Рефераты

Правовое регулирование избирательного процесса

p align="left">В инструкциях Центральной избирательной комиссии Рос-сийской Федерации раскрывается содержание различных ви-дов (жанров) предвыборной агитации, осуществляемых через средства массовой информации:

- выступление - личное обращение (монолог) кандидата, представителя избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей к избирателям с из-ложением предвыборной программы, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;

- интервью - ответы кандидатов, представителей избира-тельных объединений, других субъектов агитационной деятель-ности на вопросы, заданные им журналистами в ходе личной встречи;

- пресс-конференция - изложение кандидатом, предста-вителем избирательного объединения, блока, инициативной группы избирателей своей предвыборной программы перед пред-ставителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов;

- предвыборные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей избирательных объедине-ний, блоков инициативных групп избирателей по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых прелагается в соответствующих предвыборных программах;

- «горячая линия» - ответы кандидатов, представителей из-бирательных объединений, блоков, инициативных групп изби-рателей на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире;

- «круглый стол» - обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами, представителями избирательных объеди-нений, блоков, инициативных групп избирателей и представителями средств массовой информации, телезрителями, радиослушателями, читателя-ми в рамках проводимых агитационных мероприятий; политическая реклама - распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации информация о кандида-тах, избирательных объединениях, блоках, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от дру-гих видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов, избирательных объе-динений, блоков.

Инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации установлены определенные ограничения к применению политической рекламы как вида предвыборной агитации в средствах массовой информации. Так, политическая реклама, распространяемая на каналах общероссийских и региональных государственных телерадиокомпаний, в периодических печатных изданиях «должна быть узнаваема, то есть содержать четкое указание, в интересах какого кандидата, избирательного объединения, она распространяется. Эфирное время, печатная площадь, предоставляемые под политическую рекламу, не должны превышать 10 процентов выделяемого данному избирательному объединению, блоку, кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ общего эфирного времени, печатной площади.

Аналогично решен вопрос применительно к выборам Президента Российской Федерации. Эфирное время, предо-ставляемое кандидату на должность Президента Российской федерации для политической рекламы, не должно превышать 10 процентов от выделенного ему общего бесплатного и платного эфирного времени, а для избирательного объединения, инициативной группы избирателей - 10 процентов от общего штатного эфирного времени. Газетная (журнальная) площадь, предоставляемая кандидату, избирательному объединению, инициативной группе избирателей для тех же целей, не дол-жна превышать 10 процентов выделяемой им общей печатной площади.

Ограничения, касающиеся эфирного времени и размера печатной площади, связаны со спецификой этого жанра пред-выборной агитации и имеют целью оградить избирателей от излишнего прессинга рекламных материалов.

Ответственность за соблюдение требований, предъявляе-мых к распространению политической рекламы, несут канди-даты и другие субъекты агитационной деятельности, а также соответствующая телерадиокомпания, редакция периодического печатного издания.

Кандидаты и другие субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно определять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и средствах массовой информации. Изменение текста агитационного материала редакцией средств массовой информации без согласо-вания с автором не допускается.

На практике часто возникают вопросы, связанные с пра-вами депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления на ведение предвыборной агитации. Вопрос не простой. Депутаты не признаются ни госу-дарственными, муниципальными служащими, ни должностными лицами, за исключением тех из них, которые на постоянной основе входят в состав руководства представительного органа, его палат, комитетов и комиссий. Последние признаются ли-цами, замещающими государственные и муниципальные дол-жности категории «А», следовательно, согласно избиратель-ному законодательству, могут вести агитацию только в свобод-ное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха). Другие же депутаты не имеют правовых преград на ведение предвыбор-ной агитации в любое время.

Неоднозначно трактуется и вопрос относительно права на ведение предвыборной агитации лицами, представляющими военные, благотворительные и религиозные организации. Хотя закон и установил запрет на ведение агитации этими организа-циями, тем не менее логично предположить, что он распро-страняется и на лиц, представляющих эти организации.

Следует отметить еще одно ограничение, связанное с освещением выборов. Журналисты, другие творческие работ-ники, а также должностные лица средств массовой информации, являющиеся кандида-тами либо доверенными лицами кандидатов, не вправе уча-ствовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

Достаточно сложно и неоднозначно решен вопрос о сро-ках предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинает-ся со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и пре-кращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В эти же сроки может вестись предвыборная агитация в негосударствен-ных средствах массовой информации, которые не обязаны бесплатно предоставлять спе-циальным субъектам агитационной деятельности эфирное вре-мя и печатные площади.

Однако эта норма не распространяется на государствен-ные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации (средства массовой информации, име-ющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации). В средствах массовой информации этой категории предвыбор-ная агитация начинается по завершении регистрации кандида-тов (списков кандидатов), жеребьевки между кандидатами, избирательными объединениями, блоками на предмет распре-деления эфирного времени, печатной площади и утверждения избирательной комиссией графика предоставления кандидатам, избирательным объединениям, блокам бесплатного эфирного времени, печатной площади и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Такое изъятие из общих сроков аги-тации вызвано необходимостью обеспечить равные условия доступа всех кандидатов, избирательных объединений, блоков к электронным и печатным средствам массовой информации.

Конкретные отрезки времени для агитационных выступ-лений в государственных, муниципальных и приравненных к ним средствах массовой информации должны устанавливаться в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные и исполни-тельные органы государственной власти и местного самоуп-равления. Эти отрезки времени, как правило, не могут быть менее 30 календарных дней.

Предвыборная агитация во всех других формах, не свя-занных с использованием государственных, муниципальных и приравненных к ним средствах массовой информации, может вестись в рамках общих сро-ков предвыборной агитации, то есть со дня регистрации кан-дидата (списка кандидатов) до ноля часов дня, предшествую-щего дню выборов.

При проведении повторного голосования (голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов из-бирателей) предвыборная агитация возобновляется со дня офи-циального опубликования решения соответствующей избира-тельной комиссии о назначении повторного голосования и пре-кращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосова-ния. В этих случаях порядок и условия проведения кандидата-ми предвыборной агитации через средства массовой информации регламентируется соот-ветственно к уровню проводимых выборов в инструкциях Цен-тральной, региональной или муниципальной избирательной комиссии.

Конкретные даты и время выхода в эфир кандидаты вправе определять по взаимному согласованию, оформленному в пись-менном виде, оригинал которого представляется непосредствен-но в телерадиокомпанию, а копия - в Центральную избира-тельную комиссию Российской Федерации в течение двух дней с момента опубликования решения о назначении повторного голосования. Если взаимное согласие было достигнуто, канди-даты не лишаются права на получение бесплатного эфирного времени в установленном Инструкцией порядке. В этом случае Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проводится жеребьевка между представителями кандидатов, утверждается график предоставления эфирного времени не позднее, чем соответственно за 10 и 9 дней до дня повторного голосования.

Предоставление бесплатной и платной печатной площади для агитационных целей в случае проведения повторного голо-сования указанными документами не предусмотрено.

В день выборов и в предшествующий ему день любая пред-выборная агитация запрещается. Агитационные печатные ма-териалы, ранее вывешенные (расклеенные) в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах на расстоянии 50 метров.

Со сроками агитации тесно связаны и запретительные нормы, согласно которым в течение пяти дней до дня голосо-вания, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации ре-зультатов опросов общественного мнения, прогнозов результа-тов выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается. За нарушение правил проведения предвыборной агитации средства массовой информации несут ответственность в установленном законом порядке.

Согласно Федеральному закону РФ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в закон «О средствах массовой информации» были внесены изменения следующего содержания: «если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а в случае, если продукция средства массовой информации предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, также избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений». ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 июля. Данная норма законодательства направлена на урегулирование процесса проведения предвыборной агитации с помощью средств массовой информации и на недопущение нарушения правил проведения предвыборной агитации.

Порядок и условия проведения. Порядок предоставления эфирно-го времени и печатной площади зарегистрированным кандида-там, избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам избирателей в настоящее время регу-лируется избирательными законами и принятыми в их развитие инструкциями избирательных комиссий. Федеральный за-кон РФ «Об основных гарантиях…» ус-танавливает лишь наиболее общие условия доступа субъектов агитационной деятельности к средствам массовой информации, относя детальное регули-рование порядка предоставления эфирного времени и печат-ной площади для предвыборной агитации к предмету отдель-ных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, посвященных выборам конкретных законодатель-ных (представительных), исполнительных органов государствен-ной власти и местного самоуправления. Действующие же фе-деральные законы и региональные законы о выборах еще не приведены в соответствие с указанным Федеральным законом. Поэтому в настоящее время более полный порядок и условия использования средств массовой информации в целях предвыборной агитации остаются не урегулированными на уровне закона.

Федеральный закон «Об основных гарантиях…» очерчивает круг средств массовой информации, которые обязаны обес-печить равные возможности для проведения предвыборной аги-тации зарегистрированным кандидатам, избирательным объе-динениям, блокам, инициативным группам по проведению ре-ферендума и, в частности, предоставить им для этих целей бесплатное эфирное время, печатную площадь на равных ус-ловиях. К ним отнесены средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные орга-ны, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Россий-ской Федерации, местного бюджета) или средств органов мес-тного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации. Конкретный перечень телерадиокомпаний и пе-риодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфир-ное время и печатную площадь под агитационные материалы, публикуется соответственно Центральной избирательной ко-миссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, муниципальной избиратель-ной комиссией по представлению соответствующих исполни-тельных органов государственной власти, вырабатывающих государственную политику в области средств массовой информации (Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, Государственного комитета Российской Федерации по печати и их местных орга-нов), в срок, определенный соответствующим избирательным законом либо инструкцией избирательной комиссии, как пра-вило, не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов.

Иные средства массовой информации, не вошедшие в указанные перечни, назовем их негосударственными, участвуют в предвыборной агитации на факультативной основе. В частности, они вправе на дого-ворной основе предоставить эфирное время и печатную пло-щадь заинтересованным субъектам агитационной деятельно-сти. Однако оплата этих услуг должна осуществляться на рав-ных условиях исключительно через соответствующие избира-тельные фонды.

Государственные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации также вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь заинтересованным субъектам агитационной деятель-ности на платной основе.

Любые средства массовой информации, предоставляющие свои услуги на договор-ной (платной) основе, обязаны декларировать (опубликовать) размер оплаты за предоставляемое эфирное время, печатную площадь в сроки, установленные избирательным законом, ин-струкцией, как правило, не позднее чем через 20 дней до дня официального опубликования решения о назначении вы-боров.

Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемо-го каждой общероссийской телерадиокомпанией для проведе-ния агитации на выборах в федеральные органы государствен-ной власти, должен быть не менее одного часа, каждой реги-ональной телерадиокомпанией - не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания телерадиокомпа-нии составляет менее двух часов, - не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Такой же объем времени - 30 минут либо не менее одной четвертой общего объема вре-мени вещания - региональные телерадиокомпании обязаны выделить для агитации при проведении выборов в органы госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации.

Общий минимальный размер печатных площадей и соот-ношение в нем частей, предоставляемых на бесплатной и плат-ной основе для размещения агитационных материалов канди-датам, избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам государственными, муниципальными и приравненными к ним периодическими печатными изданиями, определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Пока такие законы в новой редакции не приняты, поэтому объемы печатных площадей на агитационные цели не установлены.

Специализированные печатные издания (детские, техни-ческие, научные и др.) могут отказаться публиковать какие бы то ни было агитационные материалы при условии их полного неучастия в избирательной кампании, в референдуме в какой бы то ни было форме. Нормы о выделении печатных площадей на бесплатной, а равно и на платной основе не распространя-ются на периодические печатные издания, учрежденные за-регистрированными кандидатами, избирательными объедине-ниями, блоками, инициативными группами по проведению ре-ферендума, а также входящими в избирательные блоки обще-ственными объединениями. Издания, учрежденные органами государственной, судебной власти и органами местного само-управления исключительно для публикации их официальных сообщений и материалов нормативных и иных актов, в пред-выборной агитации не участвуют.

Но вернемся к порядку распределения и использования бесплатного эфирного времени, предоставляемого телерадио-компаниями. Оно должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. Обычно для агитации выделяются отрезки времени между 7 и 10, 18 и 23 часами по местному времени. Не менее одной трети общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого данной телерадиокомпанией, отводится для проведения кандидатами, избирательными объединениями, блоками совместных меро-приятий общего характера: предвыборных дебатов, дискуссий, «круглых столов» и так далее. Отказ кандидата, избирательно-го объединения, блока от совместных агитационных мероприя-тий не влечет увеличения объема предоставляемого им бес-платного эфирного времени.

Оставшаяся часть (две трети) предоставляемого телера-диокомпанией бесплатного эфирного времени распределяется в равных долях между соответственно зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов либо изби-рательными объединениями, избирательными блоками, заре-гистрировавшими список кандидатов. Следовательно, чем мень-ше кандидатов, избирательных объединений, блоков, тем боль-ше эфирного времени будет приходиться на каждого из них.

Конкретная дата и время выхода в эфир предвыборного агитационного материала кандидата, региональной группы кан-дидатов, избирательного объединения, избирательного блока определяется путем жеребьевки, проводимой избирательной комиссией соответствующего уровня с участием представите-лей средств массовой информации и других заинтересованных лиц. По результатам же-ребьевки избирательной комиссией утверждается график пре-доставления бесплатного эфирного времени субъектам агита-ционной деятельности, который публикуется в печати.

По такому же принципу, путем деления общего размера выделяемого периодическим печатным изданием бесплатной печатной площади на общее число кандидатов, региональных групп кандидатов либо избирательных объединений, блоков, определяется размер печатной площади, приходящейся на каждого из них. Конкретная дата публикации их агитационных материалов устанавливается жеребьевкой, проводимой между ними редакцией соответствующего периодического печатного издания в присутствии заинтересованных лиц. Редакцией же составляется график публикации агитационных материалов кандидатов и других участников агитационной деятельности. Утверждение графика избирательной комиссией не требует-ся, однако такие действия избирательной комиссии не проти-воречат закону.

Отказ телерадиокомпании, редакции периодического пе-чатного издания в предоставлении предусмотренного законом бесплатного эфирного времени, печатной площади, а также нарушение ими принципа равных условий использования средств массовой информации всеми участниками агитационной деятельности могут быть об-жалованы ими в соответствующую избирательную комиссию либо в суд.

Расходы телерадиокомпаний, редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени, печатной площади, покрываются за счет их текущего финансирования.

Государственные, муниципальные и приравненные к ним телерадиокомпании и периодические печатные издания обяза-ны резервировать эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации на платной основе.

Общий объем резервируемого эфирного времени не мо-жет быть меньше общего объема бесплатного эфирного вре-мени, размера печатной площади. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован не позднее дня, в кото-рый начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При этом каждый зарегистрированный кандидат, региональ-ная группа кандидатов, избирательное объединение, избира-тельный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного време-ни, размера печатной площади эфирное время, печатную пло-щадь в пределах доли, полученной делением этого объема (раз-мера) на общее число кандидатов, региональных групп канди-датов либо избирательных объединений, избирательных бло-ков. Конкретная дата и время выхода в эфир, дата опубликова-ния агитационного материала определяется жеребьевкой, про-водимой телерадиокомпанией, редакцией периодического пе-чатного издания с участием заинтересованных лиц на основа-нии заявок на участие в жеребьевке. После жеребьевки заклю-чается договор между телерадиокомпанией, редакцией перио-дического печатного издания, с одной стороны, и кандидатом, иным субъектом агитационной деятельности - с другой. Опла-та эфирного времени должна осуществляться на равных усло-виях исключительно из средств избирательного фонда канди-дата, избирательного объединения, избирательного блока.

Как отмечалось выше, предвыборная агитация на каналах негосударственных телерадиокомпаний, страницах периодиче-ских печатных изданий может вестись исключительно на дого-ворной основе. Она может начинаться непосредственно после регистрации и продолжаться в рамках общих сроков предвы-борной агитации. Для проведения агитации через негосудар-ственные средства массовой информации процедура жеребьевки не требуется и все воп-росы регулируются договором, заключаемым между руководи-телем телерадиокомпании или редактором периодического пе-чатного издания и зарегистрированным кандидатом, избира-тельным объединением, избирательным блоком, зарегистри-ровавшим список кандидатов.

В договорах подобного рода должны быть указаны: вид предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, дата опубликования агитационного материала, продолжитель-ность предоставляемого эфирного времени, размер печатной площади, порядок его оплаты, права и обязанности журнали-ста (ведущего), если его участие предусмотрено договором, обязательства сторон неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства. Платное эфирное время, печатная площадь во всех видах средств массовой информации предоставляется на усло-виях предоплаты.

Публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в ка-кой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстраци-ями, не согласованными с кандидатами, избирательными объе-динениями, блоками.

Сохраняется возможность расторжения договора в уста-новленном порядке в случае нарушения сторонами закона и взятых по договору обязательств. В этом случае высвободив-шееся эфирное время, печатная площадь используется теле-радиокомпанией, редакцией периодического печатного изда-ния по своему усмотрению.

Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агита-цию, не могут прерываться рекламой товаров, работ и услуг. Трансляция теле- и радиопрограмм, содержащих предвыбор-ную агитацию, по каналам региональных телерадиокомпаний запрещается, если они совпадают по времени с трансляцией агитационных программ общероссийскими телерадиокомпа-ниями.

Видео- и аудиокассеты, содержащие материалы предвы-борной агитации, хранятся соответствующей телерадиокомпа-нией в течение года со дня выхода указанных материалов в эфир. В случае необходимости они могут быть истребованы со-ответствующей избирательной комиссией.

Значительная часть предвыборной агитации осуществля-ется в форме проведения публичных массовых мероприятий. Закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей, инициативным группам по про-ведению референдума в организации массовых мероприятий: собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискус-сий, митингов, демонстраций и шествий. Они же обязаны обес-печивать безопасность при проведении массовых предвыбор-ных мероприятий.

Для проведения предвыборных мероприятий на безвозмезд-ной основе предоставляются пригодные для этих целей поме-щения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Заявления о выделении помещений рассматри-ваются государственными и муниципальными органами не по-зднее трех дней со дня их подачи. Избирательные комиссии играют посредническую роль между кандидатами, избиратель-ными объединениями, блоками, их доверенными лицами и упол-номоченными представителями и собственниками (владельца-ми) помещений. В частности, помещения для проведения аги-тационных мероприятий предоставляются по заявке избира-тельных комиссий, комиссий референдума на срок, установ-ленный этими комиссиями. Они также следят за соблюдением нормы законодательства о выборах, в соответствии с которой, если указанное помещение было предоставлено для проведе-ния массовых мероприятий одному из кандидатов, избиратель-ных объединений, блоков, собственник (владелец) помещения не вправе отказать другому кандидату, избирательному объе-динению, избирательному блоку. Всем претендентам избира-тельные комиссии обязаны обеспечить равные возможности. На практике избирательными комиссиями по согласованию с собственниками помещений и авторами заявок составляются графики использования наиболее популярных зданий, поме-щений для предвыборных агитационных мероприятий, прово-димых различными кандидатами, избирательными объедине-ниями, блоками и их представителями.

При этом запрещается предоставлять для массовых пред-выборных мероприятий здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного на-следия народов Российской Федерации. Предвыборная агита-ция в расположении воинских частей, организаций и учрежде-ний не допускается.

Следует отметить, что кандидаты, другие субъекты аги-тационной деятельности, их представители вправе на договор-ной основе арендовать здания и помещения любой формы соб-ственности для проведения массовых агитационных мероприя-тий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником (владельцем) здания, помещения, должен быть единым для всех арендаторов и оплата должна осуществляться на равных усло-виях исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, блоков.

Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее распространенной формой предвыборной агита-ции является подготовка, выпуск и распространение агитационных печатных материалов. Правом выпуска таких материа-лов согласно избирательному законодательству обладают только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, а при проведении референдума - ини-циативные группы по проведению референдума и обществен-ные объединения. Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) являет-ся грубым нарушением избирательного законодательства. Эк-земпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегист-рировавшую кандидата (список кандидатов), для проверки пра-вильности оформления выходных данных документа.

Новым законодательством расширены требования к выход-ным данным агитационных печатных материалов. Теперь они должны содержать не только сведения об организациях и ли-цах, ответственных за их выпуск, но и наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест житель-ства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей из-готовление данных печатных материалов, а также информа-цию об их тираже и дате их выпуска. Распространение агита-ционных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

К сожалению, практика избирательных кампаний изоби-лует примерами выпуска агитационных печатных материалов ненадлежащими лицами и организациями, без выходных дан-ных (анонимных) либо с неполными выходными данными. Уст-ранению этих распространенных нарушений законодательства способствовало бы введение разрешительного порядка выпус-ка указанных материалов после предварительной проверки их образцов (сигнальных экземпляров) соответствующей избира-тельной комиссией на предмет законности выпускающего и правильности оформления выходных данных агитационного документа. Как показывает практика, без таких жестких мер избавиться от распространения незаконных печатных агитаци-онных материалов практически невозможно.

Органы местного самоуправления по предложению изби-рательной комиссии, комиссии референдума не позднее чем в установленный избирательным законом срок (за 20-30 дней до дня голосования) обязаны на территории каждого избира-тельного участка оборудовать места для размещения агитаци-онных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и читать материа-лы. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам, избирательным объединениям, блокам равной площади для раз-мещения таких материалов.

Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зда-ниях, сооружениях и иных объектах только с согласия соб-ственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а так-же в помещениях избирательных комиссий, комиссий рефе-рендума, у входа в них и в помещениях для голосования запре-щается.

Предоставляя широкие права и большие возможности для проведения предвыборной агитации, избирательное законода-тельство предусматривает меры против злоупотреблений пра-вом на проведение агитации. Так, запрещены агитация, воз-буждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному измене-нию конституционного строя и нарушению целостности госу-дарства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации.

При проведении агитации запрещается осуществлять под-куп избирателей, участников референдума в любых формах. Исключение составляют вознаграждение за выполнение орга-низационной работы (сбор подписей избирателей, проведение агитационной работы, дежурство в необходимых местах), бес-платное распространение или льготная распродажа печатных изданий, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании и оплаченных из избирательного фонда. Допускается также добровольное бесплатное личное выпол-нение гражданином работ, оказание услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.

В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предос-тавления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено за-коном. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объе-динения, блоки, их доверенные лица с момента их регистра-ции и до опубликования результатов выборов не вправе зани-маться благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут канди-дат (список кандидатов).

Государственные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации не вправе допускать публикации, передачу в эфир ин-формации, которые способны нанести ущерб чести, достоин-ству и деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если они не могут предоставить возможность опубликовать, пере-дать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, по-несшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. Нарушение этих норм закона может повлечь судеб-ную ответственность этих средств массовой информации и их должностных лиц.

Кроме того, в случае злоупотребления кандидатом, изби-рательным объединением, блоком свободой массовой информа-ции, выразившейся в пропаганде идей и призывов, запрещен-ных законом, избирательная комиссия, другие органы и граж-дане вправе обратиться в суд с представлением (заявлением) об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). А в слу-чае нарушения им правил проведения предвыборной агитации, установленных избирательным законодательством, избиратель-ная комиссия вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агита-ционной деятельности либо отменить свое решение о регист-рации кандидата, списка кандидатов.

7. Порядок проведения голосования и определения результатов

выборов

Голосование, подсчет голосов избирателей, определение результатов выборов и их опубликование являются завершающей стадией избирательного процесса.

Избирательное законодательство достаточно детально регламентирует избирательные процедуры, совершаемые в рамках данной стадии. Так, гл. 9 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» посвящена регулированию вышеперечисленных вопросов. Кроме того, стадия голосования, подсчета голосов, определения результатов выборов и их опубликования подробно регламентирована федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации применительно к каждому виду выборов, проводимых в Российской Федерации.

Голосование - это волеизъявление избирателя, которое осуществляется путем подачи избирателем своего голоса за того или иного кандидата (списка кандидатов).

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом, при этом продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Согласно ст. 74 Избирательного кодекса Белгородской области голосование по выборам, референдумам, отзыву проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов. Голосование проводится в специальных помещениях, которые безвозмездно предоставляются в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей на позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.

Помещение для голосования. Требования, предъявляемые к помещению для голосования, содержатся в ст. 61 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» К таким требованиям относится: оборудование участковой избирательной комиссией в помещении для голосования стенда с информационными материалами о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях (блоках), причем в этих материалах не должны содержаться агитационные призывы; размещение на стенде образцов заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений (блоков), участвующих в данных выборах; наличие увеличенной формы протокола об итогах голосования, предназначенной для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.

Во время голосования на органы внутренних дел возлагаются задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, охране помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, сопровождению и охране транспортных средств, перевозящих избирательные документы. Важным направлением деятельности является обеспечение личной безопасности кандидатов в органы государственной власти или местного самоуправления и членов избирательных комиссий.

Избирательные бюллетени. Требования, предъявляемые к избирательным бюллетеням, содержатся в ст. 63 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…». Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число изготовленных избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей.

Форма и текст избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к их изготовлению, утверждаются соответствующими избирательными комиссиями. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.

В случае проведения голосования за кандидатов по мажоритарной избирательной системе избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой каждым зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном порядке, не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем, указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. Если данный кандидат баллотируется также и в составе списка кандидатов, то информация об этом помещается в бюллетене.

В случае проведения голосования за списки кандидатов (пропорциональная избирательная система) в избирательном бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования избирательных объединений (блоков), а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, также фамилии, имена, отчества кандидатов из списка и символ (символы) избирательных объединений (блоков). В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) ст. (статей) УК Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения (блока) помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») с расположенным справа от нее пустым квадратом. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению соответствующей избирательной комиссии бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации, а в необходимых случаях на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

В случае выбытия некоторых кандидатов (списков кандидатов) после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидата (список кандидатов), вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах (списках кандидатов).

Порядок голосования. В день голосования, в час, определенный законом о выборах как время начала голосования, председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам избирательной комиссии, наблюдателям, доверенным лицам кандидатов, уполномоченным представителям избирательных объединений (блоков), представителям средств массовой информации, присутствующим избирателям пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии. Если соответствующий закон о выборах предусматривает возможность досрочного голосования, председатель сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно, затем вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования.

После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа, а в случае, если избиратель голосует по открепительному удостоверению для голосования на выборах, также по предъявлении открепительного удостоверения.

При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются дополнительные отметки.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»).

Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующих графах списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.

В случае, если избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья, по инвалидности и другим причинам) не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то по его письменному заявлению или устному обращению (в том числе переданному при содействии других лиц) участковая избирательная комиссия участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Такое голосование возможно только в день голосования. Досрочно проголосовать вне помещения для голосования нельзя. Заявление о голосовании вне помещения для голосования должно быть сделано не позже чем за четыре часа до истечения времени голосования. Для голосования вне помещения для голосования участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков, но не более трех. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, при этом при проведении голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.

Институты открепительного удостоверения и досрочного голосования. В случае, если это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей в день голосования, вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом.

В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (окружной) (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, соответствующие избирательные комиссии вправе по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией принять решение о проведении досрочного голосования, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, на одном и более избирательных участках.

Институты открепительного удостоверения и досрочного голосования направлены на обеспечение возможности участия в выборах избирателей, которые по каким-либо причинам не могут прийти в день голосования на свой избирательный участок. Возможности института открепительного удостоверения по сравнению с досрочным голосованием ограничены - открепительные удостоверения действительны только в рамках избирательного округа, где проводятся выборы. Однако институт досрочного голосования имеет немало негативных сторон, связанных с возможностью подкупа избирателей, оказания на избирателей административного и иного воздействия для получения необходимого результата (например, часто практикуемая массовая доставка избирателей в избирательные комиссии для досрочного голосования).

Подсчет голосов избирателей, подведение итогов голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Он начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в соответствующую строку протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в список избирателей следующие данные: число избирателей, внесенных в список; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число досрочно проголосовавших избирателей; число открепительных удостоверений для голосования на выборах, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке; число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах. Список избирателей заверяется подписью председателя, заместителя или секретаря участковой избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии.

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в соответствующие строки протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму следующие данные: число избирателей, внесенных в список (строка 1); число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (строка 2).

В случае, если соответствующим законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, то в протокол заносятся также: число открепительных удостоверений для голосования на выборах, полученных участковой избирательной комиссией (строка 13а); число открепительных удостоверений для голосования на выборах, выданных участковой избирательной комиссией, избирателям на избирательном участке (строка 13б); число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах на избирательном участке (строка 13в); число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений для голосования на выборах (строка 13г).

Затем в соответствующие строки протокола заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (строка 6); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (строка 7).

После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных.

Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в соответствующую строку протокола об итогах голосования (строка 8) и в его увеличенную форму. После проверки неповрежденности печатей (пломб) вскрываются стационарные ящики для голосования.

Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), а также по голосам, поданным против всех кандидатов (списков кандидатов), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

После сортировки бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов. Полученные данные заносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования (строка 14 и последующие строки), а также в его увеличенную форму.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. Количество недействительных бюллетеней заносится в соответствующие строки протокола (строки 11 и 13) и в его увеличенную форму.

Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в соответствующие строки протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней (строка 10), количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования (строка 9).

В протокол об итогах голосования (строка 3) заносится также число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой (строка 4) - в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия, по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования. При этом избирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, упаковываются отдельно и опечатываются.

С рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой изби-рательной комиссии с правом решающего голоса.

После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.

Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, представителей кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.

По результатам подсчета голосов участковой избирательной комиссией составляется протокол об итогах голосования. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола, вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предусматривает возможность в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, использования участковыми избирательными комиссиями при голосовании на выборах технических средств подсчета голосов, в том числе сканеров избирательных бюллетеней. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы) в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования.

На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования и после предварительной проверки правильности их составления соответствующая вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на территории, в округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации.

По итогам голосования вышестоящая избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе непосредственно нижестоящих избирательных комиссий на соответствующей территории, в округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, о числе поступивших протоколов непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий.

К протоколам вышестоящих комиссий, которые также составляются в трех экземплярах, приобщаются составляемые в трех экземплярах сводные таблицы об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающие в себя полные данные всех поступивших в соответствующую избирательную комиссию протоколов об итогах голосования.

Определение результатов выборов. Результаты выборов определяет избирательная комиссия, наделенная этим правом федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий. О результатах выборов в трех экземплярах составляется протокол и сводная таблица.

Согласно ст. 70 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

- в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей (в соответствии с ч. 2 ст. 80 Избирательного кодекса Белгородской области нижний «порог» явки избирателей по выборам Губернатора Белгородской области составляет 50 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей);

- в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

- менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

- за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов;

- все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

- в случае, если при проведении повторного голосования в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимо для избрания число голосов избирателей.

Итоги голосования, результаты выборов признаются соответствующей избирательной комиссией недействительными:

- в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

- в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования по совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума.

- по решению суда.

В случае если выборы признаны несостоявшимися, недействительными назначаются повторные выборы в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.

Повторное голосование предполагает в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации проведение второго тура голосования, если по итогам голосования в первом туре не один из кандидатов не получил достаточного для избрания числа голосов избирателей. В этом случае повторное голосование проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов избирателей, при этом избранным во втором туре считается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей. Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона РФ «О выборах президента РФ» повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Опубликование итогов голосования и результатов выборов. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений (блоков), наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.

Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов) голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов), осуществляется соответствующей избирательной комиссией в сроки, установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, но не позднее одного месяца со дня голосования.

Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, включая все данные, содержащиеся в протоколах избирательных комиссий всех уровней, осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, включая все данные, содержащиеся в протоколах избирательных комиссий всех уровней, осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

9. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 21 с последующими изменениями и дополнениями.

10. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 24 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 27 с последующими изменениями и дополнениями.

11. Федеральный закон РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35 с последующими изменениями и дополнениями.

12. Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7 с последующими изменениями и дополнениями.

13. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 1 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49.

36. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 10.

37. Треушников М.К. Судебная защита избирательного права // Журнал российского права. 2000. № 3.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты