Правовое положение, порядок и особенности прохождения службы в органах внутренних дел
Правовое положение, порядок и особенности прохождения службы в органах внутренних дел
2
Министерство внутренних дел России
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский Университет
факультет заочного и вечернего образования
Курсовая работа по предмету: Административная деятельность ОВД
ТЕМА: «Правовое положение, порядок и особенности прохождения службы в органах внутренних дел»
План:
План - 2
Введение - 3
1. Министерство внутренних дел Российской Федерации- 4
2. Органы внутренних дел субъектов Российской
Федерации- 6
3. Правовой статус милиции - 8
4. Порядок и особенности прохождения службы в органах
внутренних дел- 20
Заключение - 25
Литература - 26
Введение.
Федеральный Закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 N 35-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ) устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба) и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации (далее - государственные служащие).
Под государственной службой в Федеральном законе об основах государственной службы понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими должности категорий «Б» и «В». Наличие разновидностей госу-дарственной службы обусловлено действием принципа федерализма и принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с ним государственная служба включает:
- федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации (см п. «т» ст. 71 Конституции РФ);
- государственную службу субъектов РФ, находящихся в их ведении (п. 3 ст. 2 Федерального закона об основах государственной службы).
Различают также другие виды государственной службы. Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятель-ности, поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и т. д. Правовое регулирование этих и других видов государственной службы характеризуется системностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом.
Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
1. Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В целом правовой статус Министерства внутренних дел РФ покоится на трех базовых основаниях.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной поли-тики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и том числе в сфере миграции.
Руководство деятельностью МВД России осуществляет Прези-дент РФ.
МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).
Основными задачами МВД России являются:
- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод че-ловека и гражданина;
- организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
-обеспечение охраны общественного порядка;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
- организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций;
- управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее -- органы внутренних дел) и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее -- внутренние войска), |организация их деятельности.
МВД России в своей деятельности руководствуется Конститу-цией РФ, федеральными конституционными законами, федераль-ными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации и названным Положением.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, Главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дет и внутренние войска.
МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ-ления, общественными объединениями и организациями.
В МВД РФ образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС РФ, входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии МВД РФ (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.
МВД России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Местонахождение МВД России -- г. Москва.
Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с приложением к приказу МВД Pocсии от 10 ноября 2004 г. № 730:
Административный департамент.
Департамент государственной защиты имущества.
Департамент кадрового обеспечения.
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения.
Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах.
Департамент обеспечения правопорядка на транспорте.
Департамент охраны общественного порядка.
Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Департамент собственной безопасности.
Департамент тыла.
Департамент уголовного розыска.
Департамент экономической безопасности.
Организационно-инспекторский департамент.
Правовой департамент.
Финансово-экономический департамент.
Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Главное командование внутренних войск Министерства внутрен-них дел Российской Федерации.
2. Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.
В системе органов субъекта РФ видное место занимают Министерство внутренних дел, главные управления (ГУВД), управления (УВД). Место, роль, значение, характер названных органов внутренних дел обусловлены их реальной, практической деятельностью в правоохранительной сфере.
Статус названных органов внутренних дел определяется Типовым положением о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта РФ.
Типовое положение утверждено приказом Министерства внутрен-них дел Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 730.
В соответствии с данным типовым положением Министерство внутренних дел, ГУВД, УВД субъекта РФ осуществ-ляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в об-ласти обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обес-печения общественной безопасности, борьбы с преступностью, регули-рования миграционных процессов на территории соответствующего субъекта РФ.
МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством РФ.
МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Министерству внутрен-них дел Российской Федерации.
За МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания, строения, помещения, оборудование, техника, ин-вентарь и другие необходимые для осуществления деятельности мате-риальные средства, принадлежность которых устанавливается в соот-ветствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Земельные участки предоставляются МВД, ГУВД, УВД субъек-та РФ в безвозмездное бессрочное пользование в соответствии с законодательством РФ.
В подчинении МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ находятся управле-ния (отделы) внутренних дел районов, городов (районов в городах) или других муниципальных образований, а также иные подразделения и ор-ганизации, созданные для осуществления задач, стоящих перед органа-ми внутренних дел, в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России.
Деятельность МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, за-конности, гуманизма, гласности, на основе взаимодействия с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.
Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъекта РФ осуществляют контроль за деятельностью мили-ции общественной безопасности субъекта РФ в пределах полномочий, определяемых законодательством РФ. При осуществлении данных контрольных полномочий органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Надзор за законностью деятельности МВД, ГУВД, УВД субъек-та РФ осуществляют органы прокуратуры в порядке, установленном
3. Правовой статус милиции.
Милиция -- это мощный, разветвленный аппарат, который играет виднейшую роль в осуществлении целей и задач укрепления правопо-рядка, в правоохране, в защите прав, свобод, интересов, обязанностей граждан, населения, общественных и религиозных объединений. В сис-теме органов внутренних дел милиция играет первостепенную роль, прочно стоит на страже интересов граждан, общества, государства. По-нятно, что в первую очередь силу, авторитет, влияние и воздействие на общественные процессы оказывает весь совокупный кадровый, воору-женный потенциал, а также, конечно, средства, инструменты, стоящие на защите правопорядка, в том числе профессиональный, правовой по-тенциал, без владения которым милиция, как, впрочем, и в целом вся ар-мия защитников права, сам институт «правоохранение», не будут спо-собны решить задачи всесторонней и глобальной защиты человека и гражданина.
В этом плане на первом месте находится правовая энергия, потенци-ал, опыт, традиции, т. е. все то, что приобрела за многие годы милиция, ее практическая деятельность.
Деятельность милиции регламентируется в основном Федеральным Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О МИЛИЦИИ" в ред. от 02.10.2007, а также другими нормативными актами.
Милиция в Российской Федерации -- система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государ-ства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Задачами милиции являются:
обеспечение безопасности личности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безо-пасности;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных названным За-коном.
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправ-ления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны обществен-ного порядка, деятельность которых регулируется федеральным зако-ном, законами и иными нормативными правовыми актами субъек-тов РФ и нормативными правовыми актами органов местного само-управления.
Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединени-ям, а также других обстоятельств.
Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а так-же возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообща-ет по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних -- в обяза-тельном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказа-нию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-ли-бо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержа-ния указанных лиц.
Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исклю-чением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагива-ются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным за-коном.
Таким образом, последовательно проводится глубоко гуманная идея, концепция органической связи деятельности милиции и прав гра-ждан.
Принципиальное значение имеет идея о глубоко демократическом характере построения системы милиции.
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминаль-ную милицию и милицию общественной безопасности.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности -- также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.
Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.
Руководство милицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внут-ренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел Россий-ской Федерации.
Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внут-ренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образова-ниях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальни-ки соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на долж-ность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом минист-ром внутренних дел Российской Федерации.
Основными задачами криминальной милиции являются выявле-ние, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотрен-ных законодательством РФ. Криминальная милиция оказывает содей-ствие милиции общественной безопасности в исполнении возложен-ных на нее обязанностей.
Криминальная милиция является органом дознания.
Начальники криминальной милиции субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.
Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождают-ся от должности министрами внутренних дел, начальниками управле-ний (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.
Начальники криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориаль-ных образованиях, на особо важных и режимных объектах, также на-чальники иных подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Основными задачами милиции общественной безопасности явля-ются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреж-дение и пресечение преступлений и административных правонаруше-ний, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Милиция общественной безопасности является органом дознания. Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ.
Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляются в порядке, установленном министром внутренних дел Российской Федерации.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ по согласова-нию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных с финансированием милиции общественной безопасности, которое воз-никло в результате решений, принятых федеральными органами госу-дарственной власти и органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации, компенсируется указанными органами, приняв-шими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
К милиции общественной безопасности относятся подразделе-ния милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определя-ется министром внутренних дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразде-лений.
Начальники милиции общественной безопасности субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации по представлению министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ, согласованному с высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных орга-нов государственной власти субъектов РФ), и являются по должности заместителями министров или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.
Начальники милиции общественной безопасности районов, горо-дов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, началь-никами управлений (главных управлений) внутренних дел субъек-тов РФ по согласованию с соответствующими органами местного са-моуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных об-разований.
Начальники милиции общественной безопасности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административ-но-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объ-ектах, а также начальники иных подразделений милиции общественной безопасности назначаются на должность и освобождаются от должно-сти в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
В Законе «О милиции» дается развернутая картина обязанностей прав милиции.
Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обя-зана:
предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных об-стоятельств;
оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонару-шениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасно-сти, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательст-вом;
выявлять и раскрывать преступления;
возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;
разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотрен-ных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;
осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;
обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных докумен-тов в области обеспечения безопасности дорожного движения; прини-мать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; производить регистрацию автомототранспортных средств и при-цепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством РФ, государственный учет по-казателей состояния безопасности дорожного движения; контролиро-вать исполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответ-ственности; в предусмотренных федеральным законом случаях предос-тавлять указанным в нем лицам информацию, относящуюся к осуществ-лению указанного обязательного страхования;
выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение граж-данского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на террито-рию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указан-ного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия;
охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны организаций; давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципаль-ной собственности;
проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследова-ния по материалам оперативно-розыскной деятельности;
принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедстви-ях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военно-го положения в случае их введения на территории Российской Федера-ции или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;
исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о при-воде лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных зако-ном действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте;
охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу;
контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребы-вания и транзитного проезда через территорию Российской Федера-ции;
контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым на-значены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо нака-зание назначено условно;
согласовывать уставы служб безопасности в организациях; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил ча-стной детективной и охранной деятельности;
принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц;
обеспечивать сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату законным владельцам либо по реализации в установленном порядке и др.
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;
проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонару-шении;
осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпсы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средст-ва или психотропные вещества;
проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицен-зии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством РФ;
вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в по-рядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие ме-ры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до 3 часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены про-никновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты;
производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении престу-пления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;
задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного харак-тера;
задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;
доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище -- по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;
задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;
вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;
осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппа-ратуру, а также другие технические и специальные средства, не причи-няющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде (об отка-зе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав п. 15 ст. 11 см. определение Конституционного Суда РФ от 20 но-ября 2003 г. № 416-O);
производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняе-мых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбужде-нию дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответ-ствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактило-скопическая регистрация;
осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;
применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступ-ление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках (обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамед-лительно, но не позднее 24 часов);
проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя или нарко-тических средств либо направлять или доставлять данных лиц в меди-цинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;
производить по решению начальника органа внутренних дел (орга-на милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участ-ков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотии, пресечении массовых беспорядков и груп-повых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организа-ций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, за-ключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совер-шении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств (при этом милицией принимаются меры к обес-печению нормальной жизнедеятельности населения и функционирова-ния народного хозяйства в данной местности);
производить в соответствии с законодательством РФ личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте;
временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или поки-нуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущест-ва граждан, проведения следственных и розыскных действий;
запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорож-ного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности; останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответст-венности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при по-дозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоя-нии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать прове-дение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасно-сти;
осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих на-рушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством;
при наличии данных о влекущем уголовную или административ-ную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях проверки этих данных по мотивированному постановле-нию начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя:
производить в присутствии двух понятых, а также представи-теля юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручаются копия указанного поста-новления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при от-сутствии таковых -- с участием представителей органов испол-нительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных поме-щений, других мест хранения и использования имущества;
производить досмотр транспортных средств в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспорт-ное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, -- в отсутст-вие указанного лица;
изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, на денежные средства, временно изымать данные доку-менты с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов для установления их подлинности либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, со-крыты, заменены или изменены, на срок не более 7 суток, а в случае если изъятие таких документов приведет к приостановлению дея-тельности организации, -- на срок не более 48 часов;
требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их в пределах сроков, установленных уголовно-процес-суальным законодательством и законодательством об администра-тивных правонарушениях для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном административ-ном правонарушении;
изымать с обязательным составлением протокола образцы сы-рья и продукции;
опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения про-верок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной дея-тельности или инвентаризации материальных ценностей, но не бо-лее чем на 7 суток, а в случае, если эти действия приведут к приоста-новлению деятельности организации, -- на срок не более 48 часов; осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством РФ;
изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке ре-шать вопрос об их дальнейшей принадлежности;
использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авари-ях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлага-тельства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;
пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;
получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации;
использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших;
привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;
Использование милицией предоставленных ей прав возможно толь-ко в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию настоя-щим Законом.
4. Порядок и особенности прохождения службы в органах внутренних дел.
Порядок и особенности прохождения службы в органах внутренних дел регламентируются «Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» утвержденным постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I(с изменениями на 2 марта 2007 года).
Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граж-дане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или началь-ствующего состава милиции.
Сотрудники милиции могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в случаях:
нахождения в распоряжении органов внутренних дел;
нахождения за штатом;
прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным организациям.
Сотрудникам милиции выдаются служебные удостоверения установленного Министерством внутренних дел Российской Федерации образца и специальные жетоны с личным номером.
Сотрудники милиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством РФ.
Сотрудники милиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел Российской Федера-ции.
По решению органов исполнительной власти субъектов РФ фор-менная одежда милиции общественной безопасности субъектов РФ мо-жет иметь дополнительную отличительную нагрудную и нарукавную символику.
Обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливают-ся федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.
Устанавливаются следующие специальные звания сотрудников милиции:
1. Рядовой состав: рядовой милиции.
2. Младший начальствующий состав: младший сержант милиции, сержант милиции, старший сержант милиции, старшина милиции, прапорщик милиции, старший прапорщик милиции.
3. Средний начальствующий состав: младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции, капитан милиции.
4. Старший начальствующий состав: майор милиции, подполков-ник милиции, полковник милиции.
Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел РФ.
Специальное звание рядового милиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции присваивается начальниками, которым предоставлено право назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава.
Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и иными начальниками, которым такое право предоставлено Министром МВД РФ.
Гражданам, принятым на должности старшего и высшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора милиции, майора внутренней службы или майора юстиции, если они не имеют по запасу более высокого звания.
Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром МВД РФ.
Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел РФ.
В законодательстве о службе в органах внутренних дел установлены следующие сроки выслуги:
- в звании рядового милиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции - 1 год;
- в звании младшего сержанта милиции, младшего сержанта внутренней службы, младшего сержанта юстиции - 1 год;
- в звании сержанта милиции, сержанта внутренней службы, сержанта юстиции - 2 года;
- в звании ст. сержанта милиции, ст. сержанта внутренней службы, ст. сержанта юстиции - 3 года;
- в звании прапорщика милиции, прапорщика внутренней службы, прапорщика юстиции - 5 лет;
- в звании мл. лейтенанта милиции, мл. лейтенанта внутренней службы, мл. лейтенанта юстиции - 1 год;
- в звании лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции - 2 года;
- в звании ст. лейтенанта милиции, ст. лейтенанта внутренней службы, ст. лейтенанта юстиции - 3 года;
- в звании капитана милиции, капитана внутренней службы, капитана юстиции - 3 года;
- в звании майора милиции, майора внутренней службы, майора юстиции - 4 года;
- в звании подполковника милиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции - 5 лет;
Сроки выслуги в звании старшины милиции, старшины внутренней службы, старшины юстиции, старшего прапорщика милиции, старшего прапорщика внутренней службы, старшего прапорщика юстиции, полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции, а также в званиях высшего начальствующего состава не устанавливаются.
Для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специальное лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции присвоено по окончании высшего учебного заведения со сроком обучения 5 лет и более и которые проходят службу в органах внутренних дел по полученной в учебном заведении специальности, срок выслуги в звании лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции устанавливается в один год.
Срок выслуги в специальном звании исчисляются со дня подписания приказа о присвоении этого звания. Время пребывания сотрудника в сниженном специальном звании в срок выслуги в восстановленном звании не засчитывается.
Сотрудники, имеющие звания рядового и младшего начальствующего состава, назначенные на должности среднего начальствующего состава, представляются к присвоению первого специального звания среднего начальствующего состава независимо от срока выслуги в имеющемся звании.
Срок выслуги в специальном звании исчисляется с момента окончания срока выслуги в предыдущем звании.
В срок выслуги в специальном звании лицам, назначенным на должности младшего начальствующего состава, засчитываются время их пребывания в соответствующих воинских званиях в период прохождения военной службы по призыву и контракту, а также в специальных званиях младшего начальствующего состава в период службы в органах внутренних дел с учетом сроков выслуги.
На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, ра-сы, национальности, языка, происхождения, имущественного и долж-ностного положения, места жительства, отношения к религии, убежде-ний, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образо-вание не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоя-нию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязан-ности.
Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.
Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции, в течение указанного срока.
Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от 3 до 6 месяцев, в зависимости от уровня подготовки и должно-сти, на которую он поступает. В период испытательного срока указан-ное лицо является стажером по должности,
Военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы Министер-ства внутренних дел Российской Федерации, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Сотрудники милиции принимают присягу сотрудников органов внутренних дел.
Сотрудники милиции могут быть уволены со службы по следую-щим основаниям:
по собственному желанию;
по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел;
по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (но инициативе сотрудника либо с его согласия);
по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
в связи с нарушением ими условий контракта;
сокращению штатов;
по болезни -- на основании заключения военно-врачебной комис-сии о негодности к службе в органах внутренних дел;
по ограниченному состоянию здоровья -- на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанно-сти в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возмож-ности перемещения по службе;
в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимав-шего эту должность;
по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации;
за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;
за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;
в связи со вступлением в силу обвинительного приговора суда.
Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.
Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
Невыполнение законных требований сотрудника милиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в установленном законом порядке.
Сотрудники милиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.
На деятельность сотрудника милиции распространяются нормы уголовного законодательства РФ о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения.
Сотрудник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальникам.
Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника милиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет права понуждать сотрудника милиции выполнять обязанности, которые на милицию не возложены.
При получении приказа или указаний, явно противоречащих зако-ну, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом.
Показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
Сотрудники милиции в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации). Порядок образования и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников милиции определяются законодательством РФ.
Прекращение работы сотрудником милиции как средство разрешения коллективного трудового спора запрещается.
Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством РФ, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об адми-нистративных правонарушениях.
Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Заключение.
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения.
Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.
Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Литература
1. Административное право России: учебник / Б.Н.Габричидзе и др. - 2-е изд., перераб. И доп.. - М.: ТК Велби, 2007.
2. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Новый юрист, 1997.
3. Конституция Российской Федерации.
3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта 2007 г.).4. Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"(с изменениями от 24 декабря 1993 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 30 июня 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля 2005 г., 2 марта 2007 г.).