Рефераты

Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа

ля достижения поставленных целей ОАО «ЛУКОЙЛ» принимает на себя обязательства:

· осуществлять весь доступный и практически реализуемый комплекс мер по предупреждению травматизма, аварий и смягчению их последствий;

· соблюдать приоритетность планируемых и реализуемых действий и мер, связанных с предупреждением воздействия на персонал и население, окружающую среду, перед мерами по ликвидации последствий такого воздействия;

· добиваться последовательного непрерывного улучшения характеристик и показателей воздействия осуществляемой и намечаемой деятельности, продукции и услуг на персонал и население, окружающую среду, а также потребления природных ресурсов в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и общества;

· проводить постоянную целенаправленную работу по снижению потерь нефти, газа, а также продукции нефте- и газопереработки и предотвращению поступления их в окружающую среду;

· внедрять передовые научные разработки и технологии с целью поэтапного сокращения удельного потребления природных ресурсов, материалов и энергии при максимально возможном выпуске продукции;

· обеспечивать соблюдение требований российского законодательства, международных соглашений, отраслевых и корпоративных нормативных требований, а также национального законодательства стран, на территории которых осуществляют свою деятельность организации Группы «ЛУКОЙЛ», регламентирующих обеспечение промышленной, пожарной и экологической безопасности, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· проводить оценку воздействия планируемых видов хозяйственной деятельности, продукции и услуг на здоровье персонала и населения, окружающую среду;

· осуществлять оценку производственных, профессиональных, пожарных рисков, разработку и реализацию мер по снижению, компенсации непредвиденных потерь;

· принимать и реализовывать любые управленческо-производственные решения с обязательным учетом значимых экологических аспектов, производственных и профессиональных рисков;

· требовать от всех работников организаций Группы «ЛУКОЙЛ» осуществления работы в соответствии с действующими правилами и нормами промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Осуществлять соответствующие меры стимулирования, обучение и повышение квалификации работников Компании и организаций Группы «ЛУКОЙЛ»;

· добиваться постоянного улучшения качества окружающей среды в районах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ»;

· требовать от подрядных организаций, ведущих работы для организаций Группы «ЛУКОЙЛ», соблюдения требований по промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые приняты в организациях Группы «ЛУКОЙЛ»;

· публично отчитываться перед акционерами и работниками Компании о деятельности в области промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· осуществлять периодическое информирование всех заинтересованных лиц (общественность, органы законодательной и исполнительной власти и др.) о деятельности Группы «ЛУКОЙЛ» в области промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· осуществлять непрерывное совершенствование Системы промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, в соответствии с требованиями стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001;

· обеспечить контроль за выполнением обязательств, принятых в рамках Политики.

Настоящая Политика распространяется на ОАО «ЛУКОЙЛ» и организации Группы «ЛУКОЙЛ».[19]

2.2 Проект "Набукко"

Проект «Набукко» - проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность -- 26--32 млрд кубометров газа в год. Подготовка проекта ведётся с 2002 года. Строительство планируется начать в 2011 году, а завершить к 2013 году.

В консорциуме по строительству газопровода участвуют компании:

· OMV Gas GmbH (Австрия),

· BOTAЄ (Турция),

· Bulgargaz (Болгария),

· S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния),

· MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия).

· RWE AG (Германия)[26]

Целью строительства трубопровода является снижение зависимости Европы от поставок «Газпрома». Кроме азербайджанского и иранского газа по «Набукко» впоследствии может пойти газ из Казахстана и Туркменистана, который сейчас идет в Европу по трубопроводам «Газпрома». «Набукко» - прямой конкурент газпромовского проекта «Голубой поток» - газопровода Россия - Турция.

После вооруженного конфликта на Кавказе и «газовой войны» между Россией и Украиной, приведшей к перебоям в снабжении газом западных стран, Евросоюз озаботился поиском альтернатив поставкам топлива из России или через нее. Там опасаются, что Москва может воспользоваться монопольным положением для ценового диктата либо политического давления. По словам главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу «проект «Набукко» является критически важным для энергетической безопасности Европы и ее политики по диверсификации поставщиков газа и транспортных путей. Подписание засвидетельствует, что мы все намерены воплотить проект этого трубопровода в реальность настолько быстро, насколько это возможно».

Однако и по сей день одной из основных проблем осуществления проекта «Набукко» является поиск поставщиков газа.

8 мая 2009 г. в Праге прошла конференция «Южный коридор - новый шелковый путь», главной темой которой стало продвижение проекта газопровода «Набукко». Результаты этого форума были неоднозначными. С одной стороны, итоговую декларацию, поддерживающую строительство «Набукко», подписала ключевая для реализации этого проекта транзитная страна Турция. С другой - под декларацией наряду с Казахстаном и Узбекистаном не поставила подпись Туркмения, которой отводится роль основной ресурсной базы трубопровода.

Декларация, которую в ЕС подготовили к мероприятию в Праге, предусматривала заключение соглашений по газопроводу «Набукко» до конца июня и поддержку транскаспийского маршрута транспортировки энергоносителей. Однако количество подписантов пражской декларации оказалось невелико. Помимо ЕС его подписали Азербайджан, Грузия и Турция. Из этих стран только первая является газодобывающей страной. Страны же, представляющие основную потенциальную ресурсную базу для «Набукко», в первую очередь Туркмения, а также Казахстан и Узбекистан, прислали в Прагу чиновников, не имевших полномочий для подписания документов.

В то же время подпись Турции под декларацией стала важной вехой в продвижении газопровода. Таким образом, Турция согласилась стать транзитной страной для газа, поставляемого в ЕС, и дала обещание завершить переговоры с ЕС об условиях этого транзита до конца июня. Другими предполагаемыми будущими поставщиками газа для «Набукко» являются Азербайджан и Туркменистан.

Стоит отметить, что в июне 2009 г. председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели переговоры о покупке Россией азербайджанского газа по рыночным ценам. 27 марта «Газпром» и Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) подписали соглашение о поставках азербайджанского газа по трубопроводу Баку - Ново-Филя начиная с 1 января 2010 г. по европейской цене для снабжения республик Северного Кавказа. В апреле И. Алиев по итогам этих переговоров заявлял, что в газовом сотрудничестве двух стран «можно констатировать достаточный прогресс». По его словам, в этом вопросе есть взаимный интерес, и Баку не видит никаких ограничений в этой сфере. В свою очередь, посол РФ в Азербайджане Владимир Дорохин в конце июня заявил, что Россия купит у Азербайджана столько газа, сколько он решит продать; и высказал мнение, что достижение договоренностей между газовыми компаниями позволит российско-азербайджанским отношениям выйти на качественно новый уровень. Меморандум «Газпрома» и ГНКАР не содержит конкретных обязательств по объемам закупаемого Россией у Азербайджана газа.

По мнению экспертов, российско-азербайджанские договоренности в газовой сфере важны в первую очередь в стратегическом плане. Доступ к газовым ресурсам Азербайджана позволит РФ оказывать сильное давление на своих конкурентов на мировом рынке газа. В частности, намерение «Газпрома» закупать газ с месторождения Шах-Дениз вызывает определенную нервозность среди участников проекта «Набукко»: наполняемость этого трубопровода напрямую зависит от объемов азербайджанского газа.

В настоящий момент готовится межправительственное соглашение между Азербайджаном и Турцией по проекту «Набукко», поэтому в Анкаре будут явно недовольны тем, что Баку собирается продавать газ с Шах-Дениза России. Но, скорее всего, Москва все-таки нашла возможность договориться с Баку по закупкам азербайджанского газа.

Нестабильной остается и позиция Туркменистана. В 2008 г. Ашхабад и «Газпром» договорились о том, что весь туркменский газ, экспортируемый в Европу, будет идти через Россию. Однако весной нынешнего года в условиях всеобщего снижения спроса на углеводороды российская сторона посчитала чрезмерной ранее согласованную цену в 300 долларов за тысячу кубометров туркменского газа и сократила его отбор.

В начале апреля 2009 г. произошла авария на газопроводе Давлетбат - Дариялык, по которому газ из Туркмении доставлялся в Россию, - как полагают в Ашхабаде, по вине «Газпрома». Закупки Россией так и не были восстановлены. Ашхабад нашел чем ответить: сначала сорвалось соглашение по трубопроводу Восток - Запад, который должен снабжать газом будущий Прикаспийский газопровод (в сторону России), затем Туркмения договорилась о сотрудничестве с германской RWE. А в ноябре должен пойти первый газ по новому газопроводу Туркмения - Китай (через Узбекистан и Казахстан), о чем заявил 10 июля 2009 г. генеральный директор казахстанского оператора трубы ТОО «Азиатский газопровод» Беимбет Шаяхметов. Мощность этой трубы 40 млрд куб. м в год.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов на расширенном заседании кабинета министров 10 июля 2009 г. отметил, что в настоящее время в стране имеются значительные объемы товарного газа, который может быть реализован на границе государства. По его словам, «Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах, таких, к примеру, как проект «Набукко».

По словам дипломатов и представителей энергетических корпораций, вовлеченных в проект, подписание соглашения в Анкаре разморозило «Набукко», позволило преодолеть затяжные споры об условиях участия Турции и продемонстрировало наличие политической воли.

Турция пересмотрела свой ранее заявленный запрос о резервировании 15% газа для внутренних нужд. Вместо этого она добилась права будущего получения доступа к европейским газовым резервам через «Набукко». Для этого газопровод будет построен таким образом, чтобы газ смог идти в двух направлениях: с востока на запад (от Турции к Австрии) и с запада на восток, обратно в Турцию. В тексте соглашения есть пункт о том, что члены консорциума при наличии соответствующего запроса смогут получать 50% всего объема газа, проходящего по этому трубопроводу.

Стоит отметить, что администрация Джорджа Буша-младшего активно позиционировали проект «Набукко» как альтернативу поставкам «Газпрома». Вместе с тем на официальном сайте компании Nabucco Gas Pipeline International говорится, что потенциальными источниками газа для проекта являются «страны Каспийского региона, Египет, Россия, а в перспективе даже Иран и Ирак».

Премьер Турции Тайип Эрдоган, выступая на церемонии подписания соглашения, вежливо выразил надежду на участие России и Ирана в реализации «Набукко»: «Мы выступаем за присоединение к проекту Ирана, когда это позволят условия, а также надеемся на участие в нем России». О желании видеть Россию среди участников газопровода заявил и спецпредставитель США по энергетическим вопросам в Евразии: «Мы хотим, чтобы Россия участвовала в проекте как партнер, и можем передать ей предложение о поставках газа в рамках «Набукко».[20]

Согласно заявлениям МИД России, Россия не имеет ничего против строительства нового газопровода. Участие различных стран в международных энергетических проектах - это их суверенное право. В России между тем скептически относятся к плану реализации «Набукко», прежде всего потому, что перспективы заполнения магистрали газом до сих пор не ясны. Однако сторонники трубопровода убеждены, что реализация этого проекта, наряду с уменьшением зависимости Турции от России в природном газе (около 65% газа из-за рубежа Турция импортирует из РФ), позволит укрепить основу для процесса ее интеграции в Европейский союз в качестве полноправного члена. В ЕС рассчитывают благодаря трубопроводу снизить зависимость от импорта российского газа, проект рассматривается в качестве конкурента «Южному потоку», предложенному «Газпромом» в 2006 г.

«Южный поток» (South Stream) - российско-итальянский проект газопровода, который пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее две его ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. Согласно планам, проект должен вступить в строй к 2015 г. Юго-западную ветку планируется проложить через Грецию, откуда она пройдет через Ионическое море в Италию. Северо-западная ветка по плану должна пройти в Италию с ответвлением в Австрию. Как транзитные страны изначально рассматривались Румыния, Венгрия и Словения. Альтернативные маршруты могут пройти через Сербию и Хорватию. В результате сделки между «Газпромом» и Сербией, в рамках которой последняя присоединилась к проекту, а «Газпром» заручился пятьюдесятью процентами сербского участка «Южного потока», наиболее вероятным стал второй вариант маршрута. Большая часть морского участка будет проходить по экономической зоне Украины или Турции. Также планируется, что часть маршрута пройдет по экономической зоне Румынии.

Серьезные проблемы у российского проекта газопровода South Stream возникли в связи с подписанием ключевого соглашения о строительстве газопровода «Набукко» для поставки газа в Европу в обход России. Болгария, через которую он должен войти в Европу, потребовала пересмотреть уже согласованные условия реализации проекта «Южный поток».

После победы на парламентских выборах в Болгарии 5 июля партии ГЕРБ ее лидер и наиболее вероятный премьер страны Бойко Борисов заявил о необходимости приостановить переговоры по совместным с Россией энергопроектам: строительству болгарского участка South Stream, АЭС «Белене» и ТЭС в Скопье, а также по заключению нового договора о поставках российского газа. Предложения Борисов изложил в своем письме к министру экономики и энергетики Болгарии Петеру Димитрову.

После январского кризиса 2008 года, в результате которого Болгария пострадала больше других стран ЕС, местные чиновники потребовали от России взаимоувязанных переговоров по всем проектам. В частности, речь шла о гарантиях поставок газа по альтернативным маршрутам, переходе на прямые контракты и «более выгодных ценах». «Газпром» в ответ попросил уступок по South Stream в вопросах собственности на газопровод, принадлежности контрольного пакета акций СП по строительству South Stream в Болгарии и транзитной ставки.

Однако, несмотря на возникшие трудности, по мнению экспертов, участвовать в «Набукко» Россия не будет, так как это означало бы конкурировать с самой собой, а для РФ выгодно сохранять свои проекты. «Набукко» не грозит большими потерями России. Наоборот, растущее в Европе потребление газа затребует еще больших поставок и от России. Вместе с тем потребители этого топлива хотят обезопасить себя от возможных проблем и получать его из разных источников, чтобы меньше зависеть от одного поставщика.[19]

2.3 Газопровод Баку-Тбилиси-Джейхан

Нефтепровод Баку -- Тбилиси -- Джейхан -- трубопровод для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Официальное торжественное открытие всего нефтепровода прошло 13 июля 2006 в Джейхане.

Владельцем нефтепровода является международный консорциум BTC Co, его акционеры -- BP (30,1 %), Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) (25 %), Unocal (8,9 %), Statoil (8,7 %), TPAO (6,5 %), ENI (5 %), Itochu (3,4 %), ConocoPhillips (2,5 %), Inpex (2,5 %), Total (5 %) и Amerada Hess (2,4 %).

Строительные работы начались в апреле 2003 года. Нефтепровод вступил в строй 25 мая 2005 года, когда был открыт его азербайджанский участок. 12 октября 2005 года состоялось торжественное открытие грузинского участка.[22]

Предполагается, что в дальнейшем нефтепровод будет продлён до восточного побережья Каспийского моря и по нему будет перекачиваться нефть и из Казахстана.

В июле 2006 состоялась первая прокачка нефти. С тех пор ежедневное количество проходящей по трубам нефти составляет 1,2 млн баррелей. 5 августа 2008 года из-за взрыва трубопровода и последующего крупного пожара в районе компрессорной станции в посёлке Рэфахйя провинции Эрзинджан подача нефти была прекращена и возобновлена только 25 августа.

БТД многие эксперты называют "политическим нефтепроводом". Ни для кого не является секретом, что Турция, Грузия и Азербайджан ориентируются на США и Европу, Армения и Казахстан - больше тяготеют к России. Этот политический пасьянс и определяет маршруты нефтяных жил региона. Некоторые наблюдатели говорят, что БТД и был построен для того, чтобы его охраняли американцы и европейцы, а присутствие этих сил на территории Азербайджана и Грузии даёт надежду их правительствам в скором времени решить и внешнеполитические проблемы, такие как приструнение мятежных регионов: Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха.

Таким образом, начало эксплуатации БТД станет новой точкой отсчета американского присутствия на Кавказе, а формально началом выполнения решений Стамбульского саммита НАТО о новой активной политике на Южном Кавказе и в Средней Азии. В итоге, для Грузии и Азербайджана судьбоносное значение имел тот факт, что коммуникационные проекты стоимостью от миллиарда и выше стали по мере осуществления требовать соответствующих условий функционирования, а их инициаторы - стали весомыми факторами региональной политики. Государства, по которым эти коммуникации пролегли, автоматически стали субъектами данной политики.

С геополитической точки зрения, основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве его обоснования выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.

Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. С началом его работы в очередной раз существенно изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Транспортировка значительных объёмов нефти, которая могла бы осуществляться через территорию России по существующему нефтепроводу Баку -- Новороссийск, теперь будет производиться в обход России, что снизит её влияние в регионе. Американцы же не только получат альтернативный Персидскому заливу источник нефти, но и расширят зону своего влияния.

Ввод в эксплуатацию нефтепровода даёт возможность более активно осваивать ресурсы каспийского бассейна. В Азербайджане это в первую очередь освоение блока месторождений Азери -- Гюнешли, в Казахстане -- Кашаган.

Экономические потери России от появления нового пути транспортировки каспийской нефти некоторые эксперты оценивают в 200 млн долларов в год.

Таким образом, можно отметить, что еще со второй половины 1990-х годов наметился постепенный рост актуальности проблем энергетического фактора в международных отношениях на постсоветском пространстве в контексте диалога с Западом. Однако резкий всплеск «энергетической геополитики» начался в первой половине 2000-х годов. С одной стороны, в этот период началось укрепление России, что отразилось на росте ее активности в СНГ. Эти процессы актуализировали стремление США и отчасти ЕС ослабить РФ за счет лишения ее части энергетических рычагов на постсоветском пространстве и, прежде всего, в Каспийском регионе. Такие стратегии осуществлялись странами Запада и ранее, но более вяло. С другой - сам быстрый рост цен на углеводороды обеспечил большую, чем прежде, экономическую значимость ресурсов Каспия и Средней Азии для ЕС и США. Это обеспечило прочную материальную базу роста их вовлечения в дела региона. В свою очередь, противоречия и конфликты на энергетической почве между Россией и странами СНГ лишь укрепили решимость государств ЕС и США добиться своих энергополитических целей в СНГ, придав мощный идеологический стимул новой политике.

Идеологические «упражнения» западных политиков и обозревателей органично легли на уже подготовленную благодатную почву - страхи перед «реваншизмом» Москвы в совокупности с сохраняющимися с 1990-х годов стратегиями. Начались дискуссии о т.н. «энергетических войнах» России с соседями, «энергетическом империализме» Кремля (концепция использования РФ энергетических рычагов для давления на страны СНГ и ЕС), негативных эффектах «транзитной монополии» России на экспорт углеводородов Средней Азии для ЕС и стран СНГ, ненадежности РФ как поставщика энергоресурсов.

Впрочем, конечно, было бы неверно считать это неким «глобальным заговором» против России в полном смысле этого слова, так как помимо стратегических соображений, присущих в большей мере Вашингтону, налицо были и вполне практические интересы и обеспокоенности игроков, вовлеченных в процесс. Так, страны ЕС мечтали о прямом доступе к новым ресурсам и снижении энергетической зависимости от РФ. Диверсификация рассматривается ими как ключ к большей стабильности энергоимпорта и снижению цен. Турция - о роли основного транзитера каспийско-среднеазиатских ресурсов.[26]

Западные транснациональные корпорации нацелены на получение новых контрактов.

В свою очередь, активизировала свою политику и сама Россия, с тревогой наблюдавшая за деятельностью США и ЕС в СНГ и не желавшая снижать здесь свое влияние или жертвовать своими экономическими - прежде всего, энергетическими - интересами. В отличие от предшествующих периодов, укрепившаяся экономика, завоеванные позиции на европейских рынках энергоносителей и иные факторы позволили РФ действовать более решительно и активно. В итоге, с 2005-2006 гг. были инициированы новые соглашения и проекты, направленные на поддержание status-quo - сохранение России как ведущего экспортера нефти и газа из ННГ и основного поставщика углеводородов на Украину, в Белоруссию, в Центральную, Восточную и Юго-Восточную Европу.

Несмотря на обилие направлений деятельности, осуществляемой всеми игроками, ключевое значение для динамики и направленности энергетической геополитики региона приобрели энерго-транспортные проекты: создание новой инфраструктуры (трубопроводы и портовые системы) для экспорта нефти и газа из Средней Азии и с Каспия.

Для Запада создание «альтернативной», то есть идущей в обход РФ инфраструктуры транспортировки нефти и газа является материальным условием решения всего спектра задач в сфере энергетической геополитики. Новые трубопроводы становятся залогом вывода стратегически и экономически значимых ресурсов Средней Азии и Закавказья из-под «транзитной монополии» Москвы. За счет этого снижения влияния РФ США и ЕС обеспечивают прямой доступ к богатствам Каспия и Средней Азии для западных корпораций, которые обещают уменьшение зависимости ЕС от российского газа и нефти и увеличение конкуренции поставщиков на европейских рынках. В свою очередь для РФ трубопроводная инфраструктура и контроль над ней гарантировали сохранение роли основного транзитера каспийских и среднеазиатских углеводородов, основы ее влияния на страны-экспортеры и страны-импортеры нефти и газа в СНГ и ресурсной базы ее позиции крупнейшего экспортера углеводородов в ЕС.

Итогом развития этих тенденций стал «трубопроводный бум», наблюдаемый с 2002-2003 гг. в регионе, рассчитанный на появление уже в обозримом будущем новых сверхкрупных объемов каспийских и среднеазиатских нефти и газа в дополнение к уже существующим. Условно старт этому процессу положил нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), ставший первой масштабной «альтернативной» трубопроводной артерией по поставке каспийских энергоносителей в обход России (не считая трассы Баку-Новороссийск, которая, впрочем, носила «промежуточный» характер - как временное решение до создания БТД). По «следам» БТД на постсоветском пространстве началась настоящая трубопроводная «лихорадка». Были инициированы строительство газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ), нефтепровода Самсун-Джейхан (с черноморского на средиземноморское побережье Турции), работы по проекту газопровода Турция-Греция-Италия (TGI) как продолжения БТЭ. Оживились переговоры по проекту «Набукко» (Каспий - Грузия - Турция - Балканы) и созданию его ключевого элемента, Транскаспийского газопровода. Предложен проект нефтепровода Констанца (Румыния) - Триест (Италия), разработан проект продления нефтепровода Одесса-Броды до польских Плоцка и Гданьска и т.д. и т.п. Не осталась в стороне и Россия, начав строительство нефтепровода Бургас-Александруполис (Болгария - Греция) по доставке своей нефти в ЕС в обход проливов Босфора и Дарданеллы, инициировав создание Прикаспийского газопровода и ряд иных проектов.

Для достижения поставленных целей стороны резко интенсифицировали свою экономическую и международно-политическую дипломатию, так что многие обозреватели даже окрестили ее новой «большой игрой» за право определения доминирующих маршрутов экспорта. Если говорить о странах Запада, то выражено усилилось лоббирование стран ЕС и США в отношении Туркмении и Казахстана ради создания Транскаспийского газопровода, ускорения процесса присоединения Казахстана к участию в экспорте нефти по БТД и по другим энергетическим проектам. Постепенно формируются, а в ряде случаев и формализуются международно-политические режимы, призванные обеспечить институциональную поддержку политике «прорыва» российской монополии на энергетику каспийско-среднеазиатского региона. Помимо Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ (ОДЭР-ГУАМ, ранее ГУУАМ и ГУАМ), чья деятельность на протяжении последних лет постепенно все более концентрируется именно на вопросе создания альтернативных путей поставки каспийских углеводородов на Украину, в страны Восточной Европы и Балтии, регулярной платформой для выработки соответствующих стратегий стали «саммиты энергобезопасности». Эти мероприятия, проводимые под патронажем ЕС, проходят с широким участием глав государств и правительств и официальных представителей стран СНГ, Восточной Европы и Балтии, самого Евросоюза, США и различных международных структур. Причем в последнее время налицо тенденция к активизации данной платформы: первое подобное крупное мероприятие состоялось в Кракове в мае 2007 г., второе уже в октябре того же года - в Вильнюсе, а в мае 2008 г. очередной саммит прошел в Киеве.

В свою очередь, не менее активна и РФ, которая действует как в инициативном, так и в реактивном ключе. В целом, Россия полагается на инструменты двусторонних контактов. Ведутся переговоры об условиях поставок газа с Украиной, Белоруссией, странами Балтии и государствами Центральной и Восточной Европы. Ключевое внимание в этом контексте уделяется поставкам из Средней Азии. РФ поддерживает постоянный энергодиалог с Астаной, Ашхабадом и Ташкентом. Москва идет порой на достаточно серьезные уступки - по цене газа, инвестициям в энергетический комплекс и т.д.

Впрочем, иногда применяются и многосторонние переговоры - как в мае 2007 г., когда под давлением Москвы эти три страны согласились на создание Прикаспийского газопровода и модернизацию газопроводной системы Средняя Азия - Центр (САЦ). При этом Россия постоянно старается нивелировать итоги западной дипломатии, порой достаточно эффективно. Например, явно в пику оппонентам во время майских конференций по энергобезопасности 2007 и 2008 гг. прошли переговоры президентов РФ и Казахстана, что предотвратило поездку на эти мероприятия лично Н. Назарбаева, серьезно снизив их политическую значимость. Это укрепило «пророссийскую» ориентацию Астаны.

Между тем, острая геополитическая борьба за ресурсы и проекты в регионе носит парадоксальный характер. Дело в том, что ее экономическая и собственно энергетическая базы до такой степени идеологизированы в результате геополитических «маневров» и дипломатических комбинаций, что при ближайшем рассмотрении выявляется несоответствие реальности тем стратегиям, на основании которых строятся современная политика игроков. Вдвойне удивительна данная ситуация в связи с тем, что речь идет о такой весьма «материальной», в отличие от многих политико-дипломатических феноменов, сфере, как энергетика, где, казалось бы, мифотворчеству вне разумных пределов места нет.[19]

3 Предложения по регулированию поставок газа

3.1 Развитие рынка газа в Российской Федерации

Сегодня газовая промышленность России представляет собой единый комплекс, деятельность которого направлена на решение широкого круга задач, включая геолого-разведочные работы на суше и морском шельфе, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и переработку природного газа, газового конденсата и нефти, транспорт и распределение газа и газового конденсата, подземное хранение газа, использование газа в качестве моторного топлива, производство бытовой и промышленной газовой аппаратуры, ремонт и восстановление газопроводов и оборудования, научно-исследовательские и проектные разработки, машиностроение и строительно-монтажные работы.

Разведанные запасы газа России на сегодняшний день составляют более 46 триллионов кубических метров. Причем из общих разведанных запасов газа промышленных категорий около 80 процентов приходится на месторождения Западной Сибири.

Транспортировка газа от месторождений до потребителя осуществляется по уникальной газотранспортной системе, включающей более 150 тысяч километров магистральных газопроводов, 689 компрессорных цехов мощностью более 42 миллионов киловатт, 22 объекта подземного хранения газа. Протяженность газораспределительных сетей составляет 359 тысяч километров.

В настоящее время система газоснабжения России - основополагающий элемент национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит ее нормальная работа и жизнеобеспечение всех граждан России. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП, обеспечивает значительную часть доходов бюджета, а также более 19% поступлений валютной выручки государства за счет экспортных поставок газа (45% в структуре экспорта топлива из России). В России ежегодно потребляется (с учетом расхода газа на технологические нужды системы газоснабжения) 410 млрд.куб.м газа, или более 70% от всего объема газа, добываемого в стране. Масштабы внутреннего рынка, начиная с 1998 года, стабильны и имеют тенденцию к некоторому росту (3,3% в год). Газ составляет 50% в структуре баланса первичных энергоносителей в стране и будет оставаться основным топливным ресурсом, но с постепенным сокращением его доли в потреблении топливно-энергетических ресурсов до 45% к 2011 году.[18]

Динамичное развитие газового сектора способно обеспечить поступательное движение и другим отраслям экономики. В условиях наметившегося экономического подъема обеспечение газом платежеспособных российских потребителей представляется одной из основных задач по модернизации экономики и обеспечению ее поступательного развития.

Сырьевая база природного газа в России, как ее разведанная, так и прогнозная часть, достаточна и надежна для текущего и перспективного обеспечения потребностей внутреннего рынка и нужд экспорта. Разведанные запасы природного газа составляют около 47 трлн.куб.м, в том числе в Западной Сибири - около 35 трлн.куб.м (74%). Ближайшие для освоения ресурсы газа оцениваются в 100 трлн.куб.м, в том числе по Западной Сибири - около 51 трлн.куб.м (северные районы). Такого объема запасов достаточно для обеспечения ежегодной добычи газа в размере 700 млрд. куб. м в течение 60-80 лет.

Особенностью разведанных запасов является их высокая степень концентрации в отдельных регионах страны, в основном, на севере Западной Сибири. 75 процентов этих запасов сосредоточено на 21 крупном месторождении. Большинство месторождений газа эксплуатируется уже 15-25 лет, причем все четыре крупнейшие месторождения газа (Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Вынгапурское), на долю которых приходится около 80% текущей добычи, уже вступили в падающую фазу.

Протяженность магистральных газопроводов и отводов, входящих в газотранспортную систему, составляет 154,8 тыс. км (газопроводы диаметром 1020, 1220 и 1420 мм составляют более 62%). В систему входят газоперекачивающие агрегаты установленной мощностью около 42,6 млн. кВт и 3645 газораспределительных станций, обеспечивающих выдачу газа в газораспределительные системы (системы газопроводов низкого и среднего давления, обеспечивающие доставку газа розничным потребителям). Техническое состояние газотранспортной системы требует ее существенной модернизации: износ основных производственных фондов здесь составляет 56%, в том числе оборудования компрессорных станций - более 89%. Технически возможная производительность газотранспортной системы ограничена, и составляет 518,1 млрд. куб. м в год, что ниже ее проектной производительности (577,8 млрд.куб.м в год) на 59,7 млрд.куб.м.[22]

Имеющиеся инфраструктура и мощности хранения газа составляют порядка 60 млрд. куб. м в год или около 18% от объемов потребления газа в стране, что в целом позволяет поддерживать надежное снабжение газом российских потребителей. Вместе с тем имеются реальные проблемы обеспечения пиковых отборов газа из хранилищ в зимние периоды времени. Отсутствие сезонной дифференциации регулируемых цен на газ экономически не побуждает потребителей равномерно осуществлять закупку газа. Потребление природного газа населением страны увеличилось за последние 10 лет более чем в 3 раза. Однако уровень газификации особенно в сельской местности остается недостаточным и составляет в настоящее время около 31% против 60% в городах.

Состав участников сложившегося рынка газа включает производителей газа, газосбытовые компании, газораспределительные организации, операторов инфраструктуры (газотранспортные организации) и потребителей газа. Рынок газа в определенной степени сегментирован, что обусловлено естественной территориальной изоляцией от Единой системы газоснабжения ряда регионов добычи газа (месторождения Республики Саха-Якутия, Таймырского автономного округа, Камчатки и Сахалина).

В настоящее время ОАО «Газпром», как субъект рынка, осуществляет меры по совершенствованию системы поставок газа на регулируемый и нерегулируемый сегменты рынка; в том числе, путем установления прямых договорных отношений с крупными потребителями газа. В условиях сформированной развитой рыночной системы сбыта газа планируется, что потребители будут иметь возможность выбора в приобретении газа на торговых площадках, у сбытовых структур ОАО «Газпром», либо у независимых производителей (поставщиков).[14]

Ключевым условием развития конкурентного рынка газа является осуществление мер по повышению эффективности ценовой политики и внедрению рыночных принципов ценообразования. Прогноз роста тарифов на газ приведен в таблице.

Таблица 1 - Прогноз роста тарифов на газ

Прогноз изменения цен на газ, % к предыдущему году

2008

2009

2010

Прогноз согласно концепции развития рынка газа в Российской Федерации, подготовленный ОАО «Газпром».

1,12

1,12

1,08

Предложения Минэкономразвития России, одобренные Правительством РФ

1,08

1,07

 

В последние 3 года в российской экономике, наблюдается заметное увеличение потребления газа. За этот период оно возросло с 338,2 до 360,7 млрд.куб.м, т.е. прирост составил 22,5 млрд.куб.м с ежегодным темпом роста в среднем 3,3%.

В результате диспропорции цен на топливно-энергетические ресурсы потребность в газе как наиболее дешевом виде топлива искусственно завышается. В результате, в структуре потребления энергоресурсов России доля нефти и нефтепродуктов составила 21% , угля - 17%, а газа - до 48,8%. До 63,7% возрос удельный вес газа в котельно-печном топливе. В таких промышленно развитых регионах России, как Поволжский, Центральный, Северо-Кавказский и Северо-Западный, за счет сокращения использования мазута и угля в 2 раза доля газа в котельно-печном топливе достигла 77-83%. В Москве этот показатель уже превышает 95%. Между тем удельный вес газа в запасах топливно-энергетических ресурсов России (уголь, газ, нефть) составляет только 27%.

Таблица 2 -Структура потребления газа в отраслях народного хозяйства

№ п/п

Наименование отрасли

Потребление, млрд.куб.м

От общего объема потребления, %

1

Электроэнергетика

140,6

39

2

Металлургическая

28,6

7,9

3

Агрохимическая промышленность

17,8

4,9

4

Агропромышленный комплекс

10,1

2,8

5

Нефтехимическая промышленность

6,1

1,7

6

Коммунально-бытовые хозяйства

30,8

8,5

7

Население

41,7

11,6

8

Другие

85,0

23,6

Россия всего

360,7

100

Потребление природного газа населением быстро растет, при этом уровень розничных цен на газ для населения остается значительно более низким, чем для других категорий потребителей.

Приоритетными потребителями природного газа в ближайшие годы и в перспективе должны стать химия, сельское хозяйство, производство стройматериалов для жилищного строительства, коммунально-бытовой сектор и население при сокращении поставок газа электростанциям. Существует 2 основных сценария динамики спроса на газ на внутреннем рынке, существенно отличающихся между собой. Первый сценарий основан на предложении об инерционном изменении действующих цен на газ, относительно низких с точки зрения потребительских свойств газа и не допускающих возникновения серьезных экономических стимулов для экономии газа и межтопливной конкуренции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты