на тему:«Право как мера свободы личности»Москва2002 г. ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ1. Введение. Предпосылки происхождения права2. Понятие и сущность права а) право и свободаб) признаки правав) сущность праваг) функции права3. Правовой статус личностиа) понятие, видыб) принцип и содержание правового статуса личностив) права и свободы человека и гражданина4. Конституционные права и свободы человека и гражданина5. Гарантии прав и свобод личности6. Заключение Существует много теорий, где право определяется в соот-ветствии с их собственными посылками и обоснованиями. Однако мы будем исходить из того, что право есть совокупность норм, направленных на регулирование общественной и индивидуальной деятельности людей. [1]Право уже на этапе своего возникновения выполняет и функцию оформления (обеспечения, обоснования) государственно-го, классового насилия, принуждения, приобретая подчас весьма произвольные формы создания и осуществления. Безусловно, юри-дически оформляются функция насилия - такова реальность пра-вового бытия. Однако эта функция не характеризует основное соци-альное значение и назначение права, она возникает спорадически в определенных, как правило, экстремальных, внешних и внутренних условиях жизни общества. Ее проявление и появление, результат ненормального взаимоотношения правовой системы и государ-ственной власти, результат действия не только объективных, но и субъективных факторов. [2]Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический интерес. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его осо-бенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития, четче определить все свойственные ему функции -- основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества, его политической системе.Среди теоретиков права никогда не было раньше и в настоящее время нет единства взглядов на происхождение государства и права.Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного проис-хождения государства и права. На рубеже XII -- XIII веков в Запад-ной Европе развивается, например, теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А вто-рой -- они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являет-ся слугой церкви. Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского (1226 -- 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам "боже-ственный разум", согласно учению Ф. Аквинского, управ-ляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право -- на смену обычаям.Известные во всемирной истории крупнейшие разделе-ния труда, связанные с отделением скотоводства от зем-леделия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгодным исполь-зовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше уби-вали или принимали на равных в свой род, стали превра-щать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.В обществе сначала наметилось, а затем по мере разде-ления труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получить достаточно продукта, стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, ус-тойчивые группы, классы, социальные прослойки.Пока не было имущественного разделения населения и социального неравенства, общество вполне могло обхо-диться и обходилось обычаями, опиравшимися на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все об-щественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержа-щихся в них правил, в новых условиях оказались бессиль-ными. Появилась жизненная необходимость в новых пра-вилах -- регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспе-чивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. [10] Свобода -- способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть огра-ничивается определенными рамками.Две группы факторов, ограничивающих свободу индивида:1. Природно-биологические, обусловленные биологической при-родой человека: необходимость есть, пить, дышать, спать, отправ-лять естественные потребности и т. п.2. Социальные, обусловленные социальной природой человека. Это прежде всего правила общего характера (социальные нормы), устанавливающие, что можно, нужно и нельзя делать. К соци-альным нормам относятся мораль, религия, обычаи, мода, корпо-ративные правила, право и т.д. Все эти нормы так или иначе ограничивают произвол отдельного индивида (индивидов), уста-навливая пределы его индивидуальной (корпоративной) свободы.С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках. «Являясь организующим началом общественной жизни, право не может выполнять этой функции иначе, как при помощи установления известных обязанностей и границ для част-ного произвола» (П. Новгородцев). Правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право -- официальная мера сво-боды, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединений, общества в целом.Право -- это всегда ограничение свободы личности. Нужно ли ограничивать индивидуальную свободу, представ-ляющую безусловную ценность как для самого индивида, так и для общества в целом? А может предоставить каждому лицу возмож-ность действовать исключительно по своему усмотрению, без каких-либо ограничений? Право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу сохранить (защитить, гарантировать). Представим, что право перестало существовать, законы отсутствуют, все абсолютно сво-бодны. Очевидно, это приведет к анархии, хаосу, формированию «законов джунглей» и в конце концов -- к распаду, гибели об-щества. Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограни-чивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство. «Право есть взаимное принуждение, охраняющее общую сво-боду» (И. Кант). Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми. В целом пределы ограничений выражены формулой, закрепленной французской Декларацией прав человека и гражданина (1978 г.): свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другим. По смыслу части , 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть огра-ничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая дек-ларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод каж-дый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлет-ворения справедливых требований морали, общественного по-рядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чем: больше свободы предоставляют индивиду правовые нормы, тем демократичнее и справедливее данное государство. Таким образом, право выражает определенное представление общества о спра-ведливости. Поэтому право -- это официальная мера свободы и справедливости. [3]Право -- это система установленных или санкционирован-ных государством, общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.Признаки права:1. Нормативность. Исходящие от государства властные предпи-сания можно разделить на две группы -- индивидуально-правовые и нормативные. Первые -- суть конкретные указания, вторые -- правила общего характера. Право представляет собой именно сис-тему норм, то есть не конкретных указаний -- кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нор-мативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторя-емостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий. Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отно-шений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.Адресатами нормативных правил выступают не конкретные перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц: военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т. п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует непрерывно (постоянно, вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер; она не теряет силу после однократной реализации, продолжая регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.2. Общеобязательность. Не правовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося I нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограни-ченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени; но это скорее исключение, поскольку изначально право предназначено для бессрочного и всеобщего действия, обязательного для всех и каждого.Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию. Общеобязательность права создает основу для формально-юри-дического равенства субъектов перед законом и судом, для ликви-дации какой-либо дискриминации. Право по своей сути -- это единые «правила игры» для всех. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.3. Формализованностъ. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закреп-ляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т. п.). Издревле правовые предписания выбивались на стенах храмов, на гранит-ных столбах, многократно зачитывались на площадях.Нормы права -- это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объекти-вированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать кото-рую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур (правотворческий процесс). Процедурным (процессуальным) аспек-там в правоведении придается огромное значение.Неопубликованный закон применению не подлежит. Норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.4. Определенность. Правовые нормы отличает особый юриди-ческий язык, особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъяв-ляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, долж-ного и запрещенного поведения, подробно расписывать возмож-ные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения. При этом закон должен быть кратким.Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для вос-приятия, понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на «среднего» американца, немца, россиянина. Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и при-менение права всеми участниками правоотношений. Неопреде-ленность содержания правовой нормы, напротив, допускает воз-можность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конф-ликтам. «Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требо-ваниям, то очевидно, что первым условием упорядоченной жизни является определенность этих требований. Всякая неясность про-тиворечит самому понятию правопорядка и ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, что исполнять и к чему приспособляться ... Индивид, поставленный лицом к лицу с об-ществом, государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точно указано, чего от него хотят, и какие рамки ему ставят». [4] 5. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компе-тенции издают нормативные акты. Некоторые государственные органы, например представительные, специализируются именно на реализации нормотворческой функции.Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон некую согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрирован-ия воля населения. При этом следует помнить, что право и зако-нодательство -- не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.
6. Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным при-нуждением, своеобразным «легализованным насилием». В случае нарушения правовых норм, добровольного неисполнения юриди-ческих обязанностей и запретов применяются государственные
санкции.
Таким образом, государство контролирует соблюдение права ластиками правоотношений, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые кон-фликты и гарантирующим каждому защиту его нарушенных прав и свобод.
7. Системность. Право представляет собой не случайную сово-купность, а стройную, целостную систему норм -- организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимо-связанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непро-тиворечивостью.
Право, как и государство, характеризуется двойственной при-родой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой -- долговременные интересы всего об-щества.
Социальная составляющая. Социальные группировки, находя-щиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощным средством форми-рования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.
Общесоциальная составляющая. В любом государстве право яв-ляется не только узкоклассовым инструментом, но и выражением компромисса между различными социальными группами, прояв-лением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическое сложение ин-дивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.
В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредствен-ной демократии и выборные органы государственной власти.
Таким образом, право (как и государство) одновременно вы-полняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества.
Сущность современного права -- объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интере-сов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства. [3]
Что касается функций права, то под ними понимают вытека-ющие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.
Выделяют две главные функции права -- регулятивную и ох-ранительную.
Регулятивная функция направлена на регулирование, упоря-дочение общественных отношений, установление правил пове-дения людей.
Охранительная функция направлена на защиту, охрану наибо-лее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать.
Помимо названных право выполняет некоторые дополнитель-ные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологи-ческую, информационную и др. [5]
Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.
Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.
Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.
В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.
В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Правовой статус личности -- это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.
Общий (международный) правовой статус личностивключает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.
Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.
Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.
Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы -- гражданским, трудовым, административным правом и др.
Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.
Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п. [6]
В определении правового статуса личности имеют значе-ние не только закрепленный за человеком фактический объ-ем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуще-ствляется их использование.
Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.
Итак, принципы правового статуса личности -- это при-знаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.
В Конституции закреплены следующие принципы право-вого статуса личности, непосредственно связанные с основ-ными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип характеризующий правовой статус личности.
Равенство всех перед законом и судомозначает, что за-кон, его предписания в равной мереобязательны для всехего адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посто-ронними соображениями, и не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающего-ся за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия, например недееспособность, состояние в граждан-стве, возраст и пр.
Равенство прав и свобод человека и гражданинаознача-ет, что они признаются за всемилюдьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по ка-ким-либо основаниям, зависящим от естественных особенно-стей личности и ее социального статуса. Конституция фик-сирует широкий, причем не закрытый, перечень таких осно-ваний.
Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен-ного и должностного положения, места жительства, отноше-ния к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Равенство прав, свобод и обязанностей человека и граж-данина -- равноправие -- Конституция понимает как равен-ство возможностей, а не как фактическое равенство, кото-рое в жизни недостижимо.
2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.
Этот принцип получает правовое выражение в различных формах -- и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретныегарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.
Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционно-го строя, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в Российской Федерации призна-ются и гарантируются права и свободы человека и гражда-нина.
Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент явля-ется гарантом прав и свобод человека и гражданина. Феде-ральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, за-крепление их гарантий посредством законодательной деятельности. [7]
Главная задача государства состоит в фор-мулировании, обеспечении и защите прав и свобод человека. Только такое государство может считаться легитимным и правовым.
Признаки правчеловека:
1. Всеобщий характер. Универсальность прав человека опреде-ляется тем, что они принадлежат каждому индивиду независимо от каких-либо индивидуальных особенностей.
2. Естественный характер. Эти права не даруются человеку Богом, государством, традицией или кем-то еще, а принадлежат каждому от рождения уже в силу самой принадлежности индивида к роду человеческому. Существование прав человека не зависит от допущения или признания их со стороны какой-либо власти: они первоначальны, а не производны. «Основные права и свободы принадлежат каж-дому по безусловному естественному основанию (в силу природ-ного факта рождения), а не в зависимости от диктуемых государ-ством условий, не по усмотрению, воле и решению властей». [8]
3. Наднациональный характер. Признание, соблюдение и защита прав человека сегодня не являются исключительно внутренним делом государства. Права человека -- объект международно-правовой защиты. Каждое современное государство должно придерживаться международных стандартов в области прав человека. Мировое сообщество контролирует соблюдение государствами прав человека и жестко реагирует на их нарушения.
4. Неотчуждаемый характер. Поскольку государство не даровало индивиду права человека, оно не вправе и лишать кого-либо этих прав. Но государство вправе ограничить некоторые права человека. Для защиты общего блага, в интересах государства или третьих лиц. Так, налогообложение есть законное ограничение права собствен-ности. Свобода передвижения может ограничиваться в пограничнойполосе, военных городках, на территории особо охраняемых объек-тов, закрытых административно-территориальных образований.
5. Базовый характер. Права человека выступают основой иных прав, недаром их часто называют основными правами и свободами. Все иные юридические права от них производны.
6. Приоритетный характер. Права человека имеют приоритет перед правами любого сообщества, нации, государства. В статье 2 Конституции России этот признак расшифрован следующим об-разом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж-данина -- обязанность государства». Верховенство прав и свобод человека -- один из главных принципов современного права.
7. Непосредственно действующий характер. Основные права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятель-ность законодательной и исполнительной власти, местного само-управления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России). [3]
Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.
Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (лич-ные) конституционныеправа и свободы(право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, теле-фонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользо-вание родным языком, свободный выбор языка общения, воспи-тания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).
К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжало-вание в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифи-цированной юридической помощи; право на признание своей не-виновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пере-смотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягче-ние наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност-ных лиц.
Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющем большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших индивидуальных жизненных по-требностей человека и в своей основе осуществляются самостоя-тельно.
Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России и были перечислены ранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией право человека на объединение, включая право создавать профессио-нальные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание может иметь и закрепленная в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, субъектом которой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на терри-тории России.
Основное назначение политических прав и свобод -- обеспе-чить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.
Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права.К их числу можно отнести свободу экономической деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здо-ровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружаю-щую среду; право на образование; свободу литературного, художе-ственного, научного, технического и других видов творчества.
Основное назначение этого блока прав человека и граждани-на -- обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятель-ности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.
Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеет собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законода-тельства. Например, содержание и порядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законе об образо-вании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содер-жание и направление развития целых отраслей российского зако-нодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения).
Каждое конституционное право и свобода реализуются с помощью экономических, социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление заложенных в конституционном праве или свободе вариантов поведения человека, гражданина. [9]
Гарантии -- это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.
По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты; Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений -- Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.
Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.
Так, государства -- члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны -- члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств -- членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.
Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.
Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).
Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).
В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. [6]
В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек -- высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только несли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком- гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.
На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придаток государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.
В Советском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимся значительных социально-экономических прав, но в целом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел человеку роль винтика в государственной машине, сделал его полностью беззащитным перед государством. И в послесталинский период интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба была судебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское государство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя. Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне -- все это и многое другое было реальностью.
Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.
В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними. Однако с принятием Конституции разрыв между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рогов В.А. История государства и права России IX-начала XX веков. М., 1995.
2. Теория государства и права. Ч. I. Ред. Венгерова А.Б. М., 1995.
3. Демин А.В. Теория государства и права. М., 2002.
4. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.
5. Морозова Л.А. Основы государства и права. М., 2000.
6. Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 1998.
7. Государственное право РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 1996.
8. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 1999.
9. Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2001.
10.Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.