Рефераты

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России

p align="left">Аналогичная норма применяется в случае признания банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 217 Закона), которое с точки зрения ГК РФ (п. 2 ст. 23) не обладает статусом юридического лица.

Признаки несостоятельности (банкротства) представляют собой приемы выражения (воплощения) в тексте закона критерия несостоятельности, избранного законодателем в отношении той или иной категории потенциальных банкротов. Существуют различные элементы признаков банкротства.

Первый элемент -- неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Как и раньше, Закон о несостоятельности 2002 г. проводит разграничение между понятиями «денежное обязательство» и «обязанность по уплате обязательных платежей». Денежное обязательство -- это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию. Раскрытие содержания денежного обязательства происходит в п. 2 ст. 4 Закона о несостоятельности.

Здесь нет ничего нового. Законодатель сохранил принципиальный подход к денежному характеру гражданско-правового обязательства. Он (характер) выражается в том, что денежное обязательство возникает в силу оснований, предусмотренных ГК РФ. В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» денежным может быть как обязательство в целом (в договоре займа), так и обязанность одной из сторон в обязательстве (оплата товаров, работ или услуг).

В противовес понятию «денежное обязательство» Закон о несостоятельности 2002 г. называет понятие «обязательные платежи». С позиции Закона нельзя использовать термин «обязательство» применительно к налогам и неналоговым платежам, что вызывает спор в юридической науке. Ряд представителей конституционного права и налогового права считают, что использование в налоговом (финансовом) законодательстве цивилистического понятия «обязательство» означает, что последнее приобретает комплексный (межотраслевой) характер.

Воспроизведена норма, запрещающая включать в размер денежного обязательства подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные санкции. При этом добавлено правило, согласно которому при определении наличия признаков банкротства должника не учитываются финансовые санкции, взыскиваемые за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 4 Закона о несостоятельности).

И еще один аспект, связанный с составом и размером денежных обязательств и обязательных платежей. Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В частности, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. В свою очередь, право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Это -- весьма принципиальные положения.

Бывший руководитель Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) П. Мостовой считает, что новелла Закона о несостоятельности 2002 г. может привести к затягиванию процесса подачи заявления о банкротстве должника. По его мнению, обязательность исполнительного производства не уменьшает (как иногда утверждают сторонники данного подхода) риск сговора между менеджментом должника и отдельными кредиторами, а, напротив, увеличивает его. Ведь можно вывести активы предприятия без банкротства. Как говорится, без комментариев. Профессионалам виднее, они лучше владеют ситуацией.

Второй элемент признака несостоятельности (банкротства) -- размер денежного требования к должнику. В силу п. 2 ст. 6 Закона о несостоятельности эти требования к должнику -- юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику -- гражданину -- не менее 10 тыс. руб., если иное не предусмотрено Законом.

В Законе о несостоятельности 1998 г. (п. 2 ст. 5) величина минимальной суммы задолженности составляла не менее 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для должника -- юридического лица, и не менее 100 МРОТ для должника-гражданина. В литературе при обсуждении этого вопроса предлагалось увеличить данный размер денежных требований до 1--2 МРОТ. Как видно, новый Закон пошел по иному пути: величина минимальной суммы задолженности была уменьшена и в настоящее время определена в твердой сумме. Видимо, в условиях тотального общения экономики России 100 тыс. руб. -- большой долг для многих юридических лиц. Поэтому законодатель решил опустить планку минимальной суммы задолженности (ниже низшего).

Кстати, остался на прежнем уровне и срок задержки платежа, по истечении которого должник приобретает признаки банкротства. Не прошли предложения некоторых ученых увеличить его до шести месяцев.

Статус арбитражного управляющего вызвал наибольшее количество претензий со стороны ученых-юристов, практических работников, депутатов Государственной Думы РФ. Не случайно Президент РФ в апреле 2000 г. наложил вето на Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». По оценкам аналитиков, слабое звено в отклоненном Законе -- именно статус арбитражных управляющих. Вот что по этому поводу писал проф. В. Ф. Яковлев: «Резко обострилась борьба вокруг кандидатов в арбитражные управляющие. Это стало чуть ли не основной проблемой данной категории дел. Через управляющих происходит захват управления чужым капиталом, в том числе и своих конкурентов». Закон о несостоятельности 2002 г. содержит новые положения, направленные на совершенствование механизмов регулирования ответственности арбитражных управляющих. Рассмотрим их более подробно.

Отметим, что арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) -- гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (ст. 2 Закона о несостоятельности). Из нормативного определения арбитражного управляющего вытекают следующие признаки. Во-первых, Закон не допускает в качестве арбитражных управляющих юридических лиц. Как и раньше, арбитражным управляющим может быть только гражданин (физическое лицо). Причем арбитражный управляющий подлежит регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Во-вторых, круг арбитражных управляющих расширен за счет появления фигуры административного управляющего. Требования, предъявляемые к арбитражным управляющим, установлены ст. 20 Закона о несостоятельности. К ним относятся: а) наличие высшего образования; б) стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; в) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; г) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; д) отсутствие судимости за. преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; е) членство в одной из саморегулируемых организаций. Сразу же подчеркнем, что редакция ст. 20 Закона о несостоятельности 2002 г. существенно отличается от положений Закона 1998 г.

С 1 июля 2002 г. лицензирование деятельности арбитражных управляющих прекращено (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Отмена лицензирования деятельности арбитражных управляющих, на наш взгляд, -- закономерный процесс. Вряд ли оно целесообразно при условии, когда к кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются достаточно жесткие требования. Здесь происходит замена лицензирования деятельности на получение аттестата арбитражного управляющего.

Новый Закон о несостоятельности устанавливает меры ответственности арбитражного управляющего при осуществлении его деятельности. Правда, понятие «меры ответственности» не следует буквально понимать. Так, в соответствии с п. 1 ст. 25 неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством РФ, является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Данное отстранение нельзя, по нашему мнению, однозначно отнести к мерам гражданско-правовой ответственности, даже если очень постараться.

Согласно п. 8 ст. 20 Закона о несостоятельности 2002 г. договор страхования должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 млн руб. в год.

В целях дополнительной ответственности арбитражных управляющих Закон о несостоятельности 2002 г. возлагает на них следующую обязанность. В течение десяти дней с даты утверждения кандидатуры арбитражного управляющего арбитражным судом по делу о банкротстве он должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства.

Закон дифференцированно установил: 3% балансовой стоимости активов должника, превышающей 100 млн руб., при балансовой стоимости активов должника от 100 до 300 млн руб.; 6 млн руб. и 2% балансовой стоимости активов должника, превышающей 300 млн руб., при балансовой стоимости активов должника от 300 млн руб. до 1 млрд руб.; 20 млн руб. и 1% балансовой стоимости активов должника, превышающей 1 млрд руб., при балансовой стоимости активов должника более чем 1 млрд руб.

Итак, Закон о несостоятельности вступил в силу. Соответственно мнения специалистов в оценке нового Закона разделились: скептики испытывают грустное отношение к Закону, оптимисты с надеждой заглядывают в будущее, говоря о том, что он является значительным шагом вперед.

Однако сказанное не исключает возможности реформирования законодательства о банкротстве. По ряду вопросов необходимо принятие специальных нормативных актов, без которых будет трудно реализовать отдельные положения Закона о несостоятельности.

В первой очереди стоит принятие Федерального закона «О саморегулируемых организациях арбитражных управляющих», постановлений Правительства РФ об утверждении правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации.

Пока ясно, что применение Закона будет трудным делом.

2.2. Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения

Понятие «предпринимательский договор» широко применяется в учебной и научной литературе. Однако оно не получило легальной прописки в действующем законодательстве, а также и правоприменительной практике. Если в советское время термин хозяйственный договор» часто встречался в нормативных правовых актах, то сейчас используются нейтральные словосочетания. Анализ положений Гражданского кодекса РФ позволяет очертить несколько групп норм, которые в скрытой форме подразумевают предпринимательский договор.

Предпринимательский договор -- это правовая категория, имеющая как общие, так и специальные признаки договора. На наш взгляд, вряд ли удачны попытки рассматривать предпринимательский (хозяйственный) договор в качестве экономического понятия. Конечно, если очень постараться, то можно в нем (договоре) обнаружить экономические признаки, поскольку предпринимательский договор есть порождение и проявление внутренних свойств товара, в частности эквивалентно-возмездного обмена на основе волеизъявления товаровладельцев. Но в таком случае экономическую природу следует искать во всех юридических понятиях и конструкциях. И не только. В поисках научной истины ученые-юристы все чаще глобально увлечены комплексными экономико-правовыми исследованиями и соответственно разработками экономико-правовых понятий. Наблюдается и обратная тенденция, когда представители экономической науки используют юридическую терминологию и интерпретируют ее с позиции собственной науки. Так, А. В. Бусыгин определяет предпринимательский договор как волеизъявление сторон по поводу не организации, а осуществления предпринимательского процесса, не предполагающее объединение договаривающихся сторон в какую-либо единую организационно-правовую структуру.

Предпринимательский договор -- это прежде всего волевой акт, т. е. взаимное соглашение двух и более сторон. Именно волевые действия составляют сущность любого договора. Задолго до принятия ГК РФ 1994 г. О. А. Красавчиков справедливо писал: «Договор, напомним еще и еще раз, -- соглашение сторон». И лишь затем договор представляет собой юридический факт (сделку) и гражданское правоотношение.

Встречается мнение, согласно которому предпринимательский договор является собирательным понятием. В этом качестве он охватывает ряд гражданско-правовых договоров (самостоятельных правовых институтов). Вместе с тем такое мнение вызывает обоснованные возражения.

Собирательное понятие нейтрализует, как нам представляется, специфические свойства предпринимательского договора, а главное -- утрачивается смысл его выделения в обособленную группу.

Конструкция предпринимательского договора -- сложная для научного исследования. Считаем, что такие классификационные единицы, как «тип» и «вид», могут использоваться при квалификации предпринимательского договора. В отличие от классификации гражданско-правовых договоров типология предпринимательского договора базируется на других критериях. Более того, для выделения предпринимательского договора в самостоятельный договорный тип необходимо применять не один, а несколько (в совокупности) критериев. Возможно, такой подход способен повлечь за собой критические замечания, хотя бы по причине использования разного рода оснований для классификации договора. Но не надо забывать, что указанный подход часто применяется в правовых исследованиях. Достаточно вспомнить, что при делении права на публичное и частное целесообразно использовать группу критериев.

Критерии отнесения договора к разряду предпринимательского: Первый критерий -- отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, по поводу которой возникают различного рода отношения. Предпринимательские (горизонтальные) отношения представляют собой имущественные отношения товарно-денежного характера, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность между субъектами хозяйствования либо между последними и гражданами. В сфере названных отношений находят удовлетворение производственные и иные потребности субъектов хозяйствования. В свою очередь, предпринимательские (вертикальные) отношения складываются между управленческими органами и субъектами хозяйствования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности. Их содержание составляют организационные действия различных управленческих органов (антимонопольные, финансовые, налоговые органы, органы стандартизации, метрологии и др.). Особую группу отношений, регулируемых действующим законодательством, образуют внутрифирменные (внутрихозяйственные) отношения. Они являются самостоятельной сферой правового регулирования. Эти отношения регулируются предприятиями (организациями) путем издания локальных правовых актов.

Предпринимательский договор как индивидуальный акт регулирует прежде всего горизонтальные имущественные отношения. Спорен вопрос о возможности договорной регламентации управленческих связей. Здесь речь идет об административных договорах, которые характеризуются следующими признаками: а) они опосредуют горизонтальные административные отношения; б) договор оформляет, как правило, связь типа «орган управления -- орган управления»; в) посредством договора реализуются властно-организационные функции органов управления; г) договор регулирует отношения сторон на основе их юридического равенства (эта точка зрения не бесспорна); д) административный до-случае резонно возникает вопрос о принадлежности учредительного договора к разряду предпринимательского. Едва ли можно признать такого рода отношения (возникающие между учредителями) внутрифирменными. Учредительный договор -- это не локальный (внутренний) акт, а вид гражданско-правового договора, на который распространяются общие положения ГК РФ.

Субъектный состав -- второй критерий принадлежности того или иного договора к предпринимательскому. Мы считаем, что договор является предпринимательским, если обе стороны -- субъекты предпринимательской деятельности. Причем под субъектами предпринимательской деятельности надо понимать индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации, основная цель которых -- извлечение прибыли, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Напротив, если в гражданско-правовом договоре одна сторона -- субъект предпринимательской деятельности, а другая -- физическое лицо, то такой договор нельзя, на наш взгляд, отнести к числу предпринимательского. Простой пример: покупатель, осуществляющий покупки в магазине розничной торговли, заключает гражданско-правовой договор с коммерческой организацией (универмагом). Такой договор следует считать потребительским, а не предпринимательским, даже если в последующем покупатель решил перепродать приобретенный товар в целях извлечения дохода. Другое дело, когда физическое лицо (без статуса индивидуального предпринимателя) систематически приобретает продукты для дальнейшей их реализации с целью получения прибыли, тогда в силу п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин не вправе ссылаться на то, что он не является предпринимателем. Это означает, что в каждой конкретной ситуации надо усматривать признаки предпринимательского договора или, напротив, увидеть отсутствие таковых.

Принадлежность участников договора к субъектам предпринимательской деятельности убедительно прослеживается на примере договора простого товарищества. В соответствии с п. 2 ст. 1041 ГК РФ сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Некоммерческие организации вправе участвовать в названном договоре, если они осуществляют предпринимательскую деятельность. Круг участников договора простого товарищества во всех иных случаях неограничен.

И, наконец, предпринимательская цель использования передаваемого имущества -- следующий критерий отнесения договора к группе предпринимательского. Как уже отмечалось ранее, данный критерий применяется, например, при заключении договора финансовой аренды (лизинга). Аналогичные свойства договора применяются и в других случаях.

Подводя итоги сказанному, можно сформулировать следующее определение понятия «предпринимательский договор». Предпринимательский (частноправовой договор) есть дву- или многостороннее соглашение субъектов предпринимательской деятельности, направленное на осуществление предпринимательских целей в сфере предпринимательской деятельности. Эти признаки не распространяются на административный (публичный) предпринимательский договор.

Таким образом, предпринимательский договор -- комплексный правовой институт, сочетающий нормы частноправовых и публичных начал. Поэтому можно утверждать, что предпринимательский договор представляет собой межотраслевое (комплексное) понятие.

2.3. Исполнение предпринимательского договора

Глава 22 ГК РФ содержит нормы об исполнении обязательств. В то же время Кодекс не дает определение понятия «исполнение обязательств».

Статья 309 гласит: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Анализ содержания данной статьи позволяет ученым сформулировать принцип надлежащего исполнения обязательств. Однако до сих пор в литературе спорным является вопрос об определении понятия исполнения обязательств.

Присоединяясь к позиции исполнения обязательства в качестве правомерного волевого действия, направленного на прекращение обязанности должника. Исполнение обязательства (равно исполнение предпринимательского договора) является сделкой (совокупностью гражданско-правовых сделок).

Данный вывод приобретает практическое значение, поскольку к исполнению обязательства применяются общие положения о сделках, в том числе правила о недействительности сделок (ст. 166-181 ГК РФ).

Принципы надлежащего и реального исполнения обязательств -- составная часть теории и практики правового регулирования исполнения обязательств (в нашем случае -- исполнения предпринимательского договора). И хотя указанные принципы не получили легальной прописки в ст. 1 ГК РФ, тем не менее они выводятся из содержания отдельных норм Кодекса. Другой вопрос -- соотношение этих принципов между собой.

В литературе существуют разные точки зрения на указанное соотношение. Одни ученые рассматривают надлежащее исполнение как более широкую категорию, а реальное исполнение -- одно из частных требований. Поэтому принципы надлежащего и реального исполнения обязательств соотносятся между собой, как целое и часть.

По мнению других исследователей, надлежащее и реальное исполнение (равно и соответствующие принципы) имеют иное соотношение. Реальное исполнение охватывает надлежащее исполнение обязательств.

Реальное исполнение означает совершение обязанным лицом реальных действий по исполнению договора. При этом эти действия, подчеркнем, не сводятся только к обязанности исполнить обязательство в полном соответствии с условиями договора о предмете. Реальное исполнение предполагает также совершение должником других действий, как-то: отгрузка продукции, оплата ее покупателем и др.

В свою очередь, надлежащее исполнение обязательства есть количественная и качественная характеристика совершаемых должником действий. Надлежащее исполнение включает в себя следующие элементы: а) исполнение обязательства надлежащему лицу и надлежащим лицом; б) исполнение надлежащим предметом; в) исполнение в надлежащем месте; г) исполнение в надлежащий срок.

Например, поставщик обязан передать покупателю оговоренный в договоре товар, т. е. совершить определенные действия. Именно в этом проявляются свойства принципа реального исполнения обязательства. Однако с точки зрения надлежащего исполнения поставляемый товар должен отвечать определенным количественным и качественным показателям. В противном случае можно говорить о поставке товара ненадлежащего качества. Другой пример: покупатель обязан оплатить проданный товар; иначе говоря, реально совершить конкретные действия. С позиции же надлежащего исполнения обязательства такая оплата должна быть совершена в определенной сумме, в определенной форме расчетов и в определенный срок. Перечень примеров можно продолжить.

В отечественной литературе утвердилось мнение, согласно которому принцип реального исполнения обязательства сводится к следующему положению. Денежная компенсация не может заменить реального исполнения должником своих договорных обязательств. В практическом плане это означает обязанность участников экономических отношений исполнять обязательство в полном соответствии с условиями договора о предмете. Причем уплата неустойки (штрафа, пени) или возмещение убытков не освобождают стороны от исполнения обязательства в натуре, кроме случаев, предусмотренных законодательством или договором.

По нашему мнению, требование об исполнении обязательства в натуре есть одно из проявлений принципа реального исполнения. Но едва ли можно ставить знак равенства между ними. Так, указанное требование есть процессуальная форма обращения лица за защитой своих нарушенных прав. Присуждение к исполнению обязанности в натуре -- один из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

В сфере предпринимательства имеется ряд особенностей исполнений обязательств. Так, исполнение обязательства с множественностью лиц по общему правилу является солидарным, если законом или договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 322 ГК РФ). Действительно, солидарный порядок исполнения в большей степени соответствует природе предпринимательства, чем долевое исполнение обязательства. В соответствии с п. 1 ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (п. 2 ст. 323 ГК РФ).

Другая особенность исполнения обязательств в области предпринимательских отношений связана со сроком исполнения. Статья 314 ГК РФ устанавливает общие правила о сроке исполнения обязательств, а ст. 315 регламентирует досрочное исполнение обязательств. Кодекс дифференцирует режим досрочного исполнения обязательств с учетом наличия или отсутствия предпринимательской деятельности. Так, досрочное исполнение обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается только в случаях, когда возможность исполнить обязательство до срока предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства. Иначе говоря, в предпринимательской сфере досрочное исполнение обязательств не является с точки зрения ГК РФ общим правилом поведения сторон -- участников договорных отношений. Более того, досрочное исполнение обязательств должником далеко не всегда приносит выгоду кредитору. Напротив, в большинстве случаев кредитор лишается определенных материальных благ, таких как, например, проценты за пользование кредитом, арендная плата и т. д. Поэтому, если должник осуществит досрочное исполнение обязательств и тем самым нарушит требования закона, он должен будет возместить кредитору понесенные им убытки.

Положения ГК о месте исполнения обязательств также отражают характер и специфику предпринимательства. Так, исполнение обязательств предпринимателя передать товар или иное имущество должно быть произведено в месте изготовления или хранения имущества, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательств.

Специфика исполнения предпринимательского договора дает о себе знать на стадиях исполнения конкретных договоров. Например, при поставке товаров ГК устанавливает правила о периодах такой поставки (ст. 508), доставке товаров (ст. 510), восполнении недопоставки товаров (ст. 511), принятии товаров покупателем (ст. 513). Статья 528 регламентирует порядок одностороннего отказа от исполнения договора поставки. В частности, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Отдельная статья ГК РФ (ст. 531) посвящена исполнению государственного контракта. В тех случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются по правилам ст. 506--523 ГК. При поставке товаров получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Таким образом, исполнение предпринимательского договора имеет свою специфику, которая получила закрепление как в общих нормах (правилах), так и специальных. Причем не всегда ГК, иные федеральные законы отдельно выделяют положения об исполнении обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Наглядный пример -- правила ГК о перемене лиц в обязательстве.

3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности субъектами РФ на примере Калининградской области.

 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации -является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (приложение №1) и Государственной Думы (приложение №2).

Основным правовым рычагом регулирования предприятий в Калининградской области субъектами РФ является «Федеральный закон об особой экономической зоне в Калининградской области» Принят, 22 января 1996 года N 13-ФЗ Государственной Думой 15 ноября 1995 года.

Одобрен, Советом Федерации 5 января 1996 года (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ).

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для национальных интересов Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон направлен на создание благоприятных условий для социально - экономического развития Российской Федерации и Калининградской области.

Совет Федерации одобрил закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области", продлевающий срок действия режима ОЭЗ в регионе на 25 лет.

Как отмечают в Совете Федерации, калининградская область является единственным в РФ регионом, который отделен от всех остальных субъектов страны и имеет госграницу. Закон разработан с целью ускорения социально- экономического развития области и с учетом политического положения региона. Документ устанавливает специальный правовой режим ОЭЗ, системы органов управления ОЭЗ, а также критерии отнесения юридических лиц к числу резидентов ОЭЗ.

Специальный правовой режим ОЭЗ включает в себя особый налоговый таможенный режим, особенности применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также особый порядок въезда-выезда и пребывания на территории Калининградской области.

Особый налоговый режим предусматривает особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и имущество организаций.

3.1. Краткая история предприятия ООО «БТ Янтарь»

Крупный российский дистрибутор табачных изделий и товаров FMCG - Группа Компаний «Бизнес - Табак», образованная в 1993 году, представляет собой пример успешной, стабильно развивающейся отечественной компании. Группа компаний «Бизнес - Табак» предоставляет полный спектр услуг, связанных с управлением цепочками поставок во всех каналах дистрибуции.

Основные направления деятельности

· Дистрибуция табачных изделий JTI;

· Продажа сигар, трубочного табака, трубок и зажигалок;

· Дистрибуция жевательной резинки “Wrigley”;

· Создание и управление собственной розничной сетью, состоящей из павильонов в городах Центральной России.

Стратегические партнеры - Нашим главным стратегическим партнером является Japan Tobacco International (JTI)- один из лидеров мирового рынка по производству табачных изделий. С апреля 2004 «Бизнес-Табак» работает на условиях эксклюзивности в Москве, Московской и Калининградской областях, а также в ряде регионов Центральной России.

Региональное присутствие - Компания «Бизнес - Табак» обладает широкой филиальной сетью, гарантирующей определенный и стабильный уровень продаж. Региональные офисы компании «Бизнес - Табак» действуют в Калининграде, Ярославле, Калуге, Иваново, Костроме, Вологде, Туле, Владимире, Череповце, Рязани.

Персонал - В компании «Бизнес - Табак» работает более 400 сотрудников, которые формируют профессиональный и стабильный коллектив.

 Положение на рынке - Успешная деятельность компании «Бизнес - Табак» в сфере дистрибуции табачной продукции и товаров FMCG на российском рынке подтверждена многочисленными наградами компаний-производителей.

«Бизнес-Табак» является учредителем и членом совета Ассоциации табачных дистрибуторов «Грандтабак».

ООО «БТ Янтарь» является региональным офисом БТ Альянс («Бизнес-Табак») в Калининграде. Офис действует с мая 2004 года, В компании «БТ Янтарь» работает около 20 сотрудников. Из них около 6 занимающиеся и контролирующие деятельность ООО «БТ Янтарь», а остальные 14 распространяющие продукцию на «точки» продаж в Калининграде. Успешная деятельность компании «БТ Янтарь» в сфере дистрибуции табачной продукции и товаров FMCG в Калининграде и Калининградской области подтверждена многочисленными наградами компаний-производителей.

На сегодняшний день «БТ Янтарь» является одним из основных дистрибуторов табачных изделий под марками «More», «Winston», «Kent», «Thesterfeeld» в Калининграде.

3.2 Внешние факторы рынка

После расширения Евросоюза ближайшие соседи области - Польша и Литва с 1 мая 2004 года стали членами ЕС, Калининградская область оказалась внутри ЕС со всеми вытекающими последствиями.

Для организации грузового и транспортного сообщения с остальной территорией России областные службы вынуждены работать по стандартам ЕС, условия хозяйственной деятельности области стали зависеть от законодательных норм и решений, принимаемых внутри Европейского Союза. Произошло усложнение процедур и удорожание транзитной перевозки грузов.

Вступление России в ВТО и присоединение Литвы и Польши к Шенгенской зоне прибавит Калининградской области новые проблемы.

Перед Губернатором и Правительством области стоят сложные задачи по формированию конкурентоспособной и устойчивой модели экономики анклава с учетом сложившихся реалий.

Стабильный рост экономики Калининградской области может быть обеспечен только при условии соответствующих решений на уровне Президента России об отнесении Калининградской области к точкам роста российской экономики, совершенствования институционального развития, существенного роста инвестиций в инфраструктуру области и развитие человеческого потенциала, создание инновационных полномасштабных производств, обеспечивающих рост производительности труда в несколько раз и выпускающих продукцию с высокой добавочной стоимостью с постепенной переориентацией этой продукции от импортозамещения на экспорт.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого выявляются внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить новые благоприятные возможности и потенциальные угрозы.

В целом исследование внешних факторов рынка включает следующие составляющие: характеристика основных потребителей, возможности расширения целевых рынков, состояние конкуренции на рынке, организация взаимоотношений с поставщиками и партнерами.

Необходимым этапом маркетинговых исследований является изучение конкурентов, действующих на этом же рынке. Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, это самый очевидный фактор внешней среды предприятия. Целью исследований деятельности конкурентов является выявление сильных и слабых сторон у себя и у конкурентов, определение собственных позиций на рынке (позиционирование) и, в конечном счете, улучшение конкурентоспособности предприятия.

Основными конкурентами «БТ Янтарь» как дистрибутора компании «БТ Альянс», следовательно, главного дистрибутора JTI, на международном рынке являются, такие компании как «Philip Morris», «BAT», «Лиггетт-Дукат».

JTI имеет в России 22 региональных офиса, компании принадлежит производственный комплекс "Петро" в Санкт-Петербурге - одно из наиболее современных табачных производств в России, а также фабрика «Дж.Т.И. Елец» - единственное в России и СНГ предприятие по выпуску восстановленного табака. В портфеле марок JTI на российском табачном рынке более 30 наименований, среди них: Петр I, Русский Стиль, Золотой Лист. JT International является крупнейшим японским инвестором в России и ведущим инвестором в российской табачной отрасли. Общий объем прямых инвестиций в экономику Российской Федерации с 1992 года составляет 592 млн. долл. США. За этот же период времени компания перечислила свыше 1 млрд. долл. США в бюджеты всех уровней в виде налогов и таможенных пошлин.

3.3 Взаимоотношения предприятия с бюджетом

С целью оптимизации бюджетного процесса топ-менеджментом российского представительства JTI было принято решение о внедрении в компании современной системы бюджетирования. Сотрудники проектной группы JTI провели всесторонний анализ имеющихся на рынке предложений, в результате которого была выбрана система Geac Performance Management(Сбалансированная система показателей, реализованная в Geac Performance Management (Comshare MPC) корпорации Geac (Comshare Inc.) Выбор был обусловлен ее большой гибкостью, а также тем, что система, с одной стороны, работает с привычным для сотрудников JTI Excel-интерфейсом, а с другой - обеспечивает полноценный доступ к данным посредством Web-технологий. Важным фактором явилось и то, что в российском представительстве JT International и ранее успешно использовались продукты корпорации Geac (Comshare Inc.) - Comshare Planning и Comshare Prizm.

В качестве партнера для реализации проекта было решено привлечь компанию «КОРУС Консалтинг», специализирующуюся на постановке технологий регулярного менеджмента. Компания является Платиновым Сертифицированным Консалтинг-Партнером корпорации Geac (Comshare Inc.) К моменту начала проекта в ее активе уже было значительное число успешно завершенных проектов по постановке бюджетирования и внедрению системы в российских и западных компаниях. Кроме того, «КОРУС Консалтинг» имеет большой опыт работы на предприятиях с разветвленной сетью региональных офисов. В числе ее клиентов, такие компании как “Связьинвест”, “Северстальтранс”, сеть супермаркетов «Патэрсон» и др.

Благодаря тому, что Geac Performance Management (Comshare MPC) использует сервер реляционных баз данных, были обеспечены централизованное хранение и обработка бюджетной информации. С внедрением системы все эти данные были сведены в единую базу. Исчезла практика ручного переноса информации из одного приложения в другое. Это значительно упростило анализ данных и контроль над ходом исполнения бюджета.

Использующийся в Geac Performance Management (Comshare MPC) Web-интерфейс позволяет вводить информацию в базу данных из любой точки земного шара посредством обычного браузера. Поэтому региональные офисы компании JTI получили возможность работать с системой непосредственно на местах. Вследствие этого компания смогла отказаться от дополнительной пересылки Excel-файлов и двойного ввода информации, что помогло избежать связанных с этим неизбежных ошибок.

Механизм консолидации Geac Performance Management (Comshare MPC) позволяет предприятию сводить воедино бюджеты своих региональных подразделений. Кроме того, проведенная в рамках проекта систематизация и гармонизация бюджетных моделей помогла предприятию выработать общие стандарты создания финансовых планов. Теперь все подразделения JTI имеют возможность формировать свои бюджеты в соответствии с общей моделью, используя для этого единую систему Geac Performance Management (Comshare MPC). Единообразие региональных бюджетов значительно упрощает формирование общего финансового плана JTI в России.

В процессе внедрения возникали некоторые сложности, связанные с особенностями работы компании JTI. Так, при реализации проекта в систему пришлось ввести дополнительные сложные формулы с целью обеспечения т.н. «склеивания рваных недель» (т.е. для тех случаев, когда одна и та же неделя относится к двум разным календарным месяцам).
Внедрение Geac Performance Management (Comshare MPC) в компании JTI заняло 2,5 месяца. В ходе реализации проекта были внедрены модули Geac Budgeting (Comshare MPC Budgeting), Geac Management Reporting And Analysis (Comshare MPC Management Reporting аnd Analysis), Excel Services. Проектная группа состояла из 5 человек: 3 консультантов «КОРУС Консалтинг» и 2 сотрудников JTI. Игорь Чернышев - менеджер проекта со стороны JT International особо отметил профессионализм специалистов “КОРУС Консалтинг”, ставший залогом того, что проект был выполнен точно в оговоренные сроки и без превышения бюджета.
В настоящее время пользователями Geac Performance Management (Comshare MPC) в российском подразделении JTI являются 27 человек. По словам Игоря Чернышева, удобный интерфейс системы позволил сотрудникам компании адаптироваться к ней за считанные часы. В процессе внедрения были созданы две независимые базы данных: для автоматизации процесса бюджетирования и для автоматизации процесса планирования продаж. Системой охвачены все региональные подразделения компании.

Платежи в бюджет ООО «БТ Янтарь» осуществляются по следующим направлениям:

· Налог на имущество

· Налог на прибыль

· Земельный налог

· Налог на добавленную стоимость

· Импортные таможенные пошлины

· Подоходный налог

· Транспортный налог

· Прочие налоги

Отчисления на социальные нужды:

· В пенсионный фонд

· В фонд занятости населения

· В фонд обязательного медицинского страхования

· Фонд социального страхования

Взаимоотношения предприятия с бюджетом проходит через налоги в следующей последовательности:

После получения выручки от реализации в бюджет перечисляются налог на добавленную стоимость, специальный налог в фонд финансовой поддержки отрасли, таможенные пошлины.

Погашение текущих затрат: отчисляются налоги, включаемые в себестоимость. Это отчисления в социальные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования, фонд занятости), платежи за использование природных ресурсов, отчисления в дорожный фонд, сборы на содержание милиции, налог на рекламу и т.д.

Распределение прибыли: выплачивается налог на прибыль, сбор за право торговли и другие местные налоги.

3.4. Повышение управляемости

Повышение управляемости JTI основного дистрибутора ООО «БТ Альянс» ООО «БТ Янтарь», определяется следующими факторами:

Упрощение процесса формирования и согласования бюджетов

Благодаря внедрению в компании JTI системы Geac Performance Management (Comshare MPC) удалось значительно упростить процесс формирования и согласования бюджетов. В частности, появилась возможность автоматически загружать в систему данные из ERP-системы. Ранее эта информация переносилась вручную. Важным моментом для JTI явилось также то, что новая система бюджетирования позволила автоматически создавать отчеты. Внедрение Geac Performance Management (Comshare MPC) также привело к уменьшению трудозатрат, связанных с процессом планирования продаж.

Возможности дальнейшего самостоятельного расширения системы

Geac Performance Management (Comshare MPC) обладает большими возможностями для дальнейшего расширения. В ходе проекта специалисты «КОРУС Консалтинг» провели обучение всех пользователей системы и технических специалистов JTI. И теперь с помощью полученных знаний и навыков сотрудники JT International планируют самостоятельно реализовать централизованную систему сбора фактических данных различных аспектах деятельности компании.

Благодаря функциональным преимуществам Geac Performance Management (Comshare MPC) и профессионализму специалистов «КОРУС Консалтинг» внедрение системы бюджетирования стало важным этапом успешного развития компании JTI в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема административно-правового регулирования возникла сравнительно недавно, с момента перехода от административно-командной системы к рыночной. Целью данной работы являлось рассмотрение методов административно-правового регулирования, возможности сужения или наоборот расширения влияния государства на предпринимательскую деятельность. В последнее время, в связи с повышающимся ростом предпринимательской деятельности, все более насущней становится потребность в регулировании предпринимательства и предпринимательской деятельности. Но данное регулирование должно исходить из требований и потребностей предпринимателя, а не из «возможностей» государства. На данном этапе развития предпринимательства, у государства существует огромное количество способов и методов воздействия на предпринимательскую деятельность. И взаимодействие власти и предпринимательских структур приобретает все более важное значение как в экономическом так и в политическом контексте. Предпринимательство видит в устойчивости власти, в стабильности общества главную гарантию своего развития. А государство приобретает в их лице экономическую поддержку и эффективное содействование государству в достижении им социальных задач. Но экономические проблемы как предпринимателей, так и государства должны решаться не путем установления необдуманных и нерациональных «правил игры» одной стороной для другой, а путем нахождения компромиссов.

Уже сейчас государство, в лице государственных органов, начинает осознавать всю важность решения различных проблем путем согласования интересов, (консультации и круглые столы хорошее тому подтверждение).

Функции государства не замыкаются только в регулировании, государство должно еще и поддерживать предпринимательство (в особенности малое) для формирования среднего класса. Помощь субъектам предпринимательства может быть весьма разнообразной по своим формам. Она осуществляется и на государственном уровне и в регионах путем признания государственной поддержки одним из важнейших направлений экономической реформы. Для поддержки используются как комплексные программы, так и налоговые льготы, выделение кредитных ресурсов на льготных условиях. Организуется информационное и консультативное обслуживание.

Сейчас необходимым является изменение отношения власти к предпринимателю, нужно всеми силами осуществлять поддержку предпринимательства, ведь предприниматель является основой продвижения общества к более высокоразвитому, индустриальному государству, которое является основой благосостояния каждого гражданина страны.

Рассмотрение ранее перечисленных категорий механизма государственного регулирования торговли, проведение комплексного и системного исследования механизма государственного регулирования по уровням управления позволили разработать Концепцию государственного регулирования торговой деятельности в современных условиях перехода к рынку.

"Модель динамично развивающейся системы механизма государственного регулирования торговли (ГРТ)".

Динамика развивающейся системы регулирования определяет регулирование как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организаций, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий -- функций и методов регулирования. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за прошлый период и перспективный анализ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления», М., Юридическая литература, 1997.

2. Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью», Государственная юстиция, №2, 1997.

3. Бахрах Д.Н. «Административное право», М., Бек, 1993

4. Бельский Н.С. «К вопросу о предмете административного права», Государство и право, №11, 1997.

5. Козлов Ю.М. «Административное право РФ», М., Зерцало, 1992.

6. Пикулькин А.В. «Система государственного управления», М., Закон и право, 1997.

7.Сафиумшн Д. Н. Теория и практика правового регулирования хозяйственных связей в СССР. С. 5.

8. Тихомиров Ю.А. «Предприниматель и закон», М., Экономика, 1996.

9. Мамутов В.К. «Сближение современных систем правового регулирования хозяйственной деятельности», Государство и право, №8, 1996.

10. Хозяйственное право / отв. ред. В. П. Грибанов, О. А. Красавчиков. М.: Юрид. лит., 1977. С. 16-23.

11. Яни П.С. «Правоохранительные органы и предприниматель», М., Бизнес-школа, 1997.

12. Якушев В. С. Гражданский кодекс России (часть вторая) -- продолжение формирования рыночного законодательства (общая правовая характеристика) // Российский юридический журнал. 1996. № 2. С. 13.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты