственного санитарного эпидемиологического надзора, онкологический, эндокринологический,

психоневрологический, кожно-венерологический, врачебно-физкультурный и противотуберкулезный диспансеры, станция переливания крови, детский реабилитационный центр, детский стационар и две детские поликлиники, молочная кухня, родильный дом, санаторий-профилакторий «Валек» [20,4].

Позитивным, обнадеживающим фактором, работающим на оздоровление социальной ситуации в регионе, может служить деятельность общественных формирований, развитие волонтерства.

В феврале 2002 года в Норильске открылся «Центр Волонтеров». Волонтеры - это люди, которые добровольно оказывают помощь тем, кто в ней нуждается.

Основные направления деятельности волонтерских центров - помощь людям преклонного возраста, детям оставшимся без родителей, домам престарелых, инвалидам, больницам и госпиталям.

Добровольными помощниками становятся школьники и студенты, домохозяйки и бизнесмены, рабочие и служащие [8,3].

Система культурно-массовой работы в Норильском социуме развита достаточно полно. В какой-то степени этому способствовало давнее существование в городе двух управлений культуры - в системе комбината и городской администрации. Их широкая сеть, взаимодействие и творческая конкуренция способствовали поиску различных форм организации молодежного, подросткового и семейного досуга, а также досуга производственных коллективов [2,7].

§ 3. Система социальных льгот, гарантий, призванных обеспечить

достойное проживание людей в условиях Крайнего Севера.

Население Норильского Промышленного района (г.г. Норильск, Кайеркан, Талнах, Снежногорск) составляет на 01.01.2003 года 219,05 тысяч человек.

Мерой социального самочувствия жителей Заполярного региона выступает уровень социальной защищенности, набор дополнительных льгот,

предусмотренных государством в качестве гарантированных компенсаций за проживание в экстремальных условиях Крайнего Севера, отягощенным климато-географическими, экологическими, социальными и пр. показателями.

Основной перечень северных льгот декларируется в Трудовом кодексе РФ, Федеральных Законах «О государственном пенсионном обеспечении», «О трудовых пенсиях».

Законы распространяются на всех работающих в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, неработающих пенсионеров, военно-служащих, студентов и учащихся ПТУ (школ) [18,1].

Законы предусматривают компенсацию расходов, связанных с выездом на «материк», лицам, проработавшим на Севере не менее 3-х лет, пенсионерам, ин-валидам, безработным.

Трудовой кодекс РФ гарантирует работающим выплату районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате (ст.315).

Единый для производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера и учитывается во всех случаях исчисления заработной платы.

Пособия по без-работице выплачиваются с учетом районного коэффициента.

В случае увольнения в вязи с ликвидацией или реорганизацией организацией, сокращением численности или штата работников работнику сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя

заработная плата с учетом месячного выходного пособия (ст.318 ТК РФ). Выплаты производятся по прежнему месту работы [35,174].

Стипендия на период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки выплачивается с учетом районного коэффициента.

Продолжительность отпусков:

1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск составляет - 28 календарных дней (ст.115 ТК РФ).

2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет - 24 календарных дня (ст.321 ТК РФ).

3. Соединение отпусков (полное или частичное) допускается не более чем за 2 года (ст.322 ТК РФ). Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска туда и обратно один раз в два года не засчитывается в срок отпуска.

Отпуск по беременности и родам предоставляется:

- при нормальных родах -140 календарных дней (70 до и 70 после родов);

при осложненных родах -156 календарных дней (70 до и 86 после родов);

при рождении 2-х и более детей -180 календарных дней (70 до и 110 после- родов) (ст.255 ТК РФ) [35,153].

Студентам ВУЗов, средних специальных учебных заведений и учащимся ПТУ, школ предоставляются льготы на выплату стипендий с начисленным районным коэффициентом и процентными надбавками. Нуждающимся в лечении оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Женщинам, имеющим детей до 16 лет, предоставляется право на ежемесячный дополнительный выходной день без сохранения заработной платы (ст.319 ТК РФ)

Для женщин устанавливается 36-ти часовая рабочая неделя. Семьям, имеющим детей, размеры компенсации определяются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате [18,4].

Пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам по достижению 50 лет, если они проработали здесь не менее 15 календарных лет и имеют трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пенсия женщинам, имеющим 2-х и более детей устанавливается по достижению 50 лет и при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет на Крайнем Севере.

Пенсия гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет) на 4 месяца за каждый полный календарный год работы.

Право на пенсию на льготных основаниях имеют оленеводы, рыбаки и охотники-промысловики:

- мужчины по достижению 50 лет и при стаже указанных работ не менее 25 лет;

женщины по достижению 45 лет и при стаже указанных работ не менее 20 лет.

Гражданам из числа малочисленных народов Севера пенсии назначаются:
- мужчинам - по достижении 55 лет;

женщинам - по достижении 50 лет в размере минимальной пенсии по старости [28].

Сохранение размера пенсии при выезде на «материк» выплачивается с

учетом районного коэффициента к заработной плате не зависимо от места проживания и времени обращения за пенсией. Это касается граждан, проживших Крайнем Севере не менее 15 лет, а также лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается:

- по 1 списку производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев;

женщинам не менее 5 лет;

по 2 списку мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 8 лет 4 месяцев; женщинам не менее 6 лет 8 месяцев [28].

Гражданам, проживающим в Норильском регионе, гарантированы компенсации материального обеспечения и транспортных расходов.

Гражданам гарантируется медицинское наблюдение, частичная оплата проезда для медицинской консультации, если таких услуг нет в месте пребывания. Для малочисленных народов Севера гарантируется ежегодная диспансеризация.

Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на территории России гарантируется один раз в 2 года любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату багажа до 30 кг.

Оплачивается стоимость проезда и провоза багажа членам семей независимо от времени использования ими отпуска.

Для перевозки детей, выезжающих для санаторно-курортного лечения и отдыха, устанавливаются льготные тарифы.

Компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно гарантируется пенсионерам по старости, проживающим на Севере 15 лет, пенсионерам по инвалидности, проживающим и получившим инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера, один раз в 2 года [18,6]. В случае переезда в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам [31,3].

Основной категорией бедных в регионе стали семьи с несовершеннолетними детьми, особенно с двумя и более, школьного возраста, семьи погибших кормильцев, неполные семьи.

Климатогеографические особенности Норильского региона, безусловно, обостряют эту проблему, так как для нормального физиологического развития растущего человека в суровых северных условиях требуется значительное увеличение пищевых и других материальных ресурсов. Механическое увеличение с применением районного коэффициента при начислении некоторых льгот явно не компенсирует их. Сейчас же, когда северный рынок практически отдан коммерческим структурам, при полном отсутствии регулирования цен, последние практически сводят на нет большинство социальных и компенсационных выплат.

Итак, на сегодняшний день в Норильском промышленном районе существует широкая сеть социальных льгот и гарантий.

Несмотря на то, что и структурные подразделения Департамента социальной политики и различные Фонды, и общественные организации находятся в прямой зависимости от местного бюджета, руководители предприятий и учреждений используют любую возможность для введения в действие существующих законов для облегчения жизни на Крайнем Севере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с тем, что в нашей стране произошли кардинальные изменения в государственной и экономической жизни, обнаружилась взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

По своему назначению, социальная работа, как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе. На сегодняшний день государство создало немало конституционно-правовых документов, которые предполагают защиту человека в целом, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на достойную жизнь. Но некоторые положения находятся в прямой зависимости от региональных и национальных особенностей того или иного города, района нашей страны.

Один из них наш Норильский промышленный район. Он несет в себе целый ряд своеобразных проблем, таких как - экологические, климатические, занятость населения.

Многонациональный Норильск, удаленный от материка на тысячи верст, производит колоссальные богатства - добыча меди, никеля, кобальта, серы, платины. Наш регион создал и уникальный социум. Более шестидесяти лет работает на юге Таймыра горно-металлургический комбинат, продолжают расти города Большого Норильска. Вместе с ними росли и множились социальные проблемы. И хотя опыт социальной защиты населения у нас есть, но есть и много не решенных проблем.

У всех жителей Единого муниципального образования «город Норильск» существует общая проблема и беда - экологическая.

Невозможно решать вопросы жизнеобеспечения населения, создавать здоровую воспитывающую среду, в то время как экологическая ситуация находится в критическом состоянии [1,29]. В последние годы Администрацией ЕМО «город Норильск» совместно с Норильской горной компанией разработаны и действуют экологические программы, действуют программы социальной защиты и поддержки различных слоев населения. Но, к сожалению, очень трудно восстанавливается экологическое равновесие.

Есть еще одна проблема - помощь малообеспеченному населению. В их число попали 909 одиноких матерей, 2605 многодетных семей, 1001 детей-инвалидов, 1080 детей, находящихся под опекой, 116 детей-сирот (данные на 01.01.2003 г.), а также жертвы репрессий. Все эти социальные слои населения объединены понятием - «бедные».

Система социальной помощи населению в Норильском регионе разнообразна. Это Департамент социальной политики, объединяющий Управление социальной защиты населения, Комплексный центр социального обслуживания населения и Центр социально-педагогической реабилитации детей и подростков инвалидов «Виктория», Центр занятости, Пенсионный Фонд, различные общественные организации.

Администрация города постоянно уделяет внимание развитию социальной сферы, созданию в условиях Заполярья благоприятных условий для людей. В Норильске для этого довольно солидная культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная база.

Ежегодно Норильская горная компания на оказание помощи своим работникам и на разработку новых социальных программ и поддержку старых - тратит миллионы рублей.

Имея огромный опыт работы и солидную информацию о социальной деятельности во многих странах мира, в Норильском промышленном районе успешно развивается система социальных служб благодаря усилиям специалистов, а также органов исполнительной власти.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азаров А.Я. Права человека - М., 1995. - 190 с.

2. Денисова Л.В. Региональная модель межведомственной службы

социально защиты населения в городе - Норильск, 1994. - 96 с.

3. Заполярная правда // «Департаментов стало больше». 02.02.2002 г.

4. Заполярная правда // «Прошу оказать помощь». 01.08.2002 г.

5. Заполярный вестник // 10.01.2002 г.

6. Заполярный вестник // 18.01.2002 г.

7. Заполярный вестник // 30.01.2002 г.

8. Заполярный вестник // 08.02.2002 г.

9. Заполярный вестник // «Пенсионная революция». 04.03.2002 г.

10. Заполярный вестник // 21.08.2002 г.

11. Заполярный вестник // «Рабочая смена». 29.08.2002 г.

12. Заполярный вестник // «Стажер». 11.09.2002 г.

13. Заполярный вестник // 29.11.2002 г.

14. Заполярный вестник // 11.12.2002 г.

15. Зимняя И.А. Сущность социальной работы // Социальная работа, 1995. - №4. - с.19.

16. Киреев Л.Н. Наше поколение // Социальная работа, 1994. - №5. - с.14.

17. Клименко Н.Ю. Социальное воспитание: Норильский вариант - Норильск, 1997. - 26с.

18. Клименко Н.Ю. Комплексная программа. Социальная педагогига - Норильск, 1994. - 38с.

19. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник - М., 1994. - 360 с.

20. Коваленко А.И. Общая теория государства и права - М.: Просвещение, 1994. - 268 с.

21. Краснов Ю.К. История государства и права России - М.: Просвещение, 1997. - 264 с.

22. Кутафин О.Е. Основы государства и права - М.: Просвещение, 1997. - 186 с.

23. Малинкова Л.И. Я - человек! - М.: Просвещение, 1996. - 265 с.

24. Малинкова Л.И. Право и подросток - М.: Просвещение, 1996. - 348 с.

25. Мушинский В.О. Основы правоведения - М.: Просвещение, 1995. - 217 с.

26. Новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- Издательство ЗАО «Славянский дом книги». - 2002. - 253 с.

27. Опыт работы с детьми инвалидами в образовательных учреждениях региона - Норильск, 1995. - 25 с.

28. Пенсионное законодательство. - М.: Юрайт - М, 2002. - 122 с.

29. Полный сборник кодексов Российской Федерации. Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2000. - 848 с.

30. Правовые основы Российского государства: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. Н.А. Машкина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 222 с.

31. Программа адаптационно-ознакомительного курса для молодых специалистов АО «Норильский комбинат» - Норильск, 1996. - 24 с.

32. Сергеев А.П. Гражданское право - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 230 с.

33. Смирнова Н.А. Школа и ребенок // Народное образование, 1994. - №5. - с.13

34. Социальная педагогика в общеобразовательных учреждений Крайнего Севера - Норильск, 1996. - 36 с.

35. Трудовой кодекс Российской Федерации - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. - 256 с.

36. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» - СПб.: Питер, 2002. - 32 с.

Шафирова В.М. Основы знаний о праве и государстве. - Красноярск, 1996. - 216 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты