Рефераты

Правонарушение и правоохранительные органы

Правонарушение и правоохранительные органы

12

РЕФЕРАТ

по курсу "Естествознание"

на тему "Правонарушение и правоохранительные органы"

1. Виды правонарушений

Правонарушение представляет собой общественно-опасное противоправное деяние, влекущее за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления - это наиболее опасный вид правонарушений. УК РФ определяет преступление как общественно-опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Кодексом под угрозой наказания. Отличительной чертой преступлений является их значительная общественная опасность. По сравнению с иными правонарушениями преступления причиняют более тяжелый вред личности, обществу и государству. Они посягают на отношения, особо охраняемые государством: личность, ее права и свободы, конституционный строй, собственность и др. Отсюда их запрещенность под угрозой применения наиболее сурового - уголовного, наказания.

Все остальные правонарушения, не предусмотренные уголовным законом, относятся к проступкам. Проступки характеризуются значительно меньшей общественной опасностью. Они посягают на различные стороны правопорядка. К проступкам относятся административные, гражданские и дисциплинарные правонарушения.

Административные проступки посягают на широкий круг общественных отношений в сфере государственного управления, т.е. в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Они представляют собой противоправные деяния, за которые предусмотрена ответственность нормами административного права.

Гражданские правонарушения посягают на имущественные и личные неимущественные отношения, урегулированные нормами собственно гражданского, а также семейного и других смежных отраслей права. Они причиняют, как правило, имущественный вред.

Дисциплинарные проступки посягают на юридически обязательный порядок деятельности определенных коллективов людей (работников, учащихся, военнослужащих и т.д.). Они совершаются в сфере служебных отношений.

В системе правонарушений особо выделяются международные правонарушения. Они представлены международными преступлениями и международными проступками.

Правонарушение является основанием юридической ответственности. Здесь действует принцип: без правонарушения нет юридической ответственности.

2. Понятие и виды юридической ответственности

Юридическая ответственность выражает отрицательную реакцию государства на совершенное правонарушение. Это мера государственного принуждения, которая воплощается в обязанности виновного лица претерпеть определенные лишения, предусмотренные законом. Юридическая ответственность характеризуется определенными признаками.

Она применяется только государством в лице компетентных государственных органов и имеет государственно-принудительный характер. В процессе привлечения к юридической ответственности правонарушитель подвергается не только государственному, но и общественному осуждению.

Юридическая ответственность связана с определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть.

Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Не являются правонарушениями деяния, внешне сходные с правонарушениями, но не признающиеся таковыми в силу своей общественной полезности: необходимая оборона, крайняя необходимость и др.

Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с законом при соблюдении определенного процедурно-процессуального порядка.

Юридическая ответственность имеет отдельные разновидности. Они соответствуют видам правонарушений.

Уголовная ответственность применяется за совершение преступлений и является наиболее суровым видом юридической ответственности. Она может быть применена единственным государственным органом - судом. В обвинительном приговоре суд определяет меру уголовного наказания. Уголовное судопроизводство осуществляется в строгой процессуальной форме. Уголовные наказания назначаются судом от имени государства и порождают состояние судимости. В их числе: штраф, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок, исправительные работы, ограничение свободы, смертная казнь и др. (В настоящее время в РФ продолжается действие моратория на применение смертной казни)

Административная ответственность имеет своим основанием административное правонарушение. Среди административных взысканий - предупреждение, административный штраф, административный арест и т.д. Особенность административной ответственности заключается в том, что она налагается должностным лицом, которому правонарушитель не подчинен по службе.

Гражданско-правовая ответственность имеет имущественный характер. Она направлена на полире восстановление имущественных прав потерпевшего лица. Ответственность применяется за нарушение договорных обязательств или за причинение вреда. Соответственно гражданско-правовая ответственность подразделяется на договорную и внедоговорную. Среди гражданско-правовых санкций: возмещение убытков, уплата неустойки и др.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарного проступка, Она выражается в применении дисциплинарного взыскания должностным лицом, которому правонарушитель подчинен по службе. В отличие от административной ответственности, здесь имеются отношения служебной подчиненности. В числе мер дисциплинарной ответственности - замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, к примеру, за прогул.

Материальная ответственность, как и дисциплинарная, регулируется нормами трудового права. Она выражается в возмещении имущественного вреда, нанесенного предприятию в результате неправомерных действий работников в процессе выполнения ими трудовых обязанностей. Она подразделяется на полную и ограниченную.

3. Презумпция невиновности

Презумпция невиновности является общепризнанным принципом. На международно-правовом уровне он нашел отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г) и Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г). В РФ презумпция невиновности закреплена на высшем - конституционном уровне. Согласно ст.49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Правила презумпции невиновности освобождают обвиняемого от доказывания своей невиновности. Обязанность доказывания вины обвиняемого в совершении преступления возлагается на органы, осуществляющие уголовное преследование. Презумпция невиновности требует, чтобы неустранимые сомнения в виновности лица толковались, в пользу обвиняемого.

4. Правовая культура

Право как продукт общественного развития характеризует культуру общества в целом. Правовая культура является разновидностью общей культуры. Наряду с правовой культурой в обществе существуют политическая, нравственная, эстетическая, религиозная и иные виды культуры. Правовая культура формируется и развивается в рамках единого процесса функционирования всех разновидностей общей культуры и занимает особое, обособленное место в социокультурном пространстве.

В широком смысле правовая культура объединяет все то, что создано людьми, их объединениями в сфере права. Это - законодательство, правоприменение, судебная и правоохранительная деятельность, правосознание и т.д. Правовая культура рассматривается в данном аспекте как своего рода "юридическое богатство" общества.

В узком смысле под правовой культурой подразумевается определенный уровень знания и понимания права, активного и законопослушного поведения людей.

Выделяют различные виды правовой культуры. По ее субъектам разграничивают правовую культуру личности, группы, наций, социальных слоев, общества. По уровням правовая культура подразделяется на обыденную (непрофессиональную), профессиональную (присущую, как правило, юристам-профессионалам), доктринальную (ученых-юристов). По сфере использования правовой культуры можно выделить правовую культуру научного или обыденного общения, культуру правотворчества, толкования права, правовую культуру судебной и следственной практики и т.п.

5. Правоохранительные органы

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы государственной и общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает правоохранительная деятельность. Она осуществляется системой специально образованных в этих целях органов, которые именуются правоохранительными. К ним относятся органы прокуратуры, обеспечения безопасности, адвокатуры, Министерство внутренних дел и его органы, Министерство юстиции и его органы, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, нотариат и др.

Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов РФ, а также приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры руководят и контролируют деятельность нижестоящих прокуроров. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Подобная централизация органов прокуратуры обеспечивает их самостоятельность и независимость от иных государственных органов и должностных лиц.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от государственных, муниципальных органов, их должностных лиц, общественных объединений.

Основной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых указанными органами и должностными лицами правовых актов. Во-вторых, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. В-четвертых, за исполнением законов судебными приставами, а также администрациями в местах содержания задержанных, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначенных судом.

Министерство внутренних дел РФ. Основные функции МВД и его органов - охрана законности и общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений, расследование преступлений и др.

Основные задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью выполняет милиция. Она представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (МОБ).

Для выполнения милицией возложенных на нее обязанностей ей предоставляется право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушения; при наличии достаточных оснований проверять документы, удостоверяющие личность; составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять административное задержание; осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом и т.д. Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом. Всякое ограничение милицией граждан в правах и свободах допустимо лишь на основании и в порядке, прямо предусмотренных законом. Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника милиции и действия, препятствующие выполнению им возложенных на него обязанностей, влезут за собой ответственность в установленном законом порядке. Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор 'РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральная служба безопасности. Федеральная служба безопасности - это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая обеспечение безопасности РФ. Руководство деятельностью ФСБ осуществляет Президент РФ. Управление Федеральной службой безопасности осуществляется директором ФСБ РФ.

Органы ФСБ осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов ФСБ и централизованного управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Основными направлениями деятельности органов ФСБ являются контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.

Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти. Он проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере юстиции, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Министерства юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Министерство юстиции РФ возглавляет министр юстиции РФ. В систему Министерства юстиции РФ входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Основными задачами Минюста РФ являются: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Министерство юстиции РФ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента и Правительства РФ;

осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов субъектов РФ;

организует оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах;

обеспечивает исполнение уголовных наказаний;

наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ, а также осуществляет иные функции.

Адвокатура. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими правовой статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. При оказании юридической помощи адвокат дает консультации и справки по правовым вопросам; составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; представляет интересы доверителя в органах государственной власти и местного самоуправления, судах; общественных объединениях и иных организациях, а также оказывает иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Нотариат. Нотариат представляет собой систему государственных органов, должностных лиц и граждан, которым законом предоставлено право совершения нотариальных действий. Его основной задачей является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

К нотариальным органам относятся государственные нотариальные конторы и конторы нотариусов, занимающихся частной практикой. Реестр нотариальных контор ведет Министерство юстиции РФ.

В соответствии с законом органы нотариата удостоверяют сделки, для которых установлена нотариальная форма. Они также свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи и верность перевода, удостоверяют юридические факты. Нотариусы принимают меры к охране наследственного имущества и выдают свидетельства о праве на наследство.

Деятельность нотариальных органов строится на основе принципов: независимости нотариуса и подчинения его только закону; ведения специального делопроизводства; тайны совершаемых нотариальных действий; национального языка, делопроизводства.

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.


© 2010 Современные рефераты