Правовая конвергенция в современной российской правовой системе
Правовая конвергенция в современной российской правовой системе
3
Правовая конвергенция в современной российской правовой системе
В современной юридической науке активно обсуждаются вопросы, связанные с проблемами взаимодействия сближения правовых систем, это обусловлено тем, что в настоящее время происходит сближение основных типов правовых систем, так называемая правовая конвергенция. Но, необходимо отметить, что вопрос о самом понятии и содержании правовой конвергенции является весьма спорным и неопределенным, сегодня нет единой позиции относительно того, что понимать под ней. Этот процесс иногда увязывают с процессами глобализации, интеграции, унификации.
В теоретическом плане изучение проблем воздействия процессов конвергенции, глобализации, регионализации на национальное государство и право позволяет по-новому взглянуть на традиционные институциональные и функциональные аспекты государственно-правовой материи. Интеграционные мировые процессы, происходящие в обществе, порождают множество проблем теоретического и практического плана, требующих к себе самого пристального внимания и глубокого изучения с целью их наиболее оперативного и оптимального разрешения. Это и вопросы определения таких категорий как конвергенция, глобализация, унификация; вопросы влияния развития правовой конвергенции на российскую правовую систему; это и факторы, влияющие и обусловливающие динамику происходящих процессов; это и усиливающаяся роль международного права в решении национальных вопросов.
Конвергенция правовых систем современности - процесс сближения изначально качественно контрастных юридических типов правовых систем, выраженный «в интеграции достоинств и позитивных «недоработок» различных правовых систем, происходящий в различных регионах с той или иной степенью интенсивности, но в настоящее время уже фактически существующая и работающая реальность» [1]. По мере эволюции правовых систем в направлении их сближения как систем, имеющих однотипные экономические, политические, идеологические и иные основы, на всем пространстве их взаимосвязи и взаимодействия прослеживаются многочисленные и разнообразные формы проявления этого сближения[2]. В целях правильного и точного определения процесса правовой конвергенции существует необходимость изучения исторических условий, факторов и предпосылок возникновения правовой конвергенции.
Чаще всего говорят об исторических предпосылках и тенденциях сближения романо-германского и англосаксонского права, как о качественно контрастных юридических типах и представляющих наибольший интерес в изучении. Но предпосылки правовой конвергенции имеют место во всех правовых системах.
Правовая конвергенция проявляется в различных формах и отношениях и имеет «собственные» основания. Необходимо выделить ряд исторических, экономических, социально-политических, культурных, формально-правовых аспектов, которые в то же время очень тесно взаимосвязаны между собой, а также учитывать различные обстоятельства. Для глубокого и всестороннего познания права, существующего и функционирующего в условиях нарастающего процесса глобализации мира, важное значение имеет, помимо всего прочего, выявление и рассмотрение основных тенденций его развития.
Говоря о тенденции взаимного сближения англосаксонской и романо-германской правовых семей, исследователи оперируют такими аргументами, как общность их исторической базы, заключающейся, по словам П. Круза, в том, что в период до возникновения национального государства (nation-state) весь цивилизованный мир, включая страны, на территории которых позднее появились эти две основные правовые семьи, «управлялся с помощью одной и той же правовой системы, а именно - романо-канонического права jus commune» [3].
Конвергенция основных правовых систем обусловлена такими предпосылками как: общность исторической базы; наличие в правовых массивах институтов, относящихся по своей природе к другим правовым семьям (Луизиана - США); возникновение и развитие региональных юридических образований, например, Европейский Союз, обладающий единым правовым пространством; синтез правовых систем (Индия); возрастающая роль международного права в национальных правовых системах; экономические предпосылки (торговля); рецепция американского права; ценностные характеристики права; глобальные проблемы современности. Особый интерес представляет изучение и анализ влияния правовой конвергенции на правовую систему России, поскольку происходящие процессы непосредственно связаны с эволюцией современного национального права.
Изменяющиеся общественные отношения и процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования. Оно должно меняться с опережением, позволяя планомерно развивать законодательство, но как справедливо отмечается в литературе изменения в правовой сфере современной России, к сожалению, носят хаотичный характер, они неупорядочены и лишены системной связи. Одним из путей решения данной проблемы, безусловно, является дальнейшее всестороннее теоретическое обоснование развития российской правовой системы в современных условиях.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что правовая конвергенция влияет на изменение сущности права как феномена, все более активно проявляющегося в качестве регулятора общественных отношений не только на национальном, но и на надгосударственном, глобальном уровне.
Конвергенция оказывает определенное воздействие не только на сущность права, но и на его содержание, функциональную роль, на стоящие перед ним цели и задачи, на его назначение. В технико-юридическом плане это осуществляется путем прямого перенесения сложившихся правовых стандартов с глобального или регионального уровня, как это имеет место, например, в Европейском союзе. Процесс конвергенции оказывает также определенное влияние на источники права. В настоящее время, как свидетельствует общественная практика, наиболее сильному и заметному воздействию со стороны конвергенции подверглись источники регионального и национального права.
Примером такого регионального юридического образования является общее право Европейского сообщества. Возникнув и начав развиваться в 1950-1960 гг. на основе юридических принципов и институтов ЕЭС, оно путем нормативных актов руководящих инстанций Сообщества (комиссий, Европарламента) и в не меньшей мере прецедентной практики судов Сообщества (Люксембургского - по многообразному комплексу гражданских и даже некоторых конституционных отношений, Страсбургского - по правам человека) достигло уровня самостоятельного институционального образования, имеющего «суверенный» статус и находящегося в сложных взаимосвязях с национальными юридическими системами стран Сообщества. Российская Федерация в ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» [4] признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.
Европейский Суд установил единые стандарты правопорядка для государств - участников Конвенции. Эти стандарты оказывают прямое воздействие не только на внутреннее право государств, но и на правоприменительную практику непосредственно.
Необходимо отметить изменение в процессе законотворчества и формировании системы законодательства на современном этапе сближения правовых систем: существенное увеличение числа принимаемых законов на федеральном и на региональном уровнях, а также расширение сферы регулируемых законами общественных отношений, что полностью соответствует тенденциям законотворческой работы парламентов большинства стран Европы, ряд ученых говорят также о преемственности в рамках межотраслевых связях.
В условиях мировых интеграционных процессов государство как таковое стало терять положение монопольного защитника прав человека. Решение правозащитных задач вышло за рамки исключительной компетенции одного государства. Следует отметить тенденцию международного контроля за соблюдение прав человека и гражданина, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Такими функциями наделены: Комитет ООН по правам человек, Международный уголовный суд и другие.
В качестве примера можно также привести установление единых международных стандартов в сфере правосудия - общепризнанных принципов и норм международного права. АПК и ГПК 2002 г. отражают основные положения Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 года) [5].
Процесс унификации нормативно-правовых актов можно охарактеризовать как создание единообразных правовых норм. В нашей стране процесс унификации происходит посредством систематизации нормативно-правовых актов. Право все больше становится интернациональным, отчетливо наблюдается интенсивный процесс согласования положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права.
Международное право оказывает влияние на отношения внутри Российской Федерации двумя путями.
Во-первых, подавляющее большинство норм международного права, которые Россия признала обязательными для себя, воспроизведены в федеральных законах России, ее законах и подзаконных актах. Такое положение создается вследствие процесса принятия внутренних актов, необходимых для исполнения международного обязательства. Суд, используя такую норму, применяет норму национального права, и его не интересует и не может интересовать происхождение этой нормы, поскольку она освящена волей законодателя. В этом случае применение норм международного права в судебной практике происходит как бы в скрытой форме, без прямого указания в решении суда на конкретный международно-правовой акт. В решениях судов излагается содержание, раскрывается смысл соответствующих норм закона Российской Федерации, которые по существу совпадают либо имеют близкое сходство с теми или иными международно-правовыми актами. Поэтому истинные масштабы применения судами общей юрисдикции России норм международного права определяются, во-первых, тем, в какой мере эти нормы воспроизведены в российском законодательстве, и, во-вторых, тем количеством дел, при разрешении которых суды в открытой либо в скрытой форме руководствуются положениями, закрепленными в международных договорах.
Во-вторых, применяются нормы, не трансформированные в национальное законодательство России, но составляющие ее международное обязательство.
Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Характерная черта современности - наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве подсистем входят политические, правовые, моральные и другие международные нормы. Каждая из них выполняет свои функции при помощи присущего ей механизма, дополняя друг друга. Наличие такого рода нормативной системы - признак весьма высокого уровня развития международного сообщества.
Эти нормы, а также решения международных оказывают влияние на формирование правового порядка в России, и государственные органы не могут избежать их применения.
Например, для общеевропейских и национальных институтов, а в определенной мере и для национальных судов государств - членов Европейского Союза решения Европейского Суда имеют императивный, неоспоримый и общеобязательный характер.
В настоящее время изменилась в целом роль международного права: оно служит не только традиционным связующим звеном в отношениях государств на международной арене, но и стало основой создания общего правового поля, общего правового режима (экономического, финансового, таможенного, образовательного и др.) в территориальных пределах государств, вплоть до унификации правовых норм. Формальным закреплением данного процесса являются международные договоры, соглашения, директивы, конвенции и д.р.
Необходимо отметить влияние правовой конвергенции на процесс правотворчества в рамках преемственности правовых институтов; расширение сферы регулируемых законами общественных отношений, опыт публичных слушаний, мониторинг законодательства, что соответствует тенденциям законотворческой работы парламентов большинства стран Европы[6]. Интересна точка зрения о едином построении органов исполнительной власти, в которой воплощается принцип иерархической трехуровневой структуры как использование преемственности в формировании и осуществлении своей деятельности органов государственной власти и управления[7].
Преобразования, проводимые в России на протяжении последних лет, с очевидностью свидетельствуют о стремлении нашей страны к интеграции в мировое экономическое пространство. Уже сегодня Россия в известной степени зависит от глобальных потоков капиталов, товаров, технологий, информации и т.д. Например, При разработке проекта ГК учитывались и унифицированные нормы рекомендательного характера, которые содержатся в Международных правилах по унифицированному толкованию торговых терминов (Инкотермс) и другие. О процессе сближения российских правил торгового оборота с международными также свидетельствует закрепление в ГК[8] ряда типов договоров, ранее не известных российскому гражданскому праву: факторинг, доверительное управление (траст), коммерческая концессия, агентский договор.
Концепция многополярного мира, предлагаемая Россией - это концепция построения международного демократического сообщества, основанного на международном праве в противовес концепции однополярного мира - концепции управления мировым сообществом, основанной на праве внутригосударственном. Неуклонно усиливающаяся тенденция расширения и развития международных отношений имеет в качестве одного из следствий довольно интенсивный рост правовой основы межгосударственного общения.
Одной из важнейших проблем для практической политики Российского государства становится проблема интеграции государств от Тихого океана до западных границ Российской Федерации, где ведущую роль должны играть межгосударственные объединения, возникшие на постсоветском пространстве. Развитие интеграции на постсоветском пространстве не должно осуществляться по остаточному принципу.
В сложившихся условиях международное сообщество берет на себя осуществление новой функции - поддержки демократической государственности и верховенства права. Это связано с тем, что некоторые пути развития государства рассматриваются международным сообществом как патология. Сюда относятся апартеид, национализм, расизм, пропаганда и разжигание вооруженных конфликтов, массовые нарушения прав человека. Подобные явления признаны международным правом противоправными.
Генеральная Ассамблея регулярно обсуждает эту проблему и принимает соответствующие резолюции.
Современная мировая действительность все более отчетливо приобретает характер единого, комплексного организма - глобального по своим масштабам и далеко идущим последствиям. Пока лишь начинают вырисовываться контуры будущих принципов «мировой» организации человечества. Интеграционные процессы активно происходят во всех сферах, как в политической, социально-экономической, так и правовой. Каждое государство как единство народа, культуры и территории должно выстраивать собственную стратегию, отстаивать национальные интересы, выстраивать эффективную структуру государственного управления. Заимствование мировых достижений в различных сферах должно всегда происходить с учетом национальных особенностей и путем приспособления действительности.
Следует отметить, что процесс конвергенции нельзя отождествлять с такими проявлениями как рецепция права, имплементация, аккультурация, преемственность в праве, ассимиляция правовых систем[9].
Нами была сделана попытка дать лишь самое общее представление о значении и сложности проблем, которые ставят перед государством процессы конвергенции, глобализации и иные проявления системного сближения.
Их решение требует весьма существенных перемен в обществе и государстве, в политике и праве, в политическом мышлении и общественном сознании. Чем более сложным становится общество, тем сильнее роль его организации. При этом речь идет не только о внутреннем управлении, но и регулировании внешних связей общества и, наконец, о поддержании международного правопорядка.
Подводя итог, нужно отметить, что для того, чтобы Россия в будущем заняла должное место в мировом хозяйстве необходимо: сформулировать внятную общегосударственную экономическую политику и стимулировать долгосрочные инвестиционные планы российских компаний, укреплять демократию и законы рыночной экономики, бороться с чиновничьим произволом, важно обеспечить достоверность информации и публичных обещаний российского правительства, прозрачность финансовой структуры бизнеса[10].
Национальные правовые системы в процессе правовой конвергенции и иных интеграционных явлений должны постепенно вплетать свое специфическое содержание в общую ткань общечеловеческой, мировой правовой культуры, внутри которой различия между национальными системами должны сохраниться в такой степени, чтобы можно было говорить о единстве многообразия.
Процесс правовой конвергенции охватывает все сферы жизнедеятельности общества, оказывает влияние как на правовые системы в целом, так и на систему права каждой страны в частности, является всеобъемлющим и необратимым. Многие ученые отмечают становление единого правового, экономического, политического мирового пространства, одной из предпосылок которого и является процесс правовой конвергенции.
Также необходимо отметить, что мировое сотрудничество должно быть направлено на общее упорядочение соотношения международного и национального. При этом необходимо учитывать особенности развития конкретной страны, выявление условий наиболее оптимального вхождения в мировое сообщество.
Список литературы
1.Алексеев С.С. Избранное. М.: Изд-во Статут, 2003. - С. 90.
2.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. / А.Х. Саидов. - М.: Юристъ, 2000. - С. 32.
3.Проблемы теории права и государства.: учебник / под ред. М.Н Марченко. - М.: Зерцало, 2004. - С. 209.
4.О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней.: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 14. - ст. 1514.
5.Манова Г.Н. Теория права и государства: Учебник для вузов. Москва: Издательство БЕК, 2002. - С. 122.
6.Лукьянова Е.Г. Процессы глобализации в сфере правоприменения в России // Журнал российского права. - 2006. - N 6. - С. 4.7.Макогон Б.В. Общая характеристика процессов глобализации в правовой сфере // История государства и права. - 2007. - №3. - С. 10.
8.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 32. - Ст. 3301.
9.Советский энциклопедический словарь. - М.: Юрист, 1989. - С. 78.
10.Идрисов Т.И. Влияние норм международного права на формирование российской правовой системы. / Т.И. Идрисов // Право и политика. - 2007. - №4. - С. 89.