Рефераты

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Понятие инвестиционной деятельности, ее субъекты и объекты
    • 1.1 Инвестиционная деятельность и ее этапы
    • 1.2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
  • 2. Государственное регулирование инвестиционного процесса
    • 2.1 Необходимость государственного вмешательства
    • 2.2 Содержание политики регулирования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

В последние полтора десятка лет Россия прочно стала на позицию интегрирования в мировую рыночную экономику. Неотъемлемой частью функционирования рыночной экономики любой страны является привлечение инвестиций, в том числе, иностранных. Причем иностранные инвестиции играют существенную роль в подъеме экономики любой страны.

Сегодня мир переживает бум зарубежного инвестирования. Совокупный объем прямых иностранных капиталовложений достиг в 2007-2008 гг. 1,1 трлн. долл. (рост по сравнению с предыдущим годом на 26%), а их накопленный объем приблизился к 6 трлн. долл.

Россия же по данному показателю занимает более чем скромные позиции (42-е место в мире), уступая, например, Китаю в 18,5 раза, Польше - в 1,8 раза, Венгрии - на 15%. Объем иностранных инвестиций в России соответствует примерно уровню Чехии, которую она многократно превосходит по величине территории, численности населения, природным богатствам и научно-производственному потенциалу. Лишь среди государств СНГ Россия в этом плане лидирует, но это никак не меняет общей ситуации.

Сложившееся в последнее время мнение о будущем российского инвестиционного рынка после финансового кризиса достаточно категорично. Кризис показал, что стабилизация в России была мнимой - реальный сектор экономики не работал, а между тем устойчивость финансового рынка любого государства определяется его производственным потенциалом. Выход экономики из кризиса требует реализации широкой инвестиционной программы, в том числе с привлечением иностранного капитала, ибо будущее нашей страны во многом зависит от того, как скоро и в каком объеме придут к нам инвестиции из-за рубежа.

Таким образом, тема инвестиционной деятельности в Российской Федерации является актуальной.

В данной работе мы рассмотрим как теоретические основы и определения инвестиционной деятельности, так и вопросы ее непосредственного государственного регулирования.

1. Понятие инвестиционной деятельности, ее субъекты и объекты

1.1 Инвестиционная деятельность и ее этапы

Инвестиционная деятельность -- вложение инвестиций (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В зависимости от содержания традиционно выделяют следующие виды инвестиционной деятельности:

· прямая, когда происходит непосредственное вложение ценностей в производство товаров (работ, услуг). К примеру, прямой является инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений.

· ссудная, осуществляемая в форме предоставления займа, кредита;

· "портфельная" - вложение инвестором средств в ценные бумаги.

Вообще же говоря, инвестиционная деятельности может носить различный характер. Она может осуществляться на профессиональной основе институциональными инвесторами. Примером служит деятельность инвестиционных фондов. Таким образом, в данном случае инвестиционная деятельность является предпринимательской. Инвестиционная деятельность может носить и разовый, не предпринимательский характер. В качестве примера приведем приобретение физическим лицом акций - вложение средств в ценные бумаги ("портфельные" инвестиции).

Инвестиционная деятельность может рассматриваться как источник привлечения дополнительных сумм в существующее или организующееся производство. В этой ситуации характер инвестиционной деятельности следует оценивать с разных позиций: как средство получения прибыли - для вкладчиков (инвесторов) и как средство привлечения материальных и нематериальных благ - для пользователя или иного субъекта инвестиционной деятельности.

Основными законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее - Закон об инвестиционной деятельности), Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в РФ", Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции", Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. "О Бюджете развития РФ", Федеральный закон от 29 октября 1998 г. "О финансовой аренде (лизинге)" (в ред. 29 января 2002 г.), Федеральный закон от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах".

Исходя из понятия инвестиционной деятельности, специалисты условно выделяют три этапа ее осуществления. Эти этапы явно прослеживаются, когда речь идет о реальных инвестициях или прямой инвестиционной деятельности.

1. Подготовительный этап. На этом этапе субъект принимает решение о вложении средств в качестве инвестиций. При этом, когда речь идет об инвестициях в действующее производство, вопрос об их целесообразности обычно не возникает, так как решаются назревшие проблемы. Если же необходимы организация производства и продвижение на рынок нового товара, то на первый план выходят расчеты окупаемости и эффективности. С этой целью проводятся маркетинговые исследования, изучаются инвестиционные возможности.

Обязательным мероприятием на этом этапе является составление инвестиционного проекта, в который входят обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами). Неотъемлемой частью инвестиционного проекта служит бизнес-план, включающий описание практических действий по осуществлению инвестиций. В бизнес-плане, в частности, должны быть отражены суть проекта, средства его финансирования, сметная стоимость проекта, сроки осуществления работ (услуг), срок окупаемости.

Срок окупаемости инвестиционного проекта - это срок со дня начала финансирования проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.

Применительно к государственным инвестициям порядок оценки эффективности инвестиционного проекта определен в Положении об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ. В качестве Приложения № 1 к данному акту приведен Макет Бизнес-плана.

Законодательство содержит также понятие приоритетного инвестиционного проекта. Так, согласно ст. 1 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства РФ и который включен в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Первый этап заканчивается, как правило, подписанием инвестиционного договора, в котором определяются права и обязанности участников в отношении размера вкладываемых средств, сроков и порядка вложения, их взаимодействие при реализации инвестиционного проекта, порядок пользования объектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект, распределение доходов от эксплуатации объекта и др. Условия инвестиционного договора сохраняют силу на весь срок его действия и могут быть изменены, если после заключения договора законодательством устанавливаются новые условия, ухудшающие положение партнеров. Подписанием инвестиционного договора вкладываемым материальным и нематериальным благам придается статус инвестиций.

2. Инвестиционный этап характеризуется тем, что в этот период осуществляется совокупность практических действий по реализации бизнес-плана, т. е. по исполнению инвестиционного проекта. Это могут быть строительство объекта и ввод его в эксплуатацию, пусконаладочные работы, приобретение машин и оборудования, осуществление работ, связанных с их установкой, и др. На практике элементом этого этапа является календарный график выполнения инвестиционной программы со следующими Темами: наименование работ, ответственный исполнитель, срок и начала и окончания работ, порядок приемки выполненных работ (акт, отчеты), отметка о выполнении. Отличающиеся большим разнообразием, действия по реализации инвестиционного проекта облекаются в правовую форму путем заключения различных договоров. Это могут быть договоры, направленные на передачу имущества, выполнение работ или оказание услуг, лицензионные и иные гражданско-правовые договоры. Вместе с тем, заключение и исполнение разного рода договоров на данной стадии инвестиционного процесса преследуют главную юридическую цель - реализацию инвестиционного договора, а деятельность участников должна осуществляться в соответствии с инвестиционным законодательством. Второй этап завершается созданием объекта инвестиционной деятельности.

3. Эксплуатационный этап. В течение этого этапа осуществляется организация производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, создается система сбыта нового товара и т. п. В это время компенсируются инвестиции и затраты на осуществление инвестиционного проекта, формируется доход от его реализации. Именно с этим периодом связана окупаемость проекта. Зачастую на практике данные об оценке выполнения инвестиционного проекта сводятся в таблицы, составляемые по следующей схеме: наименование объекта инвестиций, срок выполнения (по плану и фактически), инвестиции (по смете и фактически), срок окупаемости затрат (расчетный по программе и ожидаемый), причины отклонения от сроков.

1.2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.

Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические, юридические лица, государственные и муниципальные образования.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Среди основных прав инвесторов следует назвать:

· право самостоятельно осуществлять инвестиционный выбор, то есть определять объемы, направления, размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности;

· право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать их целевое использование;

· право инвестора передать по договору свои права по инвестициям и их результатам другим лицам;

· право инвестора приобретать в собственность объекты, созданные в результате инвестирования, а также право владения, пользования, распоряжения иными результатами инвестиций. Законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, управления ими или получения дохода от эксплуатации этих объектов. В отношении незавершенных объектов установлен режим долевой собственности субъектов.

Заказчики - это субъекты инвестиционной деятельности, которые уполномочены инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. Для достижения этой цели инвестор наделяет заказчика правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных инвестиционным договором, и в соответствии с законодательством. Заказчик не должен вмешиваться в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица.

Исполнители работ - лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта в силу заключенного с ними договора. Исполнитель не приобретает полномочий по владению, пользованию, распоряжению инвестициями, заказчик выделяет ему средства, необходимые для выполнения определенной работы.

Пользователи - это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть физические, юридические лица, государство, муниципальные образования.

Законом об инвестиционной деятельности предусмотрено право субъектов инвестиционной деятельности совмещать функции двух или нескольких участников. Так, например, инвестор сам может выполнять функции по реализации договора, то есть быть заказчиком, могут быть совмещены функции пользователя и инвестора и т.п.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности определены в названном Законе весьма кратко и могут быть сформулированы в виде общей обязанности выполнения требований законодательства, государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и др. Представленный в ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности перечень объектов не является исчерпывающим. Законодательно закреплено запрещение инвестирования в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законодательством норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Таким образом, под объектом инвестиционной деятельности следует понимать материальные и нематериальные ценности, создание и использование которых отвечает требованиям законодательства, не наносит ущерба охраняемым законом правам, приносит прибыль и (или) дает иной положительный эффект.

Источниками финансирования деятельности инвесторов могут быть:

· собственные средства, такие как прибыль, амортизационные отчисления;

· заемные финансовые средства, например банковские и государственные кредиты, займы;

· привлеченные финансовые средства, например получаемые от продажи ценных бумаг;

· инвестиционные ассигнования из государственного или муниципального бюджета.

Хозяйственная компетенция инвестора должна позволять ему принять решение о распоряжении данными средствами путем инвестирования.

2. Государственное регулирование инвестиционного процесса

2.1 Необходимость государственного вмешательства

Одна из особенностей российской экономики, обусловленная практикой ее реформирования в течение последних лет, состоит в неразвитости финансового сектора и его слабой связи с реальным сектором экономики. Первый момент имеет как количественную (незначительное число кредитно-финансовых учреждений, плохо развитая сеть филиалов, концентрация банков в нескольких крупных городах и т.п.), так и качественную (малое число финансовых институтов, низкий уровень монетизации ВВП, высокий уровень валютизации оборота и т.д.) стороны. Общим индикатором неразвитости этого сектора является, очевидно, высокая рентабельность вложений в него, кратно превышающая рентабельность вложений в реальный сектор. Другой момент - слабая связь с производством выражается в незначительных объемах и рискованности кредитования последнего. Поэтому сегодня трудно прогнозировать расширение границ долгосрочного банковского кредитования инвестиционных проектов. Исходя из этого усилия государства должны быть сконцентрированы на стимулировании создания и упорядочения деятельности таких институциональных форм рыночной инфраструктуры, как страховые, пенсионные, паевые фонды, возможности которых в финансировании инвестиционного процесса используются явно недостаточно.

Для этого необходимо осуществлять государственное воздействие на важнейшие макропропорции, в том числе на соотношение средств, направляемых на потребление и накопление. Кроме того, целесообразно ввести режим специального хранения и расходования амортизационных отчислений, а также других средств, предназначенных на инвестиции, в целях использования их строго по назначению и наиболее эффективно. Поэтому следует рекомендовать частным предприятиям все средства, резервируемые ими из прибыли и других доходов для последующего инвестирования, а также амортизационные отчисления аккумулировать на специальных накопительных счетах в банках.

Основной целью проведения радикальной экономической реформы в России было создание реальных рыночных стимулов к развитию производства и ликвидации дефицита товаров и услуг. Для реализации этой цели предполагалось увеличить долю частных инвестиций при одновременном снижении централизованных капитальных вложений. В условиях реформы действительно наметилась устойчивая тенденция децентрализации инвестиционного процесса: если в 1990 г. удельный вес государственных инвестиций в их общем объеме достигал 80%, то в 1996 г. он составил 21%, в 2000 г. - 11%, в 2006 - 9%. Однако этот процесс не сопровождался ростом реальных вложений частного капитала. Главная трудность данного этапа преобразований заключалась в ограниченной возможности внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция обусловила норму процента, намного превышающую предполагаемую рентабельность большинства производственных проектов. Это сделало недоступными средне- и тем более долгосрочные кредиты.

В этих условиях вновь созданные институты рыночной экономики не смогли оказать благоприятное влияние на оживление инвестиционного процесса. Возникло противоречие между необходимостью структурной перестройки экономики, для которой нужны инвестиции в новые жизнеспособные предприятия, и низким уровнем инвестиций из-за слишком высокой цены на инвестиционные ресурсы, которые делают практически любое долгосрочное вложение средств невыгодным. Кроме этого, к числу факторов, препятствующих реализации инвестиционного процесса, можно отнести неопределенность прав собственности (на землю и основные фонды), неустойчивость внешнеторгового режима, высокие и часто изменяющиеся налоговые ставки, а также произвол и коррупцию, поразившую часть государственного аппарата, и неспособность последнего справиться с нашествием криминальных структур.

Все это время государство осуществляло активное вмешательство в экономику страны, и в том числе осуществлялись действия по целенаправленному регулированию инвестиционного процесса. Однако государственная деятельность в этом направлении не привела к оживлению инвестиционной активности, и, более того, в ряде случаев непродуманные решения правительства приводили к значительному ухудшению ситуации в инвестиционной сфере.

В целом государственное регулирование инвестиционного процесса может включать в себя несколько направлений: во-первых, это государственное воздействие на общие условия инвестирования - формирование благоприятного инвестиционного климата; во-вторых, осуществление мер по целенаправленному регулированию инвестиций.

В России острота спада и осознание ключевой роли инвестиций привели к тому, что государство пыталось делать все сразу: стимулировать частные инвестиции, финансировать инвестиции в социальную сферу, предоставлять льготное финансирование и государственные гарантии частным инвестиционным проектам. Другими словами, вместо того, чтобы в ситуации, когда инвесторы предпочитают вкладывать средства в более доходные финансовые и денежные активы, создавать условия для повышения привлекательности вложений в реальный сектор экономики, государство пытается, как и в прежние времена, взять на себя обязательства по финансированию капитальных вложений в экономику. Инвестиционный бюджет страны включает инвестиции в коммунальное хозяйство, инфраструктуру, отрасли социальной сферы, агропромышленный комплекс, металлургию, лесное хозяйство, космос и фундаментальную науку, конкурсные быстро окупающиеся коммерческие проекты. То есть для решения принципиально новых задач по оживлению инвестиционного процесса в рыночной экономике правительственные чиновники пытались применить старые методы по осуществлению капитальных вложений в экономику. Ситуация усугубляется еще и тем, что финансирование бюджетных расходов на инвестиционные цели проводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осуществляемых инвестиций в производство постоянно сокращался. Правительство не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстроокупаемых инвестиционных проектов, где доля государства составляет всего 20%, а средства, мобилизируемые инвестором, включая собственные, - 80%. В результате предприниматели, поверившие государству и занявшие в коммерческих банках 60% средств, оказались в тяжелом финансовом положении. Вполне ясно, что такое положение дестабилизирует рынок капитальных вложений и ведет к подрыву репутации государства как участника инвестиционного процесса.

Иначе говоря, вместо создания условий для эффективной реализации инвестиционного процесса правительство стремилось преодолеть инвестиционный кризис с помощью увеличения бюджетных расходов на обеспечение гарантий и прямого финансирования капитальных вложений.

Так, одним из направлений инвестиционной политики на период до 2008 года являлось увеличение объемов государственных инвестиций. По мнению экспертов, наряду со снижением бюджетного дефицита государственные инвестиции к 2008 г. должны быть увеличены до 3-3,5% ВВП. Имеется в виду, что, кроме инфраструктуры и социальных объектов, государственные капиталовложения должны направляться на поддержку частных инвестиций в форме долевого участия, льготных кредитов или правительственных гарантий при реализации прошедших конкурс высокоэффективных инвестиционных проектов. Для реализации этого был разработан проект создания бюджета развития. Предполагалось, что бюджет развития послужит первым импульсом для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки инвестиционный механизм. С его помощью правительство полагало добиться как минимум десятикратной мобилизации средств частных инвесторов для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики. Несмотря на внешнюю привлекательность такой идеи, видимо, наивно полагать, что с помощью незначительных государственных средств можно добиться существенных положительных результатов в инвестиционной сфере. Кроме этого, эффективность выбранных направлений расходования средств бюджета развития также весьма сомнительна. По условиям конкурса Минэкономики гарантии по займам или прямое бюджетное финансирование предоставляется проектам, имеющим более высокую рентабельность и минимальные сроки окупаемости. Сама идея реализации государственной инвестиционной политики в такой форме изначально неверна. Кроме отсутствия в проекте бюджета развития каких-либо приоритетных направлений вложения средств (основными критериями являются рентабельность и сроки окупаемости), в нем еще была заложена возможность "законного" их расхищения. Так, государство за счет средств бюджета развития предоставляет коммерческому банку гарантии на финансирование проекта в размере до 40% ссужаемых им инвестору средств. Предполагалось, что с помощью этих мер можно стимулировать банковское кредитование и ужесточить требования к качеству отбора заемщика и проекта, поскольку у государства и банка-кредитора появляются независимые риски на одного и того же заемщика. Однако вполне возможна такая ситуация, когда банк кредитует "родственное" предприятие, получает правительственные гарантии и при "срыве" проекта гарантийные выплаты будут для него составлять фактический доход. При этом формально закон не нарушен ни чиновниками, которые выдали гарантии на вполне законных основаниях, ни банком.

Говорить о том, имела ли место такая ситуация в действительности, прямых оснований нет, однако учитывая то обстоятельство, что возвратность по связанным кредитам, выданным под гарантии правительства России составляет всего 16% , выводы, как говорится, каждый может сделать сам.

Таким образом, проведение этих мероприятий свидетельствует о попытке превратить правительство в инвестиционный банк. Оно берет на себя риски по финансированию обычных коммерческих проектов, что является недопустимым в странах с рыночными экономическими системами. Проблема состоит в том, что в отличие от фонда или банка невозможно найти ответственного за принятые государством инвестиционные решения.

2.2 Содержание политики регулирования

Кроме формирования бюджета развития, правительство собиралось провести ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, среди которых к наиболее существенным можно отнести: реформирование предприятий и отчетности; переоценку основных производственных фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью; улучшение корпоративного управления; проведение налоговой реформы; развитие инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную сферу сбережения населения; и ряд других. Некоторые из этих мероприятий были реализованы, некоторые - нет, но так или иначе в сложившейся к тому времени ситуации эти меры не могли послужить существенному оживлению инвестиционного процесса. Причины этого заключаются в том, что в действиях правительства не было единой линии, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата. Меры прямого воздействия на инвестиционный процесс не принесли и не могли принести положительных результатов, поскольку не работали экономические механизмы, при которых вложение в производство было бы привлекательным для частного сектора. К такому положению привело не отсутствие, а активное вмешательство государства в экономику страны. Одна из главных проблем заключалась в том, что многие решения правительства были обусловлены не экономическими, а политическими интересами. К числу таких решений можно отнести и проведенную приватизацию, когда собственниками многих предприятий стали люди, не имеющие достаточного опыта для налаживания производства, а часто и не желающие этого. Сюда же можно отнести и "борьбу с инфляцией" как первоочередную задачу правительства для достижения экономической стабильности. Важность этой задачи отрицать нельзя, однако не меньшее значение имеет то, какими методами это осуществляется и к чему приводит. Если умеренная инфляция служит повышению привлекательности вложений в реальный сектор экономики, то это, несомненно, является благом. Но, судя по тому, как это проводилось в нашей стране, цель данных мероприятий заключалась не в этом. Жесткая денежно-кредитная политика привела не только к стабилизации цен, но и к "денежному голоду" предприятий реального сектора экономики. Снижение процентных ставок и связанные с этим надежды правительства на то, что для банковского капитала станет выгодно вкладывать деньги в производство, были перечеркнуты введением ГКО как инструмента финансирования бюджетного дефицита, доходы по которым намного превышали доходность, которую можно было получить в промышленности. То, чем это закончилось, все прекрасно помнят.

Кроме этого, особого внимания заслуживает анализ государственного регулирования валютного рынка страны. Главной целью валютной политики государства в лице Центрального Банка было достижение стабильного курса рубля и постепенное вытеснение доллара из сферы обращения. И опять цель определена абсолютно верно, однако результат такой политики негативно повлиял на экономическое положение в стране. Именно из-за активного государственного регулирования валютного рынка произошло искусственное удорожание рубля. Этому способствовали и рекомендации МВФ, который рассматривал повышение курса рубля как фактор стабилизации, способствующий привлечению иностранных инвестиций. Предполагалось, что удорожание рубля будет способствовать импорту технологий и оборудования, необходимых для экономического роста. Однако на практике это привело к импорту потребительских товаров и оттоку валютных ресурсов из страны. В результате продукция отечественной перерабатывающей промышленности оказалась практически невостребованной на внутреннем рынке страны из-за неспособности конкурировать с импортными товарами. В настоящее время ситуация изменилась: уровень валютного курса позволяет отечественным производителям увеличивать объемы производства и успешно реализовывать свою продукцию. Однако в последнее время снова происходит усиление рубля, которое выражается в более высоком уровне инфляции относительно темпов роста курса доллара. Суть проблемы заключается в том, что валютный курс изменяется не под воздействием рыночных факторов, а в зависимости от политики Центрального Банка. Это обстоятельство значительно увеличивает уровень риска инвестиции в производство потребительских товаров, поскольку невозможно сделать достоверный прогноз относительно того, будет ли продукция конкурентоспособной по критерию "цена - качество" или нет. Исходя из этого, можно сказать, что государство сделало все, чтобы снизить привлекательность инвестиции в производство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в период осуществления реформ государство играло активную роль в экономике страны, однако в большинстве случаев его действия не были определены какой-то единой стратегией. Все экономические программы принятые правительством в этот период, были краткосрочными и носили конъюнктурный характер. В то же время благоприятное влияние на инвестиционный климат могли бы оказать разработка и оглашение государственной стратегии развития страны, в которых были бы определены цели и приоритеты развития. Причем такая стратегия может быть реализована только в том случае, если она явится результатом конструктивного диалога правительства и деловых кругов, то есть экономическим агентам должны быть известны не только цели и планы правительства, но и логика принятия тех или иных решений. В содержании этой стратегии должны быть четко определены первоочередные задачи правительства, которыми должны стать мероприятия по формированию базовых условий, необходимых для реализации инвестиционного процесса. Без их создания все попытки оживить инвестиционный процесс посредством мер целенаправленного регулирования инвестиций, к которым относятся прямое финансирование инвестиционных проектов, выдача государственных гарантий, льготных кредитов и иных мероприятий, будут неэффективными. В связи с этим государству необходимо реалистично посмотреть на эффективность политики государственного финансирования капиталовложений. Ограниченные государственные средства необходимо сосредоточить в тех областях, где никто, кроме государства, не будет осуществлять инвестиции. В то же время частные инвестиции следует поощрять созданием благоприятного инвестиционного климата и продуманными налоговыми мерами. При этом действия правительства должны носить строго согласованный характер, а все поставленные цели и задачи должны быть реальными и четко исполняться.

Таким образом, решающее значение для экономики имеет не степень ее регулирования государством, а качество этого регулирования. На современном этапе в нашей стране разумная экономическая политика государства должна состоять в том, чтобы обеспечить пусть поэтапное, но постоянное улучшение ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

При всем многообразии оценок и мнений о путях дальнейшего развития российской экономики вопрос о полезности активной инвестиционной деятельности вряд ли вызывает сомнения. Инвестиции напрямую связаны с созданием рабочих мест в условиях перехода к рыночным отношениям. Так для привлечения иностранных инвестиций в Россию у нас должны быть созданы более благоприятные условия, чем в других странах. Наше государство обладает богатейшими природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, чрезвычайно емким внутренним потребительским рынком. Задача лишь в том, чтобы преодолеть все еще сохраняющуюся экономическую и политическую нестабильность в стране, создать устойчивое, неменяющееся законодательство, поскольку инвестиционное законодательство призвано закрепить как стабильность условий инвестиционной деятельности, так и необходимые льготы и преимущества. Создание надлежащей правовой базы будет способствовать не только преодолению экономической нестабильности, но и обеспечению решения немаловажной задачи по привлечению и использованию иностранных инвестиций, прежде всего в производственной сфере.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления - снижается, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".

2. Ершова И. Предпринимательское право: курс лекций [Электронный ресурс]: http://www.inventech.ru/lib/pravo/

3. Караваев В. Государственное регулирование иностранных инвестиций: российские реалии и мировой опыт // Право и экономика. - 2008. - №5.

4. Конвенция о защите прав инвестора (заключена в г. Москве 28.03.1997) // Вестник ВАС РФ. - 1997. - №8.

5. Понятие, виды и этапы инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]: http://www.lex-pravo.ru/codex.php?ch=11&art=73&t=pp

6. Филатов В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа // Вопросы Экономики. - 2004. - №7.


© 2010 Современные рефераты