Рефераты

Права человека

p align="left">· право на отдых;

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве конституции мира, важны для лиц наёмного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать своё достоинство и интересы.

Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определённой мере уже нашёл отражение в действующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая её как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за так называемое "тунеядство", бродяжничество (бомжи) и т.д. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с неё, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.

Право на свободу предпринимательства. Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по смыслу ч. 3 ст. 55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

Право на отдых имеет каждый человек.1

Другой не менее важной категорией прав и свобод человека является защита материнства, детства и семьи. Всеобщая декларация прав человека констатирует: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства"2 из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и, прежде всего - определённые права матери и ребёнка.

Защита материнства, детства и семьи закреплена в статье 38 Конституции Российской Федерации.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально- экономический характер и осуществляется путём принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребёнка, укреплению семьи, её социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и обязанностью родителей" ( ч.2 ст.38 ). Следовательно, родители не в праве перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Расторжение брака родителей ( или их раздельное проживание ) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не в праве ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка ( в браке и при его расторжении ) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могу быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей ( ст.78 Кодекса о браке и семье ).

В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения (Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Ст.14)

Культурные права

Право на образование. В ч. 1 ст. 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определённых государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определённого образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на её территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44 Конституции РФ относится к числу важнейших прав и свобод граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

Свобода творчества1- право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. Ограничение здесь, как и во многих других случаях определяется ст. 55 КРФ. Запрет на реализацию права на творчество может быть наложен только в соответствии законодательством и осуществлен только судом. Демократизм этого права проявляется в недопустимости цензуры, более того любое воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с законодательством.

Право на защиту интеллектуальной собственности.

Конституция РФ не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты. Сейчас очень актуален вопрос о защите авторских прав. Авторское право рассматривается как исключительное, нужно также упомянуть права исполнителей, производителей фонограмм и т.д. В качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав; владельцы нарушенных прав вправе требовать восстановления их, материальной

компенсации.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры1 (ст. 44 КРФ). Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности. Государство осуществляет финансирование культурных программ, мероприятий по поддержанию исторических памятников в надлежащем состоянии. Кроме того, праву на пользование достижениями культуры сопутствует обязанность граждан соблюдать правила их охраны и нести ответственность в случае их порчи.

Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется "государственная защита прав и свобод", причем, в Гарантия судебной защиты; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и т.д.; право обращаться в международные правоохранительные организации по защите прав и свобод человека (ст.46) - инструментом реализации данных прав является вся судебная система Российской Федерации, наличие в РФ международно-правового механизма защиты прав и свобод человека.

Право на судебное рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47) - гарантии соблюдения процессуальных норм.

Права на квалифицированную юридическую помощь (в случаях, предусмотренных законом - бесплатную); право на помощь адвоката - созданная в России система юридической помощи, включая

адвокатуру, деятельность которой урегулирована законом, гарантирует возможность каждого этой помощью воспользоваться. Кроме того, УПК четко определяет случаи участия адвоката в уголовном процессе,

Принцип презумпции невиновности (ст. 49) - гарантия соблюдения законности, полноты, всесторонности и объективности при выяснении обстоятельств дела. Кроме того, принцип презумпции предполагает гарантии защиты прав подозреваемого (в том числе и права противостоять обвинению).

Гарантия того, что никто не будет повторно осужден за одно и тоже преступление; гарантия того, что при осуществлении правосудия всегда будут использоваться доказательства, полученные только законным путем; право каждого осужденного на пересмотр дела вышестоящим судом - осуществление принципов законности и справедливости, основанное на положениях Международного пакта о гражданских и политических правах (п.7 ст. 14). Данное положение Конституции РФ взято за основу и раскрыто в УК РФ, УПК.

Гарантия недопустимости свидетельствовать против себя, своих близких, круг которых определен федеральным законом (ст. 51) - статья реально работающая при осуществлении производства по уголовному делу, содержание которой разъясняется всем участникам дела - в соответствии с требованиями УПК.

Гарантия охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; доступ правосудия и компенсация ущерба (ст.52); Гарантия возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53); - в соответствии с данными статьями государство берет на себя ответственность за все нарушения, злоупотребления властью.

Хочу подчеркнуть, что положения данных статей взяты за основу законодательных и подзаконных актов, регулирующих порядок осуществления данных гарантий.

Исходя из всего вышесказанного хочу отметить, что, в современных условиях под основными правами и свободами человека и гражданина, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном Билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 года), Европейской социальной хартии (1961 года). Если какое-либо основное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека, является общепризнанным принципом международного сообщества.

Глава III. Реализация основных прав и свобод человека и гражданина

Конституционный контроль за соблюдением прав человека в современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, также являющихся основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества. Сегодня объём прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества. Чем целостнее становится мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы международными факторами.

3.1 Функции защиты прав и свобод международными органами

Принятие Международного Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976 г.), внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. Согласно международному законодательству все лица, проживающие в государстве - участнике Пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными Пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Это обязывает все государства, присоединившиеся к Пактам, привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями Пактов. После присоединения к Пактам создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты приобретают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, имеет право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах).

Акт ратификации того или иного договора означает для государства необходимость привести своё законодательство в соответствие с взятыми на себя обязательствами. В ряде стран (США, Испания, Франция, Германия) международные договоры, получившие государственно-правовое признание, автоматически становятся составной частью внутреннего права. Однако не все нормы международных соглашений, особенно в области прав человека, являются самоисполнимыми. Единственный путь их выполнения - издание соответствующего законодательного акта. Международное право постепенно становится универсальным, а его нормы и принципы - обязательными для всех государств - участников международного сообщества.

Государство издаёт систему органов по защите прав человека, в основу которых должны быть положены определённые принципы. В систему органов, защищающих права и свободы человека, входят судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливаются конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты. Каждая из стран обладает своим набором процедур и механизмов защиты прав и свобод личности, своей системой органов такой защиты. Правовое государство никогда не ограничивается юридической фиксацией прав граждан. Провозглашая права и свободы личности, государство должно гарантировать их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, культурными средствами.

Наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном демократическом государстве и обществе, является конституционное правосудие. Оно осуществляется специализированными конституционными судами или компетентными органами, наделёнными полномочиями осуществлять конституционный контроль и обеспечивать своей деятельностью верховенство конституции и приоритет прав и свобод человека.

Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод. Полномочия законодательных органов по этому вопросу входят как в ведение России, так и в совместное ведение России и её субъектов. Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Таким образом, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

- конституционно-судебный механизм (конституционный суд)

- судебная защита (суды общей юрисдикции)

- административные действия органов исполнительной власти

- законная самозащита человеком своих прав

- международно-правовой механизм.

Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом. Этот же вопрос может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по запросам судов. Ч.2 ст. 45 Конституции РФ признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалования действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46) В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного производства. Тенденцией развития действующего законодательства является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования очевидны, поскольку демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г.

В ст. 1 Закона установлено, что право гражданина обратиться в суд с жалобой возникает, если он считает что неправомерными действиями нарушены его права и свободы. Там же перечислен круг лиц действия, которых можно обжаловать в суд: государственные органы, органы местного самоуправления, учреждений, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностные лица. Согласно ст. 2 Закона действия перечисленных субъектов должны: нарушать права и свободы гражданина (естественно туда же входят и права человека); создавать препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был бы получен на неё письменный ответ. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и т.д. и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ. Этим же законом урегулирован административный способ зашиты прав. Так, в ст. 4 указывается, что гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течении месяца со дня её подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Конституция предоставляет право каждому обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях России. Она подается в Международный Комитет по правам человека. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, но не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты. Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека. .

Функция защиты прав и свобод осуществляется органами конституционной юрисдикции путём использования трёх основных форм деятельности: посредством абстрактного, конкретного и индивидуального контроля за соответствием конституции и закреплённым в ней правам и свободам человека и гражданина, законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений.

Абстрактный контроль предусматривает возможность подачи запроса в Конституционный суд о конституционности принятых законов и других нормативных актов, независимо от их применения в конкретных правоотношениях. Цель этого вида контроля - соблюдение законодателем конституции и её положений, регулирующих права и свободы человека в процессе принятия нормативно-правовых актов. Правом такого запроса наделяются обычно высшие органы исполнительной власти в лице президента, премьер-министра, группы депутатов парламента, органы исполнительной власти субъектов федерации и автономных государственных образований, что отражает принцип разделения властей. В отдельных странах вопрос о конституционности может быть поставлен по собственной инициативе органа конституционного контроля.

Этот вид контроля действует в странах с централизованной системой конституционного контроля, когда только специализированный конституционный суд может абстрактно, вне связи с применением данной нормы осуществить её толкование в контексте конституционных положений. В порядке абстрактного контроля за конституционностью законов конституционный суд устраняет возможные нарушения законодателем прав и свобод человека.

Конкретный контроль, иногда именуемый инцидентным, предусматривает, что вопрос о конституционности подлежащего применению закона ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. Наиболее широко этот вид контроля используется в странах с децентрализованной системой конституционного контроля, где все суды правомочны сами решать вопрос о конституционности применяемой ими нормы права. Централизованная система исходит из того, что суды общей юрисдикции не осуществляют контроль за соответствием нормативно-юридических актов конституции. Здесь общие суды могут только ставить вопрос о конституционности нормативных актов перед конституционным судом в виде запроса в связи с рассмотрением конкретного судебного дела и лишь в этих пределах обеспечивать соответствие закона конституции (Италия, Австрия, Германия и др.).

Конституционный контроль осуществляется и в форме индивидуальной или коллективной жалобы, которая предусматривает наделение индивида - субъекта прав и свобод человека, а также различных объединений граждан, юридических лиц, правом подавать в конституционный суд жалобы о нарушении их прав и свобод законами, нормативными актами, судебными решениями. Конституционная жалоба выступает как важное правовое средство защиты индивида от произвола государства.

Широкие полномочия конституционного правосудия в защите прав и свобод человека обусловлены рядом принципов, утвердившихся в послевоенный период в системе национального, регионального и международного права. К их числу относится признание прав и свобод человека в качестве естественных, неотъемлемых ценностей, их приоритетного значения в системе внутригосударственного и международного права; закрепление на уровне конституции и Международных пактов о правах человека, принципа, из которого следует, что права и свободы обязывают власти государства (законодательную, исполнительную, судебную) в качестве непосредственно действующего права; признание индивида субъектом международно-правовых отношений.

Ограничения прав и свобод индивида.

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "При осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являются необходимыми: для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения" .

В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий, как то: пропаганда войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20) . Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4) .

В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ также установлены основания ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 74 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 70 - за призывы к насильственному изменению конституционного строя, а также призывы, основанные на возбуждении социальной розни; ст. 71 - за пропаганду войны, в основе которой могут быть и национальные, и социальные, и религиозные мотивы). Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства подкрепляется ст. 14 Конституции РФ, в которой говорится, что "никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

3.2 Проблемы практической реализации основных прав и свобод человека и гражданина

Данный вопрос рассмотрим на примере механизмов реализации политических прав и свобод.

Принятие новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года было первым шагом на пути реализации прав и свобод граждан. В последующие года и в настоящее время перед нашим государством встали проблемы реализации гарантированных в ней прав и свобод на практике. Одного основного закона недостаточно для полноценной реализации прав и свобод граждан. С 1993 года были приняты еще несколько нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Среди них можно отметить:

Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации, принятый Государственной Думой 7 июля 1995 года "О референдуме Российской Федерации".

Он определил референдум как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум - это высшее непосредственное выражение власти народа. Он проводится на всей территории РФ, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Далее закон определяет право на участие в референдуме, выносимые на него вопросы, обстоятельства, исключающие проведение референдума, язык проведения референдума. Подробно расписан и вопрос о том, кто и как имеет право выносить вопросы на референдум. Так, согласно вышеназванному закону инициатива проведения референдума принадлежит:

- не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них;

- Конституционному собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ

Кроме того, закон устанавливает порядок подготовки к проведению референдума, в том числе:

- об организации Центральной комиссии по проведению референдума и ее полномочиях;

- порядок формирования и полномочия территориальной комиссии по проведению референдума;

- порядок формирования и полномочия участковой комиссии по проведению референдума,

- статус членов комиссии по проведению референдума;

- гласность в деятельности комиссии по проведению референдума;

- обжалование решений и действий комиссии по проведению референдума,

- составление списков граждан имеющих право участвовать в референдуме;

- финансовое обеспечение проведения референдума;

т.е. при составлении закона были учтены все нюансы, все подробности проведения всенародного референдума. Это же наблюдается и в четвертой главе закона, посвященной самому процессу голосования, где прописаны все моменты, от подготовки помещения к голосованию до подсчета голосов и оглашения итогов выборов. В заключение закона помещена глава, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о референдуме РФ.

25 мая 1992 года был издан Указ Президента "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетировании". Он был издан в целях обеспечения прав граждан на проведение митингов, уличных шествии, демонстраций и пикетирования и содержал положения, предписывающие до издания нового закона, определяющего порядок организации и проведения указанных мероприятий исходить из положений "Декларации прав и свобод человека и гражданина" от 22 ноября 1991 года о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, при условии предварительного уведомления властей.

Также, в соответствии с "Декларацией прав и свобод человека и гражданина" осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Кроме того, до принятия соответствующего закона РФ, нормы Указа Президиума ВС СССР от 28.07.88 г "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" на территории РФ применяются в части не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ВС РФ 22 ноября 1991 года.

Органы же внутренних дел РФ должны осуществлять необходимые мероприятия по охране общественного порядка при осуществлении гражданами указанного права, а также предупреждать и пресекать противоправные действия и обеспечивать привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.1

26 октября 1994 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" 1

В начале закона определены его цели: гарантирование реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Этот закон определяет пределы своего действия, принципы участия граждан в выборах, устанавливает параметры всеобщего избирательного права достижение 18 лет, наличие гражданства Российской Федерации и тп.ст.ст. 5-7 регламентирует равное, прямое, избирательное право и тайное голосование. Далее устанавливаются гарантии избирательных прав граждан при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов и избирательных участков, присутствуют статьи, определяющие вопросы, связанные с обеспечением избирательных прав граждан избирательными комиссиями, с выдвижением и регистрацией кандидатов, со статусом кандидатов и предвыборной агитацией и финансированием выборов, которые вызывают много спорных моментов в настоящее время, связанных с честностью и демократичностью тех избирательных компаний, которые разворачивают кандидаты в депутаты, пускаясь во все тяжкие, обеспокоенные одной лишь целью - победить на выборах. Далее закон устанавливает порядок проведения непосредственно самого голосования и подсчета голосов избирателей, а также установление результатов выборов и их опубликование. В предпоследней главе закона предусматривается и ответственность за нарушение избирательных прав граждан в соответствии с федеральным законодательством1

14 декабря 1995 года была принята новая редакция ФЗ РФ " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" Согласно данному закону, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. К таким действиям закон относит коллегиальные и единоличные действия ( решения ), в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод2

Немного раньше, в 1993 году Пленум Верховного Суда Российской Федерации издал Постановление "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" Этот документ в редакции 1996 года стал носить уточняющий характер Он был призван внести коррективы в процесс реализации ранее вышедших законов, постановлений и т.п. В частности, это касается Конституции Российской Федерации, "Декларации прав и свобод человека", а также Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", которые заметно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий ( решений ) государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц, государственных служащих, но нуждались в разрешении вопросов, которые возникли в ходе их практического применения. Такой же характер носит и ранее вышедшее постановление "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"

Нарушение конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков и исследователей - является одной из ключевых проблем по построению и сохранению демократического общества и государства в России. Если обратиться к иностранной прессе, то нарушение личных прав и свобод в России - пожалуй, одна из самых "излюбленных" тем западных журналистов. Иностранный обыватель может сделать вывод, что в России не признаются права и свободы человека и гражданина, суд контролируется исполнительными властями, страна находится на пути к диктатуре. Как отмечают исследователи из Европы, в России нарушаются: свобода мысли, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, свобода передвижения и др.

Проанализируем основные (явные) нарушения личных прав и свобод человека и гражданина, а также пути решения проблем реализации личных прав и свобод.

Все нарушения и проблемы практической реализации, личных прав и свобод можно, на наш взгляд, классифицировать следующим образом, во-первых, по тому какой субъект нарушает личные права и свободы человека и гражданина, во-вторых, какими действия (бездействиям) это осуществляется.

Если обратиться к докладам иностранных правозащитных организаций, то львиную долю нарушений личных прав и свобод человека и гражданина осуществляю полномочные государственные органы (от сотрудников МВД до законодательных органов субъектов РФ).

На практике, зачастую, личные права и свободы граждан нарушаются нормативными актами (и действиям) субъектов (и органами власти субъектов) Российской Федерации.

Проиллюстрируем примером из практики :

"Саркисян обратился в суд с жалобой на неправомерные действия комиссии миграционного контроля при главе администрации Краснодарского края, которая отказала ему в регистрации по месту жительства.

18 октября 1996 г. по договору дарения Саркисян получил от отца в собственность двухкомнатную квартиру в городе Краснодаре. Договор был нотариально оформлен и в установленном порядке зарегистрирован в бюро технической инвентаризации (БТИ).

Будучи собственником квартиры, Саркисян стал проживать в ней, поскольку другого жилого помещения в городе Краснодаре не имел. В соответствии с установленным порядком он обратился в комиссию миграционного контроля при главе администрации Краснодарского края с просьбой о его регистрации по месту жительства. Однако 23 июля 1997 г. ему в регистрации отказали из-за того, что квартира не соответствует установленным нормам жилой площади.

Прикубанский районный суд города Краснодара решение комиссии миграционного контроля при главе администрации Краснодарского края об отказе Саркисяну в регистрации признал незаконным и обязал зарегистрировать его по месту жительства.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение районного суда отменила и дело направила на новое рассмотрение.

Президиум Краснодарского краевого суда оставил без удовлетворения протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ об отмене кассационного определения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 апреля 1998 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ об отмене определения судебной коллегии и постановления президиума Краснодарского краевого суда удовлетворила, указав следующее.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Саркисян - гражданин Российской Федерации и в силу ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Отменяя решение районного суда, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда сослалась на Договор о разграничениях предмета ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Краснодарского края от 30 января 1996 года, согласно которому вопросы миграции на территории Краснодарского края относятся к совместному ведению сторон. Установление условий регулирования миграции на территории края преследует цель сохранить социальную стабильность в приграничном субъекта Российской Федерации.

Отклоняя протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, президиум краевого суда также указал на то, что спор должен быть разрешён на основании названного Договора.

Между тем с таким выводом согласиться нельзя, поскольку в силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование конституционных прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией Российской Федерации и, следовательно, не может быть передано Договором между органом государственной власти Российской Федерации и её субъектом в их совместное ведение или в ведение субъекта Российской Федерации.

Согласно разделу второму Конституции Российской Федерации в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации действуют положения Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Данный перечень является исчерпывающим, конституционные же права граждан могут быть ограничены только федеральным законом в строго определенных целях, и ограничение их законами субъекта Федерации не допускается.

Поэтому вывод судебной коллегии краевого суда о том, что отказом в регистрации не были нарушены конституционные права заявителя, неправилен.

Поскольку какого-либо федерального закона, ограничивающего право гражданина России и собственника жилого помещения на регистрации по месту жительства, нет, вывод судебной коллегии и президиума Краснодарского краевого суда о том, что судом не установленные юридически значимые обстоятельства, ошибочен.

Таким образом, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с действующим законодательством, у судебной коллегии по гражданским делам и президиума Краснодарского краевого суда не было законных оснований для отмены этого решения"1

Еще раз подчеркнём, что в соответствии со ст.71 Конституции РФ, регулирование конституционных прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией Российской Федерации и, следовательно, не может быть передано субъекту РФ не по договору, ни как иначе.

Между тем вышеобозначенное нарушение прав и свобод граждан является, на наш взгляд, самым массовым. В середине-конце 90-х годов, в период бурного нормотворчества субъектов РФ, в более чем половине субъектов РФ действовали местные нормативные акты, нарушающие конституционные права и свободы граждан.

Можно привести десятки примеров признания отдельных положений как федерального законодательства, так и законодательства субъектов РФ неконституционными и как следствие прекращение нарушение прав и свобод граждан.

В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. №11-П "По делу о проверке конституционности пункта "б" части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью" в связи с жалобой гражданина Р.К.Хайрова"1. Решением Конституционного суда РФ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 1), 22, 49 (часть 1), 71 (пункт "о"), 76 (части 1 и 5) пункт "б" части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью".

Типичным нарушением прав и свобод в Российской Федерации является нарушение права на свободу и личную неприкосновенность.

Рядовым является нарушения личных прав человека в связи с помещением его в психиатрические учреждения. Показательно в данном случае дело рассмотренной Европейским судом по правам человека: Ракевич против России (№58973/00).

Если обратиться к докладам правозащитных организаций, то можно сделать вывод, что одним из серьезных нарушений прав и свобод человека - является произвол полицейских органов (ограничение свободы, свободы передвижения, право на квалифицированную юридическую помощь и др. права).

В этой связи, как подчеркивают эксперты, для российской правоприменительной практики может представлять интерес дело "Ассенов и другие против Болгарии" 1998 года, в котором Европейский Суд установил нарушение ст.3 европейской Конвенции о защите прав человека со стороны Болгарии потому, что там не существовало эффективной процедуры расследования заявлений лиц, утверждавших, что они подверглись ненадлежащему обращению в период задержания в полицейском участке. Одним из важнейших её положений является ст.5, провозглашающая право на свободу и безопасность. Она регламентирует условия физической изоляции (задержания, ареста и т.п.) граждан и устанавливает процессуальные гарантии того, что такая изоляция не будет являться произволом со стороны государства. В деле "Броугэн против Великобритании" 1988 года Европейский Суд решил, что задержание лиц, подозреваемых в террористической деятельности, больше чем на 4 дня без проверки законности их задержания является нарушением.1

Касается вышесказанное и вопроса содержания лиц подозреваемых в совершении преступления и осужденных. Так, например, органы пенитенциарной системы не могут проверять какую угодно почту заключенных, они должны иметь четкие основания для этого. Европейским Судом по правам человека было рассмотрено несколько дел, касающихся этого вопроса, в частности, дело против Великобритании, когда власти тюрем проверяли всю почту тюрем Великобритании, и суд счел, что это противоречит положениям Европейской Конвенции2.

Итак, основной способ решения проблемы - является обращение в суд общей юрисдикции (о признании права, восстановлении права и т.д.), в конституционный суд (о признании неконституционным того или иного акта).

Между тем существует ещё одна практическая проблема в реализации прав и свобод человека и гражданина - это проблема прямого применения Конституции Российской Федерации. Дело в том, что суды не всегда напрямую применяют положения Конституции РФ, что и является препятствием в реализации личных прав и свобод человека и гражданина.Применение конституционных норм - императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе и к судам общей юрисдикции (ст.15 Основного закона).

Российская судебная система предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей юрисдикции и арбитражных судов с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Между тем, суды общей юрисдикции неохотно применяют положения Конституции РФ на практике. В этой было принято специальное постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации №8 от 31 октября 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснил (п.2):

"Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закреплённые нормой Конституции положения, исходя из её смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность её применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придёт к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует".

Итак, у гражданина (человека) всегда есть право обратиться в суд. При этом, это может быть не только судебный орган РФ, но Европейский суд по правам человека и гражданина.

В соответствии с Европейской конвенцией условиями для обращения граждан и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в Европейский суд являются: 1) предполагаемое нарушение со стороны Российского государства какого-либо личного неимущественного либо имущественного права лица (из перечисленных в Конвенции); 2) исчерпание всех внутренних средств правовой защиты в России; 3) соблюдение шестимесячного срока после принятия последнего решения российской инстанцией. При этом "исчерпанность" средств правовой защиты применительно к российской правовой системе должна означать, что дело было предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда или Верховного Суда РФ, а в некоторых случаях - Конституционного Суда РФ. Кроме того, жалоба не должна быть анонимной, а являться по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Европейским судом или уже стала предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержащей новых относящихся к делу фактов. Суд также объявляет неприемлемой любую жалобу, если сочтет её несовместимой с положениями Европейской конвенции, явно необоснованной или поданной с нарушением (ст.35 Конвенции).

В этой связи приведем примеры отстаивания своих прав российскими гражданами на европейском уровне:

- Посохов против Российской Федерации (Жалоба №63486/00). Постановление Европейского суда по правам человека от 4 марта 2003 г.; 1

- Калашников против Российской Федерации (Жалоба №47095/991). Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 июля 2002 г.; 2

- Бурдов (Burdov) против России (Жалоба №59498/00). Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2002 г.3

Если обратиться к содержанию данных дел (мы не будем их цитировать, т.к. они слишком большие по объему), то станет ясно, что

права человека и гражданина в Российской Федерации ущемляются, нарушаются, создаются препятствия к их реализации - ежедневно! Взять хотя бы дело Калашников против Российской Федерации (Жалоба №47095/991). Нарушения прав, на которые указывал заявитель, связанные с заключением и содержанием в тюрьме - характерны для каждого места заключения.

Итак, с чем же связна ситуация "тотального" нарушения личных прав и свобод человека и гражданина в России. Ведь с одной стороны, законодатель четко прописывает права и обязанности гражданина, создает механизм по защите и реализации правомочий. С другой стороны,

продолжаются нарушения личных прав и свобод на разных уровнях государственной системы, на разных этапах реализации прав.

На наш взгляд, основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России.

По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права "бесполезно". Достаточно вспомнить известную поговорку "Закон, что дышло, куда повернешь, так и вышло". Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав, продолжаются нарушения.

Ведь если есть права и механизмы их защиты, то нет препятствий к их реализации. И именно низкий уровень правосознательности большинства населения, допускающего или молчаливого соглашающегося с попранием их прав и является основной проблемой с их реализацией и защитой!

Заключение

По результатам моего теоретического исследования вопроса, касающегося основных прав и свобод человека и гражданина модно сделать нижеследующие выводы:

В современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейской социальной Хартии 1961 года.

Институт прав и свобод закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя

Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и её соотношении с государством.

В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулированием. При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:

1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства.

2. Свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, всё, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного.

Конституционные права и свободы -- это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

· конституционно-судебный механизм (конституционный суд),

· судебная защита (суды общей юрисдикции);

· административные действия органов исполнительной власти,

· законная самозащита человеком своих прав,

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:

1. личные, 2. политические, 3. экономические, социальные и культурные.

Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека (субъективные) являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).

Функция защиты прав и свобод осуществляется органами конституционной юрисдикции путём использования трёх основных форм деятельности: посредством абстрактного, конкретного и индивидуального контроля за соответствием конституции и закреплённым в ней правам и свободам человека и гражданина, законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений.

Ратифицированные многими странами нормативные акты, касающиеся основных прав и свобод человека, охватывают практически все аспекты человеческого бытия, главным образом, благодаря тысячелетнему накоплению опыта, позитивных и негативных решений и находок.

Разработаны и зафиксированы в межгосударственных документах механизмы защиты прав человека и основных свобод.

Созданы и действуют международные организации, ставящие перед собой цель способствовать развитию международных связей, культурному и научному обмену, защите основных прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на то, что большинство приведённых в дипломной работе документов ратифицировано в законодательстве РФ или, во всяком случае, они имеют признание законодательной власти, очень часто индивид (в конкретном случае - гражданин России), сталкивается с ситуацией ущемления своих прав.

Сетовать на то, что доказательство неправоты властных структур - "замкнутый круг", неконструктивно. Как и пытаться изменить что-то давлением на систему. Систему нужно подрывать изнутри: бороться законными акциями. Нужно менять ретроградные взгляды правящей политической элиты. Любыми способами, в рамках закона.

И когда-нибудь, не "рано" и не "поздно", а тогда, когда придёт время, мы получим то, к чему стремимся.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 . (Принята на всенародном голосовании 12.12.1993) Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА. М-НОРМА

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г. 11 мая 1994)

4. Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией" ETS № 155 (Страсбург, 11 мая 1994 г.)

5. Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 117 (Страсбург, 22 ноября 1984 г.) (с изменениями и дополнениями от 11 мая 1994 г.)

6. Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни ETS № 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (с изменениями и дополнениями от 11 мая 1994 г.)

7. Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1 к ней ETS № 046 (Страсбург, 16 сентября 1963 г.) (с изменениями и дополнениями от 11 мая 1994 г.)

8. Протокол № 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения ETS № 044 (Страсбург, 6 мая 1963 г.)

9. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 009 (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изменениями и дополнениями от 11 мая 1994 г.)

10. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (с изменениями и дополнениями от 18, 30 декабря 2001 г.)

11. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней"

12. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997)

13. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации"

(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)

14. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ

(ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)

15. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004)

16. "Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985)

17. Международный пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989

18. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 02.07.2005)

19. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

(ред. от 02.07.2005)

20. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 09.05.2005)

21. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 № 174-ФЗ(принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 01.06.2005)

22. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 31.03.2005)

23. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)

24. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 29.12.2004)

25. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"

(утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 22.08.2004)

26. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.11.2004)

"Об общественных объединениях" (принят ГД ФС РФ 14.04.1995)

27. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 29.06.2005)

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)

28. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ

"О выборах депутатов Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)

29. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)

30. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 22.06.1998)

"Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (принят ГД ФС РФ 23.10.1996)

31. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 02.11.2004) "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)

32. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 09.05.2005) "О связи" (принят ГД ФС РФ 18.06.2003)

33. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 22.04.2005)

№О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

34. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004) "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"

(принят ГД ФС РФ 03.07.1998)

35. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.11.2004) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)

36. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О национально-культурной автономии" (принят ГД ФС РФ 22.05.1996)

37. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О радиационной безопасности населения" (принят ГД ФС РФ 05.12.1995)

38. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "О свободе совести и религиозных объединениях" (принят ГД ФС РФ 19.09.1997)

39. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (принят ГД ФС РФ 18.07.1996)

40. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"(принят ГД ФС РФ 04.06.2004)

41. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 12.08.1995)

42. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" (принят ГД ФС РФ 25.01.1995)

43. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 09.05.2005) "Об образовании"

44. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.08.2004) "О занятости населения в Российской Федерации"

45. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 02.11.2004) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

46. Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 14.12.1995) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"

47. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 мая 2005 г. № 1921-IV ГД "О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контролю за их обеспечением в иностранных государствах"

48. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 февраля 202 г. № 2483-III ГД "О обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину о преждевременности ратификации Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года"

49. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г. Орехова. М.1994.

50. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997

51. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997

52. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992

53. Р.А. Мюллерсон. Права человека: идеи, нормы, реальность. -

М .,1991, с.12

54. Гражданское право. Учебник. Часть 1.Издание третье./Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.:ПРОСПЕКТ,1998.

55. Право: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Н.А. Тепловой, проф. М.В. Малинкович.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2002.

56. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. -

М.: Издательство "Спарк", 1997 г.

57. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 22 апреля 1998 года // Бюллетень ВС РФ. - 1998. - №12.

58. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. № 11-П "По делу о проверке конституционности пункта "б" части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью" в связи с жалобой гражданина Р.К.Хайрова" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 14 июля 1997 г. №28. Ст.3498.

59. Водолагин С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. № 8. август 2001 г.

60. Интернет-конференция Совета Европы и Европейского Суда по правам человека "Европейские стандарты защиты прав человека. Обеспечение доступа в Российской Федерации" // http://www.garweb.ru/conf/mintrud/20020212/index.htm

61. Посохов против Российской Федерации (Жалоба № 63486/00). Постановление Европейского суда по правам человека от 4 марта 2003 г. // Новые законы и нормативные акты. 2003 г. № 31.

62. Калашников против Российской Федерации (Жалоба № 47095/991). Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 июля 2002 г. // Российская газета. 17 октября 2002 г. № 197, 19 октября 2002 г. № 199.

63. Бурдов (Burdov) против России (Жалоба № 59498/00). Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2002 г. // Российская газета. 2002 г. № 3

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты