Рефераты

Право в сфере образовательной деятельности

p align="left">Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:

качества высшего и послевузовского профессионального образования;

единства образовательного пространства Российской Федерации;

основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

5. Министерство образования РФ в системе органов государственного управления образованием

Система органов управления образованием в РФ

Полномочия Правительства РФ в области образования

Министерство образования РФ

Федеральные ведомственные органы управления образованием

Система органов управления образованием в РФ

Система образования в РФ представляет собой:

совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы. Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:

Правительство РФ;

федеральные (центральные) органы управления образованием;

федеральные ведомственные органы управления образованием;

государственные органы управления образованием субъектов РФ.

В компетенцию государственных органов управления образованием в обязательном порядке, согласно ст. 37 Закона РФ "Об образовании" 1992 г., входит:

разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;

государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов требований к образовательным цензам данных педагогических работников;

формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;

создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;

разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;

контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Полномочия Правительства РФ в области образования

В рамках определенных законодательством функций государственных органов в сфере образования Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, развитие и совершенствование общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования (ст. 17 Закона "О Правительстве"). Полномочия Правительства РФ в сфере образования определяются также Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 г.

К ним относятся:

участие в разработке и реализация политики в указанной области;

подготовка соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и контроль за ее реализацией;

доработка законопроектов и принятие в соответствии с законами нормативных актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;

установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;

определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования;

определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования и др.

Реализуя определенные законодательством полномочия, Правительство РФ утвердило Положение о Министерстве образования РФ от 24 марта 2000 г.; Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г.; Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г.; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации; Положение о порядке присуждения ученых степеней от 30 января 2002 г. и др.

Министерство образования РФ

Федеральным государственным органом, специально учрежденным для управления образованием в Российской Федерации, является Министерство образования РФ. Оно призвано проводить государственную политику, осуществлять управление и координацию деятельности других федеральных исполнительных органов в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Министерство образования как центральный федеральный орган управления образованием решает целый спектр специализированных задач, среди которых:

осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;

реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности образовательных учреждений;

разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;

создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;

совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования;

осуществление информатизации в области образования;

обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования;

организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство образования реализует многочисленные специализированные функции. В Положении о Министерстве образования РФ определено 75 таких его функций.

В частности, оно:

реализует федеральные целевые программы в области образования;

осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования;

выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций;

ежегодно устанавливает для находящихся в его ведении образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема;

рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;

устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения; участвует в разработке реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в области образования;

осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях.

В функции Министерства входит также присвоение ученого звания профессора, доцента научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего дополнительного профессионального образования и ученого звания профессора научным работникам научных учреждений и организаций. Оно создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), контролирует их деятельность, утверждает персональный состав советов и устанавливает перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций. Министерство присуждает в уставленном порядке научным и научно-педагогическим работникам ученые степени, проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук. Оно может заслушивать отчеты руководителей диссертационных советов с целью изучения и обобщения опыта их работы.

В целях реализации своих функций Министерство образования вправе издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательных для выполнения всеми органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, и находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним. Оно имеет право инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения, любой орган управления образованием в порядке надзора. Министерству предоставлено право запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач. Для осуществления своих функций оно может создавать в установленном порядке при Министерстве научные, научно-технические и другие советы и комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования и научной деятельности.

Возглавляет Министерство образования России министр, который осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций. Он является председателем коллегии Министерства, в которую по должности входят заместители министра, а также руководители структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущие ученые, специалисты и общественные деятели. Коллегия является совещательным органом, ее решения оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В составе Министерства в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров образуется Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации.

Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации формируется из числа ведущих специалистов в области науки, техники, образования и культуры. Персональный состав Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. К компетенции членов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации относятся вопросы совершенствования аттестации научных и научно-педагогических работников; организации сети диссертационных советов; рассмотрения апелляций, предложений, заявлений и жалоб, поступающих в Высшую аттестационную комиссию Министерства образования Российской Федерации.

В составе Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации создается Президиум из числа ее членов. Персональный состав Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации утверждается министром образования Российской Федерации.

К числу основных вопросов, входящих в компетенцию Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, относятся:

контроль за деятельностью диссертационных советов;

присуждение ученой степени доктора наук;

принятие решения о выдаче диплома кандидата наук;

присвоение ученого звания профессора по специальности;

лишение (восстановление) в соответствии со своей компетенцией в установленном порядке ученых степеней и ученых званий;

принятие решений о признании и эквивалентности аттестационных документов, полученных российскими гражданами в других государствах.

Высшую аттестационную комиссию Министерства образования Российской Федерации возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Министр образования как руководитель Министерства представляет в Правительство проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию его ведомства; утверждает уставы находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и в установленном порядке утверждает и освобождает от должности руководителей этих учреждений; издает приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства и находящимися в его ведении образовательными учреждениями и организациями; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, утверждает положения о его структурных подразделениях и т.д.

Министерство насчитывает более тридцати структурных подразделений, обеспечивающих осуществление его основных задач и функций. В их число входят: управления (управления высшего профессионального образования, среднего специального профессионального образования, управление развития образования, управление лицензирования, аккредитации и аттестации и др.), департаменты (образовательных программ и стандартов общего образования, государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и др.), отделы (нострификации, информатизации образовательных учреждений, специальный отдел и др.).

Свои задачи и функции Министерство образования РФ осуществляет во взаимодействии с ведомственными государственными органами управления образованием и органами управления образованием субъектов Федерации.

Федеральные ведомственные органы управления образованием

К этой группе органов относятся министерства и ведомства, которые имеют в своем ведении отраслевые образовательные учреждения и для управления ими создают в своей структуре специализированные подразделения (главные управления, управления, отделы). В отраслевых образовательных учреждениях (военных, медицинских, юридических, музыкальных, сельскохозяйственных и т.д.) готовятся специалисты в основном для одной отрасли. Такие профильные образовательные учреждения имеют Министерство обороны, Министерство внутренних дел, ФСБ, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Министерство здравоохранения и др. В компетенцию этих министерств и ведомств входят вопросы планирования подготовки специалистов, порядка назначения или выборов руководителей этих учреждений, порядка их финансирования и иных видов обеспечения, порядка приема и зачисления граждан в эти учреждения и т.д. Вместе с тем для всех этих ведомств правовые акты управления Министерства образования РФ, касающиеся содержательной стороны образования, являются обязательными для исполнения.

Государственное управление на уровне субъектов Федерации осуществляется их органами исполнительной власти общей и отраслевой компетенции. К органам отраслевой компетенции относятся: в республиках - министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, отделы образования. Эти органы непосредственно не входят в систему органов Министерства образования, однако назначение их руководителей осуществляется по согласованию с министром образования.

К компетенции органов управления образованием субъектов Федерации относятся:

осуществление федеральной государственной политики в сфере образования;

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных, региональных особенностей, разработка и утверждение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

создание, реорганизация и ликвидация подведомственных им образовательных учреждений; лицензирование образовательных учреждений (за исключением вузов);

организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;

обеспечение соблюдения законодательства РФ в области образования и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов;

издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

В целях конкретизации основных задач Федеральной программы развития образования органы субъектов Федерации приняли соответствующие региональные программы, учитывающие социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности конкретного региона. В рамках реализации этих программ и государственной политики в сфере образования органы исполнительной власти субъектов Федерации тесно взаимодействуют с Министерством образования РФ. Это взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, путем формирования координационных планов ежегодных совместных действий Министерства образования и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Во-вторых, посредством оказания Министерством образования РФ методической помощи в нормативной работе. Так, в целях повышения эффективности контроля за соблюдением органами управления образованием и образовательными учреждениями законодательства, Министерством образования РФ были разработаны Примерное положение об инспекционной деятельности управления образованием субъекта РФ, Примерная инструкция о порядке инспектирования и др.

В-третьих, важной формой взаимодействия является деятельность при федеральном Министерстве образования Совета руководителей органов управления образованием субъектов РФ, выполняющего консультативные и координационные функции.

6. Финансирование образования в Российской Федерации

Опыт некоторых европейских государств в области проблемы финансирования высшего образования

Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

Законом РФ "Об образовании" (ст. 40) установлены как минимум пять показателей финансирования образования:

государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода;

государство гарантирует защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции;

доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета;

за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации.

Образовательные учреждения в соответствии со ст. 40 Закона РФ "Об образовании" независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. Это же подтверждено ст. 239 Налогового кодекса РФ, часть II которого была принята в 2002 г.

Ежегодным земельным налогом, согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. № 1738-1, облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. В соответствии с п. 4 ст. 12 данного Закона льготы по земельному налогу предоставляются учреждениям образования (они полностью освобождаются от налога), финансируемым за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, а также детские оздоровительные учреждения, независимо от источников финансирования. Высшим учебным заведением министерств и ведомств РФ по перечню, утвержденному Правительством РФ, предоставляется льгота (п. 11 ст. 12).

В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам (включая иностранных граждан), вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются законодательством Российской Федерации.

Работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы финансовых затрат на эти цели для предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств станавливаются Правительством РФ.

Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду образовательным учреждениям.

Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.

Государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детства, пособия на детей военнослужащих срочной службы, несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также другие социальные пособия. Суммы указанных пособий не включаются в облагаемый подоходным налогом доход граждан.

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка (на соответствующем этапе) в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.

Государство создает необходимые условия для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказывает материальную поддержку данным учреждениям, в том числе финансовую.

Совет Федерации РФ в Постановлении "О состоянии и перспективах развития системы высшего и профессионального образования" (1998 г.) отмечал, что "ситуация в системе высшего профессионального образования Российской Федерации в последние годы в основном определялась крайне неудовлетворительным бюджетным финансированием. Следствием этого стали ухудшение условий обучения студентов, разрушение материальной базы образовательных учреждений, систематическая задержка выплаты заработной платы работникам вузов, рост объемов платного обучения, нарастание социальной напряженности в образовательных учреждениях". Совет Федерации признал необходимым отказаться на государственном уровне от экономии бюджетных средств за счет интересов образования, и осуществлять в последующие годы последовательное увеличение объемов финансирования высшего профессионального образования за счет федерального бюджета, приведя его размеры с 1999 г. в соответствие с положениями закона.

Сложные проблемы возникают в связи с налогообложением вузов, в частности, с налогами на прибыль, получаемую от обучения. Дело здесь в неопределенности статуса университетов и институтов, с одной стороны, и чрезвычайным многообразием налогов - с другой. Не всегда просто отделить чисто образовательную активность от коммерческой для правильного определения налогообложения в вузе.

В последнее время наметились реальные шаги Министерства образования РФ, направленные на решение в практической плоскости ряда из вышеперечисленных проблем. Большие возможности в этом плане заложены в идее предоставления вузам особого статуса "образовательная организация". Этот статус может дать новые возможности в рамках действующего законодательства, которое включает не только Закон "Об образовании", но и законы о бюджетных отношениях, таможенных, налоговых процедурах, Гражданский кодекс. "Их положения сейчас фактически нейтрализуют очень много из тех льгот и преференций, которые обещаны образовательным государственным учреждениям Законом об образовании. Из-за этих несоответствий вузы, пытающиеся заработать средства для развития, оказываются в путах запретов по распоряжению землей, имуществом. Драконовские таможенные правила делают бессмысленной всякую попытку образовательного учреждения купить что-нибудь дешево за рубежом и т.д."

Именно эти обстоятельства и послужили первопричиной разработки такого статуса для образовательного учреждения, который сохранил бы льготы, положенные ему по Закону "Об образовании", и одновременно предоставлял бы шанс воспользоваться теми льготами, которые определены положениями Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов.

Смена статуса вуза с "учреждения" на "организацию" не влечет за собой ни их частичной ни их полной приватизации (чего многие первоначально опасались).

Для обеспечения финансирования коммунальных услуг вузов предлагается изыскать средства для дополнительного финансирования системы образования, реализовать часть федерального имущества системы образования, ввести частичную платность образования (дифференцированного, под строгим государственным контролем, в различных формах), ввести целевой налог (сбор) на нужды образования.

Поскольку высшее образование имеет огромное значение для экономического и культурного развития страны и поскольку от высшего образования прямо зависит благосостояние нации, государство и в будущем должно оставаться основным источником финансирования высшего образования. Сохранение ведущей роли государства в его финансировании важно еще и по следующим причинам.

Общество прямо заинтересовано в том, чтобы развитие системы высшего образования соответствовало его экономическим и социальным потребностям, обеспечивало поддержание международной конкурентоспособности. Государство должно предоставить необходимые для этого средства. Количественно измеримые выгоды от высшего образования получают главным образом выпускники вузов, отрицательные же последствия нехватку выпускников вузов будет испытывать страна в целом и все ее граждане.

Если частные фирмы или отдельные лица - исходя из собственных текущих интересов - будут определять масштабы и характер развития системы высшего образования, это может привести к тому, что она не будет отвечать долгосрочным потребностям экономики в целом, а объем инвестиций в высшее образование окажется недостаточным. Государство должно обеспечить подготовку рабочей силы нужной квалификации и в нужном объеме, а также справедливый, с социальной точки зрения, доступ к высшему образованию. Высшее образование должно развиваться в условиях стабильных "правил игры"; Правительству следует избегать внезапных изменений в финансировании высшего образования или в государственной политике в отношении высшего образования.

Рыночные реформы финансирования высшего образования оказывают непосредственное влияние на его доступность. Увеличение расходов семей на оплату обучения своих детей в высшей школе может негативно сказаться на доступности высшего образования для низших по доходам групп населения.

Для того чтобы обеспечить эффективность системы высшего образования и одновременно не допустить уменьшение его доступности для выходцев из семей с низкими доходами, необходимы следующие меры в сфере финансирования:

заключение долгосрочных соглашений между вузами и государством, предусматривающих финансирование различных специальных программ (это может обеспечить сохранение доступности высшего образования для малообеспеченного населения, представителей национальных меньшинств);

учет материального положения студентов и выпускников вузов при предоставлении образовательных кредитов и стипендий. Следует предоставлять такие кредиты, выплата задолженности по которым осуществляется в зависимости от доходов выпускников вузов. Если доход выпускника не достигает определенного минимального уровня, выплата задолженности должна откладываться.

На решение указанных проблем направлено, в частности, планируемое Министерством образования РФ внедрение так называемых государственных финансовых именных обязательств для студентов, обучающихся на коммерческой основе, в зависимости от степени успешности сдачи вступительных испытаний.

Как отмечает министр образования В.М. Филиппов, "самая большая проблема - частные средства". По его мнению, те ограничения на возможности негосударственного финансирования образования, которые существуют сейчас, в основном приводят к тому, что, во-первых, образование недофинансируется, во-вторых, потребители образовательных услуг не имеют возможности получить их даже тогда, когда готовы за них заплатить. И, в-третьих, финансовые потоки в образовании вынужденно загоняют в тень, лишь бы из-за нынешнего статуса учреждений образования не быть втиснутыми в прокрустово ложе Бюджетного кодекса.

Опыт некоторых европейских государств в области проблемы финансирования высшего образования

В последние десятилетия XX в. высшая школа большинства стран Западной Европы столкнулась с острыми финансовыми проблемами. Такая ситуация была во многом связана с тем, что в условиях увеличения численности студентов (с середины 50-х до середины 90-х гг. почти во всех западноевропейских странах она выросла более чем в 10 раз) происходило замедление темпов роста государственной поддержки вузов. Соотношение государственных расходов на высшее образование в расчете на одного студента и ВНП в расчете на душу населения в 70-90-е гг. в большинстве европейских стран снижалось. При этом государство продолжало играть ведущую роль в финансировании высшего образования. Так, в Германии, Австрии и Италии доля государственного финансирования в расходах на высшее образование составляла в середине 90-х гг. около 90%, в Великобритании, Португалии и Финляндии - примерно 80%, в Дании, Швеции и Ирландии - 70% (в США этот показатель был заметно ниже - 50%)1.

В 80-90-е гг. во многих странах Западной Европы государство взяло курс на то, чтобы переложить больше расходов по финансированию высшего образования на студентов и их семьи, выпускников вузов. Бесплатное высшее образование критиковалось как не обеспечивающее ни эффективности, ни равенства образовательных возможностей. До 1980 г. обучение в высшей школе западноевропейских стран, за редким исключением, было практически бесплатным. Кроме того, студенты в ряде стран получали стипендии. В 80-90-е гг. в финансировании высшего образования произошли изменения, и в конце 90-х гг. бесплатным обучение в вузах осталось в Германии, Австрии, Дании, Финляндии, Греции, Норвегии, Швеции; во Франции плата за обучение в вузах весьма невелика, в Бельгии, Испании, Ирландии, Италии, Нидерландах и Швейцарии она высока. Государство стремилось обеспечить более широкое участие частных фирм в финансировании высшего образования, содействовать развитию рыночных отношений в этой сфере. Утверждалось, что рынок должен обеспечить поступление дополнительных средств для финансирования системы высшего образования, рост ее эффективности и даже большее равенство образовательных возможностей.

Некоторые западные экономисты подчеркивают, что фискальные аргументы в пользу государственного финансирования высшего образования заключаются в следующем. Если исходить из того, что получение высшего образования обеспечивает рост заработной платы и что существует прогрессивное налогообложение, то выпускники будут платить более высокие налоги. Если такие будущие налоговые поступления в бюджет окажутся выше, чем текущие государственные расходы на высшее образование, то в этом случае государственное финансирование высшего образования представляется оправданным.

Все эти аргументы в пользу государственного финансирования высшего образования не являются достаточными для обоснования необходимости исключительного государственного финансирования высшей школы. Большинство западных экспертов считает наилучшим путем решения экономических проблем высшего образования смешанное финансирование его развития. Однако и здесь есть свои проблемы. Так, весьма трудно определить, каким должно быть соотношение государственного и частного финансирования, прежде всего из-за сложности количественной оценки внешних и индивидуальных выгод от инвестиций в высшее образование.

Реформы систем финансирования высшего образования в странах Западной Европы в 80-90-е гг. были нацелены на активизацию рыночных тенденций. Усиление влияния рынка предполагало, во-первых, диверсификацию источников финансирования высшей школы, рост доходов вузов, получаемых за предоставляемые ими услуги, разработку программ поиска финансовых ресурсов и заключения контрактов с частными компаниями; а во-вторых, проведение политики, направленной на увеличение вклада студентов и нанимателей выпускников вузов в финансирование высшего образования.

В последние годы возросла финансовая самостоятельность учреждений высшего образования западноевропейских стран. Это привело к расширению круга источников финансирования их деятельности; произошло увеличение доли платы за обучение и доходов от контрактов с бизнесом и государственными структурами. Тем не менее в большинстве этих стран государственные блоковые субсидии продолжают оставаться наиболее важным источником доходов вузов.

В нескольких странах Западной Европы были введены системы финансирования вузов на конкурсной основе - сначала в финансировании научных исследований, а потом в отдельных случаях и финансировании преподавательской деятельности.

В 80-е гг. были разработаны специальные системы оценки преподавательской и научно-исследовательской деятельности вузов. От такой оценки в определенной мере зависит финансирование вузов (например, от качества преподавания и научно-исследовательской деятельности зависят возможности получения дополнительного финансирования и т.д.), их престиж и популярность.

Растет значение государственного финансирования, поступающего вузам через потребителей услуг образования, т.е. студентов, в соответствии с их выбором; параллельно уменьшается роль блоковых субсидий. Возникают новые механизмы финансирования, "следующего" за студентами в соответствии с их выбором учебного заведения. Главная цель таких механизмов - расширение возможностей выбора.

Другое крупное изменение, происходящее в системе финансирования высшего образования, связано с включением в нее образовательных кредитов. Предоставление таких кредитов означает перекладывание части расходов по финансированию высшего образования на потребителей, поскольку их введение обычно сопровождается сокращением государственного финансирования (в виде стипендий студентам или через субсидирование оплаты обучения).

Рыночные механизмы, содействуя конкуренции, могут повышать эффективность высшего образования лишь при определенных условиях (наличии конкурентной среды, адекватной информации о вузах и т.д.).

Введение образовательных кредитов в финансирование высшего образования означает увеличение риска для их получателей. Во-первых, возникает риск того, что, хотя студенты могут и не завершить обучение или не завершить его в срок, им все равно придется возвращать кредит. Во-вторых, начиная учебу, студенты еще не знают, какое влияние она окажет на их будущие доходы. Студенты из семей с низкими доходами могут не захотеть "влезать в долги", поэтому для них доступность высшего образования уменьшается. Однако определенные схемы предоставления кредитов, предусматривающие возврат задолженности по ним с учетом будущих доходов, приводят к снижению доступности высшего образования.

Сегодня наиболее привлекательный и интересный, с точки зрения возможного заимствования, пример для России дает Франция, где около двух третей выпускников школ поступают в высшие учебные заведения, причем большая часть - в университеты и университетские институты. Университетское образование приобрело массовый характер и перестало быть элитарным. Количество обучающихся в университетах по сравнению с 1955 г. возросло почти в 10 раз.

Диверсификация и дифференциация предоставляемых образовательных услуг, растущая неспособность центральных органов управления адекватно реагировать на происходящие перемены и управлять ими потребовали новых подходов к системе государственного управления в сфере высшего образования.

С конца 80-х гг. наблюдается отказ от принципов централизованного планирования, на которых строились отношения между государством и университетами в последние 30 лет, и переход к системе контрактных отношений.

Система контрактных отношений стала внедряться во Франции в рамках реформы государственного управления, в целях придания управлению адресности и большей эффективности. Первые контракты между университетами и Министерством образования были подписаны в 1991 г. и базировались на стратегических планах развития университетов, в которых каждое учебное заведение формулировало свою стратегию развития, включая оценку учебных программ и необходимых для их реализации ресурсов, технического оснащения, новых кадров или переподготовки старых. Переговоры по поводу заключения контрактов позволяли также определить содержание новых университетских курсов, пройдя которые выпускники получают дипломы, признаваемые государством. Контракты также дают университетам право вкладывать получаемые по ним средства в решения педагогических проблем, совершенствование учебного процесса, внедрение новых систем подготовки, совершенствование старых учебных курсов и организацию новых, включая набор новых студентов и строительство зданий в течение срока действия контракта (4 года).

Доля средств, выделяемых в соответствии с контрактом, в финансировании деятельности университетов составляет примерно 7%. Правда, правительство поставило цель увеличить эту долю до 10%. По мнению специалистов, в условиях высокой степени регулирования даже такие объемы контрактного финансирования деятельности университетов позволяют обеспечивать дифференциацию подходов к решению задач отдельных учебных заведений. В ходе заключения первых контрактов правительство включило в подписываемые с университетами контракты вопросы оплаты труда преподавателей, предоставив право университетам самим распределять выделяемые на преподавательские нужды средства в течение четырех лет. Однако впоследствии, ввиду существенных ограничений бюджетного финансирования, вопрос о контрактации преподавателей был снят с повестки дня.

В последние годы университетские контракты начинают охватывать и сферу научных исследований, проводимых в рамках учебных заведений. В 1996 г. к обсуждению таких контрактов был привлечен Национальный центр научных исследований, что позволило включить в общую схему контрактного финансирования внешние ресурсы, выделяемые на развитие научных исследований университетским лабораториям помимо Министерства образования.

Оценивая значение контрактных отношений в сфере высшего образования, французские эксперты Р. Берривэн и К. Мюсселэн отмечают: "Контрактная практика вписывается в логику политических, а не экономических и рыночных перемен, и ни в коем случае не может отождествляться с отказом центра от своих ведущих позиций. Хотя теперь в отличие от традиционной практики определения единых правил для всех и обеспечения их выполнения всеми в соответствии с едиными критериями, обновленная централизация происходит параллельно с большей дифференциацией"2.

Поставив университет в центр политики в области высшего образования и ослабив дисциплинарное воздействие, Министерство образования не столько осуществило глубинные преобразования системы управления, сколько изменило "правила игры", избрав контракт в качестве нового средства воздействия. И в новой системе отношений Министерство сохраняет за собой позиции лидера в определении общих направлений и приоритетов в развитии высшего образования. Контракты позволяют лишь перераспределять дополнительные средства, выделяемые государством на развитие университетов, исходя из стратегических интересов развития национального высшего образования в целом.

7. Права и обязанности обучающихся

Права и обязанности студентов и других обучающихся в высшем учебном заведении определяются законодательством Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения и иными предусмотренными уставом локальными актами.

Студенты высших учебных заведений имеют право:

получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствующими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисциплин обучения;

посещать все виды учебных занятий в данном, а по согласованию между руководителями - и в других высших учебных заведениях;

участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высшего учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления вуза;

бесплатно пользоваться (в государственных высших учебных заведениях) библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заведений;

обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.

Студенты обязаны выполнять требования устава вуза и соблюдать правила внутреннего распорядка.

Высшее учебное заведение обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями о трудоустройстве.

Правовое положение слушателей в части образовательных услуг соответствует статусу студента вуза соответствующей формы обучения.

Студент имеет право выбора специализации. Порядок ее выбора определен письмом Министерства образования Российской Федерации от 15 марта 1999 г. № 4 "О специализациях по специальности высшего профессионального образования".

Студент имеет право получить дополнительную квалификацию "преподаватель". Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации "преподаватель" (третий уровень высшего профессионального образования) утверждены Госкомвузом Российской Федерации 20 февраля 1995 г.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, предоставляя стипендии, льготное или бесплатное питание, проезд на транспорте и иные виды льгот и материальной помощи. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, предоставляются специальные государственные стипендии в повышенных размерах, финансируется их обучение за рубежом.

8. Международная академическая мобильность

Международная академическая мобильность - это процесс международного обмена "носителями" знаний. Несмотря на бурное развитие средств связи, основным способом "доставки" знаний через границы является перемещение учащихся и учителей. Поэтому мировое сообщество интенсивно ищет пути сближения подходов различных стран к организации систем образования и процессов обучения своих граждан, и, соответственно, к взаимному признанию образовательных документов.

Одним из основных этапов сближения является изучение образовательных систем различных стран, выявление их особенностей, затем объединение их в региональные гиперсистемы, и определение параметров взаимного признания образовательных документов.

В первой половине 90-х гг. общая численность студентов и других категорий учащихся, которые проходили курс обучения или повышения квалификации за границей, составляла во всем мире около 1,22 млн. человек. К концу тысячелетия эта цифра значительно возросла. Изучение динамики контингентов иностранных учащихся, академических, социальных и других проблем позволяет говорить о гораздо большем разнообразии академической мобильности и появлении новых аспектов во всех ее составляющих.

Примерно двое из каждых 100 обучающихся в высшей школе в мире - это иностранные студенты. Высшая школа развитых стран принимает около 1,1 млн иностранных студентов, развивающихся - немногим более 100 тыс. (данные относятся к лицам, проводящим в высшем учебном заведении за границей не менее одного академического года).

Хотя в общем контингенте иностранных учащихся в количественном отношении традиционно преобладают граждане развивающихся стран - 64,3%, в последние годы быстрыми темпами растет мобильность студентов из развитых стран как в рамках региона Европы, так и за его пределами, прежде всего в США. Сопоставление данных за 1980 и 1990гг. по 62 странам, в которых сосредоточено более 97% мирового контингента иностранных студентов, позволяет говорить о некотором сокращении общей доли студентов из развивающихся стран (65,5% и 64,3% соответственно) при одновременном ее увеличении из развитых государств (25,6% и 28,4%). При этом темпы роста численности иностранных студентов из развитых стран опережают аналогичные показатели по развивающимся странам.

Самый большой контингент иностранных студентов в развитых странах традиционно принимает высшая школа США: 438,6 тыс. чел. (первая половина 90-х гг.) или более 30% общей численности студентов-иностранцев в мире. Второй по численности контингент находится во Франции - около 137 тыс. чел., далее следует Германия - немногим более 107 тыс., Великобритании - около 80 тыс., Канада - 37,3 тыс., Бельгия - 33,3 тыс., Япония - 23,8 тыс. чел. В США, ФРГ и Великобритании на первом месте по численности контингент студентов из Азии, во Франции - из Африки.

Осознавая достаточно серьезное отставание Европейских стран от США в вопросах международной академической мобильности, Европейский Союз в 2002 г. принял решение о выделении 200 млн евро на ближайшие четыре года для финансирования обучения иностранных студентов в вузах государств-членов в 2002 г.

Отличительной чертой академической мобильности 90-х гг. является сравнительно быстрый рост в вузах США численности студентов из Европы, которая увеличивается в среднем на 2,5-3% ежегодно. Среди европейских студентов значительную часть составляют выходцы из государств Восточной Европы и бывшего Советского Союза.

Среди стран, имеющих за границей значительные контингенты своих студентов, лидирует Китай (93 тыс. чел.), за ним следует Япония (39 тыс.). Контингенты, насчитывающие более 30 тыс. студентов, имеют Германия, Греция, Индия, Иран, Малайзия, Марокко, Южная Корея.

Со времени распада СССР прежде единое образовательное пространство приобрело весьма многомерный характер: образовательные системы новых государств обзавелись собственной законодательной и нормативно-правовой базой, порой существенно изменили содержание учебных курсов и учебников, внесли радикальные коррективны в языковую политику и т.д. В результате многие из них успели настолько обособиться, что возникли трудности с академической мобильностью абитуриентов и студентов, эквивалентностью документов об образовании и пр.

Между тем проблема международного признания и эквивалентности документов об образовании и документов о присвоении ученых степеней и званий занимает особое место. Работа по ее решению началась в 1960 г. В 1960 - 1995 гг. практически была завершена работа по международно-правовому определению этой проблемы.

Под эгидой ЮНЕСКО разработаны и приняты: Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 г.); Международные конвенции о признании учебных курсов, документов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки, в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря (17 декабря 1976 г.), в арабских государствах (21 декабря 1979 г.), в государствах Африки (5 декабря 1981 г.), в государствах Азии и Тихого Океана (16 декабря 1983 г.), Конвенция о техническом и профессиональном образовании (10 ноября 1989 г.).

До 1992 г. в деятельности ЮНЕСКО ключевым вопросом являлась разработка Всемирной Конвенции о признании учебных курсов, документов о высшем образовании и ученых степенях, которая завершилась принятием Рекомендации с аналогичным названием в ноябре 1992 г. В апреле 1997 г. на конференции в Лиссабоне по инициативе ЮНЕСКО и Совета Европы была принята Конвенция "О признании квалификаций в области высшего образования в Европейском регионе".

Важный вклад в решение проблемы признания документов об образовании и ученых степеней вносит Совет Европы. В 1950-1995 гг. Совет Европы принял ряд документов, в частности: Европейскую конвенцию об эквивалентности дипломов, дающих право на поступление в университеты (1950 г.), Протокол к Европейской конвенции об эквивалентности дипломов на поступление в университеты (1964 г.), Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов обучения в университетах (1956 г.), Европейскую конвенцию об академическом признании свидетельств о высшем образовании (1959 г.), Европейское соглашение о сохранении оплаты стипендии студентам, обучающимся за границей (1969 г.), Европейскую конвенцию об общей эквивалентности периодов обучения (1990 г.). Совет Европы принял решение, которое рекомендует выдавать документы о высшем образовании на государственном языке (без перевода его на языки других государств).

В середине 90-х гг., когда во многих государствах планеты стала четко проявляться потребность и необходимость в коренном пересмотре роли и места высшего образования в обществе, содержания и методов работы, налаживания новых форм международного сотрудничества, возникла идея проведения Всемирной конференции по высшему образованию.

По инициативе ЮНЕСКО состоялись подготовительные региональные конференции на высоком уровне: стран СНГ - в Москве (на базе Российского университета дружбы народов), европейских - в Палермо под названием "Реформировать высшее образование в Европе - программа для XXI века", латиноамериканских - в Гаване "Политика и стратегия преобразований в Латинской Америке и странах Карибского бассейна", африканских - в Дакаре "Высшее образование в Африке в XXI веке", арабских - в Бейруте "Региональные проблемы высшего образования в XXI веке", стран Азиатско-Тихоокеанского региона - в Токио "Национальные стратегии и региональное сотрудничество в области высшего образования в XXI веке", ряд совещаний экспертов в различных регионах земного шара. Были проведены конференции наиболее авторитетных в области высшего образования международных неправительственных организаций. На этих встречах были определены политические приоритеты и стратегические направления развития высшего образования для каждого региона, разработаны совместные подробные рекомендации как в адрес правительств, так и ЮНЕСКО. Кроме этого, к Парижской всемирной конференции по инициативе Секретариата ЮНЕСКО было подготовлено не менее ста научных докладов, обзоров и исследований, охватывающих всю проблематику высшего образования, его перспектив.

