Правовое регулирование в сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства РФ
Правовое регулирование в сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства РФ
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.
Общественная организация труда, объединяющая материальные (объективные) и волевые (субъективные) отношения, с одной стороны, испытывает на себе влияние технических средств труда, а с другой - находится под воздействием различных форм общественного сознания (политики, морали, права, эстетики и др.).
Необходимость в правовом регулировании организации труда обусловлена потребностями общественного производства и всем ходом его исторического развития. Нормативное регулирование является наиболее эффективным и техничным способом организации многочисленных и разнообразных общественных связей, обеспечения их стабильности и исполнения, преодоления произвола в отношениях между людьми.
Назначение права также состоит в том, чтобы путем регламентации меры труда и меры вознаграждения за труд обеспечить справедливое распределение между членами общества, как самого труда, так и его результатов.
Основным отраслевым источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс, принятый 30 декабря 2001 года Здесь и далее: Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ. СПС «Консультант Плюс». Это новый и относительно революционный правовой акт.
Целями трудового законодательства согласно ст.1 Трудового кодекса РФ являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в частности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.
Сам Трудовой кодекс РФ, а также иные законы содержат нормы об ответственности за нарушение трудового законодательства РФ.
В настоящей работе рассмотрены основы правового регулирования в сфере нарушения трудового законодательства, основания наступления ответственности за нарушение трудового законодательства, виды ответственности.
Актуальность темы настоящей работы состоит в том, что, несмотря на то, что правовое регулирование a сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства является достаточно обширным и затрагивает различные отрасли права, помимо трудового, все же оно содержит немало вопросов, двусмысленных норм и пробелов.
В связи с этим в работе будут рассмотрены существующие виды юридической ответственности за нарушение трудового законодательства, а именно: административная, уголовная и гражданско-правовая.
1. Понятие ответственности за нарушение трудового законодательства в РФ
1.1 Понятие и виды ответственности за нарушение трудового законодательства
Ответственность за нарушение правовых норм -- это юридическая ответственность. Такая ответственность устанавливается государством и выражается в обязанности должностного лица претерпеть предусмотренное законодательством наказание (личные или имущественные лишения) за противоправное и виновное действие (бездействие).
Противоправным признается поведение должностного лица, когда он, применяя трудовое законодательство, нарушает права работника, например привлекает работника к сверхурочной работе без его согласия в случаях, когда такое согласие необходимо в силу закона. Противоправное поведение является виновным, если должностное лицо действовало умышленно или по неосторожности.
Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем прав, будучи ответственными за организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей степени, а в большей степени, чем другие работники.
В соответствии со ст.362 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственностьвыражается в применении к лицам, допустившим виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей, в том числе обязанности по соблюдению законодательства о труде, мер взыскания, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами либо уставами и положениями о дисциплине, утверждаемыми Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.
К дисциплинарной ответственности может быть привлечен лишь работник, который состоит с организацией в трудовых отношениях.
Дисциплинарные взыскания налагаются работодателем (руководителем) организации. Другие должностные лица могут применять их только в случаях, если такие полномочия им предоставлены соответствующими документами (уставом организации, приказом руководителя и др.)1.
Привлечение к дисциплинарной ответственности может иметь место как по инициативе работодателя (руководителя) (ст. 193 ТК), так и в соответствии с обязательными для исполнения предписаниями работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников в недельный срок.
В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 и ч. 2 ст. 370 ТК). Орловский Ю.П. Трудовое право России, М., «Инфра-М», 2008 г., с.528-529
Материальную ответственность работодатель несет перед работниками за материальный ущерб, причиненный им в результате незаконного лишения их возможности трудиться. Так, согласно ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:
незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
В силу ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в определенном размере.
Гражданско-правовая ответственность работодателя перед работниками за нарушение трудового законодательства имеет место в тех случаях, когда он за указанное нарушение несет ответственность по нормам не трудового, а гражданского законодательства. Например, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом в денежной форме на основании ст. 151 и 1101 Гражданского кодекса РФ.
Административная ответственность -- это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения: противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Наиболее распространенными административными правонарушениями в сфере труда являются посягательства на трудовые права граждан. К указанным правонарушениям относятся любые нарушения трудовых прав работников, предоставленных им Конституцией РФ, Трудовым кодексом, другими законами, а также предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (например, необоснованный отказ в заключении трудового договора, перевод работника на другую постоянную работу без его согласия, привлечение беременной женщины или лица моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, отказ работникам в выдаче молока или лечебно-профилактического питания на работах с вредными условиями труда; поручение работнику выполнения задания без предварительного проведения полагающегося инструктажа по охране труда либо нарушение других требований охраны труда). Более подробно административная ответственность будет рассмотрена в следующей главе.
Уголовная ответственностьзаключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание -- меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.
Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлена, например, за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 Уголовного кодекса РФ Здесь и далее: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ. СПС «Консультант Плюс»); за нарушение правил охраны труда (ст. 143 Уголовного кодекса РФ); за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 Уголовного кодекса РФ); за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1. Уголовного кодекса РФ) и за другие нарушения.
Субъектом указанного нарушения может быть лишь руководитель организации.
В статьях 215, 216-218 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность соответственно за нарушение: правил безопасности на объектах атомной энергетики; правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ; правил безопасности на взрывоопасных объектах; правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий.
Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила. Орловский Ю.П. Трудовое право России, М., «Инфра-М», 2008 г., с.528-534
1.2 Источники правового регулирования отношений в сфере ответственности за нарушение трудового законодательства
В соответствии с Конституцией РФ Здесь и далее: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. СПС «Консультант Плюс». охрана труда и здоровья людей (статья 7), признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (статья 8) относятся к основам конституционного строя.
Согласно ст. 37 Конституции РФ важнейшими правами и свободами человека и гражданина являются право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на защиту от безработицы.
Применительно к сторонам трудового договора (работнику и работодателю) приведенные конституционные положения получают развитие в актах трудового законодательства.
Основные положения, касающиеся юридической ответственности за нарушение норм трудового законодательства, содержатся в Трудовом кодексе РФ, который в некоторых случаях отсылает нас к иным законодательным актам.
Так, уже упомянутая нами ст.362 Трудового кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к ответственности в случаях и порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
В Трудовой кодекс также включены и другие статьи об ответственности за нарушение требований законодательства о труде: об ответственности сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах, за невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением и другие действия (ст. 54, 55), а также за уклонение представителей работодателя от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры (ст. 416).
Указанные нормы отсылают нас к иным федеральным законам, в частности к Кодексу РФ об административных правонарушениях Здесь и далее: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ. СПС «Консультант Плюс». и Уголовному кодексу РФ.
В действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях сформирована целая системы норм об ответственности за нарушения трудового законодательства.
Базовой следует признать ст. 5.27 КоАП РФ, которая сформулирована предельно общим образом: нарушение законодательства о труде и охране труда. Данная статья устанавливает фактически административную ответственность за любое нарушение названных норм законодательства должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Кроме общего административного правонарушения в сфере трудовых отношений, в КоАП РФ содержится также ряд специальных видов административных правонарушений, касающихся трудового права, которые более подробно будут рассмотрены в следующей главе.
Специальные нормы, касающиеся уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства содержатся в главе 19 Уголовного кодекса РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», и это не удивительно, поскольку, как уже говорилось ранее, право на труд закреплено в Конституции Российской Федерации.
Имущественная ответственность за нарушение трудового законодательства наступает в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также Гражданским кодексом РФ.
Таковы источники регулирования отношений в сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства. Более подробно они будут рассмотрены в следующих главах работы, посвященных отдельным видам ответственности за нарушение законодательства в сфере охраны труда.
2. Публично-правовая ответственность за нарушение трудового законодательства в РФ
Юридическая ответственность - это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. С момента возникновения юридическая ответственность была основана на санкциях правовых норм государственного принуждения, применяемого против правонарушителя.
В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т.д. Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают 5 видов юридической ответственности:
1. Материальная;
2. Дисциплинарная;
3. Административная;
4. Гражданско-правовая;
5. Уголовная.
Представляется, что такая классификация не совсем отвечает ее признаку, поскольку дисциплинарная и материальная ответственность может применятся в различных отраслях права, и в частности, в трудовом праве.
В связи с этим в настоящей работе ответственность будет классифицирована и рассматриваться по другому признаку, а именно: по частям системы права (подсистемам права). По этому основанию можно выделить следующие виды ответственности:
1. Публично-правовая ответственность
2. Частно-правовая ответственность
Публично-правовая ответственность применяется в отраслях, составляющих публичное право - конституционное право, административное право, муниципальное право, уголовное право, финансовое право и др.
И хотя трудовое право относится к частному праву, ответственность за нарушение трудового законодательства, которая предполагает наложение административных и уголовных санкций, является публично-правовой, поскольку она применяется органами власти.
В настоящей главе будут рассмотрены случаи возникновения административной и уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства.
2.1 Административная ответственность
Административная ответственность может наступать за самые различные нарушения норм трудового законодательства, включая нормы по охране труда.
Государственными инспекторами труда в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.
Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха.
Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.
В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28-5.34, 5.44 КоАП РФ. Петров С.М. Административная ответственность за нарушения трудового законодательства // "Кадровые решения" №4 2006, Электронный ресурс - http://www.profiz.ru/kr/4_2006/stat2/
Выделяются следующие особенности административной ответственности за нарушение трудовых и иных, связанных с ними правоотношений.
Основанием административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является административное правонарушение, посягающее на трудовые права и свободы граждан.
Практически все представители административно-правовой науки признают, что административное правонарушение выступает фактическим основанием для наступления административной ответственности, однако существенно расходятся во взглядах относительно того, является ли это единственным основанием или же существуют и другие основания для наступления административной ответственности.
Объективная сторона административных правонарушений в области трудовых отношений либо затрагивающих их выражается в действиях или бездействии, непосредственно либо опосредованно направленных на нарушение или на невыполнение законодательства о труде и об охране труда. В работе данный элемент охарактеризован для каждого состава административного правонарушения.
Субъектами административной ответственности за административные правонарушения в области трудовых отношений могут быть должностные лица (ст. 5.27 КоАП РФ) и работодатели или лица их представляющие (ст.ст. 5.28 - 5.34 КоАП РФ).
Понятие «работодатель» не тождественно понятию «должностное лицо». Как самостоятельная правовая категория понятие «работодатель» стало впервые употребляться в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Оно означало, с одной стороны, собирательное понятие «организация» в виде предприятия, учреждения в собственном смысле и назначении и, с другой стороны, работодателя как юридическое лицо, представляемое его руководителем. Термин «работодатель» получил официальный статус в федеральных законах от 11 марта 1992 года № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» и от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», ныне утративших силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Смысл этого термина в законах один: работодатель - это сторона трудового правоотношения, субъект, предоставляющий работу наемным работникам. В этих же законах было определено, что представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
С принятием ТК РФ «работодатель» и «представитель работодателя» наполнились новым содержанием. Работодатель определен как физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст. 20 ТК РФ).
Наряду с этим, ст. 34 ТК РФ предусмотрена такая категория субъектов, как «иные представители работодателей». Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
Подобные подходы к определению понятия «представитель работодателя» объективно создают дополнительные трудности для субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.28-5.34 КоАП РФ.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентирует, в том числе, и трудовую деятельность иностранного гражданина, т.е. работу иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). При этом, следует различать: а) иностранных работников, т.е. иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность и б) иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. иностранных граждан, зарегистрированных в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Из этого закона следует и то, что в качестве работодателя либо заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (части 2 и 3 ст. 13).
Анализ субъективной стороны рассматриваемых административных правонарушений позволяет утверждать, что их совершение предполагает только умышленную форму вины. Гетман Я.Б. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Автореф. диссерт. на соискание ученой степени к.ю.н., Ростов-на-Дону,2007. Электронный ресурс - http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1294107
В соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 2.10 КоАП РФ). В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Так, нарушение работодателем законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -- от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц -- от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее -- другого работника). Петров С.М. Административная ответственность за нарушения трудового законодательства // "Кадровые решения" №4 2006, Электронный ресурс - http://www.profiz.ru/kr/4_2006/stat2/
За совершение административных правонарушений в сфере занятости могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
· предупреждение;
· административный штраф;
· дисквалификация;
· административное приостановление деятельности.
Нарушение законодательства о труде и охране труда, согласно ст. 5.27 КоАП, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -- от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц -- от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -- влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. К должностным лицам организаций относятся руководители и другие работники, совершившие указанные нарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также в других случаях, указанных в ст. 3.12 КоАП.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных особенной частью КоАП, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания. Названный вид административного наказания устанавливается на срок до 90 суток. Исполнение данного наказания может быть досрочно прекращено судьей, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.
Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена также за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31); за уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32); невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33); увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34); принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого (ст. 5.40); отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42); необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного (ч. 2 ст. 5.42); сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44). За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа.
Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 КоАП РФ.
Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП РФ); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП РФ) и др.
Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение организациями санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических норм и правил, нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.3 и 6.4 КоАП РФ). Орловский Ю.П. Трудовое право России, М., «Инфра-М», 2008 г., с.530-533
2.2 Уголовная ответственность
трудовой законодательство нарушение ответственность
Уголовный кодекс РФ содержит как специальные составы преступлений, касающихся нарушения норм трудового законодательства (ст.ст.127.2,143, 145 и 145.1), так и общие составы преступлений, за которые лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение норм трудового законодательства.
Так, в ст.90 Трудового кодекса РФ говорится о том, что лица, виновные в нарушении законодательства об обработке персональных данных работника, могут быть привлечены в частности к уголовной ответственности.
Уголовная ответственность может наступить по ст. 129 УК РФ за клевету, если представители работодателя допустят при обработке персональных данных работника распространение о нем заведомо ложных сведений, порочащих его честь и достоинство или деловую репутацию.
Доказательством заведомости распространения указанных сведений могут стать письменные заявления работника работодателю об их недостоверности и сообщение представителями работодателя этих сведений другим лицам, несмотря на письменное заявление работника.
Уголовная ответственность может наступить по ст. 130 УК РФ, если при обработке персональных данных работника будет допущено унижение его чести и достоинства в неприличной форме, например с использованием нецензурной брани.
В ст. 137 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни работника, которые составляют его личную или семейную тайну, без его согласия.
Таким образом, наличие согласия работника на получение сведений о частной жизни, составляющих его личную или семейную тайну, может стать основанием для освобождения представителей работодателя, получивших такие сведения, от уголовной ответственности, но не для признания их действий соответствующими законодательству. Подчеркнем еще раз, что сбор сведений о частной жизни работника запрещен в ст. 24 Конституции РФ.
В ст. 138 УК РФ установлена ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Получение персональных данных с нарушением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, то есть получение сведений о работнике из указанных источников, является основанием для привлечения представителей работодателя, виновных в совершении указанных действий, к уголовной ответственности.
В ст. 140 УК РФ установлена ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в том числе в сфере труда, либо за предоставление гражданину заведомо ложной или неполной информации, если указанные деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Таким образом, отказ полномочного представителя работодателя, являющегося должностным лицом, в предоставлении работнику персональных данных, а также сообщение ему неполной или заведомо ложной информации о персональных данных может стать поводом для его привлечения к уголовной ответственности.
В ст. 136 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за дискриминацию, то есть за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. В связи с чем лица, виновные в ограничении прав и свобод в сфере труда по перечисленным мотивам, могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье, следствие по которой также ведут органы прокуратуры. Миронов В.И. Трудовое право России, М, ООО "Журнал "Управление персоналом", 2005 г, с.221-222
Таковы преступления, за которые лицо может быть привлечено к уголовной ответственности как за нарушение норм трудового законодательства, в случаях как эти действия совершаются в отношении работников.
Теперь раскроем специальные составы преступлений в сфере трудового законодательства.
Ст.127.2 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг).
Согласно ст.1 Конвенции относительно рабства от 25 сентября 1926 года рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ принудительный труд запрещен, каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Непосредственный объект преступления - право человека на свободный труд. Дополнительным объектом квалифицированных видов могут выступать безопасность жизни и здоровья потерпевшего.
Объективная сторона преступления выражается в организации рабского труда, т.е. в таком использовании виновным труда другого человека, при котором оно в отношении этого лица осуществляет полномочия, присущие праву собственности. Виновное лицо владеет, пользуется и распоряжается результатами труда подневольного работника, его услугами, а подневольное лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от их выполнения.
Преступление считается оконченным с момента фактического использования виновным рабского труда другого человека, если потерпевший по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или услуг. Количество отработанного времени потерпевшим при осуществлении такого труда значения не имеет. См. комментарий к ст.127.2. Комментарии к Уголовному кодексу РФ, отв.ред. Рарог А.И., М., 2008 г.
В ст. 143 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также смерть человека по неосторожности.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Объектом преступления, предусмотренного ст.143 УК РФ, является право человека на безопасные условия труда.