Рефераты

Правовое регулирование референдума в РФ

Правовое регулирование референдума в РФ

83

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ

1.1. Понятие и виды референдума

1.2. Разграничение референдума и иных форм непосредственной демократии

1.3.Становление и развитие конституционно - правового института референдума в России

ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Особенности проведения референдума на общефедеральном уровне

2.2. Особенности проведения референдума на региональном уровне

2.3. Особенности проведения референдума на местном уровне

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума. Неотъемлемый признак демократического правового государства - принадлежащий народу суверенитет. Именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития России представляется необходимым исследование указанного правового института.

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная правовая наука считала, что процедура народного го-лосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов» Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации политико-правовой и технологические аспекты.// Государство и право. - 1997. № 8. С. 5.

Здесь есть известная доля истины: в истории, в том числе недавней, были слу-чаи, когда определённая группировка захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота, либо же подготовленным подобием выборов или ре-ферендума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта. По-мимо того, нужно указать на такие традиционные проблемы не-посредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неточность в формулировках, про-блема явки и кворума, проблема осведомлённости голосующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несоглас-ного меньшинства, а также новоявленные проблемы по-следнего времени, как-то: не подконтрольность финансо-вых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, об-ман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рек-ламные компании, вмешательство видео и теле-демократии.

Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демокра-тии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет не-мало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является раскрытие понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление имеющихся правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию механизмов института референдума.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. рассмотреть генезис конституционно-правового референдума в России;

2. раскрыть процедуру проведения референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях;

3. проанализировать современные проблемы содержания и применения конституционно- правового института референдума в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования института референдума.

Предмет исследования - конституционно-правовой институт референдума в современной России.

Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплексное применение научных методов познания - диалектического, исторического, сравнительного, формально- юридического, статистического.

Основу теоретической базы выпускной квалификационной работы составили разработки общей теории права, труды известных ученых в области конституционного права: А.А. Безуглова, О.Е. Кутафина, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, С.А. Солдатова и других.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрен генезис конституционно-правового референдума в России. Вторая глава раскрывается процедура проведения референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. В третьей главе проанализированы современные проблемы содержания и применения конституционно- правового института референдума в Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ

1.1 Понятие и виды референдума

Латинское слово referendum означает «то, что должно быть со-общено». Родиной референдумов принято считать Швейцарию. На протяжении веков высшим органом власти Швейцарской конфедерации оставались народные собрания кантонов. Не-сколько раз в год собирался выборный парламент конфедерации, но решения его депутатов не имели окончательного характера - они принимались ad referendum, т.е. для сообщения народным собраниям, и только после их одобрения вступали в силу.

В политической практике демократических государств референдум не подменяет, а дополняет механизмы представительной демократии. Современный либерализм не склонен переоценивать референдум как инструмент народовластия, в отличие от радикальных демократов XVIII в - последова-тельных сторонников идей прямой демократии. Так, Ж.-Ж. Руссо полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 2004, № 27, ст. 2710

.

Законодатель, давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, а именно:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти;

2) способ выявления воли большинства населения, то есть обладающих избирательным правом, на референдуме производится только путем голосования;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться либо отменяться только путем принятия нового решения на референдуме;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума См.: Катков Д.Б. Конституционное право России М.. 1999.С.108.

Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочис-ленны. Выделяют следующие виды референдума:

1) общегосударственный, региональный и местный референдум. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум;

2) обязательный и факультативный референдум. В первом слу-чае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума (например, общегосу-дарственный референдум при пересмотре конституции Швейцарии, местный референдум при объединении или разделении общин в Вен-грии). Факультативный референдум означает, что решение по предлага-емому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем;

3) конституционный и обыкновенный референ-дум. В первом случае на референдум выносится проект конституции (например, во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкно-венным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конститу-ционного значения (например, в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН);

4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский. Допарламентский референдум проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирате-лей, послепарламентский - после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума, внепарламентский - когда законы принимают-ся на референдуме при отсутствии или в обход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке (так делалось во Франции при президенте де Голле);

5) утверждающий референдум (путем референду-ма избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий (напри-мер, в Италии после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законов парламента);

6) решающий и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, напри-мер при принятии закона).

Есть и иные классификации: конституцион-ный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), администра-тивный референдум (по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов). Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкно-венным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д. В некоторых странах, например в Японии и Китае, института референдума на законодательном уровне не предусмотрено.

Правовые последствия могут наступить после любого вида референ-дума, но обязательные правовые последствия связаны только с референ-думом, имеющим решающий характер, поскольку всякий консультатив-ный референдум, независимо, например, от того, будет он допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей Катков Д.Б. Конституционное право России М. «Юриспруденция». 1999.С.111.

. Конечно, парламент, иные органы государства на практике учитывают волю избирателей, выраженную путем консульта-тивного референдума, они не должны игнорировать общественное мне-ние, да еще выраженное таким образом, хотя юридически они не обязаны это делать. Обязательную силу для всех органов государства, должност-ных лиц, учреждений, граждан и их объединений имеют акты решающего референдума. При этом юридическая сила таких актов, как представля-ется, выше силы закона, принятого парламентом. Референдумом можно изменить закон парламента и отменить его, как это показывает практика отменяющих референдумов в Италии. Однако это правило не безуслов-но, поскольку во многих странах в конституцию, принятую путем рефе-рендума, парламент может вносить изменения своим законом, чаще всего принятым квалифицированным большинством.

Результаты референдума оформляются в итоге подсчета голосов и определения результатов голосования по вынесенному вопросу (вопросам). Нередко никаких иных актов о собственно референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необ-ходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определённые положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта. Иногда результаты референдума оформляются как закон парла-мента, принятый от его собственного имени, но с упоминание о рефе-рендуме (особенно это относится к допарламентскому референдуму). В отдельных случаях парламент издает закон, который не исходит собст-венно от парламента, а имеет своим прямым источником волю избирате-лей. В этом случае обычно указывается, что закон принят путем референ-дума. В Белоруссии решения, принятые республиканским референду-мом, в соответствии с конституцией 1996 г. подписываются президентом республики.

Таким образом, нужно отметить, что в разных странах мира референдум может иметь разнообразные формы, различное юридическое значение и последствия. Во многих странах Западной Европы референдум может быть использован, к примеру, как средство решения вопроса по изменению территориального устройства.

В соответст-вии с конституцией ФРГ и законом 1949 года референдум проводится в двух или нескольких землях и возможен только в связи с изменениями границ земель и образованием новой земли. Это изменение производится феде-ральным законом, который и выносится на референдум, проводимый в землях или на территориях, из коих должна быть образована новая земля. Избиратель должен определенно ответить на четко поставленный вопрос: выступает он за сохранение прежних границ или за образование новой земли. Варианты при таком референдуме (в отличие, например, от швейцарской практики) не предлагаются. Общегосударственные рефе-рендумы в ФРГ не проводятся. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. Б.А. Страшуна. М., « БЕК», 1996. С. 453

В Великобритании в связи с концепцией верховенства парламента долгое время отвер-гался институт референдума и впервые в истории страны он был применен в 1975 г. На голосование избирателей был вынесен вопрос о продолжении членства Великобритании в Европейском сообществе (ре-шение избирателей было положительным). В 1979 г. были одновременно проведены (также на основе специального закона для данного случая) два региональных референдума -- в Шотландии и Уэльсе -- по вопросу об автономии этих регионов.

Конституционное право Франции предусматривает ши-рокое использование этого института. Предусмотрен конституционный референдум о поправках к конституции, если закон о поправках принят по инициативе депутатов парламента (если по инициативе президента, то возможен и референдум, и утверждение поправок конгрессом парла-мента, т.е. на совместном заседании палат парламента).

Референдум может проводиться президентом по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат парламента, но только по определенному кругу проблем, установленному новой редакцией ст. 11 конституции 1995 г. Это организация публичной власти, реформы в экономической и социальной сферах и публичных службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных догово-ров, которые могут отразиться на функционировании государственных институтов страны.

Местный референдум возможен в двух случаях:

1) когда уступка, присоединение, обмен территории государства не могут производиться без согласия ее населения (на основе этой статьи конститу-ции проводились референдумы в Алжире в 1962 г., на Коморских Островах в 1974 г., на острове Майотта в 1976 г.) Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., «Юрист» 1998. С. 349.

;

2) при объединении коммун. Хотя во Франции к местным референдумам относятся отрицательно, они проводятся довольно часто (по статистике, в среднем семь местных референдумов в год).

Нужно отметить, что не многие страны закрепляют институт референдума на конституционном уровне. В таких странах как Египет и Бразилия процедура референдума регулируется конституцией

В Египте положения о референдуме содержатся в законе 1956 г.
о реализации политических прав граждан, где имеется специальный раз-
дел о референдуме. Относящиеся к этому институту вопросы регулиру-ются также законами о Народном собрании и местных советах (в той
части, где регулируется порядок их избрания). Следует учесть, что участие избирателей в референдуме, как и в выборах, в Египте обязательно,
в противном случае предусмотрен штраф.

Согласно конституции, право назначать референдум предоставлено президенту. Он вправе проводить референдум по всем вопросам, связан-ным с национальными интересами, а также обязан провести референдум при изменении конституции и роспуске парламента. В последнем случае он приостанавливает заседания парламента и в течение 30 дней обязан провести референдум. Вопрос о том, распускается парламент или он продолжает свою деятельность, решают избиратели.

Вопросы о списке избирателей, порядке голосования, агитации за и против предложенных на референдуме мер решаются с помощью проце-дуры, аналогичной процедуре выборов.

В конституции Бразилии говорится о референдуме и плебисците, но не уточняются их различия. Референдум может быть проведен по решению парламента, а также по требованию избирателей. В последнем случае необходимо собрать 1 % подписей избирателей страны, но при условии, что они проживают не менее чем в пяти штатах и в каждом из них составляют не менее 0,3% электората. Как и в других странах, по ряду вопросов (налоги, бюджет и др.) референдум не может проводиться.

В 1993 года в Бразилии проводился конституцион-ный референдум по вопросу о форме правления. Его условия были опре-делены самой конституцией (переходными постановлениями). Иных общегосударственных референдумов после принятия конституции 1988 года в Бразилии не было.

Разновидностью референдума, предусмотренного законом, является совещательный опрос граждан (консультативный референ-дум).

Он проводится для выявления мнения граждан по важным вопросам на общегосударственном и местном уровнях. Результаты совещательного опроса не обязывают государственные органы, но должны учитываться ими в их деятельности.

Если все же представительный орган считает необходимым принять закон или решение, не соответствующее результатам опро-са, такие акты должны быть приняты большинством в 2/3 состава представительного органа.

1.2. Разграничение референдума и иных форм непосредственной демократии

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ, демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия выражается в осуществлении народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ - население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство является важнейшим средством, обеспечивающим подлинное народовластие, и образует избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Конституция РФ 1993 года придает исключительное значение референдуму, дважды упоминая его в главах первой и второй, что составляет отличительную особенность ее содержания. Это можно объяснить стремлением разработчиков Конституции Российской Федерации подчеркнуть демократичность ее содержания, значением референдума как общечеловеческой ценности, формы выражения общественного мнения, способа принятия важных нормативно-правовых актов, инструмента реализации народовластия как основы конституционного строя.

В отличие от выборов, где избиратели выбирают своих представителей в законодательный орган государственной власти для решения от имени народа важных вопросов государственной жизни, референдум позволяет самому народу напрямую решать эти вопросы. А. де Токвиль писал, что «мы никогда не найдем по-настоящему сильного общества, не опирающегося на свободное волеизъявление людей. В мире не существует ничего иного, кроме патриотизма или религии, что могло заставить самых различных граждан в течение долгого времени стремиться к общей цели» Токвиль де А. Демократия в Америке.- М., 1992.- С. 88.. Участие в референдуме «способно пробудить и направить в нужное русло неосознанный инстинкт любви к отечеству, который фактически никогда не покидает человеческое сердце, и, соединив этот инстинкт с определенными взглядами, чаяниями» Там же. - С. 88 - 89., превратить его в осознанный выбор.

Роль референдума как высшего непосредственного выражения воли и власти народа подтверждается императивным характером принимаемых на референдуме решений, которые являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. В связи с этим порядок реализации референдума регулируется не обычным федеральным законом, а федеральным конституционным законом. Это еще один убедительный аргумент в подтверждение ведущей роли референдума по сравнению с выборами.

Понятиями, близкими к «референдуму» можно считать плебисцит, всенародный оп-рос, всенародное обсуждение. Все эти четыре понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

Следует отметить, что для обозначения референдума нередко используется в качестве синонима и понятие плебисцит (от лат. plebs -- простой народ и scitum -- решение, постановление). Очень часто понятия референдум и плебисцит используются как однозначные, хотя встреча-ются и попытки их разграничения, в том числе и на конституционном уровне. Одни связывают плебисцит с решением лишь особо важных, судьбоносных, прежде всего территориальных проблем; другие подчер-кивают консультативный характер плебисцита (хотя в иных случаях, наоборот, референдум признается консультативным, а плебисцит ре-шающим); третьи видят специфику в опросной форме волеизъявления избирателей и т.д. Сама же процедура проведения плебисцита практи-чески ничем не отличается от процедуры проведения референдума. В одних странах предпочитают использовать понятие «референдум» (Франция, Италия, Испания, Россия, Словакия и др.), а в других (Чили, Эквадор, Коста-Рика и др.) «плебисцит». Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. -М, 2000.-С. 97

Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данном случае
понимался народ, а не римская аристократия) -- это тоже голосование
избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее
важным для страны вопросам, по территориальным, международным
проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента) Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.- М., 1998 г. -С. 227.

Впро-чем, никакой четкости в этой терминологии ни на официальном, ни на неофициальном уровне нет. Выборы президента, особенно если избирателям предлагается одна кандидатура, в развивающихся странах называ-ют и референдумом (Египет), и плебисцитом. (Пакистан). Правда, используя эти термины, нужно иметь в виду точность их перевода с иных языков, особенно неевропейских, поскольку смысловые обозначения не всегда совпадают.

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум -- для этого необхо-димо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур.

Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». В данном случае речь идет не об участии абсолютно всех граждан в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательны-ми правами, по вынесенному вопросу.

С точки зрения демократии, референдум имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты избранные населением представители -- депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Одна-ко значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выноси-мые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей (так неодно-кратно было во Франции при президенте де Голле), а в условиях автори-тарных режимов -- в обстановке насилия и угроз (в Пакистане при пре-зиденте Зия-уль-Хаке лицам, не явившимся на выборы для одобрения его кандидатуры, притом единственной, грозило тюремное заключение).

Нужно отметить, что для того, чтобы референдум не превратился в фикцию, его проведение требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий. Референдум по такому сложному вопросу, как принятие конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением, в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, давал иногда отрицательные результаты: на референдуме одобрялись реакци-онные конституции.

Необходимо отметить, что референдум не является повсеместным и обязательным институтом. Референдум не применяется в тех англосаксонских странах, где всег-да господствовала идея верховенства парламента, хотя в самой Великоб-ритании в последние десятилетия он в единичных случаях проводился. Очень редко использовался референдум в Бельгии. Не используется ре-ферендум и во многих азиатских странах.

Референдум никогда не проводился в США на федеральном уровне, в Нидерландах и других странах, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне). Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран.- М., 1997.- С. 375.

Для проведения референдума устанавливаются определенные условия. Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д. Во Франции инициатива референдума, как сложилось в результате толкования конституции и практики, принадлежит президенту: он объявляет референдум по своей инициативе и формулирует выносимые на референдум вопросы. В Италии для проведения референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии с такой инициативой могут выступить 50 депутатов парламента, в Италии -- группа органов местного самоуправления -- 5 из 20 областных советов. Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будет обязательно проведен. Мишин А.А. Конституционное государственное право зарубежных стран-. М., 1996. -С. 240.

Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других -- президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления в государстве (парламентская или президентская республика). Однако нередко парламент или президент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей (например, в Белоруссии -- 10 % избирателей данной территории). Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран.- М., 1997.-С. 381.

На референдум, как правило, выносится вопрос (реже -- несколько вопросов), предполагающий положительный («да») или отрицательный («нет») ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голо-сов: им считается вариант, набравший наибольшее число положитель-ных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значитель-ное число голосов, считаются отвергнутыми.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу или может быть проведен второй раз по этому вопросу только через определенный промежуток времени (например, в Испании через 3 года). Таким образом, законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.

Организация референдума аналогична организации выборов (спис-ки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референду-му, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Как и на выборах, бесплатно предоставляется эфирное время и место в периодических изданиях политическим группировкам, выступающим за или против предлагаемого решения (время и место в изданиях предоставляется всем поровну или, как в Испании, пропорционально численности пар-ламентских фракций).

Голосование осуществляется только с помощью официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными на то государственными орга-нами (на выборах могут использоваться и неофициаль-ные бюллетени). Прибегают также к избирательным машинам, специаль-ным ЭВМ. Если по закону голосование на выборах является обязатель-ным, то оно обязательно и для референдума. Санкции аналогичны, вследствие того, что законодательство о выборах и референдумах тесно связаны, исходят, как правило, из одних принципиальных положений.

Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум при-знается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зареги-стрированных избирателей, а решение считается принятым, если боль-шинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на пред-лагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автоно-мии Шотландии в Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе). Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. Б.А. Страшуна.- М., 1996. -С. 372.

Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избира-тельных комиссий, избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляются различные названия), на нарушения их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовывать результаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательное решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная ин-станция страны (верховный суд), во многих странах Латинской Амери-ки -- верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда -- высшие административные суды.

1.3. Становление и развитие конституционно- правового института референдума в России

Формирование института референдума в нашей стране началось в советский период. Ст. 49 Конституции СССР 1936 года гласила, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик» Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года) (в редакции от 26 декабря 1990 года).// СПС «Гарант», т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос. Однако практики проведения в СССР и таких референдумов не было. Ст. 5 Конституция СССР 1977 г. предусматривала, что «наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум) Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года) (в редакции от 10 декабря 1992 года).// СПС «Гарант»».

Аналогичное положение содержа-лось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России.- М. 1995. - С. 215. Однако долгое время за-конодательство не определяло механизма применения этого институ-та, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необ-ходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. Делались и конкрет-ные предложения по структуре и основным положениям будущего акта. Например, В.Ф. Коток обстоятельно рассматривал вопрос о со-держании будущего нормативного акта о референдуме и предлагал принять положение об общесоюзном референдуме. Эти предложения приобретали особую важность в связи с тем, что Планом организа-ции работ по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР, принятым Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1977 года, были предусмотрены разработка и принятие этого акта. В последующие годы организация и порядок проведения ре-ферендумов были регламентированы законодательством. В декабре 1990 года Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме.

Однако, долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этого института. В настоящее время организация и порядок проведения референдума регламентированы законодательством. Появилась и практика их проведения.

Институт референдума в России был впервые законодательно закреплен 16 октября 1990 года. Этот акт является во многом противоре-чивым. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Рос-сийской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду на-родных депутатов отклонять требования о назначении ре-ферендума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей пол-нотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересо-ван в их проведении.

Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в начале 90-х гг. в стране проходили глубокие реформы, и власти се-рьезно нуждались в выявлении воли народа.

Необходимо отметить, именно законом «О референдуме РСФСР», принятым 16 октября 1990 года Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, союзном договоре и референдуме // М. Советская Россия : Верховный Совет РСФСР. 1991.

, было проведено 17 марта 1991 года всенародное голосование. Была поставлена задача выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента в России.

25 апреля 1993 года состоялся всероссийский референдум, на который выносились следующие вопросы: «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?», «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?». 5 мая 1993 г. Центральная комиссия Всероссийского референдума подвила его итоги и установила на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона «О референдуме РСФСР»:

1. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. состоялся.

2. По первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших учас-тие в референдуме.

3. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России.- М., 1998.- С. 26.

12 декабря 1993 года на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 года» Собрание Актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 42. Ст. 1633. состоялся всероссийский референдум. Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 года состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября 1993 года) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатов Госу-дарственной Думы и Совета Федерации в 1993 года) было установ-лено, что выборы считаются состоявшимися, если число действи-тельных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистриро-ванных избирателей.

Избирательная кампания 1993 года проходила в сложный период -трагический финал конституционного кризиса наложил отпечаток на
всю политическую жизнь. Однако, несмотря на мрачные пророчества
оппозиции, все оппозиционные партии получили право
на ведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно
возобновили выпуск изданий антипрезидентские по своей направлен-ности средства массовой информации. Политический режим сохранял
прежний демократический характер, общество осознавало необходимость политической стабильности и создания прочной конституционной законности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты