Правовое регулирование создания и использования информационных технологий, информационных систем и средств их обеспечения
Правовое регулирование создания и использования информационных технологий, информационных систем и средств их обеспечения
14
Правовое регулирование создания и использования информационных технологий, информационных систем и средств их обеспечения
1. Предметная область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
Применение средств вычислительной техники, информатики, связи при создании информационных систем и информационных технологий приводит к появлению относительно новых для традиционного права объектов и субъектов правоотношений. Это ведет к появлению новых общественных отношений, характерных для информационной сферы.
К объектам правового регулирования в этой области относятся: информационные системы и информационные технологии, средства их обеспечения. Информационная система - это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационная технология - это совокупность процессов и методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации. Автоматизированная или автоматическая информационная система - это совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, осуществляющих информационные процессы в человеко-машинном или автоматическом режиме.
Комплекс программно-технических средств - это совокупность общесистемных программных и технических средств, обеспечивающих реализацию информационных процессов.
Информационная сеть - это комплекс программно-технических средств для передачи и обработки данных по каналам связи.
Данные - это документированная информация, циркулирующая в процессе ее обработки на электронно-вычислительных машинах.
База данных - это совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам на машинных носителях.
Банк данных - это организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими.
Наиболее важны для юриста следующие разновидности информационных систем:
. системы баз и банков данных, поддерживающие сведения о реальных процессах;
. системы компьютерного моделирования ситуаций и проблем, которые поддерживают модельный анализ юридических ситуаций;
. экспертные системы, основанные на базах знаний;
. гипертекстовые системы.
При функционировании банков данных юридического назначения должно быть обеспечено своевременное централизованное обновление законов, постановлений, указов и декретов Президента, иных нормативных правовых актов, то есть их актуализация.
В юридической практике используют многочисленные и эффективные системы, данные из которых предоставляются на коммерческой основе. Например, система ЮСИАС, где банками данных юридического характера является банк данных более чем по пятидесяти рубрикам (например, «Правовое регулирование использования атомной энергии», «Законодательство внешнеэкономической деятельности», «Трудовое законодательство», «Гражданское законодательство» и т.п.).
В настоящее время существуют сети коммерческих баз и банков данных, которые предоставляют пользователю платную информацию о действующих нормах права в стране, о консалтинговых услугах и лицах, имеющих лицензию на разрешение такого вида деятельности. Эти услуги предоставляются в режиме, удобном для пользователя-юриста.
2. Государственная политика в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации.
Одним из важнейших направлений государственной политики в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения является формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества.
Под информационной инфраструктурой в данном случае понимается организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную и качественную реализацию информационных процессов, т.е. процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства.
В настоящее время в республике реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.
Содержанием государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти Республики Беларусь необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, содействующих развитию информатизации, защищающих права и интересы граждан и государства при ее осуществлении.
Государство в лице своих органов:
1) организует формирование и использование информационных ресурсов республики, оказывает государственную поддержку информатизации, принимает меры к повышению качества документированной информации и информационных услуг;
2) стимулирует создание современных информационных технологий, информационных систем и сетей, обеспечивает развитие коммуникационных систем;
3) создает условия для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов;
4) осуществляет регулирование отношений в сфере информатизации через инвестиционную, налоговую и бюджетную политику;
5) устанавливает полномочия государственных органов по вопросам информатизации.
Полномочия органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере информатизации определяются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Основные направления информатизации:
1. Создание общегосударственной автоматизированной информационной системы.
2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам.
3. Развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий и формирование экспортно-ориентированной отрасли информационно-коммуникационной индустрии.
4. Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации.
5. Развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики.
6. Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по информационно-коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.
7. Содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий.
8. Совершенствование системы информационной безопасности республики с учетом Концепции национальной безопасности.
3.Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций
В информационном праве термин «связь» означает любую передачу, излучение или прием знаков, сигналов, текста, изображений и звука или данных любого характера посредством проводных, радио, оптических или других электромагнитных систем.
Телекоммуникацией является передача и прием звука, знака, сигнала, письменного текста, изображения по проводной, кабельной, оптической, магнитной, радио- и другим электромагнитным системам.
Телекоммуникационные сети и системы - сети и системы, обеспечивающие электросвязь и передачу данных.
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Республике Беларусь, физических и юридических лиц в услугах связи.
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Единая сеть электросвязи Республики Беларусь состоит из расположенных на территории Республики Беларусь сетей электросвязи следующих категорий:
. сеть электросвязи общего пользования;
. выделенные сети электросвязи;
. технологические сети электросвязи;
. сети электросвязи специального назначения.
Ответственность за общее регулирование связи в стране несут Совет Министров Республики Беларусь и Министерство связи и информатизации.
Важнейшим направлением работ в области связи является развитие сетей связи, то есть технологических систем, обеспечивающих один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания.
Почтовая связь - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений и оказание иных услуг почтовой связи.
Почтовая связь общего пользования - вид почтовой связи, обеспечивающий прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, пенсий и пособий, а также распространение печатных средств массовой информации и оказание иных услуг почтовой связи на основании публичного договора.
Почтовые отправления - отправления письменной корреспонденции, посылки, упакованные в соответствии с установленными требованиями, специальные отправления, денежные переводы, принятые операторами почтовой связи для доставки (вручения) адресату по указанному адресу.
Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Советом Министров.
Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии в соответствии с законом.
Все средства связи, используемые в сети связи Республики Беларусь, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным нормам и техническим требованиям.
На территории Республики Беларусь предприятия связи создаются и функционируют на основе единства экономического пространства, многообразия форм собственности и в условиях конкуренции.
Сети и средства связи в республике Беларусь могут находиться в республиканской собственности, собственности административно-территориальных единиц, а также собственности физических и юридических лиц, выступающих в качестве операторов связи, включая иностранные организации и иностранных граждан.
Тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотренных законодательством, по отдельным видам услуг связи, оказываемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться государством.
При проектировании и развитии городов и других населенных пунктов, жилых районов и комплексов, отдельных зданий и сооружений органы архитектуры и градостроительства и проектные организации обязаны предусматривать в соответствии с нормативами строительство зданий для размещения предприятий связи.
Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства. Порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается законодательством.
Все пользователи связи на территории Республик Беларусь на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Никакому пользователю не может быть отказано в доступе к услугам сети общего пользования.
Операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора на предоставление услуг связи.
Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на земле, в воздухе, космическом пространстве, проведении неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Беларусь, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях. Защита прав пользователя связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи ненадлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируется законодательством Республики Беларусь. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией Республики Беларусь. Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Прослушивание телефонных переговоров. Ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только с санкции прокурора. Должностные и иные лица, работники связи, допустившие нарушение указанных положений, привлекаются к ответственности. В случае утраты или повреждения почтового отправления с объявленной ценностью оператор связи возмещает отправителю ущерб. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг или выполнении работ в области связи пользователь вправе предъявить оператору связи, предоставляющему услуги или выполняющему работу, претензии, в том числе требования о возмещении ущерба. Международное сотрудничество в области связи осуществляется на основе международных договоров и соглашений Республики Беларусь.
4. Правовое регулирование отношений в области разработки и использования информационных систем с архитектурой «электронного правительства»
В последние годы информационно-коммуникационные технологии приобретают все большее значение для государственного управления. Изменяются процедуры, требования и подходы к работе органов государственной власти. В целях модернизации государственного сектора осуществляется формирование «электронного правительства». До настоящего времени не существует единой точки зрения на содержание понятия «электронное правительство». Так, «электронное правительство» определяется как организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов.
Технологии «электронного правительства» рассматриваются как способ перехода на электронный документооборот, сокращения избыточных функций в государственном управлении, повышения открытости государственного управления и устранения коррупционности, снижения административных барьеров (реализация принципа «одного окна»).
Основными задачами информационных систем, формируемых на основе концепции «электронного правительства», являются:
1) организация электронного документооборота в органах государственной власти;
2) организация информационного взаимодействия между субъектами государственной власти всех уровней;
3) создание надежных централизованных баз данных с технологиями распределенной обработки данных;
4) развитие электронного рынка товаров и услуг;
5) оптимизация процесса оказания государством услуг населению и бизнесу электронными средствами в интегрированном виде в доступной форме без временных ограничений;
6) перестройка взаимоотношения с населением, создание формы правления с большим участием граждан для обеспечения открытости государственного управления.
Полноценное внедрение «электронного правительства» требует решения целого комплекса организационных, технических, экономических, законодательных, политических и кадровых проблем.
Актуальным является проведение теоретических исследований по проблеме правового регулирования использования развивающихся информационных и коммуникационных технологий.
К основным проблемам, характерным для регулирования общественных отношений в данной сфере, можно отнести:
. регулирование ключевых вопросов на уровне ведомственных нормативных правовых актов;
. отставание законодательства по отношению к возможностям использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении;
. несоответствие правовых норм реальным потребностям участников правоотношений.
Важным элементом в правовом регулировании являются принципы такого регулирования. В сфере информатизации можно выделить следующие принципы:
. конституционность принимаемых правовых актов с учетом действительных потребностей общества для регулирования общественных отношений в сфере производства, реализации, потребления и передачи информации с использованием информационно-коммуникационных технологий;
. обеспечение права каждого на свободное получение информации из общедоступных информационных систем;
. создание правовых условий для широкого использования электронных документов в государственном управлении и гражданско-правовой сфере;
. охрана авторских прав и защита интеллектуальной собственности в условиях информатизации общества;
. системно-комплексный подход к совершенствованию законодательства Республики Беларусь в сфере информационно-коммуникационных технологий, его гармонизация с законодательствами Российской Федерации, европейского сообщества и нормами международного права;
. гласность и открытость разработки регулирующих норм путем привлечения специалистов в области информатизации к подготовке проектов нормативных правовых актов и при их обсуждении.
Правовое обеспечение единой архитектуры «электронного правительства» должно основываться на ряде существующих нормативных актов, анализе мировой практики, на корректировке существующих и принятии новых нормативных актов по следующим направлениям:
1) информационное взаимодействие государства, бизнеса и общества;
2) разработка и внедрение электронных административных регламентов (ЭАР), которые позволят осуществить модернизацию процессов государственного управления, выйти на качественно новый уровень взаимоотношений власти, граждан и бизнеса, обеспечив дебюрократизацию госаппарата и устранение излишних административных барьеров;
3) регулирование телекоммуникационного сектора;
4) внедрение системы электронной торговли для государственных нужд;
5) защита интеллектуальной собственности. В этой области проблемы связаны с отсутствием утвержденных процедур учета объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов; содержанием прав на информационные объекты в Интернете (сайт, доменное имя, гиперссылка и т.п.);
6) трансграничной передачей объектов интеллектуальной собственности через Интернет;
7) внедрение электронного документооборота;
8) обеспечение информационной безопасности.
В сопредельных с Беларусью государствах сейчас ведется интенсивная проработка нормативно-правовой базы создания единой архитектуры «электронного правительства» как в целом, так и ее составляющих. Активизируются данные процессы и в Республике Беларусь.
Правовое обеспечение внедрения концепции «электронного правительства» должно осуществляться комплексно по всем основным направлениям. Четкая выработка стратегии реализации электронных государственных услуг, реформирование административных процессов и регламентов на основе использования информационно-коммуникационных технологий в конечном итоге должно привести к реализации идей «электронного правительства».