Рефераты

Правонарушения и юридическая ответственность

Правонарушения и юридическая ответственность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

УФИМСКИЙ СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВОЙ ТЕХНИКУМ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Теория государства и права

На тему: Правонарушения и юридическая ответственность

Выполнил студент: XI потока, 15 группы

Иванов Е. С.

Проверил преподаватель: Фирсова Н.В.

Уфа 2009

Оглавление

Введение

Глава 1 Правонарушения

1.1 Понятие правонарушения

1.2 Структура правонарушения

1.3 Виды правонарушений

Глава 2 Юридическая ответственность

2.1 Понятие юридической ответственности

2.2 Принципы юридической ответственности

2.3 Виды юридической ответственности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблемы правонарушения и юридической ответственности широко разрабатываются отраслевыми юридическими науками и общей теорией права. Основная и главная задача состоит в обеспечении законности, предупреждении и пресечении правонарушений, максимально возможное устранение ущерба, причиняемого ими обществу и правопорядку. В этой теме концентрируется две крайне важные социальные задачи: во-первых, общество и каждый гражданин должны быть уверены, что правонарушения пресекаются с помощью соразмерных им мер государственного принуждения, что права и охраняемые законом интересы защищены от противоправных посягательств. Во -вторых, что борьба с правонарушениями ведется строго на основе закона, обеспечивающего неприкосновенность, права и свободы гражданина, не совершившего ни чего противоправного.

Теория государства и права являясь наукой методологической занимается исследованиями, в частности, правонарушения и юридической ответственности в целом.

Наша страна прилагает большие усилия на пути совершенствования законодательства, направленного на защиту законных прав и интересов граждан, общества и государства от противоправных проявлений. Принимаются меры к тому, чтобы обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни, укрепить правопорядок, вытеснить из жизни общества поведение людей, не согласующееся с правом. Гарантом всему этому выступает Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г. всенародным голосованием, которая провозгласила Россию правовым государством.

Существенный вред обществу и государству наносится правонарушениями. Продолжается рост преступности, не снижается число проступков. Это говорит о том, что действующие социальные нормы (нормы права, нормы морали, нормы традиций, обычаев и др.) пока не обеспечивают в полной мере правомерного поведения людей.

Глава 1 Правонарушения

1.1 Понятие правонарушения

Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт.

Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Поскольку каждая норма права закрепляет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение нормы права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным.

Однако не всякое причинение вреда другому лицу является правонарушением. Законодательством допускаются ситуации, в которых подобные действия признаются правомерными. Это, например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при выполнении профессиональных обязанностей, в случаях производственного риска, задержания лица, совершившего преступление, выполнения законного приказания руководителя по работе, службе.

Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Конституция РФ закрепляет принцип, который гласит, что никто не может нести ответственность за деяние, не признававшееся правонарушением в момент его совершения.

Если любое правонарушение является противоправным деянием, то не любое противоправное действие непременно является правонарушением. Например, уголовное законодательство освобождает от ответственности лиц, которые совершили преступные деяния под физическим принуждением. Для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено виновно.

Вина понимается как психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и выражается, прежде всего, в том, что он осознает общественно-опасный характер своего деяния либо не осознает, хотя мог и должен был осознавать. Осознание общественной опасности деяния может исходить из различных обстоятельств и, прежде всего из знаний о наличии нормы, запрещающей подобные действия.

Вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о наличии соответствующего запрета в действующем законодательстве. Однако это обстоятельство не освобождает от ответственности за совершенное правонарушение. В праве существует презумпция знания закона. Еще со времен Древнего Рима действует принцип, согласно которому нельзя отговариваться незнанием закона. В современных условиях государство и его органы публикуют все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан и иных лиц. Следовательно, каждый должен позаботиться о знании норм, регулирующих отношения, в которые он вступил или намеревается вступить.

Дееспособный человек, вступая в правоотношения, руководствуется так называемым здравым смыслом, основанным на житейском опыте, общих и профессиональных знаниях. Здравого смысла вполне достаточно, чтобы правильно предвидеть результаты своих действий, как позитивные, так и негативные, и сознательно избрать соответствующий вариант поведения, сформировав добрую или злую волю. Умением предвидеть результаты своих действий, продумать их варианты и осуществить осознанный выбор человек отличается от животных. Последние, действуя на основе инстинктов, без разумения, не могут выступать субъектами правонарушения даже в случаях, когда они причиняют вред имуществу или здоровью человека.

Способность человека быть субъектом правонарушения называется деликтоспособностью. Не все люди обладают ею. Имеются два основания, по которому люди могут признаваться неделиктоспособными - возраст и психическое заболевание.

По законодательству Российской Федерации лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, несут уголовную и административную ответственность в полном объеме, т.е. за все составы преступлений и административных поступков. За некоторые составы преступлений ответственность наступает с 14 лет. В то же время УК РФ предоставляет право суду освобождать от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения преступления не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния. Деликтоспособность несовершеннолетних в остальных отраслях права возникает одновременно с наступлением правоспособности.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что правонарушение представляет собой виновное противоправное деяние деликтоспособного лица.

1.2 Структура (состав) правонарушения

Состав преступления -- это совокупность признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление. Таким образом, он является единственным основанием уголовной ответственности.

Понятие состава преступления образуют четыре группы признаков (элементов) состава преступления. Выявить элементы состава преступления означает квалифицировать его, то есть определить, какой статьей и частью Особенной части УК предусмотрено деяние.

Состав преступления представляет собой совокупность четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

Признаки состава преступления подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательными считаются те признаки, без которых невозможно наличие никакого состава. Такими признаками являются: объект преступления, деяние, его последствия и причинная связь между ними, возраст и вменяемость субъекта, вина.

Все остальные признаки являются факультативными. Это означает, что их установление не во всех преступлениях влияет на квалификацию. Там, где какой-либо из факультативных признаков упоминается в диспозиции статьи Особенной части, он становится обязательным. Например, квалификация оставления в опасности или контрабанды не зависит от цели этих преступлений. Для признания же террористическим актом совершения взрыва или поджога необходимо наличие хотя бы одной из следующих целей: нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. Без таких целей названное деяние может быть расценено как убийство, хулиганство и т.п. То есть для состава терроризма цель является обязательным элементом.

По характеру и степени общественной опасности составы, прежде всего, подразделяются на основные, составы с отягчающими обстоятельствами (квалифицированные) и составы со смягчающими обстоятельствами (привилегированные). Иногда выделяют составы с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированные). В качестве примера можно привести соответственно убийство по мотиву ревности (основной состав), убийство по найму (как одно из отягчающих обстоятельств), убийство при превышении пределов необходимой обороны (как одно из смягчающих обстоятельств).

Чаще всего в качестве квалифицирующих признаков выступают: совершение преступления в соучастии, неоднократно, наличие специальной цели или мотива.

В зависимости от значения последствий для квалификации составы принято делить на материальные и формальные. В первом случае (убийство, кража, грабеж и т.д.) не наступление последствий связывается с неоконченностью преступления, в формальных же составах момент окончания совпадает с окончанием действия (бездействия). Например, оставление в опасности, разбой и т.д. Наступившие последствия в таких преступлениях не влияют на квалификацию.

По своей конструкции составы преступления могут классифицироваться на простые и сложные. Простые составы имеют один объект, одно действие, одно последствие (либо вообще последствия лежат за рамками состава), одну вину. Например, развратные действия (ст. 135 УК РФ) предполагают в качестве объекта интересы нормального развития несовершеннолетних; деяние выражается в совершении развратных действий без применения насилия; последствия в данном случае не влияют на квалификацию, вина может быть только умышленная. Большинство преступлений в УК РФ имеют сложные составы. Такие корыстно-насильственные преступления как разбой и вымогательство, например, являются двух объектными, т.е. посягают на собственность и жизнь или здоровье человека. Некоторые преступления могут иметь и более двух объектов (например, хулиганство).

По степени точности формулировок составы преступлений могут включать конкретные и оценочные признаки. В первую очередь, это касается размера вреда, наносимого преступлением. Так, крупный размер кражи составляет более пятисот минимальных размеров оплаты труда, а причинение значительного ущерба гражданину зависит от материального положения потерпевшего, т.е. подлежит оценке судом.

1.3 Виды правонарушений

В теории права правонарушения делятся на два вида - преступления и проступки. В основе классификации лежит представление законодателя о степени общественной опасности деяния для общества, государства и личности.

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением в Российской Федерации признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Таким образом, степень общественной опасности противоправных деяний определяет законодатель с учетом состояния преступности, политического режима, научных достижений в области уголовного права и других отраслей права, идеологических представлений о преступности и способах борьбы с ней, а также других социальных, политических и юридических обстоятельств.

Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

1) Общественная опасность преступления выражается, прежде всего, в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности, какими являются жизнь, здоровье и свобода личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, собственность и экономические основы общества и государства, государственная власть, правосудие, порядок государственного управления и воинская служба. Значительная часть преступлений причиняет также существенный вред животному и растительному миру, природным ресурсам.

2) По степени общественной опасности все преступления классифицируются на четыре вида: небольшой тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. К преступлениям небольшой тяжести относятся деяния, наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы. Наказание за преступление средней тяжести не превышает пяти лет лишения свободы, а тяжкого преступления - десяти. УК РФ относит к категории особо тяжких преступлений деяния, за которые предусматривается наказание на срок свыше десяти лет, смертную казнь или пожизненное лишение свободы.

3) Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, политические партии, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их противоправные деяния ответственность, в том числе и уголовную, несут виновные лица, по инициативе под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

4) Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе - Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Составы проступков закрепляются в гражданском, административном, финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве и других отраслях права. Проступки подразделяется на три вида - административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемые соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций. Так, административные про-ступки, которыми причиняется значительный ущерб гражданам, иным лицам, являются одновременно и гражданскими деликтами. При этом споры, связанные с его возмещением, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, тогда как ответственность за совершение административных проступков применяется в административном порядке.

Субъектами гражданских правонарушений могут быть граждане и юридические лица, действовавшие виновно и противоправно. Однако, как уже говорилось ранее, в гражданском праве допускается ответственность и без вины владельца источника повышенной опасности.

2. Юридическая ответственность

2.1 Понятие юридической ответственности

Государство, государственные органы не могут благодушно взирать на все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового регулирования юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками:

1) представляет собой вид государственного принуждения;

2) единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение;

3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права. Негативные последствия нарушения нормы права не возникают само собой, автоматически. Редко какой правонарушитель уподобляется унтер-офицерской вдове, «которая сама себя высекла». Перевод санкции из сферы долженствования в сферу практической деятельности осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы. Государство предписывает правонарушителю действовать определенным образом и принуждает его исполнить предписанное реально. Воля и желание правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя добровольно исполнить предписанное, требуемое поведение будет обеспечено соответствующими государственными органами.

Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако, далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью. В механизме правового регулирования властно-организованная сила государства проявляется по самому широкому кругу отношений в целях подавления отрицательных волевых устремлений отдельных лиц, обеспечения потребностей общества, государства или населения в материальных благах при наличии экстремальных ситуаций и по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией юридической ответственности, можно назвать следующие:

1) реквизицию имущества, изымаемого у собственников по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;

2) меры, проводимые в профилактических, предупредительных целях (проверка документов у водителей транспортных средств, надзор за состоянием противопожарной безопасности на предприятиях, в организациях и учреждениях, санитарно-эпидемиологический, таможенный надзор, ограничение движения транспортных средств и пешеходов в связи с проведением каких-либо массовых мероприятий);

3) принудительные меры применяемые в целях пресечения противоправных деяний и их вредных последствий (административное задержание правонарушителя, принудительные меры медицинского характера, назначаемые судом к лицам, совершившим противоправные деяния в состоянии невменяемости; истребование собственником имущества у добросовестного приобретателя, который не знал и не мог знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать).

2.2 Принципы юридической ответственности

Юридическая ответственность может служить не только целям укрепления законности и защиты нарушенных прав и свобод граждан и иных лиц. В руках государства она легко может превратиться в легализованное средство расправы и массовых репрессий. Государство, его органы, пытаясь искоренить правонарушения, создать стабильный правопорядок в некоторых случаях используют такие методы борьбы, что сами превращаются в правонарушителей и преступников. Для того чтобы юридическая ответственность не превращалась в свою противоположность, юридическая наука и практика выработали ряд принципов, соблюдая которые государство действует в рамках законности и не переходит той грани, за которой реакция на правонарушение предстает новым правонарушением. В числе основных принципов юридической законности чаще всего называют следующие принципы:

1) законности;

2) обоснованности;

3) справедливости;

4) неотвратимости юридической ответственности;

5) презумпции невиновности;

6) права на защиту лица, привлеченного к ответственности;

7) недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.

Принцип законности юридической ответственности означает, что деятельность государственных органов и должностных лиц по применению юридической ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и не выходит за пределы его требований, смысла и целей.

Ответственность применяется компетентным органом или должностным лицом. При этом все уголовные дела и значительная часть административных проступков рассматриваются только судами. Важной гарантией защиты прав и свобод человека является закрепленный ст. 47 Конституции РФ принцип, согласно которому никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Действующее законодательство детально регламентирует вопросы компетенции судебных органов, их территориальной и персональной подсудности. И эти положения должны неукоснительно соблюдаться.

Конституция РФ также закрепляет право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако этим конституционным правом значительная часть обвиняемых пока что воспользоваться не может из-за отсутствия федерального закона и названных судов у большей части субъектов РФ.

Важной гарантией обоснованности ответственности выступает закрепленное Конституцией РФ положение, согласно которому запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное законодательство и другие законы детально определяют порядок деятельности органов государства и должностных лиц в процессе сбора и анализа доказательств по делу. И во всех случаях, когда установленный законом порядок не был соблюден, полученные доказательства не могут использоваться при принятии решения по делу.

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором. Доказывание вины возлагается на специальные органы государства: органы предварительного следствия и дознания, прокуратуру. При этом обязанность доказывания невиновности нельзя перекладывать на подозреваемого и обвиняемого. Ибо обвинение, положенное в основу приговора, должно быть основано на доказанных, а не предположительных фактах, а признание виновности обвиняемого подтверждено бесспорными и объективными доказательствами. 2.3 Виды юридической ответственности

Сообразно видам правонарушений в теории права выделяют четыре вида юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную и гражданскую.

Уголовная ответственность применяется за нарушение запретов, предусмотренных УК РФ. Поскольку преступления представляют собой наиболее опасные для общества деяния, то и меры наказания за них устанавливаются наиболее строгие. Действующий УК РФ устанавливает 12 видов наказаний:

1) штраф, т.е. денежное взыскание, назначаемое в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года;

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;

4) обязательные работы, назначаемые осужденному и выполняемые ими бесплатно в свободное от основной работы или учебы время;

5) исправительные работы на срок от двух месяцев до двух лет;

6) ограничение по воинской службе;

7) конфискация имущества;

8) ограничение свободы, т.е. нахождение осужденных в специальном учреждении без изоляции от общества;

9) арест на срок от одного до шести месяцев;

10) содержание в дисциплинарной воинской части;

11) лишение свободы на срок от шести месяцев до двадцати лет;

12) пожизненное лишение.

За совершение административных правонарушений устанавливается 7 видов административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного гражданину;

6) исправительные работы на срок до двух месяцев;

7) административный арест на срок до 15 суток.

Заключение

Так, относительно классификации правонарушений существуют различные точки зрения. Обычно называют три вида проступков: гражданские, административные, дисциплинарные проступки, однако отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельной группы конституционные, процессуальные, трудовые и некоторые другие виды проступков. также существует множество различных определений правонарушений и юридической ответственности и что характерно, они как правило дополняют друг друга, а не исключают.

Основанием юридической ответственности являются (действительные или предполагаемые) правонарушения, следовательно, необходимо сделать вывод не было бы правонарушений, ни возникла бы ответственность, но так как правонарушение - явление для общества крайне нежелательные. Поэтому общество стремится к их ликвидации. Для успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать их причины - те обстоятельства, наличие которых обусловливает существование правонарушений.

Правонарушение чрезвычайно разнообразны, как по видам, так и по тяжести последствий, мотивам совершения и т.д. Вместе с тем они имеют общие признаки, что дает возможность исследовать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность. Однако существует только одна наука изучающая наиболее общественно опасный вид правонарушений - преступления: криминология.

Необходимо сказать и о том, что преступность существовала не всегда. Она появлялась с возникновением частной собственности, с разделением общества на классы, с образованием таких социальных институтов, как государство и право.

Список использованной литературы

1. Лазарев В.В. Липеив С.В. Общая теория государства и права. Учебник для вузов М., 2000 г.

2. Козлов Административное право. Учебник для вузов. Юрист, 1999 г

3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права М., 1997 г

4. Гражданский кодекс Российской Федерации 2008 г.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации 2008 г.

6. Конституция Российской Федерации

7. Сырых В.М. Теория государства и права. Москва, 1998г.


© 2010 Современные рефераты