Рефераты

Права и обязанности субъектов нотариального права

Права и обязанности субъектов нотариального права

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения нотариального права

1.1 История становления законодательного регулирования нотариата в России

1.2 Понятие нотариального права и субъектов нотариального права

1.3 Правовой статус нотариуса

Глава 2. Осуществление субъектами нотариального права своих правомочий: правовые проблемы

2.1 Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц

2.2 Другие проблемы современного нотариата

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус - это свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает интересы в жизни множества людей и организаций.

Профессия нотариуса - одна из древних интеллектуальных профессий, которая стоит у истоков становления гражданского общества. Термин «нотариат» многозначен и обозначает одновременно: Афанасьева Н.В., Ильяева И.А. Интеллектуальная деятельность нотариусов в контексте развития рыночных отношений в современной России (социологический аспект)/ Н.В. Афанасьева, И.А. Ильяева// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007 - №3 - с. 59 во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий; во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; в-третьих, учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Институт нотариата известен человечеству с древнейших времен. «Разделение труда, развитие земледелия, ремесел, торговли, мореплавания, частная собственность на имущество, право наследования породили необходимость строго формального удостоверения фактов, сделок, документов». Право: Учебник для вузов/ Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. - с. 358 Эти общественные потребности призваны были удовлетворять нотариусы.

Нотариат удостоверяет совершение сделок и факты, оформляет право наследования и совершает другие акты нотариальных действий.

Нотариат в Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании закона и под контролем государства.

От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Значение нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений применительно к интересам предпринимателей, связанных с оформлением и регистрацией договоров, созданием различных форм собственности и сделок с ней.

В настоящее время нотариат является одним из объектов пристального внимания. На страницах юридической печати только и видны заголовки о значении нотариата, о путях его совершенствования, о том, что возможности нотариата не востребованы. Также с принятием актов законодательства Российской Федерации о нотариате, не прекращаются дискуссии о перспективе дальнейшего существования нотариата.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и порядок деятельности нотариата, правовой статус субъектов нотариального права.

Объектом исследования являются общественные отношения, в области нотариального права.

Методология исследования определяется использованием общенаучного диалектического метода познания, а также частнонаучных методов: сравнительного правоведения, системного анализа, формально-логического толкования права.

Цель данной работы состоит в выявлении правовых проблем организации и порядка деятельности нотариата и субъектов нотариального права.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. изучить историю становления законодательного регулирования нотариата в России;

2. рассмотреть понятие «нотариальное право»;

3. рассмотреть участников нотариального производства;

4. рассмотреть как осуществляют субъекты нотариального права свои правомочия и какие правовые проблемы при этом возникают.

Для написания работы использовалось законодательство Российской Федерации, а также учебная и монографическая литература таких авторов как С. Смирнов, Е.В. Гурьева, Н.А. Теплова, М.В. Малинкович, Р.И. Вергасова, И.Г. Черемных, В.С. Репин, И. Андрухович, А. Эрделевский, Н.А. Петухов, А.С. Мамыкин, Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба, Г.П. Романовский, О.В. Романовская, Ю.Н. Сальников, Л.В. Щенникова, В.В. Ярков и другие.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА

1.1 История становления законодательного регулирования нотариата в России

Нотариат существует не один десяток веков, нотариус - исторически вторая юридическая профессия после судьи. Нам для уяснения сути субъектов нотариального права следует ознакомиться с историей становления нотариата.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что нотариат в современном понимании возник в Древнем Риме. Прообразами и предвестниками нотариусов в Древнем Риме были писцы. Недаром в переводе с латинского «нотариус» - писец.

В их обязанности входило не только составление разного рода посланий и прошений, но и оформление различных сделок. Было две категории писцов: состоявшие на государственной службе (scribae) и на содержании частных лиц (exceptores et notarii). Фактически это уже был прототип государственного и частного нотариата.

Между тем многие историки юриспруденции обращаются и к памятникам древнего Вавилона Романовский Г. П., Романовская О. В. Организация нотариата в России. - М.: Приор, 2001. - с. 28. Сделки совершались в письменной форме на специальных глиняных табличках.

Изложение существа сделки на табличке обеспечивало долговременное хранение юридических документов. Однако забота о долговременности вызвала к жизни ещё более гарантированную форму - таблички с конвертом: табличка с тестом посыпалась глиняной пылью и заключалась в глиняную оболочку, на которой еще раз повторялся текст и ставилась печать. Целью таких двойных документов было избежать подделок. Если текст на конверте внушал сомнение, то конверт удалялся вынималась табличка, содержание которой могло совпадать или не совпадать с конвертом. Но в более позднее время таблички с конвертами не встречаются, что объясняется другим более совершенным способом защиты от подделки - изготовлением двух идентичных документов, из которых каждая сторона получала по одному. Этот способ обеспечения сохранности документов применяется и в настоящее время в нотариальной практике.

Потребность в закреплении гражданских прав обеспечивалась также строжайшим формализмом, сочетавшимся с исключительной и юридической сжатостью. Схема договора была следующая: объект, имена сторон, их права и обязанности, свидетели, печать, дата.

Каждый совершавший сделку не знал, конечно, схему документа, сложившиеся формулировки, тем более, что большинство населения было неграмотным. Табличку заполнял писец, он же обладал необходимыми знаниями правильного оформления.

С позиций исторической преемственности для России, на наш взгляд, прежде всего представляет интерес система нотариальных норм середины XIX века. Объясняется это тем, что в более ранние периоды русское законодательство не дает столь четкой и стройной организации и регламентации нотариального дела.

Так, в XVI веке составлением различных письменных юридических актов занимались артели так называемых «площадных подьячих» - особый род вольных писцов, действовавших под надзором правительства на городских площадях. «Численность их в больших городах достигала 12 человек, а в Москве в конце XVII века такая артель состояла из 24 писцов. Контролировали их деятельность старосты. При составлении площадными подьячими документов, они непременно вписывали туда до 5 свидетелей. Составленные письменные договоры подлежали обязательной регистрации в Оружейной палате». Сальников Ю.Н. Исторический аспект становления и развития нотариата в России как института защиты прав и законных интересов граждан/ Ю.Н. Сальников// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. - 2002 - №1 - с. 90

Появление института нотариата в России связано с периодом царствования династии Романовых.

В царствование Алексея Михайловича было принято Соборное Уложение, принятое Земским собором. Именно Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Оно упорядочило и систематизировало действующие до его появления отдельные отрывочные указы, создало ту основу, на которой впоследствии вырос твердый порядок укрепления прав на имущество, принятый в Своде законов Российской империи в 1832 году.

Одним из главнейших преобразований в этот период и имевшим решительное влияние на дальнейшее историческое развитие нотариального дела в России, следует считать установление строгого надзора за площадными подьячими и зависимости их от органов правительственной власти. Указом Петра Великого от 9 декабря 1699 года предписано «…совершать всякие крепости…» не у площадных подьячих на Ивановской площади в Москве, а в соответствующих приказах, куда надлежало «…присылать раз в два месяца все крепости, совершаемые в городах». 1 января 1700 года совершение всех крепостей между лицами городского сословия в Москве передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей - Московской большой таможне. Полной централизацией нотариального дела Петр Великий предполагал устранить беспорядки и злоупотребления, которые часто происходили при совершении правовых актов подьячими на Ивановской площади. Но этот порядок оказался неудобным, поэтому 30 января 1701 года «было повелено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади», а надзор за деятельностью площадных подьячих был поручен Оружейной палате. Впоследствии «для ближайшего заведывания крепостным делом учрежден особый приказ крепостных дел, состоявший из нескольких судей». После учреждения юстиц-коллегии в губерниях были образованны самостоятельные особые конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Надзор за деятельностью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который назначался юстиц-коллегией. Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблема соответствия // Законодательство. - 2002 - №11 - с.24

Следующий этап становления нотариата связан с царствованием Екатерины II. Вместе с упразднением в 1775 году юстиц-коллегии, совершение крепостных актов было передано Палате гражданского суда, представляющей собой соединенный Департамент юстиции и Вотчиной коллегии. Для создания органа публичной деятельности, близко стоящего ко всем имущественным оборотам и содействующего их развитию, Екатерина II делает попытку сокращения излишних формальностей при совершении правовых актов, предоставляя возможность частным маклерам совершать акты о переходе недвижимых имуществ.

В эпоху реформ Александра II, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, было преобразовано и нотариальное дело.

Вместе с новыми Судебными Уставами императора Александра II было выработано и Положение о нотариальной части, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 года, австрийское 1845 года и баварское 1861 года. Отделив по образцу Запада нотариальную часть от судебной, законодатель создал самостоятельный нотариальный институт с обширным и независимым кругом действий.

«Положение о нотариальной части» запретило нотариусам совершать действия от своего имени или на свое имя, а также действовать в интересах своих супругов и родственников по прямой линии - без ограничения степени родства, интересов родственников по боковой линии - до четвертой степени, а также в интересах свояков, лиц, находящихся под опекой этого нотариуса, усыновителей и усыновленных. Действия, совершенные в интересах вышеуказанных лиц, признавались недействительными». Ахмедов Ч.Н., Карнаушенко П.В. Нотариус Российской империи: нормативно-правовые и организационные основания деятельности/ Ч.Н. Ахмедов, П.В. Карнаушенко// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006 - №4 - с. 37 -38

Вышеназванные положения действовали до самой революции. Примечательно, что до начала революции шло непрекращающееся обсуждение отдельных статей и разделов Положения о нотариальной части, готовился отдельный самостоятельный Закон о нотариате, проект которого рассматривался несколько раз.

Таким образом, нотариусы в XIX веке должны были строить свою деятельность в соответствии с законодательством, полным пробелов, но при этом крепко связывающим их своими статьями. Нотариус стал исполнителем «буквы закона», боявшимся руководствоваться его «духом», но не решавшемся действовать по аналогии, если нужное действие напрямую не было разрешено законом. Там же. - с. 40

Нотариат в советский период получает новое, но нельзя сказать, что лучшее правовое регулирование. Одним из первых декретов Советской власти, опубликованных 24 ноября 1917 года, упразднены «буржуазно-помещичьи» судебные органы. Однако нотариат не исчезает бесследно. Даже советская власть убеждается в необходимости таких органов. В связи с этим в актах новой власти, направленных на слом старого бюрократического аппарата, нотариат впервые упомянут 23 марта 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил «ныне действующее Положение о нотариальной части» и ввел новое Положение о муниципализации нотариальных контор.

Ликвидации нотариата помешал переход к Новой экономической политике, в связи с чем, вновь было обращено внимание к нотариату со стороны органов Советской власти. Так, 2 августа 1921 года издается Декрет Совета народных комиссаров, которым устанавливается, что свидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиций.

4 октября 1922 года принято «Положение о государственном нотариате», которое заложило основы Советского нотариата.

14 мая 1926 года Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», на основе которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате.

Со временем, по мере изменения и развития экономических и социальных условий, росло значение нотариата. Совершенствовалось материальное и процессуальное законодательство. В республиканское законодательство о нотариате включались необходимые уточнения и изменения. В РСФСР Положения о государственном нотариате в новой редакции утверждались 30 июля 1930 года, 31 декабря 1947 года, 30 сентября 1965 года. Шестая сессия Верховного Совета СССР VIII созыва 19 июля 1973 года приняла «Закон СССР о государственном нотариате». Спустя почти 20 лет в Россию вернулся свободный нотариат - 11 февраля 1993 года Верховным Советом российской Федерации приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. В настоящей работе мы рассмотрим современное положение субъектов нотариального права.

1.2 Понятие нотариального права и субъектов нотариального права

Необходимость реформы нотариата в России обуславливает развитие нотариального права как самостоятельной отрасли. Например, В.В. Ярков, говоря о нотариальном праве, признает его комплексной отраслью. Той же позиции придерживаются Г. Черемных и И. Черемных в своем учебнике «Нотариальное право Российской Федерации».

Означает ли это, что нотариальное право - комплексная отрасль права? Исторически введение «комплексной» отрасли права как структурной единицы системы права связывается с выделением в ней «первичных» и «вторичных» правовых образований, «традиционных» и «комплексных» отраслей права. В свое время не было четкого разграничения системы права и системы законодательства, поэтому комплексный характер отраслей системы законодательства переносился на отрасли права. Представляется, что «концепция нотариального права как комплексной отрасли не направлена на дальнейшее развитие российской системы права и не отражает ее современных тенденций». Смирнов С. Нотариальное право - самостоятельная отрасль/ С. Смирнов // Законность. - 2005 - №12 - с.39

В юридической литературе высказывается мнение о необходимости построения системы законодательства в соответствии с системой права, а не наоборот.

В теории существует общее понимание взаимоотношения системы права и системы законодательства. Если в системе права не может быть комплексных структурных образований, поскольку классификационным основанием служат специфические для каждой отрасли предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сфере государственного управления. Например, комплексными являются сельскохозяйственное, торговое, хозяйственное законодательство. Поэтому нет веских оснований утверждать, что нотариальное право - комплексная отрасль.

«Самостоятельность» нотариального права обосновывается общепринятой в теории права точкой зрения, что в основе формирования каждой отрасли права лежат предмет и метод правового регулирования. Правовые нормы, которые регулируют качественно однородный вид общественных отношений объединяются отраслью права. Следовательно, под предметом правового регулирования понимается обособленная группа общественных отношений, регулируемая определенной отраслью права. Исходя из этих теоретических предпосылок, можно определить, что предмет нотариального права - сформировавшаяся обособленная группа общественных отношений по поводу нотариальной деятельности. Нормы нотариального права воздействуют на несколько видов отношений.

Во-первых, на общественные отношения, связанные непосредственно с нотариальной деятельностью. Во-вторых, самостоятельную группу общественных отношений нотариального права составляют нотариальные действия, результат которых - нотариальный акт. В-третьих, нотариально-процессуальные отношения, характеризующие порядок осуществления отдельных видов нотариальных производств. В-четвертых, предметом нотариального права являются отношения по организации сотрудничества с нотариатом зарубежных стран.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что нотариальное право - это самостоятельная отрасль системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу нотариальной деятельности, с присущими ей методами, основанная на определенных правовых принципах и обладающая самостоятельными источниками права.

Субъектами правовых отношений в системе нотариата в Российской Федерации являются с одной стороны:

1. Нотариус:

а) работающий в государственной нотариальной конторе;

б) занимающийся частной практикой;

2. Помощник нотариуса;

3. Лицо, исполняющее обязанности нотариуса;

4. Стажер;

5. Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия;

6. Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия.

В Российской Федерации нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой.

Как отмечает В. Герасимов, значительные препятствия на пути использования преимуществ нотариата коренятся и в неверном понимании сущности нотариата. Слово «частный», благодаря советской пропаганде ставшее ругательным, вводит в заблуждение не только граждан, но порой и представителей власти. Термин «частный» в сочетании с термином «нотариус» означает отсутствие затрат государственной казны на обеспечение законных прав граждан, а также персональную ответственность и заинтересованность нотариуса в результатах этого благого дела. Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован/ В. Герасимов // Российская юстиция. - 2000 - №1 - с. 31

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) декларируют единство задач, принципов, содержания и порядка осуществления нотариальных действий, выполняемых частнопрактикующими нотариусами и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также закрепляют единые требования к кандидату на должность нотариуса, единый порядок назначения его на должность.

«Нотариусы, независимо от того, являются ли они государственными или занимаются частной практикой, имеют, по общему правилу, равные права, т.е. совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности; оформленные ими документы имеют равную юридическую силу; нотариальные действия совершаются нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающимися частной практикой от имени Российской Федерации». Гурьева Е.В. Нотариат России: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - с.26

Частнопрактикующие нотариусы вправе совершать любые нотариальные действия за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и принятия мер по охране наследственного имущества.

Только при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой (ст. 36 Основ).

В случае, когда в населенном пункте отсутствуют нотариусы, обязанность совершать нотариальные действия возлагается на должностных лиц органов исполнительной власти. При этом совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти на кого-то из должностных лиц аппарата.

Нотариальные действия осуществляют за границей должностные лица консульских учреждений. В их компетенцию входит совершение почти всех нотариальных действий.

Законодательными актами Российской Федерации перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти, может быть расширен. К уполномоченным должностным лицам следует отнести и главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директоров и главных врачей домов для престарелых и инвалидов. Инструкцией Министерства юстиции СССР от 20.06.1974, согласованной с Минздравом СССР и министерствами соцобеспечения союзных республик, о порядке удостоверения завещаний названным лицам предоставлено право удостоверять завещания граждан, находящихся на излечении в этих больницах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях или проживающих в указанных домах для престарелых и инвалидов.

Завещания, удостоверенные должностными лицами лечебных учреждений, приравниваются к нотариально удостоверенным документам. При этом один экземпляр завещания выдается на руки завещателю, а второй передается (пересылается) в государственную нотариальную контору по месту жительства завещателя.

В 1974 году Министерством юстиции СССР были утверждены инструкции аналогичного содержания в отношении иных должностных лиц. Это: Инструкция о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов или судов внутреннего плавания, Инструкция о порядке удостоверения завещаний начальниками разведочных, арктических и других подобных им экспедиций.

Названные инструкции согласованы с соответствующими министерствами и являются действующими. Завещания, удостоверенные капитанами судов и начальниками экспедиций, приравниваются к нотариально удостоверенным.

Мы считаем, что к системе органов нотариата следует отнести главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей больниц, других санитарно-профилактических учреждений, санаториев, а также директоров и главных врачей домов для престарелых и инвалидов, которым представлено право удостоверения завещаний, также, например, завещания вправе удостоверять командиры воинских частей. Завещания, удостоверенные этими лицами, приравниваются к нотариально удостоверенным документам.

Гражданский кодекс Российский Федерации Далее - ГК РФ приравнивает к нотариально удостоверенным ряд доверенностей, удостоверенных должностными лицами. К ним относятся доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы. Администрация учреждений социальной защиты населения или руководитель (заместитель) соответствующего органа социальной защиты вправе удостоверять доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в этих учреждениях, следовательно, руководителей этих учреждений можно отнести к системе нотариата.

Таким образом, ниже мы приводим краткую характеристику субъектов нотариального права.

1) Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой

Характеристика правового статуса нотариуса будет дана нами ниже в пункте 1.3.

2) Помощник нотариуса

Приобретение профессии нотариуса начинается с работы стажером. Затем после успешной сдачи квалификационного экзамена лицо получает статус помощника нотариуса.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе производится органом юстиции, а назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, - нотариальной палатой.

Помощником нотариуса может быть назначено только лицо с высшим юридическим образованием. Помощник нотариуса помимо диплома о высшем юридическом образовании также должен иметь лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке.

Помощник нотариуса вправе по поручению нотариуса участвовать в совершении нотариальных действий, составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, исполнять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязанности нотариуса в случае его временного отсутствия, а также выполнять иные поручения нотариуса по обеспечению нотариальной деятельности.

Тем не менее помощник нотариуса не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия. Он также имеет право вести консультационную работу, готовить проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство и т.п. Однако подписывать все без исключения нотариальные документы имеет право только нотариус.

Трудовой договор, заключаемый с помощником нотариуса органом юстиции или с нотариальной палатой, определяет его права и обязанности.

3) Лицо, исполняющее обязанности нотариуса

Согласно ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса органом юстиции совместно с нотариальной палатой по предложению нотариуса из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 2 Основ, для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия. Наделение полномочиями может быть осуществлено заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), которые могут возникнуть в течение календарного года.

«К числу уважительных причин на практике относятся исполнение обязанностей президента или члена правления нотариальной палаты, исполнение поручений правления нотариальной палаты, например по проведению проверки профессиональной деятельности другого нотариуса, повышение квалификации, работа в комиссиях и комитетах, образованных при нотариальной палате, или правлении нотариальной палаты, и другие подобные причины». Зайцева Т.И., Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. - М.: Волтерс Клувер, 2004 - с. 44

Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса. Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса и заканчиваются в момент их сдачи нотариусу.

Нотариус не вправе исполнять свои должностные обязанности в период их исполнения лицом, временно его замещающим, поскольку, как уже указывалось, нотариальная деятельность носит сугубо личностный характер, не является предпринимательской и должна по общему правилу осуществляться самим нотариусом. Как правило, исполнение полномочий временно отсутствующего нотариуса производится помощником данного нотариуса как лицом, имеющим лицензию на право нотариальной деятельности.

Согласно ст. 21 Основ законодательства РФ о нотариате за исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение, обусловленное соглашением. Ответственность за ущерб, причиненный действиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, несет нотариус. При этом нотариус вправе предъявить лицу, исполнявшему его обязанности, регрессный иск в размере причиненного ущерба.

4) Правовой статус стажера.

Срок стажировки по общему правилу не может быть менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты, но при этом продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.

В настоящее время действует Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2000 г. № 179 и решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г.).

Назначение на должность стажера в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции, а на должность стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, - нотариальной палатой. Оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты. Оплата труда стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.

Непосредственное руководство работой стажера в государственной нотариальной конторе осуществляется нотариусом со стажем работы не менее трех лет, при наличии у него соответствующих условий для организации работы стажера. Кандидатура руководителя стажировки совместно утверждается органом юстиции и нотариальной палатой.

По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в орган юстиции или нотариальную палату.

При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку. Мотивированный отказ в утверждении заключения об итогах стажировки в письменной форме направляется лицу, не прошедшему стажировку. Данный отказ может быть обжалован в судебном порядке. Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.

5) Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия

Согласно ст. 1 Основ о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Данное правило фактически повторяется в ч.1 ст. 37 Основ о нотариате.

Компетенция должностных лиц органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий установлена Основами законодательства о нотариате. Отдельные полномочия их предусмотрены в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций и должностными лицами органов исполнительной власти от 27 декабря 2007 г. Выполнение нотариальных действий не является основной обязанностью должностных лиц органов местного самоуправления, на которых возложена эта функция. Они совершают нотариальные действия, исполняя в органе местного самоуправления и другие свои обязанности.

«Каких-либо особых требований относительно образования и подготовки должностного лица органа местного самоуправления, на которого возлагается совершение нотариальных действий, в законодательстве не установлено». Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2005 - с. 77 Для совершения ими нотариальных действий не требуется получения лицензий на право нотариальной деятельности (ч. 1 ст. 3 Основ законодательства о нотариате).

Уполномоченные должностные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют завещания;

2) удостоверяют доверенности;

3) принимают меры к охране наследственного имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах (ч. 1 ст. 37 Основ).

Совершение названных нотариальных действий может быть возложено на должностное лицо органа местного самоуправления только в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса. Это - обязательное условие, которое должно соблюдаться при наделении должностных лиц полномочиями нотариальной деятельности (ст. 1 и 37 Основ).

Предоставив им право совершать нотариальные действия в местностях, где нет нотариусов, и куда трудно либо долго добираться нотариусам ближайших населенных пунктов, государство тем самым обеспечило повсеместное нотариальное обслуживание всего населения России. Однако предметная компетенция должностных лиц весьма ограничена: из всех многочисленных видов сделок они вправе удостоверять лишь две, а из двадцати видов нотариальных действий совершать только четыре. Установленная Основами предметная компетенция может быть расширена и другими законодательными актами Российской Федерации, если в соответствии с их нормами на должностных лиц будет возложено совершение иных нотариальных действий.

От имени любого обратившегося лица независимо от того, где оно проживает и гражданином какого государства является, должностные лица органов местного самоуправления обязаны удостоверять завещания и доверенности, а также свидетельствовать копии с документов и выписок из них, подлинность подписи на документе. Как правило, свидетельствуется подлинность подписи граждан на документах, адресованных в различные организации:

а) заявлениях в нотариальную контору, связанных с оформлением наследственных прав;

б) заявлениях, связанных с правом собственности на имущество (о согласии супруга на отчуждение совместно нажитого имущества, об отказе от преимущественного права покупки и др.);

в) заявлениях, связанных с семейными правоотношениями (о согласии на расторжение брака, об усыновлении, о назначении опекуна и др.);

г) уведомлениях об отмене завещания.

Основы в отличие от ранее действовавшего законодательства не содержат каких-либо ограничений относительно видов документов, с которых должностные лица вправе свидетельствовать копии или выписки. Они свидетельствуют и копии с копий документов, при условии, когда копия документа оформлена нотариально или выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ, и изготовлена на бланке юридического лица, а также содержит отметку, что подлинный документ находится у юридического лица.

Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами местного самоуправления в соответствии с правилами нотариального делопроизводства, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документы проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации поселения.

Нотариальные действия совершаются при предъявлении всех необходимых для этого документов и уплате государственной пошлины или нотариального тарифа.

Согласно п. 10 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций и должностными лицами органов исполнительной власти оплата нотариальных действий, совершаемых должностными лицами местного самоуправления, производится в порядке, установленном статьей 22 Основ:

за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного самоуправления взимает государственную пошлину по ставкам, установленным статьей 33324 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьей 33325 Налогового кодекса Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного самоуправления взимает нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 221 Основ.

При совершении должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий предоставляются льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, установленные подпунктами 11, 12 пункта 1 статьи 33335, статьей 33338 Налогового кодекса Российской Федерации.

6) Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия

На территории других государств нотариальные действия по просьбе российских граждан совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на их совершение.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты