1. Возникновение государства В развитии человеческого общества традиционно выделяют два этапа. Первый этап - догосударственный, иногда именуемый в литературе первобытнообщинной эпохой. На данном этапе государство еще не создано. Основным признаком первобытного общества является присваивающая экономика.Первобытный человек не обладал достаточными знаниями и способностью глубокой переработки природных материалов, поэтому основными видами его деятельности были собирательство готовых продуктов природы, охота, рыбная ловля и примитивная обработка земли. Орудиями труда выступали дубины, копья, лук и стрелы, каменные орудия. Для того чтобы произвести достаточно продуктов для выживания, люди вынуждены были объединятся по кровнородственному признаку в рода, фратрии и племена. Производительность труда была очень низкой, потому как существовали примитивные орудия, которые не позволяли произвести достаточно продукта для накопления. Все это обусловливало общественную собственность на средства производства. Частная собственность отсутствовала. Так как все были равны по отношению к средствам производства, общество не делилось на классы, а разделялось только по половому и возрастному принципу. Высшая власть в обществе принадлежала родовому собранию, состоящему из всех взрослых членов рода. Оперативное же управление осуществляли вожди и старейшины. Необходимость в аппарате управления, обособленном от общества, отсутствовала. Кроме того, не было излишка производства для содержания этого аппарата. Второй этап развития человеческого общества характеризуется появлением особой организации власти - государства. Основной предпосылкой возникновения государства был переход человеческого общества от экономики присваивающей - к производящей. Развитие орудий труда привело к расширению предметов природы, включенных в производственный процесс. Поменялся и сам характер труда: от присвоения природных продуктов люди переходят к их производству. Развивается гончарное мастерство, приручается скот, орудия труда изготавливаются из железа, более качественной обработке подвергается земля. Вследствие всего этого появляются излишки производимого продукта и начинается обмен излишками между производителями. Возникает разделение труда. Выделяются ремесло, торговля, скотоводство и земледелие. Рост производительности труда приводит к тому, что семьи, на которые распадается род, могут выжить, ведя обособленное хозяйство. Излишки произведенного продукта накапливаются. Появляется наемный труд. Произведенная семьей продукция и средства производства становятся частной собственностью. Общество начинает делиться на классы, иными словами, люди разделяются по их месту в системе разделения труда, по отношению к средствам производства и, следовательно, по способам получения и размерам доли общественного богатства. Появляются рабовладельцы и рабы, купцы, ремесленники, ростовщики, бюрократия, землевладельцы. Кроме того, рост производительности труда обеспечивает повышение выживаемости (уровня жизни) и соответственно численности населения. Увеличивается количество связей между людьми, усложняется управление общественными делами, жизнь становится более изменчивой. Все это формирует потребность в создании профессионального аппарата управления, который бы обеспечивал интересы определенных классов и социальных групп. В итоге, новые условия потребовали уничтожения родовой организации власти и образования государства. Развитие разных народов на земном шаре происходило неравномерно. У одних народов государство появилось в 4-3 тысячелетии до нашей эры (в Месопотамии), другие народы создали собственную государственность только в период новой эры (славяне).
2. Понятие государства и формы государства
Государство - это особая организация власти в обществе, обладающая следующими обязательными признаками: 1. Наличием собственной территории. Каждое государство имеет строго определенную территорию, а население, проживающее на данной территории, превращается в подданных или граждан государства. Под территорией принято понимать определенное пространство, включающее в себя:- землю и недра;- морские внутренние и территориальные воды, (водная территория);- воздушное пространство над сухопутной и водной территорией ;- Территория государства является своего рода материальной базой, без которой оно не может существовать.
2.Наличием публичной (государственной) власти. В каждом государстве существует выделенный из общества аппарат власти, управления и принуждения, состоящий из профессиональных работников, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Государственная власть выступает от имени всего народа. Для того чтобы эффективно управлять, государство имеет специальные средства - места лишения свободы, оружие, технику, специальные органы принуждения, идеологию, право. 3. Суверенитетом. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, а также ее самостоятельность и независимость на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть выступает от имени всего общества и распространяется на всех лиц, проживающих на определенной территории, а также обладает монополией на. применения насилия и установление общеобязательных правил поведения.Суверенитет - обязательный признак государства. Страна, не имеющая суверенитета, - колония дли доминион. 4. Принудительным взиманием налогов и иных обязательных платежей. Государство устанавливает размер налогов и иных обязательных платежей, определяет процедуру их взимания и устанавливает ответственность за нарушение этих требований. 5. Наличием собственных символов, атрибутов и памятных дат. Каждое государство имеет свой гимн, герб, флаг, особенные формы обращения людей друг к другу, традиции и обычаи. Государство - это организация публичной политической власти экономически доминирующего класса, которая обладает профессиональным аппаратом управления, обособленным от общества, и навязывает с помощью специальных, средств и мер свою волю населению.
Форма государства - это внешняя организация власти в стране. Форма государства складывается из трех составляющих: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления - это организация высших органов власти в государстве. Выделяются следующие основные виды форм правления: 1. Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве юридически принадлежит одному лицу, представителю правящей династии (король, царь, султан, эмир, раджа, шах, император). Монарх, как правило, получает свою власть по наследству. - наследственный порядок передачи власти. Монархические государства: Великобритания, Швеция, Саудовская Аравия, Япония, ОАЭ. 2. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются населением на прямую, либо формируются представительным общенациональным органом. Признаки республики: - коллективное правление, которое осуществляется не одним лицом, а системой государственных органов; - взаимоотношения между высшими органами государственной власти построены по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; - представительные органы власти и отдельные должностные лица избираются на определенный законом срок; - высшие органы государственной власти несут ответственность перед народом. Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государства, а также характер взаимоотношений центральных и региональных органов. Существуют три основные формы государственного устройства: 1. Унитарное государство (Великобритания, Япония, Финляндия) - это единое слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы не обладающие какой-либо политической самостоятельностью. 2. Федеративное государство (Россия, США, Бразилия, Мексика) - союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (субъектов), каждое из которых имеет собственную компетенцию, систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти, бюджет, законодательство, собственность. 3. Конфедеративное государство - временная форма союза государств, которые объединяются для достижения определенной цели, но сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Политический режим - под ним понимается характер разделения власти между аппаратом государства и обществом. Рассматривая политический режим мы даем ответы на следующие вопросы: какими методами государство осуществляет свои функции: с помощью насилия или без такового? Какими политическими правами и свободами обладают граждане страны? Выделяют следующие виды политических режимов: 1. Демократический политический режим - граждане пользуются широкими правами и свободами, не ущемляется свобода слова, печати, собраний, митингов. Государство осуществляет свои функции, преимущественно используя метод убеждения, а не принуждения. 2. Авторитарный (недемократический режим) политический режим - запрет основных прав и свобод граждан, цензура, использование насилия при осуществлении функций государства. 3. Тоталитарный политический режим - крайнее проявление авторитарного режима, характеризующееся полным контролем государства над личностью и всеми сферами жизни, произвол органов государственной власти (в особенности карательных органов), навязывание обществу единой идеологии.
3. Понятия права, признаки, функции
Слово "право" имеет много значений, и люди порой употребляют его, даже не задумываясь о конкретном содержании. Мы можем использовать это слово в семейно-бытовом смысле (право слушать музыку, право смотреть телевизор); в моральном (право пожилых людей просить уступить место в общественном транспорте) и в юридическом. В последнем случае под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и им охраняемых (гарантированных) и регулирующих наиболее важные общественные отношения. С материалистической точки зрения, право возникает одновременно с государством.. Необходимость в праве отчасти возникла и для того, чтобы защищать интересы вновь образовавшихся классов - ростовщиков, рабовладельцев, купцов, бюрократии. В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеет две стороны, две формы существования - естественное и позитивное право. Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину). Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства. По своей природе естественное право надгосударственно. Позитивное право, напротив, - продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебных прецедентах и иных источниках права. Основные принципы и функции права Под принципами права подразумеваются основополагающие идеи, реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основные свойства, требования, особенности, дух права). В принципах проявляется сущность права, его значение для общества. Выделяют следующие принципы права:1. Принцип справедливости (соответствие права существующим в обществе моральным нормам); 2. Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересы большинства);3. Принцип равенства права.4. Принцип гуманизма (человеколюбия). 5. Принцип свободы субъектов права.6. Принцип законности.7. Принцип ответственности за вину.8. Принцип взаимной ответственности государства и личности. 9. Принцип единства норм права.10. Принцип реальности норм права. Функции права - это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права. Основные функции права: А) Социальные функции права: 1. Экономическая - закрепление определенного типа производственных отношений. 2. Политическая - закрепление отношений по поводу власти. 3. Идеологическая - закрепление определенной идеологии или, напротив, плюрализма идей. Б) Специально-юридические функции права: 1. Регулятивная функция права - указание с помощью норм права необходимого, запрещенного или дозволенного поведения. 2. Охранительная функция права - установление ответственности для лиц, нарушающих запреты и не выполняющих обязанности, и защита прав.
4. Источники права и их виды Источник (форма) права - это способ выражения (оформления) и закрепления нормы права в объективной действительности. Виды источников права Российской Федерации. Основными источниками права на территории Российской Федерации является нормативно-правовые акты. Всю систему нормативно-правовых актов можно подразделить на три относительно самостоятельные, но взаимозависимые подсистемы. 1. Номативно-правовые акты федеральных органов государственной власти (Президент РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, Правительство РФ и т. д.):а) Конституция РФ. б) федеральные конституционные законы в) федеральные законы г) законы, принятые Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, в части, не противоречащей указанным выше актам;д) указы Президента РФ. Они издаются главой государства во исполнение полномочий, предусмотренных Конституцией РФ ж) постановления Правительства РФ издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ. з) подзаконные акты федеральных органов государственной власти (распоряжения, инструкции и письма министерств и ведомств, государственных комитетов и т.д
2. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации: а) конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов, городов федерального значения и автономной области; б) законы субъектов Российской Федерации; в) подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (постановления, указы, распоряжения, инструкции губернаторов, президентов республик, мэров городов федерального значения и т. д.). 3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (решения представительных органов местного самоуправления и глав администраций (мэров) городов, поселков, районов). 4. Нормативные договоры. Источниками права на территории России признаются и межгосударственные договоры, ратифицированные (одобренные) РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Специальным видом нормативных договоров являются договоры субъектов РФ с федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий. К нормативным договорам относятся также и коллективные трудовые договоры между профсоюзами и работодателями. 5. Правовые обычаи. Гражданский кодекс признал в общей форме возможность применения к регулированию отношений между субъектами предпринимательской деятельности обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору.
5. Система права
Под системой понимается нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Система права - это совокупность связанных между собой норм права и их объединений (институтов, отраслей и подотраслей), существующих в одном государстве. Отметим, что следует отличать понятие "система права" от понятия "правовая система". Правовая система - это более широкое понятие, которое включает в себя, наряду с системой права, источники права, юридическую практику и систему органов, создающих, исполняющих и охраняющих право. Элементы системы права: 1. Норма права - это единичное общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Норма права устанавливает запрет на совершение каких-либо действий или обязанность совершить какое-то действие или предоставляет право на его совершение. Например, статья 89 Конституции РФ дает Президенту РФ право на осуществление помилования. Признаки нормы права: а) правило поведения общего характера, предназначенное для неоднократного применения и распространяющееся на неопределенный круг лиц; б) исходит от государства и им охраняется; в) норма права общеобязательна для всех, к кому обращена; г) она является частью системы права; д) каждая норма формально определена, т. е. записана в определенном источнике. 2. Институт права - это совокупность норм права, регулирующих однородный вид общественных отношений (институт основ конституционного строя в конституционном праве). 3. Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих относительно обособленную, качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отрасль права складывается из нескольких институтов. Каждая отрасль права имеет свой особенный предмет и методы регулирования общественных отношений. 4. Подотрасль права - это совокупность институтов права, образующих внутри отрасли права обособленную группу, нормы которой регулируют свои, чем-то отличающиеся, общественные отношения (обязательственное право в гражданском праве). Основные отличительные признаки отраслей права: 1. Предмет правового регулирования - то, на что направлено действие норм. 2. Метод правового регулирования - способ воздействия на конкретную сферу отношений. Два основных метода: гражданско-правовой и административно-правовой. Вся система права делится на две большие группы: 1. Частное право - регулирует отношения преимущественно между негосударственными субъектами, касающиеся их частных интересов. 2. Публичное право - регулирует отношения по вмешательству государства в общественную жизнь по поводу общезначимых ценностей.
6.Понятие и виды правоотношений
Правоотношения - это связи между людьми, группами людей, урегулированные нормами права, где стороны имеют конкретные взаимные права и обязанности. Правоотношения - это важнейшие общественные отношения, и именно поэтому они регламентируются правом. Другие, менее значимые для жизни общества, общественные отношения регулируются иными социальными нормами (мораль, обычаи, традиции и т. д.) Признаки правоотношений: 1)правоотношения - это один из видов общественных отношений; 2) правоотношения урегулированы нормами права (иные общественные отношения могут быть урегулированы нормами морали и нравственности, религиозными и корпоративными нормами, традициями и обычаями); 3) реализация правоотношений поддерживается силой государства, т. е. обеспечивается государственным принуждением (если человек не соблюдает установленные государством правила поведения, то на него возлагается юридическая ответственность); 4) правоотношения существуют между конкретными сторонами, где каждая из сторон обладает определенными субъективными правами и юридическими обязанностями (права и обязанности сторон неразрывно связаны между собой, так как праву всегда должна корреспондировать обязанность, в частности, конституционно закрепленному праву человека на жизнь корреспондирует обязанность всех иных лиц не посягать на это право). В любом правоотношении традиционно выделяют три элемента: 1) Субъекты правоотношений - это люди или группы людей, между которыми складываются отношения и которые являются носителями прав и обязанностей в правоотношении. В правоотношении всегда присутствует две или более стороны. Субъектами правоотношений могут быть: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, народ, Российская Федерация, субъекты РФ, органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления, муниципальные образования. 2) Объекты правоотношений - это то, по поводу чего возникают эти общественные отношения. Объектами правоотношений могут быть материальные ценности, неимущественные блага. 3) Содержание правоотношения - это совокупность вытекающих из нормы права конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Под субъективным правом понимается предусмотренная нормой права и гарантированная государством, мера дозволенного поведения, а под юридической обязанностью - установленная в норме права и гарантированная государством мера должного, необходимого поведения. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе конкретных жизненных обстоятельств.
7.Основные признаки и понятие правонарушения.
правонарушение является единственным основанием возникновения юридической ответственности, которая связана с применением государственного принуждения в отношении лица, его совершившего. О правонарушении можно говорить лишь тогда, когда налицо имеются все элементы, из которых оно складывается. Элементы правонарушения предусмотрены в правовых нормах. Это - следующие элементы: 1) деяние; 2) противоправность деяния; 3) виновность деяния; 4) деликтоспособность субъекта противоправного деяния.
Анализ объективных и субъективных признаков правонарушения дает возможность определить его объективную и субъективную сторону.
По своей юридической природе всякое правонарушение представляет собой юридический факт, влекущий за собой возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, иначе говоря, отношений юридической ответственности
Виды правонарушений. Правонарушения классифицируются по их характеру, по степени общественной опасности и некоторым другим основаниям. Различаются уголовные, гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения. Кроме того, все правонарушения делятся на преступления (уголовные правонарушения) и проступки (гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения)
Каждому виду правонарушений соответствует особый вид юридической ответственности.
Уголовная ответственность. Санкции предусмотрены только уголовным законодательством (лишение свободы на определенный срок, пожизненное заключение и т.п.). Гражданскоправовая ответственность. Санкции предусмотрены в основном в гражданском и семейном законодательстве (возмещение имущественного ущерба, взыскание неуплаченного долга, отмена противоречащих закону сделок, денежная компенсация за причиненный моральный ущерб и т.п.). Административноправовая ответственость. Санкции предусмотрены в нормах административного, финансового, процессуального и других отраслей права (предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест на определенный срок и т.п.) Дисциплинарная ответственность. Санкции предусмотрены главным образом законодательством о труде, уставами вооруженных сил (замечание, выговор, увольнение с работы и т.п.). Юридическая ответственность служит достижению целого ряда целей. Во-первых, она служит охране существующего общественного строя. Во-вторых, она призвана обеспечить общую превенцию. Т.е. предотвратить возможность совершения правонарушений персонально-неопределенным кругом лиц.
8. Конституционное право как отрасль права
Конституционное право - ведущая, фундаментальная отрасль системы права России. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений. Под предметом конституционного права принято понимать совокупность общественных отношений, регулируемых отраслью конституционного права. Общеизвестно, что нормы права существуют для того, чтобы воздействовать на определенную наиболее важную часть отношений, складывающихся в человеческом обществе, подобно обычаям, нормам морали и т. д., регулировать ее. По сравнению с другими отраслями права, эти отношения имеют свои определенные особенности, а именно: 1) они складываются во всех сферах жизни общества - политической, экономической, социальной, духовной и др.; 2) это отношения, связанные с высшими интересами государства, общества и человека; 3) эти отношения характеризуют основы всей государственной и общественной жизни, статус личности, характер и механизм осуществления власти в государстве.
Итак, предметом конституционного права являются фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: 1) основы конституционного строя государства; 2) основы правового положения человека и гражданина; 3) основы территориального устройства государства (федеративные отношения); 4) формы и способы осуществления власти в государстве, а также система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником Конституционного права РФ1 является Конституция России принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. "Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления
9.Органы государственной власти
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках. Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;3) действуют от имени государства; 4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции; Виды государственных органов различаются по разным классификационным основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные органы подразделяются на выборные (представительные органы - Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министры). В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим в России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др. К центральным - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, а к местным - главы местной администрации.Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, образует систему органов государственной власти.Органы государственной власти делятся на три вида: законодательные (представительные), исполнительные и судебные, а также на органы федеральные и органы региональные (субъектов Российской Федерации).Законодательные органы осуществляют нормотворческую деятельность, органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в государстве. Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
10. Правовой статус человека и гражданина Традиционно правовой статус в самом общем виде закрепляет положение личности в обществе и государстве. В то же время правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса, ту часть, которая устанавливается и закрепляется в правовых актах государства. Эта категория носит собирательный характер. Принято выделять несколько видов правового положения (статуса). Например, общий конституционный статус человека и гражданина, специальный статус определенной категории граждан, статус иностранцев и апатридов (лиц без гражданства), статус физического лица и т. д. Общий конституционный статус является одинаковым и единым для всех граждан государства, а также он выступает базовым, исходным для всех иных возможных статусов человека.Основы правового положения (статуса) человека и гражданина в РФ представляют собой комплексный институт, в структуру которого входят следующие компоненты: 1) конституционная правосубъектность;2) гражданство;3) основные принципы правового положения;4) основные права, свободы и обязанности;5) гарантии правового статуса.Конституционно-правовой статус личности, как было отмечено выше, включает в себя не только права, свободы, но и обязанности. Круг обязанностей конкретного человека зависит от его статуса, от того, какое место занимает индивид в данном обществе. В то же время существуют обязанности, которые возлагаются на всех без исключения. Так, в соответствии с все граждане России обязаны соблюдать конституцию и законы нашего государства. Несомненно, что обязанность граждан ограничивается не только соблюдением Конституции РФ и законов, на них лежит также обязанность соблюдения всего действующего законодательства страны. Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы
11.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ
А п -- это отрасль российской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
А п -- это одна из самых объемных по содержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального развития.Административное право -- отрасль российского права имеющее свой предмет, метод, систему и источники административного права.
А п оказывает влияние на общественные отношения в сфере государственного управления, придавая им упорядоченный характер. С учетом федеративного устройства России это могут быть -- отношения между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации (республик, краев, областей), между органами исполнительной власти различных субъектов федерации, и т.д. как и любая другая отрасль права АП использует в качестве средств правового регулирования три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.
Источники АП многообразны. К ним относятся, прежде всего:
Конституция РФ от 1993г, определяющая основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничение предметов ведения.2.Административно-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законы РФ (принимаемые Федеральным), постановления, принимаемые его палатами (Государственной Думой и Советом Федерации).3.Нормативные указы президента РФ и положения.4.Нормативные постановления Правительства РФ.5Нормативные акты государственных комитетов и министерств РФ -- в отраслевом и межотраслевом масштабе.6Конституции республик, их законодательства, президентские и правительственные нормативные акты и нормативные акты министерств и ведомств -- на республиканском уровне.7Законодательные акты, уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований нормативные правовые акты -- на уровне субъектов РФ.9Административно-правовые нормы в межгосударственных соглашениях.10Постановления Конституционного Суда и Верховного суда РФ (разъяснения по вопросам толкования права) одни авторы относят к источникам правы, другие считают, что суды призваны применять право, а не творить его.
Многообразие источников АП ставит вопрос его систематизации кодификации. АП относится к числу самых несистематизированных отраслей. В настоящее время создан Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального АП. Многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права -- в Земельном, Таможенном Кодексах РФ.
12. Административная ответственность граждан.
Административная ответственность - это ответственность физических и юридических лиц за виновное нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выражающаяся в применении к нарушителям установленных административных санкций. Признаки: 1) наступает при совершении административного правонарушения; 2) устанавливается преимущественно нормами административного права; 3) субъектами ответственности являются физические и юридические лица; 4) может наступать во внесудебном порядке; 5) порядок наложения взысканий регламентируется административно-процессуальными нормами; 6) не влечет последствия в виде судимости. Различают два основания наступления административной ответственности (как и любой другой): фактическое и юридическое. Под фактическим основанием понимают акт человеческого поведения (или поступок), однако не любой поступок, а только нарушающий нормы права, т. е. являющийся правонарушением. Юридическое основание административной ответственности- это состав административного правонарушения, под которым понимают совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение и отграничивающих его от других правонарушений. В состав проступка входят признаки, характеризующий объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Административная ответственность физических лиц за проступки наступает с 16 лет.
Законность и обоснованность применения мер административной ответственности невозможны без оптимального количества и состава органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это-органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.
Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида -- проступок и преступление
Виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием административного правонарушения; лишение специального права, представленного данному гражданину (права на вождение транспорта, права охотника и т.д.); административный арест; выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; исправительные работы
13. Трудовое право как отрасль права
Трудовое право можно определить как отрасль права, нормы которой регулируют комплекс общественных отношений, связанных c трудом. Трудовое право -- отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения. Трудовые отношения -- это общественные отношения, которые возникают по поводу применения труда, когда сам общественный процесс труда является предметом обязательств и правовой регламентации. Для этих отношений характерны следующие признаки:
трудовые отношения -- это волевые общественные отношения, складывающиеся в результате приложения рабочей силы к средствам производства,
эти отношения возникают во всех случаях, когда трудящийся включается в коллектив предприятия,
выполняет определенную трудовую функцию в коллективе,
подчиняется трудовому распорядку и распоряжениям собственника (предпринимателя, администрации).
Объектами правового регулирования служит живой труд, его организация и условия. Каждый вид собственности порождает соответствующие ему формы хозяйствования, а, следовательно, и соответствующие формы организации труда. Поэтому различают несколько групп трудовых отношений:
трудовые отношения, складывающиеся на базе государственной форме собственности;
трудовые отношения, складывающиеся на базе коллективной форме собственности;
трудовые отношения, складывающиеся на базе частной собственности.
Основными принципами регулирования трудовых отношений являются: договорной характер трудовых правоотношений; Источниками трудового права являются: Конституция РФ (в ней провозглашается право на труд, на отдых и другие нормы, устанавливающие основные положения трудового права), Законы РФ и субъектов РФ, основным источником среди законов является Кодекс законов о труде РФ; подзаконные акты органов государственной власти,
Основные принципы ТП:
свободы труда, что означает право каждого на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы,
многообразие форм собственности и соответственно правовая охрана всех форм организации труда и трудовых отношений,
принцип свободы договора в пределах, установленных законом,
принцип всемерной охраны прав и законных интересов граждан,
принцип недопустимости злоупотребления со стороны граждан, их коллективов и других участников трудовых отношений.
14.КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И СОГЛАШЕНИЕ
Коллективный договор -- это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником. Коллективный договор является способом правового регулирования трудовых отношений на уровне предприятия. Он выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей.
К заключению коллективного договора предъявляется ряд обязательных требований: соблюдение законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны. Действующее законодательство предусматривает обязательную процедуру разработки и заключения коллективного договора.
Структура коллективного договора включает три вида условий:
нормативные условия (положения) коллективного договора -- локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников этого предприятия;
обязательственные условия (положения) -- они, в отличие от нормативных, не означают правил поведения общего характера, они конкретны и касаются взаимных обязанностей сторон (система и размеры оплаты, пособия, компенсации, условия высвобождения работников, условия труда и его охраны и т.д.)