Наконец, в октябре 1998 г. указанная конференция состоялась. В ее работе приняли участие делегации из 182 стран, 115 из которых возглавлялись министрами. Были рассмотрены принципы политики в области высшей школы, вклада высшего образования в дело мира и социального развития, гражданского общества, доступа к высшему образованию, связи с миром труда, диверсификации высшего образования, оценки качества образования, подготовки и исследований, инноваций, академических свобод и автономии, взаимного признания дипломов и ученых степеней, применения новейших информационных технологий в образовании, государственных и частных инвестиций, академической мобильности, международного сотрудничества и многие другие. Значительное внимание было уделено программе УНИТВИН/Международные кафедры ЮНЕСКО.

Основная задача состояла в том, чтобы при сохранении национальных особенностей повсюду руководствоваться общими принципами и критериями, положив их в основу своей политики на государственном уровне (воспитание молодого поколения в духе мира и взаимопонимания, повышение роли морали и этики, недопущение дискриминации в доступе к высшему образованию, содействие академической мобильности и т.д.). Эти принципы изложены в принятой на Конференции Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Конкретным развитием и продолжением Декларации является второй документ - "Рамки приоритетных действий, аправленных на реформу и развитие высшего образования".

В Декларации, прежде всего, подчеркивается, что "следует принять меры по расширению доступа к образованию, не допускать никакой дискриминации "по признаку расы, пола, языка, религии, возраста или из-за каких-либо экономических или социальных различий, или физических недостатков". Здесь же содержится положение о том, чтобы "рассматривать и использовать высшее образование в качестве "катализатора" всей системы образования", укреплять связь с наукой, обеспечивать развитие вузов как центров непрерывного образования, применять Рекомендацию ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров вузов, содействовать мобильности профессорско-преподавательского персонала.

"Каждому высшему учебному заведению, - говорится в документе, - следует пределить стоящие перед ним задачи с учетом нынешних и будущих потребностей общества", отражать концепцию академической свободы, уделять особое внимание "основам общечеловеческой этики, применимой к каждой профессии и ко всем видам человеческой деятельности", "устанавливать свои отношения с миром труда на новой основе, в том числе с помощью эффективных партнерских связей со всеми социальными силами", обеспечивать повышение квалификации преподавательского персонала, поощрять и развивать научные исследования, в максимально возможной степени обеспечивать широкое применение новейших информационных технологий. Особое внимание Декларация рекомендует уделять всестороннему развитию международного сотрудничества, которое "следует рассматривать в качестве неотъемлемой составной части задач, стоящих перед учреждениями и системами высшего образования", более активно "способствовать международной академической мобильности", взаимному признанию документов об окончании учебных заведений. ЮНЕСКО рекомендовано развивать программу УНИТВИН/Международные кафедры ЮНЕСКО, принимать меры по смягчению негативных последствий "утечки умов", расширять работу по обмену информацией и документацией, разработать международно-правовой акт, "посвященный академической свободе, независимости и социальной ответственности", и главное, - обеспечить претворение в жизнь Всемирной декларации и "Рамок приоритетных действий, направленных на реформу и развитие высшего образования", приоритетных мер совместно с другими партнерами, в том числе с международными неправительственными организациями.

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор на международном форуме "За культуру мира и диалог между цивилизациями в третьем тысячелетии", прошедшем в Москве в мае 1999 г., заявил, что "в центре интерактивного треугольника "мир - развитие - демократия" находится образование. Образование для всех на протяжении всей жизни".

Стратегия создания единого образовательного пространства требует совместного решения таких задач, как:

описание и приравнивание в единой классификационной таблице всех уровней и ступеней образования, установленных каждым государством, на базе которых должно быть произведено взаимное признание учебных курсов, дипломов и степеней (принцип единого содержания образования);

все граждане государств, расположенных на территории единого образовательного пространства, должны получить свободный и обеспеченный законом доступ в образовательные учреждения других государств (принцип единых прав и единых возможностей);

законодательное обеспечение права субъекта любого образовательного учреждения на переход для продолжения обучения в любое подобное учреждение на территории единого образовательного пространства (принцип единых правил);

на территории формируемого единого образовательного пространства действует единая система информации об организации учебного процесса и содержания знаний, устанавливаемая по согласованной структуре (принцип единого банка академических требований);

введение в едином образовательном пространстве стандарта качества с единой методологией его определения и системой контроля, т.е. лицензирование, аккредитация образовательных учреждений всех уровней своими национальными службами и независимыми экспертами (принцип обеспечения качества образования).

Разумеется, такие задачи нужно решать с учетом заключенных международных соглашений о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней, а также рекомендательных законодательных актов Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ, конвенций ЮНЕСКО, Совета Европы и др.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты