Правовое регулирование общества с ограниченной ответственностью
Правовое регулирование общества с ограниченной ответственностью
63
Содержание
Введение
1. Понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью
1.1 Понятие юридического лица как субъекта гражданского права
1.2 Понятие и признаки ООО как юридического лица
2. Порядок создания общества с ограниченной ответственностью
2.1 Процедура создания ООО, учредители (участники) общества
2.2 Учредительные документы ООО
2.3 Порядок формирования уставного капитала Общества
2.4 Управление в ООО
3. Реорганизация и ликвидация ООО
3.1 Реорганизация ООО
3.2 Ликвидация ООО
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность темы. Общество с ограниченной ответственностью (общество) является одной из самых распространенных организационно-правовых форм юридического лица. Общество возникло как переходная форма между полным товариществом и АО. При этом ООО заимствовало признаки предшествующих Товариществ и Обществ. Экономической основой деятельности общества является включение в гражданский оборот капитала небольшой группы лиц или части капитала одного лица, при ограничении предпринимательского риска участников и при возможности лично осуществлять и контролировать деятельность общества.
Эта форма организации юридических лиц широко используется практически во всех государствах - товарищество с ограниченной ответственностью в Германии и Франции, в модифицированном виде - частная компания в Великобритании и закрытая корпорация в США. Их популярность в коммерческом обороте иностранных государств определяется тем, что в них может участвовать ограниченное число лиц, а ответственность участника по долгам товарищества определяется суммой его доли (пая).
Эти же обстоятельства выявили преимущества ООО для создающих его лиц в РФ: возможность участникам принимать непосредственное участие в предпринимательской деятельности общества; ограниченный количественный состав и возможность контролировать изменения в составе участников, отсутствие ответственности по обязательствам общества (как общее правило) и риск, ограниченный пределами принятой на себя доли участия в капитале. На данный момент это самая распространенная организационно-правовая форма коммерческих организаций в Российской Федерации. Сегодня в России насчитывается более 600 тысяч обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, что составляет около 60 % от всех зарегистрированных юридических лиц. Это обстоятельство говорит о предпочтительности данной организационно-правовой формы для участников предпринимательской деятельности в Российской Федерации, что соответственно влечет необходимость более детального рассмотрения и изучения правового положения и сущности ООО по сравнению с другими видами юридических лиц.
В настоящее время издано довольно много литературы, в которой рассматривается практическое положение общества с ограниченной ответственностью как формы юридического лица, комментариев к Закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» и к положениям ГК, касающихся юридических лиц и обществ с ограниченной ответственностью в частности. Вопросы деятельности обществ с ограниченной ответственностью рассматривались Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации.
Однако 1 июля 2009г. вступили в силу изменения в ФЗ «Об ООО». Как уже говорилось выше, общества с ограниченной ответственностью - самая распространенная форма юридических лиц в нашей стране, и десяткам тысяч юристов сейчас заметно прибавится работы: новые уставы, регистрация изменений и т.д. Учредительные же документы обществ, созданных до вступления в его силу, должны быть приведены в соответствие с законом до 1 января 2010 года. Нововведения, устанавливаемые ФЗ «Об ООО», в первую очередь, направлены на противодействие злоупотреблениям правами, предоставляемыми обществу и его участникам, а также на предотвращение неправомерному захвату управления обществом т.н. «рейдерами» и совершения иных недобросовестных операций с использованием номинальных управленцев и собственников подставных организаций. Из 59 действующих статей изменения коснулись 36.
Целью настоящей работы является анализ правового регулирования общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы юридического лица в свете старой и новой редакции ФЗ «Об ООО» № 14-ФЗ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью в российском праве;
- определить основные этапы создания, реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью и выявить существующие в настоящее время проблемы применения действующего законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм гражданского права, регулирующих деятельность юридических лиц в РФ.
Предметом исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие деятельность общества с ограниченной ответственностью, судебная практика, теоретико-правовые исследования в указанной сфере.
При работе над выпускной квалификационной работой, прежде всего, исследовались основные нормативные акты, регулирующие деятельность общества с ограниченной ответственностью - это Гражданский Кодекс Российской Федерации и Федеральный Закон «Об ООО», а также другие нормативные акты РФ.
Методологическую основу работы составляют концептуальные положения общенаучного диалектического метода познания и вытекающие из него частно-научные методы: комплексного анализа, сравнительного анализа, формальнологического метода толкования права.
Теоретическую основу исследования составили публикации таких современных юристов и правоведов по исследуемой проблеме как Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А., и ряда других авторов, комментарии гражданского законодательства, а также учебники по гражданскому праву.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, а также списка использованных источников.
1. Понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью1.1 Понятие юридического лица как субъекта гражданского праваНормы гражданского права регулируют общественные отношения, реально существующие в обществе. В результате такого воздействия они обретают вид гражданских правоотношений.Есть и обратная связь: установленные или санкционированные государством правовые нормы представляют собой общие правила поведения, призванные регулировать определенные общественные отношения. Когда такие отношения возникают фактически, их участники обязаны подчиняться соответствующим правовым нормам. При этом фактические отношения приобретают характер правоотношения - то есть, по определению, конкретного общественного отношения, регулируемого правовыми нормами. Известно, что правоотношение характеризуется такими элементами, как объект правоотношения, субъекты правоотношения, содержание правоотношения. Объект правоотношения - это то, по поводу чего складывается правоотношение (имущество, работы и услуги, нематериальные блага (честь, достоинство и пр.), власть и др.). Субъекты правоотношения - стороны, участники правоотношения. Это могут быть, в том числе, юридические лица, государство, отдельные органы государства и другие субъекты. Содержание правоотношения составляют два взаимосвязанных элемента: субъективное право и юридическая обязанность, с которыми связаны субъекты правоотношения. При этом субъективное право - это возможность определенного поведения; юридическая обязанность - соответствующая обязанность определенного поведения. Основанием возникновения правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные, наступающие в жизни обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм. Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица.Как субъект гражданских правоотношений, юридическое лицо является участником разнообразных имущественных отношений стоимостного, эквивалентно-возмездного характера.Правовому положению юридического лица посвящены нормы четвертой главы ГК РФ (ст. 48-123). Развернутое понятие юридического лица содержится в ст. 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Концептуальные подходы к такому явлению, как «юридическое лицо» в советской цивилистике во многом объяснялись монополией государственной собственности. Существовали научные концепции «теории государства», «теории директора», «теории коллектива», «теории социальной реальности» и другие, которые увязывали обоснование гражданской правосубъектности государственных организаций с наличием при социализме товарно-денежных отношений, механизм которых, как было принять считать, используется и при включении в сферу гражданского оборота государственных имуществ Гражданское право. Учебник. 5-е изд. / под ред. Л.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. - М., 2007. - С.114..В современном восприятии юридическое лицо - это не только и не столько определенным образом организованный коллектив людей, сколько в первую очередь «персонифицированное имущество», выделенное его участниками (или учредителями) для самостоятельной коммерческой деятельности. Наличие в развитой рыночной экономике «компаний одного лица» и возможность создания подобных юридических лиц в соответствии с российским законодательством окончательно подрывает устои ранее непоколебимых концепций и, прежде всего, концепции «теории коллектива», традиционно объяснявших сущность юридического лица Безбах, В.В. Основы Российского гражданского права. - М., 2005. - С.412..Современная коммерческая практика содержит много доводов в пользу теории «целевого имущества», объясняющей сущность юридического лица как «персонифицированного имущества», специально предназначенного для участия в гражданском или торговом (коммерческом) обороте.Юридическое лицо - это и есть организация, созданная для самостоятельного хозяйствования с определенным имуществом. В этом смысле она вполне реальна, но вовсе не сводима к своим участникам (и тем более - к работникам, «трудовому коллективу»), т.к. последние зачастую не имеют вещных прав на имущество, с которым хозяйствуют, а в лучшем случае управомочены выражать соответствующую волю собственника этого имущества.В соответствии с законодательством, а также, учитывая сложившуюся практику, можно отметить следующие признаки (т.е. такие внутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе, достаточно для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права), характеризующие юридическое лицо.Во-первых, юридическому лицу свойственен признак организационного единства. Организационное единство выражается в определении целей и задач организации, в установлении её внутренней структуры, компетенции органов управления и порядке их деятельности. Суть его в том, что внутри юридического лица складывается такая система отношений, благодаря которой оно становится единым целым, возглавляемым соответствующим органом - единоличным или коллегиальным. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством или учредительными документами. Правовое закрепление организационного единства, свойственного юридическому лицу, обеспечивается его уставом или положением об организациях данного вида.Во-вторых, для юридического лица характерна определенная степень обособленности имущества, находящегося в его обладании. Признак имущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества государственных или муниципальных образований. При этом юридическое лицо должно иметь не просто обособленное имущество, а обладать им на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления. Признание юридическим лицом организации, обладающей имуществом лишь на праве временного пользования (по договору аренды или безвозмездного пользования), исключено. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного фонда, а её учётно-бухгалтерским отражением служит самостоятельный баланс или смета. При этом, как видно из самого понятия юридического лица, у различных видов юридических лиц степень их имущественной обособленности выражается по-разному. Это зависит от того, владеет ли организация имуществом на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Следствие имущественной обособленности - самостоятельная имущественная ответственность - это следующий признак юридического лица. Установлен принцип раздельной ответственности, согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательства юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским Законом либо учредительными документами юридического лица. Это означает, что кредиторы юридического лица только к нему и могут предъявить свои претензии, обращая по закону в необходимых случаях взыскание на такое имущество. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, т.е. как основными, так и оборотными средствами. Финансируемое собственником юридическое лицо, имеющее имущество на праве оперативного управления (учреждение), отвечает по обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности законом предусмотрена возможность несения ответственности по его обязательствам собственником соответствующего имущества. Если банкротство (несостоятельность) юридического лица вызвано неправомерными действиями собственника его имущества или учредителей, они отвечают по обязательствам юридического лица при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредитора.В-четвертых, юридическое лицо в гражданском обороте выступает от собственного (своего) имени. А возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающем наименование, содержащим указание на его организационно правовую форму, а в предусмотренных законом случаях и указание на характер деятельности. Как субъект гражданского права юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью. Соответственно, применительно к гражданским правоотношениям, юридическое лицо может выступать носителем конкретных прав и соответствующих определенных обязанностей.1.2Понятие и признаки ООО как юридического лицаВ Гражданском кодексе Российской Федерации обществам с ограниченной ответственностью как самостоятельной разновидности юридических лиц - коммерческих организаций посвящен ряд специальных правил (ст. 87-94 ГК РФ), а также общие нормы о статусе хозяйственных обществ и товариществ (ст. 66-68 ГК РФ). Однако их явно недостаточно для четкой регламентации всех сторон деятельности таких обществ. В течение более чем трех лет (с 8 декабря 1994 года по 1марта 1998 года) перечисленные правила оставались единственной законодательной основой деятельности обществ с ограниченной ответственностью. В этот период был разработан и утвержден Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ Рекомендательный законодательный акт СНГ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Отличающиеся высоким уровнем разработки правила этого модельного закона в отдельных случаях учтены и российским законодателем.Таким образом, Закон «Об ООО» от 08.02.1998г. №14-ФЗ, впервые в российском праве дал развернутую, отвечающую современным потребностям регламентацию правового статуса этих хозяйственных обществ. Вместе с тем следует иметь в виду, что сфера действия данного Закона ограничена: из нее в значительной мере изъяты общества с ограниченной ответственностью, занимающиеся банковской, страховой и инвестиционной деятельностью, поскольку на них в первую очередь распространяется действие специального законодательства - законов о банках и банковской деятельности, о страховании и т.д., а также общества, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ с 1 января 2010г. планируется к этому списку добавить еще и ООО, занимающиеся частной охранной деятельностью.Общество с ограниченной ответственностью являлось разновидностью коммерческой организации - объединения капиталов, характеризующейся, во-первых, делением уставного капитала на доли и, во-вторых, отсутствием ответственности участников по долгам общества личным имуществом. Однако участники ООО, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.В обществе с ограниченной ответственностью не должно быть более 50 участников, однако допускается создание и (или) функционирование такого общества с одним участником - в качестве «компании одного лица».Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.В роли учредителей и участников хозяйственных обществ по общему правилу не могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления. В гражданско-правовом смысле они являются финансируемыми собственником учреждениями с ограниченным вещным правом оперативного управления на свое имущество, исключающим возможности свободного распоряжения им, не говоря уже о специальном характере их правоспособности, обычно не предусматривающем для этих некоммерческих организаций возможности такого рода деятельности.Общество с ограниченной ответственностью, как правило, имеет двухзвенную структуру управления: общее собрание как высший орган с исключительной компетенцией ни при каких условиях не передаваемой исполнительному органу и исполнительный орган, единоличный - генеральный директор, президент и др., либо также и коллегиальный - правление, дирекция и т.п. Уставом общества может быть предусмотрено образование в нем наблюдательного совета по традиции называемого у нас также советом директоров как постоянно действующего органа его участников.Участники общества вправе: участвовать в управлении его делами; получать информацию о его деятельности, в том числе путем знакомства с бухгалтерскими книгами и иной документацией общества, в отличие от незаконно лишенных этой возможности участников акционерных обществ; принимать участие в распределении прибыли; отчуждать принадлежащую им долю в уставном капитале общества; выходить из числа участников общества; получать ликвидационную квоту, часть имущества или его стоимость, оставшуюся после расчетов с кредиторами общества при его ликвидации. Они обязаны вносить вклады в имущество общества и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. Уставный капитал общества не может составлять менее, чем десять тысяч рублей и рассматривается как минимальный размер имущества общества, гарантирующий интерес его кредиторов, ранее эта сумма определялась как «не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества» Беляев, К.П. Общества с ограниченной ответственностью: правовое положение. - М., 2009. - С.117.. Российское гражданское законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся:1) организационное единство;2) имущественная обособленность;3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;4) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные (в данном случае - гражданско-правовые, имущественные) задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а при необходимости - и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач Андреева, Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. - М., 2008. - С. 201..Как задачи (функции) организации, так и ее структура закрепляются в ее учредительном документе - Уставе, либо в общем положении об организации данного вида. В Уставе обязательно определяется наименование и место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью (органы управления, их компетенция и т.д.), в большинстве случаев - предмет и цели этой деятельности, а также иные сведения, предусмотренные законом для соответствующих разновидностей юридических лиц.Наличие такого рода документа и является формальным выражением организационного единства как признака юридического лица. Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее некоторого имущества на праве собственности (либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления). Очевидно, что отсутствие собственного имущества исключает возможность самостоятельного участия в гражданском (имущественном) обороте, а тем самым и признания субъектом гражданских правоотношений. Ведь участниками товарно-денежных отношений должны быть именно собственники.Принадлежащее организации имущество первоначально охватывается понятием уставного капитала или «уставного фонда», размер которого отражается в ее учредительных документах. В результате участия в гражданском обороте в составе этого имущества обычно появляются не только вещи, но и определенные права и обязанности, а само оно, как правило, возрастает в объеме и по стоимости (хотя, разумеется, может и уменьшаться до известных пределов). В имуществе юридического лица могут выделяться и некоторые специальные имущественные фонды с особым правовым режимом (например, резервные). Все закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе. Числящееся на балансе организации имущество и характеризует его обособленность от имущества учредителей (или участников), в силу чего наличие самостоятельного баланса становится важнейшим показателем самостоятельности организации, бесспорно свидетельствующим о ее имущественной обособленности. С имущественной обособленностью организации неразрывно связана ее самостоятельная имущественная ответственность по долгам. Смысл обособления имущества юридического лица как раз и состоит в выделении таких объектов, на которые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание. Именно этим целям, прежде всего, служит уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только имеющимися у него денежными средствами. Следовательно, наличие такого имущества составляет необходимую предпосылку его самостоятельной имущественной ответственности.Показателем самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Из всего выше сказанного следует отметить, что общество с ограниченной ответственностью - это коммерческая организация, имеющая разделенный на доли участников уставный капитал и самостоятельно отвечающая по своим обязательствам. В настоящее время общество с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной организационно-правовой формой хозяйственных обществ в Российской Федерации.2. Порядок создания общества с ограниченной ответственностью2.1 Процедура создания ООО, учредители (участники) ОбществаСоздание общества может быть осуществлено путем учреждения - создания вновь, либо путем реорганизации действующих юридических лиц Кoмментарий к ГК РФ / Под ред. О.Н.Садикова. - М., 2008. - С. 66..Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.На первом этапе создания общества учредители разрабатывают учредительные документы общества, открывают в банке или кредитном учреждении специальный накопительный счет для внесения вкладов в уставный капитал в виде денежных средств или оформляют эти вклады в кассу общества. На первом (учредительном) собрании участники общества утверждают учредительные документы, избирают исполнительные органы общества и (или) органы управления общества, утверждают денежную оценку имущества, вносимого как вклад в уставный капитал общества, а также рассматривают другие вопросы, касающиеся создания общества.В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Федеральным законом «Об ООО».Учредители общества заключают в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.Договор об учреждении общества не является учредительным документом общества.При учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение.В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.Устав общества является учредительным документом общества, утверждаемый всеми участниками. Устав общества должен содержать:- полное и сокращенное фирменное наименование общества;- сведения о месте нахождения общества;- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;- сведения о размере уставного капитала общества;- права и обязанности участников общества;- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;- сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;- иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие законодательству. О сведениях, которые должны содержаться в уставе общества указано в ст. 5, 12, 30, 32, 33, 34, 37, 40, 41, 47 ФЗ №14-ФЗ Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 томах. Том 1. Части 1, 2 ГК РФ / под редакцией Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. - М., 2009. - С.361..Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.Общество считается созданным с момента государственной регистрации. Сегодня порядок регистрации юридических лиц регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001. №129-ФЗ. Документ применяется с учетом положений Федерального закона от 27.10.2008 № 175-ФЗ (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 27.10.2008 № 175-ФЗ).В соответствии с вышеуказанными нормативными актами государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности Гусева, Т.А. Государственная регистрация юридических лиц. - М., 2008. - С.99..В соответствии с установленным порядком для государственной регистрации необходимо представить следующие документы:- форма № Р11001 - «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании»;- форма № Р12001 - «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации»;- форма № Р17001 - «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»;- устав, утвержденный учредителями;- документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала, указанного в учредительных документах;- свидетельство об уплате государственной пошлины.Законом об обществах установлен минимальный размер уставного капитала для ООО. Он не должен быть менее 10 000 (десяти тысяч) рублей. Отказ в регистрации, в соответствии со ст. 51 ГК, допускается при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Для некоторых видов обществ в соответствии с законодательством установлена специальная регистрация. Например, предусмотрена специальная регистрация для юридических лиц с иностранным участником. Государственная регистрация юридических лиц носит сегодня явочно-нормативный характер, при котором регистрирующий орган вправе только проверить положения учредительных документов на соответствие законодательству и не уполномочен проверять целесообразность создания того или иного юридического лица. В случае нарушений законодательства учредителями общества, допущенных при его создании, регистрация его может быть признана недействительной, если допущенные нарушения неустранимы. Отказ в регистрации общества может быть обжалован в суд Гусева, Т.А. Государственная регистрация юридических лиц. - М., 2008. - С.102..Право граждан быть участниками обществ закреплено в ст. 18 ГК РФ и ст. 7 Закона об обществах. Это право предоставляет гражданину возможность активно участвовать в гражданском обороте и является гарантией стабильности этой возможности.По общему правилу участником общества может быть гражданин, обладающий гражданской дееспособностью в полном объеме, т.е. с момента совершеннолетия, кроме случаев вступления несовершеннолетнего в брак и эмансипации.Как и ГК РФ (п. 4 ст. 66), Закон об обществах (п. 1 ст. 7) указывает на возможность запрета на участие в обществах отдельных категорий граждан. Такой запрет может быть предусмотрен только федеральным законом.Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать участниками обществ. Такие ограничения установлены для государственных служащих. Согласно ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный служащий в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) (ред. от 18.07.2009) .По общему правилу юридические лица наряду с гражданами также могут быть участниками хозяйственных обществ (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако некоторые виды юридических лиц вправе выступать участниками обществ с определенными особенностями. Так, финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако отдельным видам учреждений, в частности государственным учреждениям культуры и образовательным учреждениям, право на участие в обществах прямо предоставлено специальными законами (например, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»). При участии юридических лиц в обществах следует обращать внимание на нормы закона и учредительных документов, регламентирующие порядок принятия решения органами юридического лица об участии в таком обществе. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ). К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Основная особенность при возникновении гражданско-правовых отношений с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований заключена в том, что от их имени выступают соответственно органы государственной власти или органы местного самоуправления.ГК РФ (п. 4 ст. 66) и Закон об обществах (п. 2 ст. 7) установлен общий запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в обществах, с оговоркой о возможности их участия только в случаях, установленных законом. Это особые субъекты, у которых гражданская правосубъектность не является определяющей в их правовом положении. Главная черта этих субъектов связана с муниципальной или государственной властью. Поэтому для участия в обществе как муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (посредством органов государственной и муниципальной власти), так и указанных органов как самостоятельных субъектов права требуется прямое указание в федеральном законе, предоставляющее такую возможность Грудцына, Л. Большой юридический справочник для физических и юридических лиц. - М., 2009. - С.401..2.2 Учредительные документы ОООУчредительным документом общества является устав.Согласно ст. 52, 89 ГК и ст. 11 ФЗ «Об ООО», устав общества утверждается его учредителями, причем единогласно (п. 2 ст. 11 ФЗ «Об ООО») на собрании учредителей общества. П. 2 ст. 12 ФЗ «Об ООО» устанавливаются те положения, которые должны содержаться в уставе общества. Они частично совпадают с положениями учредительного договора и имеют основополагающее значение в регулировании деятельности общества и его взаимоотношений с участниками. Этот обязательный минимум сведений в уставе может дополняться любыми положениями, не противоречащими законодательству Новикова, И.Ю. Общества с ограниченной ответственностью. Обязательная перерегистрация с 1 июля 2009г.. - М., 2009. - С.24.. Сведения, которые могут содержаться в уставе общества, предусматриваются рядом статей Закона, и включение их в устав оставлено на усмотрение участников. Например, согласно ст. 15 ФЗ «Об ООО» положения Устава вправе исключить определенные виды имущества, которым участники могут вносить вклад в уставный капитал общества. Значительное число диспозитивных статей ФЗ «Об ООО» позволяет участникам существенно дополнить устав теми или иными сведениями и положениями. При этом единственное требование к ним - непротиворечие ФЗ «Об ООО» и иным федеральным законам Батяев, А.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью». - М., 2009. - С.97..В устав обязательно должны быть включены сведения:- о полном и сокращенном фирменном наименовании общества;- месте нахождения общества;- составе и компетенции органов общества, в том числе вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, порядке принятия органами общества решений, включающих решения, принимаемые единогласно или квалифицированным большинством голосов;- размере уставного капитала общества;- размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;- правах и обязанностях участников общества;- порядке и последствиях выхода из общества его участника;- порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;- порядке хранения документов общества и порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;- иные сведения, предусмотренные Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) (ред. от 02.08.2009).Устав общества также может содержать иные положения, не противоречащие ФЗ «Об ООО» и иным федеральным законам.Учредительные документы общества являются открытыми как для учредителей (участников), аудитора общества, так и для любых заинтересованных лиц. По их требованию общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. По требованию любого участника оно обязано предоставить ему копии своих действующих учредительных документов за плату, не превышающую затрат на их изготовление.