Рефераты

Права человека

p align="left">Защита прав и свобод граждан была осуществлена в результате многих принятых Конституционным судом РФ решений.

Например, В Конституционный суд были поданы жалобы от троих граждан. По их мнению, статьи 402 437, 444, 445 УПК РФ и глава 15 УК РФ нарушают их конституционное право на судебную защиту. Согласно этим нормам, при наличии заключения судебно-медицинской экспертизы о необходимости принудительного психиатрического лечения, обвиняемые, не допускаются к заседаниям суда и не могут знакомиться с материалами дела, а их показания не считаются доказательствами. Не могут они также обжаловать постановления судов об их принудительном лечении.

Вопрос о любом участии таких граждан или их законного представителя в деле решается по усмотрению следственных органов, прокуратуры и судов. Таким образом, по мнению жалобщиков, признанные психически больными граждане вообще лишаются возможности представлять свои интересы. Кроме того, обжалование приговоров, вынесенных признанным психически больными, сильно затруднено, так как надзорные инстанции, в случае, если жалобщик - сам подсудимый, могут отклонить жалобу на основании того, что она подана «ненадлежащим лицом». Конституционный суд России 20 декабря 2007 года признал неконституционными статьи Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, ограничивающие участие в судебных процессах психически больных обвиняемых.[334 Чернега Ю. «Конституционный суд нашел у психбольных права»// Коммерсантъ, № 214,21 ноября 2007г.4]

Еще одним примером может служить следующее: статьей 12 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» часть первая статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», определяющая жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнена положением, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Однако постановлением Конституционного суда РФ от 15 июня 2006 года положения были признаны не соответствующими статьи 19, часть 2 Конституции РФ.

Правительством РФ в Государственную думу РФ внесен законопроект «О внесении изменения в статью 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ и признании утратившей силу статьи 12 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Квартиры, предоставленные по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, могут быть приватизированы.[335 http://www.rambler.ru5]

3.2.ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ (В УГОЛОВНОМ, ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ).

Провозгласив в Конституции РФ гарантированную государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, РФ приняла на себя обязанность силами органов государственной власти защищать эти права и свободы.

Законодательную основу защиты прав и свобод человека и гражданина составляет Конституция РФ, российские законы, а также общепризнанные принципы и нормы права, выраженные в международных договорах России.

Защита прав и свобод личности посредством уголовного процесса подразумевается в положениях ст.52 Конституции РФ: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

Суд - орган государственной власти и судебная защита - один из видов государственной защиты.

Наряду с государственной защитой прав и свобод личности имеет место правозащитная деятельность общественных организаций - профсоюзов, творческих союзов и др. Деятели этих организаций допускаются к участию в уголовных делах в качестве защитника обвиняемого.

Велика и ответственна роль в уголовном судопроизводстве адвокатуры. Адвокат вступает в уголовный процесс в качестве защитника подозреваемого или обвиняемого, либо представителя потерпевшего гражданского истца или гражданского ответчика.

В защиту прав и свобод человека и гражданина, пострадавшего от преступления, осуществляется судопроизводство по многим уголовным делам. Это, прежде всего дела о преступлениях против личности, жизни, здоровья, свободы и достоинства, против нарушений политических и трудовых прав.

Конституционную основу права на защиту от уголовного преследования, право на защиту в специальном уголовно-процессуальном смысле составляет провозглашенный в ст.49 Конституции РФ принцип презумпции невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».

Конституция РФ закрепила гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Статья 46 Основного Закона предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При этом Конституция гарантирует также каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ст.48).

Во всех законах, принимаемых в последние годы, закреплено право граждан на судебную защиту в форме предъявления иска или жалобы. Защите подлежат любые права и свободы, а также охраняемые законом интересы, в том числе и политические (свобода слова, собраний, право на получение информации, избирательные права и т.п.)

Практически сняты все существовавшие до недавнего времени ограничения в области защиты трудовых прав граждан. Расширены возможности судебной защиты в области земельных и налоговых отношений, право социального обеспечения и т.п. Так, право на судебную защиту предусмотрено законами РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об охране окружающей среды», «О гражданстве», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и другими нормативными актами.

В качестве примеров защиты прав потребителей можно привести следующие.

Так, 30 ноября 2005 года Иванов П.С. купил в фирме «Самсунг» импортную посудомоечную машину Аристон-457. в январе 2006 года машина вышла из строя, и Иванов П.С. сдал ее в магазин на гарантийное обслуживание под расписку. Но прошло полгода, машину не вернули, несмотря на неоднократные требования Иванова П.С. Иванов обратился в суд о нарушении своих прав. Суд признал, что, если товар сдается для ремонта в магазин, где он был приобретен, то согласно ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок ремонта определяется в 20 дней. Но ввиду того, что магазин задержал ремонт, ему назначили новый срок исполнения взятой на себя услуги, а также назначили выплату неустойки в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки свыше первоначальных 20 дней в соответствии с ч.1 ст.23 указанного Закона.[336 Закон РФ «О защите прав потребителей» в ред. ФЗ РФ от 25.10.2007 г. №234-ФЗ//Российская газета, 27 октября 20076]

20 февраля 2006 года Круглова В.И. сдала в мастерскую по ремонту обуви туфли, заплатила за ремонт 200 рублей. Когда, в назначенный день, Круглова пришла за своей обувью, выяснилось, что туфли утеряны. Стоимость утерянных туфель работники мастерской возместить отказались. При обращении в суд было признано, что на основании ст.35 Закона РФ «О защите прав потребителей», в силу которой за утрату или повреждение вещи, принятой от потребителя (в данном случае для ремонта), исполнитель обязан возместить клиенту двукратную стоимость вещи или в трехдневный срок представить аналогичную.

В настоящее время судебная форма защиты субъективных прав и свобод, а также охраняемых законом интересов человека и гражданина является основной. Право на судебную защиту - одно из конституционных прав человека и гражданина. Но в отличие от других прав оно является гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина. В этом его особенность и основная ценность.

Гарантии реализации права на судебную защиту закреплены, прежде всего, в законодательстве и судопроизводстве, а также во всей системе отраслевого законодательства, применяемого судами при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Граждане имеют право на судебную защиту от неправомерных действий органов государственной власти и управления и должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законами.

Гражданское законодательство устанавливает преимущественно судебную форму защиты гражданских прав, допуская вместе с тем и общую форму (третейские суды). При этом как общественная, так и административная форма защиты гражданских прав находятся под контролем суда.

Расширение судебной формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан, установление приоритета судебной защиты в порядке гражданского судопроизводства - одно из непременных условий существования демократического правового государства.

Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Принимая заявление, судья, прежде всего, должен установить, подлежит ли данное требование рассмотрению в суде и соблюден ли заявителем установленный законом порядок обращения в суд. В зависимости от того, какое из указанных в законе условий не соблюдено или отсутствует, могут обнаружиться различные последствия. Согласно ч.1 ст.134 ГПК судья может отказать в принятии заявления в случае, если:

- заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не представлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;

- имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

- имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

3.3.МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Эффективная защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и обязанностей соответствующих государственных органов. Роль регулятора в этой сфере призван выполнять закон, который должен в полной мере соответствовать нормам Конституции РФ.

В процессе реализации своих конституционных прав и свобод человек по большей части сталкивается с органами государственного управления на различных уровнях и нередко встречается с проявлениями беззакония и произвола.

Институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушений прав и законных интересов, как отдельных граждан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между государственно-управленческими системами и социумом.

Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан.[337 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» № 199-ФЗ в редакции от 18 февраля 1999года.7]

Защита трудовых прав граждан также является обязанностью органов исполнительной власти. Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, которая представляет собой единую централизованную систему государственных органов.

Главное направление деятельности Федеральной инспекции труда - осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.[338 Трудовой кодекс РФ. - М: Омега-Л, 2006, ст. 354-365.8]

В условиях разделения властей возрастает роль судебной власти в защите прав и законных интересов граждан. Судебный порядок разрешения административных жалоб в настоящее время рассматривается как наиболее универсальный способ защиты прав в сфере исполнительной власти. В условиях автономного существования двух ветвей государственной власти гражданин вправе по своей инициативе выбирать в качестве первоначальной инстанции либо орган исполнительной власти, либо суд. Особое значение имеет то обстоятельство, что во всех случаях за гражданином сохраняется право обратиться в суд, если он не будет удовлетворен решением органа исполнительной власти, рассмотревшего в порядке субординации соответствующее обращение гражданина.

Также одним из способов защиты прав граждан в сфере исполнительной власти является институт петиции, предусматривающий особый порядок подготовки, направления и рассмотрения коллективных обращений граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, в том числе и по вопросам обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина. Такое право граждан предусмотрено Конституцией РФ впервые. Петиции должны стать важным средством влияния на законность действий органов исполнительной власти.

Следует также обратить внимание роль арбитражного суда в защите прав граждан в их отношениях с органами исполнительной власти. Разрешение арбитражем споров, вытекающих из административных правоотношений, можно отнести к институту административной юстиции.

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти действует прокурорский надзор.

Прокуратура Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Многообразие существующих способов защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти составляет единый механизм их обеспечения. Наиболее эффективной системой защиты является сочетание в комплексе всех средств и способов этой защиты, которые должны быть регламентированы государством, и найти отражение и закрепление в нормах соответствующих отраслей законодательства.

Наряду с традиционными институтами политической системы созданы новые государственные и общественные учреждения по контролю, охране и защите прав и свобод человека.

Конституция РФ предусматривает особую должность Уполномоченного по правам человека, который назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой.[339 Конституция РФ. - М: Омега-Л, 2006, ч.1 ст.103.9]

Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Он руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», законодательством РФ, а также общественными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.[440 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997года.0]

Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина в России. В соответствии с ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» Уполномоченный рассматривает обращения, жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, в которых заявители сообщают о нарушенных правах и свободах и требуют их восстановления или недопущения незаконных действий против них. За период 2004-2006 годы деятельности Уполномоченным было рассмотрено более 150 тысяч обращений и жалоб граждан, поступивших из всех регионов России, стран СНГ и Балтии, а также ряда стран мира.

В 2006 году в приемной заявлений граждан аппарата Уполномоченного принято более 5 тысяч посетителей, оформлено около 2,5 тыс. жалоб граждан. К сотрудникам аппарата по телефону поступило более 25 тыс. вопросов и обращений, на которые даны консультации и разъяснения.

Во время поездок Уполномоченного и работников аппарата в субъектах РФ принято на личном приеме 800 граждан.

В 2006 году к Уполномоченному поступило более 32 тысяч жалоб граждан. В жалобах граждан отражен весь спектр проблем современной жизни российского общества, существующие нарушения всех конституционных прав человека и гражданина. Если условно распределить жалобы граждан по видам прав, то можно более конкретно представить проблемы современного гражданского общества России, а именно: большего всего к Уполномоченному поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) права - 46,7%; жалоб по защите социальных прав человека - 34,3%; жалобы по проблемам защиты экономических прав граждан - 15,7%; обращений и жалоб в защиту нарушенных культурных прав человека - 0,33%.

Обращаются к Уполномоченному наиболее активные члены гражданского общества, защищающие свои права в судебном или административном порядке, но не согласные с решениями, принятыми по их жалобам и не смирившиеся с ущемлением их конституционных прав.441 http://www.ombudsmanrf.ru1

Важным средством обеспечения прав человека является право Уполномоченного представлять ежегодный доклад Президенту РФ и Федеральному Собранию о состоянии соблюдения прав человека в Российской Федерации и другие специальные доклады федеральным органам власти. Эти доклады подлежат опубликованию в печати.[442 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.97, ст.33.2]

Высшей инстанцией защиты прав и свобод граждан выступает Президент РФ. Согласно ст.80 и ст.82 Конституции РФ, Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Он обязан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, о чем присягает при вступлении в должность. Президент РФ, подписывая законы страны, оценивает их с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, и в случае их нарушения возвращает в Государственную Думу. При Президенте РФ образована Комиссия по правам человека с широким кругом полномочий.

В соответствии со статьей 19 Устава Московской области, в Московской области учреждена должность Уполномоченного по правам человека.

Он вступил в должность 16 мая 2001 года (Жаров Е.А.).

Уполномоченный рассматривает письменные жалобы граждан РФ (не только проживающих в Московской области), иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) органов государственной Московской области, органов местного самоуправления в Московской области и должностных лиц, нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы.

Уполномоченным установлено конструктивное сотрудничество с Управлением по работе с обращениями граждан аппарата Правительства Московской области. По направлениям из этого Управления Уполномоченный рассматривает жалобы граждан, требующие немедленного реагирования.

В целом, за истекший период за защитой своих прав к Уполномоченному обратилось 426 человек.[443 http://www.ombudsmanmo.ru3]

Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит официальному опубликованию в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», в журнале «Вестник».

Такие же Уполномоченные по правам человека существуют на уровне органов местного самоуправления.

Иными словами, права человека обеспечиваются там, где функционируют эффективные формы демократии, действует совершенная система законов и процедурных отношений, последовательных актов процедурной деятельности.

3.4.САМОЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы защиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.[444 ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996 г.4]

3.5.МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА.

Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.[445 Конституция РФ от 12.12.1993 г., ст.455] Данное положение закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства, и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношениях тех государств, которые признали ее для себя обязательной, то есть и в отношении России.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо, однако, оно сначала должно пройти Европейскую Комиссию по правам человека, которая стремится достичь «дружественного урегулирования». Признается, что обращение может быть подано только после, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Только после рассмотрения обращения Комиссией и, если она признала его приемлемым, а также при отсутствии возражений со стороны Комитета министров, обращение может быть передано в Суд. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».

Эта сложная процедура в ближайшие годы должна быть изменена в соответствии с Протоколом №11. предусматривается создание единого постоянного Суда, который станет принимать жалобы без промежуточных стадий. Однако при существующей сложной системе рассмотрения обращений количество обращений в Европейский Суд по правам человека высоко и неуклонно растет.

Иногда вопросами прав человека занимается Совет Безопасности ООН, Совет по опеке, Комиссия международного права.

Однако деятельность ООН далеко не исчерпывает проблему защиты прав на международном уровне. Систематически собираются конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Известна такая правозащитная организация, как «Международная амнистия», которая пользуется большим международным авторитетом, поскольку ее задача - соблюдение прав человека в мировом масштабе вне зависимости от политической и государственной системы. Члены этой организации собирают информацию о тех, кого репрессировали за убеждения, пытаются поднять общественное мнение в их защиту, выступают с протестами против смертной казни, пыток и т.п. Существуют и другие международные правозащитные организации.

Например, Международное общество прав человека (МОПЧ), которое было создано в 1972 году в Федеративной Республике Германия и является независимой неправительственной организацией, стоящей на принципах Всеобщей Декларации Прав Человека.

МОПЧ предает гласности факты нарушений прав человека, помогает гражданам в борьбе за свои права без применения насилия.

В 1981 году МОПЧ становится международной организацией. МРПЧ ведет работу в более чем 90 странах мира, в 30 из них имеются национальные секции Общества, наиболее важные вопросы деятельности МОПЧ решает Международный Совет, в который входят представители секций из различных государств.

Особое внимание МОПЧ уделяет информационной деятельности. Около 200 тысяч человек в различных странах поддерживают МОПЧ и участвуют в его работе. Издаются сборники документов, материалы ООН и Совета Европы по правам человека, информационные материалы о конкретных фактах нарушения прав и свобод.

В настоящее время МОПЧ в СНГ уделяет особое внимание соблюдению политических и гражданских прав, проблемах социальной и правовой незащищенности бывших политзаключенных, военнослужащих срочной службы, детей, национальных меньшинств, противодействие экстремизму, гуманизации мест заключения.

Гражданин должен знать закон и уметь защищать свои права. Для этого была создана Российская секция МОПЧ. Российская секция объединяет 44 города России. На Юге России Российскую секцию представляет Южная Ассоциация Российской секции МОПЧ, которая, начиная с 2001 года, осуществляет свою правозащитную деятельность на территории Юга России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассматриваемая проблема взаимоотношений государства и личности является неотъемлемой частью конституций многих стран мира, в том числе и Конституции РФ. Это основной документ, из которого вытекают все остальные законы, соответствующие конкретному периоду, переживаемому государством и обществом.

Государство для регулирования общественных отношений во всех жизни, успешного выполнения внутренних и внешних функций формирует органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, наделяет их соответствующими полномочиями и осуществляет законодательную деятельность.

Наряду с этим государство на конституционном уровне закрепляет права и свободы своих граждан, возлагает на них определенные обязанности. Гражданам создаются реальные возможности активно участвовать в государственной, общественной жизни, осуществлять предоставленные им социально-экономические права, политические, личные и другие права и свободы. Причем охрана интересов человека, защита его прав является главной функцией государства. Согласно Конституции РФ государство гарантирует в первую очередь защиту прав и свобод человека и лишь затем право каждого на самозащиту.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К ним относятся:

-конституционно-судебный механизм;

-судебная защита;

-административные действия органов исполнительной власти;

-законная самозащита человеком своих прав;

-международно-правовая защита.

Позитивным шагом по защите прав и свобод человека и гражданина РФ является созданный в России институт Уполномоченного по правам человека, который осуществляет свои функции по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Одним из важнейших направлений по созданию правового государства является борьба с коррупцией, которая в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько негативным общегосударственным фактором, подрывающим экономическую безопасность в России.

Коррупция является одновременно и причиной, и следствием слабости государства как носителя государственной власти и гаранта социального благополучия общества.

По Конституции РФ Президент обладает огромной властью, но пока им недостаточно сделано для снижения криминальной обстановки в обществе и обеспечении прав россиян.

При подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления.

Демократическое государство отличается именно тем, что его законодательство предусматривает оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, то есть, гарантирует им права на достойную жизнь и свободное развитие. Однако для построения подлинно демократического государства необходимо время и упорный кропотливый труд всех граждан.

Наше общество переживает сложное и непростое время, когда начатые в стране реформы во всех сферах общественной жизни еще не достигли ожидаемых результатов. Хотя Конституцией РФ провозглашено, что Россия уже сегодня является правовым государством, к сожалению, за время реформ для простых граждан страны мало, что изменилось к лучшему в этом направлении. Государство не только не смогло элементарно закрепить это положение, но зачастую само нарушало права человека. Об этом свидетельствуют нарушения гражданских, политических и особенно социально-экономических прав. Ярким подтверждением этому явился финансовый кризис в августе 1998 года, который резко дестабилизировал положение российской экономики. Миллионы россиян остались на грани выживания. И таких примеров можно привести множество.

За время реформ принята масса законов, указов, постановлений, программ, которые в большинстве не работают и в силу этого носят декларативный характер. Разрабатываемые законы не всегда хорошо продуманы с точки зрения претворения их в реальную жизнь, а это дает повод для нарушения прав и свобод граждан. Необходимо чтобы закон был востребован обществом, а общество было готово его выполнять. Только при этих условиях он будет приносить пользу гражданам.

Бессилие права вызывает протест, недоверие россиян к власти. По данным МВД РФ примерно половина всех граждан, подвергшихся преступным посягательствам (изнасилование, грабеж, причинение тяжких телесных повреждений и т. д.) не обращаются ни в милицию, ни в прокуратуру, ни в суд, так как не верят в их возможность защищать и наказывать. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скептическое настроение.

Не смотря на это, в последнее время, граждане все чаще обращаются за защитой своих гражданских, политических и социально-экономических прав.

Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент - не только теоретическая разработка и закрепление прав и свобод, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации. Важно также устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений и произвола в отношении граждан; упрочить их защиту, ее организационное обеспечение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты.

1.Конституция РФ 12.12.93г. принята всенародным голосованием//Российская газета №237, декабрь 1993

2.ФКЗ «О референдуме РФ»//СЗ РФ. - 2004. - №27

3.ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997//Российская газета. -1997. - 4 марта

4.ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»//СЗ РФ. - 1994. - №13. - ст.1447

5.ФЗ «Об общественных объединениях»//СЗ РФ. - 1995. - №21. - ст.1930

6.ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»//СЗ РФ. - 1997. - №39. - ст.4465

7.ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.02//Российская газета. - 2002. - 5 июня, СЗ РФ. - 2003. - №46. - ст.4447

8.ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»//Российская газета. - 2002. - 15 июня

9.ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» №199-ФЗ в ред. От 18.02.1999г.//Российская газета. - 1999. - февраль

10.ФЗ «Об оружии» от 13.12.96г.//СЗ РФ. - 1996

11.ФЗ «О защите прав потребителей» в ред. ФЗ РФ от 25.10.07г. №234-ФЗ//Российская газета, 27.10.07

12.Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ»//Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. - 1993. - №32. - ст.1227

13.Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. - М.: Омега-Л, 2006г.

14.КоАП РФ от 30 декабря 2001//СЗ РФ. - 2001

15.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ в ред. от 30.12.2006 №283-ФЗ. - М.: ИНФРА-М, 2007 г.

16.Устав Московской области РФ от 4 декабря 1996г. №55/96-ОЗ//Газета «Родное Подмосковье», 1996 г.

17.Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.//Сборник международных документов. Права человека. - М., 1986 г.

18.Постановления Конституционного Суда РФ. - М.: Новый Юрист, 2006 г.

19.Постановления Конституционного Суда РФ. - М.: Новый Юрист, 2007 г.

Научная и учебная литература.

20.Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. - М., 1984, с.178-179

21.Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.191-192

22.Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Новый Юрист, 2005, с.599

23.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997, с.354

24.Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. - М., 2005, с.15

25.Комарова С.А. Основы государства и права//Учебное пособие. - М., 2000, с.90-91

26.Королец Е.А. Основы правового статуса личности в РФ. - М., 2005, с.115-121

27.Кряжев П.Е. Некоторые социологические вопросы формирования личности//Вопросы философии, 1996, №7, с.14

28.Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юрист, 1996, с.399-400

29.Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М.: НОРМА, 1996, с.1-27

30.Манов Г.Н. Теория права и государства. - М.: БЕК, 2005, с.233

31.Мартышкин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы//Государство и право, 1994, №10, с.36

32.Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. - Саратов: Изд. Саратовского университета, 1972, с.23

33.Матузов Н.И. Право и личность//Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005, с.232

34.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005, с.253

35.Мицкевич А.В. Основы права. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.92-94

36.Моршакова Т.Г. Конституционный Суд РФ//Постановления. Определения 1992-1996гг. - М.: Новый Юрист, 1997, с.379-385

37.Новгородцев П.И. Право и достойное человеческое существование//Русская философия собственности. - Спб., 1993, с.185

38.Сухарев А.Я., Зорькин В.Д., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1999, с.525

39.Тугаринов В.П. Личность и общество. - М.: Мысль, 1965, с.40

40.Чернега Ю. Конституционный Суд нашел у психбольных права//Коммерсант №214, 21.10.07г.

Периодические издания.

41.Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в Московской области//Газета «Ежедневные новости. Подмосковье», 2007 г.

42.Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ//Газета «Новые известия», 2004 г.

43.Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ//Газета «Новые известия», 2005 г.

44.Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ//Газета «Новые известия», 2006 г.

45.Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ//Газета «Новые известия», 26 апреля 2007 г.

46.http://www.rambler.ru

47.http://www.ombudsmanrf.ru

48.htttp://www.ombudsman m.o.ru

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты