Рефераты

Правовое регулирование предпринимательства

p align="left">Выбор регистрирующего органа определяется рядом критериев: сфера деятельности субъекта хозяйствования (банковская деятельность, страхование), происхождение капитала, место расположения хозяйствующего субъекта (территория свободной экономической зоны).

Наибольший удельный объем работы по государственной регистрации приходится на областные (Минский городской) исполкомы, которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.

В соответствии с п. 23 вышеуказанного положения для государственной регистрации коммерческих организаций, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных, учредители представляют в регистрирующий орган:

· заявление, оформленное в установленном порядке;

· анкету установленного образца на каждого учредителя - физическое лицо;

· копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;

· учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);

· документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно-правовых форм (платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд Постановлением Кабинет Министров «Об утверждении Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставной фонд юридического лица» от 12 февраля 1996г. (С измен и дополн. от 30 сентября 1997г,; 24 февраля 1999г.) //Собрание указов Президента и постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь. 1996. №5. Ст.120; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. №28. Ст.920; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 20. 5/341. ). Проведение экспертизы регулируется специальным положением, в соответствии с требованиями которого в обязательном порядке экспертизе подлежит достоверность оценки стоимости любого имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставной фонд юридического лица.;

· документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации;

· нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в одном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) коммерческой или некоммерческой организации;

· гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения;

· платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

Согласно п. 22 Положения о регистрации прием документов для государственной регистрации коммерческой организации осуществляется в присутствии собственников имущества этой организации, ее учредителей или участников, а в случаях, когда количество учредителей (участников) такой организации более пяти, они вправе уполномочить одного из собственников имущества, учредителя (участника) на представление своих интересов в регистрирующем органе.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов, который в течение указанного срока рассматривает их по существу, при необходимости запрашивает у государственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемой организации.

После изучения предоставленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации коммерческой организации, либо об отказе в ней с указанием причин отказа. Согласно п.40 таковыми являются:

· коммерческая организация расположена в жилом помещении без соответствующего разрешения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации;

· не соблюдены сроки формирования уставного фонда;

· собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

· в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой организации не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

· в ходе государственной регистрации коммерческой организации установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника ее имущества (учредителя, участника;

· на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) коммерческой организации: имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность; является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации субъектов хозяйствования регистрирующий орган в пятидневный срок в письменной форме сообщает об этом лицу, обратившемуся за такой регистрацией.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17марта 2003г. №359 «О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (С измен. и дополн. от 29 сентября 2003г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 38. 5/12186; № 112. 5/13116. (сноска) и выдачи свидетельства о государственной регистрации, форма которого утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 года № 550 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Сведения о государственной регистрации в установленном порядке вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Единый государственный регистр представляет собой общегосударственную систему учёта и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предназначенную для обеспечения полной и достоверной информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в Республике Беларусь.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном регистре, являются открытыми и доступными для всеобщего ознакомления, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, банковскую, служебную и коммерческую тайну.

2.2.2 Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей детально урегулирована вышеуказанным Положением о регистрации, утвержденным Декретом Президента от 16 марта 1999 г. № 11.

Статус индивидуального предпринимателя возникает после государственной регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Физическое лицо, решившее заняться предпринимательской деятельностью представляет в регистрирующий орган следующие документы:

· заявление с указанием видов деятельности, которые будут осуществляться индивидуальным предпринимателем, если такое указание предусмотрено актами законодательства;

· анкета установленного образца;

· документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справка государственной службы занятости, если такие документы имеются);

· фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

· расчетно - кассовый документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя также осуществляется в течении месяца со дня подачи всех необходимых документов в регистрирующий орган. За это время регистрирующий орган рассматривает представленные документы по существу, при необходимости запрашивает у государственных органов дополнительные сведения о физическом лице, регистрирующемся в качестве индивидуального предпринимателя, когда эти сведения необходимы ему для решения о государственной регистрации последнего.

После изучения представленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений о физическом лице, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, либо об отказе в ней с указанием причин отказа.

Если решение принято в пользу физического лица, регистрирующий орган регистрирующий орган выдает гражданину свидетельство о государственной регистрации, форма которого утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 года № 550 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 апреля 1999г. №550 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №35. 5/689., и в течение пятнадцати дней сообщает о произведенной государственной регистрации в налоговые органы и органы государственной статистики. Также в течение трёх дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя исполнительный комитет представляет сведения о зарегистрированном субъекте Министерству юстиции для внесения его в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отказ в государственной регистрации может последовать лишь при запрете на занятие данным видом деятельности или при непредставлении всех требуемых для регистрации документов. Об этом физическое лицо письменно уведомляют в пятидневный срок.

После получения свидетельства о государственной регистрации индивидуальный предприниматель должен зарегистрироваться в Налоговой инспекции, Фонде социальной защите населения по месту жительства и в местном Фонде занятости.

2.3 Права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательской деятельности

При изучении правового положения субъектов предпринимательской деятельности институт прав и обязанностей занимает особое место, т.к. посредством предоставления мер возможного и установление мер должностного поведения обеспечивается регулирование их деятельности.

Основные права предпринимателей закреплены в Конституции Республики Беларусь: право на обеспечение хозяйственной и иной деятельности, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности и т.д. Указанные права имеют общеустанавливающий характер и конкретизируются в соответствующих нормативных правовых актах.

Основное место в общем объеме прав и обязанностей предпринимателей занимают гражданские права и обязанности, которые в соответствии со статьей 7 ГК возникают:

· из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему;

· из актов государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены законодательством в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

· из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

· в результате создания и приобретения имущества по основаниям, не запрещённым законодательством;

· в результате произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

· вследствие причинения вреда другому лицу;

· вследствие неосновательного обогащения;

· вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

· вследствие событий, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Основной комплекс прав субъектов предпринимательской деятельности закреплен в статье 6 Закона о предпринимательстве:

· заниматься любым видом хозяйственной деятельности, не запрещенным законодательством Республики Беларусь;

· осуществлять предпринимательскую деятельность в различных организационно - правовых формах;

· привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, организаций, предприятий, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

· участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании в деятельности других хозяйствующих субъектов;

· самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать бизнес-план и другие виды и формы планирования, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

· самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);

· устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

· открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетов, кредитных и кассовых операций. Данное право в отношении индивидуальных предпринимателей в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 года № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь»Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь» от 22 февраля 2000 года № 82 (С измен. и дополн. от 4 апреля 2002г., 15 июля 2002г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №23. 1/1035; 2002. №43 1/3612; №82. 1/3854. трансформируются в обязанность в случае, если размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) превышает 1000 базовых величин в месяц. В соответствии с пунктом 4 «Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь» Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь «Об утверждении Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь» 28 сентября 2000г. №24.12 (С измен и дополн. от 22 декабря 2000г.; 30 мая 2001г.; 27 декабря 2001г.; 28 августа 2002г.; 11 ноября 2002г.; 20 мая 2003г.; 2 июля 2003г.; 30 апреля 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №111. 8/4333; 2001. №12. 8/4696; №59. 8/6221; 2002. №15. 8/7703; №105. 8/8549; №130. 8/8770; 2003. №65. 8/9609; №82. 8/9799; 2004. №76. 8/10973., утвержденными Постановлением Национального банка от 28 сентября 2000 года № 24.12 предприниматель может открыть один текущий счет в белорусских рублях и один текущий счет в иностранной валюте. (сноска).

Ключевое значение в деятельности предпринимателей имеют их права в сфере налоговых отношений:

· знакомиться с актами произведённых у них проверок;

· знакомиться в налоговых инспекциях со всеми актами налогового законодательства, которые применяются в отношении предпринимателей;

· представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведённых проверок;

· обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;

· требовать от налоговых органов официальных разъяснений по уплате налогов и по актам проведённых проверок.

Комплекс основных обязанностей предпринимателей закреплён в ст.7 Закона о предпринимательстве. Общая обязанность предпринимателя состоит в выполнении всех обязательств, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов). Исходя из того, кто выступает второй стороной правоотношения все обязанности предпринимателей могут быть условно разделены на четыре группы:

1) обязанности перед государством (получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством; представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования). П. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 18 «О некоторых вопросах социальной защиты граждан» Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах социальной защиты граждан» от 25 июля 2002 г. №18 (С измен. и дополн. от 27 января 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №185. 1/3893; 2003. №13. 1/4341. устанавливает обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать обязательные страховые взносы в размерах и порядке, предусмотренных законодательством, но не менее суммы названных взносов, исчисленной в размере 36 процентов от величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

2) обязанности перед наемными работниками (производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния; заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры (соглашения) в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов; предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально - экономические гарантии; вносить в государственный фонд социального страхования отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь);

3) обязанности перед контрагентами, состоящие в выполнении обязательств, вытекающих из заключенных договоров;

4) обязанности перед потребителями, состоящие в соблюдении прав и законных интересов потребителей.

Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо, чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности и обязательства. Когда обязанности и обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, говорят об их нарушении. Нарушение в таких случаях наносит вред не только заинтересованному лицу или лицам, но и всему обществу в целом, так как нарушение в одном звене ведет к закономерной дисфункции всего экономического механизма. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность.

Для правонарушителя ответственность - это всегда обязанность, а для государства - это мера и вид воздействия на правонарушителя. Оно (государство) и устанавливает содержание этой обязанности. Таким образом, юридическая ответственность, в том числе и в сфере предпринимательской деятельности - это совокупность субъективного и объективного, поэтому она должна рассматривать в двух аспектах. Как правовое установление юридическая ответственность в сфере предпринимательской деятельности представляет собой реакцию государства на правонарушение в сфере предпринимательских отношений, способ правового регулирования этих отношений посредством возложения на правонарушителя определенных обременений.

Второй аспект представляет собой последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей в сфере предпринимательской деятельности и заключается в применении санкций к нарушителю и реализации последних. В таком аспекте юридическая ответственность в сфере предпринимательской деятельности - это обязанность правонарушителя дать отчет о совершенном действии (бездействии) и претерпеть неблагоприятные последствия нарушения нормы хозяйственного законодательства в виде ограничений организационного и имущественного характера.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность субъектов предпринимательской деятельности, различают гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора (кредиторов) либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия (уплата неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда и т.д.).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о предпринимательстве имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

· нарушения действующего законодательства;

· невыполнения действующих договоров;

· нарушения прав собственника и других субъектов;

· загрязнения окружающей среды;

· обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

· сообщение или распространения о конкурентах ложных сведений;

· выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

· незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или её разглашения;

· использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

· получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путём ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

· заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

Возможно, что с учетом конкретизации мер ответственности в отдельных сферах деятельности данный перечень следует рассматривать как примерный.

Административная ответственность субъектов предпринимательской деятельности устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Она наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (сноска) и другими нормативными правовыми актами. Административную ответственность несут должностные лица организаций. Что же касается самих организаций и индивидуальных предпринимателей, то действующее законодательство предусматривает применение в отношении их так называемой экономической ответственности. Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (С измен и дополн от 6 декабря 2001г.; 12 ноября 2003г.; 25 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 89. 1/788. 2001. № 117. 1/ 3286; 2003. № 127. 1/ 5083; 2004. №86. 1/5546. определяет экономическую ответственность как установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности (индивидуальным предпринимателем или организацией) актов законодательства в сфере экономических отношений. При этом в качестве основных мер указанной ответственности законодательство предусматривает штраф и взыскание имущества или денежных средств в соответствующий бюджет. Однако эти меры являются не чем иным, как административными взысканиями. Как известно к административной ответственности привлекаются индивидуальные субъекты, хотя следует согласиться с тем, что «ныне активно формируется законодательство об административной ответственности коллективных субъектов». По моему мнению, эту ответственность можно именовать как экономическую. При этом индивидуальной предприниматель как гражданин является субъектом административной ответственности, а как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, - субъектом экономической ответственности.

Основаниями для применения мер административной ответственности являются:

· нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст.144);

· нарушение установленного порядка проведения валютных операций (ст.1511);

· нарушение установленного порядка формирования цен (ст. 1441);

· нарушение порядка ведения бухгалтерского учёта и отчётности, уничтожение документов или их сокрытие (ст. 1513);

· создание условий, препятствующих проведению проверок и ревизий (ст. 1515);

· сокрытие, занижение прибыли, доходов (ст. 1541) и другие административные правонарушения.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом.

За совершение преступлений в сфере экономической деятельности в соответствии с УК применяются следующие виды наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, ограничение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок.

Уголовное наказание может быть применено за совершение преступлений, предусмотренных главой 25 УК, в частности:

· воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.232);

· лжепредпринимательство (ст.234);

· ложное банкротство (ст.238)

· срыв возмещения убытков кредитору (ст.241) и другие.

2.3.1 Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Потребность в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности возникает в случае их нарушения или оспаривания. Защита прав и законных интересов - одна из важнейших категорий процессуального и материального права, без определения сущности которой невозможно раскрыть характер и особенности ответственности субъектов предпринимательской деятельности. Данная категория связана с понятием «право на защиту», которое в научной и учебной литературе получило различную юридическую квалификацию.

Наиболее распространенной и убедительной является точка зрения, согласно которой право на защиту является одним из элементов самого субъективного права, наряду с правомочием действовать по собственному усмотрению и правомочием требовать от другой стороны в правоотношении соответствующего поведения.

В целом, защита представляет собой реализацию предусмотренных законом мер, направленных на восстановление или признание нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов по требованию управомоченного лица. В этом значении защита обозначает охрану прав и законных интересов в узком смысле слова. В широком понимании к нему примыкает создание и реализация мер различного характера (экономического, организационного), направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав и законных интересов в их ненарушенном состоянии.

Рассмотрим охрану прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в узком смысле слова, т. е. их защиту.

Согласно п.2 ч.1 ст. 2 ХПК Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998г. (В редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №138-139. 2/1064. предметом защиты выступают не только субъективные права субъектов предпринимательской деятельности, но и их законные интересы. В основе любого субъективного права предпринимателя лежит интерес, который удовлетворяется посредством предоставления и реализации субъективного права. Интерес в этом случае формирует мотивацию реализации субъективного права и охраняется одновременно с ним. Однако охраняемый законом интерес может существовать самостоятельно и подлежать защите в случае его нарушения. Подобная ситуация возникает, в частности, при прекращении самого субъективного права в результате правонарушения.

Защита субъективных прав и законных интересов субъектов хозяйствования осуществляется посредством применения соответствующих форм, средств и способов.

Форма защиты - комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Существуют две основные формы защиты - юрисдикционная и неюрисдикционная.

Юрисдикционная представляет собой деятельность компетентных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В рамках этой формы выделяют общий и специальный порядок. По общему правилу, защиту нарушенных субъективных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляет хозяйственный суд (п. 2 ч. 1 ст. 2 ХПК). В качестве средства судебной защиты, по общему правилу, выступает иск. В отдельных случаях в качестве такого средства может быть заявление (например, заявление о возбуждении приказного производства (ст. 117 ХПК) или жалоба (например, жалоба на нотариальные действия или отказ в их совершении (ст. 173 ХПК).

Специальным порядком защиты субъективных прав и законных интересов является административный порядок, который применяется только в случаях, предусмотренных законом.

Иногда применяется административно-судебный порядок защиты субъективных прав и законных интересов. В этом случае обращению с иском в суд предшествует обращение в органы государственного управления.

Неюрисдикционная форма защиты представляет собой самостоятельные действия субъектов предпринимательской деятельности по защите их субъективных прав и охраняемых законом интересов без обращения в компетентный орган. Речь в данном случае идет о самозащите, которая в ст. 14 ГК указана в качестве одного из способов защиты субъективных прав и законных интересов.

Способы защиты - предусмотренные законом меры принуждения, направленные на восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и защиту охраняемых законом интересов.

Согласно ст. 11 ГК, защита гражданских прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляется путём:

· признания права;

· восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

· пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

· признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий её недействительности;

· признания недействительности акта государственного органа или органа местного управления или самоуправления;

· самозащиты права;

· присуждения к исполнению обязанности в натуре;

· возмещения убытков;

· взыскания неустойки;

· компенсации морального вреда;

· прекращения или изменения правоотношения;

· неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

· иными способами, предусмотренными законодательством.

3. Правовое регулирование прекращения предпринимательской деятельности

3.1 Прекращение деятельности юридических лиц

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» предпринимательская деятельность прекращается по инициативе предпринимателя, собственника имущества, или по решению суда.

Согласно п.1 ст. 57 ГК ликвидация представляет собой прекращение правосубъектности коммерческой организации без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной. В добровольном порядке коммерческая организация прекращает свою деятельность по решению ее учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации содержится в статье 57 ГК и пункте 42.1 Положения о регистрации. К ним относятся:

· истечение срока, на который была создана организация;

· достижение цели, ради которой создана коммерческая организация;

· признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

В последнем случае решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации принимается на основании вступившего в законную силу решения суда.

Если решение о добровольной ликвидации в связи с вышеперечисленными основаниями не принято, такое решение принимает хозяйственный суд в соответствии с подпунктом 41.2. Положения о регистрации.

Таким образом, действующее законодательство не содержит оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации. Этих оснований и быть не может, поскольку принцип свободы предпринимательской деятельности предполагает свободное волеизъявление как на стадии создания коммерческой организации, так и на всех последующих стадиях ее деятельности. Следовательно, непосредственным основанием для добровольной ликвидации коммерческой организации является решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации, а конкретные, как правило, субъективные причины такого решения остаются за рамками законодательного регулирования.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16 марта 1999 г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом и регистрирующим органом. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ГК и подпунктом 41.2 Положения о регистрации решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом, кроме выше названного, по следующим основаниям:

· осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, либо экономическая несостоятельность (банкротство) этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

· сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

· наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

· наличие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

· уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.

Однако, в соответствии с подпунктом 41.3 Положения о регистрации решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято регистрирующим органом. Основаниями для такого решения являются:

· нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

· неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

· препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами, указанными в абзаце втором части второй настоящего подпункта.

Если эти основания будут выявлены органами Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного налогового комитета, Государственного комитета финансовых расследований и иными уполномоченными органами, они в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации коммерческой организации, а в отношении организации с иностранными инвестициями подают соответствующее заявление в хозяйственный суд. На основании такого представления хозяйственный суд принимает решение о ликвидации коммерческой организации.

После принятия решения о ликвидации начинается ликвидационный процесс, который проходит также в несколько стадий.

Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а организация прекратившей свою правосубъектность с момента внесения записи об этом в Едином государственном регистре.

3.2 Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

В соответствии со ст. 12 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по решению предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им органа) либо по решению суда. Основаниями для этого могут являться:

· неоднократного или грубого нарушения законодательства;

· признания предпринимателя банкротом. Процедура признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом) регулируется ст. 24 ГК.

· осуществления предпринимателем деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения;

· нарушения норм экологической безопасности;

· по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.

Суд, принявший решение о прекращении предпринимательской деятельности, в случаях, установленных настоящей статьей, определяет порядок и сроки прекращения предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Согласно п. 44 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Положением для ликвидации коммерческих организаций.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая на основе контракта (договора), может быть прекращена по истечении срока такого контракта (договора) либо при его досрочном расторжении в случаях, предусмотренных в контракте (договоре), или по соглашению сторон.

В случае смерти предпринимателя, осуществлявшего свою деятельность на основе частной собственности, его права и обязанности переходят к его наследникам.

В соответствии с п.66 Положения о регистрации деятельность индивидуального предпринимателя считается прекращённой с даты внесения записи о прекращении деятельности в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Заключение

Изучая проблему правового регулирования предпринимательства, я пришёл к выводу, что предпринимательство, в целом, не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для Республики Беларусь. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность субъекта хозяйствования, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Необходимость государственного воздействия определяется, на мой взгляд, такими требованиями охраны публичных интересов, как: обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны страны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности и иностранном инвестировании.

Конституция Республики Беларусь обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся в республике материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений.

Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Таким образом, регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии.

Исследуя правовое регулирование предпринимательства, я могу выделить те аспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в нашем государстве:

1. нормативно - правовое обеспечение предпринимательства;

2. развитие прогрессивных финансовых технологий;

3. создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально - технических и информационных ресурсов, а также научно - технических разработок и технологий;

4. установление упрощённого порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчётности.

Список литературы

1. Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность: Учебно-практ. пособие. М.: Новое знание, 2003. С.21-23; 64-66.

2. Анохин В.С. Предпринимательское право: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. С. 62-88.

3. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие /Под ред. проф. Лапусты М.Г. М.: Инфра-М, 2003. С.27-44.

4. Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. С. 630.

5. Вабищевич С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь. Мн.: Молодежное, 2003. С.32-42.

6. Вабищевич С.С., Маньковский И.А. Правовое регулирование коммерческой деятельности. Мн., год издания?

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (С измен. и дополн. от 14 июля 2000г.; 3 мая 2001г.; 4 января 2002г.; 25 мая 2002г.; 24 июня 2002г.; 17 июля 2002г.; 4 января 2003г.; 26 июня 2003г; 8 января 2004г.; 18 августа 2004г.; 4 мая 2005г.) //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. №7-9. Ст.101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №69. 2/190; 2001. № 46. 2/750; 2002. №7. 2/828; №62. 2/853; №75. 2/862; №84. 2/877; №128. 2/897;2003. №8. 2/932; №74. 2/961; 2004. №4. 2/1016; №137. 2/1065; 2005. №73. 2/1106.

8. Гражданское право. Часть 1: Учебник /Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. М.: Издательство ТЕИС , 1996. 522с.

9. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Часть 1 /Под общей ред. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея, 2000.

10. Декрет Президента Республики Беларусь «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» от 27 января 2003г. №4 (С измен. и дополн. от 12 ноября 2003г., 25 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003. №14. 1/4342; №127. 1/5084; 2004. №86. 1/5539. -утратил силу.

11. Декрет Президента республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003г. №17 (С измен. и дополн. от 3 мая 2004 г., 8 ноября 2004). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №79. 1/4779; 2004. №71. 1/5490.

12. Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах социальной защиты граждан» от 25 июля 2002 г. №18 (С измен. и дополн. от 27 января 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №185. 1/3893; 2003. №13. 1/4341.

13. Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» 16 марта 1999г. №11 (С измен. и дополн. от 16 ноября 2000г.; 17 декабря 2002г.; 11 сентября 2003г.; 8 октября 2003г.; 12 ноября 2003г.; 9 марта 2005г.; 1 июля 2005г.; 22 ноября 2005г.; 10 апреля 2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №23. 1/191; 2000. №109. 1/1779; 2002. №142. 1/4230; 2003. №105. 1/4909; №113. 1/4994; №127. 1/5084; 2005. №40. 1/6300; №106. 1/6684; №188. 1/6930; 2006. №58. 1/7426.

14. Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» 16 марта 1999г. №11 (С измен. и дополн. от 16 ноября 2000г.; 17 декабря 2002г.; 11 сентября 2003г.; 8 октября 2003г.; 12 ноября 2003г.; 9 марта 2005г.; 1 июля 2005г.; 22 ноября 2005г.; 10 апреля 2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №23. 1/191; 2000. №109. 1/1779; 2002. №142. 1/4230; 2003. №105. 1/4909; №113. 1/4994; №127. 1/5084; 2005. №40. 1/6300; №106. 1/6684; №188. 1/6930; 2006. №58. 1/7426.

15. Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении реализации задолженного имущества» от 27 января 2003г. №5 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №13. 1/4343.

16. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. Мн.: Высшая школа, 1997.

17. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. С. 29.

18. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. (С измен. и дополн. от 29 июня 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №70. 2/953; 2004. №120. 2/1053.

19. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» от 3 июня 1993 года (В редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. №121. 2/1138.

20. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г. (С измен. и дополн. от 15 января 1992г.; 18 января 1994г.; 15 июля 1997г.; 31 декабря 1997г.; 10 января 2000г.; 14 июня 2003г.; 30 июля 2004г.) //Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. №19. Ст.269; 1992. №6. Ст.105; 1994. №6. Ст.72; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №27. Ст.482; 1998. №2. Ст.7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №7. 2/133; 2003. №70. 2/952; 2004. №122. 2/1056.

21. Закон Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» от 13 ноября 1992г. (С измен. и дополн. от 15 марта 1993г.; 15 февраля 1995г.; 22 марта 1995г.; 6 января 1998г.; 31 декабря 1999г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №28. Ст.497; 1993. №14. Ст.137; 1995. №17. Ст.182; №19. Ст.232; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №2. Ст.12; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №5. 2/126.

22. Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. (С измен. и дополн. от 11 апреля 1995г., 6 января 1998г., 30 июля 2004г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №35. Ст.552; 1995. №95. Ст.233; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №2. Ст.11; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 122. 2/1056.

23. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (В редакции Закона 25 июня 2001г.; 17 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. №63. 2/785; 2004. №77. 2/1027.

24. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991г. «Об акцизах» (С измен. и дополн. от 30 декабря 1997г.; 13 мая 1999г.; 13 июля 1999г.; 31 января 2000г.; 8 января 2002г.; 11 июля 2003г.; 1 января 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №3. Ст.53; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №4. Ст.22; 1999. №21. Ст.340; №30. Ст.440; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2002. №8. 2/835; 2003. №79. 2/967; 2004. №4. 2/1009; 2006. №6. 2/1177.

25. Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991г. «О подоходном налоге с физических лиц» (В редакции Закона от 9 декабря 2005г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. №6. 2/1175.

26. Закон Республики Беларусь от 22 декабря 1991г. «О налогах на доходы и прибыль» (С измен. и дополн. от 17 марта 1992г.; 22 декабря 1992г.; 10 декабря 1993г.; 24 февраля 1994г.; 29 декабря 1994г.; 19 апреля 1996г.; 13 ноября 1996г.; 8 июля 1997г.; 30 декабря 1997г.; 9 декабря 1998г.; 13 мая 1999г.; 2 декабря 1999г.; 31 января 2000г.; 29 декабря 2000г.; 30 июля 2001г.; 8 января 2002г.; 24 июля 2002г.; 28 декабря 2002г.; 4 января 2003г.; 1 января 2004г.; 18 ноября 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №4. Ст.77; 1992. №12. Ст.206; 1993. №3. Ст.27; 1994. №3. Ст.24; №11. Ст.151; 1995. №6. Ст.57; 1996. №12. Ст.158; №35. Ст.630; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №28. Ст.484; №36. Ст.768; 1999. №1. Ст.5; №21. Ст.340; №34-35. Ст.522; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2001. №4. 2/228; №73. 2/794; 2002. №8. 2/835; №87. 2/883; 2003. №3. 2/915; №8. 2/932; 2004. №4. 2/1009; №189. 2/1087; 2006. №6. 2/1177.

27. Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991г. «О налоге на недвижимость» (С измен. и дополн. от 17 марта 1992г.; 22 декабря 1992г.; 10 декабря 1993г.; 28 апреля 1994г.; 29 декабря 1994г.; 3 марта 1995г.; 26 марта 1996г.; 20 июня 1996г.; 31 января 2000г.; 29 декабря 2000г.; 8 января 2002г.; 24 июля 2002г.; 28 декабря 2002г.; 1 января 2004г.; 14 июля 2004г.; 18 ноября 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №3. Ст.59; №12. Ст.206; 1993. №3. Ст.27; 1994. №3. Ст.24; №17. Ст.279; 1995. №6. Ст.57; №17. Ст.189; 1996. №9. Ст.118; №23. Ст.414; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2001. №4. 2/228; 2002. №8. 2/835; №87. 2/883; 2003. №3. 2/915; 2004. №4. 2/1009; №111. 2/1052; №189. 2/1087; 2006. №6. 2/1177.

28. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984г. //Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Совета Министров Белорусской ССР. 1984. №35. Ст.505.

29. Комментарий к ГК Республики Беларусь в двух книгах. Книга 1, Книга 2. /Под ред. В.Ф.Чигира. Мн.: Амалфея, 2000.

30. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (С измен. принята на республиканских референдумах от 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №1. 1/0; 2004. №188. 1/6032.

31. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право в 2-х томах Том 1. Общие положения: Курс лекций. М.: Издательство БЭК, 1994. С.35-39.

32. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин - т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. С. 719.

33. Паращенко В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. В 2ч. Ч. 2. Особенная часть. Мн.: ПолиБиг, 1999.

34. Паращенко В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. В 2ч. Ч. 1. Общие положения. Мн.: Веды, 1998.

35. Подгруша В. Юридический справочник современного гражданского права (ОТ "А" ДО "Я") Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2005г. //Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. _ Минск, 2006.

36. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь «Об утверждении Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь» 28 сентября 2000г. №24.12 (С измен и дополн. от 22 декабря 2000г.; 30 мая 2001г.; 27 декабря 2001г.; 28 августа 2002г.; 11 ноября 2002г.; 20 мая 2003г.; 2 июля 2003г.; 30 апреля 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №111. 8/4333; 2001. №12. 8/4696; №59. 8/6221; 2002. №15. 8/7703; №105. 8/8549; №130. 8/8770; 2003. №65. 8/9609; №82. 8/9799; 2004. №76. 8/10973.

37. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 апреля 1999г. №550 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №35. 5/689.

38. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 17марта 2003г. №359 (С измен. и дополн. от 29 сентября 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №38. 5/12186; 2003. №112. 5/13116.

39. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года №516» от 3 октября 2001г. №1448 (С измен. и дополн. от 9 октября 2001г., 22 июля 2002г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 95. 5/9137. №97. 5/9160. 2002. № 85. 5/10838.

40. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке её заполнения» от 10 октября 2003г. №1310 (С измен и дополн. от 19 декабря 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №116. 5/13185; 2004. №2. 5/ 13597.

41. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17марта 2003г. №359 «О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (С измен. и дополн. от 29 сентября 2003г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 38. 5/12186; № 112. 5/13116.

42. Постановлением Кабинет Министров «Об утверждении Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставной фонд юридического лица» от 12 февраля 1996г. (С измен и дополн. от 30 сентября 1997г,; 24 февраля 1999г.) //Собрание указов Президента и постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь. 1996. №5. Ст.120; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. №28. Ст.920; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 20. 5/341.

43. Постановления Совета Министров «Вопросы Министерства финансов» от 31 октября 2001 г. №1585 (С измен. и дополн. от 6 декабря 2001г.; 18 декабря 2002г.; 25 февраля 2003.; 17 марта 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105. 5/9328; №117 5/9544; 2002 № 143. 5/11674; 2003. № 26. 5/12024; 2004. № 53. 5/13967.

44. Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия /М.Г. Пронина, В.А. Витушко, Л.М. Орлова и др.; Под общей ред. М.Г. Прониной. Мн.: Высш. школа, 2000.

45. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999г. (С измен. и дополн. от 8 мая 2002г.; 24 июня 2002г.; 4 января 2003г.; 14 июня 2003г.; 22 июля 2003г.; 3 августа 2004г.; 4 мая 2005г.; 19 июля 2005г.; 15 декабря 2005г.; 31 декабря 2005г.; 9 января 2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №76. 2/50; 2002. № 55. 2/847; №75. 2/861; 2003. №8. 2/922; №80. 2/969; №83. 2/974; 2004. №123. 2/1058; 2005. №73. 2/1110; №74. 2/1112; №120. 2/1134; №121. 2/1137; 2/1139; 2/1140; 2006. №1. 2/1168; №6. 2/1179; №9. 2/1194.

46. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» от 18 июня 2005г. №285 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. №103. 1/6561.

47. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь» от 22 февраля 2000г. №82 (С измен. и дополн. от 4 апреля 2002г., 15 июля 2002г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №23. 1/1035; 2002. №43 1/3612; №82. 1/3854.

48. Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (С измен. и дополн. от 6 декабря 2001г.; 12 ноября 2003г.; 25 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 89. 1/788. 2001. № 117. 1/ 3286; 2003. № 127. 1/ 5083; 2004. №86. 1/5546.

49. Хозяйственное право: Ученик для вузов. Том 1 и 2 /Отв. ред. проф. В.С. Мартемьянов. М.: Издательство БЕК, 1994.

50. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998г. (В редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №138-139. 2/1064.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты