Рефераты

Правовое положение и организационное построение ИЦ ОВД

Правовое положение и организационное построение ИЦ ОВД

1

2

Правовое положение и организационное построение ИЦ ОВД

Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе, связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации.

Главной целью системы информационного обеспечения органов внутренних дел является всесторонняя информационная поддержка их практической деятельности в борьбе с преступностью на основе комплекса организационных, нормативно-правовых, технических, программных и других мероприятий.

Нормативной базой для проведения крупномасштабных работ по компьютеризации ОВД явилась «Концепция развития системы информационного обеспечения ОВД в борьбе с преступностью», утвержденная приказом МВД России от 12 мая 1993 г., на основе которой были разработаны основные принципы создания информационно - вычислительных сетей, предложены типовые архитектурные и программно-технические решения, разработаны комплексы прикладных программных средств.

Нормативно-правовую базу системы информационного обеспечения в настоящее время составляют: Конституция, Уголовный и Уголовно-процессуальные кодексы, Законы РФ "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О безопасности", "Об учете и учетной деятельности в правоохранительных органах", международные Соглашения МВД России в сфере обмена информацией, Положения о МВД России, приказы Министра внутренних дел России, которые регламентируют использование информации в борьбе с преступностью.

В соответствии с Законом "О милиции" к компетенции МВД Российской Федерации отнесены функции по формированию общегосударственных справочно-информационных фондов оперативного и криминалистического учета. Выполнение этих функций осуществляется информационными и техническими подразделениями служб МВД России во взаимодействии с подразделениями криминальной милиции, милиции общественной безопасности, пенитенциарными учреждениями органов внутренних дел, другими правоохранительными органами, правительственными учреждениями и организациями, ведающими вопросами общественной безопасности, а также правоохранительными органами (полицией) иных государств.

Основные направления развития информационной системы ОВД определены в следующих нормативно-правовых документах МВД РФ:

1. Об утверждении Типового положения об информационном центре МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России. Приказ МВД РФ от 28 марта 2002 г. N 288.

2. Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы, утвержденная приказом МВД России в июне 2002 года.

Концепция определяет стратегию информационного обеспечения МВД России. Реализация этой стратегии стала важнейшим фактором повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел России.

Очень важным инструментом, оказывающим помощь практически всем службам и подразделениям ОВД в раскрытии и расследовании преступлений, а также при выяснении личности правонарушителей, установлении личности неизвестных граждан и розыске преступников, является информационный центр ОВД. При значительных объемах создаваемой и перерабатываемой информации, ИЦ намного облегчает труд в профессиональной и управленческой областях деятельности милиции.

Информационный центр в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно - справочной, розыскной, криминалистической, архивной информацией; создания, развития и организации эксплуатации на базе ИЦ, Главного информационного центра МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД иных субъектов Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России автоматизированных информационных систем (АИС) и интегрированных банков данных (ИБД) оперативно - справочного, розыскного и криминалистического назначения, информационно - вычислительных сетей общего пользования (ИВС).

ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является территориальным органом научно - технической информации.

ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

ИЦ в пределах своей компетенции и по направлениям деятельности взаимодействует с подразделениями ГУ МВД России по федеральному округу, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России, другими правоохранительными органами, в том числе государств - участников СНГ, соответствующими подразделениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, поддерживает связи с заинтересованными общественными организациями и средствами массовой информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

ИЦ свою работу строит на основе соблюдения законности, использования достижений научно - технического прогресса, передовых информационных технологий, планирования, сочетания единоначалия и персональной ответственности каждого сотрудника и работника за состояние дел на порученном участке работы и при выполнении отдельных поручений.

ИЦ имеет печать с изображением геральдического знака - эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N1333 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 47, ст.5741).

Основные функции

1. Осуществляет с использованием средств вычислительной техники и связи сбор, накопление, обработку уголовной и административно - правовой статистической, архивной, научно - технической и иной информации, обеспечивает ею в установленном порядке ГУ МВД России по федеральному округу, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правоохранительные органы иных государств (в рамках заключенных соглашений между правоохранительными органами).

2. Формирует и ведет централизованные оперативно - справочные, розыскные и оперативные учеты, автоматизированные банки данных криминалистической информации; выдает в установленном порядке правоохранительным органам, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, правоохранительным органам иных субъектов Российской Федерации запрашиваемую информацию.

3. Формирует и ведет учет лиц, объявленных в розыск (местный, федеральный и межгосударственный), тиражирует и рассылает в ГУ МВД России по федеральному округу, органы внутренних дел, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России в установленном порядке бюллетени оперативно - розыскной информации и сборники ориентировок.

4. Организует в установленном порядке доступ подразделениям ГУ МВД России по федеральному округу, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России, других правоохранительных органов субъекта Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств (в рамках заключенных соглашений между правоохранительными органами) к централизованным банкам данных.

5. Формирует и ведет в установленном нормативными правовыми актами МВД России порядке учет документов и дел, образующихся в процессе оперативно - розыскной деятельности, оперативных подразделений МВД, ГУВД, УВД, оперативных подразделений, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Минюста России, а также документов и дел на лиц, оказывающих этим оперативным подразделениям содействие на конфиденциальной основе.

6. В пределах своей компетенции участвует в работе по установлению местонахождения (судьбы) иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, арестованных и осужденных на территории России и государств бывшего СССР.

7. В пределах своей компетенции совместно с подразделениями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России участвует в мероприятиях ГИЦ МВД России по стандартизации учетно - регистрационных документов, разработке проектов форм государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии преступности и результатах оперативно - служебной деятельности органов внутренних дел.

8. В порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами МВД России, представляет в ГИЦ:

- статистические отчеты о состоянии преступности и результатах оперативно - служебной деятельности МВД, ГУВД, УВД, в целом по субъекту Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России;

- учетные документы об объектах, подлежащих постановке на централизованные учеты ГИЦ.

9. Проверяет в пределах своей компетенции совместно с заинтересованными подразделениями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России состояние статистической работы в органах внутренних дел, своевременность, полноту и достоверность представляемой статистической и учетной информации.

10. Осуществляет контроль за достоверностью и своевременностью представления подразделениями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России в ИЦ статистических отчетов, первичных документов централизованных статистических учетов, розыскных, криминалистических и оперативно - справочных учетов.

11. Выделяет подразделениям органов внутренних дел, прокуратуры Российской Федерации, ФСНП, ГТК России субъекта Российской Федерации необходимое количество регистрационных номеров уголовных дел на предстоящий отчетный год.

12. Совместно с подразделениями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России участвует в создании на базе ИЦ, ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД иных субъектов Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России федеральных и региональных автоматизированных банков данных оперативно - справочного, розыскного и криминалистического назначения и построения на их основе ИВС общего пользования. Готовит и согласовывает предложения по техническому оснащению ИЦ средствами вычислительной техники и связи для завертывания АИС, ИБД, ИВС.

Проводит мероприятия по типизации проектных решений.

13. Обеспечивает на основе единой методологии, по согласованию с управлением (отделом) связи, спецтехники и автоматизации МВД, ГУВД, УВД, УВДТ проведение на базе ИЦ, ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД иных субъектов Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России единой информационной и технической политики в области создания АИС, ИБД, ИВС общего пользования. В пределах своей компетенции заключает договоры на проведение указанных работ.

14. Участвует в подготовке отраслевых и межведомственных программ в области информатизации.

15. Совместно с управлением (отделом) связи, спецтехники и автоматизации МВД, ГУВД, УВД, УВДТ разрабатывает и внедряет в органах внутренних дел субъекта Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России типовые программно - технические комплексы сбора, накопления, обработки и передачи информации.

16. Осуществляет совместно с подразделениями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России комплекс организационно - технических мероприятий по защите информации, обслуживанию средств вычислительной техники, инженерного оборудования и средств связи, обеспечивающих работу программно - технических комплексов ИЦ.

17. Ведет в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, каталог программных средств, систем управления базами данных, алгоритмов и программ автоматизированных задач по направлениям деятельности ИЦ.

18. Принимает, учитывает, обеспечивает сохранность и использование архивных документов в подразделениях и организациях МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России.

19. Участвует в отборе документов на архивное хранение, проведении экспертизы научной и практической ценности архивных документов, отборе не представляющих ценности архивных документов для уничтожения, а также в осуществлении в установленном порядке мероприятий по рассекречиванию архивных документов.

Обеспечивает организационно - методическое руководство исполнения в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД, УВДТ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.

20. Организует работу по исполнению законодательства Российской Федерации по реабилитации и восстановлению прав граждан, подвергшихся политическим репрессиям в административном порядке.

21. В пределах своей компетенции участвует в работе по исполнению указов Президента Российской Федерации о помиловании осужденных.

22. Рассматривает обращения и предоставляет в установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России порядке физическим и юридическим лицам сведения по вопросам хранящейся в ИЦ учетной и архивной документированной информации.

23. Оказывает в установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России порядке и в соответствии с компетенцией ИЦ информационные и иные услуги на договорной, в том числе на возмездной основе.

24. Участвует в разработке по направлениям деятельности ИЦ проектов нормативных правовых актов МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России, а также сопровождении в установленном порядке указанных проектов.

25. Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию ведомственной нормативной базы по направлениям деятельности ИЦ, ее консолидации, систематизации, а также по отмене утративших актуальность нормативных правовых предписаний, регулирующих деятельность ИЦ.

26. Осуществляет по поручению руководства ГУ МВД России по федеральному округу, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России и в установленном порядке защиту интересов ГУ МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России в судах по искам, связанным с деятельностью ИЦ.

27. Осуществляет организационно - методическое руководство статистической, архивной и информационно - справочной работой в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России. Изучает, обобщает, распространяет и внедряет положительный опыт работы, в том числе в установленном порядке созывает совещания и проводит семинары по обмену опытом работы, участвует в организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации сотрудников и работников органов внутренних дел по направлениям деятельности ИЦ.

28. Осуществляет иные функции, предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.

В структуру ИЦ входят подразделения: статистической информации, по контролю за полнотой и достоверностью статистической информации, оперативно - справочной и розыскной, архивной информации и реабилитации жертв политических репрессий, вычислительный центр, иные подразделения, необходимые для выполнения возложенных на ИЦ задач.

Организационно - методическое руководство ИЦ осуществляет ГИЦ МВД России.

В МВД России сложилась трехуровневая структура информационного обслуживания, которая является отображением реально существующей, основанной на административно-территориальном принципе деления Российской Федерации, структуры управления деятельностью ОВД. К первому уровню относятся подразделения центрального аппарата МВД России. Второй уровень управления образуют министерства внутренних дел республик, управления внутренних дел краев и областей, а также УВДТ. На третьем уровне функционируют отделы внутренних дел городов и районов (ГОРОВД), линейных органов внутренних дел на транспорте (линорганы).

Информационную базу системы составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в Главном информационном центре (ГИЦ) МВД России и информационных центрах (ИЦ) МВД, УВД, УВДТ и локальные учеты горрайорганов. В федеральных и региональных банках данных общего пользования сконцентрировано более 470 миллионов документов оперативно-справочной, розыскной и криминалистической информации. Поток запросов приближается к 4 миллионам документов в год.

Главный информационный центр - самый крупный банк опе-ративно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивы информации. В Главный информационный центр ежедневно обращаются десятки тысяч пользователей.

В 2002 г. МВД России приступило к решению одной из самых сложных и значимых задач, предусмотренных названной выше Концепцией, - созданию федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической информации, а также аналогичных межрегиональных банков данных.

К настоящему времени автоматизированные системы дактилоскопической информации - АДИС - начали работать на базе Главного информационного центра МВД России, в Северо-Западном, Южном и Приволжском округах.

Среди других направлений работы, предусмотренных Концепцией, необходимо отметить разработку одиннадцати специализированных автоматизированных систем в интересах подразделений Службы криминальной милиции. Основными здесь являются:

- система «Антитеррор» для Главного управления по борьбе с организованной преступностью;

- система «Кредит» для Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями;

- система «Окрестность-2» для подразделений Главного управления уголовного розыска.

Продолжаются работы по созданию и развертыванию системы «Оружие - МВД».

Определенные успехи в ходе реализации Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России достигнуты в программно-техническом обеспечении территориальных подразделений органов внутренних дел. Семьдесят два министерства, главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Федерации обеспечены типовыми программно-техническими комплексами. К 2005 году планируется обеспечить типовыми комплексами органы внутренних дел всех регионов России.

Число базовых вычислительных комплексов и серверов баз данных, поставленных в Главный информационный центр и региональные информационные центры системы МВД, в 2002 году возросло почти на 17%. В Главном информационном центре и региональных информационных центрах более чем на 20% увеличилось количество ЭВМ, предназначенных для формирования банков данных и обработки запросов.

Повышение эффективности использования информационных ресурсов органов внутренних дел неразрывно связано с задачей обеспечения удаленного доступа к ним.

Количество ЭВМ, предназначенных для обеспечения оперативного доступа к ресурсам Главного информационного центра и региональных информационных центров, в подразделениях МВД, ГУВД, УВД в 2002 году выросло почти на 12%, в городских и районных ОВД - на 18 %, в отделах (отделениях) милиции - на 24%.

Задача №1

При подъезде к перрону станции Белгород пассажир Хамидов выбросил пакет с мусором и пустую стеклянную бутылку, которая разбилась. Находившиеся на перроне сотрудники ЛОВД пригласили Хамидова пройти в помещение комнаты милиции для составления протокола, так как продолжительность стоянки поезда позволяла. Хамидов стал возмущаться, что он ничего такого не делал, все выбрасывают мусор.

Как должны быть квалифицированы действия Хамидова ?

Действия Хамидова должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 11.17. КОАП: „ Выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда“.

Задача №2

Учащийся СПТУ №6 Прохоров 17 лет, следуя в троллейбусе в вечернее время, лезвием вырезал обшивку на пассажирском сиденье, но был задержан милиционером ППС Сергеевым и доставлен на опорный пункт охраны порядка.

Находившийся на ОПОП стажёр БЮИ МВД младший лейтенант милиции Потёмкин квалифицировал действия Прохорова по ст. 7.27 КОАП, о чём составил протокол.

Правильно ли квалифицированы Потёмкиным действия Прохорова?

Неправильно. Статья 7.27 -- «Мелкое хищение», а действия Прохорова необходимо квалифицировать по ст. 11.15 КОАП: «Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования» -- „ Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает один минимальный размер оплаты труда влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда“.

Литература

1. Кодекс РФ Об административных нарушениях. N 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ).

2. Закон Российской Федерации "О милиции" №15-ФЗ от 18. 04. 1991 (с изменениями на 31 марта 1999 г. )

3. Приказ МВД РФ от 28 марта 2002 г. N 288. Об утверждении Типового положения об информационном центре МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России.

3. Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы, утвержденная приказом МВД России в июне 2002 года.

4. Административная деятельность ОВД. Учебник //под ред. В. Я. Кикотя. -- М. : Юнити-Дана, 2003.

5. Кокарев В.В. Автоматизация оперативно-служебной деятельности горрайорганов: М.,1996.

6. Организация деятельности информационных работников горрайлинорганов внутренних дел. Гл.15. -- М., ГИЦ МВД РФ, 1997.


© 2010 Современные рефераты