Рефераты

Правосознание и правовая культура

Правосознание и правовая культура

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Теория Государства и Права

Тема: Правосознание и правовая культура

2009

Содержание

Введение

Глава 1. Правосознание

1.1 Понятие правосознания и его характерные черты

1.2 Структура правосознания

1.3 Виды правосознания

1.4 Функции правосознания

Глава 2. Правовая культура: понятие, структура и уровень

Глава 3. Правовой нигилизм и правовой идеализм

Глава 4. Правовое воспитание и правовое обучение

Заключение

Библиография

Введение

Знать законы - значит воспринимать не их слова, но их содержание и значение. Флорентин.

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения. В настоящее время в юридической науке подробно изучены вопросы, которые помогли в полном объёме раскрыть суть данной сферы права. К ним относят такие вопросы как: что означают термины правосознание и правовая культура, какую форму они приобрели в современном обществе, насколько важна их роль в реализации юридического процесса, какие сферы правоприменения они охватывают?

Особую роль правосознание играет в судебной, прокурорской и следственной практике. Из истории нашей страны известно: как, в каких целях в прошлом использовалось «революционное правосознание». Поскольку в то время новых декретов было ещё мало, то в распоряжении судей оставался один «закон» - их собственное правосознание и усмотрение. В соответствии с ним они и вершили «правосудие». Декрет о суде от 22 ноября 1917 г. уполномочивал суды выносить решения на основе своего революционного понимания справедливости. Судьи же в рассматриваемый период не имели не только юридического, но вообще никакого образования, а порой и элементарной грамотности.

По этой причине допускалась масса всевозможных нарушений законности с трагическими последствиям, царили волюнтаризм, субъективизм, расправа [2.8. С. 241].

На этом примере можно оценить, насколько важно обществу формировать человека с наиболее правильным и всеобъемлющим правосознанием. Ведь наделяя судью правом выносить решения, основываясь на собственном правосознании, мы должны быть уверены в том, что его представления и взгляды в рамках правового поля безупречны или максимально приближены к этому качеству.

Обращаясь к современному российскому судопроизводству, мы так же можем увидеть прочную связь правосознания и морали с выносимыми решениями и приговорами судов. В случае с российским правом судебные постановления не имеют характера прецедентов и источников права, хотя в отношении последнего утверждения уже ведутся научные споры. Согласно общей догме, действующей в процессуальном законодательстве, судам не позволяется создавать новые нормы права. Тем не менее в соответствии с действующими процессуальными кодексами им разрешается, в случае отсутствия подходящей нормы в тексте закона, исходить из «принципов осуществления правосудия» [1.2.Ст.1], «общих начал и смысла законодательства» [1.2.Ст.11], «общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных актов» [1.1.Ст.13] и принимать решение на основе аналогии права. Так как большинство из указанных принципов и начал в действительности основывается на нормах морали, то фактически суд может принять решение на основе общих моральных установок, а также на основе своего собственного правосознания [2.12].

Ярким примером функции правосознания, а точнее будет сказать, отсутствия правосознания и правовой культуры в целом, могут послужить примеры из уголовной практики, а именно преступления, совершаемые из хулиганских побуждений. Если разобраться, что является основным звеном в мотивации совершения хулиганских действий, то мы увидим, что это стремление показать пренебрежение к обществу, окружающим, к личному достоинству конкретного человека, явно противопоставить свое поведение требованиям общественного порядка, желание противоправным способом проявить свою индивидуальность, показать свою силу, удаль, жестокость, поиздеваться над беззащитным, в вызывающей форме выразить протест против общественной дисциплины, бросить вызов общественной нравственности [2.15]. Таким образом, в хулиганских деяниях, мы видим мощную угрозу общественной безопасности и рассматриваемый пример напрямую связан с понятиями правосознание и правовая культура.

В изучаемой теме интересна и такая точка зрения, в которой говорится о том, что в качестве источников права человека нужно рассматривать источники права в самом человеке как правовом существе, в его правосознании. А также источники права человека, находящиеся вне его, за пределами правосознания конкретного правового существа, то есть источники, находящиеся в социальной среде, в среде существования правового существа.

Правовое существо должно учитывать социальные нормы, но не должно подменять себя, свое правосознание, свое правовое чувство нормой и отождествлять его с нормой. В противном случае право человека теряет свою человечность, становится отчужденным неподлинным правом [2.14].

Сегодня в юридической литературе употребляется термин «легитимность права», под которым понимается признание действующей системы права большинством населения страны. Это признание осуществляется через правосознание на его как рациональном, так и эмоциональном уровнях.

Идеи, взгляды, представления о праве предшествующих поколений передается новым. Нередко воспринимаются идеи, теории, выработанные иными народами. Под влиянием ценностного анализа правовой деятельности возникает предрасположенность личности к определенному образу действий. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации, т.е. является идейным источником права.

Целью исследования является определение роли правосознания и правовой культуры в современном обществе, с помощью которых возникает возможность регулировать общественные отношения.

Задачи исследования:

· определить понятие правосознания, его характерные черты, структуру, виды и функции;

· определить понятие правовой культуры, её структуру и уровни;

· рассмотреть характер и формы проявления правового нигилизма и правового идеализма;

· выявить природу и способы правового воспитания и правового обучения.

В качестве источников в данной работе были использованы труды авторов: Матузова Н.И. и Малько А.В., они смогли наглядно показать процесс эволюционирования правосознания и правовой культуру в своих учебниках; Перевалова В.Д., по мнению данного правоведа структурируя правосознание, мы можем лучше понять его роль в нашей жизни; Пиголкина А.С., в своих материалах автор хорошо раскрывает понятие правосознания и правовой культуры; Вишневского А.Ф., Горбаток Н.А. и Кучинского В.А.; Венгерова А.Б.; Нерсесянц В.С.; Кистяковского Б.А.; Комарова С.А.; Черданцева А.Ф., все эти авторы помогли провести всестороннюю оценку изучаемой темы и наиболее полно отразить это в работе. Помимо указанных, источниками для написания работы послужили публикации в юридической прессе: «Правовое обеспечение государственного финансового контроля в современной России» Гараев И.Г.; «Справедливый Гражданский процесс: иллюзия или реальность? О морали и нравственности при разрешении гражданских дел» Аболонин В.О.; «Система источников права человека» Клименко А.И.; «Субъективная сторона хулиганства» Григорян К.В.

Работа состоит из четырёх глав. В первой главе определено понятие правосознания, рассмотрена его структура, виды и функции. Во второй главе определено понятие правовой культуры, разбирается её структуру и уровень. В третьей главе рассмотрены характер и формы проявления правового нигилизма и правового идеализма. В четвёртой главе выяснены природу и способы правового воспитания и правого обучения.

Глава 1. Правосознание

1.1 Понятие правосознания и его характерные черты

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества [2.10.С.224].

Если признать право объективной реальностью, то существует и субъективная реакция людей на право, именуемая правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно ясно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно, что и процесс воплощения права в жизнь есть, как правило, осознанная, волевая деятельность людей.

Иллюстрацией работы сознания как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании. Через правосознание правовые тексты интерпретируются как правила поведения.

Правосознание обычно не выступает в «чистом» виде, оно переплетается с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Так, в частности, марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон - как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности всестороннего понимания сущности права, его роли в жизни общества. Классово-политический подход надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества [2.9.С.207].

Правосознание теснейшим образом связано с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право - явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права, как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В. И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо).

Российский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание не только как совокупность воззрений на право, а включал в правосознание и взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других [2.5.С.186].

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. Правосознание в той или иной степени присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

правосознание воспитание нигилизм

1.2 Структура правосознания

Правосознание, как индивидуальное, так и коллективное, - сложное структурное образование. В правосознании можно выделить рациональные компоненты, которые принято называть правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различны: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. К правовой идеологии можно отнести и рассуждения о праве умудренного жизнью сельского старца, и работу Г. Гегеля «Философия права». Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества является важным и необходимым элементом юридического образования, формирования юридического профессионализма.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления [2.6.С.191]. Это состояние нашло своё закрепление в уголовном праве, преступления, совершенные в состоянии аффекта [1.3.Ст.107,113]. Рассмотрим это на примере судебной практики.

15 ноября 2007 года в Ленинском районном суде города Владивостока состоялось повторное заседание по делу уроженца Азербайджана Немата Гамидова, который 4 октября 2006 года убил 50-летнего жителя Владивостока выстрелом из пистолета самообороны «Оса». Сторона защиты и родственники обвиняемого, которого 7 июня 2007 года приговорили к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, обжаловали решение суда в вышестоящей инстанции.

Адвокаты Гамидова настаивали на том, что он находился в состоянии аффекта, так как его оскорбили «самым обидным для мужчины словом». По данному факту были проведены две экспертизы, одна из которых признала обвиняемого полностью здоровым. Суд во время вынесения приговора принял во внимание именно это заключение специалистов, что, по мнению стороны защиты, является ошибкой.

15 ноября 2007 года на основании данных другой экспертизы, полностью подтверждающей версию о том, что убийца в момент совершения преступления находился в состоянии аффекта, судья Виталий Павлов вынес свое решение по данному делу.

Окончательным решением суда стало признание Гамидова виновным по ч.1 ст. 107 УК РФ (Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок) с применением ст. 73 УК РФ (Условное осуждение) и назначение подсудимому наказания в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года [3.16.].

В правосознании можно выделить и другие структурные элементы. Так, анализируя отношение людей к правовым явлениям в жизни общества, в правосознании выделяют три элемента. Первый, именуемый правовой онтологией, означает осознание того, что есть право, какова его роль в жизни общества, какие возможности оно представляет людям и чего оно от них требует. Данный элемент правосознания формируется на основе получения информации о праве и правовых явлениях. Информация может быть почерпнута как из теоретических источников (официальных правовых документов, научных комментариев, учебной литературы и т. п.), так и из повседневной практической деятельности.

Второй элемент - аксиологический (оценочный). Получив информацию о нормативном акте, ином правовом документе или факте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (оценочные) элементы правосознания занимают важное место в структуре правосознания. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью будет способствовать превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в право «свое», способствующее реализации целей и интересов человека. На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставленных правом возможностей для решения жизненных задач. Правосознание, характеризующееся положительным отношением к действующему праву, именуется лояльным.

На основе информационного и оценочного элементов формируется третий элемент - волевой (праксиологический). Например, узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать этот закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять этот закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям - все это входит в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в правовом регулировании, в жизни человека и общества [2.9.С.210].

1.3 Виды правосознания

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Правосознание делится на виды по различным основаниям.

В качестве основания разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе. Здесь как бы дается качественная характеристика правосознания. По этим критериям правосознание делится на три уровня.

Первый уровень - это обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества. Данный уровень правосознания формируется на основе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, знакомятся с правовыми предписаниями, решая свои повседневные задачи, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Этот уровень правосознания характеризуется знанием общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Второй уровень - это профессиональное правосознание. Этот уровень складывается в ходе специальной подготовки (например, в ходе обучения в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Данный уровень характеризуется специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Так, судьи в процессе вынесения решений по юридическим делам руководствуются законом и своим профессиональным правосознанием. Особенно велика роль профессионального правосознания и значимость его проявления в странах англо-саксонской правовой системы, где распространенным источником права являются судебные прецеденты. Но работа судей не единственное воплощение этого уровня правосознания. Его проявление мы хорошо видим в работе представителей органов исполнительной власти, например профессиональная деятельность инспекторов ДПС ГИБДД.

Очень хорошо это видно из приведённого примера. 20 февраля 2007 года в городе Петропавловске-Камчатском старший инспектор ДПС ГИБДД при УВД П.-Камчатскому ГО лейтенант милиции Подрубилин С.В. рассмотрев обстоятельства совершения административного правонарушения гражданином Стасенко Андреем Петровичем установил, что 20.02.2007 года в 09 часов 25 минут на ул. Пограничной в г. П.-Камчатском водитель Стасенко Андрей Петрович управляя а/м Ниссан Рнесса г/н А 600 ВС, не выполнил требования дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена», нарушив тем самым Приложение 1 к ПДД РФ, т.е. совершил действия, квалифицируемые по ч.1 ст. 12.19 КоАП РФ. С соблюдением требований ст. ст. 28.6 и 32.3 КоАП РФ постановил наложить на гражданина Стасенко Андрея Петровича административный штраф в размере 50 рублей [3.17.].

Формированию профессионального правосознания российских юристов должно быть уделено особое внимание в современных условиях, когда право становится все более значимым инструментом социального регулирования. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении - одна из бед нашего общества.

Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Теоретическое правосознание играет важную роль при разработке правовой политики, т. е. путей, способов и средств воздействия на правовую ситуацию в обществе. Перед российской правовой наукой стоит задача разработки правовой идеологии, юридического мировоззрения, построенных на признании высшей значимости в жизненных делах правовых ценностей и идеалов.

Правосознание можно разделить на виды по его субъектам, носителям. По этим основаниям правосознание может быть индивидуальным, характеризующим правовые взгляды, эмоции одного человека, и коллективным.

К видам коллективного правосознания относится групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистско-ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе. В профессиональном правосознании юристов можно проследить отличия во взглядах работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД России.

В отличие от правосознания устойчивых социальных групп и слоев выделяют массовое правосознание. Этот вид правосознания характерен для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие общественное правосознание. К общественному правосознанию можно отнести правовые воззрения наций и народностей.

Например, целым рядом особенностей отличается правосознание российского общества. В работах русских философов и правоведов подчеркивались эти особенности. К.Д. Кавелин в статье «Взгляд на юридический быт древней России» указывал на предопределенность этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета. Для русского народа характерен взгляд на право как обязательные предписания стоящих на вершине власти людей, что свойственно для обществ патриархального типа. В. Соловьев в работе «Оправдание добра» пишет, что право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра. Такое понимание права характерно для феодальных обществ, для неограниченных монархий, полицейских, тоталитарных государств, где право существует для пресечения порочных, нерадивых, злых.

Для российского общества характерна подмена правосознания этическими воззрениями. В течение столетий идеи права и свободы, правового государства и прав личности не имели места в русском историческом опыте. Российскому общественному сознанию присущ правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Э.Ю. Соловьев иронически замечает, что если общественный договор по-европейски - это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски - это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности при нарушении закона.

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей необходимо указать на громадный вклад русских юристов, ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в России в конце XIX - начале XX в. Но процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии вступило в XXI в. в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания. В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость [2.4.С.169].

1.4 Функции правосознания

Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. В литературе можно встретить большое число функций правового сознания. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.

Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Начинает свою работу регулятивная функция, в чем же она проявляется? Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же, не стоит идеализировать этот процесс, т.к. на поведение людей кроме правого сознания оказывает влияние и нравственное, политическое философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.

Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только «отдельная часть» механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания - это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как, взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие. И правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом [2.3.С.195].

Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений - экономических, политических, этических, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отношений является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявление социальной необходимости.

Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право- и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.

Глава 2. Правовая культура: понятие, структура и уровень

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека [2.11.С.218].

Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Из определения, приведенного выше, следует, что правовая культура - это некоторое «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из пребывающих в том или ином состоянии (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, на сколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов и т. д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д.) и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России - правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т. д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т. д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества выражается, таким образом, в уровне правового развития субъекта - различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

Глава 3. Правовой нигилизм и правовой идеализм

Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм выступает в качестве антипода правовой культуры [2.7.С.201]. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, исконно тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме - в смысле права человека».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах, - теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм, или романтизм. Правовой идеализм - это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписывается то, что оно не в состоянии дать обществу [2.4.С.173].

Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма и стереотипы правового нигилизма.

Глава 4. Правовое воспитание и правовое обучение

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. По мнению Сахарова А.Д. и Кони А.Ф. в общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек, который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу [2.9.С.219].

Заключение

Из проведённого исследования становится очевидно, что не смотря на схожесть правосознания и правовой культуры с философскими категориями эти понятия имеют огромное практическое значение.

Если представить всю правовую систему общества, как живой организм, то нарушения закона различных видов и форм, играют роль инфекций и вирусов в данном организме. В свою очередь правосознание и правовая культура - это панацея, способная излечить общество от тяжёлых недугов. Но для этого ему необходимо создать человека с безупречным восприятием нормы права. При этом нужно помнить: то, что навязывается, рано или поздно вызовет отторжение. По этому взращивание нового типа человека, с безупречным правосознанием, должно происходить естественно, без давления и агрессии. Это единственный способ создания благоприятной среды обитания человечества, где все социальные сферы общественной жизни будут гармонично сочетаться друг с другом. В таких условиях термины общество и государство могут быть синонимами, при этом их интересы станут едины. Тогда человек, его права и свободы лягут в основу общественных отношений не формально, а утвердившись в роли основной морали общества.

Вот форма новой религии, где человека не принуждают существовать в строго ограниченном пространстве, с сомнительными ценностями и двойными стандартными. Где сила - это знание, а не проявление алчного напора и жажда подавления. Где человеку дана возможность развивать свои способности, приумножать и накапливать блага, основываясь на гармоничном сосуществовании с себе подобными и тонко вплетаясь в окружающий нас мир, не причинять ему губительного ущерба.

Библиография

1. Законодательные, нормативные акты.

1.1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изменениями и дополнениями).

1.2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изменениями и дополнениями).

1.3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями).

2. Литература.

2.4. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов/ А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2000.

2.5. Общая теория государства и права. Учебное пособие/ А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский - Мн.: Амалфея, 2004.

2.6. Философия и социология права. Учебное пособие/ Б.А.Кистяковский - СПб.: РХТИ, 1998.

2.7. Общая теория государства и права. Учебник/ Комаров С.А.- М.: Юрайт, 1997.

2.8. Теория государства и права. Учебник/ Н.И.Матузов, А.В.Малько - М.: ЮРИСТЪ, 2004.

2.9. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов/ В.Д.Перевалов - М.: НОРМА, 2008.

2.10. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов/ Под общ. ред. А.С.Пиголкина - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998.

2.11. Теория государства и права. Учебник для вузов/ Черданцев А.Ф. - М.: ЮРАЙТ -М., 2001.

2.12. «Справедливый Гражданский процесс: иллюзия или реальность? О морали и нравственности при разрешении гражданских дел» Аболонин В.О.// (Арбитражный и гражданский процесс, 2008, №2).

2.13. «Правовое обеспечение государственного финансового контроля в современной России» Гараев И.Г.// (Финансовое право, 2008, №3).

2.14. «Субъективная сторона хулиганства» Григорян К.В.// (Российский следователь, 2008, №4).

2.15. «Система источников права человека» Клименко А.И.// (История государства и права, 2008, №3).

3. Юридическая практика.

3.16. Приговор Ленинского районного суда города Владивостока от 15. 11.2007 года по делу Гамидова Немата Ибрагимовича.

3.17. Постановление о наложении административного штрафа от 20.02.2007 года за совершение административного правонарушения на гражданина Стасенко Андрея Петровича.

Размещено на Allbest.ru


© 2010 Современные рефераты