Рефераты

Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ в Российской Федерации

омпетенция общего собрания акционеров определена таким образом, что решения общего собрания по некоторым вопросам принимаются либо квалифицированным большинством голосов (три четверти), либо простым большинством голосов. Решение некоторых вопросов может быть передано в компетенцию совета директоров, а определенные решения принимаются только по предложению совета директоров.

Как указывается в законодательстве, квалифицированным большинством голосов, то есть большинством в три четверти владельцев голосующих акций, участвующих в собрании, принимаются следующие вопросы:

внесение изменений и дополнений в устав или утверждение нового устава (вопрос об изменении устава, связанном с увеличением уставного капитала, может быть передан на решение совета директоров);

реорганизация общества;

ликвидация акционерного общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

определение предельного количества объявленных акций;

совершение крупных сделок.

Далее, по нашему мнению, следует выделить те вопросы, решения по которым принимаются только по предложению совета директоров:

реорганизация общества;

принятие решения о неприменении преимущественного права акционеров;

определение формы передачи информации акционерам;

дробление и консолидация акций;

заключение сделок, в которых имеется заинтересованность;

совершение крупных сделок;

приобретение и выкуп обществом размещенных акций;

участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций.

В практике АО в различных регионах России по ряду вопросов решения могут быть переданы совету директоров (наблюдательному совету), если это будет оговорено в уставе. В частности, как показывает опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, такими вопросами являются:

внесение изменений и дополнений в устав или утверждение нового устава;

увеличение уставного капитала;

приобретение и выкуп обществом размещенных акций;

участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций;

вопросы, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах".

С развитием современного российского права претерпел изменения и порядок формирования повестки дня общего собрания акционеров. Теперь владелец не менее 2% голосующих акций вправе внести в совет директоров одно или два мотивированных предложения (в ранее действовавших актах такого права у данной категории акционеров не было), а совет директоров в течение 15 дней должен либо включить вопросы в повестку дня, либо дать обоснованный отказ. Веским аргументом для такого отказа может быть несоответствие предлагаемых пунктов повестки дня общего собрания акционеров требованиям федерального закона.

Иначе, чем прежде, решается вопрос о правомочности или, как определяет закон, кворуме общего собрания акционеров.

Федеральным законом "Об акционерных обществах", как и ранее действовавшими актами, кворум определен в половину голосов размещенных голосующих акций акционерного общества. Но в случае отсутствия кворума повторное собрание можно будет считать состоявшимся при наличии хотя бы 30% размещенных голосующих акций. Ранее повторное общее собрание было правомочно в любом случае.

Единственным исключением стало введение кворума для акционерных обществ с числом акционеров более 500 тыс. чел., для которых кворум при проведении повторного общего собрания может быть уменьшен, однако это должно быть оговорено в уставе общества.

Таким образом, на основании вышесказанного можно с достаточной уверенностью утверждать, что идет развитие деловой практики и правовых норм даже в нынешних трудных российских условиях.

Фактически повсеместно в регионах России все более утверждается правовая практика функционирования исполнительных органов АО. В частности, известно, что глава 8 Федерального закона "Об акционерных обществах" определяет компетенцию и полномочия совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и порядок образования и полномочия исполнительного органа общества.

Как и в мировой практике, в российских акционерных обществах совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества и принимает практически все решения, за исключением вопросов, решение по которым может принимать только общее собрание акционеров.

При числе владельцев голосующих акций менее 50 функции совета директоров может осуществлять общее собрание, при этом решение вопросов о проведении общего собрания и его повестке возлагается на определенное лицо или орган.

По решению общего собрания членам совета директоров может выплачиваться вознаграждение или компенсация расходов, связанных с их членством. Число членов совета директоров для небольших обществ не регламентировано, а если акционеров более тысячи, в совете директоров должно быть не менее семи членов. Рациональный характер такой нормы позволяет содействовать эффективному функционированию АО.

Члены совета директоров избираются общим собранием акционеров со сроком полномочий в течение одного года (количество переизбраний неограничено), причем общее собрание акционеров вправе прервать полномочия любого из членов совета директоров либо всего совета директоров в полном составе. Необходимо отметить, что это - правовая новация, так как в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 член совета директоров избирался на два года и не мог быть переизбран досрочно ни при каких обстоятельствах.

При выборах совета директоров перечень представленных кандидатур утверждается советом директоров, а до введения в действие настоящего закона кандидатуры в совет директоров могли выдвигаться путем самовыдвижения и ставились на голосование при соблюдении кандидатом сроков выдвижения и иных требований, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601.

В настоящее время гарантию пропорционального представительства при избрании в совет директоров предоставляет кумулятивное голосование, когда на каждую голосующую акцию приходится число голосов, равное общему числу членов совета. Эти голоса могут быть отданы одному кандидату или распределены между несколькими. При избрании совета директоров кумулятивным голосованием его полномочия могут быть прекращены только по отношению ко всему составу совета директоров. Правовая реализация данных механизмов позволит, на наш взгляд, приобщить граждан России к новому восприятию права именно как инструмента защиты экономических интересов личности.

Члены исполнительного органа не могут составлять большинство в совете директоров. Председатель совета директоров избирается большинством голосов членов совета и может быть переизбран в любое время. Заседания совета директоров созываются председателем совета по его инициативе или по требованию одного из членов совета директоров, ревизионной комиссии или аудитора, исполнительного органа. Кворум определяется уставом и должен составлять не менее половины от числа избранных членов совета. Решения принимаются большинством голосов, передача голосов другому члену совета не допускается.

Характерно, что в настоящее время законодательно запрещено совмещение постов генерального директора, являвшегося единоличным исполнительным органом, и председателя совета директоров. Следует отметить, что возможность подобного совмещения постов руководителя, то есть единоличного исполнительного органа, и председателя наблюдательного совета было установлено правовыми актами о приватизации, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721. Произошедшая правовая эволюция служит, на наш взгляд, наглядной иллюстрацией того, как по крупицам, маленькими частями формировалась новая правовая практика акционирования.

Анализ норм закона, устанавливающих исчерпывающий перечень вопросов, которые совету директоров запрещено отдавать в компетенцию исполнительных органов акционерного общества, приводит к выводу, что в настоящее время правовой статус совета директоров заметно вырос и при определенной конструкции устава общества совет директоров становится полновластным хозяином акционерного общества.

Также нам представляется, что расширение полномочий наблюдательного совета позволит многим акционерным обществам, в том числе созданным в процессе приватизации, более оперативно и на высоком профессиональном уровне решать стратегические вопросы, определяющие экономическую политику общества.

Решения по всем вопросам руководства текущей деятельностью, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров, принимаются единоличным исполнительным органом акционерного общества (директором, генеральным директором) либо наряду с единоличным исполнительным органом и правлением (дирекцией) коллегиальным исполнительным органом. В случае необходимости общее собрание вправе передать полномочия исполнительного органа общества по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Компетенция каждого органа определяется уставом.

Как уже отмечалось выше, единоличным исполнительным органом АО является его (директор), который, в частности, действует от имени общества без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штатное расписание, издает приказы. Правление (дирекция) действует на основании устава и положения (регламента), утвержденного советом директоров и устанавливающего сроки и порядок созыва правления и принятия решений. Заседания правления проводит директор (генеральный директор), подписывающий документы от имени общества и действующий без доверенности в соответствии с решениями правления.

В настоящее время закон устанавливает ответственность лиц, входящих в органы управления общества, то есть члены совета директоров, директор, члены коллегиального исполнительного органа, управляющая организация или управлявший должны действовать в интересах акционерного общества, добросовестно и разумно. Указанные лица несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные их действиями (либо бездействием), причем ответственность нескольких лиц является солидарной. Члены коллегиального органа, голосовавшие против таких решений или не голосовавшие вовсе, ответственности не несут.

Также важной новацией следует считать норму, закрепляющую право акционерного общества или акционера (акционеров), владеющих не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций, обратиться в суд с иском к лицам, входящим в органы управления акционерного общества.

В ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" впервые законодательно закреплено понятие "рыночная стоимость". Первое упоминание об этом понятии появилось в Гражданском кодексе Российской Федерации, однако правовое определение рыночной стоимости введено только лишь в указанном федеральном законе; в соответствии с законом "рыночной стоимостью имущества... является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобретать, согласен был бы его приобрести" [107, c. 179-180]. Однако, по нашему мнению, закон лишь продекларировал основные принципы, расшифровывающие это понятие.

По-видимому, более детально определить методику оценки, возможные подходы к ее проведению, способы этой оценки и ее общую концепцию поможет новый федеральный закон, регулирующий оценочную деятельность. Тем не менее, следует отметить, что подобная примерная методика уже разработана и урегулирована законодательством и нормативно-правовыми актами о приватизации в Российской Федерации.

Анализируя правовое определение рыночной цены, нам кажется уместным отметить, что закон предоставил это право совету директоров, за исключением случаев определения ее судом или иным уполномоченным органом. Члены совета директоров, заинтересованные в сделке, не участвуют в определении рыночной цены, в этом случае к оценке может быть привлечен независимый оценщик (аудитор). Независимый оценщик, как это установлено в настоящее время, обязательно привлекается при выкупе акций у акционеров общества, а если котировки этих акций публикуются в печати, то эти данные должны учитываться в ходе оценки. При проведении оценки обыкновенных акций принимаются во внимание размер чистых активов акционерного общества, цена, предложенная покупателем, и другие факторы по желанию оценщика.

Если владелец акций - государство или муниципальное образование, то обязательным условием оценки является привлечение для ее проведения государственного финансового контрольного органа.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. №1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" установлено, что советы директоров акционерных обществ, не менее 25% голосующих акций которых находится в государственной собственности, обязаны привлекать независимых оценщиков для определения рыночной стоимости имущества акционерного общества по требованию лиц, представляющих государство в Совете директоров, либо уполномоченного государственного органа.

Государственным финансовым контрольным органом, привлекаемым в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" [107, c. 180], в настоящее время является Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению при Министерстве Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Новым словом для отечественной юриспруденции стал тот факт, что отдельная глава Закона (глава 10) посвящена крупным сделкам [107, c. 186-188], к которым относятся совершаемые обществом сделки или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению или отчуждению имущества, стоимость которого превышает 25% балансовой стоимости активов общества, сделка или несколько сделок по размещению обыкновенных акций в количестве, превышающем 25% ранее размещенных обыкновенных акций, а также приобретение каким-либо лицом 30 и более процентов обыкновенных акций.

В нашем исследовании, характеризующем практику функционирования современных акционерных обществ России, важно отметить, что если стоимость имущества, упомянутого выше, составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов акционерного общества на дату совершения сделки, то решение о такой сделке должно быть принято советом директоров единогласно либо вынесено на решение общего собрания акционеров. Сделка, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества, совершается лишь по решению квалифицированного большинства общего собрания [107, c. 190].

В порядке правового регулирования ст. 80 Закона предусмотрен порядок цивилизованного метода скупки контрольного пакета акций общества путем приобретения каким-либо лицом 30 и более процентов обыкновенных акций акционерного общества.

В соответствии с указанной статьей лицо, намеренное самостоятельно или совместно с аффилированными лицами приобрести 30 или более процентов размещенных обыкновенных акций акционерного общества, обязано не менее чем за месяц письменно известить общество о таком намерении. Не позднее чем через месяц после осуществления скупки 30% акций лицо, осуществившее их покупку, обязано предложить остальным акционерам продать ему принадлежащие им акции по цене, которая не должна быть ниже цены в период осуществления предыдущей покупки акций.

При несоблюдении какого-либо из этих требований владелец консолидированного пакета, вне зависимости от величины этого пакета, будет представлен на собрании не более чем 30% голосов.

Однако, на наш взгляд, в настоящее время существенным недостатком нормы об аффилированных лицах является то обстоятельство, что в законодательстве Российской Федерации, в том числе и в ее антимонопольном законодательстве, нет четкого законодательного определения аффилированного лица. Не поясняют этой нормы и понятия в должной мере и публикации отечественных юристов [107, cс. 187, 194, 199-200].

По окончании столь подробного рассмотрения основных характеристик правового положения АО (в соответствии с федеральным законодательством) и после рассмотрения новых моментов, внесенных Гражданским кодексом и федеральным законом, на наш взгляд, целесообразно и важно задержать внимание на собственно оценке современного состояния акционирования в основных отраслях экономики России, а затем и правового регулирования деятельности АО, на результатах достигнутых в ходе приватизации. Для этого прежде всего рассмотрим понятие приватизации.

Интересное и содержательное исходное определение приватизации приводят германские ученые.

"Под приватизацией в широком смысле этого слова понимается передача государством прав собственности своим гражданам, перемещение сферы социальных услуг в частный сектор, а также ограничение активности государства, чтобы предоставить больший простор частной инициативе. Приватизационные программы разрабатывались во многих государствах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), особенно в государствах-участниках Европейского сообщества, в Африке, Азии и Латинской Америке, а в последнее время также в Центральной и Восточной Европе. Во всех этих странах процессы приватизации протекают под существенным влиянием политических и экономических факторов как результатов соответствующих финансовых и социальных условий, в которых эти страны находятся. Политической целью приватизации является изменение и улучшение отношений между государством и экономикой, равно как и укрепление позиций правительств и рынков, улучшение конкуренции в рамках национальной экономики и эффективности предприятий, усиление национальных рынков капитала и широкое распределение собственности среди предпринимателей" [88, c. 120].

Для нашей отечественной практики, ее более глубокого осмысления важен зарубежный правовой опыт различных стран, который внимательно оценивается в рабочих обзорах Всемирного Банка (носящих, правда, неофициальный характер).

В частности, рабочие обзоры №89, выпускались в 1994 г. с целью стимулирования дискуссии и представления замечаний, а также представления результатов разработок, осуществляемых Всемирным Банком, сообществу развивающихся стран; при цитировании и использовании материалов настоящих обзоров рекомендовалось принимать во внимание их предварительный характер. Изложенные в обзоре обобщенные данные, трактовки и выводы полностью принадлежали авторам обзора и не должны были в какой бы то ни было форме рассматриваться как представляющие точку зрения Всемирного Банка, входящих в его систему организаций, членов Совета исполнительных директоров или представляемых ими стран. Любые карты, включенные в текст, были подготовлены только для удобства читателей, обозначение и способ представления содержащихся в них материалов не подразумевал выражение какого-либо мнения со стороны Всемирного Банка, входящих в его систему организаций, его Совета стран-участниц относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района, либо их властей, или относительно делимитации их границ или национальной принадлежности [52].

В части второй рассматриваемых обзоров подробно проанализированы приватизация и ее способы в Канаде, Чили, Италии, Малайзии, Испании, Шри-Ланке и Того) [53].

Таким образом, применительно к российской правовой практике можно сформулировать несколько основных вопросов.

Как же выглядит в целом, согласно имевшимся данным, масштабная обобщенная картина российской экономики, ее приватизации и акционирования по состоянию за 1998 год?

Как обстоят дела с отечественной собственностью, и прежде всего для нашего исследования, с государственной собственностью, ее приватизацией и акционерной собственностью, а также участием государства в процессах акционирования и его обладания соответствующими пакетами акций?

То есть каковы же к сегодняшнему моменту те практические результаты, которые уже дало правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ?

В целом к основным видам государственной собственности относятся:

государственные унитарные предприятия и казенные предприятия;

пакеты акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

федеральная недвижимость;

собственность России за рубежом.

В федеральной собственности по состоянию на 1 января 1996 г. находилось 4 200 пакетов акций, 29 000 государственных унитарных предприятий, 1 200 объектов недвижимости за рубежом Здесь и далее автором с учетом места его работы приводятся данные из соответствующих официальных статистических материалов..

Ныне стратегической целью Правительства России является приведение размерности государственного пакета акций в соответствие с возможностями государства по их эффективному управлению.

К числу акционерных обществ, акции которых закрепляются в федеральной собственности, должны относиться общества, попадающие в одну из трех групп:

1) работающие в сферах естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения;

2) занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и требующие реструктуризации в целях создания конкурентной среды;

3) пакеты акций которых используются для создания интегрированных образований при проведении структурной перестройки в оборонной отрасли, на транспорте и в иных отраслях экономики.

В России при формировании перечня "стратегических АО" учитывается, что закрепленные в федеральной собственности пакеты акций акционерных обществ, вошедших во вторую и третью группы, размером менее 25% не позволяют государству эффективно участвовать в работе органов управления таких акционерных обществ.

Такое участие может дать специальное право - "золотая акция", - введение которого (в соответствии со ст. 5 Закона о приватизации) возможно при принятии решения о продаже закрепленных акций. Учитывая, что эта группа включает 1 400 акционерных обществ, продажа их акций позволит существенно пополнить федеральный бюджет.

Сегодня приватизация государственной собственности по-прежнему является важным направлением институциональных реформ. К настоящему времени в стране приватизировано 126,8 тыс. предприятий. Негосударственным сектором экономики производится около 70% валового национального продукта. Этот сектор уже стал доминирующим в экономике России.

В 1999-2000 гг. значительным по объемам торгового оборота остается рынок государственных ценных бумаг, однако сегмент, занимаемый ими на российском фондовом рынке, будет постепенно уменьшаться. По нашему мнению, может увеличиться доля долгосрочных ценных бумаг. Одновременно будет упорядочен контроль за выпуском долговых ценных бумаг муниципальными и региональными органами власти.

Снижение доходности по государственным долговым обязательствам, как нам кажется, создаст предпосылки для выхода предприятий на рынок капиталов с целью привлечения инвестиционных ресурсов для модернизации основных средств и развития производства. При этом основную часть предложения на рынке корпоративных ценных бумаг будут формировать около 200 крупнейших акционерных обществ, производящих 3/4 промышленной продукции.

По имеющимся экспертным оценкам, помимо двухсот крупнейших компаний, еще около восьмисот "средних" (по российским стандартам) компаний будут иметь возможность выйти на рынок капиталов. Таким образом, общее количество российских акционерных обществ, которые будут формировать спрос на капитал через механизмы рынка ценных бумаг, к 2000 г. может достигнуть 1 000.

Вместе с тем совершенствование законодательной базы и укрепление судебной системы создадут необходимую основу для борьбы с преступностью в сфере экономики, а также коррупцией.

Для повышения эффективности проводимых работ по правовому реформированию российского общества, особенно в сфере социально-экономических отношений, должна проводиться целенаправленная и систематическая деятельность в области правового воспитания населения.

Именно поэтому хочется обратить внимание на то, что в нашем диссертационном исследовании определяющими являются не факты деятельности отдельных АО, а общая картина их деятельности. В этой связи возникает несколько вопросов.

Как же обстоят сегодня дела в основных отраслях экономики? Как сказались на ней процессы акционирования? О какой динамике и тенденциях может идти речь?

Электроэнергетика. К началу 1998 г. РАО ЕЭС России объединяла в параллельную работу 68 из 73 энергосистем. Объединенная энергосистема Востока работает изолированно от ЕЭС России. От сетей ЕЭС России осуществляется экспорт электроэнергии в Финляндию, Норвегию, Монголию и Китай. Производство электроэнергии а России в 1997 г. составило 834 млрд. кВт. ч против 1082,5 млрд. кВт. ч в 1990 г., т. е. уменьшилось на 23%.

За последние годы российская электроэнергетика претерпела радикальные преобразования за счет перехода от интегрированной, централизованно управляемой государственной системы, к полностью акционированной и частично приватизированной структуре энергетических компаний, работающих на федеральном и региональном уровнях.

Необходимо отметить, что к настоящему времени созданы:

а) на федеральном уровне - РАО "ЕЭС России", активы которого состоят из имущества, образующего общесистемные высоковольтные линии электропередач и систему диспетчерского управления (ЦДУ ЕЭС России), крупных электростанций федерального значения, акций дочерних региональных акционерных обществ энергетики и электрификации. Контрольный пакет акций государства в РАО "ЕЭС России" составляет 52,7%;

б) на региональном уровне - 73 акционерных общества энергетики и электрификации.

Нефтяная промышленность. В нефтяном комплексе практически завершены институциональные преобразования, связанные с переходом к рыночной экономике. Созданы вертикально интегрированные акционерные компании "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "Сданко", "Славнефть", "Восточная нефтяная компания" (ОАО "ВНК"), Оренбургская нефтяная акционерная компания ("ОНАКО"), ОАО "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания" ("СИБУР"), "Тюменская нефтяная компания" (ТНК), "Сибирская нефтяная компания", ОАО "НОРСИ-ойл", ОАО "Востсибнефтегаз", "Нефтяная компания "Коми-ТЭК" и две акционерных компании по транспортировке нефти и нефтепродуктов "Транснефть" и "Транснефтепродукт".

Идет совершенствование структур управления в компаниях и акционерных обществах. Нефтяные компании проводят работу по централизации управления вошедшими в них организациями. Осуществляется переход на единые акции и преобразование дочерних акционерных обществ в филиалы. При этом создается единая финансовая система, позволяющая концентрировать инвестиционные ресурсы на решение важнейших проектов.

Нефтяные компании, акционерные общества координируют работу своих организаций в области разведки, обустройства и эксплуатации месторождений, транспорта, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Добыча нефти в 1997 г. составила 305,8 млн. тонн или 101,5% к уровню 1996 г.

Газовая промышленность наиболее устойчивая в российской экономике. В настоящее время газ прочно занял лидирующее место в производстве топливно-энергетических ресурсов, и его доля в ТЭК составляет около 50%. Добыча газа осуществляется Российским акционерным обществом "Газпром", акционерным обществом "Норильскгазпром", акционерным обществом "Якутгазпром" и нефтедобывающими предприятиями.

Российское акционерное общество "Газпром" обеспечивает производство 94% газа. Оно объединяет в целостную технологическую и организационную структуру 42 дочерних предприятия, расположенных в различных регионах России и составлявших Единую систему газоснабжения. Эти предприятия обеспечивают полный производственный цикл от бурения скважин до поставки газа потребителям.

Геологоразведочная отрасль. В ней приватизировано 163 предприятия, или 47% от общего числа организаций и предприятий, подлежащих приватизации. В отношении 79 предприятий Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 г. № 942 приватизация запрещена.

Ныне геологическим изучением недр занимаются 230 государственных федеральных предприятий и организаций, 26 государственных геологических предприятий субъектов Федерации, около 240 акционерных обществ со смешанной и частной формами собственности.

В черной металлургии сейчас практически уже завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности.

По всем остальным предприятиям предусматривается реализация на аукционах и конкурсах всего пакета акций. В настоящее время по большинству предприятий реализованы на чековых и денежных аукционах от 29 до 40% акций. Остались в распоряжении Российского Фонда федерального имущества и его территориальных органов лишь пакеты акций, предусмотренные к продаже на коммерческих конкурсах с инвестиционными условиями или денежных аукционах.

Надо отметить, что большое внимание к предприятиям металлургического комплекса проявляют банковские структуры. АКБ "Российский кредит" владеет акциями ОАО "Стойленский ГОК", ОАО "Михайловский ГОК", ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "Орловский сталеплавильный завод", Фирма "Гленкор", приобретя крупный пакет акций через свои аффилированные лица, установила, контроль на ОАО "Мечел".

Цветная металлургия. В отрасль входит 145 предприятий, добывающих и непосредственно производящих металлопродукцию, а также 800 предприятий, производящих золотую, алмазную и ювелирную продукцию.

Сложности текущего периода для предприятий цветной металлургии выражаются в продолжающемся росте цен на все элементы основных и оборотных фондов, сырье, топливо и оборудование при сохраняющемся неудовлетворительном состоянии технико-экономического уровня основных фондов (особенно устаревших заводов Урала).

Особое внимание в ближайшие годы в отрасли будет уделяться созданию финансово-промышленных групп для решения крупномасштабных задач реструктуризации.

В цветной металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности.

Химический комплекс. Предприятия отрасли производят десятки тысяч видов продукции различного назначения. В комплексе функционирует 580 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов с общей численностью работавших - 929 тыс. человек.

К настоящему времени большинство крупных и средних предприятий отрасли преобразовано в акционерные общества (на начало 1998 г. приватизировано 92% предприятий). В государственной собственности в настоящее время находятся 97 государственных унитарных предприятий. В 1996 г. процесс преобразования государственных предприятий и организаций в акционерные общества будет практически завершен, за исключением предприятий не подлежащих приватизации.

В химической и нефтехимической промышленности продолжается процесс формирования финансово-промышленных групп. В настоящее время созданы и функционируют ФПГ "Эксохим", "Арамиды и технологии" "Нефтехимпром" (зарегистрированы в 1997 г.). Ряд предприятий химической промышленности вошли в такие финансово-промышленные группы, как "Нижегородские автомобили" (ОАО "Кировский шинный завод", ОАО "Балаковрезинотехника"), ФПГ "Жилище" (ОАО "Владимирский химзавод"), ФПГ "Славянская бумага" (ОАО "Балаковские волокна"), ФПГ "Восточно-Сибирская группа" (ОАО "Саянскхимпром", ОАО "Усольехимпром") и другие.

Машиностроение. Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих 1 569 предприятий и организаций, на которых занято 1 978 тыс. человек.

Процесс приватизации в этом комплексе практически завершен (около 90% предприятий и организаций преобразованы в акционерные общества, из них более 60% полностью выкуплены, т. е. являются частными), имеющиеся данные и информация ряда акционерных обществ свидетельствуют о том, что акции большинства акционерных обществ распределены среди большого количества мелких собственников. Создавшаяся ситуация не способствует возникновению реальных прав собственника, что делает эти общества непривлекательными для отечественных и иностранных инвесторов.

В то же время в отдельных акционерных обществах имеет место консолидация пакетов акций с ограниченным количеством собственников. Так, например, по некоторым крупным акционерным обществам акции распределены:

АО "Владимирский тракторный завод" - 34% физические лица, 66% юридические лица, в том числе 33,7% - компания "Интернейшнл Трэктор Лимитед", 16,4% - Российско-Американское СП "Peнoвa".

АО "Ульяновский автозавод" - акции распределены в основном между физическими лицами, наиболее крупный пакет 20% - "Русинвест", 11% - государственная собственность.

АО "Уралмаш" - 36,4% физические лица, 63,4% АО "Уральские машиностроительные заводы".

В лесопромышленном комплексе функционирует более 2,5 тыс. крупных и средних предприятий. За последние годы приватизировано 85% лесозаготовительных, 96% деревообрабатывающих, 99,8% предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, практически все предприятия мебельной, фанерной и плитной промышленности. Основная доля продукции (56%) приходится на предприятия смешанной формы собственности, примерно 34% - на частные и около 10% - на государственные предприятия.

В состав промышленности строительных материалов и изделий входят более 20 подотраслей, которые объединяют около 2,5 тыс. крупных и средних предприятий и организаций с общей численностью работников 638 тыс. человек.

К 2000 г. основными формами собственности предприятий промышленности строительных материалов и изделий останутся смешанная и частная. Доля предприятий с частной собственностью в общем числе предприятий будет составлять более 80%.

В легкой промышленности России функционирует более 3 тыс. крупных и средних предприятий 17 подотраслей с численностью занятых около - 1,3 млн. чел., из них 75% составляют женщины. На протяжении многих десятилетий легкая промышленность была ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей страны в условиях закрытой экономики. Для этой отрасли было характерно массовое производство продукции, в основном, на крупных предприятиях.

В условиях недостаточной развитости машиностроения для текстильной и легкой промышленности предприятия оснащены техникой, значительно уступающей современному уровню. Отечественные товаропроизводители в значительной мере вытеснены с внутреннего рынка одежды и обуви. До 80% потребности населения в этих изделиях удовлетворяется в настоящее время за счет импорта.

В ближайшие годы для преодоления сложившейся экономической разобщенности предприятий в производстве и реализации продукции, повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства будет продолжена работа по объединению предприятий с использованием различных организационных форм - ФПГ, корпораций, ассоциаций, консорциумов, способных взять на себя решение проблемы научно-технического прогресса, изучения и формирования рынков сбыта товаров, эффективного управления ценами, финансами и инвестициями, развития малого бизнеса.

Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте составила 28%, в численности занятых - 14%, в основных фондах - 13,6%, капитальных вложениях - 3,6%. В коллективных хозяйствах и хозяйствах населения 59% продукции приходится на долю растениеводства, в фермерских хозяйствах - 67%.

В ходе институциональных и земельных преобразований в сельском хозяйстве созданы основы многоукладной экономики. При этом доля государственного сектора составляет менее 12%.

Состояние транспорта. В 1997 г. транспортную сеть страны общего пользования (без трубопроводного транспорта) составляли свыше 87 тыс. км железных дорог, 559 тыс. км автомобильных дорог, 80 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 800 тыс. км автобусных маршрутов. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных путей - 7,8 тыс. км, метрополитенных путей - 392 км. Транспортом общего пользования ежесуточно перевозится 124 млн. пассажиров и 5,7 млн. т грузов. Полная балансовая стоимость основных фондов транспорта составляет более 11% от стоимости всех основных фондов страны.

Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.

С начала осуществления программ экономических реформ на морском, речном, воздушном и автомобильном транспорте преобразовано в акционерные общества и приватизировано более 70% общего числа государственных предприятий. В федеральной собственности сохранены ранее закрепленные пакеты акций акционерных обществ, продукция (товары, услуги) которых имеют стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности.

Связь. В ходе осуществления структурной перестройки отрасли проведены приватизация и акционирование предприятий и формирование на этой основе трех самостоятельных структур: электросвязи, почты, радио и телевидения. Сейчас в электросвязи действуют 92 акционерных общества, более 1 500 негосударственных и 5 государственных предприятий связи, в почтовой связи - 91 государственное предприятие и более 50 негосударственных, в радиосвязи и телевидении - 92 государственных и более 600 негосударственных предприятий, в секторе информатизации - 47 государственных и 39 негосударственных предприятий.

В целях объединения усилий всех региональных акционерных обществ электросвязи в привлечении дополнительных инвестиций отечественных и зарубежных инвесторов в динамичное развитие сети связи и соблюдения пропорциональности ее развития создано акционерное общество "Связьинвест", уставный капитал которого сформирован путем консолидации закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 84 региональных АО электросвязи.

Решен вопрос об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Связьинвест" путем передачи ему находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ "Ростелеком", "Центральный телеграф", "Екатеринбургская городская телефонная сеть" и "Гипросвязь". С момента передачи акций региональных компаний связи в ОАО "Связьинвест" их правовое положение определяется федеральным законом "Об акционерных обществах".

Строительный комплекс страны объединяет более 140 тыс. организаций и предприятий, в том числе 126 тыс. подрядных фирм и 10 тыс. проектно-изыскательских организаций различных форм собственности. Численность работников в строительстве, включая проектирование, составила на 1 января 1996 г. 6,2 млн. человек и уменьшилась против 1991 г. на 14%.

Особенностью строительного рынка на современном этапе является вхождение на территорию России совместных предприятий и иностранных фирм, которые в 1995 г. освоили 7,3 трлн. руб. инвестиций или 2,7%.

Оборонная промышленность представляет собой совокупность научных, промышленных и иных предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса, осуществляющих разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники, разработку и производство наукоемкой, высокотехнологичной гражданской продукции, а также реализующих другие научно-технические и производственные виды деятельности в интересах экономики страны.

На начало 1998 г. в составе оборонной промышленности (без Минатома России) находилось свыше 1 700 предприятий и организаций восьми военно-ориентированных отраслей. На предприятия оборонной промышленности приходится около 20% всего объема производства продукции машиностроения.

В результате приватизации предприятий и организаций оборонной промышленности и настоящему времени сформированы три сектора:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты