Рефераты

Правовое положение товариществ собственников жилья

p align="left"> Глава ???. Правовое положение членов товарищества собственников жилья

1. Членство в товариществе собственников жилья

Выбор собственниками помещений в многоквартирном доме на основе свободного волеизъявления такого способа управления многоквартирным домом, как управление товариществом, означает реализацию их права на создание объединения для достижения вышеназванных целей. Обязательный признак такого объединения - членство в нем. Только члены данного объединения имеют право участвовать в работе его руководящего органа, избирать и быть избранными в его исполнительный орган, а также контролировать деятельность, как его исполнительного органа, так и объединения в целом.

В соответствии с ч. 1 ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

Это предполагает, что членство в товариществе собственников жилья возникает только в результате свободного волеизъявления собственника помещения в многоквартирном доме на основании его заявления, и соответственно, принудительное членство в товариществах собственников жилья не допускается законом ни при каких условиях.

Данное правило в полной мере учитывает Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 г. "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска" от 3 апреля 1998 г. N 10-П, которым были признаны не соответствующими ст. 30 Конституции РФ отдельные положения в настоящее время утратившего силу ФЗ "О товариществах собственниках жилья", которые предусматривали обязательность членства в товариществе собственников жилья для собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано такое товарищество. При создании товарищества собственников жилья, как и в любом юридическом лице, имеющем членство, членство устанавливается решением учредительного собрания , на котором определяется возможность создания товарищества и его будущий состав, утверждается устав и решаются другие вопросы. Список членов товарищества при создании составляется на основании протокола учредительного собрания, который подписывают все члены создаваемого товарищества.

После того, как товарищество создано, новые члены принимаются в товарищество на основании их заявлений.

Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, то лица, приобретающие помещения в этом доме. Вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения. Данное положение установлено в императивной норме ч. 2 ст. 143 ЖК РФ, по этому уставом товарищества собственников жилья не может быть исключено или ограничено право собственника помещения в многоквартирном доме на вступление в товарищество.

Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 143 ЖК РФ). Следует обратить внимание на то, что Жилищный кодекс не предусматривает возможность исключения члена товарищества из товарищества. Представляется, что такую возможность нельзя предусмотреть и в уставе, если исходить и з буквального толкования приведенных положений ч. 3 ст. 143 ЖК РФ: здесь имеется в виду только добровольная подача заявления о выходе из членов товарищества.

2. Органы управления и контроля в товариществе собственников жилья

Товарищество собственников жилья, как и все прочие юридические лица, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, через свои органы, действующие в соответствии с законом. Иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1. ст. 53 ГК РФ).

Среди органов управления товарищества собственников жилья ст. 144 ЖК РФ называет только общее собрание членов товарищества и правление товарищества. Однако законодатель здесь почему то не упоминает о председателе правления товарищества, статус которого определен в ст. 149 ЖК РФ. Между тем, как будет показано далее председатель правления является единоличным исполнительным органом товарищества, обладающим собственной управленческой компетенцией и действующим одновременно с коллегиальным исполнительным органом - правлением товарищества.

Юристы правильно указывают на то обстоятельство, что во избежание сложностей в разделении компетенции и в целях защиты прав и интересов третьих лиц законодательная практика регулирования юридических лиц, создаваемых в различных организационно правовых формах, устанавливает либо единоличный исполнительный орган, либо одновременно коллегиальный и единоличный исполнительные органы. В данном случае совершенно очевидно, что в товариществе собственников жилья действуют одновременно два исполнительных органа - правление (коллегиальный орган) и председатель правления. Разграничить управление полномочия этих органов необходимо в уставе товарищества, не допуская при этом дублирования их функций и полномочий.

На практике следует исходить из того, что система органов управления в товариществе собственников жилья выглядит следующим образом: обще собрание членов товарищества, правление и председатель правления товарищества.

Таким образом, органы товарищества собственников жилья формируются особым образом - только из членов товарищества, которые одновременно являются собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором создано такое товарищество. Другими словами, фактически в принятии управленческих решений и их реализации участвуют сами члены товарищества. Поэтому можно говорить о том, управление указанным домом реализуется самими членами товарищества, хотя и опосредованно - через органы товарищества.

Рассмотрим подробнее органы управления и контроля товарищества собственников жилья.

Общее собрание членов товарищества

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества (ч. 1 ст. 145 ЖК РФ). В общем собрании с правом решающего голоса вправе участвовать только члены соответствующего товарищества.

В принципе Жилищный кодекс не определяет право созыва общего собрания, допуская в диспозитивной норме , что такое собрание созывается в порядке, установленном уставом товарищества. Между тем, при определении соответствующих процедур в уставе необходимо иметь в виду ряд императивных норм Жилищного кодекса, регулирующих отдельные отношения, связанные с созывом общего собрания ( например, ч. 1, 2 ст. 146 ЖК РФ).

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся выполнение следующих организационных функций:

- внесение изменений в устав товарищества - в отличие от процедуры его принятия при создании товарищества, предусматривающей принятие решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме большинством голосов от общего числа голосов всех данных собственников, изменения в него вносятся на основании решения общего собрания членов товарищества, принятого большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на данном собрании членов товарищества;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества с учетом оснований и порядка, установленных гражданским законодательством; при этом решения по данным вопросам принимаются большинством - не менее 2/3 голосов от общего числа голосов всех членов товарищества;

- избрание правления товарищества - из числа членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года; при этом решение по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества;

- избрание ревизионной комиссии (ревизора) товарищества - на срок не более чем два года; член товарищества, избираемый в состав ревизионной комиссии товарищества либо ревизором товарищества, не может одновременно являться членом правления товарищества; член ревизионной комиссии или ревизор товарищества не обязательно должны являться членами товарищества; при этом решение по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества;

- образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования, - в порядке, установленном общим собранием членов товарищества; цели использования (расходования) средств фондов должны быть предусмотрены в уставе товарищества; резервный фонд может использоваться на цели обеспечения непредвиденных расходов и покрытия убытков товарищества; фонд на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования может использоваться для целей капитального ремонта, реконструкции многоквартирного дома, ремонта объектов общего имущества в многоквартирном доме, в том числе оборудования; кроме того, может быть принято решение об образовании любого иного специального фонда, при этом решение об образовании специального фонда товарищества принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества;

- утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана - предполагается необходимость ежегодно проводить общее собрание членов товарищества; ежегодно составлять указанные документы и представлять их на рассмотрение данному общему собранию обязано правление товарищества; в свою очередь ревизионная комиссия (ревизор) товарищества одновременно представляет заключения на указанные документы (ст. ст. 150 и 151 ЖК); при этом утверждение указанных отчета и плана осуществляется путем принятия решения большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества;

- рассмотрение жалоб членов товарищества на действия правления товарищества и его председателя, ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

- принятие и изменение правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда, - данные документы являются локальными нормативными актами товарищества, которые должны регламентировать порядок приема и увольнения работников товарищества, основные права, обязанности и ответственность сторон трудовых договоров, заключаемых товариществом со своими работниками, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам товарищества меры поощрения и взыскания, иные вопросы регулирования трудовых отношений в товариществе, а также определить вид, систему оплаты труда работников товарищества, размеры их окладов, премий, иных поощрительных выплат; разработать указанные документы и вынести их на утверждение общего собрания членов товарищества обязан председатель правления товарищества (ст. 149 ЖК); при этом решения о принятии и изменении указанных документов принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества;

- определение размера вознаграждения членов правления товарищества - размер такого вознаграждения может устанавливаться дифференцированно в зависимости от объема возложенных на каждого из членов правления обязанностей и результатов их выполнения; при этом решения по данному вопросу принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества.

К имущественно-правовым функциям общего собрания членов товарищества из непосредственно перечисленных в ч. 2 статьи 145 ЖК РФ можно отнести полномочия:

- по установлению размера обязательных платежей и взносов членов товарищества - такие платежи и взносы составляют основную доходную часть финансового плана (бюджета) товарищества, в связи с чем расчет их размеров должен производиться одновременно с составлением указанного плана на очередной год, с учетом закладываемой в него расходной части, включающей в себя расходы, связанные с выплатами за коммунальные услуги, услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; представляется, что для упрощения расчета конкретного размера обязательного платежа и взноса каждого из членов товарищества в части содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаемый размер обязательных платежей и взносов членов товарищества в этой части может быть соотнесен с величиной общей площади помещения, принадлежащего на праве собственности каждому члену товарищества (к примеру, если установлено 20 руб. с 1 кв. м, то размер платежа члена товарищества, которому на праве собственности принадлежит помещение общей площадью 60 кв. м, составит 1200 руб.); при этом решения по данному вопросу принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества;

- по решению вопросов, связанных с получением заемных средств, в том числе банковских кредитов, - это означает, что договор займа и кредитный договор могут быть заключены правлением товарищества или его председателем только на основании принятых общим собранием членов товарищества решений по указанным вопросам; предметом договора займа могут быть как денежные средства, так и вещи, определяемые родовыми признаками; предметом кредитного договора могут быть только денежные средства, предоставляемые по такому договору банком или иной кредитной организацией; договор займа относится к реальным договорам и считается заключенным с момента передачи денег или вещи (ей); кредитный договор относится к консенсуальным договорам, и его заключение влечет обязанность банка или иной кредитной организации предоставить денежные средства в установленные сроки и в обусловленном объеме; договор займа и кредитный договор заключаются товариществом по правилам гл. 42 ГК РФ; при этом решения по указанным вопросам принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов всех членов товарищества;

- по определению направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества - денежные средства, полученные в виде дохода от хозяйственной деятельности товарищества, используются для оплаты общих расходов или для пополнения специальных фондов товарищества, средства которых расходуются на цели, предусмотренные уставом товарищества; дополнительные доходы, т.е. доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения годового плана финансовой деятельности товарищества, могут быть направлены и на иные цели, указанные в уставе товарищества (ст. 152 ЖК); при этом решения по данному вопросу принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов всех членов товарищества;

- по принятию решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме - при принятии данных решений следует учитывать, что в этом случае могут быть затронуты интересы не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ вопросы, связанные с передачей в пользование общего имущества в многоквартирном доме, отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в таком доме; при этом указанные решения принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов всех членов товарищества.

Хочется обратить внимание на круг вопросов, помимо указанных, которые решаются общим собранием членов товарищества собственников жилья совместно с собранием собственников помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества. К ним относятся, в частности, вопросы, касающиеся ремонта, перестройки общих помещений дома, надстройки и реконструкции дома, приобретения в собственность собственниками дома прилежащих земельных участков, ведения на них различного вида строительства и др. Все действия, затрагивающие общее имущество в доме, его инженерные коммуникации и оборудование, прилежащие земельные участки, должны быть согласованы со всеми собственниками жилых помещений дома, не являющимися членами товарищества, так как все они несут бремя содержания имущества дома и имеют законные права на это имущество. В соответствии со ст. 247 ГК РФ долевые собственники пользуются и распоряжаются совместным имуществом по согласию всех собственников.

Определенные вопросы должны рассматриваться только один раз в год, но ежегодно. Это предполагает проведение общего собрания членов товарищества как минимум один раз в год. К таким вопросам относятся утверждение годовой бухгалтерской отчетности, отчетов ревизионной комиссии (ст. 150 ЖК РФ), принятие решения об использовании доходов, полученных товариществом за год и др.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, не могут быть решены ни коллегиальным, ни единоличным исполнительным органом товарищества. Применительно к правления установлен прямой запрет (ч. 1 ст. 147 ЖК РФ), а компетенция председателя правления ограничена нормами ст. 149 ЖК РФ.

При этом учитывая особое положение общего собрания членов товарищества как высшего органа управления товарищества, ч. 4 статьи 145 ЖК РФ предусматривает возможность решения им вопросов, отнесенных к компетенции исполнительного органа управления товариществом - правления товарищества

Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья определен в ст. 146 ЖК РФ. При этом согласно ст. 148 ЖК РФ созыв и проведение общего собрания относится к компетенции правления товарищества.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицам, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее, чем за 10 дней до даты проведения общего собрания.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения общего собрания, повестка для общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливается в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно (имеет кворум), если на нем присутствовали более половины членов товарищества или их представителей.

Решения общего собрания членов товарищества по тем или иным вопросам могут приниматься простым или квалифицированным большинством голосов. Согласно ч. 4 ст. 146 ЖК РФ, решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по ряду особенно значимых вопросов принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. В частности, решения по вопросам, указанным в п. 2, 6, 7, 12 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ (связанные с реорганизацией и ликвидацией товарищества, получением заемных средств, в том числе банковских кредитов, направлением использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, предоставлением в аренду или передачей иных прав на общее имущество в многоквартирном доме), должны приниматься не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов всех членов товарищества (их представителей), т.е. квалифицированным большинством голосов.

Кроме того не запрещено предусмотреть в уставе товарищества собственников жилья также иные вопросы, которые могут решаться только квалифицированным большинством голосов..

Решения по остальным вопросам принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов товарищества ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.

Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

В связи с этим в юридической литературе было высказано мнение о недостаточной обоснованности положения о группировке членов товарищества собственников жилья для голосования: права и обязанности всех членов товарищества одинаковы, и выделение каких-то членов в отдельную группу будет явно ущемлять права остальных членов товарищества, или наоборот.

Во избежание нарушения прав членов товарищества устав должен содержать точно определенный круг вопросов, решение которых возможно путем проведения заочного голосования. Общее годовое собрание членов товарищества должно проводиться только в очной форме. Лишь промежуточные и внеочередные общие собрания и по определенным уставом вопросам могут проводиться путем заочного голосования, если в уставе товарищества предусмотрена такая форма проведении общих собраний. Если устав дозволяет проведение общих собраний членов товарищества посредством письменного опроса, то в нем необходимо четко разработать порядок проведения таких собраний.

Правление товарищества собственников жилья.

Правление товарищества собственников жилья - это коллегиальный исполнительный орган управления товарищества, подотчетный общему собранию членов товарищества собственников жилья, который осуществляет руководство деятельностью товарищества. Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Таким образом, в состав правления не могут быть избраны, например, собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами товарищества собственников жилья. Кроме того, членами правления не могут быть лица, являющиеся членами ревизионной комиссии данного товарищества (ч. 1 ст. 150 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества. Фактически речь идет не о председателе товарищества, а о председателе правления товарищества, статус которого как единоличного исполнительного органа определен в ст. 149 ЖК РФ.

В связи с этим авторитетные юристы справедливо указывают на то, что приведенные положения Жилищного кодекса противоречат общему порядку формирования исполнительных органов. Один исполнительный орган не вправе создавать другой исполнительный орган, тем более, что оба контролируют деятельность друг друга.

Председатель правления является единоличным исполнительным органом, а не сменяемым председателем, наделенным чисто организационными функциями, связанными с созывом и ведением заседаний правления. Как исполнительный орган, председатель отвечает перед общим собранием за свою деятельность, что обуславливает и его избрание собранием, а не правлением (формирование исполнительных органов относится к компетенции высшего органа управления товарищества - ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). Поэтому представляется, что в ст. 145 и 147 ЖК РФ необходимо внести изменения, относящие избрание председателя правления товарищества собственников жилья и компетенции общего собрания членов товарищества.

Заседания правления товарищества собственников жилья созываются председателем правления в сроки, установленные уставом товарищества. Заседание правления товарищества признается правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство членов правления товарищества (то есть более половины его членов). Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом. Порядок деятельности правления целесообразно детально регламентировать в уставе товарищества или в специальном локальном акте типа положения о правлении. Такой акт может быть утвержден на общем собрании членов товарищества.

К числу обязанностей правления товарищества собственников жилья ст. 143 ЖК РФ относит решение вопросов, примерный перечень которых определен в указанной статье. Термин "обязанности" не совсем корректен в данном контексте: фактически речь идет о правомочиях правления (то есть, о правах, реализация которых составляет одновременно юридическую обязанность исполнительного органа), образующих управленческую компетенцию правления товарищества собственников жилья. Итак, правомочиями правления являются:

- реализации в целом всех решений общего собрания членов товарищества;

- оперативного руководства текущей деятельностью товарищества;

- составления приходно-расходных смет и отчетов товарищества, представления их на утверждение общего собрания его членов;

- распоряжения материальными и нематериальными активами товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности, и в соответствии с утвержденной сметой;

- организационно-технического обеспечения деятельности общего собрания членов товарищества, в том числе созыв данного собрания и организации его проведения;

- организации учета и отчетности товарищества, подготовки годового плана, бюджета, годового отчета и представления их на утверждение общего собрания членов товарищества;

- обеспечения делопроизводства товарищества и содержания его архива;

- организации охраны имущества товарищества и общего имущества в многоквартирном доме;

- организации строительства, ремонта и содержания объектов общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с принятыми общим собранием членов товарищества решениями;

- приема на работу в товарищество лиц по трудовым договорам, их увольнения, поощрения и наложения на них взысканий, ведения учета работников товарищества;

- контроля за своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов;

- совершения от имени товарищества сделок, связанных с управлением многоквартирным домом;

- ведения списков членов товарищества;

- обеспечения соблюдения товариществом законодательства РФ и требований его устава;

- представления интересов товарищества в суде, государственных органах, органах местного самоуправления, общественных и других организациях;

- рассмотрения заявлений членов товарищества;

- подготовки изменений и дополнений в устав товарищества с учетом принятого общим собранием членов товарищества решения;

- сдачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме согласно условиям и требованиям, установленным общим собранием членов товарищества применительно к конкретным таким объектам.

Председатель правления товарищества собственников жилья

Председателем правления товарищества собственников жилья может стать только лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в котором создано данное товарищество, вступившее в члены такого товарищества и являющееся членом правления такого товарищества, поскольку председатель правления товарищества избирается членами правления товарищества из своего состава

В соответствии с статьей 149 (п. 1) лицо может исполнять полномочия председателя правления товарищества после его соответствующего избрания на данную должность только в пределах срока, установленного уставом товарищества. При этом временные пределы данного срока не могут выходить за временные пределы срока избрания правления товарищества, поскольку председатель правления товарищества одновременно является членом правления товарищества, и, соответственно, его полномочия прекращаются с истечением срока избрания правления товарищества (даже если правление товарищества переизбрано в том же составе). В соответствии с ч. 2 ст. 147 ЖК РФ срок такого избрания также устанавливается уставом товарищества, но не может быть более двух лет.

Председатель правления товарищества не является органом управления товарищества, поскольку ст. 144 ЖК РФ к органам управления товарищества относит только общее собрание членов товарищества и правление товарищества.

Председатель правления товарищества вправе действовать от имени товарищества без доверенности, подписывать платежные документы и совершать сделки, которые в соответствии с законодательством и уставом товарищества не требуют обязательного одобрения органами управления товарищества.

На основании п. 3 ст. 53 ГК РФ председатель правления товарищества, осуществляя указанные функции, должен действовать в интересах товарищества добросовестно и разумно и обязан по требованию членов товарищества возместить убытки, причиненные им товариществу.

Категория "добросовестность и разумность действий" имеет оценочный характер, поскольку можно использовать лишь оценочное толкование, к примеру, действий председателя правления на предмет соответствия воле, выработанной органом управления товарищества. Это приводит к тому, что на практике в большинстве случаев достаточно сложно доказать недобросовестность, неразумность председателя правления товарищества. Поэтому представляется, что основные полномочия председателя правления товарищества, в особенности права по совершению сделок от имени товарищества, должны быть максимально конкретизированы в уставе товарищества.

На председателя правления товарищества статьей 149 ЖК РФ возложены административные производственные функции.

В частности, председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления товарищества, а также дает указания и распоряжения должностным лицам товарищества, исполнение которых для них обязательно. В данном случае имеются в виду лица, принятые по трудовым договорам на работу в товарищество и подчиняющиеся председателю правления товарищества в силу своих должностных обязанностей.

Председатель правления товарищества должен разработать и вынести на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников товарищества. Правилами внутреннего трудового распорядка товарищества является локальный нормативный акт товарищества, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников товарищества, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, заключаемого товариществом со своими работниками, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам товарищества меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в товариществе.

Необходимо отметить, что указанный в Жилищном кодексе перечень полномочий председателя правления товарищества является закрытым, поскольку ЖК РФ не предусматривает возможность их расширения, к примеру, уставом товарищества. Поэтому председатель правления товарищества вне пределов своих полномочий, установленных статьей 149 ЖК РФ, вправе действовать при решении текущих вопросов деятельности товарищества только по поручению правления товарищества, выраженного в его решении.

Ревизионная комиссия

Контрольным органом во всех товариществах собственников жилья является ревизионная комиссия (ревизор). Данный орган не относится к числу органов управления товарищества: он не осуществляет организационную и исполнительно-распорядительную деятельность, а реализует лишь одну специфическую функцию управления - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, так называемый внутренний аудит.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества (ч. 1 ст. 150). ЖК РФ оставляет целиком на усмотрение общего собрания членов товарищества решение вопроса о выборе формы организации контроля: о выборе ревизионной комиссии товарищества как коллегиального органа контроля или о предпочтении ей единоличного ревизора товарищества, никак не связывая такой выбор с количественными параметрами самого товарищества. При этом ЖК РФ также не предусматривает требований к количественному составу ревизионной комиссии товарищества. Соответственно, вопрос о конкретном количественном составе такой комиссии вправе решить общее собрание членов товарищества. При этом достаточно очевидно, что данная комиссия должна состоять не менее чем из трех человек, поскольку ч. 2 статьи 150 ЖК РФ устанавливает требование об избрании ревизионной комиссией товарищества председателя комиссии из своего состава. Однако с учетом объема финансовых вопросов, контролируемых ревизионной комиссией товарищества, общее собрание членов товарищества вправе установить и иную численность органа контроля товарищества, например пять, семь или более человек.

Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. Председатель ревизионной комиссии не является самостоятельным контрольным органом, его основная задача - организационно - техническое обеспечение деятельности ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

1) проводит не реже, чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Заключение

Как известно, новый Жилищный кодекс Российской Федерации имеющий столь важное значение нормативный акт обоснованно вызывал самое пристальное общественное внимание и многочисленные дискуссии еще на стадии законопроектной работы над ним. Сегодня, когда вхождение нового Жилищного кодекса в состав российского законодательства стало свершившимся фактом, его положения вновь требуют самого внимательного анализа в различных аспектах.

Так, анализ содержания Главы ? позволяет предположить, что серьезные трудности в правоприменительной практике могут возникнуть при решении вопросов, связанных с взаимодействием норм ЖК и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Это выражается в нечетком регулировании отношений между товариществом собственников жилья и остальными собственниками помещений в многоквартирном доме, не вошедших в товарищество.

Так, п. 3 ст. 45 Жилищного кодекса гласит, что решения принятые на общем собрании при согласии собственников помещений в многоквартирном доме или их представителей, обладающих более 50 процентов (а в некоторых случаях 2/3) голосов от общего числа собственников в многоквартирном доме обязательны для всех собственников в данном доме.

Таким образом, для совершения действий по распоряжению и пользованию общим имуществом Жилищный кодекс не требует согласия всех собственников помещений и тем самым вступает в противоречие с п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК, в соответствии с которыми пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, возможно лишь по соглашению всех ее участников. Отмеченное обстоятельство представляет собой весьма существенную коллизию между нормами Гражданского и Жилищного кодекса. На практике, согласие таких собственников должно быть оформлено письменно. Тот же порядок распространяется и на право настраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме.

В связи с тем, что членами товарищества при его создании могут становиться не все собственники помещений в многоквартирном доме. Те, кто не пожелал стать участником товарищества, как следствие, сами выбирают способ управления своим имуществом. Навязывать свои услуги товарищество собственников жилья не вправе.

Поэтому, выглядят нелогичными положения п. 2 ст. 138 и п. 6 ст. 155 ЖК РФ, которые предписывают заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества с собственниками, не являющимися членами товарищества. Во-первых, законодатель не делает различий в праве на общее имущество между членами и не членами ТСЖ (ст. 249 ГК РФ, ст. 36, 39 ЖК РФ). Во-вторых, если содержание, обслуживание и ремонт общего имущества - это уставная обязанность ТСЖ, то для осуществления этой деятельности не требуется никаких дополнительных договоров с собственниками. В-третьих, собственник не вправе обособлять свою долю в праве собственности на общее имущество (ст. 290 ГК РФ, п. 4 ст. 37 ЖК РФ), т.е. общее имущество в натуре выделению не подлежит и соответственно не может быть самостоятельным предметом договора с собственником жилого помещения. Следовательно, неясно, как может выглядеть договор о содержании и ремонте доли общего имущества, принадлежащей конкретному собственнику. На наш взгляд, данные положения Жилищного кодекса РФ подлежат изменению либо исключению.

В своей деятельности товарищества собственников жилья сталкиваются с проблемой низкой бюджетной дисциплиной компенсации льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. На местном уровне до сих пор не выработан механизм компенсации льгот для членов товарищества собственников жилья. При анализе положений, регулирующих процесс создания товарищества собственников жилья видно, что будущие члены товарищества собственников жилья могут оказаться в следующем положении. Муниципальные власти должны передавать товариществам собственникам жилья дома в надлежащем состоянии. Этот вопрос урегулирован еще Законом о приватизации жилищного фонда. Когда организуется товарищество собственников жилья, оно принимает на баланс по акту технического состояния дом у балансодержателя, у собственника - муниципалитета. И здесь уже зависит от товарищества - насколько грамотно товарищество собственников жилья и его специалисты примут этот жилой дом и смогут доказать, что не проводились надлежащие ремонтные работы, что общее имущество не ремонтировалось. На это есть суд. Если товарищество собственников жилья его выиграет, то они могут потребовать от муниципалитета заложить средства в муниципальном бюджете на ремонт их дома.

Рассмотрев правовое положение товариществ собственников жилья, учитывая обозначенные проблемы, можно сделать вывод, что в правовом регулировании правового статуса и деятельности товариществ собственников жилья есть определенные недоработки. Однако, в условиях, когда практически все собственники поставлены в жесткие временные рамки с решением вопроса определения способа управления и обслуживания своей собственностью, представляется, что товарищество собственников жилья это оптимальный вариант управления многоквартирным домом.

Только в товариществах собственников жилья можно говорить о такой сплоченности жильцов для того, чтобы требовать реализации своих прав, это организация, которая будет отстаивать интересы собственников.

К тому же товарищество собственников жилья, являясь юридическим лицом, в состоянии не только управлять средствами, полученными с квартплаты, но и зарабатывать дополнительные, которые пойдут на благоустройство жилья. Товарищества собственников жилья, решением общего собрания, имеет право зарабатывать деньги, сдавая в аренду общее имущество.

Список литературы, нормативных актов и судебно-арбитражной практики

?. Нормативные акты.

1. Конституция Российской Федерации принята народным голосованием 12 декабря 1993.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в ред. от ФЗ от 31.12.2005 № 199-ФЗ//СЗ РФ. 2005. № 1 ч. ?. Ст. 14.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ФЗ от 30.12.2001 № 195-ФЗ в ред. ФЗ от 15.01.2006 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 ч. ?. Ст. 1.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ в ред. ФЗ от 07.03.2005 № 15-ФЗ//СЗ РФ. 2001.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 1 от 05.08.2000 № 117-ФЗ в ред. ФЗ от 10.01.2006 № 16-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ ред. ФЗ от 09.01.2006 № 11-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1. от 30.11.1994 № 1-ФЗ ред. ФЗ от 10.01.2006 № 18-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

8. ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"//Российская газета от 31 декабря 2004. № 292.

9. ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с изм. и доп., внесенными ФЗ от 28.12.2005 № 184-ФЗ//Российская газета от 12 января 2005. № 1; 29 декабря 2005 № 294.

10. ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ред. ФЗ от 02.07.2005 № 83-ФЗ//СЗ РФ. 2001. № 33. ч. ?. Ст. 3431; 2005. № 27. Ст. 2722.

11. Постановление Конституционного суда РФ от 03.04.1998 № 10-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1,3 и 4 статьи 32 пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска"//СЗ РФ 1998. № 15. Ст. 1794.

12. ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в ред. ФЗ от 31.12.2005 № 206-ФЗ//"Российская газета" от 30.07.1997. № 145; 31.12.2005. № 297.

13. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в ред. ФЗ от 10.01.2006 № 18-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; Российская газета от 17.01.2006. № 6.

Закон РФ от 4.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в ред. ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ // Ведомости РСФСР 1991. № 28. Ст. 959; СЗ РФ. 2005. № 1 ч.?. Ст. 15.

14. Указ Президента РФ от 9.03.2004 № 314 с изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 23.12.2005 № 1522//Российская газета от 12 марта 2004. № 50; 29 декабря 2005. № 294.

15. Постановление Правительства РФ от 16.05.2003 № 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесение изменений и дополнений в постановления Правительства Российской федерации от 19 июня 2002 г. № 438" с изм. и доп., внесенными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110//СЗ РФ 2003. № 43. Ст. 4238; 2004. № 10. Ст. 864.

16. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" с изм. и доп., внесенными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 110//СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2586; 2004. № 10. Ст. 864.

17. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" с изм. и доп., внесенными ФЗ от 16.09.2003 № 131-ФЗ//СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872; 2003. № 40. Ст. 3822.

18. Приказ Минземстрой РФ от 03.08.1998 № 35 "Об утверждении примерного устава товарищества собственников жилья"//Бюллетень строительной техники № 1. 1999.

??. Судебно - арбитражная практика

19. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24 марта 2005 № 14 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"//Вестник ВАС РФ 2005. № 5.

20. Постановление Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с изм., внесенными постановлениями Пленума ВС РФ от 21 декабря 1993 (с изм., внесенными постановлением Пленума верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3); от 25 октября 1996 № 10 (с изм., внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.10.2003 № 2)//Бюллетень Верховного Суда РФ 1993. № 11; 1994. № 3; 1997. № 1; 2003. № 3; 2005. № 4.

???. Литература

21. Басов Д. Участие населения в реформе ЖКХ//Строительный сезон. 2005. № 50 (333).

22. Гетман Е. Два кодекса - две эпохи//Экономика и жизнь. Юрист. 2005. № 14.

23. Глисков А.Г. Постатейный научно-практический комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"/Под ред. А.Г. Глисков. Ростов и/Д., "Феникс". 2005.

24. Гончаров А.А., Ю.Г. Попонов Гражданское право. Общая и Особенная части. Учебник. М., КНОРУС. 2005.

25. Гражданское право. В 2 т. Том 1: Учебник 2-е изд. перераб. и доп./Под ред. д.ю.н. профессора Е.А. Суханова. Статут. 2005.

26. Грушевая Е. Новый Жилищный кодекс/Е.Грушевая, г. Стриженко // Законность. 2005. № 6.

27. Дирдиева О.Н. Новый Жилищный кодекс Российской Федерации // Юрист. 2005. № 4.

28. Иванов А. Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе РФ // Хозяйство и право. 2005. № 6.

29. Иванова Л.В. Документирование процесса создания, регистрации и деятельности товарищества собственников жилья/Л.В. Иванова, Е.Н. Вехирева//Делопроизводство. 2005. № 1.

30. Ильин Д.И. Законодательство о недвижимости: проблемы содержания употребляемых понятий// Журнал Российского права. 2005. № 8 (104).

31. Кичихин А.Н., Марткович И.Б., Щербакова Н.А. Жилищные права. Пользование и собственность. М., Юристъ. 2005.

32. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. О.Н. Садикова. М., Юридическая фирма "Контракт" Инфра-М. 2003.

33. Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях"/Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., Изд. Тихомирова М.Ю. 2003.

34. Крашенинников П.В. Жилищный кодекс вступил в силу. Как он будет действовать?//Российская газета. 2005. 1 марта.

35. Крашенинников П.В. Мой дом - мои возможности//Российская газета. 2005. 23 марта.

36. Крашенниников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. М., Статут. 2004.

37. Макаров Г. Правовой статус товариществ собственников жилья и порядок их формирования//Хозяйство и право. 2005. № 4-7.

38. Молчанова Т.Д., Маркова р. Чтоб не пропасть поодиночке - объединяйтесь//Волжский автостроитель. 2005. № 22.

39. Невинная Ирина Школа управдомов//Российская газета. 2005. 24 июня.

40. Носков Б.П., Чурякв А.В. Порядок государственной регистрации при их создании: проблемы и решения/Б.П. Носков, А.В. Чурляев//Юрист. 2005. № 5.

41. Постатейный Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации/Под. ред. П.В. Крашенинникова. М., Статут, 2005.

42. Потерякин Д. Товарищество собственников жилья // Российская юстиция. 2005. № 6.

43. Ремезова Е. Плюсы и минусы товариществ собственников жилья // Самарские известия. 2005. № 232 (4728).

44. Сазонов Э. Собственникам - права, регионам - ответственность // Российская газета. 1 марта 2005.

45. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. М., Статут. 2005.

46. Славина Е. Товарищество собственников жилья или управляющая компания: проблема выбора//Миллион Плюс. 2006. № 2 (1022).

47. Тихомиров М.Ю. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации/ Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., Изд. Тихомирова М.Ю. 2005.

48. Тихомиров М.Ю. Товарищество собственников жилья (по новому Жилищному кодексу Российской Федерации). М., Изд. Тихомирова М.Ю. 2005.

49. Усков О.Ю. Эволюция права на жилье//Журнал Российского права. 2005. № 81 (104).

50. Фельдман И. Филимонов С. Актуальные проблемы деятельности товарищества собственников жилья/ И.Фельдман, С. Филимнов//Финансовая газета. 2005. № 26.

51. Фогель В.А. Осуществление права общей долевой собственности на жилое помещение//Юрист. 2005 № 1.

52. Харченко Е. На капремонт имеем право//Тольяттинское обозрение. 2005. 16 июня.

53. Чащин А.И. Проблемные моменты нового Жилищного кодекса//Юрист. 2005. № 7.

54. Шубина Т.В. Правовая база деятельности некоммерческих организаций/Т.В. Шубина, Л.Н. Сухоруких// Финансовые и бухгалтерские консультации. 2004. № 1.

55. Щербакова М.А. Собственники жилья, объединяйтесь! // Учет. Налоги. Право. 2005. № 40.

56. Эрделевский А.М. О применении нового Жилищного кодекса//Закон. 2005. № 3.

57. Юрьев Ю. Товариществу собственников жилья чиновник не товарищ//Российская газета 2005. 15 ноября.

58. Яковлева С. Правовое положение объекта незавершенного строительства//Хозяйство и право. 2005. № 8.

59. Ясинский А. Реформа как разруха - в головах/А.Ясинский, Н. Бикулова//Презент-Центр. 2005. 8 февраля.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты