Рефераты

Правовое обеспечение организационной структуры органов территориального общественного самоуправления

Правовое обеспечение организационной структуры органов территориального общественного самоуправления

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа по направлению «Юриспруденция»

Правовое обеспечение организационной структуры органов территориального общественного самоуправления

Омск - 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Территориальное общественное самоуправление: организационно правовые аспекты

1.1 Правовое регулирование организации ТОС в РФ

1.2 Система правового обеспечения ТОС в субъектах РФ (на примере г. Омска)

1.3 Организационная структура ТОС

Глава 2. Правовое регулирование деятельности органов комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС) в г. Омске

2.1 Организация и основные направления деятельности органов территориального общественного самоуправления в городе Омске

2.2 Структура органов территориального общественного самоуправления в городском округе

Глава 3. Нормативное регулирование КТОС в КАО г. Омска

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Со вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 года в нашей стране “...признается и гарантируется местное самоуправление.” (ст.12 Конституции РФ). Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Российская газета. - 2003. - 8 окт..

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения

На сегодняшний день очевидна актуальность и необходимость муниципальных преобразований в сфере местного самоуправления и муниципальных образований. Главная линия развития местного самоуправления сегодня заключается в создании целостной, эффективной, гибкой и демократической системы муниципального управления, утверждения на деле авторитета местной власти.

Одной из форм местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС). Несмотря на точное определение, под которым «понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые до сих пор спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Российская газета. - 2003. - 8 окт..

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению.

Актуальность данной темы состоит в необходимости определения путей модернизации системы территориального общественного самоуправления, направленных на повышение эффективности и результативности ее работы.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.

Так как Конституцией РФ установлено, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, то включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» конкретизировал положение Конституции РФ и установил, что население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. В этом же нормативном акте закрепляется положение, согласно которому население самостоятельно и под свою ответственность осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

С 1 января 2009 г. все положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 вступили в законную силу. Но модель местного самоуправления, закрепленная в нормативных правовых актах, не сформировалась и тому есть много объективных и субъективных причин, тормозящих этот процесс. Вряд ли можно с уверенностью говорить о приближении управления на местах к гражданам. Закон предусматривает достаточно большое количество форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Степень изученности темы исследования. Вопросы организации местной власти на протяжении многих лет привлекали к себе внимание ученых. Это связано с тем, что сама тема управления местными сообществами, их самоуправления является одной из главных для большинства научных дисциплин: истории, политологии, права, социологии и др. В последние годы по проблеме местного самоуправления написано множество статей, монографий, защищены кандидатские и докторские диссертации. В разработку современных проблем местного самоуправления определенный вклад внесли отечественные правоведы: Г. Атаманчук, О. Кутафин, Л. Гильченко; политологи: М. Афанасьев, В. Бакушев, Г. Марченко и др. Много полезных работ написано экономистами, историками, социологами. Накопленный опыт стал предметом «оживленных дебатов» и анализа среди ученых и практиков. В частности издан ряд обобщающих работ и материалов конференций по проблемам местного самоуправления.

Особенно активно проблема местного самоуправления изучалась в нашей стране в 90-е годы XX века, после начала радикальной реформы власти, юристами и правоведами. Оказались вновь востребованными труды отечественных социологов и правоведов XIX - н. XX века. С новых позиций начинается осмысление опыта советского самоуправления 20-х годов, давшего образцы диалога государственной власти и населения. Эти процессы нашли отражение в работах Т. В. Атаманчука, И. И. Овчинникова, О. М. Роя, Е. С. Шугриной и др.

В данный период наряду со сквозными проблемами местного самоуправления, появляется еще целый ряд наиболее существенных проблем: проблема демократии; проблема местной политической автономии; проблема местной экономической автономии; проблема интеграции местного самоуправления в общую систему управления государством; проблема проведения политического курса на местном уровне.

В. Ф. Шрейдер проводит исследование проблем социальной политики и практики местного самоуправления. Использует политико-социологический подход, который позволяет ему анализировать формирование структур политической власти в федеральном и региональном измерениях.См.: Шрейдер В. Ф. Местное самоуправление как институт социальной политики: монография / В. Ф. Шрейдер. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2005. - 190 с. Исследователи продолжают заниматься изучением истории развития местного самоуправления. Так А. П. Толочко в своей работе освещает основные этапы становления и развития городского самоуправления в Омске в дореволюционный период, характеризуя его организацию, функции и главные направления деятельности.См.: Толочко А. П. Городское самоуправление в Омске в дореволюционный период / Толочко А. П., Коновалов И. А. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1997. - 82 с.

В настоящее время имеется ряд работ, посвященных территориальному общественному самоуправлению, как одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Их авторами являются В. В. Яшин, А. А. СергеевСм.: Сергеев А. А. ТОС как форма муниципальной демократии // Правоведение. - 2004. - № 5. - С. 27-34., Л. Д. МорозоваСм.: например, Мороза Л. Д. Территориальное общественное самоуправление как реальная демократия населения // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 29-31., Е. В. БелоусоваСм.: Белоусова Е. В. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм реализации непосредственной демократии // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 4. - С. 20-21., А. М. КиселеваСм.: Киселева А. М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе // Социологические исследования. - 2008. - № 10. - С. 73-80. и др. Так В. В. Яшин выделил две группы факторов, которые обусловили важность совершенствования системы и структур ТОС: 1. факторы социально-экономического характера; 2. специфические факторы, определяющие возможность повышения эффективности органов общественного самоуправления.См.: Яшин В. В. Территориальное общественное самоуправление: опыт, поиски, проблемы / В. В. Яшин. - Омск: Омская областная организация общества «Знание» России., 1998. - 25 с. Интересной для нас представляется оценка института территориального общественного самоуправления В. А. Кирпичникова: «От ТОС одна сплошная польза, так как оно действует в интересах населения».Кирпичников В. А. Роль ТОС в системе местного самоуправления / В. А. Кирпичников // Демократия, политика, власть. Сб. трудов третьей ежегодной Всерос. конференции. - М., 2002. С. 35.

Объектом работы является система органов местного самоуправления.

Предметом работы являются органы территориального общественного самоуправления как разновидность форм осуществления местного самоуправления. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Цель работы: раскрыть правовое обеспечение организационной структуры органов территориального общественного самоуправления.

В связи с этим поставлены задачи:

1. рассмотреть теоретические основы местного самоуправления РФ.

2. оценить непосредственную и представительную демократии в системе местного самоуправления;

3. проанализировать нормативно - правовую базу ТОС;

4. раскрыть содержание института территориального общественного самоуправления города Омска;

5. разработать рекомендации по улучшению функционирования территориального общественного самоуправления.

Структура работы: работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Теоретическую базу составляют работы отечественных ученых, исследовавших проблемы муниципального управления и реформирования муниципальных образований и нормативно правовая база деятельности территориального общественного самоуправления на территории города Омска.

Источниковую базу составляют нормативно-правовые акты, которые можно классифицировать по принципу юридической силы на следующие группы:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные законы (ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

3. Устав города Омска;

4. Решение Омского городского Совета от 07.06.2006 г №366 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске»;

5. Решение Омского городского Совета от 07.12.2005 г. №306 «О территориях, на которых действуют комитеты территориального общественного самоуправления города Омска»;

6. Постановление мэра города Омска от 06.07.2005 г. №3583-п «О создании Совета по территориальному общественному самоуправлению при Мэре города Омска»;

Таким образом, развитие региональной и муниципальной нормативной базы способствует повышению эффективности образования, развития и деятельности органов территориального общественного самоуправления, их взаимодействие с государственными и муниципальными органами.

Глава 1. Территориальное общественное самоуправление: организационно-правовые аспекты

1.1 Правовое регулирование организации ТОС в РФ

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов местного самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления -- это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.. Другими словами, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Это предполагает, в свою очередь, организационную обособленность местного самоуправления от государственной власти. Поэтому государственные органы не выступают, как прежде, вышестоящей инстанцией, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.

Согласно статьи 130 Конституции РФ вся полнота власти в местном самоуправлении принадлежит населению данной местности, которое осуществляет местную власть в двух формах Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.:

Прямая:

-референдум;

-выборы должностных лиц местного самоуправления.

Косвенная:

-через представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.Ст. 131

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Российская газета. - 2003. - 8 окт. Ст. 15

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет исключительное ведение представительных органов:

1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4. установление местных налогов и сборов;

5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 8 Устава города Омска Омский городской Совет является представительным органом местного самоуправления. Устав города Омска (в редакции Решения Омского городского совета от 14.11.2001 №417. Ст. 8

Действующее федеральное законодательство не обуславливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно Устава города Омска Глава города Омска - Мэр города Омска является высшим выборным должностным лицом муниципального образования и возглавляет Администрацию города Омска.

Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска.

Кроме того, в Уставе помимо представительных и исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления предусмотрены и иные органы, должностные лица местного самоуправления:

1. Контрольно-счетная палата города Омска является контрольным органом местного самоуправления.

2. Омская городская избирательная комиссия является органом местного самоуправления города Омска, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума и иных вопросов, отнесенных к его компетенции.

Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят: решения, постановления выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.

Население определенного муниципального образования принимает участие в решении местных вопросов не только через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Российская газета. - 2003. - 8 окт. Ст. 22

По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования. Местный референдум - это высшее непосредственное выражение воли населения данной территории. Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления, как по собственной инициативе, так и по требованию населения.

На муниципальных выборах проводятся в соответствии с действующим законодательством выборы депутатов городского Совета и главы муниципального образования.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении являются:

· местный референдум;

· выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

· голосование по отзыву депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

· голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

· сход граждан;

· правотворческая инициатива граждан;

· территориальное общественное самоуправление;

· публичные слушания;

· собрания граждан;

· конференция граждан (собрание делегатов);

· опрос граждан;

· обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования;

· иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации.

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии со ст. 33 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должно основываться на указанных в этой статье принципах. Этих принципов всего два.

Первый принцип - законность, т.е. соблюдение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Второй принцип - добровольность непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это означает, что никто, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, не может принуждать граждан к участию в этом. Этот принцип в равной мере применим к принуждению граждан к неучастию в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и неучастию населения в осуществлении местного самоуправления.

Институты непосредственной демократии позволяют гражданам участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления. С помощью институтов непосредственной демократии усиливается и контроль граждан за деятельностью этих органов.

Однако даже самое детальное правовое регулирование институтов ТОС само по себе не является гарантией активного использования таких институтов гражданами. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что государственные органы и их должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Очень важной является деятельность органов местного самоуправления по практическим разъяснениям (в том числе и через средства массовой информации) вопросов участия граждан в непосредственном осуществлении местной власти.

1.2 Система правового обеспечения ТОС в субъектах РФ (на примере г. Омска)

Территориальное общественное самоуправление является относительно новой формой прямой демократии, которая впервые была введена Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и получила дальнейшее развитие в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Белоусова Е. В. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм реализации непосредственной демократии // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 4. - С. 20.

В Омском регионе территориальное общественное самоуправление появилось задолго до того, как появился первый нормативный правовой акт о территориальном общественном самоуправлении. Его органы впервые возникли в Центральном административном округе в 1992 г.См.: Бабинов Ю. А. Гражданское общество и демократия участия / Ю. А. Бабинов, А. А. Чемшит, В. Ф. Шрейдер. - Севастополь, 2006. - 418 с.

Под территориальным общественным самоуправлением в городе Омске понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Омска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске: решение Омского городского Совета от 7 июня 2006 г. № 366, ст. 1 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 9. Оно строится на принципах: свободы выбора гражданами форм самоуправления; защиты прав и интересов населения; широкого участия жителей в выработке, принятии и реализации решений местного значения; самостоятельности в определении и реализации приоритетов развития территорий; выборности органов территориального общественного самоуправления, их ответственности перед населением территории; гласности и учета общественного мнения; сочетания интересов самоуправляемой территории с интересами муниципального образования и государственными интересами.Там же. Ст. 2.

Особенность организации ТОС заключается в том, что для его деятельности достаточно механизмов самоорганизации населения, его учреждение на той или иной территории не является обязательным в отличие от местного самоуправления.Берестова И. А. Указ. соч. С. 21. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Границы территории, на которой оно осуществляется, устанавливается представительным органом поселения по предложению населения (как правило, на собраниях или конференциях), проживающего на данной территории.Белоусова Е. В. Указ. соч. С. 20.

В целях представления интересов населения, проживающего на соответствующей территории, ТОС г. Омска вправе:

1) привлекать население к участию на добровольной основе в мероприятиях по обеспечению сохранности жилищного фонда, санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории города;Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске: решение Омского городского Совета от 7 июня 2006 г. № 366, ст. 6 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 9.

Это является одним из приоритетных направлений деятельности КТОСов. Традиционными стали рейды по санитарному состоянию территории и по вопросам ЖКХ, в том числе проведение субботников, месячников по санитарной очистке, благоустройству территории микрорайонов, участие в городских и окружных конкурсах;Территориальное общественное самоуправление // Бюллетень о деятельности органов территориального общественного самоуправления / А. В. Голев, Т. Н. Кишкина, Б. Р. Мухамедшин. Выпуск 11. - Омск: Департамент информационной политики и общественных отношений Администрации города Омска, 2007. - С. 8.

2) содействовать соответствующим организациям, управляющим жилищным фондом, предоставляющим коммунальные услуги, в улучшении качества содержания жилищного фонда, в проведении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа, воды;

3) обращаться с инициативой в Администрацию города Омска по формированию планов социально-экономического развития территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление;

4) проводить информационно-разъяснительную работу с населением, а также опросы в целях изучения общественного мнения;Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске: решение Омского городского Совета от 7 июня 2006 г. № 366, ст. 6 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 9.

5) содействовать в организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с жителями города Омска;

6) содействовать в проведении мероприятий по предупреждению правонарушений, охране общественного порядка, обеспечению пожарной безопасности;

7) содействовать в организации и принимать участие в проведении социально значимых работ на соответствующей территории;Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске: решение Омского городского Совета от 7 июня 2006 г. № 366, ст. 6 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 9.

8) участвовать в разработке и реализации общегородских целевых программ;

9) вносить предложения по вопросам обеспечения жителей города Омска услугами связи, общественного питания, торговли, бытового и транспортного обслуживания и другим вопросам местного значения;

10) вносить предложения в органы местного самоуправления города Омска по решению вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства;

11) участвовать совместно с органами местного самоуправления города Омска в обсуждении вопросов в области градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством;

12) вносить предложения по созданию условий для организации досуга, массового отдыха граждан, привлекать на добровольной основе население соответствующей территории к участию в организуемых культурно-массовых мероприятиях;

Территориальное общественное самоуправление представляет собой целостную организационную систему, которая включает в себя: общие собрания, конференции жителей; органы территориального общественного самоуправления (комитеты, ревизионные комиссии).

Собрания и конференции жителей являются высшей формой проявления прямой демократии в данной системе. В связи с этим к их исключительным полномочиям отнесены вопросы принятия устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов ТОС; определение основных направлений его деятельности; утверждения сметы доходов и расходов и отчетов о ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС. Собрание считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция - если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов (от дома, улицы и т. д.) представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Решения, принимаемые на собраниях или конференциях жителей, носят обязательный характер для органов территориального общественного самоуправления.Белоусова Е. В. Указ. соч. С. 21.

Современный процесс формирования гражданского общества в РФ немыслим без развития активности населения в управлении.Киселева А. М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе // Социологические исследования. - 2008. - № 10. - С. 74. Люди, живущие в пределах одной территории, представляют правовую форму объединения населения, способную преобразовать местное хозяйство, повышать качество услуг, развивать местное производство в соответствии со своими интересами.Морозова Л. Д. Местное самоуправление в России - сочетание государственных и общественных начал // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. .38. На муниципальном уровне возможность гражданского участия реализуется через органы территориального общественного самоуправления. Данный институт призван способствовать воспитанию гражданского самосознания, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения, организации его активного сотрудничества с властью. Муниципальная власть без поддержки и доверия населения лишь дублирует власть государственную.Киселева А. М. Указ. соч. С. 74.

Органы ТОС создаются по инициативе жителей и избираются на собраниях или конференциях граждан. Они представляют интересы населения соответствующей территории во взаимоотношениях с другими субъектами. Органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставами и сложившейся практикой не реже одного раза в год отчитываются о своей деятельности на собрании граждан или конференции жителей. По инициативе жителей отчеты могут проводиться и во внеочередном порядке, а также заслушиваться отчеты отдельных членов территориального общественного самоуправления, его комиссий. Принятые решения в пределах их полномочий для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан на данной территории носят рекомендательный характер.Белоусова Е. В. Указ. соч. С. 21.

Назначение территориальных органов местного самоуправления - стать составными элементами муниципального управления и выразителями интересов и инициатив населения, которые они представляют.

Для формирования собственной финансовой самостоятельности территориальных общественных образований в Омске в 1998 г. в каждом округе были созданы Фонды объединения и развития территориального общественного самоуправления.Киселева А. М. Указ. соч. С. 76.

Таким образом, организационная система ТОС основана на сочетании форм непосредственной и представительной демократии, что существенным образом отличает его от всех других форм прямого волеизъявления населения.Белоусова Е. В. Указ. соч. С. 20.

Созданная система территориального общественного самоуправления позволяет более эффективно решать вопросы содержания, текущего и капитального ремонта жилищного фонда, общественного порядка и санитарного состояния территории городов. В сельских поселениях территориальное общественное самоуправление пока не нашло широкого применения, вопросы местного значения решаются при участии депутатов и общественности поселений.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г.» // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С.16.

Итак, в г. Омске территориальное общественное самоуправление появилось задолго до появления первого правового акта о территориальном общественном самоуправлении. Основная цель которого заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов. Основной формой реализации этой цели является организация специальных органов, ответственных за решение текущих вопросов территориального значения и взаимодействия с местными органами власти. В Омске основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС), которые впервые возникли в Центральном административном округе в 1992 г. Их формирование происходило с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической инфраструктуры, географического положения территории и др. КТОСы принимают собственный устав, и считаются учрежденными с момента его регистрации уполномоченным органом местного самоуправления. В городе Омске действует более 70 КТОСов, в которых работает около 1000 человек. Развитие территориального общественного самоуправления, представляющего собой субъективное право граждан на участие в осуществлении публичной власти на местном уровне, объективно отвечает интересам местного самоуправления и должно способствовать его укреплению и совершенствованию.

1.3 Организационная структура ТОС

Конституция Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправленияКонституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 1993. - 25 дек...

Местное самоуправление как самый близкий к населению уровень публичной власти должно основываться на активном участии жителей муниципальных образований в решении вопросов местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ расширил печень форм прямого волеизъявления гражданФедеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 202 (3316). - 8 октября 2003 г..

Впервые в закон были включены: голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; публичные слушания; конференция граждан; опрос граждан. Таким образом, эти формы непосредственной демократии делятся на две группы.

Первая группа - формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления путем принятия обязательных для исполнения решений. Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются: местные референдумы; муниципальные выборы; голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований; сходы граждан в малых муниципальных образованиях.

Вторая группа - формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив. К ним относятся: участие в опросах граждан по различным вопросам местной жизни, собрания и конференции (собрания делегатов); публичные слушания; правотворческая инициатива граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; мирные массовые акции населения; территориальное общественное самоуправление Юшина Е.А. Муниципальное управление. - М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2003. - c.112. .

К числу наиболее эффективных форм самоуправления, через которые осуществляется превращение человека из объекта гражданского общества в его субъект, относятся общественные объединения и движения.

Особой формой взаимодействия и объединения граждан является форма территориального общественного самоуправления (далее - ТОС). Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Такая структура является эффективной формой социальной организации, в которой осуществляется коллективное решение задач небольших общностей и территорий Юшина Е.А. Муниципальное управление. - М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2003. - c.114..

В большинстве муниципальных образований инициатива создания ТОС идет не от населения, а от местных администраций или депутатов.

На практике ТОС чаще всего образуется на территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, а в домах и отдельных подъездах избираются уполномоченные выборные лица ТОС (старшие по домам и старшие по подъездам).

Деятельность ТОСов сводится к следующим направлениям:

- принятие Устава ТОС микрорайона, внесение изменений, дополнений и контроль за их соблюдением;

- разъяснение, обеспечение исполнения, контроль исполнения гражданами, юридическими и иными лицами на соответствующей территории действующего законодательства, нормативно-правовых актов городского самоуправления, собственных решений по вопросам общественного самоуправления;

- защита социальных, экономических и иных законных прав и интересов граждан, оказание им помощи;

- привлечение граждан к управлению жилищным фондом, работе по обеспечению сохранности домов и их дальнейшего благоустройства, улучшения содержания подъездов домов, соответствующей территории, объектов благоустройства и культурно-бытового обслуживания, поддержанию санитарного порядка и противопожарной безопасности;

- содействие муниципальным службам и другим организациям в

- улучшении эксплуатации и содержании муниципальных и других объектов;

- содействие органам городского самоуправления в разработке планов программ социально-экономического развития района и долевое участие в их реализации;

- создание коммерческих, некоммерческих организаций, осуществление производственно-хозяйственной и иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством, направленной на достижение уставных целей;

- владение, распоряжение, пользование имуществом, финансовыми ресурсами как собственными, так и переданными органами городского самоуправления по договорам на определенные цели;

- формирование, утверждение смет доходов и расходов, решение других финансовых вопросов;

- организация работы граждан по предупреждению правонарушений, оказание помощи педагогическим коллективам, правоохранительным и иным органам в поддержании законности, правопорядка, предупреждений наркомании, алкоголизма, особенно среди школьников, подростков;

- оказание помощи и содействие гражданам, организациям, коллективам в создании и развитии органов территориального общественного самоуправления, общественных организаций;

- создание условий для обеспечения граждан услугами торговли,

общественного питания, бытового и сервисного обслуживания, организации досуга, кружков, клубов, развития физической культуры и спорта;

- информирование граждан по наиболее важным вопросам социально-экономической жизни и деятельности Совета ТОС;

- оказание помощи депутатам всех уровней, а также другим должностным лицам органов государственной власти и городского самоуправления по организации встреч с населением по их просьбе.

Нижеперечисленные направления деятельности территориальных сообществ в сибирских городах дают нам представление о широте их сферы деятельности. Это - благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости детей и подростков, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в охране и поддержании правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок и другое.

ТОС служит своего рода связующим звеном в отношениях между конкретно взятым человеком (членом организации) и органом власти, причем эта связь носит двусторонний и взаимодополняющий характер. Данная форма общественного объединения должна помочь в преодолении отчужденности и пассивности большей части населения в решении социальных проблем общества, организовать систему и особый характер взаимоотношений между органами власти и народом, привлекать к участию населения в местном самоуправлении, воспитывать гражданское самосознание.

Глава 2. Правовое регулирование деятельности органов территориального общественного самоуправления в г. Омске

2.1 Организация и основные направления деятельности органов территориального общественного самоуправления в городе Омске

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах определенных территорий проживания граждан. Это подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

· установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

· принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

· избрание органов территориального общественного самоуправления;

· определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

· утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

· рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления осуществляют следующие полномочия:

· представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

· обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

· могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

· вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В Федеральном законе "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплен перечень требований, предъявляемых к уставу территориального общественного самоуправления. В таком уставе определяются:

· территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

· цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

· порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

· порядок принятия решений;

· порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

· порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

При этом никакие дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа.

Итак, основная цель территориального общественного самоуправления заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов. Основной формой реализации этой цели является организация специальных органов, ответственных за решение текущих вопросов территориального значения и взаимодействия с местными органами власти. В Омске основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС). В городе Омске действует более 70 КТОСов, в которых работает около 1000 человек. Развитие территориального общественного самоуправления, представляющего собой субъективное право граждан на участие в осуществлении публичной власти на местном уровне, объективно отвечает интересам местного самоуправления и должно способствовать его укреплению и совершенствованию.

2.2 Структура органов территориального общественного самоуправления в городском округе

Согласно «Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске» от 7 июня 2006 года № 366 территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске. Утверждено решением Омского городского Совета от 07.06.2006 №366. - Омск. - 2006..

Управление органами ТОС осуществляет общее собрание или конференция граждан.

Представительство на конференции должно обеспечить жителям возможность избрания делегатов на конференцию из числа граждан, лично им знакомых (например, один представитель от подъезда в малоэтажном доме, либо от квартир, расположенных на одной лестничной клетке в многоквартирных домах; от улицы с частной застройкой или нескольких домов на такой улице и т.п.). Делегаты не могут назначаться на конференцию органами местного самоуправления или органами ТОС. Конференция считается правомочной при участии в ней не менее 2/3 от числа избранных делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Подготовка собрания (конференции) проводится открыто и гласно. Все жители должны быть заблаговременно оповещены о месте, времени проведения и рассматриваемых на собрании (конференции) вопросах. Условия оповещения необходимо определить в уставе муниципального образования либо нормативном правовом акте представительного органа местного самоуправления, регулирующем деятельность ТОС.

К исключительным полномочиям собрания (конференции) граждан относятся:

- определение целей и основных направлений деятельности ТОС,

- принятие устава ТОС, изменений и дополнений к нему,

- установление структуры органов ТОС,

- утверждению регулярных отчетов о деятельности органов ТОС,

- выборы органов ТОС. В том случае, если органы ТОС имеют обособленное имущество, финансовые и иные средства, занимаются хозяйственной деятельностью, должен быть избран (сформирован) контрольный орган, например, ревизионная комиссия с установленными в уставе ТОС полномочиями.


© 2010 Современные рефераты