Принципы -- это основополагающие начала, требования, определяющие сущность правового государства:
1. Приоритет права и верховенство закона -- разрешение всех противоречий в государственной и общественной жизни на основе права, действующих законов; необходимость правового обоснования любых решений государственных органов; наличие в государстве всех необходимых правовых норм и процедур (конституции, законов и т. д.). Согласно данному принципу ни один государственный орган, должностное лицо, общественное объединение, человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.
2. Разделение властей -- для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная -- правительству, судебная -- суду, чтобы исключить сосредоточение власти в руках одно го лица или группы лиц и предотвратить возможность ее использования в интересах меньшинства.
3. Незыблемость прав и свобод личности -- приоритетный принцип, он лежит в основе всех взаимосвязей человека с органами государства, общественными структурами, гражданами, которые должны строиться на правовой основе.
4. Взаимная ответственность государства и личности -- отношения между ними должны строиться на началах равенства и справедливости, государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждой личностью. Взаимная ответственность государства и личности -- неотъемлемое свойство правового государства.
Таким образом, правовое государство -- это такая политическая организация власти, при которой реально осуществляется приоритет права и верховенство закона, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви, незыблемость прав и свобод человека и гражданина и их судебная защищенность; все противоречия и конфликты разрешаются исключительно политическими и юридическими средствами на основе общественного согласия.
2. Суть принципа разделения властей
Политическая власть представляет собой отношение между властной и подвластной структурами, организациями, возможностями и способностями политических субъектов осуществлять свою волю в интересах гражданского общества и государства, а, следовательно, своих лично.
Политическая практика базируется на следующих принципах политической власти:
всеобщность;
управляемость;
многоуровневость;
конкретность;
легитимность;
изменчивость содержания;
подвижность методов и средств деятельности субъектов.
Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения важнейших сфер общественной и государственной жизни. Решение этой проблемы во многом определяется реализацией принципа разделения властей.
Выделяют три причины разделения властей в условиях демократического правового государства.
Во-первых, исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что неизбежно приводит к злоупотреблениям, установлению диктатуры, тоталитарного режима.
Во-вторых, разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдерживаний и противовесов.
В-третьих, позволяет гармонично решать многие проблемы общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Законодательная власть есть верховная, но не абсолютная, не деспотическая власть. Пределы-условия законодательной власти по Дж. Локку:
существование закона для всех людей;
законы предназначаются для блага народа;
без согласия народа нельзя увеличивать налоги;
законодательный орган не может и не должен передавать законодательную власть кому-либо другому.
Основное назначение законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Законодательная власть имеет представительный характер. Законодательная власть представлена системой органов государства. К ним в России относятся:
3. Парламент (Федеральное Собрание)
Представительные органы субъектов Федерации -- республик, краев, областей; городов федерального значения, автономной области и автономных округов; которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения на территории соответствующего субъекта Федерации.
Исполнительная власть включает в себя исполнение законов внутри государства и общества, а федеративная руководит внешней безопасностью и интересами общества, т. е. международными связями. Исполнительная власть подчинена законодательной.
Систему федеральных органов исполнительной власти в России составляют: министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры). В субъектах Федерации органами исполнительной власти выступают президенты, правительства, министерства (в республиках), администрации, правительства, Министерства, мэрии, департаменты и др. (в иных субъектах). Судебная власть осуществляет правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, споров, связанных с нарушением норм права, путем, конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только закону, они несменяемы, неприкосновенны.
Судебная система Российской Федерации складывается из трех ветвей:
Конституционный Суд России и конституционные суды в республиках. Основная задача их заключается в проверке на соответствие Конституции правовых актов органов публичной власти.
Суды общей юрисдикции осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает дела наибольшей сложности и особой важности, проверяет обоснованность и законность решений судов общей юрисдикции и т. п.
Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды. Они рассматривают споры в сфере экономики, управления, о банкротстве и т. п.
4. Основные права и свободы гражданина в России
Права человека -- это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
В России признана необходимость придерживаться в данной области общепризнанных международных стандартов, закрепленных в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека (1950 г.) и др. Подтверждением этому служит принятая в 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, в соответствии с которой каждый гражданин РФ имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; закрепляется право граждан на митинги, демонстрации, уличные шествия; право избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), объединяться в общественные объединения, свободно определять свою национальность.
Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной сферах (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение). Провозглашается равенство всех перед законом и судом; обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).
Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные, личные.
Для России движение к правовому государству не было никогда и не будет простым, быстрым и эффективным. Причин тому довольно много.
Демократическое гражданское общество только начинает формироваться, ею структуры размыты, нестабильны.
Экономические проблемы решаются непоследовательно, противоречиво, что ведет к росту численности люмпенизированных слоев населения, поляризации доходов, стимулирует усиление социальной напряженности, массовое недовольство проводимыми реформами.
Государственная власть неспособна решить сложные проблемы, выдвигает много нереализуемых программ, что подрывает веру в состоятельность властных структур.
Действующая российская Конституция стимулирует становление правовых норм демократического процесса. Данная в ст. 1 Конституции характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности.
Однако верховенство закона не стало доминирующим в российском обществе и законодательстве. Соотношение Между законами и подзаконными нормативными актами по-прежнему не в пользу законов. Силу и вес все еще имеют ведомственные правовые акты, иногда вторгающиеся в сферу действия законов. Законодательная власть в полной степени не использует свои полномочия и возможности, поэтому многие области общественной жизни остаются без законодательного регулирования, что замедляет и осложняет процессы формирования гражданского общества и правового государства.
Конституция РФ заложила надежные основы для реального функционирования трех ветвей-власти. Однако практика свидетельствует, что между законодательной и исполнительной ветвями власти существуют противодействия, борьба, что приводит к неоправданным издержкам во многих областях жизнедеятельности общества. Судебная власть, формально обретшая самостоятельность и независимость, не стала мощной силой, стоящей на страже интересов личности.
5. Гражданское общество
Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах, но прежде всего гражданин -- это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни. Гражданин -- это человек, наделенный всей полнотой прав, свобод и обязанностей.
Быть гражданином -- значит, пользоваться определенными гражданскими правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в Основном Законе страны -- Конституции. Среди важных прав -- право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии. Наиболее полно этот комплекс прав представлен во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.
Гражданин -- человек свободный. В Римской империи все свободное население имело права римского гражданства.
Буржуазные революции XVII--XIX вв. стали новым этапом развития понятия «гражданин». В этот период был создан ряд нормативных актов, которые составляют историю прав человека. Среди них -- Конституция США (1787), несколько раньше была провозглашена Декларация независимости (1776), которую считают первой в истории декларацией прав человека. И, наконец, в 1789 г., во время Французской буржуазной революции, провозглашается Декларация прав человека и гражданина.
Основой этих документов стали гуманистические идеи эпохи Возрождения. Главная мысль -- обеспечение свободы человека, путем провозглашения его естественных прав. Авторы деклараций стояли на позициях теории естественного происхождения прав человека. Согласно этой теории гражданские права неотчуждаемы и даны человеку от рождения.
Таким образом, человек, гражданин имеет права, но и несет ответственность за свои поступки, ответственность перед законом, т. е. правовую ответственность.
Гражданство -- это правовая связь человека с государством. Гражданство означает принадлежность человека какому-либо государству и предполагает совокупность прав и обязанностей, определяющих правовое положение гражданина в государстве.
В свою очередь, гражданство само выступает объектом права. Во Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
Высшие проявления гражданственности заключаются в том, чтобы быть патриотом, любить свое Отечество, всегда стремиться к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно.
Процветание Родины, как считал академик А. Д. Сахаров, выдающийся ученый-физик, правозащитник, гуманист, -- это счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения.
Высшее проявление гражданственности -- это огромное чувство ответственности за события, происходящие в стране, ответственность перед последующими поколениями, это подлинное мужество в отстаивании прав и свобод человека перед лицом опасности, чем бы это ни грозило и какие бы последствия не влекло.
Участие граждан в политике и управлении возможно лишь при демократической форме государственности посредством проведения выборов и референдумов, так как каждый гражданин наделен избирательным правом.
Избирательное право в демократических государствах представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения различных субъектов в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Смысл, проведения избирательной кампании состоит в том, чтобы дать избирателям возможность сделать продуманный и осознанный выбор. Участие гражданина в выборах является добровольным. .Каждый гражданин, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Помимо этого, граждане вправе проводить демонстрации, митинги и прочие, не запрещенные законом акции, в которых могут открыто высказывать свое мнение, обращаться с призывами, тем самым оказывая влияние на политику в стране.
Выборы и референдум имеют наибольшую политическую и социальную ценность.
Референдум -- это прямое непосредственное обращение к избирателям для решения какого-либо политического вопроса. Решения референдума обладают сами по себе высшей юридической силой и в каком-либо последующем утверждении не нуждаются. В нашей стране референдум назначается Президентом РФ и проводится на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Референдум -- это форма прямой демократии.
Выборы -- наиболее широко применяемая форма непосредственной демократии. Они должны быть свободными, т. е. исключающими контроль со стороны кого бы то ни было за волеизъявлением избирателей. Демократические, свободные и периодические выборы в органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Но участие в выборах -- дело ответственное, так как гражданин, голосуя за того или иного кандидата, делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне.
Гражданское общество -- это индивидуализированная форма социальности; противостоящая политическому государству, уровень развития и степень зрелости общества в целом, его историческая форма, состояние.
Оно означает возможность присвоения личностью всей гаммы общественных отношений, удовлетворения человеком жизненных потребностей и интересов. Таким образом, понятие гражданского общества в каждый данный момент позволяет показать соотношение между социальным идеалом и реальным состоянием общества.
Основные функции гражданского общества: социально- компенсаторская и компенсаторно-регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная, коммуникативная, непосредственного жизнеобеспечения/социализации, гражданского правопорядка, социальной защиты и гаранта против произвола властей.
Принципы жизни гражданского общества -- индивидуализация, конкуренция и сотрудничество. Главные черты гражданского общества -- неполитический и негосударственный характер, противоречивость и альтернативность политическому государству. Оно носит исторический, открытый (незавершенный) и этнорегиональный характер.
Первые проблески различения государственно-политической и гражданской сфер общества относятся к идеологии Нового времени. Понятие гражданского общества развивается в русле идеи о свободе личности, как гражданина, независимого от политического государства. Первичные формы представлений о гражданском обществе относятся к разведению понятий гражданской и политической свободы (Дж, Пристли), общества и государства (Т. Пейн, Г. Гегель, В. фон Гумбольдт). Показателем зрелости гражданского общества является наличие собственной структуры. Основными элементами системы гражданского общества выступают: персонифицированные отношения собственности; общественные объединения и организации граждан, созданные без участия, финансирования и контроля со стороны государственных органов (они строятся на принципах самоуправления, самодеятельности и добровольности); механизмы и формы общественного и муниципального самоуправления; неангажированные государством средства массовой информации и коммуникации; социальный договор как основной регулятор гражданской жизни; развитое «частное право» и «частная жизнь», независимые суд и адвокатура. Кроме того, к структуре гражданского общества относятся частные благотворительные фонды и механизмы социальной адаптации (например, мигрантов или инвалидов).
Основной тенденцией развития «гражданского общества» выступает движение, национально-замкнутых гражданских обществ, базирующихся на национальном рынке и национально-суверенном государстве, к гражданскому сообществу нескольких этнорегиональных обществ, близких между собой по уровню и степени развития (пример: Европейский Союз, где гражданские интеграционные процессы значительно опережают политические).
Список литературы
1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.