Правовая основа индивидуального предпринимательства
p align="left">Поэтому обоснованно, что большинство авторов рассматривают правосубъектность как абстрактную, обобщенную возможность правообладания, способность быть носителем и осуществлять свои субъективные гражданские права и обязанности. Данной позиции придерживаются Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев Гражданское право. Учебник под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. М.2000 Т.1 С.135, С.Н. Братусь Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.1950. С.47 и др.
Правда, есть и иная позиция, авторы которой полагают, что следует отождествлять правосубъектность с определенными абстрактными правами конкретных лиц. Авторы этой позиции С.С. Алексеев Алексеев С.С. Общая теория права. М. 1982 Т.2 С.28., Я.Р. Веберс Веберс Я.Р. Правоспособность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига. 1976. С.76. Они считают, что в обществе разные люди обладают различным объемом субъективных прав и обязанностей, что отражается на правосубъектности.
Однако правосубъектность все-таки выступает именно предпосылкой для обладания субъективными правами, но дабы они возникли, необходимо и наличие соответствующего юридического факта их порождающего (так, все мы можем быть авторами произведений науки, литературы, искусства, однако не все способны на их создание, так как не обладают соответствующим даром). Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты права для того, чтобы иметь права и нести обязанности. А непосредственно сам объем субъективных гражданских прав и обязанностей представляет собой его правовой статус, положение, занимаемое в правовом слое Лебединец О.Н. Указ. соч. С.3.
Мнение авторов первой позиции, которые рассматривают правосубъектность как абстрактную возможность правообладания, представляет более верным и обоснованным. Поэтому, приводя понятие правосубъектности, следует привести его таким, как его высказывают Ю.К. Толстой и А.П. Сергеев: понятие правосубъектности, применяемое в современной теории права, определяет, какими качествами должны обладать субъекты права для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права. Гражданское право. Учебник под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М.2000 Т.1 С.95
Правосубъектность носит абстрактный характер, т.е. это обобщенная возможность правообладания, которая не может быть представлена в виде набора или комплекса отдельных субъективных прав. Не следует представлять правосубъектность и как постоянно изменяющуюся, динамичную категорию, зависящую от объема конкретных прав и обязанностей, которыми наделен гражданин. Чтобы охарактеризовать объем субъективных прав и обязанностей субъекта, а также его правовые возможности, правильнее говорить о правовом статусе Толстой Ю.К., Сергеев А.П. Указ. соч. Т.1 С.99..
В полном же объеме правосубъектность состоит из двух основных элементов - правоспособности и дееспособности, последняя в свою очередь имеет сложный состав, в отдельных случаях в качестве составляющих дееспособности можно выделить:
- способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности;
- способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;
- способность нести ответственность за гражданские правонарушения Суханов Е.А. Указ. соч. С.124..
Если обратиться к истории, то, например Римское право, вообще не разделяло правоспособности и дееспособности и оперировало единым понятием правоспособности - caput. Субъект права именовался в римском праве persona. Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere Римское частное право. Учебник под ред. Новицкого И.Б., Петерского И.С. М.2001 С.72.
Появление самостоятельных правовых категорий «правоспособность» и «дееспособность» происходит лишь в эпоху буржуазных революций. В настоящий момент законодательство стран континентальной правовой системы содержит преимущественно сходные положения о правоспособности и дееспособности граждан, составляющие единый институт отраслевой гражданской правосубъектности.
В российском праве правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности, поэтому для граждан изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью особенно важно наличие именно полной дееспособности.
Следует отметить, что предпринимательская правосубъектность Некоторые авторы выделяют и иные виды правосубъектности, например, Д.В. Винницкий указывает на существование налоговой правосубъектности. // Винницкий Д.В. Налоговая правосубъектность организации. // Журнал российского права. № 10. 2001. С.35. являясь элементом правосубъектности вообще, регулируется не только гражданским правом как общим для данных отношений правом, но и специальными нормами предпринимательского права, предмет которого не ограничивается отношениями, регулируемыми гражданским правом. То есть, по мнению Г.Ф. Ручкиной, возможность участия в предпринимательских отношениях предполагает особую предпринимательскую правосубъектность, характеризующуюся особенностями присущими в целом субъектам предпринимательства Ручкина Г.Ф. Предпринимательская правосубъектность как элемент правового статуса гражданина.//Юрист. №10. 2003. С.2.
Содержание правоспособности (ст. 18 ГК РФ), включает в себя абстрактную возможность на занятие предпринимательской деятельностью, которая возникает с момента рождения гражданина. Правоспособность очерчивает круг возможных субъективных прав и обязанностей будущего предпринимателя, но реализация данного правомочия возможна лишь при наличии дееспособности Ручкина Г.Ф. Указ. соч. С.2.
Закрепленное в п.2. ст.34 Конституции России право граждан заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности в сфере предпринимательских отношений.
Для того чтобы реализовать это право, полагает О.А. Макарова, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением Макарова О.А. Юридический справочник предпринимателя. Право на бизнес. М.2003. С.16.
Основой предпринимательской дееспособности, безусловно, является общегражданская дееспособность, которая возникает в полном объеме по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста (п.1 ст.21 ГК РФ). Впрочем, из этого правила есть ряд исключений, например, когда законом См. ст. 13 СК РФ // Семейный кодекс Российской Федерации. 29.12.1995. № 223-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. ст. 16. допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п.2 ст.21 ГК РФ).
Второе исключение - эмансипация, когда несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (п.1 ст.27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия по решению суда.
При удовлетворении заявленной просьбы несовершеннолетний, достигший возраста шестнадцати лет, объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации (п.2 ст.289 ГПК РФ) Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.10.2002 г. № 138-ФЗ // Российская газета. 20.10.2002. №220.
Особенно важно положение п.2. ст.27 ГК РФ, где указано, что родители (в том числе усыновители и попечитель) не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего (в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), так как имущественная ответственность индивидуального предпринимателя распространялась бы без данного положения, на частное имущество родителей (усыновителей и попечителей).
Несовершеннолетний, объявленный эмансипированным, обладает в полном объеме гражданскими правами и несет гражданские обязанности, за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законодательством установлен возрастной ценз Комментарии к Гражданскому кодексу. Часть первая. под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина М.2002. С.44.
В п.16 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"// Российская газета (Ведомственное приложение). № 151. 10.08.1996. приводятся случаи установленные федеральным законодательством когда для приобретения определенных прав и обязанностей установлен возрастной ценз.
Поэтому, следует отметить, что для осуществления гражданами некоторых видов предпринимательской деятельности закон может устанавливать и более высокий возрастной ценз. Так, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 23.04.1992. № 17. ст. 888. лицензия на частную сыскную деятельность не выдается гражданам, не достигшим двадцати одного года.
Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки. Некоторые законы, регламентирующие порядок осуществления той или иной деятельности, содержат требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью Макарова О.А. Указ. соч. С.19.
Например, п.1 ст.3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства РФ.13.07.2001. № 33. ст. 3422. определяет, что аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Стоит особо отметить, что аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (п.2 ст.3 ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Однако, даже обладая правоспособностью и полной дееспособностью, гражданин еще не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, так как данная возможность реализуется лишь на основе юридического факта - государственной регистрации гражданина в качестве субъекта предпринимательской деятельности, после которой он приобретает предпринимательскую дееспособность.
Таким образом, гражданин может осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность только лишь после его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (п.1 ст. 23 ГК РФ).
Все это также указывает на особую природу предпринимательской правосубъектности, на которую также влияют нормы не только частного, но и публичного права, которыми определяется не только правовой статус хозяйствующего субъекта, но устанавливаются еще и ограничения на право осуществления предпринимательской деятельности. Эти ограничения установлены федеральным законодательством, и нисколько не противоречат п. 1 ст. 22 ГК РФ: «…никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом». Их можно, по мнению Г.Ф. Ручкиной, представить таким образом:
1. Ограничения, связанные с государственной службой.
2. Ограничения, установленные для федеральных и мировых судей.
3. Специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций.
4. Ограничения, установленные в рамках уголовного наказания.
5. Ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).
Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение (п. 2 ст. 22 ГК РФ).
Также стоит отметить, что помимо перечисленных групп оснований ограничений на право осуществления предпринимательской деятельности, стоит привести те основания, которые связаны с ограничением дееспособности, например, такие случаи когда:
- гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (п. 1 ст. 29 ГК РФ);
- гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (п.1 ст. 30 ГК РФ).
Особо следует упомянуть о тех ограничениях (запретах) на занятие предпринимательской деятельностью, которые касаются государственных служащих. Перечни должностей государственной и муниципальной службы содержаться в соответствующих нормативных правовых актах, в частности в Указе Президента РФ от 3 сентября 1997 № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» Собрание законодательства. 1997. № 36. ст. 4129.
На недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления указано, например, в ст. 9 Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистический деятельности на товарных рынках» Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. № 16. ст. 499.; также ст. 20 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. № 16. ст. 503. содержит соответствующие аналогичные запреты по отношению к сотрудникам милиции; п.2. ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. ст. 3586. указывает на запрет заниматься предпринимательской деятельностью сотрудникам таможенных органов.
Еще более жесткие ограничения предусмотрены в ч.10 ст. 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. ст. 1269., которые запрещают сотрудникам и гражданскому персоналу органов ФСБ РФ не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении. Аналогичный запрет содержится в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. ст. 2331.
Все приведенные ограничения сводятся к тому, что государственным служащим запрещается заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью кроме научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
Такие ограничения установлены, прежде всего, для избежания смешения (и столкновения) публичных и частных интересов, которые возможны не только в исполнительной власти, но также и судебной, так как соответствующий запрет на осуществление предпринимательской деятельностью установлен и для федеральных и мировых судей. Так для мировых судей данный запрет установлен п.2 ст.5 Федерального закона РФ 17 декабря 1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. ст. 6270..
Возрастные же ограничения установлены в целях защиты интересов самих граждан, не достигших необходимого возраста - такого мнения придерживается, в частности, К.Ю. Тотьев Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М.2003. С.131.
Для работников некоторых организаций законом уставлены определенные ограничения, связанные с деятельностью этих организаций. Ограничение на занятие предпринимательской деятельностью установлены, например, для служащих товарных бирж Ст. 32 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» // Ведомости СНД и ВС РФ. 07.05.1992. № 18. ст. 961. и служащих фондовых бирж Ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1996. №17. ст.1918.. В частности, служащие товарных бирж не вправе использовать служебную информацию в собственных интересах, не могут быть учредителями или участниками брокерских фирм, участвовать в биржевых сделках. Служащие фондовых бирж не могут быть учредителями или участниками организации - профессионального участника рынка ценных бумаг, не вправе принимать участие в операциях на фондовой бирже в качестве индивидуального предпринимателя Ручкина Г.Ф. Указ. соч. С.3.
Стоит заметить, что индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом П.2 ст. 216 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»// Собрание законодательства Российской Федерации. 28.10.2002 г. № 43, ст. 4190 что также напрямую влияет на предпринимательскую правосубъектность гражданина.
Из всего вышеприведенного можно сделать следующие выводы.
Первый вывод заключается в том, что правосубъектность индивидуального предпринимателя- это понятие, применяемое в современной теории права, которое определяет какими качествами должны обладать субъекты права для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права, поэтому правосубъектность носит абстрактный характер, являясь обобщенной возможностью правообладания. Правосубъектность устанавливается законом.
Второй вывод состоит в том, что для осуществления предпринимательской деятельности необходимо, прежде всего, при наличии правоспособности, существование не только общегражданской дееспособности, положения которых установлены в ГК РФ, но и присутствие предпринимательской дееспособности, которая устанавливается нормами, как Гражданского кодекса, так и нормами специальных законов, содержащие в себе нормы публичного характера и, которая предполагает также наличие определенного возраста, навыков, и отсутствие ограничений установленных законодательством.
Общий вывод состоит в том, что общегражданская правосубъектность, состоящая из правоспособности и дееспособности, является базисом специальной, предпринимательской правосубъектности, которая определяется нормами не только частного, но и публичного права и любые ограничения на осуществление предпринимательской деятельности государственными служащими являются нормами публичного характера, которые направлены на недопущение смешения частных и общественных интересов, и это также характеризует предпринимательскую правосубъектность как особый вид гражданской правосубъектности, ядро которой состоит в акте государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
2.3 Институты государственной регистрации и лицензирования индивидуального предпринимателя в Российской Федерации
Ранее указывалось, что индивидуальными предпринимателями являются граждане, ведущие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке Предпринимательское право. Учебник под. ред. Зинченко С.А., Колесник Г.И. Ростов-на-Дону. 2003. С.70.
Следовательно, сам статус индивидуального предпринимателя приобретается посредством особой государственной регистрации лица, которая, по мнению В.М. Мандрица, представляет собой властный акт компетентного органа государства, подтверждающий законность создания предпринимательского образования и дающий ему право осуществлять предпринимательскую деятельность Мандрица В.М. Указ. соч. С.36.
Следовательно, гражданин, занимающийся предпринимательством, но не прошедший государственной регистрации, не приобретает на данном основании статуса индивидуального предпринимателя, поэтому споры с участием такого лица подведомственны суду общей юрисдикции (ст.22 ГПК РФ), а не арбитражному (ст.27 АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ. 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. 27.07.2002 г. № 137), при этом к данному лицу могут быть применены судом правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.4 ст. 23 ГК РФ).
Поэтому сущность акта государственной регистрации состоит в том, чтобы, используя разрешительную систему, Разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности. Цель разрешительной системы - обеспечение безопасности граждан, общества, государства. // Бахрах Д.Н. Административное право России. М.2000 С.375 исключить на стадии регистрации тех лиц, которые по закону не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, тем самым, защищая, прежде всего, общественные интересы, которые могут пострадать в столкновении с нелегальным предпринимательством. Также можно выделить еще задачу по налоговому контролю, проводимому в отношении субъектов предпринимательской деятельности, так как составная часть акта государственной регистрации состоит именно в постановке на учет в налоговом органе.
С одной стороны, право заниматься предпринимательской деятельностью - частное право, которому корреспондируется обязанность любого и каждого не препятствовать в реализации этого права. С другой стороны, как справедливо полагает О.А. Макарова реализация права на предпринимательскую деятельность не должна нарушать и ущемлять права и интересы других лиц, в том числе и государства Макарова О.А. Указ. соч. С.11.
В настоящее время действующим нормативным актом является Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. ст. 3431. в его новой редакции установленной Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», т.к. закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» утратил силу.
Ранее регистрация граждан, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществлялась в порядке, определенном Законом РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991, а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Также отношения в данной сфере регулировал Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который помимо прочего повторял главный императив предпринимательской деятельности: деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет (ч.3 п.1 ст.34).
Необходимость внесения столь значительных изменений была вызвана тем, что складывалась сложная ситуация, когда субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица и индивидуальные предприниматели - регистрировались в различных органах и в разном порядке. Именно ненормальность и неудобность данной ситуации и вынудила внести изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», изменив при этом и само название закона, дополнив его указанием также индивидуальных предпринимателей, что указывает О.А. Макарова Макарова О.А. Указ. соч. С.22..
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту его жительства, т.е. по тому месту, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В связи с тем, что ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяла один регистрирующий орган для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то согласно Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» Собрание законодательства РФ. 2002 г. № 20. ст. 1872., данным органом стало Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную не только регистрацию юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей Данные полномочия были возложены на МНС РФ Постановлением Правительства РФ от 16.09.2003 г. № 577 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319» // Собрание законодательства РФ. 22.09.2003 г. №38. ст. 3667. .
С марта 1994 г. в связи с административной реформой федеральных органов исполнительной власти непосредственно регистрирующие функции индивидуальных предпринимателей переданы Федеральной налоговой службе, вошедшей в состав Министерства финансов Российской Федерации. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Российская газета, 12 марта 2004 г.
При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ч.11 п.1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Исходя из этого, подача заявления представителем, действующим на основании доверенности, не допускается.
Для проведения государственной регистрации гражданина России, в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган в соответствии с п.1 ст.22.1 указанного закона представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
в) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства (апатридом), то подаются следующие документы Ст. 1196 ГК РФ устанавливает, что гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. 26.11.2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета. 28.11.2001 г. № 233.):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (или лица без гражданства) регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Также могут быть дополнительно потребованы следующие документы:
а) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица;
б) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе;
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.1 ст.8). Момент, с которого физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя, - это момент внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Содержание данного государственного реестра определяется п.2. ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:
а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);
б) пол;
в) дата и место рождения;
г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: «лицо без гражданства»);
д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован);
е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);
ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);
з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);
и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);
м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем.
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Такими сведениями являются сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц.
Сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.6 Закона).
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы об индивидуальном предпринимателе предоставляются в соответствии с п.2 ст.6 приведенного выше закона в виде:
а) выписки из соответствующего государственного реестра;
б) копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
в) справки об отсутствии запрашиваемой информации.
При этом отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.
Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя определяется ст. 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно этой норме деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя прекращается по следующим основаниям:
1. В связи с принятием индивидуальным предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности.
2. В связи со смертью индивидуального предпринимателя.
3. В связи с принятием судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).
4. В связи с решением суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.
5. В связи с вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.
6. В связи с аннулированием документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать на территории РФ, или окончанием срока его действия.
Раскроем подробнее эти положения.
В случае принятия индивидуальным предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности государственная регистрация осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) документа об уплате государственной пошлины (п.1 ст.22.3 Закона)
Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица (п.2. ст.22.3 Закона).
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.3 ст.22.3 Закона).
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке (п.4 ст.22.3 Закона). Такое решение суда может быть вынесено в связи с нарушением антимонопольного законодательства, а также в случае неоднократных или грубых нарушений законодательства Российской Федерации в сфере государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда (п.5 ст.22.3 Закона).
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке (п.6 ст.22.3).
Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, обязаны в течение 10 дней подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства (т.е. по месту регистрации), а также встать на учет в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Порядок постановки на налоговый учет, присвоения налогоплательщику - физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика определяется положениями Налогового кодекса Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // Российская газета. 06.08.1998 г. № 148-149. (п.2, п.3 ст.83, ст. 84 НК РФ), а также приказом МНС РФ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 04.01.1999 г. № 1.. Следует отметить, что заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность (п.6 ст.83 НК РФ). В остальных случаях предоставление лицензий, свидетельств и иных документов для постановки на налоговый учет не требуется.
Таким образом, при подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства (ч.2 п.1 ст. 84 НК РФ).
Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Условия и порядок постановки на учет Пенсионного фонда Российской Федерации установлены Федеральным закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. ст. 4832., а также Постановлением Правления ПФР от 19 марта 2003 г. № 33п «Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей производящих выплаты физическими лицам» Российская газета. 26.04.2003 г. № 81..
В соответствии с приведенными актами страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, индивидуальные предприниматели, для которых регистрация в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации (п.1 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Индивидуальные предприниматели регистрируются в органах Пенсионного фонда РФ в качестве страхователей, и представляют в ПФР сведения в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. ст. 1401, и Постановлением Правления ПФР от 21 октября 2002 г. № 122п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 10,17 февраля 2003 г. № 6, 7..
Также индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в региональных отделениях Фонда социального страхования РФ в качестве страхователей, нанимающих работников, которые в соответствие со ст. 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. 03.081998 г. № 31. ст. 3803. подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 04.07.1991 г. № 27. ст. 920. индивидуальные предприниматели регистрируются в качестве страхователей при обязательном медицинском страховании. Стоит отметить, что сейчас Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» действует с некоторыми изменениями. Так, последние из них внесены Федеральным законом от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 . № 22. ст. 2026..
В соответствии с ст. 9 Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г Постановление Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. № 154 "Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07.10.2002 г.. № 40. . граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Госкомстат России, его территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.
Сам по себе факт государственной регистрации не всегда дает право на занятие предпринимательской деятельностью. Отдельные виды предпринимательства требуют еще и получения лицензии Жилинский С.Э. Указ. соч. С. 179.
Ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001 г. № 33. ст. 3430. определяет процесс лицензирования, как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
В отношении лицензирования можно выделить признак объекта лицензирования - определенного вида деятельность, т.е. неоднократное совершение юридических и фактических действий. Данный признак является конститутивным для лицензирования Мельничук. Г.В. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция №5 2003. С.30.
Лицензирование предшествует юридическому факту, а не легитимизирует его. При лицензировании санкция дается на ведение деятельности, при которой за лицензиатом оставляется свобода для формулирования подавляющего большинства существенных условий этой деятельности, установление которых государству не подконтрольно. При лицензировании функцией административного органа является исключительно констатация способности лицензиата осуществлять такую деятельность Там же..
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Какого-то единого органа, который осуществлял бы лицензирование, разумеется, нет, так как данный процесс связан с конкретными и специальными условиями лицензируемой деятельности, поэтому лицензирование производиться различными органами исполнительной власти в соответствие с п. 5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. 04.03.2002 г. № 9. ст. 928..
Для получения лицензии соискатель предоставляет в соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;
б) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом).
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
е) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.
В случае положительного решения, в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Основанием для отказа является наличие в представленных соискателем документах недостоверных сведений или искаженной информации, а также несоответствие соискателя нормативным требованиям для получения лицензии.
Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Лицензирующие органы имеют право:
- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Также лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Стоит особо отметить, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - является преступлением по ст. 171 УК РФ Уголовный кодекс РФ. 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996 г. № 25 ст. 2954..
В случае если правонарушение не содержит состава преступления, то наступает административная ответственность по ст.14.1 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002 г. № 1. ст.1..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования выявлено, что становление индивидуального предпринимательства происходило и продолжает происходить в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием научно обоснованного и последовательного правового регулирования предпринимательства.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута - проведено полное и всестороннее исследование правовых основ индивидуального предпринимательства в Российской Федерации, как специфического правового института в системе публично-правового и частно-правового регулирования.
Поставленные перед написанием выпускной квалификационной работы задачи решены.
В ходе исследования определено:
По первому положению, выносимому на защиту «В Гражданском кодексе Российской Федерации должна быть норма, раскрывающая понятие «систематичности получения прибыли»:
Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества (ст. 209 ГК РФ). С учетом этого, стала явной недостаточность определения, данного Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, исходя из которого не коммерческое распоряжение имуществом во власти собственника, а любая прибыль (и даже цель ее получения) требовала соблюдения предварительной процедуры регистрации субъекта в качестве предпринимателя, что сопряжено с известными трудностями в виде повышенной ответственности, дополнительного учета, отчетности и расходами, не всегда соотносимыми с возможным доходом. Попыткой исправить такое положение стал введенный Гражданским кодексом признак систематичности получения прибыли. Но, к сожалению, и он не разрешает имеющейся проблемы полностью. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно к трудовому праву полагает систематическими нарушения трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания. Вполне естественно, что в условиях подобной неопределенности толкование этого признака и вытекающих последствий будет различаться у гражданина и заинтересованных государственных органов. Практические последствия малейшей нормативной неопределенности в подобных случаях сказываются немедленно - происходит затруднение реализации прав собственника на уровне ведомственных интересов. Органы, осуществляющие государственное регулирование, ставят собственника - не предпринимателя в худшее положение по сравнению с зарегистрированным лицом.
В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным ввести в Гражданском кодексе Российской Федерации норму, раскрывающую понятие «систематичности получения прибыли»
По второму положению, выносимому на защиту «В понятие «предпринимательства», содержащееся в Гражданском кодексе Российской Федерации, следует добавить признак профессионализма в деятельности предпринимателя»:
На наш взгляд, существенной ошибкой законодателя в понятии предпринимательства в ГК РФ следует считать отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминается в законодательстве Франции (ст.1 Французского торгового кодекса), Германии (ст.1 Германского торгового уложения) и ряда других стран. Русские дореволюционные авторы также выделяли намерение вести торговлю как промысел.
Это не означает, что не бывает некомпетентных, непрофессиональных предпринимателей. Условный признак профессионализма призван нести иную нагрузку.
В качестве признака предпринимательской деятельности законодатель в ст.2 ГК РФ выделяет ее осуществление лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В результате буквального толкования упомянутой нормы выясняется, что осуществление самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, не является предпринимательством.
В связи с изложенным, считаем целесообразным абзац третий статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:
«Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, осуществляющими данную деятельность на профессиональной основе, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
По третьему положению, выносимому на защиту «Для предпринимательской и других видов гражданской дееспособности федеральным законом могут быть установлены более высокий возрастной ценз и (или) требования наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки»:
Содержание правоспособности (ст. 18 ГК РФ), включает в себя абстрактную возможность на занятие предпринимательской деятельностью, которая возникает с момента рождения гражданина. Правоспособность очерчивает круг возможных субъективных прав и обязанностей будущего предпринимателя, но реализация данного правомочия возможна лишь при наличии дееспособности. Для того чтобы реализовать это право гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением. В п.16 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 приводятся случаи установленные федеральным законодательством когда для приобретения определенных прав и обязанностей установлен возрастной ценз. Поэтому, следует отметить, что для осуществления гражданами некоторых видов предпринимательской деятельности закон может устанавливать и более высокий возрастной ценз. Так, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицензия на частную сыскную деятельность не выдается гражданам, не достигшим двадцати одного года. Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки. Некоторые законы, регламентирующие порядок осуществления той или иной деятельности, содержат требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью. Например, п.1 ст.3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяет, что аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым часть 1 статьи 18 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнит вторым абзацем следующего содержания: «Для предпринимательской и других видов гражданской дееспособности федеральным законом могут быть установлены более высокий возрастной ценз и (или) требования наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки».
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993//М.Юристъ.2006.
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.10.2002 г. № 138-ФЗ.М.Юристъ.2005.
3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. 27.07.2002 г. № 137.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ //Российская газета. 31.12.2001 г. № 256.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. 31.07.1998 г. № 146-ФЗ //Российская газета. 06.08.1998 г. № 148-149.
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1,2,3. 30.11.1994 г. № 51-ФЗ// М.Норма.2005.
7.Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43 ст. 4190.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 17.12.2001 г. № 51. ст. 4832.
9. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. ст. 3430.
10. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»//Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. ст. 3431.
11. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»//Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. ст. 3422.
12. Федеральный закон РФ 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. ст. 6270.
13. Федеральный закон от 21.07.1997 № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.1997. № 30. ст. 3586.
14. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. ст.1918.
15. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. ст. 1401
16. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1995. № 25. ст. 2343.
17. Федеральный закон от 03.05.1995 № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. ст. 1269.
18. Федеральной Закон от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ 1995. № 20 ст. 1260.
19.Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ.
23.04.1992. №17. ст. 888.
20. Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»//Ведомости СНД и ВС РФ. 07.05.1992. № 18. ст. 961.
21. Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 04.07.1991 г. № 27. ст. 920.
22. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. № 16. ст. 503.
23. Указ Президента РФ от09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Российская газета, 12 марта 2004 г.
24. Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Собрание законодательства РФ. 2002. № 9. ст. 928.
25. Постановление Правительства РФ от 1 7.05 .2002 г. № 3 1 9 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 20. ст. 1872.
26. Постановление Госкомстата РФ от 15.07.2002 г. № 154 «Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07.10.2002 г. № 40.
26. Письмо Министерства Труда и социального развития РФ от 04.02.1997г.№ 28-6 «О праве индивидуальных предпринимателей на ведение трудовых книжек лиц, работающих у них по трудовому договору» // Бюллетень Минтруда РФ. № 5. 1997.
27. Приказ МНС РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 04.01.1999 г. № 1.
28. Закон г. Москвы от 28.06.1995 № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве» // Ведомости Московской Думы. № 5. 1995.
29. Закон СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР»//Ведомости ВС СССР. 1991. № 69. Ст. 1307 (в настоящее время утратил силу).
30.Закон РСФСР от 25.12.1990 года № 445-1«О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 27.12.90. № ст. 418 (в настоящее время утратил силу).
31. Закон СССР от 19.11.1986 «Об индивидуальной трудовой деятельности» // Ведомости ВС СССР. 1986. № 34. Ст. 309 (в настоящее время утратил силу).
32. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 09.12.1971 // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. ст. 1007. (в настоящее время утратил силу).
Специальная литература:
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2 М. 1982.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.2000
23. Ручкина Г.Ф. Предпринимательская правосубъектность как элемент правового статуса гражданина.//Юрист. №10. 2003
24. Теория государства и права. Учебник под. ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.2000.
25. Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М.2003.
26. Ундинцев В.А. Посессионное право. Киев. 1996 г.
Судебная практика:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета (Ведомственное приложение). № 151. 10.08.1996.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности п.2 ст. 16 Закона РФ «О сертификации продуктов и услуг». Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. № 1.