Правовое регулирование деятельности по оказанию юридических услуг
Правовое регулирование деятельности по оказанию юридических услуг
44
Содержание:
Введение
1. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию
2. Правовое положение участников рынка правовых услуг
2.1 Адвокаты и адвокатские образования
2.2 Юридические фирмы и другие специализированные юридические организации
2.3 Индивидуально практикующие юристы
2.4 Нотариусы
3. Юридическая служба в коммерческих организациях
3.1 Юридическая служба как структурное подразделение коммерческой организации
3.2 Функциональные обязанности юрисконсульта организации
4. Договоры на правовое обслуживание и оказание правовых услуг
4.1 Квалификация договоров на оказание правовых услуг
4.2. Виды договоров, заключаемых юристами с клиентами
4.3 Содержание договоров возмездного оказания правовых услуг
4.4 Оплата правовых услуг
4.5 Ответственность сторон по договору возмездного оказания правовых услуг
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь - это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237..
Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям.Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.
Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.
Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.
1. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию
Правовые услуги -- это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг -- один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.
Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным -- производственным -- видам экономической деятельности.
Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. -- Москва: Юрайт-Издат, 2005. -- С. 61.
Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430. деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.
Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, -- они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) Постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" // РГ. 2007. 2 февр. В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102. (далее -- Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» // Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 357..
Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя -- юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994), (ред. от 27.12.2009) // РГ, N 238-239, 08.12.1994. РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.
Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса -- закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.
Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам -- клиентам, заказчикам -- разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.
В понятие правового обеспечения предпринимательской деятельности входит направленность действий юристов на:
соблюдение законности предпринимательской деятельности заказчика;
реализацию прав, составляющих содержание праводееспособности предпринимателя, и его субъективных прав;
защиту прав и охраняемых законом интересов предпринимателей от нарушений со стороны любых третьих лиц;
восстановление прав предпринимателей, пострадавших от нарушений Коммерческое (предприниметельское) право: учебник в 2 т. Т. 2. - 4-е изд., перераб. И доп. / под ред. В. Ф. Попондопуло. - М.: Проспект, 2009. - С. 313.
Эти задачи, которые можно было бы назвать правовыми задачами, тесно связаны с целями предпринимательской деятельности: удовлетворением различных общественных потребностей и систематическим извлечением прибыли.
Названные задачи соответствуют специфике предмета юридической деятельности, определяют круг профессиональных функциональных обязанностей юристов, обслуживающих предпринимателей. В то же время в содержание правового обеспечения не могут входить задачи иного характера, например, экономические, производственно-технологические, управленческо-организационные. Юристы не занимаются решением экономических или производственно-технологических задач, но способствуют их решению, осуществляя необходимое правовое сопровождение деятельности предпринимателя по их выполнению. Например, когда ставится вопрос о принятии той или иной схемы транспортировки товара, юристы анализируют предлагаемую схему с правовой точки зрения, оценивают ее правомерность, обеспечивают внесение соответствующих условий в содержание заключаемых договоров (контрактов).
2. Правовое положение участников рынка правовых услуг
2.1 Адвокаты и адвокатские образования
Адвокатская деятельность это вид частной юридической практики, своеобразие которой в том что в задачи адвокатов входит не только правовое обслуживание opганизаций и граждан, но и защита по уголовным делам, возбуждаемым против граждан. В силу большой социальной роли адвокатуры в гражданском обществе адвокатская деятельность не признается предпринимательской деятельностью. Адвокатская деятельность осуществляется только адвокатами, т. е. юристами, обладающими особым правовым статусом адвоката. Права адвокатов, вытекающие из особенностей их правового статуса, и правовое положение адвокатских образований предусмотрены Законом об адвокатуре.
Статус адвоката могут приобрести граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. Юрист, не имеющий необходимого стажа, для получения статуса адвоката должен пройти стажировку продолжительностью от одного года до двух лет. Прохождение стажировки завершается допуском стажера к сдаче квалификационного экзамена. После успешной сдачи квалификационного экзамена претендент приносит присягу (п. 1 ст. 13 Закона об адвокатуре). Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.
Формами адвокатских образований являются коллегия адвокатом, адвокатское бюро, адвокатский кабинет и юридическая консультация. Руководят деятельностью адвокатов и адвокатских образований адвокатские палаты, которые образуются учредительными собраниями (конференциями) адвокатов в масштабах Российской Федерации (Федеральная адвокатская палата) и в каждом субъекте РФ.
Коллегия адвокатов признается юридическим лицом и является одним из видов, одной из своеобразных организационно-правовых форм некоммерческой организации, поскольку цель адвокатской деятельности -- не извлечение прибыли, а оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам, предоставление правовых услуг правовая защита прав, свобод и интересов граждан и организаций.
Члены коллегии -- адвокаты рассредоточены по ее структурным подразделениям, которые называются адвокатскими консультациями. В консультациях и ведется вся работа с клиентами. Поскольку консультации не являются юридическими лицами, заведующий консультацией, избираемый адвокатами и утверждаемый президиумом коллегии адвокатов, действует на основании годовой генеральной доверенности, которая позволяет ему от имени коллегии заключать договоры, обеспечивающие деятельность консультации.
Соглашения с клиентами заключают сами адвокаты; условия соглашений: предмет, размер гонорара, срок действия и др. -- определяются адвокатом по договоренности с клиентом. Заключенные соглашения подлежат регистрации в документации консультации.
В экономическом аспекте коллегии адвокатов осуществляют свою деятельность на основе принципов самофинансирования и самоокупаемости. Все затраты коллегии и адвокатских консультаций покрываются за счет средств, зарабатываемых адвокатами. С учетом того, что по крайней мере часть вознаграждения адвокаты получают от клиентов -- физических лиц, государство предоставляет адвокатам налоговые льготы: коллегии адвокатов не являются плательщиками налога на прибыль; правовые услуги, оказываемые адвокатами, не облагаются налогом на добавленную стоимость; для адвокатов установлены пониженные тарифы платежей по единому социальному налогу (взносу) в целом и по платежам в отдельные внебюджетные социальные фонды; коллегии адвокатов освобождены от уплаты налогов в местный бюджет.
Адвокатские бюро учреждаются двумя или более адвокатами на основе партнерского договора, в котором предусматриваются условия деятельности бюро как юридического лица и порядок заключения и исполнения договоров с клиентами.
Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, должен учредить адвокатский кабинет, не являющийся юридическим лицом.
В местностях, где нет достаточного количества адвокатов, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти субъекта РФ учреждает юридические консультации, являющиеся юридическими лицами.
2.2 Юридические фирмы и другие специализированные юридические организации
Специально для правового обслуживания предпринимательской сферы учреждаются юридические лица, основным предметом деятельности которых является оказание платных правовых услуг субъектам предпринимательской деятельности.
Порядок создания и деятельности таких (назовем их условно юридическими) организаций не подвергается в настоящее время специальному нормативно-правовому регулированию. Поэтому юридические организации подпадают под общий правовой режим, установленный действующим законодательством для социальных образований, учреждаемых в качестве юридических лиц.
Если учредители (участники) юридической организации ставят перед собой цель систематического извлечения прибыли и последующего ее распределения между собой, тогда организация создается как коммерческая в любой из организационно-правовых форм, которые предусмотрены в п. 2 ст. 50 ГК РФ для коммерческих организаций.
Создаваемые как коммерческие организации, юридические фирмы обладают в силу ч. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ общей правоспособностью, т. е. могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Наряду с деятельностью по оказанию правовых услуг юридические фирмы могут осуществлять некоторые иные близко связанные с правовыми услугами виды деятельности, например, информационно-аналитическое обслуживание, оказание посреднических и маркетинговых услуг, содействие в регистрации юридических лиц и изменений в их учредительных документах (так называемый драфтинг), услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, коммерческое представительство, визовая поддержка, правовое обучение и т. д.
Юридические фирмы, которые занимаются правовым сопровождением операций с недвижимым имуществом, тесно сотрудничают с риелторскими фирмами и организациями оценщиков. Некоторые юридические фирмы налаживают партнерские отношения с аудиторскими фирмами, вместе с ними участвуют как соисполнители в проведении аудиторских проверок, анализируя и оценивая состояние проверяемых организаций с правовых позиций. Такие услуги называют юридическим аудитом.
В международной юридической практике правовой анализ истории и состояния коммерческой организации -- заказчика называют словосочетанием Due Diligence; такие правовые исследования проводятся юридическими фирмами по заказу организаций, намеревающихся совершить крупную сделку по приобретению активов, принять участие в каком-либо инвестиционном проекте, осуществить присоединение или поглощение другой компании {Mergers and acquisitions) и т. п. Ситников А., Жданов Н. DueDiligence как неотъемлемая часть сделки о покуп-ке компании // Настольная книга юриста. М., 2006. С. 27--36.
Есть юридические фирмы, специализирующиеся на ведении дел коммерческих организаций в арбитражных и третейских судах, занимающиеся налоговыми вопросами, специализирующиеся на делах о банкротстве.
Юридической практикой на территории Российской Федерации могут заниматься и иностранные юридические и физические лица. В силу закрепленного в ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493. принципа равного с российскими лицами -- резидентами -- правового режима деятельности иностранных инвесторов иностранные юристы вправе использовать различные формы и способы организации своей деятельности в России: участвовать вместе с российскими лицами в создании и деятельности юридических фирм как коммерческих организаций в форме хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля иностранного инвестора; создавать юридические фирмы, в которых все 100% уставного капитала принадлежат иностранному инвестору; открывать филиалы действующих за рубежом юридических фирм.
Специализированные юридические организации могут создаваться и в качестве некоммерческих организаций. К основным целям, которые могут быть поставлены перед некоммерческой организацией, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся защита прав и законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 145.. Отсюда следует, что в тех случаях, когда учредители юридической организации не ставят своей целью извлечение прибыли и распределение ее между собой, юридическая организация учреждается как некоммерческая.
В тех случаях, когда некоммерческие организации оказывают платные правовые услуги, их деятельность является предпринимательской и подпадает под действие правовых норм, устанавливающих режим осуществления предпринимательской деятельности. В то же время условия деятельности некоммерческих организаций отличаются от условий деятельности юридических фирм, являющихся коммерческими организациями. Некоммерческие организации при определенных обстоятельствах могут пользоваться налоговыми льготами, оплачивать арендуемые под офис нежилые помещения по пониженным ставкам, получать иную помощь от региональных органов и муниципальных образований. Например, в силу ст. 333.37 НК РФ льготы по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, предоставляются общественным организациям инвалидов.
Близкой по содержанию к деятельности юридических фирм, обслуживающих коммерческие структуры, является деятельность аудиторских и консалтинговых организаций. Многие специализированные фирмы, основным предметом деятельности которых является оказание аудиторских и консультационных услуг, создают у себя юридические подразделения, на которые возлагаются задачи по правовому обслуживанию клиентов. В таких организациях оказание правовых услуг становится одним из направлений, дополняющим ведущие направления деятельности: аудит, консалтинг, маркетинг, мониторинг инжиниринг, и способствующим их эффективному осуществлению.
Взаимодействие специалистов по бухгалтерскому учету, налогообложению и финансам с юристами в рамках одной организации обеспечивает высокий уровень как аудиторско-консалтинговых, так и правовых услуг.
Юридические фирмы являются налогоплательщиками и плательщиками обязательных платежей во внебюджетные социальные фонды. Небольшие юридические фирмы, как и другие субъекты малого предпринимательства, могут применять специальный налоговый режим -- упрощенную систему налогообложения.
Внутренние отношения в юридических фирмах могут быть организованы по принципу совместного ведения правового бизнеса. Это означает, что юристы, учредившие юридическую фирму, не только являются ее учредителями (акционерами, участниками), но и занимаются конкретной практической работой как исполнители заказов и поручений, принятых фирмой по договорам с клиентами. В мировой практике такие взаимоотношения внутри фирмы принято называть партнерскими, а самих участников фирмы, являющихся в то же время непосредственными исполнителями, -- партнерами.
На партнерах лежит риск возможных неблагоприятных последствий деятельности фирмы, между ними распределяются расходы по содержанию фирмы, им выплачиваются дивиденды из прибыли, получаемой фирмой. Партнеры сообща осуществляют управление делами фирмы; единоличным исполнительным органом фирмы является, как правило, один из юристов-участников (управляющий партнер), который избирается на срок, предусмотренный уставом фирмы.
Юристам, принимаемым на работу в юридическую фирму по договору, предоставляется возможность войти со временем в число участников-партнеров. Основным условием реализации этой возможности является безупречная надежная работа в фирме в течение ряда лет. Порядок вступления в общество регулируется учредительными документами и локальными актами юридических фирм.
В некоторых юридических фирмах вводят градацию для создания иерархии в решении основных и второстепенных вопросов деятельности фирмы и подразделяют партнеров на старших и младших.
2.3 Индивидуально практикующие юристы
Оказание гражданами правовых услуг другим лицам систематически и за вознаграждение является в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью. Занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица возможно только при условии государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Это в полной мере относится и к индивидуально практикующим юристам.
Систематическое оказание гражданам и организациям платных правовых услуг индивидуально практикующим юристом без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является правонарушением и при определенных условиях может повлечь за собой административную ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ или даже уголовную ответственность юриста по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».
Правовой формой сотрудничества двух и более индивидуально практикующих юристов является договор простого товарищества, который позволяет юристам вести совместную работу без образования юридического лица. В целях индивидуализации простого товарищества юристы вправе использовать какое-либо наименование или обозначение, которое может быть зарегистрировано как знак обслуживания на имя одного или нескольких либо всех участников договора простого товарищества.
В тех случаях, когда согласно договору простого товарищества договоры с клиентами заключаются отдельно каждым участником-юристом от своего имени, простое товарищество может быть негласным, т. е. его существование не раскрывается для клиентов и всех третьих лиц. Тем не менее и в таких случаях, как это установлено в п. 3 ст. 1054 ГК РФ, «в отношениях между товарищами обязательства, возникшие в процессе их совместной деятельности, считаются общими».
Источником доходов индивидуально практикующего юриста являются гонорары, выплачиваемые ему его клиентами.
2.4 Нотариусы
Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства о нотариате).
Нотариальные действия достаточно разнообразны; они перечислены в ст. 35 Основ законодательства о нотариате для нотариусов, занимающихся частной практикой, и дополнительно в ст. 36 -- для нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.
Значение нотариата заключается в том, что совершаемые нотариусом нотариальные действия есть, по существу, документальное подтверждение различных обстоятельств и фактов, влекущих за собой правовые последствия. В силу полномочий, которыми нотариус наделен по закону, нотариальное удостоверение юридического факта облекает его в определенную письменную форму, подтверждает его правомерность и тем самым обеспечивает признание этого факта со стороны заинтересованных, да и всех третьих лиц. В случаях возникновения споров нотариальное удостоверение фактов и документом способствует защите нарушенных или оспариваемых прав участником гражданского оборота.
Среди большого круга разнообразных нотариальных действий можно выделить наиболее типичные и часто совершаемые относительно предпринимателей: удостоверение документов, представляемых в органы государственной власти, удостоверение сделок и договоров, учинение исполнительной надписи, протест векселя.
Нотариальное удостоверение сделок и договоров имеет для предпринимателя большое практическое значение, поскольку обеспечивает дополнительные гарантии законности и действительности сделок. Это особенно важно при установлении контактов, заключении договоров с контрагентами, с которыми еще не приходилось сотрудничать, совершении сделок на большие суммы или по поводу дорогостоящих объектов.
Принудительное исполнение обязательства может быть осуществлено не только в судебном порядке, но и на основании исполнитель ной надписи нотариуса. Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, установлен Правительством РФ Постановление Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. № 171 // СП РСФСР. 1976. № 7. ст. 56.. Однако далеко не всегда нотариальная надпись обеспечивает правомерность принудительного исполнения обязательств без суда. Особенно много споров возникает в такой области предпринимательской деятельности, как кредитные и расчетные правоотношения. Поэтому постановлением Правительства РФ от 19 июня 1996 г. № 710 в указанный Перечень документом внесены изменения, и исполнительная надпись на взыскание задолженности по основаниям, вытекающим из кредитно-расчетных отношений, в настоящее время нотариусами учиняться не может Постановление Правитель-ства РФ от 19 июня 1996 г. № 710 // СЗ РФ. 1996. № 26. ст. 3140.
Следует поддержать высказанные в литературе суждения о необходимости значительного сужения перечня документов, на основании которых совершается нотариальная исполнительная надпись: вместо исполнительной надписи должно получить развитие производство по взысканию задолженности в бесспорных случаях на основании судебного приказа; в компетенции нотариусов следовало бы оставить уточнение исполнительной надписи по взысканию задолженности лишь по удостоверенным самими нотариусами сделкам -- «в этом случае правила совершения и исполнения нотариальных сделок позволили бы сохранить гарантии сторон в ходе взыскания задолженности» Гражданский процесс: учебник / под ред. В.А.Мусина, Н. А. Чечиной Д. М. Чечота (автор главы - А. П. Вершинин). М., 1996. С. 455-456..
В сфере предпринимательских правоотношений, связанных с применением переводных и простых векселей, к компетенции нотариуса относится удостоверение отказа обязанного по векселю лица оплатить, акцептовать или датировать вексель. Это нотариальное действие именуется протестом векселя. Протест векселя предоставляет векселедержателю основание обратиться с исковыми требованиями о платеже по векселю не только к основным должникам: акцептанту переводного векселя и векселедателю простого векселя, но и к вторично обязанным по векселю лицам -- индоссантам. Порядок совершения протеста векселя урегулирован Положением о переводном и простом векселе от 7 августа 1937 г., которое применяется на территории Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1238..
Нотариальный протест может быть также применен для удостоверения отказа плательщика от оплаты чека, используемого как форма безналичных расчетов и признаваемого одним из видов ценных бумаг. Если отказ опротестован, чекодержатель согласно п. 1 ст. 885 ГК РФ «вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед ним солидарную ответственность».
Нотариусы могут оказывать предпринимателям и другие правовые услуги, в частности составлять проекты договоров и договорных документов.
При назначении на должность нотариуса учитывается стаж работы по специальности: обязательным условием назначения юриста на должность нотариуса является прохождение им стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. По общему правилу срок стажировки должен быть не менее одного года, однако, как указано в ч. 2 ст. 2 Основ законодательства о нотариате, срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты, но и в этом случае продолжительность стажировки юриста у нотариуса не может быть менее шести месяцев.
Нотариальная деятельность относится к числу лицензируемых. Лицензии на право нотариальной деятельности выдаются в субъектах РФ органами юстиции гражданам, имеющим высшее юридическое образование, прошедшим стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и успешно сдавшим квалификационный экзамен. Срок действия лицензии на право нотариальной деятельности Основами законодательства о нотариате не ограничен.
Вступая в должность, нотариусы приносят государству присяг) (ст. 14 Основ законодательства о нотариате).
Нотариальная деятельность не преследует цели извлечения прибыли и потому не является предпринимательской (ч. 6 ст. 1 Основ законодательства о нотариате).
3. Юридическая служба вкоммерческих организациях
3.1 Юридическая служба как структурное подразделение коммерческой организации
Действующее законодательство не регулирует вопросы внутренней структуры юридических лиц. Организации сами вправе определять собственную структуру -- как производственную, так и административно-управленческую. Поэтому вопрос о создании своей юридической службы всецело зависит от самой организации. При большом объеме правовой работы наличие штатной юридической службы более предпочтительно, нежели обслуживание на договорной основе сторонними юристами.
Общее правовое регулирование вопросов построения и деятельности штатной юридической службы в настоящее время отсутствует. Принятое в советский период Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, организации, учреждения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. № 467, в России практически не применяется. Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 207, не рассчитано на коммерческие организации. Так что коммерческие организации сами определяют локальный правовой статус своих штатных юристов.
Юридическая служба может быть представлена юристом в единственном числе, а может состоять из нескольких штатных юристов. Как правило, юридическая служба формируется как внутреннее структурное подразделение административно-управленческого аппарата организации. В большинстве коммерческих организаций юридическая служба именуется юридическим бюро или юридическим отделом, в крупных организациях с численностью штатных юристов более десяти человек -- юридическим управлением, дирекцией, департаментом.
Должность руководителя юридической службы именуется в соответствии с названием подразделения: начальник юридического бюро, отдела, управления; директор юридического департамента. Иногда руководитель юридической службы является одновременно заместителем по правовым вопросам генерального директора или иного единоличного исполнительного органа организации либо включается в состав коллегиального исполнительного органа: правления, дирекции.
Согласно действующему Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, штатные юристы организаций официально именуются юрисконсультами. Поскольку штатным юристам приходится много внимания уделять внутренним корпоративным вопросам своей организации, в коммерческой практике штатных юристов принято называть корпоративными юристами.
Служебное положение и оплата труда юристов, как и других штатных специалистов и служащих, зависят от их квалификации и опыта работы. Для работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета, установлены разряды по оплате труда и категории специалистов и служащих.
С учетом основных направлений правовой работы в организации внутри юридической службы могут образовываться различные специализированные подразделения: договорно-правовые, претензионные, рекламационные бюро, отделы.
Как правило, юридическая служба подчиняется непосредственно первому лицу -- руководителю организации: директору, генеральному директору, председателю правления и т. п., что обеспечивает независимость юридической службы от других административно-управленческих подразделений организации.
3.2 Функциональные обязанности юрисконсульта организации
Должностные обязанности начальника юридической службы и соответственно юрисконсульта организации перечислены в Квалификационном справочнике. Суммируя их по направлениям, можно выделить две основные группы функциональных обязанностей штатных юристов:
обязанности по правовому обеспечению внутренних организационно-управленческих (административных, корпоративных, производственно-технологических, трудовых) отношений;
обязанности по правовому обеспечению внешних отношений организации, т. е. ее отношений с партнерами, контрагентами, государственными и муниципальными органами представительной и исполнительной власти, иными лицами.
К правовому обеспечению внутренних отношений относятся также такие функциональные обязанности юрисконсультов, как: